главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
   
Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994
К.В.Малиновская
Метафизические заметки к программе построения эпистемологии

совещание "СМД-эпистемология и схематизация"
1993
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш системомыследеятельностная эпистемология и эпистемотехника  
в разделш ульяновские семинары по смд-эпистемологии/ 1991-1994  
  инженерные знания и общая эпистемология/ 1991  
  системомыследеятельностная эпистемология и исследование/ 1992  
  системомыследеятельностная эпистемология и схематизация/ 1993  
  смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994  
     
     
  тема третьего дня
Дисциплины и интуиции системомыследеятельностной эпистемологии
22 февраля 1993
 
Камилла Васильевна Малиновская
Метафизические заметки к программе построения эпистемологии
формат microsoft word версия для печати
  22.02.1993, 11.00  
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я могу стереть?
Тема моего сообщения, такая условная, названа как "Метафизические заметки к программе построения эпистемологии". Я понимаю, что, с одной стороны, это тема как бы первого дня, когда мы обсуждали смысл и назначение этого совещания. И, вообще, задачи построения эпистемологии. А, с другой стороны, это, наверное, какой-то проход в завтрашний день. Поскольку в результате вчерашнего дня, который мне представляется самым значительным, действительно появились какие-то точки, которые затем могут разворачиваться в индивидуальные программы. И, собственно, мое сообщение в известном смысле фрагментарно, поскольку оно рефлексивно, И я в основном отношусь к тому, что происходило вчера и к тем докладам, которые были сделаны. При этом, не столько с позиции критика этих докладов. Я понимаю, что каждый выход и каждый заход имеют право на существование и имеют определенную культурную ценность. Скорее, это попытка уточнить мои собственные представления и попытка выйти на некоторые направления уже собственной работы, собственной программы работ.
И вот, первый момент, который мне показался очень значимым и который, на мой взгляд, не был дотянут и, может быть, не был достаточно определенно зафиксирован - это момент социокультурного определения. То. что вчера делал А.П., говоря об исследованиях по эпистемологии в ММК и их развертывании.
Мне здесь представляется очень важным и значимым следующий момент. Не повторяя того, о чем говорилось вчера, я обозначила бы только следующие две точки. Первое. До начала 80-х годов эпистемологические исследования в ММК разворачивались, я бы сказала, в идеологии отграничивания от тех традиционных представлений о науке, методологии, знании, которые сложились в европейской культуре. Или были представляемы в зарубежной и, тем более, я уже сказала в такой диаматовской странной форме советской философии.
Вот такое отделение было необходимо, такое отграничение. Я бы сказала, это было первое полагание эпистемологии. Полагание - как очерчивание той границы, которая позволяла сказать: мы - это другое, мы - это нечто. Вот такое внешнее.., как бы положение внешней формы. Этот момент мне кажется очень значимым. Поскольку, как мне представляется, с этого начинается цикл жизни новых формаций мышления - пока только как очерчивание пространства. И отсюда сам характер движения, характер работы, который на первом этапе <истории> ММК, как известно, состоял в ассимиляции различных, уже существующих в культуре организованностей науки, архитектуры, образования, педагогики и т.д.
Но, при этом, здесь есть, на мой взгляд, один очень важный момент. В отличие от других новообразований в культуре, ММК не противопоставлялся с целью героической борьбы с прошлым и, скажем, не занимался на манер диссидентов ожиданием перемен, а, по сути, задавал тот образ жизни, который позволял людям жить, нормально существовать.
Я бы сказала: не в ожидании перемен, а осуществляя реальную работу. И вот в этом плане я вспоминаю одно из своих впечатлений о последнем прошедшем съезде методологов.
Меня поразил один момент. Выступали представители разных генераций ММК. И по названиям их докладов, по заявкам нужно было как бы ожидать, что они будут, как это принято, <говорить> о своих теоретических достижениях. Там выступали люди, достаточно интересные и представляющие, наверное, лучшую половину лица современной советской философии. Но, по сути дела, все их воспоминания сводились к одному - к восторгу по поводу того, как здорово они жили. И главную заслугу ММК и ГП они видели в том, что им был дан импульс к совершенно новому, осмысленному, прекрасному (как это звучало в их речах) образу жизни.
Вот этот момент мне кажется тоже очень значим. Как это я теперь могу реконструировать? Я здесь частично использую схему В.А.Никитина о формациях мышления. Ведь, по сути дела, на первом этапе работа ММК производилась, на мой взгляд, и шла по двум направлениям. Двум линиям. С одной стороны - вот эта ассимиляция культурных организованностей. А с другой стороны - задание и реальное осуществление некоторого образа жизни. Вот то, что можно поместить в последнем нижнем слое схемы Никитина. И то, что мы тоже называли здесь - предуготовление человеческого материала. На мой взгляд это был первый этап ММК и, соответственно, эпистемологических исследований. Они были направлены на решение и осуществление этих задач. А затем они были оставлены.
Но оставлены, на мой взгляд, не случайно. Оставлены потому, что появилась сфера практики или вот эта игровая действительность, которая, вроде бы, не требовала на первый взгляд знаний. Поскольку одним из фокусов жизни и деятельности в оргдеятельностных играх было как раз распредмечивание. Вот эта расчистка места.
И, как мне представляется, вот на этом этапе истории ММК эпистемологические исследования были как бы отодвинуты. Хотя, если смотреть по текстам докладов и работ, они в таком неявном виде как бы присутствовали.
СИДОРОВ B.Е. - Можно в качестве примера такой позиции проанализировать игры, которые явно были направлены на научно-исследовательские разработки? <И в результате> складывалась эпистемологическая практика - построение категорий… Вчера об этом говорили. Пространство для этого было, оно задавалось, например, как послеигровое, когда год промысливалась прошедшая игра. Потом еще ряд игр и рефлексия по их поводу. А как следствие - наличие семинаров в Ульяновске, Обнинске, по проектированию. Они были, по сути, эпистемологическими. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Здесь я отвечала бы Вам таким образом. Я принимаю то, что Вы говорите. И возражений в этом плане у меня нет. Но я говорю, что, по сути дела, что вот эти семинары в Обнинске, Ульяновске... были мероприятиями из нынешнего этапа. Вот МMK... Тут еще, понимаете, жизнь ММК.
Она требует своего особого описания. Там все хитро и сложно. Как бы закладывались будущие этапы и прорабатывались в настоящем. Но прорабатывались таким образом, что те, кто потом приходили, переоткрывали все как бы заново. И знание (я пока употребляю это старое слово) знание, или схемы, или представления, которые были получены, могли жить и реально функционировать. В отличие, скажем, от научного знания, например, XVII столетия, или ХVIII, или даже XIX, с которым просто нечего делать. Но я сейчас привношу сюда вот какой смысл. На мой взгляд, сейчас вот начало 90-х годов, игровой этап жизни ММК как самостоятельный этап заканчивается тоже. По сути дела, мы сейчас вошли где-то в иной, третий этап. Я сейчас скажу, почему его я связываю с разработкой эпистемологии. Хотя, конечно, игры будут продолжаться, но вот сейчас, по-моему, начинает прорабатываться.,. Нет. Не так скажу. Ведь игры дали возможность сделать один очень важный, очень существенный, на мой взгляд, шаг, а именно, сформировать уже теперь... (ну, слово "окончательно" - не хорошее слово; оно оттуда, из той выглядывающей из-за доски головы), ну я бы так сказала, сформировали собственное содержание методологии посредством введения, предъявления схемы МД. Я бы сказала так: с появлением схемы МД у ММК появляется собственное содержание. И оно-то вот и становится предметом внимания и разработок.
И пространство эпистемологии, вот то, что обсуждал в первый день В.В., не в мире знания поверх объектов, предметов... На мой взгляд, оно располагается как бы поверх схемы МД.
И вот здесь я поняла ошибку в моем вопросе к А.П. по поводу того, является ли теперь эпистемология предельной рамкой для методологии. Конечно, нет, Вы мне ответили. Совершенно правильно.
Но у меня вот здесь теперь возникает... Ну, я не знаю, может в силу моей неграмотности, может действительно это место, к которому стоит внимательно отнестись и с которым стоит поработать. Дело в том, что когда мы выходим на программы такого рода, скажем, построение программы эпистемологических исследований внутри ММК или внутри истории ММК (поскольку, действительно, эта программа разворачивается внутри истории ММК), то понятия "рамки" оказывается недостаточно. Поскольку рамка сразу предполагает "объемлющее" и "объемлемое". Я не могу сказать, что эпистемология действительно предельная рамка для методологии. Но я бы сказала так, что вот для нынешнего этапа истории ММК эпистемология становится (не буду говорить единственно возможной, но я сказала бы так:) одной из стратегических линий развития, и, в этом смысле, предельной. Как самая важная, самая значимая, поскольку...
Но здесь уже говорили, я просто повторю как бы для констатации понимания. Поскольку та новая формация мышления, которая складывается, которая сформировала, как мне представляется, собственное содержание, требует теперь адекватного отображения в культуре, требует задания определенных форм жизни этой формации в культуре, определенных форм социокультурной организации.
А это, если двигаться в культурно-исторической традиции европейского мышления, заставляет нас обращаться к теме знания. Но, опять-таки, знания не как "знания о...", не знания об объекте, а построение различных систем знания. Которые, с одной стороны, могли бы обеспечивать дальнейшие циклы жизни самой методологии как особой формации мышления, а, с другой стороны, могли бы предъявлять ее в культуре, удерживать в культуре, позволять осуществлять разного рода социокультурные организованности типа школ, университетов, семинаров, сессий, научных центров и т.д. Т.е., я в этом вижу как бы изначальный смысл работы в теме "эпистемология". При этом…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно?
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. Я как раз хотела поставить точку.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно коротко сформулировать так? Методология - от движенческих форм к системе знания.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я приняла бы это красивое и точное название. Да. При этом я здесь подчеркнула бы еще такой момент. Собственно, движенческие... Вот, движенческая форма...
Я бы сказала так: от движенческих форм через игру к системе знания.
ЗИНЧЕНКО А.П. - <Через> практику, игропрактику.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет, через игру. В слове "игропрактика" я сейчас подчеркивав не слово "практика", а слово "игра". Как бы последующий этап. Нынешний, тот, который сегодня, был проигран, в игре, в игровых формах. В этом смысле - да. Я вот теперь на Ваше, В.Е., замечание еще раз отвечаю. Конечно, все это было.
СААКОВ В.В. - А.П., но Зайчик уже выдвигал подобные тезисы.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Хоронил.
СААКОВ В.В. - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. Он не хоронил. Он закрывал. Да, закрывал. Не похоронил.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Но смотрите, здесь как раз нет закрытия.
СААКОВ В.В. - Здесь - с неизбежностью.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Это все равно, что засунуть в ящик Пандоры. Оно там будет сидеть, а если кто откроет, то неизвестно, что произойдет. А захоронение предполагает надежность.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. Надежное, надежное.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Пойдут дальше процессы разложения всякого...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Ну, вот это, собственно, одна фиксация, которая связана с моим самоопределением посредством понимания социокультурной ситуации. Это один момент.
Второй момент. Это тоже замечание рефлексивного порядка. По отношению к схеме А.П., когда он рисовал вот эту машину программирования эпистемологических исследований. У меня замечание. Ну, опять-таки, не критическое, а скорее замечание в собственный адрес. Как бы прояснение собственного понимания. В то же время замечание, позволяющее мне работать завтра и выносить что-то с этого семинара уже за его рамки. Как мне представляется, когда мы рисуем эту машину и выделяем фигуру рефлексирующего Орга, то она, на мой взгляд, является ключевой. Я немножко дальше, в следующем пункте моего выступления к этому еще вернусь. Позиция Орга оказывается сложносоставленной или многосоставной.
При этом здесь у меня уже собственное видение и, м.б., в Вашей схеме этого не нужно было. На мой взгляд, эта позиция содержит не две, а три, по сути дела, ипостаси. Это - стратег, который удерживает целостность вот этого пространства. Я вот здесь обвожу. Удерживает целое за счет того, что держит стратегию, применяет стратегию. Затем, позиция, которую Вы прорисовывали как Программиста. Она мне кажется (но я условно называю ее программистом) очень важной. По сути дела, это есть тот, кто несет на себе, главным образом, всю работу. Поскольку программа есть как бы основная стержневая форма жизни, в данном случае, эпистемологии.
 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ К.В.Малиновская: Метафизические заметки к программе построения эпистемологии
© priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ К.В.Малиновская: Метафизические заметки к программе построения эпистемологии
 
И, опять-таки, целое удерживается за счет того, что разворачивается программа. Но это иное удержание целого, нежели у стратега. Ну и, наконец, удержание целого за счет организации самого этого пространства. Чисто пространственного… Я вспоминаю, Баженов Лев Борисович
на одной из Обнинских конференций ввел два хороших термина. Картинщик - тот, кто занимается картинами мира. Высокая профессия. И пространщик - тот, кто занимается проблемами пространства.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Пространщик - тот, кто <простыни> в...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет, пространщик просто организует.
Мне представляется, что эти три фигуры очень значимы. Поскольку каждая из них по-своему удерживает и организует целое. И если мы выходим на разработку эпистемологии, то эти три фигуры, позиции каким-то образом должны быть представлены один раз - как направление исследований, другой раз - как способы организации работ. И каким-то еще иным образом.
Но, вот так относясь к нашему совещанию, поскольку В.В. просил отнестись к двум фундаментальным докладам Луковенко и Андрейченко и к маленькому выступлению Зинченко, я бы сказала так. Позицию стратега держит Г.П. Держит ее очень крепко и по любому случаю не выдает. Позицию программиста - А.П., и В.В. - как пространщик города Ульяновска, поскольку это еще определенным образом и организовано.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <...> за доской очень сильно. Ведь она сделала доклад "Три источника, три составные части" (смех).
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Понимаете, в чем дело, Н.Ф., эти три источника Владимир Ильич придумал не сам.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Он вообще сам ничего не придумывал.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Придумал не сам.
СААКОВ В.В. - Ему некогда было самому.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Поэтому я бы не стала его цитировать. Но вот эти три позиции Орга я выделяла бы как... Ну, не знаю, если мы говорим о направлениях эпистемологических исследований, то они могут дальше трансформироваться в теоретических исследователей.
Скажем, линия Луковенко. Прикладной исследователь - линия Андрейченко. И технический организатор - А.П. Вот, я, пользуясь этим, хотела бы выделить еще один момент, который представляется мне тоже значимым. М.б. потому, что это для меня наиболее тонкое и слабое место - это техническая организация работ.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно тут замечание?
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да, поскольку я перехожу к третьему...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Одна из самых страшных ошибок, с которой боролся Г.П. - это склеивание знания с объектом. Вот сейчас, когда взята эта вчерашняя схема и начинается с ней работа. Вы реально это уже сделали. Особенно, когда стали указывать на персоналии, стоящие за теми или иными позициями, позиционерами.
Теперь. Что противопоставляется таким процедурам, которые Вы осуществили, склеив знание с объектом? Противопоставляется "употребление знания в функции" Скажем, в функции открытия горизонта, перспектив и планов. Если его употреблять в этой функции, в подлинной функции, то тогда Вы должны говорить и про стратега, и про программиста, и про организатора пространства, как про мыслимые позиции, которые могли бы быть кем-то заняты.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Заняты. Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Если будет стратегия, программа и организация работ, то говорить, что кто-то программист, кто-то техник, а кто-то стратег с моей точки зрения недопустимо.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет, А.П. Я ведь не это говорила. Я ведь употребляла фигуру речи. Употребляла к примеру, как бы. Я понимаю, конечно. Я отнюдь не пытаюсь эти позиции приклеить как знания или как значки к реальным людям. Нет, конечно.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но теперь давайте то, что Вы говорите.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я говорю, что при... Для того, чтобы могли разворачивать программу по эпистемологии, надо определять стратегию, надо выделять техники работ…
ЗИНЧЕНКО А.П. - И складывать программы.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Складывать программы. Надо выделять особые пространства и особым образом их организовывать для того, чтобы эти работы могли осуществляться.
Поскольку, стратегию надо обсуждать в одном режиме, программу - в другом режиме, проблемы, скажем, педагогики - в третьем и т.д. Конечно, я это рассматриваю как указание либо на направление работ, либо на способы организации.
ЗИНЧЕНКО А.П. - И стратегия, и программа по части эпистемологических разработок находятся сегодня на этапе складывания. Их нет. И поэтому мы не можем ничего конкретного или того, что можно было бы дальше <использовать> как денотат, указать как на денотат, туда положить. Это есть такие мыслимые, пока пустые места, из которых, мы говорим, и будет развертываться работа.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. И я рассматриваю это именно таким образом. Как обозначение мест и направлений работ.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Поэтому никаких Сааковых, Зинченко и Щедровицких там нет.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - A.П., но я же...
СААКОВ В.В. - Такие "эпистемические" организованности из Вашего списка необходимо исключить.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я же... Хорошо. Я уже убираю имена и фамилии. Хотя...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Почему? Те, кто сделал доклады - все здесь.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Сделавшие доклады как бы приклеились к этим позициям.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Вот этот момент я и фиксирую, констатирую. Поскольку когда есть схема, всегда очень просто находить в ней свое место. А пока ее нет, то и места вроде не находишь.
XXХХ - А вот Рустем (Максудов) ушел...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ушел Рустем. Но вот он, на мой взгляд, это вчера осуществлял...
XXХХ - <...>
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Ну, и последний кусочек, который я хотела бы сказать, проговорить. Это по поводу эпистемических, эпистемологических, прошу прощения, единиц. Тут как-то... Я понимаю, откуда это идет. Эпистемологических единиц. В том списке, который обнародовал вчера А.П., много чего интересного. И я думаю, что это надо долго осмысливать и понимать. Я для себя... в этом направлении как-то думала и двигалась. И как значимый тип выделила тип понятийно-категориальный. При этом здесь, как мне кажется, мы сталкиваемся в нашей ситуации - программирования эпистемологических исследований - на этом этапе истории ММК... Она достаточно интересная ситуация. Хотя, опять-таки, обращаясь к истории, я понимаю, что она была зафиксирована, даже частично описана. Но для нас, для меня она практически предстала впервые как реально значимая. Я имею в виду следующее. Когда мы начинаем работать с системами знаний, то каждый раз сталкиваемся с.., не буду пока говорить "понятие", буду ььворить "фигура речи". Сталкиваемся с "фигурами речи", очень такими странными, как бы двусоставными. Вот вчера обсуждалась такая фигура речи, как "организация материала". Это не организация кого и не организация чего. И не организация, как одна из форм существования материала. А организация материала как целостная единица, как целостная организованность.
XXХХ - <...>?
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Непонятно? Ну, вот я сейчас пишу: "организация-материала". Пишу через черточку. И говорю, что это есть одно. Это не есть организация, положенная на материал. Это не есть материал, подвергшийся действию организации. А это вот такая организованность, которая существует как целое. И полагается нами как целое, и, вроде бы, это требует иной работы по понятийному оформлению.
XXХХ - <Вы ее назвали?>
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - He знаю. Другой работы. А, с другой стороны, я бы видела в этом указание на то, что и эпистема, как единица эпистемологической действительности, тоже оказывается вот так сложно составленной. При этом, для удержания этой целостности требуются определенные действия и определенные работы. Т.е., сама по себе она не существует. И, в этом смысле, есть организованность искусственно-естественная. Или мыследеятельностная.
СААКОВ В.В. - И, тем самым, Вы косвенно указываете на типологическую проблематику или типологический метод.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. С одной стороны, да. Я бы сказала, и это тоже. Только тут не понятно, то ли это отнести к типологии... Ну, наверное, да. Я указываю здесь... Каким образом я вырубаю для себя этот кусок? Среди различных типов эпистемологических единиц я выделяю тип понятийно-категориальный, и говорю, надо вроде бы строить понятие по поводу вот такого типа мыследеятельностных организованностей. А, м.б., не понятие строить, а оформлять каким-то иным образом, но так, чтобы они могли быть <представлены>.
СААКОВ В.В. - Если Вы говорите как разработчик эпистемологических программ, Вы должны наметить предваряющие работы. Т.е., систематизацию тех представлений, способов работ, продуктов и результатов, которые так или иначе связаны с типологическим методом.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Конечно.
СААКОВ В.В. - Такие указатели.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я сейчас это формулирую как первое очерчивание темы.
СААКОВ В.В. - Я таким образом намекаю на одну из тематических сессий по эпистемологии и просил бы Вас...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Хорошо, В.В.
Ну, сейчас я чуть-чуть продолжу, уже относясь к Вашему замечанию. Если обратиться к текстам ММК, то мы обнаружим таких организованностей очень много. Самая яркая представительница, я бы сказала, - "мыследеятельность". Вот с такого типа понятиями или над такого рода понятиями ни философия, ни эпистемология в истории европейской культуры, на мой взгляд, не работали. А для наших задач это оказывается, вроде бы, очень значимым и существенным. Поскольку когда мы обсуждаем эпистему как эпистемологическую единицу, то здесь может быть зафиксирован еще один момент. Вроде бы, с одной стороны, такими ведущими категориями оказываются категории <типа> "форма-содержание". Но каждый раз и "форма", и "содержание" начинают выступать в виде двусоставных организованностей.
И я бы здесь попробовала различать, скажем, форму внешнюю, которая служит для ограничения, для обвода, например, при первом полагании. Прорисовывая границы, по сути дела, мы выкладываем эту внешнюю форму.
Или говоря словами Кузанского, выкладываем информацию. Я поняла, что мы к слову очень небрежно относимся. Те, из старых, прежних эпох относились, наверное, более внимательно.
У Кузанского - вот так через дефис: ин-формация. Как то, что сообщает о предмете. Как то, что предъявляет некоторое подобие предмета. Но вовсе не сам предмет. И форма, которая как бы удерживает содержание, предъявляет содержание - это, вроде бы, совсем другая <форма>. Вот на уровне самых первых различений и сопоставлений, говорю я, внешней формой может быть знак. А формой внутренней организации - схема.
Теперь спрашивается: так это форма или не форма? Вроде бы, форма. Но форма содержательная или форма-содержание. Я не знаю, но, во всяком случае, здесь надо очень тщательно провести, во-первых, реестр имеющихся понятий, слов и их употреблений. А, с другой стороны, реестр смыслов. С третьей - уже выходить на конструктивную работу с тем, чтобы это всё можно было бы употреблять в контексте эпистемологических исследований. На мой взгляд, это моменты важные и значимые. Вот, наверное, пока все.
СААКОВ В.В. - Спасибо. Отношение будет? Вопросы? (пауза)
В ходе Вашего сообщения вдруг достаточно ясно выступила, проявилась "санитарная" функция эпистемологии и методологических требований к разработкам. Очень важная функция.
И она проводит водораздел по жизни знаний. По жизни знания как его публикации (вспоминая общество "Знание" и всю его деятельность) и жизни знания как его систематизации. В этом смысле - герметизация, упаковка, хранение и, вообще.., необходимо спрятать.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. И из герменевтики очень интересная <следует> задача. Герменевтика, опять-таки в западной традиции, в основном разрабатывалась как разгерметизация, как проникновение к тому секрету, который есть в ящике Пандоры. А сейчас, по сути дела, ставится другая задача.
СААКОВ В.В. - Обратная.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Понимания как бы за счет понимания способа герметизации...
СААКОВ В.В. - Да.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - ...герметизации знаний. Поэтому позиция герменевта тоже двойная: тот, кто упаковывает и тот, кто распаковывает.
СААКОВ В.В. - Да. Вот теперь в схеме Рустема, в организации коммуникации... в контексте программирования эпистемологических разработок можно вводить следующих коммуникантов - герметика и герменевтика.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Такие специальности.
расшифровка - Е.Саакова, редакция - В.Сааков, 1993, 2010-02-01
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2010
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 18 февраль 2010
последнее обновление
02 февраль 2012