главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
   
Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994
С.Б.Крайчинская
К проблеме форм существования эпистемологических организованностей

совещание "СМД-эпистемология и схематизация"
1993
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш системомыследеятельностная эпистемология и эпистемотехника  
в разделш ульяновские семинары по смд-эпистемологии/ 1991-1994  
  инженерные знания и общая эпистемология/ 1991  
  системомыследеятельностная эпистемология и исследование/ 1992  
  системомыследеятельностная эпистемология и схематизация/ 1993  
  смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994  
     
     
  тема третьего дня
Дисциплины и интуиции системомыследеятельностной эпистемологии
22 февраля 1993
 
Светлана Брониславовна Крайчинская
К проблеме форм существования эпистемологических организованностей. Эпистемологическое материаловедение
формат microsoft word версия для печати
  22.02.1993, 11.00  
К проблеме форм существования эпистемологических организованностей. Эпистемологическое материаловедениеКРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Я первый раз участвую в совещании по эпистемологии и поэтому при подготовке к нему испытывала некоторые трудности. Я поняла, что для меня отсутствует контекст эпистемологической проблематики. И войти в него, не зная истории обсуждений, не представляя как все это двигалось, я просто не могу. И поэтому моя цель - войти в эту проблематику и, соответственно, выйти на исследовательскую тему, которая бы мне позволяла в соответствии с моими интересами удерживать пространство или фронт разработок.
И вот первый момент, который я могу сейчас осмыслить. Это рефлексивная сдвижка, происшедшая с моим пониманием за счет этого совещания. В какую сторону? Началось это даже не вчера, а еще в первый день. Когда я попала на доклады Олега Филюка и Елены Ланганс. Когда проблематика эпистемологии стала вскрываться подобно тому, как она может быть сейчас зафиксирована. И если первый момент для меня был достаточно очевиден, а именно, что знаний нет, что есть некоторое синкретичное образование, очень разнослойное и неоднозначное. То теперь после вчерашнего дня я вынуждена сказать, что остальные термины, употреблявшиеся по отношению к эпистемологии, в частности схемы и знаки <должны рассматриваться аналогично>. Я теперь могу сказать: схем - нет; знаков - нет. И сейчас я буду это пояснять.
Вначале я сошлюсь на доклады, которые продвигали меня в этом понимании. Вот первый момент, который для меня зафиксирован докладом Елены Ланганс. Она различала схемы в мышлении и схемы в понимании. Во-первых, как разнородные образования. Во-вторых, явно не тождественные, живущие в разных процессах и постольку разные, хотя называла она и то, и другое, если я не ошибаюсь, схемами. Схемы в мышлении и схемы в понимании.
Второй момент был отмечен на докладе Юрия Виленовича, когда обсуждая схематизацию, oн стал вводить проекции и, тем самым, представлять саму схематизацию как бы не через нечто одно, а через разное. В этом смысле, данный принцип проекции указывает для меня на то, что нельзя класть схемы и обсуждать как что-то одно, однородное и однозначное. И уже в этом контексте я воспринимала доклады и Андрейченко, и Зинченко. И из всех этих сообщений и выступлений я выделила несколько моментов, которые касаются эпистемологических единиц разного рода. Я выскажусь пока очень условно. О моментах, характеризующих, собственно, их существование.
Первый момент. Это характеристика движения. Характеристика того, что они существуют в разных местах и движутся по разным местам. Второй момент. За счет данного движения меняется тип существования. И, вроде бы, этот момент, я так поняла, отмечал H.Ф. (Андрейченко), обсуждая знание в системах деятельности и знание для организации действия как разные знания.
Или как меняющие тип существования. И еще один момент. Практически, я о нем сказала. Это момент неоднозначности. Например, одна и та же схема может быть неоднозначна, т.е. иметь ряд значений в зависимости от контекста, в который она помещается.
Я все это зафиксировала бы на следующей схеме, задающей для меня как бы принцип или пространство существования эпистемологических единиц. Я зарисую.
Эта схема указывает для меня, удерживает, собственно, эпистемологическую проблематику. В чем эта проблематика заключается? Это все тоже звучало в разных местах и выделано во многом, исходя из докладов и того обсуждения, которые состоялись в предыдущие дни.
Значит, первый момент. Эпистемологические единицы порождаются в определенных системах. Я рисую эту порождающую систему, систему порождения. Второй момент, достаточно очевидный для всех здесь присутствующих. Эпистемологические единицы употребляются в определенных системах. Или могут быть употреблены определенными системами. Рисую системы употребления. Третий момент. Момент, связывающий. Особые системы, которые я называю системами трансляции. Это есть системы связывания. Системы, которые завязаны как на системы порождающие, так и на системы употребления эпистемологических единиц.
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ С.Б.Крайчинская: К проблеме форм существования эпистемологических организованностей
© priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ С.Б.Крайчинская: К проблеме форм существования эпистемологических организованностей
схема 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ С.Б.Крайчинская: К проблеме форм существования эпистемологических организованностей
© priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ С.Б.Крайчинская: К проблеме форм существования эпистемологических организованностей
ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно тут замечание по поводу схематизации? Поскольку ты рисуешь ситуацию порождения, замкнутую на ситуацию употребления, постольку система трансляции оказывается принадлежащей одной из них. Т.е., не имеющей собственного существования.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Мы ее можем мыслить или специально выделять, как имеющую собственное существование. Но это - некоторая условность по отношению к системам порождения и употребления.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но вот такая запись (я фиксирую) этой <интерпретации> уже не допускает.
СААКОВ В.В. - Нужно в разных плоскостях или пространствах.
ФИЛЮК О.Ф. - Она может рисовать организованность, зажатую двумя системами.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот я об этом и говорю, ребята. Она так нарисовала. А если рисовать отдельно ситуацию порождения, отдельно ситуацию употребления, а третьим кусочком, захватывающим оба предыдущие, вот эту третью сущность, то стоять за всем этим дальше будет совсем другое.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Нет. Но...
ФИЛЮК О.Ф. - Она же правильно сказала: в зависимости от того, куда мы смотрим. Если мы смотрим в "центр" и говорим, что эта организованность "зажата", то действительно мы говорим только про организованность, которая существует. А если мы говорим, что есть две структуры, которые конституируют <другую> организованности, то <...> не всегда <такое бывает>. Тогда совершенно другая ситуация.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Я об этом и говорю.
ФИЛЮК О.Ф. - И я об этом говорю.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Здесь вопрос как бы в...
ФИЛЮК О.Ф. - Если в "центр" смотрим - то есть, а если по краям - то нет.
ЗИНЧЕНКО А.П. - В ее рисунке возможны два прочтения. А вот третье, при котором мы можем фокусироваться на системах трансляции и рассматривать порождение и употребление как факультативы или превращенные формы трансляции, вот этого на ее схеме уже нет.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Здесь есть одно место, на котором можно фокусироваться. И два места, из которых можно все это удерживать. То, что они открыты, для меня является важным моментом. Эта открытость…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Здесь возможно еще одно прочтение. Если смотреть теперь на эту схему, убирая пока слова, которые произносила С.Б., то возможно еще и такое прочтение. Есть система порождения. Она либо устроена так, что уже содержит в себе систему трансляции. И наличие этой системы трансляции позволяет, предположим, пристраивать к ней систему употребления. Либо, говорю я, наоборот. Есть некоторая система употребления, устроенная таким образом, что там есть место для трансляции. И, благодаря этому, она может что-то прикладывать из порождающей системы. Т.е., как я понимаю, система трансляции оказывается не с собственным местом, а каждый раз в какой то другой системе.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Договорились об этом, да? Но смотрите, что делаю я. Я хочу различить два языка.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Если схема нарисована - ее можно читать. И докладчик может молчать. Он нарисовал схему - вот она. Ее прочли. И есть совсем другой подход, на котором настаивает Олег. Он говорит: схема есть схема, а я могу еще в своем тексте по-разному обговаривать то, что нам надо проживать.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <Человеческий фактор>.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет, про планы отнесения рисунка.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет. То, что сказал Олег, это еще одна из рефлексий. По отношению к одному из первых авторских предъявлений. <А есть схема> и множество читателей. Соответственно, множество интерпретаций. И каждый представит то, что... И автор этой схемы сам дает одну из возможных интерпретаций. А мы уже читаем.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. Автор, тем самым, организует направленность наших интерпретаций. Задает той графикой, которую употребил.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Естественно. Но, с другой стороны, давая своей графикой эту исходную интерпретацию, он задает в дискуссии направления возможностей мыслить.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но, тут вопрос. Эта схема - есть схема, которая упаковывает в себе весь материал дискуссии или наоборот? Ситуация может изменить схему?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Теперь делается рефлексивный "стоп" и мы говорим: "используем схему Крайчинской". Вернее, я ее использую для организации данной ситуации коммуникации, которая сейчас разворачивалась.
ФИЛЮК О.Ф. - Вот неправильно. Потому что схема берется уже как данная организованность. И теперь говорится, что схема есть такая организованность, которая задается тремя пунктами: различать, организовывать, онтологизировать. И теперь начинаем разбираться с этими пунктами. Что различает? Что организовывает? Что онтологизирует? Там нет Вашей схемы <типа> "исключите-подпишите-…" (смех), которая будет собираться каждый раз по-разному...
СААКОВ В.В. - Нет, Олег...
ФИЛЮК О.Ф. - ...и для каждой ситуации, совершенно уникальной...
СААКОВ В.В. - Олег, схема как схема идеального объекта. Раз. Второе. Схема как организация одного из МД-процессов, как схема организации. Вот про это?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Я в этом же пункте хочу зафиксировать одну вещь. Эпоха до Гутенберга была характерна священным отношением к тексту. И ММК на ранних этапах сохранял именно это отношение. Было священное отношение к тексту, когда читали Аристарха Самосского... Теперь...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Священное отношение к схемам.
ЗИНЧЕНКО А.П. - …должно быть священно отношение к...
ФИЛЮК О.Ф. - Текст был самой, как бы, вольнодумной практикой, на встречавшихся в исторических эпохах.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Извини, извини. Вот, я например, стою на позициях священного отношения к текстам. И утверждаю, что вот так - "через запятую" - мы теперь с этой схемой работать не можем.
Мы сейчас употребили то, что нарисовала Света, для организации здесь коммуникации. И вот этот центральный пункт, с этой "линзочкой"…
ФИЛЮК О.Ф. - Это Вы употребляли для организации коммуникации. Я употреблял для увеличения степени различительности.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. Поскольку ты же проделал ту же самую работу, что и я. Но в редуцированной форме.
СААКОВ В.В. - И приговаривал к ней, а не считывал.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да.
ФИЛЮК О.Ф. - Так я и говорил про различительность. Я схему не читал. Я артикулировал ее определенную функцию.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Поэтому для тебя то, что нарисовано на доске, не есть схема. Для тебя есть на доске три точки. И ты говоришь: одна про порождение, другая про употребление, третья про трансляцию. Ты редуцировал нарисованную Крайчинской схему к трем точкам.
ФИЛЮК О.Ф. - Или по-другому: есть сфокусированная, а есть расфокусировка. Могу такую различительность…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Пожалуйста. Но, тем самым, ты все время проводишь отступление.
СААКОВ В.В. - И тезис Светланы ты здесь немного сдвигаешь в сторону. Для нее схема - как связность. И поэтому выделение изолированных, каких-то самостоятельных сущностей...
ФИЛЮК О.Ф. - Нет. Это план, взятый Зинченко. И она как раз, по-моему, против этого и возражает.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А еще неизвестно. Она сидит и думает. Соображает.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - При желании из этой схемы можно выделять и изолированные сущности.
ФИЛЮК О.Ф. - Можно. Если сфокусировать...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Но при этом, опять-таки, <...> несколько разных текстов.
ФИЛЮК О.Ф. - Если собрать эти три функции определенным образом.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет, я говорю...
СААКОВ В.В. - Но в схеме?
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - При этом - несколько разных, других текстов.
СААКОВ В.В. - Но, в схеме уже. В схеме. Да? Нет?
ФИЛЮК О.Ф. - Если собрать - да. Но можно совершенно по-другому собрать. Получим совершенно другое.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Олег, но теперь смотри...
ФИЛЮК О.Ф. - При этом же самом рисунке.
ЗИНЧЕНКО А.П. - …мы с тобой эту ситуацию обсуждаем в разной направленности. Моя направленность состоит в том, чтобы увеличить возможности. А ты все время хочешь обрезать.
ФИЛЮК О.Ф. - Я всегда думал, что возможности увеличиваются при различении.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <Хочешь> кастрировать.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Кастрировать.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Обрезать - это нечто другое.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Зачем тебе кастрат?
ФИЛЮК О.Ф. - Нет. Кастрировать - это как-то не по моей части.
СААКОВ В.В. - Олег, А.П. говорит о возможностях, содержащихся в конструкции, а не о…
ФИЛЮК О.Ф. - У А.П. на самом деле... Он возражал против объективации, а на самом деле у него самого мышление устроено объективирующим образом. Он не удерживает поле возможных контрастов и поле возможных прорисовок.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Схематически. Схематически устроено.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Олег, а наверное, нет. Он ведь возможности рассматривает сразу как существующие. Все.
ЛАНГАНС Е.Г. - Все.
ФИЛЮК О.Ф. - Он собирается. Он же делает одну определенную сборку, фиксирует ее как логически правильную, а все "неправильные" с логической т.зр. возможности отбрасывает.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Совсем нет. По-моему, наоборот.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Я хотел привести текст Крайчинской в соответствие с рисунком. Почему я ее остановил? Говорю: Света, то, что ты сказала, не соответствует графике. И ты должна центральную зону...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но я вот этого пока не понимаю.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Как?
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Я пока не понимаю этого "несоответствия". Не вижу пока.
СААКОВ В.В. - В этом есть тоже определенный смысл. Как на докладе Лены Ланганс мы устанавливали "зазор" между схемой и текстом, между ее тезисами и тем, как она действовала.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Отлично. Вот, смотри. Поскольку у Крайчинской здесь "зазор" - то появляется осмысленность.
СААКОВ В.В. - Да, да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - И возможность обсуждать.
ФИЛЮК О.Ф. - В чем состоял тезис докладчика? В том, что схемы - нет. А что это значит? Что схема все время распылена. А есть, на самом деле, некоторый тип мышления, который удерживает эту распыленность.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот это - и есть схема.
СААКОВ В.В. - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Это есть схема.
СААКОВ В.В. - Конечно.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но, в этом смысле, схема - не вот это (показывает)…
(многочисленное обсуждение)
ФИЛЮК О.Ф. - Я говорю, <что читать...>...
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - <Если не схема объекта>, то схема чего?
ФИЛЮК О.Ф. - Если вы начинаете читать эту графему.., то...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Подожди, Олег. Я не отождествляю рисунок на доске со схемой.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Я его назвала схемой-принципом, схемой принципа. Для меня вот то, что нарисовано, это не есть схема. Я не могу сказать, что это схема. Для меня схема - это вот все это, и туда, и сюда...
СААКОВ В.В. - Нарисован принцип.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Света, ты своей мыслью и текстом, который произнесла, выкладывала некоторую схему.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Вот, и поэтому, когда...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Затем - рисунок...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но, когда ты говоришь о несоответствии схемы, то имеешь в виду рисунок?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Рисунок того, что ты <называешь> схемой <как схемой>.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - А я вот этого не могу понять?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Которая содержится в твоем тексте и мысли. Которая стоит за этим текстом.
СААКОВ В.В. - Это - к чистописанию.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да, замечание к чистописанию. Но очень важное замечание. Поскольку схема… Мы же глядим на нее. А из психофизиологии известно, что визуальные образы куда сильнее, чем те, что попадают через уши.
СААКОВ В.В. - В сто раз (смех).
ЗИНЧЕНКО А.П. - В сто раз... Ну, не будем. Но ясно, что сильнее. Поскольку слова уже растаяли, они уже были произнесены... А вот рисунок - на доске. И мы все в него уперлись. И он будет на ней оставаться и дальше.
СААКОВ В.В. - Даже если сотрем (смех).
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Все зарисовали?
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Другого не будет.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Поэтому вопрос о соответствии схемы твоей мысли, которую ты выразила в тексте-речи, и рисунка, которым ты сопровождаешь это высказывание…
ЛАНГАНС Е.Г. - Здесь есть еще вопрос, Света. А это была мысль или это было понимание? Или это была рефлексия? В этом смысле, схемы мысли - это одно. Это те, о которых говорит А.П. ...
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Мысль - есть продукт при полном ее <изничтожении>.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет, Коля. Посмотри, Лена, я утверждаю, что это была мысль.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но эта схема для меня удерживает проблемное поле. И в этом смысле я не могу как бы вот здесь различать. Но в этом смысле я могу по ней рефлектировать… Да, могу.
ЛАНГАНС Е.Г. - В этом смысле, "схема мысли" или "схемы в мышлении" - это ставшие, нормативные, <конфликтные>... И постольку то, что требует А.П. - это очень правильно. Ты двигаешься к проблеме. И это совсем другой ход. Здесь может быть много чего неправильного, непонятного.
СААКОВ В.В. - Я бы даже рискнул указать - к какой проблеме. Соотношения объективации (артикуляции, означения, тематизации…) и онтологизации. И как эти два процесса взаимодействуют при мыслительной работе.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но это как бы очень широкие и общие рамки. А вот, на мой взгляд, есть более локальный кусочек. Вопрос о выразительности или вопрос об интенциональном выносе во вне. Того, что сложилось как мысль.
СААКОВ В.В. - Это к первому, <к общим рамкам>, на мой взгляд, относится.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Но я обсуждаю только вот этот маленький, локальный кусочек.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Насколько понял, это доклад о выражениях, о выражении.
СААКОВ В.В. - Я понял, что у эпистемологии гораздо более тяжелые обязанности, нежели санитарная служба. Это должно быть нечто инквизиторское. Культурная роль инквизиции в становлении методологической формации.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Такая санитарно-эпидемиологическая служба. Если кто-то в доме заболел, то этот дом обрызгивают разными ядами. Чтобы, не дай бог, никто еще не заболел. Тотальная чистка.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <Да>...
ФИЛЮК О.Ф. - С какой-то назойливостью проявляется тема гигиенического отношения к мышлению. <Чистое, чистка> мышления (смех).
СААКОВ В.В. - Действительно, чистое мышление.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Вымытое.
(одновременные реплики)
ЗИНЧЕНКО А.П. - Возвращаясь к замечению Е.Г., я настаивал бы на том, что мы имеем дело, вот в этом "теле", с чистым мышлением. У Крайчинской была рефлексия по поводу вчерашнего. Она анализировала то, что обсуждаюсь. Затем сформировалось некоторое смысловое поле. Или поле понимания. И теперь она должна осуществить вынос. Во вне. То, что называется, задать интенциональность.
СААКОВ В.В. - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - И ей нужна для этого форма. И эту форму, которую необходимо вынести, она конструирует в мысли. А затем все это рассказывает в тексте. И закрепляет еще рисунком на доске. Этот момент вынесения очень сложен. Надо сконструировать нечто по поводу сложившегося понимания "чистой мысли". Затем передать это в тексте. Ну, а еще есть такая манера, принятая среди методологов, рисовать схему. И каждый бы зарисовал все это как Отставнов, не глядя на Крайчинскую. А только слушая текст. И вот, у меня проблема...
ФИЛЮК О.Ф. - Если она сказала, что структура порождения и структура употребления и их сложная связка задают вместе схему, она про схему ничего бы не сказала?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот она бы сказала другую мысль. Другую.
ФИЛЮК О.Ф. - Значит, не то…
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но я не знаю, как иначе. Вот, я не понимаю пока, как я могу иначе изобразить этот принцип, который хочу донести. Принцип как бы замыкания в одном месте трансляции…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Света, ну это же и есть то, что поэт назвал "мысль изреченная есть ложь". И здесь начинаются проблемы выражения. Надо искать форму.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - С.Б., можно вопрос? Вроде на понимание, но и как-то на продвижение, на движение по этой схеме. Для Вас система порождения и система употребления - это не просто, видимо, разные системы, но системы, которые в своем естественном осуществлении, существовании как бы нуждаются в некоторой соорганиэации? Да?
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Нет.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Потому что, понимаете, на Вашей рисовке… Вот если бы я сейчас убрала слова "система трансляции"… Если бы имелся только Ваш рисунок, и отсутствовали слова "система трансляции", то я бы понимала Вашу схему именно таким образом. Ну, вот просто как бы находят друг друга, и за счет этого у них что-то получается. Либо, говоря я, Вы их полагаете как разное. Одно, другое... Но говорите: было бы здорово, если бы они были соорганизованы. Тогда у Вас система трансляции оказывается…
СААКОВ В.В. - Тогда она вообще не нужна.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Нет.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Нет?
СААКОВ В.В. - Она вводит, вроде бы, по поводу трансляции очень глубокий и тонкий смысл.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Что для меня означает идея вот этой "системы трансляции"? Возможность смены типов существований. Возможность движений.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Да. Но, смотрите...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Следовательно, эта система третьего типа.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Конечно.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Которая меняется.
СААКОВ В.В. - Да.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Третьего типа. Но она есть, как бы… Она связывает два других <типа существования>.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но все равно имеет имманентный...
СААКОВ В.В. - Принцип неоднозначности: нельзя свести ни к ситуации порождения, ни к ситуации употребления. Связывает вот этим принципом неоднозначности.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Да, нельзя.
(одновременные реплики)
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Я бы рискнула употребить такую метафору. Для того, чтобы перейти в другой мир, надо пройти через чистилище. Стать другим.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А почему?
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Ну, да. Да.
МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Проходя через систему трансляции, то, что появилось в системе порождающей, может перейти в систему употребления. Но пройдя вот через это "чистилище". Через этот санитарный кордон. Наверное, этот кордон должен быть как-то обозначен.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Ну, да. Это не есть простое пересечение. Вот, не знаю… Но смысл в том, что это еще как бы сверху нарисовано. Вот это выделенное место. Т.е., ...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Теперь, смотри, еще один пункт.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Да?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот человек, уже изощренный в схематизации, знает… У него есть знание о том, что есть так называемые "Эйлеровы круги". Ты тоже об этом знаешь. И вот, эта графика на доске есть калька с эйлеровых кругов. А за этими кругами в логике уже имеется определенное содержание. Очень определенный денотат...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Ну, да. Пересечение.
ЗИНЧЕНКО А.П. - …о пересечении двух разных по смыслу понятий.
СААКОВ В.В. - И можно вырисовывать, как минимум, семь типов подобных пересечений.
ФИЛЮК О.Ф. - Человек, который ушел к системному анализу, знает, что есть конкурирующие системы. Лефевр по этому поводу написал целую книжку. По поводу конфликтующих структур. Ее система трансляции есть такая средняя система, на которой разворачивается конкуренция.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Но это совсем другой смысл. И этой схемой не ухватывается.
ФИЛЮК О.Ф. - Почему? Почему?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но у Лефевра есть и графика...
ФИЛЮК О.Ф. - Именно эту схему вводили в подобном контексте.
СААКОВ В.В. - А.П., но при всем этом существует система знаний, о чем говорит Олег. От этого никуда не деться. И если ее отодвигать и вытирать, то, действительно, не поймешь, какие назначать критерии схематизации. И что считать...
ФИЛЮК О.Ф. - А у меня на это есть ответ. Я могу даже обсудить, вот что там является пересечением, на чем происходит конкуренция. Система является некой третьей, конкурирующей по отношению к первым двум? Или, допустим, какой-нибудь материал?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Олег, Олег... Вот, мы с тобой уже определили. У меня - священное отношение к текстам...
ФИЛЮК О.Ф. - А у меня тоже священное.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А у тебя - наплевательское.
ФИЛЮК О.Ф. - Например, я знаю, когда вводили эту схему и в каком контексте.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, подожди. Интенции у нас разные, я говорю. Смотри, если будет сделан шаг в рисовании или в графике.., а нас как учили учителя? Один шаг в форме дает возможность продвинуться на тысячу шагов по содержанию. И я настаиваю на том, что та мысль, которая содержалась в высказывании Светланы, требует поиска адекватной формы. Если она берет вот эту форму, то лишает себя этого труда. Лентяйка. Вместо того, чтобы искать форму и, тем самым, вот это содержание или какое-то другое, которое у нее будет, развернуть и сделать содержанием - все это будет превращено в обалтывание. Поскольку болтать про это, вот такую зарисовку, можно все, что угодно. И Лефевра сюда притягивать...
СААКОВ В.В. - Ну, тогда здесь.., в этой рисовке необходимо видеть, как минимум, две схемы. Первую - как свертку всех тех сумм знаний, которые...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно помыслить,
СААКОВ В.В. - …которые связывают этот рисунок. Да?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да.
СААКОВ В.В. - И ту <схему>, куда все это будет развертываться.
ЗИНЧЕНКО А.П. - И то новое, ту новую идею. А ведь идея, если она идея, должна сразу полагаться как новое.
СААКОВ В.В. - Вот. Видеть как бы две эти схемы в одном рисунке. И снять сейчас противоречие между Вами и Олегом.
ФИЛЮК О.Ф. - Важно достаточно точно относиться к тексту... Она четко говорила, что знаний нет, схемы нет. Они порождаются в сложных структурах. И нужно относиться через это порождение,
ЗИНЧЕНКО А.П. - Олег, но тогда ты снимаешь вопрос с системами трансляции. Вот, произнесен некий текст здесь, мы его выслушали, получили кайф и разошлись.
СААКОВ В.В. - Олег сейчас работает по схеме. Он указывает на ситуацию порождения.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да, но система трансляции.., я так понимаю Свету, это же не коммуникация.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Нет.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А это - трансляция. Которая предполагает...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Другую форму организации.
ЗИНЧЕНКО А.П. - ...пролонгацию.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А для того, чтобы обеспечить пролонгации, надо обеспечить не только свое понимание текста, но еще возможность перенести то, что она сказала...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Другим.
ЗИНЧЕНКО А.П. - …через месяц рассказать то же самое другим людям. И чтобы они поняли.
ФИЛЮК О.Ф. - Понятно. Поэтому эту схему читать через круги Эйлера нельзя, поскольку введена категория "система". И эти две системы накладываются. Нужно разобраться с тем, как могут накладываться эти две, вообще, две системы.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Это круги Эйлера накладываются.
ЗИНЧЕНКО А.П. - На чем соединяются и как накладываются друг на друга системы?
ФИЛЮК О.Ф. - Почему это наложение..?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Кстати, это ведь есть ход или подсказка к рисованию. Вот, если мы обсуждаем введение тобой такой сущности, как система, то их пересечение уже вполне определено.
СААКОВ В.В. - Ты вчера обсуждал один из способов.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - На материале.
СААКОВ В.В. - Да, на материале.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Я, в принципе, туда и двигаюсь. Но... (пауза) Сейчас я не очень понимаю, насколько это возможно. А вот что? Схемы могут читаться только как плоскостные?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Конечно, нет.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Для меня вот, неплоскостное ее чтение только и позволяет по ней двигаться. Т.е., … А неплоскостное <чтение> задается для меня вот теми маркировками, которые я подписала. Т.е., если бы не было слов, то я ее так и читала бы - плоскостно. А поскольку ее нельзя прочитать плоско, то... Ну, с маркировками... С маркировками я для себя как бы расширяю… Для меня схема - это рисунок со словами, которые там написаны. Вот, в этом принцип.
СААКОВ В.В. - Не рисунок, а скульптура.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Ну, я так тонко не различаю.
СААКОВ В.В. - Тем не менее, и схема-рисунок не должна противоречить принципу Эйлеровых кругов.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Да. Принцип сохраняется. Принцип пересечения. Но, в этом смысле, как формальный принцип.
СААКОВ В.В. - Да.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - И не имеет смысла, пока не связан с той... С надписями, с маркировкой.
СААКОВ В.В. - А это указание на разное содержимое в отличие от Эйлеровых кругов. Поскольку там все на одном материале.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Да. А здесь указаны разные системы. Три разные системы.
ФИЛЮК О.Ф. - Мне кажется привлечение Эйлеровых кругов совершенно излишним. Эйлеровы круги демонстрируют некоторое логическое отношение. Если разбираться с логическим отношением здесь, то придется разбирать этот ряд: система порождения, … Потому что "система" - это онтологическая характеристика, а "порождение" - теоретико-деятельностная. Придется восстанавливать соотношение деятельностной парадигмы и логической. Схема удвоится, потому что мы будем вынуждены говорить о том, как ее опосредуют логические переходы, и что эта схема, к примеру, есть в деятельности.
СААКОВ В.В. - Хорошо.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но принцип перерисовки должен состоять, на мой взгляд, в том, что рисуй-ка просто три отдельных.., три отдельных то ли кружка, то ли вот таких полуэлипса.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но тогда теряется смысл.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. Тогда появляется возможность работать с категорией системы. Поскольку поверх трех этих полуэлипсов ты можешь мыслью восстанавливать различные структурные связи, фокусируясь на одном, втором и третьем. И выделять, тем самым, три разных типа материала. И у тебя гигантски увеличивается набор возможностей.
СААКОВ В.В. - Здесь - калька, уже снятая со схемы. И пока можно только наметить ее отдельные конструктивы. Это три полуэлипса.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Да.
ФИЛЮК О.Ф. - Я отчасти, м.б, даже и согласился. Даже не три полуэлипса. А просто нарисовал бы в середину круг.
схема 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ С.Б.Крайчинская: К проблеме форм существования эпистемологических организованностей
© priss-laboratory, 1993
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и схематизация/ 1993/ материалы 3-го дня/ С.Б.Крайчинская: К проблеме форм существования эпистемологических организованностей
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но - пунктиром. Пунктиром.
ФИЛЮК О.Ф. - Да. И чтобы на этом круге сходились бы два разных...
ЗИНЧЕНКО А.П. - В этот пунктир кладутся разные трассы. Или разные по структуре проходы появляются. И снимаются типы отношений.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Ну, собственно, это ухватывает смысл, который я хотела удержать. По поводу отношений или соотношений разных систем, и проблемы специфичных или неспецифичных материалов-носителей, вопросы смены материалов...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот, надо отдельный рисунок.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Я могу такой рисунок сделать (рисует), хотя...
ЗИНЧЕНКО А.П. - А ты говоришь, что схем не бывает...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Бывают, они бывают...
СААКОВ В.В. - И уже двух типов. Один из них - стоп-схемы, которого нам, вроде бы, удалось избежать. Но этот принцип остановки также необходимо выделять.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Кстати, это понятие - "стоп-схема" - в свое время вводил Наумов.
СААКОВ В.В. - Вот, знак является стоп-схемой?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Знак? Нет. Знак - материал и схемой вообще не является. Знак вообще не схема.
СААКОВ В.В. - Хорошо. Я "схему" уберу. Он - не "стоп"?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Что ты имеешь в виду?
СААКОВ В.В. - Знак.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <...>
ЗИНЧЕНКО А.П. - Мы же знаки сами творим, лепим по своему усмотрению. А вот схемы - нет.
СААКОВ В.В. - Если мы "знак" рассматриваем в структуре, в треугольнике "смысл - указатель на него - денотат", то это все превращается в циклическую структуру. Т.е., в стоп…
ЗИНЧЕНКО А.П. - У них было очень мало различений. У этих...
СААКОВ В.В. - У этих - да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - У них не было понятия схемы.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Я сейчас поняла, почему мне так понравилась эта рисовка. Поскольку мне надо было еще обсуждать идею циклов. Циклов жизни. Вот, вроде бы, на такой рисовке ее можно обсуждать. А вот на такой, на второй рисовке, не понимаю как.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - С.Б., а Вы не <расстраивайтесь>. На правой рисовке можно обсуждать циклы жизни, как бы перетекающие из одного в другое. А на этой схеме циклы жизни можно обсуждать…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Т.е., на первой у тебя будет возвратно-поступательное движение.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Да. Здесь можно обсуждать циклы жизни с остановками после каждого цикла. Ну, не знаю, с остановками на рефлексию, для воспоминаний...
ЗИНЧЕНКО А.П. - А на второй - циклы. Поэтому - это круг.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Да. Но циклы, <организованные изнутри>.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Угу.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А еще есть схема <батика>
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Поэтому вторая схема намного богаче. Если первую схему не перерисовывать…
Знаете, я на нее смотрю как на картину Пикассо, на Вашу первую схему. Вот если ее теперь растащить, просто так, вставляя следы, то на ней появляется много интересных возможностей.
СААКОВ В.В. - К.В., но это уже эпистемологическая метафизика.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Да.
СААКОВ В.В. - И сейчас она развертывается.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Да. Но, вроде бы, она тоже должна иметь место. Потому что пространство такого поиска... С одной стороны, свободного, а с другой, нормированного.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но я здесь, собственно, к чему хотела сдвинуться? Направленность моя была - зафиксировать и удержать вот эти проблемные смыслы, позволяющие обсуждать... Ну, вот я назвала эту тему, В.В., - тему эпистемологического материаловедения.
Это, конечно, звучит как-то странно. Но я уже несколько раз сталкивалась с этой темой, вернее, с ее звучанием и с ее вопросами материаловедения, исследования материала и т.д. Мне кажется, что она приобретает смысл в таком именно контексте, эпистемологическом, когда мы различаем такие разные системы. Разные системы. Во-первых, которыми захватывается разный материал. Во-вторых, с переходами от системы к системе, когда происходит смена материала, т.е. осуществляются "циклы жизни" его и все, соответственно, что с этим связано.
Вот, у меня здесь такие допущения. Но мне кажется, что в такой формулировке данная тема имеет смысл.
Смена форм организации, как я это называю, форм организации эпистемологических организованностей. Т.е., перемещение или, как бы, движение из одной системы в другую. Оно позволяет обсуждать смену форм организации или требования на смену таких форм.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - С.Б., <при этом> здесь как бы два... Я вот опять на Вашу схему смотрю, на первую...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Света, ты исключаешь, что система употребления и система порождения могут быть связаны напрямую? Без посредника.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Это один из случаев...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Один из случаев.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - …может быть.
СААКОВ В.В. - Логических?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Логических.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - И они связаны двумя разними...
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Т.е., это есть набор разных формальных возможностей связывания.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот для этого случая - логического - вторая схема.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Да, я поняла. Она позволяет его учитывать.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Увеличивает выбор возможностей.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Здесь есть как бы разные варианты или возможности связывания разных систем. И, соответственно, можно обсуждать комбинаторные возможности. Но каждый раз нужно оговаривать, что означает тот или иной принцип. Ну, например, принцип связывания системы порождения и системы трансляции, какое требование он выдвигает на смену форм организации.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Но начинать, все-таки, нужно с комбинаторных возможностей.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но с принципиального набора.
ФИЛЮК О.Ф. - Начинать с некоторого поля предметности по означению...
ЗИНЧЕНКО А.П. - С чистой мысли.
ФИЛЮК О.Ф. - Да, фиксировать принципиально, что есть разные предметности. И их пересечение в том полагании, в котором <фиксируется движение>, задает те или иные связки.
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Угу.
ФИЛЮК О.Ф. - И достаточно осторожно надо относиться к собственной <мысли>. Потому что, когда Вы пишите "система порождения", то Вы уже <столкнули, сомкнули> деятельностную парадигму и логическую систему. Так что, я могу сказать, "порождение" - это чисто деятельностное отношение.
СААКОВ В.В. - Или ситуация, или рамка.
ФИЛЮК О.Ф. - А "система" есть посредник, переход между ними, расшивка в этом направлении. Точно также могу отнестись, допустим, к "организованности", сказав, что "организованность" - это сложное образование, включающее логическую и деятельностную составляющие. Но это при том, что удерживается некоторое поле предметности, относительно которого... Уже от предметного содержания можно выделять какие-то объективации. В т.ч. через категорию "система".
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - У меня была еще вторая тема, как бы параллельная этой. К методу анализа эпистемологических организованностей.
Т.е., я предполагаю сложное устройство, как Вы это рассматриваете. Оно позволяет мне различать разные методы анализа эпистемологических организованностей.
ФИЛЮК О.Ф. - Но здесь я тоже поставил бы большой вопрос. Потому что тема, которая здесь поднималась по поводу системы знания, вообще не спасает от объективации. Поскольку мы объективируем знания, но особым образом, через систему <денотатов, денотативов>. Поэтому, если двигаться в направлении этой мысли, такой предварительной, счисляющей предметные поля, то следует задаться вопросом. Когда знания могут быть объективированы через "систему"? Когда они могут существовать и в другой форме? (пауза)
КРАЙЧИНСКАЯ С.Б. - Но я, собственно, хотела… У меня еще несколько тем было <заготовлено>. Они имеет прикладной смысл, как бы вторичный. Я сейчас хотела бы поставить эту тему. Поставить ее, чтобы она была. Из нее вытекает ряд прикладных следствий, но они сейчас мне менее интересны. На этом я бы закончила.
СААКОВ В.В. - Вопросы, суждения, комментарии..? Спасибо.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А что мы тут сделали?
СААКОВ В.В. - Что сделали? Свалили что-то огромное. Такое ощущение.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Попробовали чуть-чуть построить механизмы схематизации.
СААКОВ В.В. - Да.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - A.П., можно вопрос?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Вот то, что здесь сейчас происходило, как переход от… - я бы назвала первый рисунок "схема-символ" или "рисунок-символ" - к собственно схеме?
ЗИНЧЕНКО А.П. - К попытке. Да.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - К попытке схематизации. Но я бы сказала так: такой своеобразный переход от мифа к логосу. Как бы рационализация изображений. Или…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Кстати, я понял. Надо еще, наверное, анализировать, как в истории ММК появились схемы. Как они отрабатывались. Ведь Лефевр начал рисовать первым. Г.П. работал и в своей диссертации, и в других работах, например в "Атрибутивных знаниях", на логической операторике. И все значки были оттуда. А потом Лефевр первым нарисовал "человечка", нарисовал рефлексивный выход.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - За что был сурово покаран.
ЗИНЧЕНКО А.П. - За что был сурово покаран. Борьба шла эта очень долго. Когда рисовалась первая схема, которую Г.П. принял, это была схема деятельности, вот эта "ВД и ТК" (воспроизводства деятельности и трансляции культуры).
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Понимаете, какой занятный сюжет получается. Когда были введены схемы… Я понимаю, я понимаю, что Лефевр и Г.П. работали со значками.
Но те, кто потом входил в методологию, эти схемы-<значки> воспринимали как мифологемы. Я даже свои первые впечатления вспоминаю. Когда вбрасывалась схема, все на нее набрасывались, думая: вот здесь вот.., что так и надо, вот по этой схеме двигаться, чего-то получать... И начинающие методологи сразу таким образом двигались. Т.е., отношение к схеме, как у древних греков к мифу.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Так в этом же и состоит ситуация, в которой мы сейчас.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Либо мы работаем со схемой в соответствии с логикой схематизации...
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Да, священно относясь к тексту, который, по сути дела, за этой схемой...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Либо мы священно относимся к схеме.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Либо начинаем рисовать заборные надписи.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Да. Либо мы относимся к схеме как к чему-то культурно-значимому, допускающему многозначность разных текстов. Вот, меня Рустем спрашивал в обед: Вы Гуссерля читали? И я затруднилась ответить на этот вопрос. Вообще, говорю, читала.
Ну, а что Вы там вычитали? А вот на этот вопрос я ответить не могла. Поскольку поняла, что каждый раз читая, вычитывала разное.
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Вы Гуссерля читали? Читал. У койку (смех).
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Но не пользовалась... В общем, можно зафиксировать вот этот момент как бы движения от рисунка к схеме. От символа к...
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но смотрите, здесь есть еще один момент. На мой взгляд, очень важный, который вызывает и у вновь входящих, и у давно работающих ужас. Поскольку правильная схематизация - это есть акт стриптиза. И если ты не хочешь раздеться, подставиться под критику - занимайся искажением схем. Ну, как у нас картографы в свое время специально искажали карты городов. Чтобы якобы врагу не досталось. И, в этом плане, точная схематизация требует огромной ответственности за каждое сказанное слово.
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Поскольку в схеме лежит даже то, что за гранью откровенности.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, да. Побить могут. Поэтому те, кто не хочет брать на себя ответственности, никогда схем не рисуют. А на словах ведь можно все, что угодно болтать.
расшифровка - Е.Саакова, редакция - В.Сааков, 1993, 2010-02-01
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2010
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 18 февраль 2010
последнее обновление
02 февраль 2012