главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
   
Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994
Е.Г.Ланганс
Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира

совещание "смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности"
1994
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш системомыследеятельностная эпистемология и эпистемотехника  
в разделш ульяновские семинары по смд-эпистемологии/ 1991-1994  
  инженерные знания и общая эпистемология/ 1991  
  системомыследеятельностная эпистемология и исследование/ 1992  
  системомыследеятельностная эпистемология и схематизация/ 1993  
  смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994  
     
     
  тема первого дня
Эпистемологические и эпистемотехнические проблемы трансляции и коммуникации в мыследеятельности
21 октября 1994
 
Ланганс Елена Геннадьевна
Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира
формат microsoft word версия для печати
  21.10.1994, 10.00  
СААКОВ - …до четырнадцати часов.
ЗИНЧЕНКО - А обед, он во сколько?
СААКОВ - Для приезжих иногородних и для группы лицея технического университета в гостинице в четырнадцать пятнадцать, остальные могут тоже обедать на этой же территории, но в другом зале, он рядом. Или дома. Сейчас нам предстоит выслушать два доклада и мы приступаем к этой работе, Елена Геннадьевна, пожалуйста (…)
ХХХХ - Можно Вас попросить, чтоб Вы куртку одели?
ЛАНГАНС - Ничего, сейчас мне будет жарко (смеется)
ХХХХ - Может мне тоже тогда раздеться?
СААКОВ - (смеется) И встать, если дама стоит.
ХХХХ - Если холодно, что ж сделаешь…
ЛАНГАНС - Есть это знаменитое изречение - на методологический семинар надо одеваться похуже, можно вообще не одеваться, чтоб потом легче мыться было. Пока листочек клеится, я начну. Меня зовут Елена Геннадьевна Ланганс, я из Челябинска, в течение четырёх лет участвовала в работе методологического движения, а сейчас я работаю в Челябинске, в музыкальном колледже преподавателем цикла философских дисциплин, в том числе эстетики, этики и всех этих прочих замечательных предметов.
В первом пункте я обрисую ситуацию как педагога - преподавание предметов философского цикла, куда входят и философия, и логика, и так далее, и так далее.
И история культуры, и культурология, бог его знает, что ещё. Собственно говоря, я совсем недавно вернулась в преподавание, в прошлом году. И сначала я преподавала в школе-гимназии, затем вот в музыкальный колледж меня пригласили работать. И то, с чем я столкнулась как бы, то, что было понятно раньше на словах, стало мне понятным на деле - то, что происходит сейчас в колледжах, в ВУЗах, школах. Это - предметный беспредел, то есть в колледжах, ВУЗах, школах сейчас вводятся, бог знает, какие предметы, не понятно на каком основании. Скажем, в гимназии, где я работала, у десятиклассников было по двенадцать-четырнадцать уроков в день, и когда они ко мне приходили на эстетику, они уже не то что говорить, они смотреть на меня не могли. В колледже, в общем, то же самое. Сейчас мне говорят, вот приходите работать в политехнический институт, технический университет нынешний, у нас некому преподавать культурологию. Я спрашиваю, а зачем вам культурология, что вы от неё вообще хотите взять? Но ответа нет. Главное, что везде вводят, значит нам тоже надо. И вот этот предметный беспредел творится сейчас в школах. Понятно, что делается со студентами и учениками и в общем-то понятно, что делается достаточно разумными преподавателями, поскольку половину времени своего курса им приходится убить на то, чтобы доказать студентам, что им это страшно надо. Какая-нибудь там культурология или эстетика. Это один момент.
Второй момент. Я опять же с этим столкнулась в колледже, когда в колледж приехал в начале учебного года уважаемый завкафедрой философии Екатеринбургской консерватории и предложил свою… Сделал предложение по систематизации курсов философского цикла и предложил положить в основание систематизации этих всех курсов представление о культуре. При этом культуру он понимал как форму общественного сознания, говорил об уровнях культуры и ставил, например, в один уровень науку и свободную любовь (смеётся). На каком это он делал основании - непонятно, но упорно требовал, что всё надо систематизировать на основании такого представления о культуре.
И ещё один момент ситуации. В июне месяце в Тольятти проводился семинар методологами и преподавателями Тольяттинской академии, куда приехала Татьяна Ковалёва - директор экспериментальной школы и рассказывала об опыте своих работ. И там мы столкнулись с ситуацией, когда Татьяна утверждала, что либо ты педагог, либо ты методолог. Если ты, так сказать, имеешь средства рефлексии и выходишь в рефлексию, то ты уже методолог, а педагог не может рефлектировать своих оснований работы и так далее, и так далее. У него на это нет сил.
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 1-го дня/ Е.Г.Ланганс: Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира
© priss-laboratory, 1994
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 1-го дня/ Е.Г.Ланганс: Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира
схема 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 1-го дня/ Е.Г.Ланганс: Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира
© priss-laboratory, 1994
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 1-го дня/ Е.Г.Ланганс: Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира
схема 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 1-го дня/ Е.Г.Ланганс: Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира
© priss-laboratory, 1994
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 1-го дня/ Е.Г.Ланганс: Эпистемология и педагогическая мыследеятельность: проблема картины мира
И вот я сегодня буду пытаться как бы немножечко позицию рефлектирующего педагога здесь отрабатывать. С тем, чтобы двигаться в интенции на то, что в общем-то предметы общественного или философского цикла каким-то образом должны преподаваться, и что для этого нужно вообще в современной социокультурной ситуации? И какие это предметы, вернее, не какие предметы, а какие основания в общем-то для этих предметов должны быть? Я начну с того, что до недавнего времени набор учебных предметов в школах, в ВУЗах определялся, собственно говоря, естественнонаучной картиной мира и научными предметами. Простую такую рисую (…) зарисовку. Собственно говоря, XVII век. Философы Бекон, Декарт, а затем Галилей строят определённую картину мира, закладывают там определённые принципы. Соответственно, строят картину природы для того, чтобы обеспечить развитие экспериментальной науки. Ой, как я некрасиво рисую, разучилась. Затем параллельно строятся научные предметы и, соответственно с этим, учебные предметы. Там правда свои были принципы, у педагогов-разработчиков - у Каменского и так далее.
Но тем не менее, вот на мой взгляд, такая корреляция существовала и до недавнего времени собственно всех устраивала.
И система школьной подготовки, вузовской подготовки у нас так и была устроена, но с некоторых пор...
Вот эту ситуацию, я её прорисовываю, а вы наверняка, и педагоги и студенты, на своей шкуре это испытываете, произошла вот странная вещь, вот этот обвал непонятно откуда взявшихся предметов, разговор о гуманизации техниче ского образования, о технизации гуманитарного… Бог знает, что происходит.
И мы сталкиваемся с такой ситуацией, что есть некий схематизированный какой-то там набор учебных предметов, одни из них сохранились или протранслированы из предыдущей истории, другие как-то взяты, новые строится, нечто третье… Я могу говорить с небольшой уверенностью, что в принципе намечена новая картина мира. И Московский методологический кружок (ММК) приложил к этому руку очень серьёзно, наметив принципы определённые. Самый важный здесь момент, что собственно говоря, мир человеческий, в котором он живёт - это не мир природы, мир - это мир мышления и деятельности.
Это самый важный принцип и Московский методологический кружок начал строить так называемую искусственно-техническую картину мира, которая собственно говоря, отличается от естественнонаучной. Во всяком случае, той сущностью или той субстанцией, которая положена в основание разворачивания этой картины.
Собственно, я сейчас говорю, что фактически отсутствуют новые науки, или новые научные предметы.
Опять же, можно пунктиром наметить и сказать, что здесь что-то делалось: и ММК, и методологическое движение, и собственно в разных странах философы и, по всей вероятности, методологи. Но реально мы что имеем, когда я встаю на педагогическую позицию рефлектирующего педагога и смотрю сюда?
Для меня ведь самое важное место оказывается вот это - учебные предметы. Что я должен преподавать? Как я должен преподавать? На каких основаниях я должен уметь что-то делать? Я обращаюсь своим взором к привычному началу и смотрю: картины мира у меня нет, научных предметов у меня нет, грубо говоря, нет тех книжек, с которых можно списать свой учебный предмет. Раньше можно было взять какие-то научные работы, переписать, немножко подправить, скорректировать и читать лекции. Теперь это крайне сложно сделать, поскольку просто этих книжек как таковых нет. И вот эта ситуация, с которой, на мой взгляд, сталкивается современный педагог. Особенно педагог философского цикла. Это первый момент. Значит, я говорю, соответственно для учебных предметов или для строительства новых учебных предметов нет рамок, которые должна задавать картина мира. И в этом смысле я говорю - беспредел. Я сейчас точку сделаю. Предметный беспредел, который творится. Отсутствие рамок.
СААКОВ - Елена Геннадьевна, а вот эта картинка, нарисованная слева, она произведена некоторой реконструкцией позиции рефлектирующего педагога? Либо это некоторая реальность в кавычках и педагог с ней вынужден считаться?
ЛАНГАНС - Мне представляется, эта конструкция введена в некотором смысле как историческая. Да?
СААКОВ - И это есть атрибут.
НИКИТИН - Тогда последовательность неверная.
ЛАНГАНС - То есть?
НИКИТИН - Учебные предметы возникли раньше.
ЛАНГАНС - Владимир Африканович, я как раз за последовательность не ручаюсь, я говорю, параллельно складывалась, вероятно, реально люди работали, и это шло параллельным процессом, может это и сегодня должно быть?
СААКОВ - Но я бы другое хотел уточнить. Вы вменяете позиции рефлектирующего педагога такое видение?
ЛАНГАНС - Да, такое видение ситуации, вот этой ситуации, вот нижней. При этом по аналогии с верхней.
СААКОВ - По аналогии.
ЛАНГАНС - По аналогии. Да, по аналогии. Совершенно верно, а что Вас не устраивает? Чем-то Вы не довольны.
СААКОВ - Вот я хотел получить ответ на этот вопрос: что это не есть некоторая внешняя данность, действительность, а продукт работы рефлектирующего педагога.
ЛАНГАНС - Да, конечно, конечно.
СААКОВ - Теперь можно только задавать вопросы.
ЛАНГАНС - Нет. А вот то, что внешняя данность состоит в том - приходишь в аудиторию, надо что-то читать и начинаешь изгаляться.
СААКОВ - При чём тут рефлектирующий тогда?
ЛАНГАНС - А! При чём тут рефлектирующий?
СААКОВ - Ну, действующий, пашущий педагог…
ЛАНГАНС - Подожди, это я говорю. То, что как бы в жизни происходит, дальше задаются вопросы, почему у меня не получается? Что нужно сделать, чтобы то, что я делаю, получалось. Так? Какова ситуация…
СААКОВ - Понял, понял.
ЛАНГАНС - И ряд этих вопросов заставляет обратиться там к истории и так далее.
СААКОВ - Ищутся нормы, образцы, аналогии…
ЛАНГАНС - Точно. Да, ищутся нормы, образцы, аналогии, по которым, собственно говоря, и даётся ответ, почему сегодня существует предметный беспредел. Говорю нет пределов. Пределы должна бы задать картина мира. Вероятно, вот это вот место. И вот этот тезис сейчас, он как первый. Ещё есть вопросы?
НИКИТИН - Вот эта [нестандартная] картинка фиксирует не нынешнее состояние, которое привело к беспределу...
ЛАНГАНС - То есть?
НИКИТИН - Ты говоришь, педагоги смотрят на научный мир, который сейчас очень престижный и видят, что там возникают новые названия и стараются это перетянуть в учебный процесс. Там появляется тьма, сотня новых подразделений, которые имеют свои уже названия и которые кричат, что они самые важные и нужные. И педагоги стоят перед темой - брать, не брать это. Кому нужна генетика? Кому нужна…
ЛАНГАНС - Культурология.
НИКИТИН - Астрофизика. Это вопрос не решаемый. Потому что перед метакартиной мира и учебными предметами стоит научное производство. Это нынешнее состояние. А исторически сначала возникали кафедры в университетах, которые получали имена, а научное производство возникло на два или три столетия позже и поначалу ориентировалось на те имена, которые присвоены были кафедрам. И сейчас вроде бы получается, если исходить из первой картинки как нормативной, нужно ждать новые, в соответствие с новой картиной деятельностные предметы. Потом по деятельностным предметам строить учебные. А если ориентироваться на задачу трансляции картины и практическую работу с людьми, так там вроде бы не нужно этого…
ЛАНГАНС - Ну, Владимир Африканович, я бы не стала спорить со специалистом и авторитетом в области истории образования. Для меня фокус и пафос вот этого как раз рассуждения состоит в корреляции в некотором роде, над которой необходимо размышлять. Это корреляция между картиной мира и учебными предметами. И для меня это самое важное. Действительно, я различение не провела, о котором Вы говорите в связи с научными предметами. Вот этот момент ситуации, истории и прочее… Я его не различаю. Но самый важный момент связан с картиной мира, он как бы задаёт пределы, рамки для новых учебных предметов и, тем более, учебных предметов, задаваемых как бы в некоторой системе.
Соответственно, здесь такой промежуток. К следующему кусочку. Он состоит в следующем. Я считаю, что сегодня…
ЗИНЧЕНКО - А тут можно ещё пока этот кусочек завершу
ЛАНГАНС - Да.
ЗИНЧЕНКО - Вот я так понял, что для Вас картина мира есть организующее начало.
ЛАНГАНС - Для первого.
ЗИНЧЕНКО - Нет-нет. И в первом, и во втором случае. Нет-нет. Поскольку Вы ведь предметник, я бы так сказал, вы же предметник?
ЛАНГАНС - Да, точно.
ЗИНЧЕНКО - Вот, допустим, специалист в области схемотехники. Если бы он пошёл в школу преподавать и начал строить соответствующие учебные предметы, наверное, имел бы другие основания. Наверняка другие. Я могу сказать про себя - у меня другие.
ЛАНГАНС - Да.
СЕМИН - (…) в традиционном понимании.
ЗИНЧЕНКО - Вот для меня это и есть предмет. Сейчас Елена Геннадьевна выступает как носитель определённого содержания. Она говорит: основания философские, эстетика, далее этика… - это и есть определённая область предметная.
СЕМИН - Сань, ну, во всяком случае там [нет предмета]. Это я тебе точно говорю.
ЗИНЧЕНКО - Вводим.
СЕМИН - Сейчас есть?
ЗИНЧЕНКО - Есть уже.
СЕМИН - Есть?
ЗИНЧЕНКО - У меня есть этот предмет.
СЕМИН - И философские основания есть и прочие? Так?
ЗИНЧЕНКО - А зачем знакотехнике философские основания?
СЕМИН - Вот предметам нужны основания. Правильно? Елена Геннадьевна и говорит: а у Вас там нет.
ЗИНЧЕНКО - Она говорит о другом. Основания нужны для всей совокупности. Поскольку там есть четырнадцать уроков, читают всё подряд.
СЕМИН - Я это и имею в виду.
ЗИНЧЕНКО - И неизвестно, на каком основании вот всей совокупности читаемого. И как такое основание у неё выступает картина мира. И противопоставление идёт по этому. А могут быть другие, наверное, основания.
ЛАНГАНС - Вероятно.
ЗИНЧЕНКО - Например, в своё время готовили в Царскосельском лицее государственных чиновников. И такая была установка - им там начихать было - это в натуралистической картине мира или в какой-то другой. А где-нибудь в лицее бизнеса сегодня должны готовить предпринимателей, и тоже в общем-то особенно о картине мира вопрос не стоит.
ЛАНГАНС - Но при этом я исхожу из понимания, в данном случае, учебного предмета, как такого предмета, который организует некоторое содержание для понимания, для понимания учащимися.
И в этом смысле картина мира выступает здесь в функции силы, организующей работу педагога как предметника, педагога-предметника. Это есть его схема самоорганизации, его рамки. И только в этом случае он имеет право выходить на какой-то предмет и начинать коммуникацию с учащимися, студентами и так далее, и так далее.
СААКОВ - Но это же рефлектирующий педагог. Следовательно, понимает что либо естественнонаучная, либо искусственно-техническая картина мира есть техническое "средство для" и "в отличие от чего". Да?
ЛАНГАНС - Точно. Для собственной самоорганизации прежде всего.
СААКОВ - Но тут как бы замыкание происходит.
ЛАНГАНС - Почему? Дело в том, что ещё как понимать. Дальше возникает вопрос о принципиальном устройстве картины мира. О том, что это такое и так далее, и так далее. Понимаешь? И в этом смысле можно принимать картину мира картинно. Ну как изображение. Да?
СААКОВ - Хорошо. А ответь, сто можно сделать? Сто? Вот как Лем, допустим, в Сумме технологий, просто задаёт операторику: сто можно построить, двести, триста картин мира.
ЗИНЧЕНКО - Чего? Картин мира что ли?
СААКОВ - Либо это нельзя? Это тогда не картина мира? И решает такой технический ответ уже совершенно иной род задач.
ЛАНГАНС - В зависимости от того, какие проблемы решает или на каком проблемном основании педагог строит. Если у него сто проблем, он построит сто онтологий или картин мира, правильно? Если он какие-то принципиальные в набор выделяет, у него будет одна или две. Но я как бы…
СААКОВ - Так можете сказать про них, про эти две проблемы? Ведь речь же о двух картинах?
ЛАНГАНС - Подожди, подожди. Я бы двигалась постепенно туда дальше. И говорила бы следующее: я пока ещё не принимаю той проблематизации. Во всяком случае пока, для себя, о том, что картина мира не нужна. Но при этом, если мне так в лоб сказать… А кто Вам сказал что картина мира не нужна? Вот Александр Прокофьевич в мягкой форме говорит: да в общем-то не сильно она и нужна, эта картина мира для новых учебных предметов.
ЗИНЧЕНКО - Нет. Я только один вопрос задаю. Вот в педагогике или скажем в содержании образования, вот в этом пространстве насколько значим вопрос о картине мира? Вот в предмете философии, в таком предмете, как философские основания, мировоззрения - это очень важно.
ЛАНГАНС - Да, это один момент.
ЗИНЧЕНКО - Но он может читаться как отдельный предмет. И Вы, читая такой предмет, рассказываете: вот была там естественнонаучная картина мира, теперь придумали и есть уже другая. Это в рамках одного из предметов вполне допустимо.
ЛАНГАНС - Видите ли, Александр Прокофьевич, но в ситуации реальной работы он сталкивается с тем, что один педагог приходит и говорит, вот есть такая картина мира, вот такая, такая. Другой приходит и говорит прямо противоположное. И прочее, прочее.
СААКОВ - Прямо [так] и говорит? Это где педагог такое говорит?
ЛАНГАНС - Секундочку. Я говорю, вот приходит реальный живой педагог в класс…
СААКОВ - Ну, да.
ЛАНГАНС - Философ, предположим. И говорит о картине мира, о разных картинах мира.
СААКОВ - Кто слышал?
СЕМИН - (…)
ХХХХ - Елена Геннадьевна, а можно вопрос? Может быть в этом смысле Вы говорите о том…
СААКОВ - Это Вы говорите.
ХХХХ - Реальный педагог отбирает содержание своего учебного предмета в соответствие с той картиной мира, которую он понимает, а остальное как бы остаётся за рамками.
ЛАНГАНС - Вот для меня очень важный момент. Говоря о картине мира, в размышлениях, я говорю следующее: что вроде бы функция картины мира служит общим местом или общим знанием универсальным для определённого рода аспектизации, потом предметной и как бы…
НИКИТИН - Необязательно [этим способом], а средство может быть и другое.
ЛАНГАНС - Конечно, может быть. И что?
НИКИТИН - Подожди, Лен, послушай ещё один раз. Одно дело, когда я последний раз тебя спросил: из этого исходишь, что картины мира надо прописывать себе в специальный (…)? Совсем другое, если есть ориентация на определённый опыт и область практики, где он есть. И тогда совершенно необязательно. Важно только определённый тип отношений использовать и передавать. В этом смысле картина мира есть следствие согласования или коммуникации ряда такого рода работников на общем [фоне].
ЛАНГАНС - В этом смысле я утверждаю, что для базового образования, базового, где как бы передаются основы мировоззрения, основные какие-то техники, картина мира необходима. И без неё не пройдёшь на передаче каких-то отдельных отношений и так далее.
СААКОВ - Я так понял, что Владимир Африканович разделил философское отношение и подход к картине мира, например, от эпистемологического или культуротехнического. Она может выступать систематизирующим орудием, таким упорядочивающим. Это будет как культуротехника [сюда вот], эпистемология. Но есть работы педагога, которые требуют предъявления оснований…
ЛАНГАНС - Самому себе.
СААКОВ - Если я прихожу математику читать, зоологию - зачем основания?
ЛАНГАНС - Секундочку, самому себе!
СААКОВ - Не знаю.
ЛАНГАНС - Самому себе. Требует предъявления оснований самому себе!
СААКОВ - Картина мира - эта такая уловка выложить основания. Поскольку нужна ведь форма, в которой можно предъявить основания. А смысл в том - как предъявить основания. Да? Картиной мира? Или остаётся пустое место? Или что?
ЗИНЧЕНКО - Лен, я теперь понял. Вы неправильно свою позицию называете. Когда Вы такое делаете введение, Вы рассуждаете не как рефлектирующий педагог. Почему? Вот что такое рефлектирующий педагог? Вот он в школе, там сорок преподавателей, из этих сорока, допустим, тридцать классные профессионалы. Кто такие классные профессионалы? Это те, кто работает по учебнику и, как грампластинка, имеет средства, чтобы содержание учебника задолбить ученикам. Классные профессионалы. Есть ещё учителя-новаторы. Учителя-новаторы - это которые выдумывают новое и творят беспредел в часах, в школах, вообще что бог на душу положит. Но плюс ещё есть те, как Шаталин например, которые научились курс математики за две недели за счёт опорных конспектов передавать. Это такие суперпрофессионалы. И вот Вы приходите туда и Вам говорят: у Вас есть два часа в неделю или четыре часа в неделю. И Вы решать должны только один вопрос, что Вы будете делать в эти четыре часа? Вот если Вы будете преподавать этику, эстетику и философию, а Вы ещё четыре года были в ММК, то ясно, что Вы будете им рассказывать в отведённое Вам время о том, какая сегодня картина мира.
ЛАНГАНС - В рабочее время.
ЗИНЧЕНКО - Да, в рабочее время. А остальные тридцать будут работать по учебнику в соответствие с указаниями ГорОНО, министерства и так далее. И вот это есть ситуация рефлектирующего педагога [когда физику скоро в голову не вгонишь].
НИКИТИН - А я хотел заступиться за женщину. Вот вы так все на неё напали, вполне нормальная ситуация, для понимания всегда картина мира нужна. И Елена Геннадьевна вовсе не говорит, что она будет кому-то о картине мира рассказывать. Она говорит: для того, чтобы я разобралась со своей картиной мира, я должна…
ЛАНГАНС - Рассказываю, рассказываю [несколько пар].
СОСНИН - …определённой картиной мира связать всё, о чём здесь идёт речь. Картина мира - необходимый инструмент для понимания, это один из обязательных атрибутов, без неё нельзя.
ЛАНГАНС - Ну, в этом смысле как бы забегая далеко вперёд.
ЗИНЧЕНКО - Вот интересный вопрос: тогда за счёт чего передаётся картина мира? За счёт того, что про неё рассказывают или за счёт чего-то другого?
ЛАНГАНС - О! Я бы говорила о другом. Я как раз хотела этот момент сказать, но для начала назад немножко, к ситуации. Как я понимаю, ситуация, которую Вы формулируете… В дискуссии вопрос рефлективный необходимо задавать: во-первых, кому и зачем сегодня нужна картина мира? Вообще, нужна ли? Можно ли обойтись без строительства такой сложной эпистемы? Правильно?
СААКОВ - И утопить этот вопрос в социальном.
ЛАНГАНС - Да, да. Можно ли сегодня обойти этот вопрос? Поскольку картина мира как предельное знание, картина мира как определённое сознание рамочного характера должна быть. Или - неизвестно. Вопрос возникает о месте, назначении: кому, зачем, где употребляется? Это первое для педагога, рефлектирующего собственные основания.
Наверное, этот вопрос не бесполезный. И второй момент той ситуации, которую прорисовывает Александр Прокофьевич. Можно говорить о том, что в результате мы имеем ситуацию в школах и в лицеях, когда на живых людях, в частности, на студентах и на учениках сталкиваются разные картины мира. Что соответственно порождает непонятно что в головах, непонятно что там происходит вообще дальше. Поскольку происходит беспредел. Как в той картинке: выходит студент из аудитории, постучал по голове, у него всё содержание оттуда вылилось, и он пошёл слушать Майкла Джексона. Когда такое вкашливают, ничего не остаётся делать, собственно говоря. Поскольку одни говорят про биологию и бессознательное, и я не знаю ещё о чём, о природе секса, какие-то предметы вводят, разные, интересные. Другие про искусственно-техническую картину мира. Что из этого компота вообще можно сделать? Ничего.
СОСНИН - Но его нужно просто приучить, что их много и можно построить в рамках своей деятельности свою картину.
ЛАНГАНС - Тогда на этом шаге возникает этот вопрос: кому и зачем и в какой функции она нужна будет? Для меня картина мира является организующей работы.
СОСНИН - Всё правильно, конечно.
ЛАНГАНС - Собственно, любого преподавателя, в том числе и математика, в том числе и филолога, который должен рефлектировать свои основания и в этом смысле развороты принять, что вот математику нужно обязательно преподавать ещё и с историческим фоном, историю математики давать, и в этом смысле основания все выкладывать, поскольку, когда ребёнку маленькому начинают там говорить о числе, цифре…
Я читала работы математиков, они говорят, вот мы маленьких детей учим считать, это всё равно, что вас заставить говорить по-японски. А мы ещё удивляемся, почему они не могут воспринять понятие числа, почему не могут сказать такие простые для нас вещи: один, два, три, четыре, пять? Вот два момента: один момент про столкновение картин мира, которые на реальном человеческом материале происходят благодаря нашей плодотворной деятельности, в частности моей (смеётся), а второй момент - кому и зачем? В каком месте?
СААКОВ - Елена Геннадьевна, если знать философов, то картина мира - это есть нормальный инструмент в работе педагога.
ЛАНГАНС - Да, и я бы продолжила. Следующий такой момент странный. Я говорю, ну господа философы-общественники, это ваш прямой хлеб, и именно как бы кафедры общественных дисциплин должны заниматься строительством новой картины мира и именно строительством. Да! Сейчас вы выскажете своё возмущение. Говорю, да поскольку философы у нас сейчас что делают? Читают Хайдеггера и Хабермаса. И я сегодня буду тоже такой образец здесь демонстрировать, как его читают и это всё выливают сюда соответственно, не заботясь опять же о всём, что творится. А я говорю, соответственно, необходимо как бы анализировать ситуацию и строить иную, другую картину мира, которая, собственно говоря, в общем-то находится в свёрнутом зародышевом состоянии в текстах методологов по всей вероятности. И это надо делать. Это как бы и их работа. И собственно философы ведь этим и занимались, настоящие философы в истории. Тот же Платон и тот же Пифагор, и тот же Сократ и как бы…
ХХХХ - Елена Геннадьевна, а можно ещё уточнить? В этом смысле вот Вы что говорите: я рефлектирующий педагог как бы, отделяю от себя сейчас эту работу и передаю её там на кафедру естественных…
ЛАНГАНС - Ни в коем случае, ни в коем случае. Я ведь определяюсь как тот самый педагог-общественник или педагог философского цикла.
Говорю: да, вот я должна этим заниматься там с коллегами, привлекая к этой работе… Аудиенции определённого рода должны быть.
ХХХХ - Вот Вы принципиально эту позицию сейчас задаёте - рефлектирующего педагога. Или говорите: я вынуждена, потому что у меня такая ситуация?
ЛАНГАНС - Что значит, принципиально Вы её задаёте?
ХХХХ - Если характеризовать эту позицию рефлектирующего педагога…
ЛАНГАНС - Подождите минуточку, дальше рефлектирующий педагог, осознав отсутствие у него некоторых оснований или…
СААКОВ - Я вообще уже не понимаю, речь идёт о перераспределении часов между…
ЛАНГАНС - Ни в коем случае.
СААКОВ - …кафедрами, например.
ЛАНГАНС - Ни в коем случае.
СААКОВ - Или о…
ЛАНГАНС - Ни в коем случае. Я говорю, что нормальная кафедра должна, во-первых, заниматься философско-исследовательской работой. Без этого она не кафедра.
СААКОВ - Но если бы Вы сейчас работали…
ЛАНГАНС - Чтение часов - это третий момент.
СААКОВ - Елена Геннадьевна?
ЛАНГАНС - Да?
СААКОВ - Как Александр Прокофьевич говорит? Есть четыре часа и никуда не денешься, и надо работу сделать в них.
ЛАНГАНС - А всё остальное время строить картину мира.
ЗИНЧЕНКО - Нет-нет-нет. Я же…
ЛАНГАНС - Четыре часа в неделю.
ЗИНЧЕНКО - Я другую вещь сказал. Вот есть у Вас Ваше время и Ваш предмет. Вы, допустим, философ в лицее или в ВУЗе, и Вы в рамках своего предмета раньше читали марксистко-ленинскую философию. И был учебник.
ЛАНГАНС - А теперь учебника нет.
ЗИНЧЕНКО - Сегодня, слава богу, учебника нет.
ЛАНГАНС - Точно.
ЗИНЧЕНКО - И Вы в рамках своего предмета конструируете соответствующую последовательность уроков и развёртываете перед слушателями представление о том, как разные картины мира сменяли друг друга в ходе истории.
ЛАНГАНС - Всё правильно.
ЗИНЧЕНКО - И в конце концов доводите…
ЛАНГАНС - Да, но при этом…
ЗИНЧЕНКО - …слушателей до понимания того, что есть и искусственно-техническая.
ЛАНГАНС - Секундочку. Вот в этом и момент. Александр Прокофьевич, я то говорю, что нет её.
ЗИНЧЕНКО - Чего?
ЛАНГАНС - Искусственно-технической картины мира.
ЗИНЧЕНКО - Подождите, стоп, стоп, стоп. Это вот одна линия, когда Вы работаете как педагог-предметник.
ЛАНГАНС - Да.
ЗИНЧЕНКО - И тогда, если Вы говорите мне, что нет ее, то я говорю, какой же Вы…
ХХХХ - Знающий.
ЗИНЧЕНКО - …преподаватель философии.
ХХХХ - Нет.
ЗИНЧЕНКО - Если Вы не сумели внутри своего...
ХХХХ - Я не знаю.
ЗИНЧЕНКО - …предмета это уже оформить.
ХХХХ - Да?
ЗИНЧЕНКО - Это Вы обязаны сделать. Теперь совсем другая задача - организация всех предметов, вот всего этого множества.
ЛАНГАНС - Смотрите, Александр Прокофьевич, я ведь что делаю? Меня интересует определённый цикл, предметным называемый, то ли общественный, то ли философский вот этот цикл.
НИКИТИН - Елена Геннадьевна?
ЛАНГАНС - Да?
НИКИТИН - Но он же старый и старого членения. Откуда Вы его вообще берёте в данном месте размышлений? Вы должны были забыть, перейдя черту сверху вниз, уже про это всякое, про общественные циклы.
ЛАНГАНС - Да.
ЗИНЧЕНКО - Да. А при этом остаются другие. Есть преподаватель математики, и он, обратите внимание, ни к научному, ни к искусственно-техническому его никуда не отнесёшь. Математика как была, так и есть, и Вы же её не можете… Она обязательно нужна и без неё не обойдёшься.
ХХХХ - Да, нужна.
ЗИНЧЕНКО - Не будет искусственно-технической картины мира.
ХХХХ - Не будет.
ЗИНЧЕНКО - Без математики, например.
ХХХХ - Да.
ЗИНЧЕНКО - И дальше решаются вопросы, каких предметников будем в школу эту набирать, нанимать, а каких будем выгонять.
СОСНИН - А можно Вас так понять, что нет единой искусственно-технической картины мира, потому что я не согласен, что нет вдруг, слишком категорично звучит.
ЛАНГАНС - О! отлично.
СОСНИН - Раз их много разрешается…
ЛАНГАНС - Во! Смотрите…
СОСНИН - У меня есть, например, своя картина.
ЛАНГАНС - Отлично, я Вам буду очень благодарна, если Вы после моего доклада выйдете и нарисуете кое-какие моменты или хотя бы на словах расскажете о ней, поскольку у меня нет.
ЗИНЧЕНКО - Я могу рассказать.
СОСНИН - Нет, но Вы готовили.
ЛАНГАНС - Вот и Зинченко тоже.
СОСНИН - Но я извиняюсь, Вы готовили доклад…
ХХХХ - Да.
СОСНИН - А я должен импровизировать?
ЛАНГАНС - Да.
ХХХХ - Ещё могу сказать…
СОСНИН - Понимаете..?
ЛАНГАНС - Подождите минуточку. Вы же говорите, что она у Вас есть, значит никакого труда Вам не составляет.
СОСНИН - Я чувствую, что она у меня есть, понимаете?
ЛАНГАНС - Никакого труда Вам не составляет, значит. Вот мне тут трудно. Мне очень сложно.
СОСНИН - Потому что я слышал, вот понимаете для человека, у которого нет ничего в руках, кроме молотка - весь мир гвоздь, понимаете?
ХХХХ - Понимаем, понимаем.
СОСНИН - Я и из этих соображений подхожу.
ХХХХ - Я вообще это знал.
СОСНИН - Он куда не посмотрит, у него одни гвозди кругом. Вот его картина мира.
ЛАНГАНС - Угу.
ХХХХ - В чувствах.
СОСНИН - То есть, она зависит от того, каким типом деятельности занимается кто-то. Поэтому множественную позицию относительно картин мира признать можно, а вот стоит ли искать единую? Ну, например, Ваша… Но кто же Вам не даёт говорить? Чтобы Вас понять до конца надо, чтобы Вы больше сказали. И я вот только сейчас вот из-за одного говорю, что Вы вдруг тут проговорились, что Вы считаете, что Вы хотите как раз нам сказать, а мы Вам не даём, что единой картины нет.
ЛАНГАНС - В этом смысле я бы сказала сейчас несколько по иному. Во-первых, для Вас есть, а для меня нет. Это наша разница.
СОСНИН - Ну конечно, да.
ЛАНГАНС - Да?
СОСНИН - Раз она искусственно-техническая…
ЛАНГАНС - Один момент.
СОСНИН -.каждый должен её создавать.
ЛАНГАНС - Второй момент. Меня реально интересуют на втором шаге искусственно-техническая картина мира и так далее… А на первом шаге меня интересуют принципиальные схемы картин мира. Как строится картина мира и так далее, и так далее?
СОСНИН - Ну вот, типа молоток и гвоздь.
ЛАНГАНС - Вот типа молоток и гвоздь, Вы знаете.
СОСНИН - Так они и должны.
ЛАНГАНС - Ваш образ меня как раз устраивает, поскольку для того, чтобы некоторые принципы построения картин мира каким-то образом вытащить и вообще понять некоторые схемы, я вот обратилась к Хайдеггеру, к его работе тридцать девятого года, "Время картины мира". И попытаюсь в схеме, в рисунке зафиксировать, а как же он, каково его понятие картины мира? Каково его понятие картины мира? Это один момент. И второй момент. В каком контексте он это понятие разворачивает? И я вот этот маленький кусочек хотела бы ещё сделать. При этом остаётся подвешенным вопрос. Собственно говоря, есть две точки зрения. вот по предыдущему куску одна утверждает, что все предметы школьные, курсы и так далее не организуются с помощью единой картины мира. Хотя я считаю, что это не так, поскольку люди, которые организуют полностью эксперимент, предположим, новацию какую-то (и тольяттинская новация к этому тоже принадлежит), они соответственно работают в рамках определённой картины мира. И несут её на себе и тем самым складывают эти учебные предметы. И в этом смысле она является организующей. Я так вижу, вот в этом смысле как бы поэтического, художественного. Художник говорит: я так вижу (смеётся).
Я тоже, я так вижу. Я говорю, что несут, несут, хотя и утверждают, что им для этого всё это может быть и не надо. Но там другой момент у меня возникает. Если я, предположим, соглашусь с этим моментом, что я должна работать как философ и должна предъявлять, и для того, чтобы даже предъявить смену картин мира, я должна, собственно говоря, принципиальную схему любой картины мира иметь. Принципиальную. И моменты построения и, собственно говоря, без этого, на мой взгляд, вообще как бы очень многие вещи невозможны. При том при всём, что я при этом сошлюсь на Аристотеля. В "Топике" он пишет, если вы хотите вступать в дискуссию, высказать мнение, обратитесь к авторитету. Вот у Петра Георгиевича Щедровицкого в его "СМД-педагогике", в СМД-теории образования, одна из последних статей, он там пишет: вот контрметафизическая революция. Говорится о том, что у каждого человека как бы в сознании сейчас господствуют натуральные представления об информации, об экологическом кризисе… Вот такие вот фактики натуральные, они сейчас занимают господствующее положение. А собственно онтологической картины, которая бы фиксировала некоторые проблемы… Она не простраивается, или во всяком случае не рефлектируется вот теми, кто должен это делать. Педагогами. Они должны это по роду своей службы. Это я, как бы опираясь на этот авторитет, ещё продолжу немножечко, если мне будет позволено.
ХХХХ - Елена Геннадьевна, а можно вот для себя уточнить? С одной стороны, Вы говорите, что картина мира является организующей для отбора учебных предметов и для отбора содержаний учебных.
ЛАНГАНС - Не для отбора, а для конструирования нового учебного содержания.
ХХХХ - Да. А с другой стороны, Вы вроде бы говорите в начальном своём кусочке, что я выхожу и выкладываю для своих слушателей одну, вторую, третью… И задаю вот этот принцип множеств. Вот в этом случае возникает некоторая… Или я не понимаю, как же всё-таки принципы..?
ЛАНГАНС - Что - принципы?
ХХХХ - Вот либо так, либо так, каким образом?
ЛАНГАНС - Что? Я выкладываю, а Вы на себе одну, вторую картины одеваете?
ХХХХ - Нет.
ХХХХ - Нет. С одной стороны, Вы говорили как рефлектирущий педагог. Вы выходили и говорили, что существуют разные картины мира и задаете их множество.
ЛАНГАНС - Нет, я этого не говорю. Я говорю следующее - для меня значимо наличие некоторой рамочной единой картины мира, рамочной, которая бы задавала рамки работы педагога.
СОСНИН - Ну и нормально.
ЗИНЧЕНКО - Но вот здесь сумятица получается, поскольку одно дело, когда Вы - педагог-предметник, читающий философию. Одно самоопределение в отведенное Вам время. Если Вам директор разрешает, делаете всё, что хотите. Совсем другое дело, если Вы приняли на себя задачу сконструировать новое содержание для школы. Это ведь совсем совершенно другая работа, её не делает учитель философии в школе. Он должен себя, этот человек, как-то мыслить иначе. И в каком-то другом пространстве всё это происходит, и вполне возможно, что переносить это сразу в ту школу, где Вы работаете, ни в коем случае нельзя.
ЛАНГАНС - Безусловно.
ЗИНЧЕНКО - По принципу "не навреди".
ЛАНГАНС - Безусловно. И в этом смысле…
ЗИНЧЕНКО - И поэтому вроде бы сейчас у Вас эти две позиции всё время спутаны.
ЛАНГАНС - Да, я согласна. Необходимо вот отсюда, в этом смысле выходить в другую позицию - позицию, не знаю, конструктора нового содержания?
ЗИНЧЕНКО - Яна Амоса Каменского.
ЛАНГАНС - Да, Яна Амоса.
ЗИНЧЕНКО - Нам известен из истории только один такой.
ЛАНГАНС - Совершенно верно, такого конструктора содержания. Выходить в эту позицию и начинать. Вот и я говорю, вроде бы надо начинать с конструкций картины мира, с рамок и так далее. Вот это первый шаг для меня. При этом соответственно те, кто как бы имеет картину мира, для них этот шаг - пройденный. Они уже несколько дальше, и делают как бы другое. Но вот у всех своя ситуация, у каждого своя (пауза) и в этом смысле по поводу Хайдеггера. Что он утверждает? Он утверждает, что новое время - это время картин мира, когда мир стал картиной или мир стал осваиваться как картина. И дальше он утверждает, что составить себе картину - это значит представить или поставить перед собой сущее. Как с ним обстоит дело? Он говорит, что сущее есть то, что существует. Именно постольку, поскольку оно есть место в целенаправленной деятельности. Но он говорит - человека. И вообще оно существует только вот для этого деятеля. Или для человека с целями, квалифицированного, определённого и так далее. И в этом смысле принципиальное устройство картины мира я бы рисовала следующим образом. Итак, есть некоторая позиция с целями, позиция действующего человека, делающего дело. И соответственно у него есть определённого рода экран, на котором некоторым образом он представляет сущее. И в этом смысле Ваш образ хорош, а мне больше нравится другой образ - когда оператор, руками он работает, на кнопки нажимает, какие-то рычажки. А перед лицом у него экран, и там происходит нечто. Предположим как на заводе, где работают манипуляторы. Оператор напрямую руками не работает, он работает на кнопках, на пульте, а вот на экране у него нечто существующее разворачивается. Но оно разворачивается таким образом, потому что он нажимает на кнопки и имеет определённого рода спущенные цели, не важно, с определёнными целями. При этом я понимаю, что Хайдеггер производил рефлексию. Он же пишет про новое время или, как бы мне представляется, что в этом смысле… (так, стираю ниточку).
Я говорю следующее: вот эта картина мира, когда представленная перед тобой и ты в ней вот смотришь как бы некоторые схемы, которые ты рисуешь. Ты в них смотришь, их видишь и их изменяешь.
Но у меня, как у нормального в этом смысле философа, всегда моё там образование, оно где-то там на заднем плане, и я вспоминаю эту знаменитую цитату, по-моему, из Ленина. Реальность много богаче, чем мы можем себе её представить. В этом смысле я говорю следующее: речь шла о научно-профессиональной организации картин мира, где картина мира задавалась научно-профессиональными предметами. И вот эти представленности имели научно-профессиональный характер. Это уже моя как бы интерпретация того, что я читала у Хайдеггера. Но при этом Хайдеггер интересную вещь добавляет. Он говорит, что современный мир представлен борьбой различных картин мира.
СААКОВ - Не различных - сущих.
ЛАНГАНС - Нет, говорит он - различных картин мира. И в этом смысле, у кого мощнее картина мира, всё производство…
СААКОВ - Тут различие.
ЛАНГАНС - Да?
СААКОВ - Догадаться, а различные сущие что рисует?
ЛАНГАНС - Я не знаю. Он говорит, различные картины мира. Но в этом смысле как бы различные представленности. И говорит: гигантское производство и так далее поставлены на службу вот этим картинам мира и выигрывает тот, у кого мощнее вот эта представленность. Мощнее организованное дело и так далее, и так далее. Это уже шаг в нашу сторону. И возникает вопрос, а собственно что и как вообще, что и как представляет картина мира? В этом смысле я говорю, и кстати Хайдеггер это и пишет, картина мира - не изображение. Ни в коем случае. А мир, положенный как картина, поставленный перед тобой и ты в связи с этим делаешь дело. И это сущее разворачивается в связи с твоим делом, в связи с твоими целями.
Но при этом, если обращаешься теперь к контексту, о новом времени мы говорим, о научно-профессиональной предметной организации, по заполнению представлением экрана. Научно-профессиональное предметное заполнение экрана и ситуация сейчас в общем-то меняется. Она состоит в том, что возникает собственно вопрос не о представленности сущего, а о мышлении и деятельности самих профессионалов.
Если собственно говоря мышление и деятельность профессионалов нового времени было соорганизовано через вот эти научно-профессиональные предметы, и проблема соорганизации… А ведь мышление и деятельность как бы в разрыве существуют. Деятельность по своим законам, мышление по своим законам. Но там вот эта соорганизация какое-то время существовала и какое-то время видимо была успешной достаточно. Но сегодня вся ситуация, которая разворачивается вокруг нас - её можно живописать долго и упорно сравнивать с разными кризисами. Возникает вопрос о том, что мышление и деятельность оказываются сейчас опять… Эта проблема встаёт опять, и её нужно решать по новой - вопрос о соорганизации мышления и деятельности и как бы этот момент должен быть как бы решён за счёт.., ну не решён.., я имею в виду каким-то образом…
НИКИТИН - У Вас есть на то замначальника училища.
ЛАНГАНС - Вот в картине мира представить момент соорганизации. Эта проблема соорганизации мышления и деятельности. Я скажу по-простому. Вот сейчас инженеров готовят как узких специалистов. Вы знаете, инженеры приходят на работу, им говорят, забудьте, чему Вас учили. В этом смысле инженерная подготовка никакого уже не имеет отношения к делу. А дальше вообще всякие разные казусы начинаются. Вот, предположим, мы…
ЗИНЧЕНКО - Лен, вот вопрос тут можно? Смотри [что происходит]. Вот то, что писал Хайдеггер, принадлежит определённому предмету.
Я не буду говорить - научному предмету, философии. Но вот предмету, в котором обсуждаются картины мира, и философия дошла в XX веке уже до того, что стала способной обсуждать, что же такое картины мира, сколько их там. А вот вопрос о соорганизации мышления и деятельности философами не решается, это не их свинячье дело. Это менеджер должен делать.
ЛАНГАНС - Наверное.
ЗИНЧЕНКО - Соорганизовывать мышление и деятельность. Философ никогда не сумеет научить менеджера или оргуправленца тому, как это делать.
ЛАНГАНС - Я одну простую вещь говорю. Я могу говорить, когда говорится о столкновении различных картин мира. Я говорю: сталкиваются различные научно-профессиональные предметности. И вопрос в выходе за рамки этого столкновения.
ЗИНЧЕНКО - Нет, нет. Я в том месте вступаю, когда Вы говорите [слились] картины мира. Следовательно, вопрос о соорганизации мышления и деятельности как-то должен быть представлен. А вот здесь я начинаю возражать и говорю, а зачем? Есть искусственно-техническая картина мира, всё там прорисовано.
ЛАНГАНС - Отлично, Вы доклад сделайте про то, как это там всё соорганизовано.
ЗИНЧЕНКО - У меня это уже опубликовано в Обнинском сборнике в восемьдесят девятом году.
ЛАНГАНС - Я помню. Вы знаете, очень сложно докладывать по той ситуации [об этом].
Зинченко - А здесь это не актуально. Здесь у меня другая задачка - как за счёт схематизации и обучения работе со знаками обеспечивать соорганизацию мышления и деятельности практически. Не в философской рефлексии, а чтобы люди умели это делать. Причём, уже не отдельно отобранные, как было это в ММК, когда из ста человек за два года один отбирался, а в массовом порядке.
СААКОВ - Задача управленческая здесь, а не философская.
ЛАНГАНС - Это замечательно, Александр Прокофьевич, я могу сказать единственное, что я буду смотреть на Вас, учиться делать своё дело…
ЗИНЧЕНКО - Неправильно!
ЛАНГАНС - Буду снимать принципы с картины мира.
ЗИНЧЕНКО - Во! Поэтому я Вам и говорю…
ЛАНГАНС - Секундочку!
ЗИНЧЕНКО - Делайте свой предмет философию.
ЛАНГАНС - Отлично. Если Вы здесь утверждаете, что Вы (а) на себе эту картину мира несёте и (б) будете демонстрировать её реализацию, в этом смысле моей задачей…
ЗИНЧЕНКО - Это Вы уже будете со стороны, наблюдая квалифицировать, я не знаю.
ЛАНГАНС - Ну посмотрим, посмотрим в этом смысле, во всяком случае можно посмотреть и подумать. Я ведь имею и определённую подготовку четырёхлетнюю наблюдения и понимания. Соответственно мне проще.
СЕМИН - Бутербродов? (смех)
ЛАНГАНС - Соответственно, мне проще.
ХХХХ - Можно, конечно.
ЛАНГАНС - Мне проще. Но во всяком случае тезис у меня остаётся. Я говорю следующее, что картина мира должна быть, она должна быть представлена в некоторых [транзитивных] формах. Это момент необходимый для базового образования. И одно дело как её демонстрировать, а другое дело - её объяснять. Я не говорю, что одно другого хуже. Я говорю - эти оба момента...
ЗИНЧЕНКО - Погоди, Лен, Лен…
ЛАНГАНС - ...должны идти в паре.
ЗИНЧЕНКО - Этот вопрос, между прочим, есть важнейший вопрос для решения задачки предметизации. Новой предметизации. Давайте сейчас с Вами разберёмся в этой совокупности новых предметов, нарисованных у Вас внизу пунктиром.
Следовательно, должен быть такой предмет, пусть он называется философия, пусть будет назван там основы мировоззрения, где будет даваться идея картины мира, идея смены картины мира и так далее...
ЛАНГАНС - Совершенно верно.
ЗИНЧЕНКО - …в одном предмете.
ЛАНГАНС - Угу.
ЗИНЧЕНКО - Должен быть другой предмет, где обучают соорганизации мышления и деятельности, или тренируют, лучше сказать. Возможно, появится ещё третий, четвёртый и пятый предметы, но это будут новые предметы.
ЛАНГАНС - Александр Прокофьевич, я ведь сейчас Вам не возражаю. У меня было такое подозрение. Вот одно из оснований моего доклада, что невозможно обсуждать принципы строительства или принципы устройства картин мира, не строя её или не выстраивая её для себя.
СААКОВ - Нет, он о другом говорит.
ЗИНЧЕНКО - Нет.
ЛАНГАНС - Я понимаю, что он говорит.
СААКОВ - Он говорит, картина мира - один из…
ЗИНЧЕНКО - Один из предметов.
СААКОВ - Один из предметов в расписании.
ЛАНГАНС - Один из предметов… Так точно нет, Виталий Вадимович.
СААКОВ - Противопоставленный...
ЛАНГАНС - Я ещё говорю раз, я не возражаю. Первое, второе… Это моя ситуация, и я её здесь обсуждаю.
Для меня это затруднение, в том числе и затруднение в схематизации. Затруднение, когда я некоторые принципиальные моменты… Это затруднение моего мышления и деятельности в моей неорганизованности.
СААКОВ - Нет. Если с Вами, тогда это не страшно.
ЛАНГАНС - Почему Вы говорите, это не страшно?
СААКОВ - А если это по принципу… Утверждается, что Вы тем самым отказываете этим предметам в их основании.
ЛАНГАНС - Ни в коем случае.
СААКОВ - Говорите, что нет единой картины мира, и пошли Вы все прочь, пока не принесёте.
ЗИНЧЕНКО - Нет, нет, Виталий. Тут чуть-чуть иначе. Лена, смотрите, когда Вы говорите, что Вы четыре года работали, ну скажем так, в эзотерической исследовательской группе, в рамках которой обсуждался вопрос и о картине мира, то Вы же помните, что там ещё и шли работы по соорганизации мышления и деятельности.
И много-много всяких других работ, но они все шли в режиме исследовательском и экспериментальном. А теперь у Вас совсем другая задача. У Вас есть лицей, там сто человек или сколько-то там, и Вам надо теперь организовать трансляцию, и надо эту работу сделать другими средствами, нежели Вы это делали в исследовательской рамке.
ЛАНГАНС - Согласна.
ЗИНЧЕНКО - И вот теперь появляется проблема предметизации, и оказывается, что вот Вы, например, про картину мира можете коммуницировать и понимать, а вот организовать мышление и деятельность не можете. Нет у Вас такой способности, но Вы про это можете рассказывать. Но про это рассказывать, может быть, вредно.
ХХХХ - Александр Прокофьевич, (...) по принципу вообще возможно учить соорганизации мышления и деятельности через предмет?
ЗИНЧЕНКО - Если учитель есть, который умеет это делать.
ХХХХ - И это всё в предметном содержании оформлено как предмет, или оформлены как [рамки какого-то предмета]?
ЗИНЧЕНКО - Нет, смотрите, а что такое предмет? Должен быть учитель, который умеет что-то делать плюс может об этом рассказать. Вот это есть предмет. Предметная форма предполагает наличие носителя определённого способа мышления, деятельности и сопровождающий рассказ или знание о том, что это такое.
ЛАНГАНС - Александр Прокофьевич, я с Вами согласна. Я говорю одну простую вещь: у меня есть подозрение, что нельзя говорить о картине мира, одновременно её не выстраивая, без демонстрации и без вот организации мышления и деятельности по поводу выстраивания определённой картины мира.
ЗИНЧЕНКО - Но это уже вопросы к Вашим педагогическим техникам. Следовательно, Вы должны в своём предмете так организовать свои уроки, чтобы демонстрировать своим учащимся процесс строительства искусственно-технической…
ХХХХ - Точно.
ЗИНЧЕНКО - …картины мира.
ХХХХ - Точно.
ЗИНЧЕНКО - На себе, параллельно рассказывая об этом на разных примерах красивых.
ЛАНГАНС - Угу.
ЗИНЧЕНКО - Но это уже задачки внутри Вашего предмета.
ЛАНГАНС - Но на мой взгляд здесь и встаёт вопрос о знакотехнической работе, вот на этом месте.
ЗИНЧЕНКО - Да, вот у Вас схемы оказались плохие.
ЛАНГАНС - Да, это я понимаю.
ЗИНЧЕНКО - Плохие.
ЛАНГАНС - Вот в знакотехническом, вот здесь вот встаёт вопрос… Поскольку.., ну понятно, я не буду говорить, что очень часто педагоги-философы говорят. Я прихожу и говорю, студенты хотят меня слушать, мою речь. В этом смысле, такой поэзис разворачивается. Вот слушают, и они как раз очень восстают вот против этого момента, когда требуется другое делать.
Я бы на этом остановилась, собственно у меня больше ничего нет.
ХХХХ - А можно как-то к этому тоже отнестись, мне бы хотелось, можно?
СААКОВ - Да, пожалуйста, пожалуйста.
расшифка - А.Гусаров, май 2005 | редакция - В.Сааков, май-июнь 2004; март 2010; 03 февраль 2012
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2004
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 28 май 2005

последнее обновление
11 май 2015
03 февраль 2012