главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские
совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994 В.В.Сааков Рамки и цели семинара совещание "смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности" 1994 |
тема первого дня Эпистемологические и эпистемотехнические проблемы трансляции и коммуникации в мыследеятельности 21 октября 1994 |
СААКОВ
Виталий Вадимович Рамки и цели семинара |
формат microsoft word |
21.10.1994, 10.00 |
СААКОВ В.В. – ...Теперь эти 15 минут, которые я просил
у вас в качестве театральных или академических… Разрешите поприветствовать
вас на нашем очередном семинаре по эпистемологии. И поскольку, как я
вижу, лица в основном здесь, за исключением постоянного коллектива участников
этих работ, все новые, я…
ЗИНЧЕНКО А.П. – А Юрий Спартакович где? ЗИНЧЕНКО А.П. – (смеётся) Скажем так, не допущен. ЗИНЧЕНКО А.П. – Да? |
Ведь можно всё облечь в очень сложные фразы, даже бывает
необходимость и просто неизбежность прибегания к таким формам речи и
словам. Бывают сложные вещи, и просто о них сказать нельзя. Но, тем
не менее, мы должны говорить здесь так, чтобы эту сложную вещь, которая
здесь будет обсуждаться, не навредя ей, в какой-то мере сделать понятной
тем участникам, кто не прошёл ещё соответствующих наших, слава богу,
самых разных институтов подготовки. Хотя вот один уже прошли – школу,
лицей кто-то уже на первом-втором курсе института. Есть уже умудренные,
имеющие за собой ни один институт. И вот это не должно мешать нам, эта
разница в нашей, как сказал бы психолог, оспособленности не должна мешать
взаимопониманию. Наверное, отсюда можно будет и вынуть одну из целей
нашего мероприятия: а что же за это такие должны быть разговоры, на
каком мы должны говорить языке, к каким средствам должны обращаться,
чтобы независимо от степени нашей индивидуальной, у каждого уникальной
подготовки и образованности, иметь возможность обсуждать вещи, важные
для этого круга людей. Поскольку они сюда пришли, что-то есть, что их
привело сюда. И отсюда можно уже ставить и выдвигать те проблемы, которые
в программке обозначены сложными словами "трансляция и коммуникация
в мыследеятельности".
|
Я так много уже говорю, поэтому к самому
принципиальному моменту наших разговоров: любого докладчика, если он специально
не оговорил это условие перед докладом, можно останавливать в любом месте.
Вопросы задавать необходимо в любом месте, потому что есть такая иллюзия,
что сейчас не понял, ещё дальше послушаю, где-то в конце для меня всё
прояснится. Всё наоборот. Дальше этот ком непонимания будет только накапливаться,
и с ним уже ничего нельзя будет сделать. Поэтому вы меня тоже останавливайте
и прерывайте в любой момент. Я в этом часе так называемой установки посвящу часть времени смыслу и содержанию наших работ и часть времени той организационной форме, которую мы по возможности постараемся принять и следовать её предписаниям, если они будут вести нас к тем целям, о которых я скажу в первой части, содержательной. Это понятно? Привычная категориальная пара "форма и содержание". Я сейчас попробую обрисовать проблему, которую вижу, в весьма простых картинках, а мы потом дальше за счёт ваших вопросов, наших обсуждений будем это всё усложнять. Вот я говорю: горы воспроизводят горцев, а степь воспроизводит степняков. Это понятно и очевидно. Вот Рим воспроизводит римлян, а… |
|
ЗИНЧЕНКО А.П. – Ульяновск ульяновцев.
СЕМИН С.А. – А это уже неочевидно. СЕМИН С.А. – Про Рим. ЗИНЧЕНКО А.П. – И быть в Ульяновске горцем. ЗИНЧЕНКО А.П. – (…)? СААКОВ В.В. – Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. – Эта задача уже решена. СААКОВ В.В. – Всё замечательно. Нас
обнадёживают, успокаивают, что всё будет о`кей. Ну как
же, надежду иметь надо. А вот теперь, вот эти образы,
простые картинки я попробую чуть-чуть усложнить. Чтобы
понять, а с чем же нам придётся собственно работать. И
ещё два образа, более сложных, хотя может быть и не более.
|
Вот эти горы, Рим, история, культура… За ними встают
как бы вещи колоссального масштаба. Это история или культура, складывающаяся
веками. И в том, что она есть – за этим стоят поколения мыслителей и
просто тружеников, сотни поколений и тысячи лет. И вот это нечто огромное,
в котором мы (это в первом образе) оказываемся не по собственному выбору.
Родину, родителей не выбирают. И культуру тоже. Вот в этой картинке.
И мы не свободны от этого и, более того, мальчик я или девочка, чуваш
я или русский, вот что-то в нас вот во всех таких разных будет одно
и тоже – в этом виновата культура, это огромное нечто, по отношению
к которому я или группа людей оказываемся мельчайшей пылинкой. И понятно,
что эта пылинка, попадая в это огромное пространство культуры, единственное,
что ей остаётся – летать там парить по законам этого пространства. Так
что, неизбежность и безвыходность. Хотя Майкл Джексон может сменить
кожу, и многому чему сегодня люди…
ЗИНЧЕНКО А.П. – Уже (…) СААКОВ В.В. – Да, сменить пол, язык. Но мне кажется, это всё внешние моменты, не затрагивающие чего-то важного и принципиального в человеке, которое я назову страшным таким словом "структура интеллектуальных способностей". И мне бы хотелось в конце семинара увидеть её на себе, на вас, нарисованной на доске. Что же это такое, что делает человека человеком? |
Мне кажется – интеллект. Наши семинары
по эпистемологии являются ступенькой к способностям менять интеллект,
строить его, отказываться от каких-то интеллектуальных функций и способностей,
присваивать какие-то. Уметь различать, видеть, считать. А эти работы или
способности приписываются вполне определённой позиции. Я её называю методологической.
Методолог он на то и должен быть, чтобы заниматься всей этой работой,
а все, кто по сопричастности с ним оказываются и втягиваются в его работы,
несут на себе эти способности технического обращения с интеллектом. Сложно? ЗИНЧЕНКО А.П. – Нет. СААКОВ В.В. – Нет? Задача вполне понятная. Другое дело, как же теперь нам организовать свою работу, вообще свою жизнь, для того чтобы эти способности стали моей частью, вашей частью. Теперь я на этом фоне рисую две картины. Есть такие научные термины – "знаки", "символы". И культура дана, или является, человеку через знаки/символы, они впечатываются в человечество, в народы, в коллективы. И теперь эти народы, коллективы, индивиды несут на себе отпечатки этих знаков. Мы можем называть: вот это – русские, вот это – предприниматели, вот это – учёные, это – педагоги, потому что впечатан в этот человеческий материал определённый знак. И человек не свободен от него. Это первое. |
|
Теперь второе. Это отодвигаю в сторону. А можно ли помыслить
и перевернуть вообще ситуацию и увидеть такие способности, которые позволяют
нам эти знаки творить вокруг себя? И такие знаки, которые были бы сомасштабны
и соразмерны массиву культуры, всему массиву её знаковых форм – учебных
и научных предметов, научных законов, права, литературы и прочее и прочее?
ХХХХ – А можно вопрос? СААКОВ В.В. – Да. ХХХХ – В этом смысле вы говорите, что методолог работает со знаками и символами культуры, или же методолог работает с людьми и их способностями? СААКОВ В.В. – Методолог должен ведь решить для себя, а что его рабочий материал? Вот когда и мы поймём, я так думаю к завтрашнему дню, на то и нацелим свои усилия. ЗИНЧЕНКО А.П. – Ну почему? Прямо сейчас можно сказать: и с тем, и с другим обязательно. СААКОВ В.В. – Но это будет неправильно. ЗИНЧЕНКО А.П. – И с людьми, и со способностями, и со знаками, и логикой оперирования с ними. СААКОВ В.В. – Поэтому я тут для себя нарисовал этажерку. С моей точки зрения, если пытаться опять задать самые образные рамки того, что же такое методология, зачем она строит эпистемологию, почему она занимается схематизацией… |
Этими рамками для меня могут служить уравнения или тождества
следующего рода: методология это инженерия в квадрате. Они очень похожи,
но для того, чтобы из инженера получился методолог, он должен как бы
возвести все свои способности, знания и прочее в квадрат. Педагог должен
возвести в куб, учёный в десятую степень.
Вот я задал иерархию сложности работ и тех объектов, с которыми работают перечисленные позиции методолога, инженера, педагога, учёного. Эпистемология и схематизация – это не есть какие-то особые позиции, а это есть работы, которые позволяют работать с этой совокупностью позиций и переходить из одной в другую. Потому что все они есть наследие и необходимость культуры, и без них невозможно сделать ни шагу ни в каких работах. И в то же время все они не понимают друг друга. Не понимают необходимые средства, чтобы любой, кому это необходимо, мог двигаться по этим позициям – из инженерной в педагогическую, из педагогической в научную, из научной опять в инженерную. Предположение: есть даже некоторый опыт и небольшая история работ, которые обнадёживают, что схематизация и эпистемология позволяют это делать. Позволяют это делать уже не позициям "учёный", "педагог", "инженер", "методолог", а людям. И здесь пункт о способностях. |
Сможет ли локальная группа в ограниченное
время, например в этом помещении, создать что-то сомасштабное совокупному
продукту культуры и истории? Надо попробовать. Если мы хотя бы поймём,
догадаемся, почувствуем, что это в принципе возможно, то есть шанс обрести
весь этот намеченный мной образно ряд способностей, направленных к самому
главному в человеке – к его интеллектуальным способностям. Вот они по
своей мощи, по своей оснащённости должны быть сопоставимы с тем воздействием,
с которым культура, как природа, воздействует на нас, воздействует всем
своим арсеналом средств. Это не значит, что сдвинуть культуру, отказаться
от неё. Просто мы должны выдерживать этот баланс: с одной стороны, полная
зависимость от культуры, а с другой стороны, иметь способности работать
с ней как с материалом. ЗИНЧЕНКО А.П. – У Вас тут точка, Виталий? СААКОВ В.В. – Точка. ЗИНЧЕНКО А.П. – У меня появился не вопрос даже, а возражение. Я бы на вопрос "можно ли создать этой группой в короткое время нечто сомасштабное", конечно же, отвечал сразу отрицательно. Ну, конечно же, нельзя. Откуда такие претензии? Но попробовать другое можно сделать. |
|
Можно помыслить себя принадлежащим к той мастерской,
которая что-то, где-то, как-то, когда-то создавала. Но для этого надо
сразу принимать правила, по которым допускаются в эту мастерскую. Например,
предыдущий тезис, что методология – это инженерия в квадрате уже не
из этой мастерской. Это ведь образное высказывание.
СААКОВ В.В. – Образное, конечно. ЗИНЧЕНКО А.П. – Поскольку я тоже слушаю Вас и задаю себе вопрос, что такое в квадрате? Ага, возведение в степень, как я знаю, есть операция позиционного сложения множеств, и представить себе инженерию и методологию в этих отношениях позиционного сложения множеств не возможно. То есть, работать с этим технически нельзя и поэтому вхождение в пространство, где происходит творение каких-то новых форм предполагает сразу принятие на себя обязательств определённых. Скажем, если есть такая операция в культуре как возведение в квадрат, то надо употреблять её соответственно. СЕМИН С.А. – Культуросообразно. ЗИНЧЕНКО А.П. – Да. СААКОВ В.В. – По месту. ЗИНЧЕНКО А.П. – Областям, в которых это допускают. А где нельзя? Поэт, наверное, может говорить про инженерию в квадрате, а культуротехник вряд ли. СААКОВ В.В. – Я предупреждал: от поэтического языка пока отказываться нет смысла. И в какой-то мере придётся к нему обращаться. Я понимаю Ваше замечание. |
Я дальше предполагал в своём небольшом выступлении как
раз обращение к тем принципам работ, которые либо позволяют сделать
всё, о чём говорит Александр Прокофьевич, и о чём пытаюсь сказать я…
ЗИНЧЕНКО А.П. – Но я только об одном говорю. Давайте будем строго различать: допустим, поэтику и эпистемологию. Может быть есть что-то общее у поэтики и эпистемологии, а может быть уже давно и нет. СААКОВ В.В. – Ну понятно, возведение всего в квадрат это из рода поэзии, но можно и поправиться здесь: сказать, что это возможность строгой и точной работы, когда объектом работ инженера или инженерии является сама инженерия. И человек может находится либо как бы внутри этой системы работ и видеть их маленькие кусочки и фрагменты, видеть то, что к нему близко и с чем он соприкасается непосредственно. Но при каком-то усилии можно себе поиметь представление и о целом, о том, что такое инженерия, или педагогика, или наука. Но очень сложно увидеть это вообще со стороны. Это ж куда встать надо? Кем нужно быть, чтобы науку видеть как целое? Это из неё выйти и зайти в другое место – в инженерию, например, или в педагогику. Эпистемолог должен разработать соответствующие средства, знаки, схемы, когда мы можем с педагогикой обращаться как инженер, с наукой как педагог. И оказывается, это первейшие работы. Они стоят первыми, а работа внутри каждой из этих систем возможна, осмыслена и практична только после решения и выполнения работ вот этих первых: педагогических с инженерией, инженерных с наукой. Сколько мы комбинаций можем построить? |
Эпистемолог может настроить вам целый
ряд формальных исчислений таких, но он же ведь ещё должен понимать, где
границы. Но это будет опять уже поэтика. В какой-то мере ей предаваться
надо – для того, чтобы воодушевиться, подтянуться к каким-то высоким красивым
целям, но делать необходимо работу практическую. Тоже вроде бы понятно. ЗИНЧЕНКО А.П. – Если собираются поэты, то плевать они хотели на эту педагогику, инженерию и эпистемологию. Они будут про своё, другой вопрос… СААКОВ В.В. – Но я же не про поэтов говорю, нам на фига этот язык? ЗИНЧЕНКО А.П. – Нет, я о другом говорю. У нас же совещание по эпистемологии и знакотехнике? СААКОВ В.В. – Да. ЗИНЧЕНКО А.П. – Если кто-то выйдет делать про поэзию доклад, мы должны, Вы должны как ведущий, сказать, что это надо в другом месте и в другое время. СААКОВ В.В. – Ирина Алексеевна? ИА – Да, я с интересом слушаю ваш диалог. СААКОВ В.В. – Ирина Алексеевна, я внёс тему Вашего доклада так, как Вы диктовали её по телефону – оформление не эстетического, а знаний. Но это на сегодняшний день уже изжито! ИА – Нет, это не случайная корректировка. Мне действительно очень любопытен ваш диалог, поскольку я не знаю, насколько корректно врываться сюда, я не знаю ваших законов. |
|
СААКОВ В.В. – А мы же сейчас и начинаем их публиковать.
Какие мы примем, такие и будут. У нас же нет спрятанного в столе какого-то
уголовного кодекса. И мы не будем человеку говорить, что незнание закона
вас не освобождает от ответственности.
ИА – Ну тогда я хотела бы поспорить с Вашим оппонентом. СААКОВ В.В. – Замечательно, пожалуйста, пожалуйста. ИА – Нужно разграничить ещё одну область, которая у Вас находится в склеенном, что ли, состоянии. Вы говорите, что поэтика – это не предмет для разговора в аудитории, занимающейся эпистемологическими проблемами. Но если говорить строго, поэтика – это ведь не предмет разговора поэтов, а это некая область, в которой исследователи говорят о поэзии, и по сути это вопрос вообще о том, поддаётся ли гуманитарное знание, а более узко – некое пространство эстетического – эпистемологическим каким-то исследованиям. Можно ли там что-либо исследовать с помощью системотехники, с помощью технологий, которые вы, видимо, будете здесь разбирать. Поскольку, когда звучит такая парадигма, как инженерия, методология и иже с ними, здесь всё понятно. Но когда мы обращаемся к другим типам знания, в частности, эстетического, то возникает очень большой вопрос. И, да, согласна, когда собираются поэты, они говорят про поэзию, но когда собираются исследователи поэзии или исследователи эстетического, могут ли они пользоваться вашим языком, языком вашей аудитории и вашими техниками для того, что бы говорить об эстетическом? |
ЗИНЧЕНКО А.П. – Конечно, могут!
ИА – Для Вас это очевидно? ЗИНЧЕНКО А.П. – Да. ИА – Буду рада, если я соглашусь с вами через три дня. СААКОВ В.В. – Я думаю, не только для нас. Это в первую очередь очевидно для них, они этим же пользуются языком. Кстати, на прошлом семинаре (…) делал довольно пространный доклад о том, что оказывается сфера бессознательного описывается прекрасно языком логики и грамматики. Только исследователю нужно ориентироваться в этих языках, а если он не ориентируется в этих языках, вот тут он поэтом становится. Это моя точка зрения. ИА – Я поняла. СОСНИН П.И. – У меня тоже небольшой такой вопрос, потому что я хочу настроиться. А ведь идёт вопрос о настройке? СААКОВ В.В. – Точно, да. СОСНИН П.И. – Я понимаю, что было сказано раньше, но мне всё равно хотелось бы почувствовать разницу, когда куб, например, десятая степень… Неужели я, как учёный, не могу быть инженером и выполнять инженерную работу? Или это такая градация людей или градация каких-то схем, которые используются? И хотелось бы понять, на какую разницу вы хотите указать. СААКОВ В.В. – Пётр Иванович, только хочу указать на одно – на степени сложности работ. И всё. Понятно, что инженерия более сложная система работ, нежели наука. |
И инженерия заводит у себя много разных
наук – естественных, технических.., для того, чтобы решать свои работы.
И, собственно, хлеб у учёных есть благодаря инженерам. СОСНИН П.И. – Но степень сложности у ученого намного выше, так я понимаю, чем у инженера. Так понимать, что ли? СААКОВ В.В. – Наоборот. СОСНИН П.И. – Но прозвучало, что у учёного в десятой степени. Ну, ладно, я может дальше пойму, о чём речь. ЗИНЧЕНКО А.П. – Извините, можно я тут врублюсь. Ведь всё зависит от того, в какой системе мер производится оценка. СОСНИН П.И. – Вот я эту систему и прошу прояснить. ЗИНЧЕНКО А.П. – Вот я бы тут сказал, если сравнивать и сопоставлять методологию, инженерию, педагогику и науку, допустим, в пространстве культуры, то между ними надо ставить знак равенства - это всё равно. А вот если сравнивать, скажем, в пространстве истории или социальности, то можно сказать, что было время, когда сообщество инженеров было самым статусным. Потом учёные захватили это место, их стало больше. Зарплата была самая высокая. Сегодня биржевые брокеры самые главные. И это самое сложное, а инженер по сравнению с брокером, вообще дерьмо собачье. Но это в пространстве социальном или истории, а в культуре всё равно, одинаково – что методология, что инженерия, что наука. |
|
СОСНИН П.И. – Ну кому из Вас мне сейчас верить в этой
установке?
СААКОВ В.В. – Культуре вообще всё равно. Это же культура так сравнивает, ей без разницы. Но я так не могу сравнивать, я должен отдавать предпочтение. СОСНИН П.И. – Я снимаю вопрос. СААКОВ В.В. – А я вынужден сравнивать, я вынужден вносить различия. ЗИНЧЕНКО А.П. – Но просто можно высказать подозрение, что Вы перед ульяновской аудиторией хотите повысить статус, допустим, методологии (смех). При этом у Вас, наверное, есть какие-то подозрения, что он, статус, в Ульяновске, так сказать, среди ульяновской общественности очень низок. И вот Вы такими значит средствами пытаетесь его повысить, а я, например, сижу тут, и мне вообще ну как-то безразлично – Ульяновск или не Ульяновск. СААКОВ В.В. – Какая это общественность… Я уже, слава богу, свободен от неё. ЗИНЧЕНКО А.П. – Как? Ну, ульяновские интеллектуалы… СААКОВ В.В. – Нет, они будут заглядывать… ЗИНЧЕНКО А.П. – Интеллектуалы? СААКОВ В.В. – Да, будут... Но поскольку у них очень важные работы, они загружены очень сильно, поэтому… ЗИНЧЕНКО А.П. – Деньги делают... |
СААКОВ В.В. – Деньги делают, науку делают, историю делают,
культуру… Поэтому, если у них там окажется какой-то перерыв от этих
работ, они обещали заглядывать. Вот об этом будет наш семинар, вот то,
что касается рамок и целей. Дальше я бы сказал об организационной форме.
ЛАНГАНС Е.Г. – Скажи, Виталий… СААКОВ В.В. – Да. ЛАНГАНС Е.Г. – А цели в чём? СААКОВ В.В. – Цели в том, чтобы... на листе бумаги, на рисунке, может быть даже и без подписи, мы бы все увидели – вот так они выглядят, вот так работают интеллектуальные функции, а вот так они становятся нашими способностями. Целей много. Вот глядя на молодые лица… ЛАНГАНС Е.Г. – Представить, секундочку, представить в некоторой модели структуру интеллектуальных функций? СААКОВ В.В. – В модели и в схеме работ. Да. ЛАНГАНС Е.Г. – Структура интеллектуальных функций – одна из целей? СААКОВ В.В. – Да. Вторая цель. Она теперь является рабочей, в качестве средства выступает по отношению к этой – научиться обращаться со знаковыми системами, в которых представлена культура. Без разницы, что наука, инженерия, педагогика… |
ЛАНГАНС Е.Г. – Или эстетика… СААКОВ В.В. – Эстетика, поэтика (пауза). Это к содержательной части. Я пытался размышлять, как же нам организовать свою работу, чтобы это содержание не осталось просто заявкой или словами, за которыми ничего нет, упражнением в синтаксисе. Это мы проходили, когда сдавали соответствующие упражнения по русскому языку, по литературе и так далее. И я вижу нашу форму организацию работ, с одной стороны, очень просто, но эта простота меня в то же время и пугает. Итак, программки у вас у всех на руках есть, наши три рабочие дня разбиты на две части. Первая половина дня – это доклады, которые в программке обозначены как академические доклады и как доклады-заявки. В чём различие? Академический доклад – это доклад, который… меня ночью разбудили, говорят надо делать доклад, понял, встаю и делаю. Поскольку я им живу, и он есть мой гардероб, мой костюм, мой воздух. Меня выводят в зал, говорят, надо, нужен твой доклад, в этом месте, академический, делай. Доклад-заявка – … ЗИНЧЕНКО А.П. – А можно чуть-чуть..? СААКОВ В.В. – Да. ЗИНЧЕНКО А.П. – Я так понял про академический, что он должен делаться по норме, принятой в урочной академии. СААКОВ В.В. – Конечно. |
|
ЗИНЧЕНКО А.П. – То есть, делающий доклад в урочной академии
предполагает, что все, пришедшие на этот доклад, математику знают назубок.
Если математики не знают, то их туда не пропускают. Это есть определённые
требования и к аудитории.
СААКОВ В.В. – Тут возникают в памяти соответствующие учебники Пёрышкина или ещё чьи-то... ЗИНЧЕНКО А.П. – Лучше учебник Дятлова. СААКОВ В.В. – Что за математика была в Древней Греции? Интересно, очень интересно. А вот это всё, мне кажется, осколочки маленькие, пыль, стряхнутая с той математики. Ну кстати, здесь есть такое ещё предположение, что то, что мы сегодня имеем как некоторый культурные институты – науку, педагогику, академики, доктора наук, институты, кафедры, дисциплины – это в целом как бы продукт того, что кому-то, где-то, когда-то, удалось создать, сконструировать соответствующие интеллектуальные функции и способности: не считать всё, всё уметь считать. Потом можно над этой функцией счёта заниматься её косметикой: складывать, делить, возводить в квадрат, факториалы, комплексные, трансцендентные и прочее. Это же возможно только потому, что была создана соответствующая функция интеллекта – счёт. Так же и со словом, со знаком. |
Доклад-заявка подаётся здесь. Если понято, что надо
мне делать доклад по следующей теме. Подаётся заявка и вписывается в
программку. И вот каждый может теперь (в коридоре висит листок, где
текущие заявки и заявленные заранее академические доклады обозначены)
себе в программку переносить. Это по поводу первой половины дня. И сидеть
мы вот так будем. А может быть.., ну пока вот так. Во второй половине
дня нас ожидают перемены и в организации этого рабочего пространства,
и самого способа работ. Вот у нас в зале три доски, доска это вообще
как бы…
ЗИНЧЕНКО А.П. – Мало... СААКОВ В.В. – Мало? Вот чёрт... ЗИНЧЕНКО А.П. – Конечно. СААКОВ В.В. – Ну, бумага есть, скотч есть, надо – ещё доски найдём. Использовать мы их будем следующим образом… И задача по их использованию лежит, как обозначено в этих программках, на тренерах – в первый день, на знакотехниках – во второй день и на схематизаторах – в третий. Я рисую одну доску, вторую, третью, рисую тех, кто на ней работает, чего-то там рисует. Понятно, как можно доски использовать в данном случае? Мы не видим, что рисует, допустим, этот человечек на доске. Вот я стою здесь, а он рисует на той доске. Не видно. |
Стоит там, галдит, шумит, мешает мне сосредоточиться.
Заниматься живописью на своей доске. Другой вариант. Вот мы здесь все
плотной массой стоим. Я здесь, при втором использовании досок, даже наложил
бы запрет на разговоры. На то, что называется страшными словами "коммуникация",
"трансляция". Это должно осуществляться, двигаясь с доски на
доску. И с обратной стороны вот этой доски, возможно, появятся более тонкие
и технические инженерные решения об использовании досок, не научные и
не педагогические. Но я не хочу заниматься поэтикой и заранее как бы создавать такие воздушные проекты. Мне кажется, эти два способа использования досок уже включают и содержат в себе все возможные сложности и нюансы по включению, задействованию соответствующих интеллектуальных функций для первой ситуации работ и для второй. Видеть, понимать теперь нужно, за счёт каких способностей и каких знаков происходят работы в первом случае и во втором. Понятно, что сейчас мы представляем собой аудиторию слушателей, спрашивающих, смотрящих. И надо будет представить теперь, во второй половине дня, рабочие бригады, группы. Мы разделимся, будут висеть в этом коридорчике листочки – раз, два, три, четыре… |
|
|
Нужно будет на один из листочков записать свою фамилию
для того, чтобы иметь свою доску, а не мешать работе другой группы.
Одно условие: я хотел бы, чтобы вы выполнили, группа лицея, если она
таковая здесь есть эта группа лицея, я бы хотел, чтобы сегодня в первой
половине дня она как группа лицея проработала, что там будет. Завтра
она может решать уже сама. Такая же просьба в отношении студентов пединститута
– пока просуществовать в виде студентов пединститута. Все остальные
в своем выборе свободны, но я думаю этот выбор будет не очень приятным.
(сильный кашель Отставнова) ЗИНЧЕНКО А.П. – Что это значит? СААКОВ В.В. – Максим подсказал названия групп. Но надо относиться к этому, как к культурному отношению. С одной стороны, безразлично что ли, но выбор надо сделать. Одна группа будет называться "схематизирующие", а вторая группа – "схематизируемые". Понятно, что работы разные. Про разное. И культуре не то что нужно, она несёт в себе и содержит определённый баланс этих работ. И нам нужно тоже технически к этому отнестись и побывать в одной ипостаси, в другой ипостаси. У нас впереди ещё в общем-то три рабочих дня и мы сможем менять и цвет кожи, и язык, и пол, и всё что угодно. Главное бы, продвинуться к способностям смены интеллектуальных функций. |
ЛАНГАНС Е.Г. – Главное – научиться петь так, как Майкл
Джексон, а не концепция интеллектуальная.
СААКОВ В.В. – Может быть. Я в принципе почти в час уложился. Вопросы есть? ЗИНЧЕНКО А.П. – Виталий, я всё-таки не понял, там же написано тренеры, где схемотренинг? СААКОВ В.В. – Тренеры, да. ЗИНЧЕНКО А.П. – Что – у этих групп будут тренеры? СААКОВ В.В. – Да, я могу сейчас их всех огласить. У группы лицея тренер Александр Прокофьевич Зинченко. ЗИНЧЕНКО А.П. – Ага, меня представили. СААКОВ В.В. – Группа схематизирующих – Максим Евгеньевич Отставнов. Группа схематизируемых – Владимир Африканович Никитин. Сейчас не очень-то что говорят эти все фамилии, поэтому там будут и тренеры, то есть на каждую из этих групп будут погонялы (пауза, смешки). Мы должны получить сегодня что-то на ужин. Я это называю техническое задание на схему, чтоб у нас была завтра пища. И на ужин нам нужно получить техническое задание на схему, поэтому мы должны сегодня работать как бы вот изолировано. ЗИНЧЕНКО А.П. – А Никитин знает, что его в тренеры представили? СЕМИН С.А. – А сейчас мы скажем. СОСНИН П.И. – А вопрос можно? СААКОВ В.В. – Да, пожалуйста. |
СЕМИН С.А. – Вот предположим, так
вот все три дня проработаешь и поработаешь в группах, и в результате такой
работы человек после этого выйдет с чем? Что у него конкретно изменится,
что я могу ожидать, как потенциальный заказчик траты своего времени? СААКОВ В.В. – Пётр Иванович, я могу только сейчас отвечать из программки, которую я разработал. Во второй день там есть "схемы в техниках и логиях". Вот Вы же сейчас из логий спрашиваете. Я же могу получить или всё, или ничего. И это я отвечаю за техника, я могу ответить за логика и сказать: да, мы можем здесь некоторый список ожиданий, вероятностей, и там всё прочее в принципе логически даже предсказать, посчитать (…) Но должны в паре работать техник и логик. Логик говорит: не получим, вообще бросаем работу, ну если ещё и техник… СОСНИН П.И. – Но, в конце концов, что получим? ЗИНЧЕНКО А.П. – Виталий, вопрос-то ведь он очень простой. Поскольку есть секции, в которых работают тренеры, в одной готовят там… Шварцнеггер набирает ребят, а в другую набирает ребят там Джеки Чен, и ясно, что те, кто идут к Джеки Чену, знают, что они будут ловкими, быстрыми и худыми, а те, которые идут к Шварнеггеру, будут неповоротливыми, толстыми и лоснящимися (смех) СОСНИН П.И. – Но сильными. |
|
СААКОВ В.В. – То есть, вопрос всегда… Ага, если это
для меня Учитель, вопрос для меня решён, что я получу, снимается, это
очевидно.
ЗИНЧЕНКО А.П. – Вот поэтому надо сделать следующую вещь: перед началом этого схемотренинга те, кто объявлены тренерами, должны объявить свою программу тренировок, в чём её содержание и что будет на выходе, что получат ученики. СААКОВ В.В. – Но непосредственно перед (…) ЗИНЧЕНКО А.П. – Несомненно, и поэтому делиться по группам до такого объявления сложно. СААКОВ В.В. – Я согласен, но так и предполагалось, что в течение получаса эта работа будет проделана, и тренеры будут набирать себе команду. Значит, пока это первый шаг. |
СОСНИН П.И. – Но я понимаю, что процессы мышления –
они стихийны, ими можно управлять, если чему-то учить?
СААКОВ В.В. – Пётр Иванович, я бы только хотел вот этому противопоставить. Не стихия… СОСНИН П.И. – Нет, в природу мы тоже вмешиваемся из-за того, что мы хотим её модернизировать, она стихия, а мы туда с техникой… СААКОВ В.В. – Природа ведь не стихия, ведь эта точка зрения, что стихия нам возвращает все эти результаты... СОСНИН П.И. – Ну, я вот за Вами следил, за Вашим мышлением. Вот как-то старался следить, я ж понимаю, Вы движетесь, иногда задумаетесь, значит у Вас тоже какие-то стихийные процессы (…) СААКОВ В.В. – Пётр Иванович, я ведь три дня или три недели как идиот по Ульяновску бегаю, собираю фломастеры, бумагу, помещения и прочее, прочее. Какое тут мышление? Какая установка? Как подготовиться к этому докладу вообще? (смеётся) Какая стихия, какие работы? |
СОСНИН П.И. – Мышление - стихия хорошая. СААКОВ В.В. – Ваше право показать, и мы надеемся увидеть и поколебать свою точку зрения. СОСНИН П.И. – Или дополнить. Вот мне интересно, чем я могу дополнить. СААКОВ В.В. – Или дополнить. Пошли варианты… Ладно, в чём-то поколебать, в чём-то дополнить, к консенсусу… Я в принципе закруглился, у нас два доклада на сегодня, мы сейчас сделаем минут на десять, до 11.20, перерыв и приступим к работе. Спасибо. |
расшифровка - А.Гусаров, декабрь 2004 | редакция
- В.Сааков, декабрь 2004; 03 февраль 2012
|
|
|