главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Ульяновские
совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994 П.И.Соснин Содержательно-эволюционные процессы в деятельности совещание "смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности" 1994 |
тема второго дня Схема как инструмент интеллекта. Схемы в логиях и техниках 22 октября 1994 |
Соснин
Петр Иванович Содержательно-эволюционные процессы в деятельности |
формат microsoft word |
22.10.1994, 10.00 |
СААКОВ В.В. - Пётр Иванович, Ваша очередь.
СОСНИН П.И. - Так; ну я вот не знал, что предыдущий докладчик СААКОВ В.В. - Вам лист нужен будет? Извините. СОСНИН П.И. - Да не знаю даже, может, будет и нужен. Вот о форме разработки пособия. Он, по-моему, хотел пройтись для того, чтобы показать какие-то принципиальные и существенные моменты, которые являются основой идеологии и вот что-то такого, если можно назвать, методологии по работе в той области, относительно которой это собрание, ну этот семинар или конференция основаны. И меня вот тоже в руках учебное пособие. Пособие я представляю. Отмечу некоторые моменты. Почему меня интересует то, о чём говорится? Потому что функции очень близкие. Я так, не то что по главам… Например, деятельность, структура деятельностной активности, опыт и знания, понимание и установка сознания, человеко-компьютерное взаимодействие… Я - техник, в области компьютеров работаю. Проблема овеществления в мыслительной деятельности, реакция на знак, знаковая деятельность, наблюдение и эксперимент в текстовой среде… Ну, и дальше вот, что-то такого толка. То есть, я считаю, что вот то, о чём мы говорим, ну эта вот область, которая мне очень близка… Я вот в ней работаю где-то лет десять как минимум. Поэтому я вот и задаю такие вопросы и прошу не обижаться, когда я чего-то не понимаю. Я думаю, почему я не могу понять? Хотя я работаю в этой области достаточно давно, есть определённые результаты. Здесь в такой ситуации всегда начинаешь понимать, что вот если что-то например до тебя не доходит, то ясно, что в основаниях лежит, например, другая система понятий или семейство понятий, и на этом базисе не раскладывается, не связывается. |
Вот в этом плане всегда так основную идею каким-то образом
нужно дать тому, кто хочет что-то понять. Чем ты занимаешься или кого
ты хочешь сделать союзниками, прочувствовать. Я пока основную идею такую
не почувствовал, ну и возможно, она до меня дойдёт, для этого я только
сюда и пришёл.
Я постараюсь сейчас раскрыть свою такую идеологическую базу, как я на всё это смотрю. Разумеется, я в импровизированной такой манере, импровизировать буду. В то же время, как это говорилось, что это есть что-то типа академического доклада. То есть, толкни в любой момент - человек встанет и будет говорить тоже самое. То есть, если меня толкнуть, я буду, разумеется, в любой момент говорить тоже самое. То есть, что я для себя осознал, как я понял, на каком базисе я развёртываю и так далее. Доклад у меня так звучит: "Содержательно-эволюционные процессы в деятельности". Вчера мы много говорили о том, что всё-таки деятельность - это специфическая, чисто человеческая форма отношений с окружающим миром. Это является его основной такой формой: жизнедеятельность и деятельность. Всё таки мы её понимаем ее как не тот процесс, когда мы спим. А когда мы действительно производим какие-то вещи новые. И вот наша мысль занята тем, чтобы внести вклад в этот процесс, сделать его более рациональным, более эффективным по каким-то категориям. И в конце концов чтоб такую вещь мы создали. Содержательно-эволюционные процессы в деятельности - второй аспект в названии заголовка. Это значит, в деятельности есть содержательно-эволюционные процессы какие-то, и вот по сути дела я о них что-то вам хочу рассказать. |
И смысл вот именно в том, что это за процессы.
Разумеется, это процессы, которые связаны с мыслительной деятельностью,
с мыследеятельностью. Хотя мыслительная деятельность мне больше нравится,
в два слова, в словосочетании такой термин. В деятельности на обойтись без той части мыслительной деятельности, которая конструирует деятельность, то есть является своего рода метадеятельностью. И вот эта вся деятельность, она НАД определёнными процессами, которые, предположим, я называю содержательно-эволюционными. Хотя они могут быть и другими. То есть, здесь утверждается, что вообще-то наше мЫшление - это процесс достаточно естественный; на это обращали внимание многие, другое дело, как он развёртывается, как он контролируется, как употребляется. Но процесс этот естественный. Я не помню, по-моему, Виндельбанд ещё говорил, что надо говорить, например: думается, а не думаю. Подобно тому, как светает, морозит и всё остальное. Это естественный процесс. Вот когда-то в эволюции произошёл скачок, и этот скачок был связан с тем, что вот эти процессы вдруг получили интересную форму кодирования и вышли на знаки. То есть, появилось такое изобретение. Как уж оно конкретно встало, сказать трудно, можно только догадываться. Но появились знаки, и вот эти знаки начали уже специфически развивать наши способности, началась функциональная дифференциация полушарий: левое, правое. Левое полушарие со знаками научилось работать, накопило очень много разных процедур по работе, о которых мы забыли, но которые очень хорошо работают. Например, вдруг мы начинаем обращать внимание на то, что ты овладел знаками достаточно хорошо, умея ими оперировать. |
|
И мы начинаем думать, проводить рефлексию: а как же
всё-таки мы со знаками работаем? какая логика? где знак какую функцию
выполняет? где правое полушарие начинает действие, активно с ним сотрудничать?
И всё прочее. И вот в этом плане нужно исходить из тех реалий, которые
конкретно есть.
Я начинаю вот пробовать излагать свою такую основную установку. Есть деятельностный процесс, мне нужно что-то сделать, я разумеется, получаю от кого-то или задание или у меня возникает потребность определённая, и я её выражаю с помощью определённых знаков. Предположим, техническое задание на то, что мне нужно сделать. Это техническое задание начинает у меня в голове возбуждать разные процессы, эти процессы идут естественно и начинают меня выбрасывать на поверхность, я имею в виду, что я могу их высказать, могу их записать в другие знаки. То есть, начинается процесс генерирования новых знаков. Ясно, что в этот момент раз мне эти знаки кто-то подарил, кто-то подарил там в голове за счёт естественных процессов, я их должен быстрее постараться зарегистрировать: записать, записать. После того, как я их записал, у меня возникают уже свои какие-то мысли относительно вещей. Если я владею деятельностью, я знаю, что систематизация помогает. Я начинаю их систематизировать, пробовать объединять в группы и так далее, до тех пор, пока я не задам вопрос - а как лучше их применять и для каких целей? Ясно, что знаки… Кстати, знак я воспринимаю как модель восприятия, своего рода модель восприятия, которая проявляется всегда, когда я со знаком вступаю в отношения и начинаю на него реагировать. |
Вот, в общем по ходу такой работы… Смотрите, я уже
исхожу чисто из практических значений. Какие-то знаки возбудили мою
мыслительную деятельность в левом, правом полушарии они работают вместе,
сообща; левое мне выдаёт знаки, я их регистрирую, я должен эти знаки
проверять, я должен кодировать их, я должен их систематизировать, я
должен их использовать. Этот процесс мы в нашей группе исследовали и
в принципе пришли к выводу такому. И создали комплекс инструментов,
который поддерживает именно содержательно-эволюционный процесс по работе
со знаками. Смысл его следующий. Вот всё, что дарит в форме знаковых
каких-то образований нам наша мыслительная деятельность… Я исхожу только
из знаковых систем. Это определённая система текстов, которая с течением
времени, по ходу моей работы растёт, растёт, растёт. Растёт система
текстов. Из методологии науки, научного познания я знаю, что если меня
интересуют тексты, которые, во-первых, формируются, систематизируются
и растут, я к ним должен подходить с точки зрения будущего использования.
Как к системам. И есть, а вернее такого рода системы текстов называют
почему-то теориями. Вот мы в методологии научного познания выделили
класс содержательно-эволюционных теорий, взяли его за основу роста вот
этой текстовой массы. И для каждого из класса операций мы разработали,
вот что ли, наборы конструктивных процедур, которые поддерживаем по
вот такому развитию и систематизации этого текстового материала. Там
есть, это не мы выдумали, а просто конкретно использовали и наполнили
конструктивным содержанием. Разумеется, сначала накапливается первичный
слой этой системы текстов.
|
Это так называемая до-теоретическая фаза
формирования теории, потом описательная фаза, когда мы уже начинаем связывать
и описывать ситуации с помощью этих конструкций, далее квалификационная
фаза, далее идентификационно-измерительная. И, наконец, формальные теории. Мы исходим из того, что язык является вторичным, то есть первичным являются те тексты или те знаковые образования текстового типа, которые у нас появляются в результате мыслительной деятельности. И мы уже для того, чтобы экономно закодировать и в соответствие с предметной областью удобным образом представить, начинаем некоторые знаки определённым образом систематизировать и складывать систему языка. То есть, язык в этом плане для нас вторичный. Причём, по ходу любой работы текстовая масса копится и по ходу формируется язык именно этой работы. В этом плане формируется определённое системное образование типа содержательно-эволюционной теории, с которым можно конструктивно работать. И очень важным моментом в процессе этой работы является работа с понятиями, разумеется. На каждом, для каждого слоя идеологию такого содержательно-эволюционного роста можно применить. И о понятиях. К понятиям можно подходить как к теориям конкретного понятия, к теориям систем понятий и так далее, так далее до самой высокой формальной фазы. Я постарался идеологическую часть вот так изобразить, я её снова повторю кратко. По ходу любой деятельности растёт текстовый материал, который является совершеннейшей объективностью. |
|
Мы этим материалом можем управлять в какой-то мере,
в какой-то мере он является подарком, который приходит к нам и который
мы должны принять. Этот материал мы уже, если хотим рационально и хорошо
использовать, мы его должны каким-то образом систематизировать. И очень
хорошо подходит для этой цели класс содержательно-эволюционных теорий.
Вот кратко - всё. А по многим вопросам, которые здесь звучали у меня
есть своя точка зрения, своё мнение,. И в вопросах я, возможно, её изложу.
То, о чём я вам говорил - это цельная система, цельная система и не
разорванная. В которой есть место, кстати говоря, и схеме, о которой
идёт речь. И совершенно легко я воспринимаю все вопросы схематизации
и всего прочего, потому что, то о чём я вам говорю, относится к работе
левого полушария, где должен быть алфавит, свой базис. Ясно, что в правом
полушарии должен быть тоже свой базис, и в этом базисе большую роль
занимают схемы. У меня всё.
СААКОВ В.В. - Вы закончили? Вопросы, пожалуйста. Пётр Иванович, у меня вопрос. СОСНИН П.И. - Я знаю, то, что я говорил, наверное не совсем понимают. Потому что тоже базис наверное другой. СААКОВ В.В. - Я думаю, не в этом дело. Нет проблем с базисами. Это же тоже, Вы говорите, особые знаки или тексты. СОСНИН П.И. - Конечно. СААКОВ В.В. - Мы можем выделить их и поработать с ними. У меня вопрос. Можно ли Ваш доклад понять в следующей схеме: человек - это машина. СОСНИН П.И. - Для меня схема - это образ. СААКОВ В.В. - Ладно… СОСНИН П.И. - Могу. СААКОВ В.В. - В таком образе - человек это машина- далее можно выделить, как бы независимо от рода обучаемых, некоторые принципы обучения. И дальше говорить уже об обучающихся машинах. Я куда клоню? |
Когда Вы говорите, что это левое полушарие, это правое
полушарие.., я ничего другого, как технических устройств, не вижу за
этими словами. Наверное, можно с этим технически работать, смотреть
на человека как на машину.
СОСНИН П.И. - Но я так не утверждаю. Если вопрос кончился, я постараюсь ответить. СААКОВ В.В. - Да, пожалуйста. СОСНИН П.И. - Наоборот, я утверждаю, что человек - это естественное образование. Но вот за счёт эволюции… СААКОВ В.В. - Пётр Иванович... СОСНИН П.И. - …у него есть составляющая, которая получила искусственное вот такое развитие. Вот о чём вчера была речь. Например, естественно-научная и искусственно-техническая часть - эти два начала в человеке налицо. СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - Потому что я, как материально-естественное образование, подчиняюсь законам физики на этом уровне. Но в то же время за счёт эволюции вот во мне появились новые законы. Это законы, кстати говоря, деятельности, которые дали развитие ещё и вот в этом плане, и в этом направлении. СААКОВ В.В. - Понятно. СОСНИН П.И. - Я - не машина, но во мне часть… СААКОВ В.В. - Понял, понял. СОСНИН П.И. - …которая отвечает за управление, может интерпретироваться как машина. СААКОВ В.В. - Понял. СОСНИН П.И. - И её можно использовать для обучения. СААКОВ В.В. - А вот то, что естественно - оно технологизации вообще подлежит? СОСНИН П.И. - Зачем? СААКОВ В.В. - Не нужно? |
СОСНИН П.И. - Я такой вопрос даже и не
задаю. Наверное, даже не подлежит. СААКОВ В.В. - А возможно? СОСНИН П.И. - Точно так же... СААКОВ В.В. - Возможно? СОСНИН П.И. - …как мЫшление наше никогда не будет раскрыто до конца. СААКОВ В.В. - Не раскроется? СОСНИН П.И. - Нет. Я считаю, что нет. СААКОВ В.В. - Ну, до конца - понятно. Я же не до конца говорю. СОСНИН П.И. - Так в мЫшлении та часть, которая отвечает за работу именно вот такую искусственную, со знаками… СААКОВ В.В. - Левая. СОСНИН П.И. - …наверное, будет раскрыта. СААКОВ В.В. - Которая левая. СОСНИН П.И. - Вот знак является всего лишь моделью. Вот то, что на модель начинает реагировать - оно более общее. Это одна из точек зрения, или одна из форм представления того, что на самом деле происходит. Поэтому, какие у нас внутренние языки? Как конкретно идёт связь левого и правого полушарий, которые у нас твёрдо есть? СААКОВ В.В. - Где? СОСНИН П.И. - Наверное, что-то будет там открываться. Но вот то, что мы научимся и овладеем всеми этими феноменами… Не знаю, зачем? Вернее, надо сказать, что мы овладеем, но это слишком рискованно. СААКОВ В.В. - Тогда ещё маленький вопрос. А вот введение самой этой семиотической действительности знаковой… Когда Вы говорите, что есть процессы деятельности, и они порождают знаки… СОСНИН П.И. - Да. СААКОВ В.В. - …метазнаки, метамета… СОСНИН П.И. - Они нам удобны, это средства [деятельности]. |
|
СААКОВ В.В. - Вот это не является ли знаком технологизации
самой деятельности, знаком того, что она порождает знаки?
СОСНИН П.И. - Так. Но вот почему-то, вернее, это выгодно. Сначала разыграть то, что должно произойти в себе на знаках. Потом, если у нас всё сложилось, это уже во внешнюю среду перенести и с помощью инструментов разыграть там до конца и получить то, что нужно. СААКОВ В.В. - Угу. СОСНИН П.И. - То есть, это в какой-то мере безопасно для меня. Потому что, если там что плохое будет, я не буду этого делать. Ну, и насколько будет вот эта технологическая линия внутри всё разыгрываться - что я должен сделать во вне - будет развиваться? СААКОВ В.В. - Пётр Иванович, я понял. Если обращаться к различению Зинченко, Вы… СОСНИН П.И. - У него нормальное различение. Я только вопрос вот так (неразб.)… СААКОВ В.В. - Вы же говорите о знаках, которые виртуальные только? СОСНИН П.И. - Я не понимаю, что такое виртуальный знак. Потому, что я по... Вот, момент. Я по проблеме знаков, наверное, где-то около ста различных публикаций, в том числе монографий, прочитал. У меня сложилось вполне определённое понимание того, что знак… Причём… СААКОВ В.В. - Я поясню. Можно? СОСНИН П.И. - Минуточку. СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - Как я действовал? Если я что-то читаю, я уже действую по своей технологии. У меня слово "знак" употребляется в каком-то контексте, я завожу в картотеку, и у меня есть картотека на слово "знак". И поэтому виртуальный знак я как-то не воспринимаю. СААКОВ В.В. - Я уточню, можно? |
СОСНИН П.И. - Да. У меня нет такого в картотеке.
СААКОВ В.В. - Когда Вы сказали, что можно на знаках осуществить имитацию некоторых работ, например, инженерных или ещё каких-то, получить некоторое подтверждение заявленным заранее целям, и в зависимости от них уже предпринимать некоторые реальные работы... СОСНИН П.И. - Да, да, да. Я так утверждаю. СААКОВ В.В. - Вот я и говорю. Когда есть вот такие знаки, мы на них можем эту работу проделать. Можно и другое назвать. Работая с ними, мы не взваливаем на себя никакой ответственности. Да? СОСНИН П.И. - Ну, пока не… СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - …реализовали во вне. СААКОВ В.В. - Мне кажется, схема и знак, в отличие от этих виртуальных символик всяких... Человек, обращаясь к той или иной знаковой системе, берёт на себя ответственность. Поскольку реально-то он включается в практические работы сразу же. Но это моя точка зрения только. СОСНИН П.И. - Так. Раз дано средство, которое помогает мне что-то сделать… Я буду брать те знаки, которые мне помогут эту работу выполнить. Знак… СААКОВ В.В. - Символы тогда. Символы. СОСНИН П.И. - Ну что значит символ? Это тоже знак, только тип, категория вполне определённая. Значит, вот смотрите. В любом случае здесь у меня начинает складываться… Если мне для какой-то работы нужны знаки, и каждый из них у меня активизирует, э-э-э, в мозговых структурах определённую модель… Они начинают сталкиваться, начинают работать, как будто бы там… СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - Реальность та.., |
СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - …где всё оказалось. СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - И на том поле они начинают связываться. Я смотрю - связалось. Я успел зарегистрировать, что такая цепочка у меня связалась друг с дружкой. Я уже готов её исследовать поглубже - действительно ли она связалась или нет. И потом уже переносить реально, в реальность. СААКОВ В.В. - Всё понятно. Тогда сможем ли мы освободиться от принятой системы знаков? Как бы поэкспериментировать с ними? Не сотворили ли мы с собой как бы нечто неотвратимого, со своими способностями, сознанием..? СОСНИН П.И. - Есть такое утверждение, и я с ним согласен. Если мы узнали что-то новое, то нам не освободиться от этого нового. Вы это имеете в виду? СААКОВ В.В. - Например, да. СОСНИН П.И. - То есть, я не могу вернуться к тому незнанию… СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - …которое было раньше у меня. СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - Почему? Здесь всё в принципе зависит от степени важности того, с чем я работаю. СААКОВ В.В. - Да. СОСНИН П.И. - Существенное, приоритеты. Поэтому практика показывает, что мы легко от своих решений неверных освобождаемся. Хотя ясно, что их получили за счёт работы, в которой со знаками мы экспериментировали. СААКОВ В.В. - У меня про это был вопрос. СОСНИН П.И. - Угу. |
|
СААКОВ В.В. - Я получил ответ, спасибо (пауза). Больше
нет вопросов? Спасибо Вам.
Владимир Африканович? Или мы сделаем небольшой перерыв? |
НИКИТИН В.А. - Давайте сделаем.
СААКОВ В.В. - Сделаем минут на десять и продолжим. |
расшифка - А.Гусаров, май 2005 | редакция - В.Сааков,
2004; март 2010; 03 февраль 2012
|
|
|