главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские
совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994 В.В.Сааков Рамки и организованности эпистемологии совещание "СМД-эпистемология и схематизация" 1993 |
тема третьего дня Дисциплины и интуиции системомыследеятельностной эпистемологии 22 февраля 1993 |
СААКОВ
Виталий Вадимович Рамки и организованности эпистемологии |
формат microsoft word |
22.02.1993, 11.00 |
СААКОВ В.В. - Мое сообщение связано с задачей пробивки
коридора из двух с половиной дней предыдущей работы, которую мы провели,
во вторую половину сегодняшнего дня. Пробивки, тем самым, коридора в
корпусе СМД-методологии. А название этому коридору - "Программы
и перспективы эпистемологических исследований и разработок". Я
пока намечал коридор. И поэтому тема моего сообщения формулируется как
"Рамки и организованности эпистемологии". Это табличка на
той двери, открыв которую, мы должны попасть в данный коридор. И мне
кажется, здесь важно выдержать два принципа. Первый принцип. Это работа
"здесь и теперь". И обсуждение рамок эпистемологии будет связано
с удержанием этого принципа. А организованности эпистемологии - это
как бы устремленность к некоторой бесконечности и вечности. Это ко второму
принципу.
Задавая место, из которого мы двинемся в этот коридор, я попытался организовать его следующим образом (рисует): рамка искусства мышления, рамка организации мыследеятельности и рамка типов и характеристик ситуаций мыслительной работы. Этой стрелочкой я помечу направление движения к эпистемологическим организованностям. Прежде всего - к темам эпистемологии и ее проблемам. Первая рамка задана, точнее, вынута и реконструирована в содержании сообщения Луковенко. Эта рамка, вторая, восстановлена, даже не восстановлена, а точнее будет сказать - задана сообщением Зинченко. А вот эта рамка, я бы так сказал, даже навязана Андрейченко. |
В таком позитивном смысле. Вот таким образом будет
оборудовано место, исходное место для продвижения в корпус СМД-методологии.
В рамке "искусства мышления" я сейчас наметил бы три фокуса. Первый из которых - это проблемы и границы метода, второй - проблемы, темы и теории реальности. В следующей рамке - типов и характеристик ситуаций мыслительной работы - фокусировкой является как бы потеря смысла работ - это paз, необходимость удержания смысла работы - два, и три - задание смысла работы. Механизмом, обеспечивающим все три состояния и их смену, является схематизация. Грубо говоря, есть определенный класс ситуаций мыслительной работы, в которых продвижение вне опоры на схемы и схематизацию просто невозможно. А в рамке организации МД в качестве фокусировки я выделил бы дискуссию между А.П.(Зинченко) и Г.П., содержанием которой являлось различение и соотношение понимания и мышления, схематизации и знакотехнической работы, являющихся, видимо, основными и фундаментальными для решения целей и задач организации МД. Если к этой вводной части вопросов нет, то я бы развертывал каждое из введенных положений дальше. Нет? Тогда я возвращаюсь к первой рамке - рамке "искусства мышления". Это важный момент в методологической работе, выделяющий и обозначающий следующую ситуацию. Если в этой связи выделять принципиальное устройство пространства методологической работы, то мы оборудуем его следующим образом: выделяем место для строительства метода и отдельно выделяем место для онтологического конструирования. |
А все это замыкается на проблему того и
другого. И вот эта вертикальная черта, отделяющая осуществление метода
и осуществление онтологического конструирования от проблемы метода и от
проблемы онтологического конструирования, есть, собственно, как бы момент
искусства мышления. Если вводить здесь некоторые опоры, позволяющие нам рационализировать это искусство, вне которого и без которого методология превращается либо в род теоретической работы, либо в разработки методических предписаний, но так или иначе лишающаяся своей методологичности, то такими принципиальными опорами являются искусство (об искусстве я буду говорить дальше) схематизации. И (не очень красивое выражение) эпистемологическое искусство. Поскольку занятия такого рода являются до сих пор как бы некоторой тайной. Или же их необходимо относить в пространство мета-культуры. Поскольку выделить нормы этой работы невозможно. А ежели таковые будут выделены, то эпистемологические исследования преврятятся в.., ну.., в ряд предметных исследований. Для меня важно, что вся эта работа или все это искусство должны рассматриваться, обсуждаться и осуществляться из позиции методолога. Здесь я бы тоже поставил отточие и коснулся бы материала "искусства мыслить" или "искусства мышления", как оно по моим представлениям осуществлялось в ММК. Я сотру первую схему и постараюсь дальше рисовать мало. |
|
|
|
|
Когда Юра Горинов указывал на некую мистическую схему,
лежащую в основании или как бы составляющую скелет, нервную систему
корпуса СМД-эпистемологии, то в идее "искусства мышления"
такой схемой может служить только схема категории системы, которая кладется
как схема-принцип.
В этом смысле, ее рисовка есть лишь факультативный момент, ничего принципиального не привносящий в нашу мыслительную конструкцию и, собственно, в схему этой категории. Мы можем чисто изобразительно выделить некоторое целое и расположить рядом с ним пять планов интерпретации этого целого. Как рисовка, схема категории этим и исчерпывается. А дальше перед нами открывается пространство искусства мышления. В связи с этой... или в этой категории. Наверное, в этом смысле возможно выделение особого класса онтологий, которые могут быть вот так не совсем красиво названы - инфра-онтологии. Инфра-онтологии, в которых реализуется схема-принцип. Она не рисуется, а полагается. Например, полаганием мышления в качестве субстанции, полаганием деятельности содержанием мышления, полаганием мира как мира МД. Отсюда следует целый ряд базовых схем как (я сейчас обращаюсь к рамке "организации МД") тех или иных моментов в организации МД: ее организованностей, изображения протекающих в МД процессов... И схематизация, в этом смысле, и есть реализация схемы-принципа или категории системы в той или иной инфра-онтологии. |
Это и есть процесс схематизации. А схемами будут являться
связности и организованности.
Вот, чего? Говорить о материале инфра-онтологии, наверное, не правильно. Поскольку категориальное понятие материала, если в пространстве организации его рассматривать, это единица более "высокого" порядка. Логическая единица. В то время как онтология, а тем более "инфра-онтология" - единица как бы не логическая. Так вот, схема является, я бы сказал, связностью "материала" (в кавычках) инфра-онтологии или наших исходных аксиоматических базовых полаганий. Здесь же необходимо указать и на второй смысл схемы - как некоторой реализации. Это выделение соцелостности в терминологии Юры Луковенко. И соцелостность, в отличие от связности, есть как бы указания на возможность категоризации, ведущей нас к определенному типу материала. В этом смысле, обозначение всего круга вопросов и проблем с реализацией. Соцелостность - это есть рамки самих способов связывания. Т.е., акцент переносится с материала на способы его связывания. А коридор, который может быть намечен и пробит (я опять возвращаюсь к содержанию вчерашних докладов) - это, с одной стороны, предметизация категории системы, допустим в теории деятельности, или в схеме МД, или в теории мышления, или в теории коммуникации. Во-вторых, это возможность указания движения по коридору. |
Видимо, это все будет связано с задачей
развития системы представлений, превращения их в операциональные средства.
И имя этому - полисистема. Так, как это обсуждалось вчера - как возможность
выхода непосредственно на материал. И, тем самым, возможность указания
на материал того или иного процесса без внесения плоскостей замещения
в виде структуры этого процесса, структуры связей, функций, организованностей
материала. И, видимо, одной из основных и рабочих предметизаций здесь будет сферное представление. Как возможность рассмотрения одного процесса в качестве материала другого. Здесь же, уже как бы двигаясь по коридору, основной эпистемологической единицей должна выступить "проблема" - проблема метода и проблема онтологического конструирования. С наметкой там ряда задач. Сегодня, в первой половине дня мы об этом уже говорили. Это реанимация темы типологического метода. И усиление, интенсификация работ в области построения схем и типов интеллекта. Поскольку выбросами из этого пространства "искусства мышления" будут схемы и типы интеллекта. Это проход по коридору, держась за одну из его стен. Ну, здесь надо еще задать... Как это? Это - стена. Пола у коридора еще нет. Попробую сейчас сказать и о поле, что нам позволит идти, двигаться по этому коридору. ЗИНЧЕНКО А.П. - У меня этот образ коридора все время вызывает воспоминание об общежитии Бертольда Шварца, где был темный коридор, в нем стоял несгораемый шкаф и скелет студента Иванова Пети. Там надо было идти очень осторожно... |
|
АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Сначала ударяешься о несгораемый
шкаф, потом на тебя падает скелет. Беременные женщины были очень...
СААКОВ В.В. - Коридор - метафора. Но образ коридора позволяет, вроде бы, удерживать и тянуть, вытягивать смыслы. Смыслы, с одной стороны, пространства… ЗИНЧЕНКО А.П. - Он очень... Поскольку коридор - это то, что уже есть. Это нечто вроде рельсов. СААКОВ В.В. - Его необходимо пробивать. Коридор, по-моему, всегда пробивается. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Это тоннель пробивается. ЗИНЧЕНКО А.П. - Тоннель. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Какой будем рыть тоннель? однопутный или двухпутный? Ответ: мы роем с двух сторон; встретимся - будет однопутный, нет - двухпутный (смех). СААКОВ В.В. - Второй момент. Я с помощью этой метафоры попытаюсь затронуть проблему трансляции. Сейчас я вхожу во вторую рамку - рамку "ситуации", и буду говорить, как говорил Н.Ф. - "от мира сего". Я долго мучился и долго искал ту организационную идею, ту организационную форму, которая позволила бы и технически организовать данное пространство (технически - я имею в виду как некоторое техническое устройство), и организовать его содержательно, чтобы все это имело статус и модус актуального. Мне кажется, я нашел эту организационную идею. Имя ей - кафедра. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - <…>. СААКОВ В.В. - Кафедра, я сейчас от "мира сего" говорю, есть оппозиция факультету (пишет на доске: каф - фак). Поскольку, мне кажется, что факультет... |
Нет, не буду говорить про факультет. Это
для меня не актуально. Актуально для Вас. АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Не понял намека... ЗИНЧЕНКО А.П. - Там буква... (смех). СААКОВ В.В. - Хорошо... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - Пошло... (смех). СААКОВ В.В. - Я сотру, чтобы убрать эти ассоциации. А здесь добавлю одну букву. ЗИНЧЕНКО А.П. - Почему? (смех) СААКОВ В.В. - Вот - кафедра. А теперь - кайфедра. МАЛИНОВСКАЯ К.В. - Кайфедра… СААКОВ В.В. - Да. Я буду стремиться... АНДРЕЙЧЕНКО Н.Ф. - К книге Брежнева "Майн кайф" (смех). СААКОВ В.В. - …построить ульяновские совещания по эпистемологии и ряд механизмов, которые явились бы техническими условиями и обстоятельствами этой работы как работы кафедры. Чтобы эта работа приносила кайф всем тем, кто в нее включен. Кафедра рассматривается мной как место принципиально экстерриториальное, экс-тематическое. Вообще, как принципиально чистое место. И возможность удержания этого места в первозданной чистоте - это и есть условие, залог того, что это место будет "кафедрой". Если с него (этого места) что и будет сказано, то уж сказано. И что бы ни было сказано, всегда будет сказано "по делу". Мне кажется, "кафедра" еще позволяет решить два типа ситуаций. Принципиальную ситуацию - ситуацию построения теории образования. И конкретную, экземплифицированную ситуацию - организацию системы образования. |
Если говорить о содержании работ, имманентных
для "кафедры", то следует говорить об экспериментировании с
программами исследований и с проектными разработками. Должно быть такое
место, где можно было бы осуществлять экспериментирование с такого рода
процессами. Рамка "организации МД". Как я уже сказал, в ней я буду опираться в основном на дискуссию Г.П. и А.П. и выделять те принципиальные моменты, которые могли возникнуть в результате только этой дискуссии. Прежде всего, я увидел в ней место для такой формы работы как "тематизация". В данной дискуссии тематизация осуществлялась таким достаточно легким и непринужденным указанием на ряд принципиальнейших проблем. Попробую нарисовать схему, в которую можно было бы поместить место, из которого развертываются эти проблемы и развертываются как тематизация. Я повторяю только, что "тематизацию как проблематизацию" я буду рассматривать дважды. Как предметизацию категории системы и как развитие принципов системного подхода. Соответственно, и развитие системных представлений. Итак, вхождение… или занятие позиции эпистемолога возможно только из методологической позиции. А если не в позиционных терминах, то эпистемология есть некоторый фрагмент и выгрызка в теле методологии. |
|
Иначе мы будем иметь превращенные формы эпистемологии,
связанные или ограниченные областями науковедения, инженерии знаний
и, наверное, еще рядом областей, которые так или иначе вынуждены относиться
к "миру знания", к системам знания и каким-то образом оперировать
со "знанием". А занятие, вхождение в позицию эпистемолога
из методологической позиции позволяет выйти нам на то, что вчера было
названо "эпистемическими организованностями", только одной
из которых является знание или система знаний.
Как оборудована позиция эпистемолога? И для чего она вообще нужна методологу? Я выделяю основание данной позиции, и называется оно - "знание". Категориально же и модально это основание должно рассматриваться как некоторая область естественного существования материала и его организованностей: сумм знания, систематик знания.., и еще, наверное, можно указывать на ряд форм и принципов, за счет которых удается связать некоторую область материала. Один тип организованностей - объектный, другой - операциональный, задаваемый требованием транслируемости и (тавтология получается, но...) оперируемости. Мне представляется, что трансляция может выступать в качестве рамки операции. Но если их рассматривать как два самостоятельных, изолированных процесса, то свести их друг к другу невозможно. |
Трансляция - это не есть оперирование
с некоторым материалом, позволяющим, допустим, придать материалу устойчивую,
стабильную форму. Форму, за счет которой данный материал может включаться
в самые различные типы связей в самых различных структурах деятельности,
МД и, не преобразуясь, двигаться по связям от одного функционального места
к другому. Форма не преобразуется и не ломается. В этом смысле трансляция
есть особая металогика. Можно выделить еще один тип организованностей. На него указывает категория "искусственное-естественное". И здесь проделывала проход Света, когда вводила тему трансляции в рамках систем порождения и систем употребления. Здесь же могут быть выделены такие типы организованностей, как "оргмыслительные доски" и "объектно-онтологические доски". Это все к основанию. И для эпистемолога весь набор этих единиц должен быть оестествлен и рассматриваться в залоге естественного существования. В этом смысле, дискуссия между О.Ф. и А.П. - прекрасная иллюстрация необходимости прорисовки этого основания, выделения его принципиальных и конституирующих его моментов. Для того, чтобы дальше можно было бы не путаться в средствах и методах работы эпистемолога, не путаться с объектами его работы. А, собственно, работа эпистемолога... |
Я попробую эту эпистемологическую МД в
первом приближении, очень грубо конечно, изобразить. В этом слое (рисует)
проделывается собственно эпистемологическая работа или эпистемологическая
коммуникация. Или коммуникация, требующая эпистемологического оснащения.
Или коммуникация, требующая особых форм, указывавших бы нам на определенные
единицы содержания этой коммуникации. ЗИНЧЕНКО А.П. - Можно назвать это мета-коммуникацией? Поскольку эпистемология всегда строится по поводу. СААКОВ В.В. - Конечно. ЗИНЧЕНКО А.П. - Поэтому за данной нарисованной стрелкой должна мыслиться некоторая базовая единица, коммуникативная единица. А это уже - метатехника. СААКОВ В.В. - Конечно. Ведь коммуникация только и только в режиме методологического семинара. И других быть не может. Я сейчас изображаю на схеме-принципе как бы то место, ради которого и завязывается вся эта мета-коммуникация. Это - проблема. И если, грубо говоря, в рядовой коммуникации это место, то, что заполняет это место по своему назначению, должно обеспечивать понимание, а те типы схем и знаков, которые вводятся в рядовую (в кавычках, говорю я) коммуникацию, должны снять проблематику, разрешить ее, развернуть ее в пакет разрешимых задач, то в эпистемологической или в мета-коммуникации механизмом понимания являются сами проблемы или указания на проблемы. |
|
|
А коммуникация... Коммуницируют между собой, собственно,
знаки и схемы. Можно ввести еще одну определенность. А что значит "коммуницирование
схем и знаков"?
Я опять адресую вас к дискуссии между Г.П. и А.П., которая завязалась с обсуждения позиции организатора разработок, с обсуждения оборудования этой позиции, ее мыслительных и деятельностных оснований. А также обсуждения (таким неявным, косвенным введением) проблематики, встающей при попытке соорганизации двух интеллектуальных функций: функции мышления и функции понимания. Поскольку, я так предполагаю, их взаимоотношение может быть сведено к двум случаям. Первый. Понимание есть уступка мышлению или отступление перед мышлением. И, наверное, все ситуации обучения, ситуации подготовки должны строиться, исповедуя этот принцип - понимания как уступки мышлению. ЗИНЧЕНКО А.П. - Почему это так? СААКОВ В.В. - Ну, иначе не будет обучения. Я сейчас еще... Я подразумеваю доклад Лены Ланганс и все те смыслы и несколько огромных докладов Сёмина в связи с историей мышления. И подразумеваю попытку Семина применить системный подход к описанию системы образования. Попытку, где он был вынужден исключительно на материале образования достраивать системные представления до полисистемных. |
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну вот, ты привел целый ряд ссылок.
А у меня же вопрос к тезису "понимание есть уступка мышлению".
Только к этому.
СААКОВ В.В. - Я его локализую пока для ситуации обучения. Поскольку я исходил бы и пока придерживался следующего убеждения. Мышление само по себе избыточно. И не требует никаких дополнительных или противополагаемых ему интеллектуальных функций. Если где-то встает необходимость… ЗИНЧЕНКО А.П. - Но смотри, с чем я тут не могу согласиться. Ведь сложилась такая традиция, что методологи, чем бы они ни занимались, все запихивали в мышление. Или - когда писал свои работы Лефевр, то он все запихивал в рефлексию. Г.П. все запихивал в мышление. Наступило время, новое время, когда это стали пытаться различать и класть как отдельное - мышление, рефлексию. А в последние годы взялись и за понимание. И, вроде, имеет смысл положить его - понимание - как отдельное. Поскольку это увеличит наши силы. У нас будет больше всякого рода машин, возможностей и т.д. СААКОВ В.В. - Я сказал пока про одну интерпретацию понимания. У меня есть еще и вторая. И Вы сейчас движетесь к ней. Вернее, в ней, в этой интерпретации. ЗИНЧЕНКО А.П. - Я уже в ней утвердился. Мышление - это одно. У него свое назначение и функции. И надо четко обозначить, что это такое. А понимание - это совсем другое. |
Я бы даже так говорил: прямо противоположное
мышлению. У него другие функции, другое назначение. В т.ч. и в обучении.
Но и помимо обучения это существует. СААКОВ В.В. - Вот, про вторую интерпретацию я бы пока сказал только одно. Для меня важно, чтобы введение этой категории, введение этой субстанции или онтологизации понимания как некоторого поля исходили из равномощности мышлению... ЗИНЧЕНКО А.П. - Здесь даже нельзя говорить "равномощность". Это - другое. СААКОВ В.В. - Ну, другое. И все-таки... ЗИНЧЕНКО А.П. - Нельзя сравнивать паровоз с... МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Просто ситуации понимания и ситуации мышления оказываются разными. Там, где мышление, понимание... СААКОВ В.В. - Ну, хорошо. Их можно сравнивать, допустим, через третье. Есть класс ситуаций... ЗИНЧЕНКО А.П. - Я против этого возражаю. Несопоставимы. СААКОВ В.В. - Непосредственно не сопоставимы, я согласен. Я говорю, их можно сопоставлять через другое. Это другое, допустим, работа по конструированию онтологии мышления. И она должна делаться в понимании. ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, да. Ты, значит, сопоставляешь через употребление. СААКОВ В.В. - Нет, через порождение. ЗИНЧЕНКО А.П. - Через порождение. |
|
МАЛИНОВСКАЯ K.B. - В.В., но когда Вы говорите "построение
онтологии мышления", у Вас мышление употребляется в другой ипостаси.
Не так, как оно лежит в ряду "понимание-мышление-рефлексия".
СААКОВ В.В. - Конечно, я теперь говорю: есть понимание и ничего больше. Оно может проделывать разные работы и работать с разными сущностями. В т.ч. придумать такую сущность, как мышление. МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Ну, конечно. Я говорю: но тогда Вы мышление из этого ряда вынули. СААКОВ В.В. - Нет. Его вообще нет. Это есть конструкция, созданная пониманием. Категория. МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Тогда, тем более, нельзя сопоставлять и сравнивать. СААКОВ В.В. - Чем же тогда занять понимание, как не подобной работой? Оно может, если справится, и мы дотянем данную обособленность до такой степени, что будем в состоянии выкладывать на доску, допустим, не только схемы-принципы МД, но и ее предметизации, рабочие схемы... И эта работа может осуществляться только в поникающем режиме. Поскольку здесь мы имеем дело с такими конструкциями, объем и пространственность которых заполняет все. МАЛИНОВСКАЯ K.B. - Ну, это понятно. СААКОВ В.В. - И спрашивается, если мы обсуждаем "мышление", то с каких оснований? Где найти это место для обсуждений "мышления". |
ЛИБЕРМАН А.А. - Вот Вы говорите "понимание",
"онтология мышления". У меня вопрос, м.б., не совсем адекватный.
Понимание, онтология мышления - это про мышление понимания или про понимание
мышления? Вот, вроде, понимание оно "про". Или нет? Или я
не туда спрашиваю?
СААКОВ В.В. - Наверное, о мышлении можно так сказывать: "про" или "о". И выделять отдельно содержание мышления и отдельно его формы. Про понимание так нельзя. ЛИБЕРМАН А.А. - Тогда... СААКОВ В.В. - Про понимание так нельзя, ибо мы опять сведем понимание к мышлению, к формам и содержанию мышления. Оно, понимание, - есть. И уже такие полагания и такая онтологизация вполне осуществимы, например, оно есть "поле". Оно есть "переход". Вот, на схеме МД есть некоторые обстоятельства, в которых мы можем связать разное: разные онтологии, разные системы деятельности, разные знаковые формы. Разные, как живущие в разных процессах: порождения, употребления, например. Но, опять же, в схеме МД. ЛИБЕРМАН А.А. - Понимание - это... СААКОВ В.В. - Это все пока в полевой характеристике о нем. ЛИБЕРМАН А.А. - Полевая... Т.e., понимание - это не.., не равномощно мышление, а как бы… |
СААКОВ В.В. - Другое. Как Зинченко говорит. ЛИБЕРМАН А.А. - В этом смысле, рядом не положено. Поэтому, если есть понимание, то не... Когда есть конструкты понимания "про"... СААКОВ В.В. - Это же мировоззренческая установка. Говорю: "есть мышление". Следовательно, мир уже устроен определенным образом. И тогда можем вводить функцию понимания, как некоторую добавочку, цветочек в этой картине мира. И также про понимание. ЛИБЕРМАН А.А. - Так можно теперь помыслить понимание. Что есть понимание, когда мышление становится одним из цветочков? СААКОВ В.В. - Метафорично так, наверное, перевернуть это можно. Или ягодка. ВОЛКОВ А.Е. - Виталий, а что для Вас понимает понимание? Если так вопрос затронуть. СААКОВ В.В. - Правильнее говорить о присвоении понимания. Выделять такие позиции, которые нуждаются в подобном присвоении. Или обязаны его осуществлять. Ну, вот обязаны эти фигурки - коммуниканты (наказывает на схему МД). ВОЛКОВ А.Е. - Но Вы мне как-то функционально отвечаете. СААКОВ В.В. - А как еще? (пауза) Обязана понимать схема понимания, которая… Вот А.П. несколько вариаций уже ввел. Схема понимания - она понимает. |
|
ВОЛКОВ А.Е. - Это я понимаю.
СААКОВ В.В. - А в каком ключе ваш вопрос задан? Вы на что указываете, предполагая…? ВОЛКОВ А.Е. - Просто то же соотношение, ну.., не соотношение... мышления и понимания. У меня вопрос туда был. Т.е., для меня это уже идеологический тезис, про "разное" или "другое". Я могу его понимать как идеологический. СААКОВ В.В. - Идеологический… ВОЛКОВ А.Е. - Надо понять. Ну, сказал - разное. И все. СААКОВ В.В. - Пять или шесть лет назад в играх поверх участников на пленарках надстраивался методологический семинар. И вставал вопрос или тема понимающего мышления и мыслящего понимания. Разводилось вот таким образом. ЗИНЧЕНКО А.П. - В том-то и дело, что не разводилось. СААКОВ В.В. - Петром (Щедровицким) разводилось. ВОЛКОВ А.Е. - А.П. против этого сильно возражает. СААКОВ В.В. - Это было пять лет назад. Трудно было разводить, поэтому склеивали. ЗИНЧЕНКО А.П. - И все шло в склейке. Но то, что Вы сказали - это две проекции. СААКОВ В.В. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Чего? СААКОВ В.В. - Говорю, это было пять лет назад. ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Но теперь-то мы поумнели. Должны различать. |
ВОЛКОВ А.Е. - Виталий, я понимаю, что на самом деле
задаю вопрос А.П. Для него очень важный. Когда он говорит "другое"
и "разное", я его спрашиваю, что он может, кроме слов "другое"
и "разное", сказать по этому поводу.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Про понимание? ВОЛКОВ А.Е. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - На моей схеме №3 это обозначено. Мышление конструирует, полагает, а понимание… СААКОВ В.В. - А понимание созерцает. ЗИНЧЕНКО А.П. - ...созерцает, наблюдает. СААКОВ В.В. - Но... ЗИНЧЕНКО А.П. - Целей никаких не имеет. ВОЛКОВ А.Е. - Но в этом смысле мышление есть конструктивный элемент данной машины. ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. Искусственную составляющую определяет мышление. А понимание оестествляет, натурализует и определяет как бы естественную составляющую. На этой оппозиции, с моей т.зр., можно дальше строить собственно теорию понимания. СААКОВ В.В. - У нас будет сегодня заход на эту теорию. Есть такая заявка. ЗИНЧЕНКО А.П. - И это есть, кстати, очень интересный ход на проблематизацию деятельностного подхода. СААКОВ В.В. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Поскольку понимание не принадлежит деятельностному подходу. |
СААКОВ В.В. - Нужно закругляться. Я еще
несколько слов по поводу намёток эпистемологической МД. Коммуникация может
здесь рассматриваться дважды. Как коммуникация схем и знаков в ситуации
''здесь и теперь". Это установка одного коммуниканта. А установка
другого - на вечность. Для того, чтобы оправдывать те основания, на которых
стоит данный коммуникант-эпистемолог. В нижний левый топ в качестве деятельности
эпистемолога я поместил бы "искусство счета". Один из результатов
или продуктов этого счета - десять эпистемических организованностей, которые
вчера были выделены. В правый нижний топ я положил бы эпистемические единицы,
не требующие искусства счета. Вроде арифметических таблиц. Формальных,
и не только формальных, логик. Но и силлогистических логик, символических
и пр. В левый верхний топ я кладу работу по тематизации. Еe продуктами
являются эпистемические организованности. Если здесь - эпистемические
единицы, то здесь - эпистемологические организованности. Как продукт и
результат тематизации. А правый верхний топ остается как бы свободным.
Это топ "искусства мышления". Понимание я бы локализовал в этой связке особых эпистемологических текстов. В их связке через проблемы метода и проблемы онтологического конструирования. Ну, это, как бы, первый контур. Первая наметка схемы СМД-эпистемологии. Все, я на этом заканчиваю. Вернее, закончил. |
|
ЗИНЧЕНКО А.П. - А как те программы мероприятий или темы,
о которых Вы говорили, соотносятся вот с таким красивым ковром?
СААКОВ В.В. - Соотносятся. Я об этом скажу после обеда. Попробую развернуть эту схему в ряд... ЗИНЧЕНКО А.П. - Свернуть. |
СААКОВ В.В. - Свернуть в ряд мероприятий. Да, точно.
Свернуть.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Техника ритуала... XХХX - Для этого - развернуть ее (смех). СААКОВ В.В. - Подавайте заявки на обеде. |
расшифровка - Е.Саакова, редакция - В.Сааков, 1993,
2010-02-01
|
|
|