главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские
совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994 С.А.Семин Эпистемология на службе образования совещание "смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности" 1994 |
тема первого дня Эпистемологические и эпистемотехнические проблемы трансляции и коммуникации в мыследеятельности 21 октября 1994 |
СЁМИН
Сергей Андреевич Эпистемология на службе образования |
формат microsoft word |
21.10.1994, 10.00 |
|
СЁМИН С.А. - Тема очень хорошая, конечно. Сёмин Сергей
Андреевич, все запомнили да? Сёмин Сергей Андреевич. Тема картины мира
- это тема очень интересная, конечно, и насчёт этой множественности
[отношений] - объять… Это вещь очень относительная во многом. Вот перед
вами человек, который за свою жизнь сменил не одну картину мира. Смотрите,
что осталось от него. Я пытался это делать лет десять. Эти нечеловеческие
усилия прикладываются, и [остаётся], практически остаётся [неизменяемой]…
Но тому, кому хочется, это [можно] сделать. Я бы уже не рискнул. Теперь,
в связи с определённым родом занятий, о котором я позже скажу, возникает,
во всяком случае, такое автоматическое желание сменить эту картину на
следующую, такую же… Я этим заниматься не собираюсь, я заниматься этим
не буду, я знаю к чему это может привести.
Да, кроме того, и вообще включаясь в это обсуждение, сказал бы, что не вижу особого вообще смысла не только в смене картины мира, но и вообще в употреблении такого терминологического комплекса - "картина мира". На мой взгляд, здесь нужно ввести противопоставление персонального характера, интенционального что ли. Есть вот такие взаимообратимые вещи, есть такая направленность определённая на объект, и в этом смысле картина мира точно так же выступает как объект. Он нам не дан, иногда он нарисован как картина какая-то, а иногда и нет возможности нарисовать. Но это отношение - в чём нужно увидеть определённую твёрдую область. И выстроить определённое отношение к нему. |
Для того, чтобы осознавать, понимать, к чему выстраивается
отношение. Или пытаться какой-то арсенал оперирования по отношению к
нему накапливать и действовать, то есть изменять, преобразовывать, улучшать,
совершенствовать что угодно. И есть противоположное. В этом может быть
содержится некоторый психологизм, но для меня это более объективный
тип отношений. Более объективный, чем в первом случае.
Его можно назвать интенциональным, когда я по отношению к окружению какому-либо пытаюсь, условно говоря, проецировать на этот внешний мир какое-то уже мною фиксируемое более-менее отношение: что я с этим хочу делать? В этом смысле для меня этот мир представлен в реальности, которая передо мной. Вот он - сейчас вижу вас и хочу с вами что-то сделать. Вот и всё, и мне абсолютно не важны пока ваши характеристики. Правильно? У меня есть цель, а потом в процессе… ЗИНЧЕНКО А.П. - А какая? СЁМИН С.А. - Так я и сказал… И всё, на этом все закончилось. А потом в процессе, скажем вот нашего препирательства, если оно будет, или непонимания я начну выяснять характеристики, но только те, естественно, которые мне нужны. Правильно? Для того, чтобы сделать это, реализовать, достичь свои цели - вот эти типы отношений - и начинаются особые.., если говорить персонально, особый режим существования. И не нужно никаких картин мира иметь - у меня есть цель. Ну, это моя цель, она со мной всегда. А откуда она берётся? |
Вероятно, откуда-то из внешней сферы.
Что это за внешняя сфера? Это то, что называется миром мышления. Или то,
что называется принципами мышления. Это очень интересная тема, это отдельный
вопрос. Вот, скажем, для меня вот такой тип что ли существования и действования
более предпочтителен, чем тот, когда необходимо всё время выстраивать
подобные рамочные.., или одевать в настоящем смысле этого слова нормативные
схемы. Или конструкции. Одним из типов которых является картина мира,
то есть нормы. ЗИНЧЕНКО А.П. - Сергей Андреевич, но всё же вопрос. СЁМИН С.А. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот насколько я знаю, в мире мышления никаких целей нет. СЁМИН С.А. - Нет. ЗИНЧЕНКО А.П. - Они бывают только у людей, и по ситуации. СЁМИН С.А. - Да, да. Я это и сказал. ЗИНЧЕНКО А.П. - В чём же Ваши цели? Вы сказали "я Вам не скажу", а потом сказали "у меня они из мира мышления". СЁМИН С.А. - Нет, я сказал... ЗИНЧЕНКО А.П. - Как Вас понимать? СЁМИН С.А. - Может быть, я не очень чётко выразился. Я сказал, что мои-то цели производятся или формулируются, исходя из того, как я понимаю принципы мышления. Это - базовые. А из этого я могу каждый раз по ситуации формулировать для себя цели и пытаться их достичь. Вот так понятно? |
|
|
ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. Какие же у Вас цели?
СЁМИН С.А. - Цель у меня одна - сделать доклад. ЗИНЧЕНКО А.П. - А что это значит? СЁМИН С.А. - Именно - цель, в отличие от результата. ЗИНЧЕНКО А.П. - Занять у нас время до двух часов? Что Вы имеете в виду под "сделать доклад"? СЁМИН С.А. - У меня есть тема, и я пытаюсь сейчас объединиться с обсуждением, которое возникло в связи с докладом Елены Геннадьевны. ЗИНЧЕНКО А.П. - А какая у Вас тема? СЁМИН С.А. - Это уже неважно. Тема у меня звучит так: "Эпистемология на службе образования". Поэтому цель, я бы сказал, ну, не цель, а содержательная часть, о чём я хотел бы сказать несколько слов - это фактически то, что я хотел возразить. В чём? Тогда я сразу начну с целей и краткое содержание не пересказываю. Я некоторое время занимаюсь разработкой концепции, скажем, нового образования. Я понимаю под этим термином "образование" несколько иное, чем это традиционно понимают. В традиционном смысле образование - это некая объемлющая структура по отношению к обучению, к системам подготовки и так далее. Цель... Я прошу прощения у ряда слушающих, которые это уже слышали не один раз (хотя я всегда стараюсь рассказывать новыми словами), и они останутся недовольны. Так что ж с ними сделаешь? Но я всё-таки считаю это [второе] различение значимым и, в частности, значимым для обсуждения именно здесь. Итак, я бы сказал, что образование в традиционном смысле - это некая объемлющая… Тем более, сейчас этот термин вообще расплылся в своём содержании. |
Иногда как бы сигналы давались вот с того угла (в предыдущем
докладе).
Сегодня в педагогике или сфере образования и обучения, как она называется, действует вот такая неконтролируемая тенденция - когда некоторые регулятивные механизмы ослаблены и даже совсем сняты. И инициатива на местах получила возможность реализовать свои мечты о том, каким обучение должно быть по настоящему. И от этого вот, в частности, один из моментов заключается в том, что стали продуцироваться в довольно большом количестве какие-то дополнительные учебные предметы или различные учебные планы. Перегрузка у тех, кто обучается и у тех, кто обучает от этого увеличена значительно. И некоторый энтузиазм от этого снижается - от введения подобных нововведений, но в некотором роде ведёт к усилению для того, чтобы подрастающее поколение получило достаточную подготовку к тому, чтобы входить в этот мир нынешний. Который немножко другой, чем был до восемьдесят шестого года. Считается, что они должны получить ещё больше, чем раньше, знаний и каким-то образом научиться этими знаниями пользоваться вот в этой обстановке. Вот из-за этого, скажем, и стоит вопрос о том, что должно разрабатываться не обучение... Или вот такая тупая подготовка к рабочим местам должна реализовываться в системе образования, а, скажем, создаваться гуманитарное знание. Необходимо, чтобы учащиеся могли обсуждать картины мира или возможности, скажем… Если все живут в одной картине, а вы перейдёте в другую… |
И это так, отличия. И в отличие от вот
такой традиционной точки зрения я для себя разрабатываю концепцию образования
нового. Я прошу учитывать, что это работа теоретическая. Поэтому я ввожу всякие идеализации, рисую условные представления, которые там и живут, в этой идеальной действительности. И мне они нужны для того, чтобы получить вот такую принципиальную картину по поводу того, что есть образование. И параллельно думать о том, как эту концепцию реализовать в нынешних условиях в течении ряда лет. В связи с этим я сразу бы разделил эти две вещи: образование - это одно, а обучение и подготовка - это другое. Обучение и подготовка, она может, например, быть в том виде, в котором есть. Может требовать улучшения и так далее, об этом можно не говорить. Там задача одна проводится - анализ обстановки в разных масштабах. В масштабе города, завода, страны выделяются места, функции, функционирующие механизмы, в них места и так далее… И система обучения готовит. Знает уже всё это и готовит туда этих людей. Институциональные учебные заведения работают только для этого. Есть такие ситуации, обстановки, места хорошие (видели здесь все). Понятно, какими знаниями, способностями и навыками должен обладать тот, который попадёт внутрь механизма, и ВУЗ его готовит к этому. И больше, по-моему, по поводу системы обучения сказать нельзя. Но каждый из присутствующих, во всяком случае один, я думаю, сталкивался с тем, что нынешняя обстановка предполагает ещё один момент. |
|
Что-то происходит всё время, те же заводы закрываются-открываются…
В этой обстановке вот такой неопределённости и неясности, что происходит
и то, что из этого получится… Вот система обучения устроена особым образом,
она принципиально не может ответить на эти моменты, не может она, не
может. Она готовит к конкретным местам. Она не может готовить людей
для того, чтобы они действовали, как я говорил, в ситуациях неопределённости.
Не может, и для этого нужно разрабатывать другую систему, и я её называю
системой образования.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Сергей Андреевич? СЁМИН С.А. - Я действую в теоретическом [мышлении], а это - делается, а это - делается. Может быть, я сейчас отвечаю на Ваше возражение. А это делается определённой группой. ЗИНЧЕНКО А.П. - На мой взгляд, Вы сейчас воспроизводите тексты двухлетней давности. С тех пор… СЁМИН С.А. - Так я прошу прощения. ЗИНЧЕНКО А.П. - С тех пор многое чего переменилось, в частности, я бы сейчас говорил, что именно подготовка есть средство, за счёт которого можно сделать человека готовым к любой ситуации. А вот образование вообще не поймёшь, зачем нужно. СЁМИН С.А. - Я же сказал, что я разделил эти два термина. Вы понимаете под образованием что-то другое. ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот у меня сейчас изменилось содержание. И у меня есть понятие. |
СЁМИН С.А. - Вот и Вы об этом заявляете. Я счастлив,
что оно у Вас изменилось, я Вам сочувствую, но не более.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Понял. СЁМИН С.А. - Не более. ЗИНЧЕНКО А.П. - Понял. СЁМИН С.А. - Не более. КУРГАНОВА Е.А. - Можно понять так, что Вы сказали...? ЗИНЧЕНКО А.П. - Я говорю прямо противоположное тому. КУРГАНОВА Е.А. - В этом смысле Вы говорите, что у Вас изменилось содержание этих понятий? ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. КУРГАНОВА Е.А. - Или же Вы говорите, что для того, чтобы действовать в такой ситуации, как обрисовал… СЁМИН С.А. - …Уважаемый докладчик. КУРГАНОВА Е.А. - Для того, чтобы действовать, нужно строить систему подготовки и не говорить об образовании. ЗИНЧЕНКО А.П. - Да, именно это я говорю. Я говорю: образование - это то, что складывается естественно и не подлежит педагогическим формам организации. И строится за счёт того, что человек проходит в своей жизни через много ситуаций, учебных заведений, учителей и - получает образование. А подготовка есть предмет педагогической организации - жесткой, технической, целевой. СЁМИН С.А. - Тут много чего. ЗИНЧЕНКО А.П. - Это надо конструировать, проектировать и делать. И поэтому про образование можно рассуждать вот в режиме Хайдеггера, но не… |
СЁМИН С.А. - Я бы сказал, папаню-то не
трожь. ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, всё равно. СЁМИН С.А. - Ну ладно. Я вынужден, уходя от основного русла, а их много, зафиксировать, что мы здесь идём к непониманию. До знакомства моего с историческим материалом я вот делаю [этот культурный образец], полагая, что есть определённый цикл. И никакая система подготовки не создаётся как таковая. Вот я не знаю, Владимир Африканович меня поправит или согласится, или я с ним буду спорить. Он немножко об этом говорил, когда возражал Елене Геннадьевне о том, что сначала появились учебные предметы. Так? Потом остальное всё. Так? Я бы его поправлял - не учебные предметы появились, а дисциплины. Это я его просто включаю, его внимание. Для того, чтобы он сейчас к этому [обсуждению присоединился]. В истории, в прошлом имеется в виду, довольно легко выделяется [такой способ] - начинается всё с образования. Довольно вольные не институциональные, поисковые формы организуются только исходя из воли, скажем, некоторого числа мыслящих и желающих действовать людей. Таких, как Ян Амос Коменский. Вот хорошая фигура. И создавая эти неинституциональные формы и связи, они начинают работу, которую я называю образованием. И начинается поиск в режиме самообразования и пытаются промысливать те характеристики, которыми должен быть наделён человек в ту эпоху, в которую он живёт. Или они полагают, что через некоторое время характеристики эти [очень] изменятся. |
Это люди потому известные, что мы их чтим,
уважаем, иногда упоминаем. Они возникали именно вот в такие эпохи [неопределенности].
И это для меня и есть образование. А затем этот цикл, я о нём говорить
не буду, завершается тем, что всё это окаменевает в институциональных
формах, возникают академии, лицеи и всякая другая требуха. С огромным
количеством лифтёров, уборщиц, лекторов, ректоров и других должностных
лиц. И через них пропускают в массовой форме, в массовой (!) вот такие
вот потоки учащихся. Возникают курсы, факультеты и так далее. Всё это
жёсткая и довольно бессмысленная структура. И там реализуются [цели] подготовки,
когда образование как поисковая и во многом разворачивающаяся в мыслительной
коммуникации форма деятельности отвердевает в институциональных и в любых
других формах. И превращается в машину. Тогда из образования возникает
система подготовки. И система подготовки - это то, что мы видим, как говорится,
воочию, то есть глазами. Вот я сейчас на эту [профессиональную подготовку],
на Максима смотрю - вот он твёрдый. Я его могу пощупать. Образование так
не пощупаешь, это другое, и на мой взгляд… НИКИТИН В.А. - Вроде бы, Александр Прокофьевич говорил [твоими словами]? СЁМИН С.А. - Так я ж с ним ищу, я ж ему не возражаю. НИКИТИН В.А. - [Он говорит о других сторонах], ты говоришь о подготовке как формах жизни в социуме, а он говорил о подготовке как формах жизни в мышлении… |
СЁМИН С.А. - Володя, ещё никто не жил в
мышлении, понимаешь? Ты мне объясняй своими терминами, жизнь мышления
- это… НИКИТИН В.А. - Я слово жизнь вообще не употреблял. СЁМИН С.А. - Да? Извини. НИКИТИН В.А. - Слово "подготовка". СЁМИН С.А. - Серьёзно? НИКИТИН В.А. - О жизни в социуме я говорил. СЁМИН С.А. - А о жизни в мышлении не говорил? ЗИНЧЕНКО А.П. - При подготовке к мыслительным конструктивным работам. СЁМИН С.А. - О! ЗИНЧЕНКО А.П. - Он говорил. СЁМИН С.А. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Так. СЁМИН С.А. - Имея ввиду за этим термином [жизнь в виде мышления]. ЗИНЧЕНКО А.П. - Но эта подготовка предполагает наличие вот такого зала, доски, включенных этих самых радиаторов отопления. Вот без этого ничего не будет. СЁМИН С.А. - Предполагая главное - твёрдую часть. ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. Вот в Индии где-нибудь, там можно под баобабом сидеть и заниматься образованием, а в Ульяновске надо иметь здание. СЁМИН С.А. - В Ульяновске надо иметь Саакова! А не здания. Понимаешь, вот это - всё труха. Он мог это сделать в другом месте, в другой гостинице. ЗИНЧЕНКО А.П. - Так. СЁМИН С.А. - И вообще не в Ульяновске. Что Ульяновск..? |
ЗИНЧЕНКО А.П. - Так. ХХХХ - (неразб.) СААКОВ В.В. - То же что-то твёрдое, да? (смех) ЗИНЧЕНКО А.П. - Как предельно твёрдое. СЁМИН С.А. - Я этот цикл обрисовал, и понятно, что он выделяется мной в прошлом. Для меня это легко делать. С XVII века прошло, слава богу, триста лет. Я на это смотрю, читая книжечки. И не вижу там никаких деталей. Там был какой-то Сёмин, какой-то Зинченко, мыслители, Сааков, которые друг друга ненавидели и пытались свою концепцию насадить на всех остальных. Понятно, правильно? (смеётся). И Декарт был один из них, Ян Амос Каменский тоже. ОТСТАВНОВ М.Е. - А потом они все вместе назывались Декартом. СЁМИН С.А. - Да. Это всё ясно. Я, скажем, возвышаюсь над этим иногда в минуту хорошего настроения, и я это понимаю, что там триста лет назад было то же самое. Я это теперь читаю все в паралингвистических текстах. Ян Амос Коменский - он очень [тронутый]. Ах! Декарт - это ах! А он был большой задира. На себе это конструировал, этот Декарт. И его концепцию надо читать, скажем так, в непопулярных текстах. Вот этот цикл, понятно, это мыслительное имитирование. А там происходило это всё более-менее параллельно: и попытки в мышлении выстраивать концепцию, и пытаться её реализовывать. |
|
Вот прежде всего на себе. И попытки институционализировать
сразу в отвердевающих каких-то машинах, конструкциях, в какой-то пространственной
организации, через которые можно массовые потоки обучающихся пропускать.
Для меня важно, что эта ситуация сейчас существует, и не я её определяю,
потому что масштабы её стали больше масштабов моей жизни. То есть, ситуации
складывания разработки или выдвижения идеи, концепции образования и
её потом формализация, и институционализация.
Я нахожусь в определённый момент этой [общественной] ситуации. Она началась, по-моему, даже ещё в прошлом веке, благодаря Бэкону. Вот я, скажем, в неё включаюсь, вот я её рефлектирую, самоосознаю, сам осознаю как таковую, как определённую объективность для меня - по отношению к той цели, которую я ставлю. Вернее, исходя из этого анализа или понимания этой ситуации, я и ставлю эту цель. Цели разработать концепцию. В каком смысле? Я должен скажем написать текст для того, чтобы он обсуждался, а не для того, чтобы кто-то этим текстом внедрял [очки]. Этих концепций должно быть несколько. И только в режиме обсуждения идея образования или концепция образования может жить, существовать как таковая, а не в том смысле, что вот я её написал, вот нате, давайте вперёд, делайте дальше сами. Вот такого рода организация, условно говоря, организация смыслов предпочтительнее, и, может быть, я уже [открываюсь перед Александром Прокофьевичем]. Может быть, это и имеет смысл - что не нужно одевать на себя эти картины мира и вообще [другие картины мира], а есть определённые концепции, по крайней мере, философские, которые можно, нужно обсуждать и не нужно на себя напяливать, |
на себя конструкции надевать и продуцировать, скажем
учебными предметами подобные картины мира, а организовывать суждение
[рассуждение] самими учащимися. Обсуждение, в данном случае, коммуникация.
Я это различие вам уже доводил. Александр Прокофьевич, Вы возразите
как-то по этому поводу?
ЗИНЧЕНКО А.П. - По какому поводу? СЁМИН С.А. - Ну, первый, предыдущий тезис Ваш остался: цели подготовки первичны. ЗИНЧЕНКО А.П. - Я сказал, у Вас бессодержательное различение. Нету никакого различения в словах. (пауза) СЁМИН С.А. - Может быть, может быть, конечно. Вопросы есть по этому? СААКОВ В.В. - Есть вопросы? К Александру Прокофьевичу есть у меня. У Вас различение в управленческой действительности? ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. Я вообще пытаюсь понять. Объявлена была тема - "Эпистемология на службе образования", и первом шагом вводится понятие о том, что такое образование, первым пунктом. Но при этом оно вводится на различении образования, обучения и подготовки. И я совершенно не понимаю, какое отношение это различение имеет к теме доклада объявленной. СЁМИН С.А. - Ну, я… ЗИНЧЕНКО А.П. - Какова логика? СЁМИН С.А. - На словах только повторить, исходя из понимания нынешней ситуации, где есть моменты, которые определяются мной, как неопределённости. То есть, фиксацией того, что в арсенале мыслительных и прочих средств не хватает. |
Средств, инструментов и прочего для того,
чтобы описать нынешнюю ситуацию на любом масштабном уровне. Возникает
необходимость или вопрос, или проблема образования. То есть, вопрос о
том, какие способности формировать у подрастающего поколения, какие знания
передавать им, чтобы умели пользоваться этими знаниями. Передавать для
того, чтобы можно было действовать в ситуациях принципиально неопределённых.
С чем совершенно не справляется совершенно неподготовленная для этого
система нынешнего обучения. Вот различение, в данном случае. ЗИНЧЕНКО А.П. - Когда Вы объявили тему, я же Вас пытал: скажите, что Вы хотите делать? Была объявлена тема "Эпистемология на службе образования". СЁМИН С.А. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Я проделываю тематический анализ и я считаю, что Вы нас не обманываете. И что за теми словами, которые составляют название доклада что-то стоит. Этот тематический анализ, проводимый по соответствующей норме эпистемологической работы, требует понимать всё, что дальше будет рассказано в рамках эпистемологии. Следовательно, она должна быть положена первой, а образование есть особый… То, чему она служит. Да? Эта самая эпистемология - момент или элемент. И когда Вы начинаете с образования, для меня это означает смену темы. Значит, Ваш доклад должен называться "Что такое образование и где там есть место эпистемологии". СЁМИН С.А. - Может, с этой точки зрения правильно. Чтобы тут какое-то понимание возникало, я нарисую здесь и вот здесь три таких плоскости. Это рабочие будут плоскости. И здесь этот тезис буду пытаться разворачивать об образовании. |
|
Это - будет плоскость или мир знаний. Мир знаний, вот
всё, что связано с эпистемологией, я сюда отношу. А это - пространство
работы менеджера или, как говорил Александр Прокофьевич, это мне понравилось,
менеджер, который осуществляет связь мышления и деятельности.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но интересно - как это Вы эпистемологию относите к миру знаний? У Вас написано - мир знаний и деятельности. И эпистемология относится туда? СЁМИН С.А. - Да? Сюда я буду относить разные формы знаний - знаковые формы и так далее. Отношение к эпистемологии… Я, Александр Прокофьевич, эпистемологию, в том числе СМД-эпистемологию, знаю очень мало, и хотел бы в связи с этим, разумеется, знать больше. Но всё не рассказать… ХХХХ - Мир знаний… ЗИНЧЕНКО А.П. - Мир знаний - это вообще конструкция чисто умозрительная и не надо её обожествлять. СЁМИН С.А. - Вот и я продолжу тогда про образование. Для того, чтобы было понятно, что я хочу от эпистемологии. Для того, чтобы эту концепцию образования дальше разрабатывать. Здесь, в схематическом виде я бы мог, вот как я всегда это рисую, нарисовать Вам как бы смысл этого образования. Общую ситуацию обрисовывал. И размышления, которые здесь уточняют принципы, принципы мышления и материал жизни и деятельности, или материал жизнедеятельности и мыследеятельности (пауза). Вот задача образования - это впечатывание принципов мышления в этот материал. |
Задача простая, она связана с тем, вот как я обрисовывал
ситуацию - если невозможно обеспечить подготовку людей к хорошо узнаваемым
и ясно очерчиваемым ситуациям, то нужно организовать работу иную. Рефлектировать
принципы мышления. Этим занимается методология [фундаментально] и давно.
И там по этому поводу наработано довольно много различного материала,
который требует, во всяком случае, рефлексии. И эти принципы мышления
нужно впечатывать в материал. Если подобная работа осуществляется (я
сам осуществляю, жертва такой работы), она будет осуществляться достаточно
организованно и довольно в массовом порядке. То мы и получим то, что
возникнет мир - без всяких картин мира. Возникнет соответствующий мир,
который будет реализовыван - как бы искусственный мир. И для этого вовсе
не нужно будет рефлектировать и устраивать картину мира [он будет рефлективный],
когда определённому контингенту людей будут переданы определённые способности,
интеллектуальные способности. И если они эти способности будут актуализировать,
изменять, то, следовательно, мир таким и будет. Возникнет в определённом
смысле действительность, в которой они будут действовать так, как это
они умеют делать, применяя интеллектуальные способности. Понятно, да?
Дальше. Об этой доске я ничего не буду говорить. Вот есть такой менеджер или организатор. Это определённая задача. И каким образом осуществить вот эту задачу? Ответ на доске. |
Вопрос - какого рода формы, типы знаний,
какого рода знаковые и языковые системы, или какого рода знаковые формы
и принципы работы с ними необходимы для того, чтобы эту задачу реализовать?
В этом смысле я и говорил об эпистемологии, которая эту задачу должна
решить. Для того, чтобы эта идея образования была реализована в жизни.
Единственное, чтобы вас не задерживать, я ещё немножко скажу. Разделение
совершенно очевидно и как бы связывает в одно вот эти пространство эпистемологии
и пространство образования как такового. Это является ответом на вопрос,
каким образом обеспечить? Понятно, что в моём смысле есть ещё [техническое задание]. Эта задача реализовалась в мой материал. Вот тип мышления впечатали в моём случае. Но каким образом сделать так, чтобы эта работа повторялась, скажем, в более-менее организованных рационализированных формах? И я её называю "задача трансляции". Трансляции не каких-то содержаний, а вот этой работы надо мной. Эта работа была проделана. Но она связана была со многими случайными факторами: вот туда поехал, там увидел, там это почитал, там меня проблематизировали, там это в голову вбил... И так далее происходило. Каким образом вот выделить рационализированную форму? Предположим: вот то, что со мной было проделано или, скажем, вот Виталий, пытающийся как-то это делать, Александр Прокофьевич очень для меня хороший образец… Пытаться эту работу организовать в таком рациональном виде. |
|
Насколько я понимаю, эти попытки сейчас делаются -
Международная Академия в Тольятти. И может именно это отсутствующий
сейчас Александр Прокофьевич и называет системой подготовки.
Но для меня это не система подготовки. Она пока что, во всяком случае, должна лежать на неинституциональных формах, какие-то факультативные формы может иметь. Естественно, есть учебный процесс, его задачи, отчётность, контрольные работы и прочее. Это всё, понятно, должно быть в рабочем режиме. Всё остальное, что связано с постановкой подобных задач, оно должно относиться в сторону. Потому что до сих пор это носит во многом поисковый и экспериментальный характер. Я вспоминаю, что мной делалась схема - это самообразование. Вот когда я всё это стал рефлектировать, стал эту работу организовывать на себе, стал организовывать сам и до сих пор это делаю и отслеживаю результаты, откладываю для того, чтобы приобретать опыт и знания о том, что можно делать над собой по этому поводу, реализовывать самообразование как цель и задачу, и чтобы потом можно было бы использовать в своей работе, обеспечивая работы по образованию других… И последний момент по этому поводу. Для того, чтобы понять, что нужно будет пройти чисто формально от принципов мышления к материалу жизнедеятельности, осуществить какие-то связи, я ввёл себе вот такие три слоя, которые назвал практиками. Нужно начать и реализовывать три типа практик: первый, второй, третий. |
Первый тип - интеллектуальные практики, здесь - организационные
практики, и здесь - социальные практики. Я особо об всём этом не говорил,
Александр Прокофьевич довольно много говорит. Только скажу пару слов,
чтобы было понятно. Социальные практики - это работа с людьми разного
рода, и во многом социальная практика - это то, что разворачивается
в учебных заведениях. По преимуществу, это социальная практика.
Организационная практика во много раз сложнее. Это работа (вот здесь я рисую) менеджера, это работа по установлению разного рода типа связей между людьми, точки соприкосновения. Если они разные, то устанавливание связи и организация в систему. Здесь важно, что главным являются способности организовывать коммуникацию. И вверху - интеллектуальные практики. Кто-то хотел назвать методологические и теоретические. Типы деятельности: проектирование, программирование, нормирование, прогнозирование. Они относятся к этим. Далее я себе ставлю вопрос - каким образом здесь, в этом пространстве для меня должны появиться различения? Таким образом, принцип мышления должен на каждом уровне этой практики получить своё особое выражение. Отсюда я выношу рассуждение о том, что такое схема. В традиционном понимании схема - это определённое упрощение объекта и изображение его вот с какой-то принципиальной стороны, где и может мной использоваться. Схема - это такого рода рисование. Есть другой. Если говорить о схеме мышления, то уже вот эта формулировка осуществлению не подлежит. |
Потому что получается, что схема мышления
- это у неё одна функция. Она сигнализирует о принципах мышления, когда
возникает [реконструкция] |цели] мышления, которая [следует за вами].
По этому поводу возникнет небольшая ситуация. Вот таким образом понимаю
схему - как указывающую на принцип мышления. Я пытаюсь понять, какого
рода схематизмы должны обеспечивать бы разворачиваемость каждого типа
практик. И, во-вторых, обеспечивать решение вот этой задачи, которую я
формулировал - трансляции. Затем, для того, чтобы осуществить эти контакты
и самой вот этой интеллектуальной практики и всей совокупности, которую
я бы назвал образовательной практикой. Для меня это главный вопрос, который
я могу ставить к эпистемологии с позиции разработчика концепции образования.
Вы согласились. А остальное - это элемент рабочий. И могу только соотносить определённые какие-то фрагменты с верхним уровнем, если собираюсь заниматься здесь и дальше мыследеятельностными и жизнедеятельными практиками. Я буду, в том числе, и относиться к результатам этой работы как схемопрактикам. При этом в этой интенции пытаться выделять типы схематизмов, которые я могу отнести к определённым уровням вот такой профессионально-образовательной практики. И потом ставить вопрос о том, насколько они смогут удовлетворить задачу трансляции определённых содержаний, относящихся к каждым уровням. Это - горизонтальный, скажем, для меня этот [тип вопросов] - какого рода знаковые формы нужны для того, чтобы… |
Или я бы сказал так: механизмы, семиотические
механизмы для того, чтобы знаковые формы, относящиеся к каждому уровню
можно было преобразовывать каждый раз в другой тип, скажем, в данном потоке
в нижележащий. И, тем самым, эту задачу образования решать по сути на
эпистемологическом уровне. Задачу впечатывания принципов мышления в материал
деятельности. На эпистемологической доске это будет выглядеть однозначно
- преобразование каждого типа схематизмов, относящихся к каждому уровню,
в следующий нижележащий. Если эта задача решается, то выход в осмысление
на эпистемологический аспект образовательной практики будет [уместным].
ЗИНЧЕНКО А.П. - А вопрос можно задать? СЁМИН С.А. - Да, конечно. ЗИНЧЕНКО А.П. - Скажите, пожалуйста, а Вы знаковые формы и схему различаете, или у Вас это одно и то же? СЁМИН С.А. - Я в Ваше отсутствие различил это. ЗИНЧЕНКО А.П. - Я извиняюсь. СЁМИН С.А. - Пожалуйста. СААКОВ В.В. - У меня вопрос. СЁМИН С.А. - Конечно, да, пожалуйста. СААКОВ В.В. - Вы вроде на него ответили, назвав практики этими слоями и уровнями - "один", "два", "три"… ХХХХ - Хорошо сказал. СААКОВ В.В. - У меня вопрос как бы из правого поля - что они задаются как уровни, они иерархичны. Это принципиально? СЁМИН С.А. - Иерархичны в связи с задачей, поставленной образованию. |
СААКОВ В.В. - Впечатывания? СЁМИН С.А. - Впечатывания, да. А с другой стороны… СААКОВ В.В. - Но это же… СЁМИН С.А. - …в мире определённом. СААКОВ В.В. - Выделены были машины какие-то. Почему они..? СЁМИН С.А. - Да. СААКОВ В.В. - …должны выстраиваться в ряд, а не..? СЁМИН С.А. - Ну, я же их выделил в связи с такой задачей. СААКОВ В.В. - Это - "не просто выделил". СЁМИН С.А. - Да, присутствует такая идеализация. Скажем, их можно использовать в другой функции и запускать, где ты хочешь, и получить идиотов. Известно. А лучше не использовать, а доверять другим это. ЗИНЧЕНКО А.П. - Хорошо, я изменю свой вопрос к Вашим различениям, которые Вы ввели, когда я отсутствовал. Вы сейчас работаете со знаковой формой или на схеме? СЁМИН С.А. - Я - на схеме конечно. ЗИНЧЕНКО А.П. - На схеме? СЁМИН С.А. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Понял. Но почему Вы считаете это схемой? Вот то, что у Вас изображено в таком случае? СЁМИН С.А. - Это что значит? Я здесь уже определённую рефлексию этого всего проделывал. Тяжело, да? Тяжело, чувствую. Я здесь осуществлял какого-то рода фрагменты интеллектуальных практик. Так? Поэтому использовал это как схему. |
Скажем, пытался осуществлять фрагменты
организационной практики, поэтому использовал это как текст. Правильно?
То же самое я пытался осуществлять.., как назвать то, что было? ХХХХ - Интеллектуальную. ЗИНЧЕНКО А.П. - Интеллектуальную. СЁМИН С.А. - Интеллектуальную практику. Я с вами беседовал как с людьми, так? И сам при этом выступал перед вами как определённая знаковая форма. Правильно? Вы могли меня воспринимать... ЗИНЧЕНКО А.П. - Но это всё есть признаки... СЁМИН С.А. - …как знак ЗИНЧЕНКО А.П. - …знаковой формы, а не схемы. Это есть рисунок... СЁМИН С.А. - Почему? ЗИНЧЕНКО А.П. - …который нужен Вам для того, чтобы организовать здесь разговоры на какое-то содержание. Указать… СЁМИН С.А. - Александр Прокофьевич… ЗИНЧЕНКО А.П. - …на какое-то значение. СЁМИН С.А. - …смотрите. Схема - это есть знак, который используется в функции схемы. И это цитата. Угадайте, откуда. Вот и всё. И поэтому Вы не можете тыкать сюда. ЗИНЧЕНКО А.П. - Извините, а что такое схема тогда? СЁМИН С.А. - Это знак, который используется в функции схемы, я сказал. И я использовал. ЗИНЧЕНКО А.П. - Отлично! Что это за функция тогда? СЁМИН С.А. - И Вы мне не докажете обратное тому, что я сказал. |
|
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но что это за функция такая, интересно?
СЁМИН С.А. - Это то, что указывает на принцип мышления. Вот схема. Вот и всё. Указывает. И это уже моя задача или того, кто при этом присутствует, понять, что это за принцип. А принцип не формализуется уже потому, что, извините, люди не выходят в план мышления. ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, отлично. Когда Вы это сказали, я говорю: следовательно Вы не различаете знак и схему. Поскольку знак есть то, что на нечто указывает, на какую-то область содержания. СЁМИН С.А. - Так я об этом и говорю. ЗИНЧЕНКО А.П. - Это и есть знаковая форма. СЁМИН С.А. - Знак, указывающий на принцип мышления, и есть схема. По определению. ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет! СЁМИН С.А. - По форме. ЗИНЧЕНКО А.П. - Это есть знаковая форма, указывающая на то, что есть принцип мышления. СЁМИН С.А. - Но её невозможно разделить, различить знак и схему, потому что это вещи из разных пространств. Я их не могу рядом положить. Да, схема - это не есть знаковая форма. ЗИНЧЕНКО А.П. - Я думаю, что у Вас… СЁМИН С.А. - Это есть функция. ЗИНЧЕНКО А.П. - …нет понятия схемы. СЁМИН С.А. - У меня? ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. СЁМИН С.А. - Я его уже положил. ЗИНЧЕНКО А.П. - Но Вы… СЁМИН С.А. - Вот тут. ЗИНЧЕНКО А.П. - …путаете здесь, говорю я. Что такое знаковая форма и схема - не различаете этого. А это принципиальное для эпистемологии различение, самое главное. |
СЁМИН С.А. - Но я же впервые. Поэтому немного смущён
этими эффектами. Ну, я об этом знал и думал. Поэтому это и возникает.
ХХХХ - … СААКОВ В.В. - Но Александр Прокофьевич вроде знаки все выкидывает из семиотики. Да? СЁМИН С.А. - Да, да. СААКОВ В.В. - А схемы? СЁМИН С.А. - Ну, а что? Что сказать? Это функция, функция интеллектуальной деятельности, грубо говоря (смеётся). ХХХХ - Вот. Ну, ладно. ХХХХ - Но вот Вы свою точку различения, вот цитата там… СЁМИН С.А. - У меня есть понятие схемы! ХХХХ - Нет, секундочку. Там цитата такая - знак становится схемой [при совпадении]… СЁМИН С.А. - Точно - нет. ХХХХ - Вот такая цитата... СЁМИН С.А. - Это же цитата, правильно? ХХХХ - …знак становится схемой, но… СЁМИН С.А. - Для невидящего в этом недостаток. ХХХХ - Вот он говорит, что у Зинченко… ЗИНЧЕНКО А.П. - Но… ХХХХ - …что-то другое. А он… ЗИНЧЕНКО А.П. - Во-первых, это выдернуто из какого-то контекста. Надо ещё посмотреть, в каком контексте было сделано это теоретическое… СЁМИН С.А. - …основание. ЗИНЧЕНКО А.П. - Эзотерическое определение. Это, во-первых. СЁМИН С.А. - Логическое. ЗИНЧЕНКО А.П. - А во-вторых, определение, как мы давно уже знаем, мало имеет отношение к понятию. И на определениях далеко не уедешь в этом отношении. |
СЁМИН С.А. - Ну, я одно могу сказать:
мне, например, это принципиально не нужно. ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот, вот. Это я понял. СЁМИН С.А. - Вообще понятий мне нужно в моей работе очень мало. Одно, два, не больше. Потому что я занимаюсь - ого! СААКОВ В.В. - Классно! СЁМИН С.А. - Потому что я занимаюсь, ну, вернее, пытаюсь включиться в исследовательскую работу над проектом. Но это я - лишнее. Я прошу забыть это высказывание. ЗИНЧЕНКО А.П. - Но обратите внимание. Вот исследовательская работа без употребления схем невозможна, в отличие от проектной. СЁМИН С.А. - Но мы говорили о проектной. ЗИНЧЕНКО А.П. - Вот проектировщик может пользоваться знаками, указывающими… СЁМИН С.А. - Несомненно. ЗИНЧЕНКО А.П. - …на некоторые объекты, на некоторые содержания. СЁМИН С.А. - Я с Вами в этом согласен. ЗИНЧЕНКО А.П. - Исследователь на схемах должен работать. СЁМИН С.А. - Да, да. Но только не на самих схемах, а на определенных модельных формах, за которыми стоят тексты, стоит способ. А не на самих схемах. ЗИНЧЕНКО А.П. - А Вы модели и схемы различаете? СЁМИН С.А. - Да, несомненно. Тут проблема возникает... СААКОВ В.В. - Ну не может быть, что Вы не читали статью Зинченко... (общий смех) СЁМИН С.А. - Читал. Вам дали её? СААКОВ В.В. - Да. СЁМИН С.А. - Читал я, читал её, даже несколько раз, раз шесть наверное. Она мне очень нравится. |
|
ЗИНЧЕНКО А.П. - Там соединялось…
СЁМИН С.А. - По-моему, мне попадалась. СААКОВ В.В. - Там идёт речь о материале. СЁМИН С.А. - Она мне очень помогла. Да, я считаю… Ну, в том смысле, что я рефлектировал такую обстановку, где доклад этот Зинченко делал, а не содержание рефлексировал. Ну что, разрешаешь мне..? ЗИНЧЕНКО А.П. - Нет. СЁМИН С.А. - (смеётся) Ладно, завтра разберёмся, завтра. Можно на тридцать минут в перерыв сделать? СААКОВ В.В. - Очень целенаправленные вопросы и замечания сжатые. Нет? Ну, тогда … СЁМИН С.А. - Так вот и нету? |
СААКОВ В.В. - …должны будем разойтись до пятнадцати.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А можно я здесь сделаю объявление по поводу схемотренинга вот для… СААКОВ В.В. - Да. ЗИНЧЕНКО А.П. - Всем, кто хочет пойти ко мне в группу заниматься схемотренингом. Требование: надо иметь с собой бумагу, вот такие вот листы формата А-4. СААКОВ В.В. - Есть. ЗИНЧЕНКО А.П. - И ручку шариковую синего или чёрного цвета, и карандаш. СЁМИН С.А. - Больше ничего не нужно иметь? ЗИНЧЕНКО А.П. - Линейку, ножницы. Пока. |
ХХХХ - А если линейки нет, что тогда? ЗИНЧЕНКО А.П. - Плохо, плохо. СААКОВ В.В. - Тогда подходите ко мне и получите. ЗИНЧЕНКО А.П. - И я буду конспекты проверять. Вот эти листики, на которых вы будете рисовать, я возьму на проверку. СААКОВ В.В. - Бумага есть. ХХХХ - А-4? СААКОВ В.В. - Да. Коллеги, обещают, что где-то в середине дня это здание будет подключено к местной котельной (общий смех). Это моя вина. |
расшифка - А.Гусаров, июнь 2004 | редакция - В.Сааков,
июнь 2005; март 2010; 03 февраль 2012
|
|
|