главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
   
Ульяновские совещания по СМД-эпистемологии/ 1991-1994
В.А.Никитин
Историческое и актуальное значение схемы

совещание "смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности"
1994
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш системомыследеятельностная эпистемология и эпистемотехника  
в разделш ульяновские семинары по смд-эпистемологии/ 1991-1994  
  инженерные знания и общая эпистемология/ 1991  
  системомыследеятельностная эпистемология и исследование/ 1992  
  системомыследеятельностная эпистемология и схематизация/ 1993  
  смд-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994  
     
     
  тема второго дня
Схема как инструмент интеллекта. Схемы в логиях и техниках
22 октября 1994
 
Никитин Владимир Африканович
Историческое и актуальное значение схемы
формат microsoft word версия для печати
  22.10.1994, 11.00  
НИКИТИН В.А. - Коллеги, у меня небольшое сообщение. Прежде всего, с какими затруднениями я столкнулся, которые вынудили меня на эту тему размышлять, имея в виду тему схематизации или идею схемы как в историческом контексте так и вроде бы по сути. Это следующие обстоятельства. Самое элементарное из них то, что у нас создаётся архив наших работ. И оказалось, что если принципы каталогизации текста есть вещь достаточно понятная и отработанная, хотя и там сейчас есть значительные изменения, то принципов каталогизации схем никто никогда не разрабатывал. Так как у нас наработаны уже тысячи этих знаковых форм, я не скажу схем, то это особая техническая задача. Это первое. Второе. Я отвечаю за то, что в нашем языке называется культурологический цикл дисциплин для ВУЗа, и опять же необходимым стал поиск и выделение тех оснований, которые составляют специфику этого курса и той идеологии, которой мы и придерживаемся. При этом оказалось, что те расчленения, которые я уже построил со своими коллегами и которые даже проходили на учёных советах в виде некоторых перспективных учебных планов, построены в основном на привычных различениях, в основном отнесённых к семиотике и герменевтике. А так как это содержание новое, которое мы начали пытаться высказать, то оно явно не укладывалось ни в рамки семиотики, ни в рамки герменевтики. Встала задача опять поиска и нахождения некоторого собственного поля смыслов и некоторой предметности собственной, которая работает с такими единицами, как схемы и знаки, но не являются ни герменевтикой, ни семиотикой. Третье. Это обсуждение роли, места исторического и перспектив Московского методологического кружка (ММК). Сейчас это активно ведётся на страницах методологической прессы.
Журналы "Вопросы методологии" и особенно "Кентавр" этому посвящают значительное место: выступило уже много уважаемых членов Кружка. И выделяются очень разные основания, по которым можно считать ММК особым как бы явлением в философской или, скажем так, в интеллектуальной жизни в России. С моей точки зрения это всё некоторые или вторичные различения. Или различения, которые ставят, делают ММК ДРУГИМ, а не ИНЫМ. Другим в том смысле, что он всегда ставится в какой-то ряд, и в этом ряду ищутся признаки: философия, но философия вот немножко другая, методология или методология научного познания, но немножко другая и так далее. Появилось… Очень важным было замечание в своё время Поповым сделано после его поездки в США. Он говорил, что вот почему-то мы пытаемся американцам объяснить, что мы сделали, и уже много разных есть попыток, но всегда ИНЫЕ американцы обращают внимание на второстепенные детали, а не на основное то, что как стало понятно, методологи делать могут, а никто больше в мире делать не может. В частности, он говорил, что главное - это техника схематизации, такой техники схематизации, говорит, я ни в одной стране ни у одной исследовательской школы не видел.
Ну, и последнее. Два последних обстоятельства. Вот вроде стало понятно, что схематизация и знакотехническая работа - суть важные, суть важные в педагогическом плане. И стало необходимым вот лично для меня, вот когда я писал работу по истории образования и как бы идеологию современного этапа образования пытался определить. Момент схематизации… Стало ясно, что надо поставить рядом или положить с такими значимыми (я нарисую буквально два штриха, оставьте, здесь не надо убирать) действительностями, как число, текст.
Схема для меня ложится в это изображение. Но это как бы идеологическое полагание, которое не подтверждено работой. И последнее. Вот мне сейчас, для меня есть самое важное - это преподавание в школе истории мировой литературы. И там понадобилось… Огромный материал, колоссальный, и программы совершенно безумные, они не могут произвести ни выбора, ни отбора этого материала, ни способа его какого-либо соотнесения между собой. И пошла работа по поиску некоторых первичных различений и схем, и противопоставления самой работы по рационализации этой области и обучения ремеслу писания.
ЕРОФАЛОВ Б.Л. - Читания.
НИКИТИН В.А. - И читания. Вот эти две вещи мне пришлось развести. С одной стороны, с помощью ремесленных приёмов и символических форм учить писать стихи или читать текст, а с другой стороны, проводить различение мифа и литературы, эпоса и лирики, поэтического языка и философского языка, обыденного языка, изобразительного, словесного и так далее. Каким образом вот это школьникам седьмого-восьмого класса передать, построить этот курс, чтобы он был и обозримым и воспринимаемым и достигал целей? С одной стороны, задать технику символической работы, а с другой стороны, вырвать из неё, противопоставить другую технику рационального описания, и анализа, и критики. И эта вся вот такая сумма внешних обстоятельств, которая заставила меня размышлять на тему "что такое схема и схематизация", как она возникла в истории… И я пришёл к очень простым, примитивным, я сказал бы, тезисам. Они указывают, помогают уже мне много в том, что я говорил, понять. Часть из этих тезисов уже по смыслу или даже открыто звучали в докладе Александра Прокофьевича.
Но есть вещи, на которые я бы акцентироваться хотел бы отдельно.
Первое. Историческое развёртывание. Для меня это сводится к одному моменту: шло накопление в культуре некоторых объектно-вещных образований, которые мы сейчас называем научными предметами, учебными предметами, перед лицом которых вот мы сейчас стоим, стоим с невозможностью построить к ним некоторое рациональное отношение. Я имею в виду и отобрать школе необходимый круг, и построить соответственный университет, и построить некоторые исходные для себя отношения. Мне представляется, что это связано с тем, что накопление шло по одной линии - по линии [как бы||фиксации] монад или производства монад: монады-числа, монады-тексты, монады-философские системы и так далее. Вот этот вот мир весь строился на умножении отдельных объектных или содержательных единиц. Я очень упрощённо говорю. С моей точки зрения это и раньше делалось, а теперь стало просто необходимостью: выделить и противопоставить этому миру то, что является принципом организации, не является вещью, а является противопоставленным ей. И здесь, с моей точки зрения, произошёл очень такой важный сдвиг. В естественнонаучной картине мира важным является отношение объект-субъект, и схемка есть, что реальным является объект, а производным являются те действительности в которых мы этот объект описываем или видим. С моей точки зрения в инженерном мышлении и в искусственно-технической картине мира произошёл, произошло изменение на другую пару: объект-проекция.
То есть, подлинными являются те действительности, в которых мы имеем оперативные системы описаний, а объект является производным, конструируемым исходя и по законам правил этих проекций (пауза). Отсюда понятно, что если мы имеем действительность, в которой существует множество монад, или предполагается, что они существуют за счёт культуры создания и трансляции знаковых форм, то основным для нас становится действительность наших средств или процедур, в результате которых порождаются принципы различений и способы закрепления этих различений. Я предполагаю, что в мире, где проективность является, или проекция является основным… Раз основное, на что должно быть направлено интеллектуальное усилие? На построение такой конструкции, которая, с одной стороны, не позволяет сводить то, с чем мы имеем дело к одноплоскостному, к одномерному, а иметь дело всегда с гетерохронными, с гетерогенными и прочими образованиями. И это, вроде бы, основной приём, который позволяет…
Основное, что позволяет сделать схематизация, с моей точки зрения, это находить такие формы, ну даже слово не могу подобрать, полагания вещей мира, в которых эти [формы] [составляются] объёмными, спорными и не сводят их к единому основанию. Потому что процесс, который, но это мы хорошо поняли, когда описывали финансовую культуру, информационную культуру, что основное, на чём они держатся - это процессы гомогенизации. И им всегда должно быть противопоставлено нечто, что эти процессы организует, регулирует, управляет;. Это может быть достигнуто, с моей точки зрения, только за счёт таких вот конструкций, которые как бы разводят, раскладывают всё по разным пространствам, полочкам.
И отсюда вроде бы я для себя нашёл, во-первых, основания для классификации и каталогизации. Схемы не именуются пообъектно, то есть - схема чего-то. А схемы определяются по принципам устройства проекций или отнесения проекций. Вот основные схемы - это схемы [листиков] или многих знаний, как мы их называем, схемы проекций - двух или трёхосные, это схемы слоёв иерархические и неиерархические. И так далее. Вот это, с моей точки зрения, составляет конструкт или основу схемы - выделение как минимум больше, чем одной действительности, из которой объект виден или может конструироваться. Минимально достаточной или минимальной схемой является или схема двух пространств или схема двух проекций.
СЁМИН С.А. - Вопрос можно?
НИКИТИН В.А. - Да, конечно.
СЁМИН С.А. - Это пространственная система каталогизации здесь изображена?
ХХХХ - Да.
СЁМИН С.А. - Но я так и не понял. На ней Вы обсуждаете два раза как бы одно и то же. С одной стороны, объектно-вещную (первый раз) каталогизацию через каналы вот таких заседаний, а потом Вы уже переходите ко второй ... Ну, обозначению…
НИКИТИН В.А. - Нет, я обсуждаю вторую, я обсуждаю вторую.
ХХХХ - Вторую? Эта решётка относится…
НИКИТИН В.А. - Это недостаток рисования.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Так всё-таки объект у Вас есть?
НИКИТИН В.А. - Объект у меня есть как бы не подлинное, объект есть производное, объект есть то, что нельзя доводить до отдельного существования. Его всегда надо рассматривать с проекциями, которые его порождают.
ХХХХ - Но Вы же указали на плоскость монадную, где они подлинные.
НИКИТИН В.А. - Нет. Я сказал, там где они в культуре существуют оторвано, как вещи. И в этом смысле для меня неподлинные.
СААКОВ В.В. - Действительность культуры тут.
НИКИТИН В.А. - Вот весь принцип в том, что…
ХХХХ - Раз есть такая плоскость, то они в ней подлинные, они обозначены (неразб.)...
СААКОВ В.В. - В этой плоскости, а не сами по себе.
ХХХХ - …как подлинные.
СААКОВ В.В. - Не вещи-в-себе какие-то, а - в плоскости этой.
СОСНИН П.И. - Вопрос тут можно?
НИКИТИН В.А. - Да, конечно.
СОСНИН П.И. - Я не совсем понимаю: чем проекция от того, что называют предметом, отличается? Предмет - это и есть проекция, мы её так все понимаем. То есть, проекция объекта на какую-то определённую систему процедур.
НИКИТИН В.А. - Я же…
СОСНИН П.И. - Действий вот в том плане, как Вы говорите.
НИКИТИН В.А. - Я же… Рисунки-то по графике похожие, а отличаются одним…
ХХХХ - С этими рисунками?
НИКИТИН В.А. - Что нарисовано пунктиром, а что нарисовано сплошной линией.
ХХХХ - С этими рисунками мне всё понятно (неразб.).
СААКОВ В.В. - Интенциональной направленностью отличаются.
СОСНИН П.И. - Нет. Я снова вернусь к своей деятельности. Вот мы любой объект всегда составляем приблизительно. Так?
СААКОВ В.В. - Инженерный? Да.
СОСНИН П.И. - Потому что мы можем задать его только через проекции. Вот о чём идёт речь.
СААКОВ В.В. - Да.
СОСНИН П.И. - Но там очень хорошо подходит старое известное слово: предмет. Предмет - это же тоже проекция, и ничто иное.
НИКИТИН В.А. - И объект, и предмет - это одно и то же…
СОСНИН П.И. - Так. Но в чём? В вещности.
НИКИТИН В.А. - …если по словам брать.
СОСНИН П.И. - В вещности, что ли? Здесь разница в вещности?
НИКИТИН В.А. - Разница в том, что первичным полагается здесь существование объекта. Здесь первичным полагается существование проекции.
СОСНИН П.И. - Так. Для нашей деятельности всегда первичными являются предметы, как раз проекции. То есть, мы всегда на уровень…
НИКИТИН В.А. - Если Вы так мыслите, Слава Богу. Я же не говорю, что я что-то изобрёл. На двух картинках два варианта. Вероятно, что многие придерживаются разных.., но традиционно в науке…
СОСНИН П.И. - Но может есть какая-то разница между словом предмет и проекция. Я хочу здесь понять.
НИКИТИН В.А. - Я бы не хотел тут употреблять слово предмет. Потому что предмет получался в этой картинке - как производная от объекта.
СААКОВ В.В. - Монж вроде вводил как семиотическое различие, в терминах даже. Он говорит: не проект…
СОСНИН П.И. - Мне как инженеру лучше проекция употреблять.
СААКОВ В.В. - И Владимир Африканович говорит: проективная, проективная. То, что впереди себя, а не снятие.
СОСНИН П.И. - Но вот такая вещь, она бесконечная, которая является синтезом проекций. Это реальность или нет? Это нечто реальное или же это наоборот - воображаемое? Как вот соединение…
НИКИТИН В.А. - Я вот…
СОСНИН П.И. - …объединение этих проекций.
НИКИТИН В.А. - Я этих различений не понимаю. Как не понимаю разницы между левым и правым полушарием.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Но тут Вы себе написали, когда перечисляли свои схемы, что Вы всегда уходите от конфликта, и это есть Ваш недостаток. Можно я воспользуюсь?
НИКИТИН В.А. - Моим недостатком?
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну да. Вот сейчас Вы его демонстрируете. Либо Вы сейчас вступаете в конфликт с оппонентом и говорите: ну конечно же, вторая схема, что объекты - вообще это миф…
 
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 2-го дня/ В.А.Никитин: Историческое и актуальное значение схемы
© priss-laboratory, 1994
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ СМД-эпистемология и эпистемотехника/ Ульяновские семинары/ СМД-эпистемология и эпистемотехника в мыследеятельности/ 1994/ материалы 2-го дня/ В.А.Никитин: Историческое и актуальное значение схемы
 
НИКИТИН В.А. - И я это утверждаю.
ЗИНЧЕНКО А.П. - И их нет, и никакой реальности.
СОСНИН П.И. - Вот и прошу мне здесь определить.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А он же уходит, он всё время виляет, вместо того (неразб.)…
НИКИТИН В.А. - Я сказал, что я не понимаю, что такое реальность. В моих различениях такого не существует.
СААКОВ В.В. - Он говорит: я не Бог.
НИКИТИН В.А. - Я не знаю, что такое реальность. Для меня то, что Вы имеете в виду реальностью, является вот это.
СОСНИН П.И. - И для меня будет это.
НИКИТИН В.А. - То, что мы положили, то, во что я верю, и то, что я считаю, организует мою деятельность и мышление. Это для меня есть реальность. А где она существует, я не знаю, и можно ли об неё стукнуться головой?
СОСНИН П.И. - Её так и называют: предметная действительность.
НИКИТИН В.А. - Называйте так. Для меня предметная действительность в другом мире. Я не могу старые слова перетаскивать туда, если даже это и похоже.
СААКОВ В.В. - Картины мира разные, и слова разные должны быть.
НИКИТИН В.А. - И последнее, что я хотел просто сказать. Мне стало понятно, что схематизация, если брать её с процедурной точки зрения, она как бы разбивается на следующие процедуры. Это полагание проекций, их различение, то есть приписывание им некоторого статуса действительностей тех или иных, именование следов деятельности и реконструкция по ним объекта.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - А где происходит полагание проекций?
НИКИТИН В.А. - В каком смысле, где?
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Ну, кто туда полагает проекцию? Или - что полагает проекцию, проекции?
НИКИТИН В.А. - А это акт моей воли и моего мышления.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну нет, Владимир Африканович. Смотрите, тогда надо различать схематизацию, которой приписывается креативная, техническая функция. Вот - схематизирующий, он схему делает. А есть ещё схемоведение [одновременно], схемовед. И Вы, когда рассказываете вот это всё, Вы ведь объявили, что выступаете как такой архивариус-схемовед. И то, что Вы сейчас рассказали, за счёт этих процедур схему не сделаешь, а вот как бы поместить в архив, обозначить её место в этом архиве, её там функции…
ХХХХ - Можно я с тобой соглашусь? И тогда схема вот там живёт на нижней площади, как монада; [а вот здесь действует;]
ЗИНЧЕНКО А.П. - Там она живёт в употреблении, внизу.
ХХХХ - Да.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А Никитин её берёт…
ХХХХ - Он же её как объектную снова рисует, эту плоскость.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. И похерил.
ХХХХ - (смешок)
ЗИНЧЕНКО А.П. - Теперь смотрит, как её там каталогизировать.
НИКИТИН В.А. - С этим я соглашусь.
ХХХХ - Так вот я поэтому и не понимаю. Вот эта вот трёхосная рисовка, она туда относится или вот сюда?
НИКИТИН В.А. - Вот здесь я соглашусь.
ХХХХ - Она же… Вот эти две плоскости, нижняя и левая, воспроизводят объектную ситуацию. Вот есть объект и каналы его трансляции и описаний…
НИКИТИН В.А. - Вот, главное вот это.
ХХХХ - И добавляется [это потом в ситуацию]
НИКИТИН В.А. - Это вот схемы для употребления, это - для описания.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А это же, вот эти две первые схемы как бы задают принцип отбора: вот что попадёт в работу схемоведа, а что не попадёт. Схемовед работает с проекциями, а не с объектами.
ЕРОФАЛОВ Б.Л. - Конструкция ящичков там, если он туда кладёт.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да.
СОСНИН П.И. - Ещё вопрос можно?
НИКИТИН В.А. - Да.
СОСНИН П.И. - Почему всё-таки минимум две проекции образуют то, что Вы штриховкой отметили? Как минимум две? Если можно, то пример какой-нибудь приведите, чтобы всё встало на свои места.
НИКИТИН В.А. - Я рассматривал, допустим, историю архитектурных изображений и чертежей. План, то есть одна проекция, сюда не попадает.
ЛУКОВЕНКО Ю.В. - Перспектива.
НИКИТИН В.А. - Нет, не перспектива была. А вот сложные изображения… Есть такие в архитектуре изображения: разрез, план.
СААКОВ В.В. - Угу.
НИКИТИН В.А. - Аксонометрии даже. Ещё и смещённые проекции уже могут попасть, хотя тоже, с моей точки зрения, это ещё переходная форма. А если Вы возьмёте сразу пачку, где есть план организации работ, план, допустим… Это уже проекция, это уже будет то, что имею в виду.
СЁМИН С.А. - Так это и есть план. В нём же фиксируется всё: и параметры метрические и функциональные и так далее.
НИКИТИН В.А. - Нет. План это есть…
СЁМИН С.А. - Разнородность характеристик [присутствует].
НИКИТИН В.А. - Это есть уже гомогенное образование.
СЁМИН С.А. - План города. Там все характеристики.
НИКИТИН В.А. - Я говорю про план здания. План города… Я не знаю, что это такое, я такого в жизни никогда не видел.
СЁМИН С.А. - Я тебе покажу.
СОСНИН П.И. - Сейчас у нас приложение, где мы на геометрику выходим. Наоборот стараются вот то, что Вы штрихами отметили, целостным сделать. Для того, чтобы получать различные типы проекций и совершенно как бы по запросу. Причём, в том плане, о котором Вы только что говорили.
НИКИТИН В.А. - Нет. Я же Вам и говорю: есть две ориентации. Одна на то, чтобы свести всё к общему основанию. Это очень мощная рабочая ориентация. Как свести всё к деньгам, свести всё к понятию информации. И это одна линия работ. А эта линия противоположная: всё развести.
СОСНИН П.И. - А пока это воспринимается… Т.е., мы объекты создаём через проекции. Потому что мы не можем вот действительно… Что вот в компьютерной памяти сделать так, чтобы это было вещью, как мы привыкли.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Я извиняюсь. Гораздо лучше понять, то что Вы просите, на примере самого Никитина.
СОСНИН П.И. - Пожалуйста.
ЗИНЧЕНКО А.П. - И его доклада. Вот он нарисовал на доске эти рисунки, и ему начинают вопросы задавать: Ярослав спрашивает, и Вы в том числе, вот про две верхних схемы и про нижнюю. И интересно, какого типа вопросы… Вспомните, это ведь всё были вопросы на приписывание этим рисункам функции знаковой формы, и за рисунками делались попытки некоторое содержание выделить.
СОСНИН П.И. - Да, конечно.
ЗИНЧЕНКО А.П. - А потом была другая серия вопросов, за счёт которых было отрефлектировано, что Никитин размышляет как схемовед, а не конструктор схем. И он с этого начинал, его введение было… Ему надо в архиве порядок навести, и он с этим работает. Поэтому оказывается, что рисуночки на его доске не есть знаки, и не на какие объекты эти знаки не указывают, за ними объектов не стоит. Но, анализируя рисуночки и действия Никитина, можно отрефлектировать схему его самоорганизации, но она на доске не представлена, она…
ЕРОФАЛОВ Б.Л. - В следах, это следы.
СОСНИН П.И. - А вот ещё такой интересный…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да. На доске - следы. А он вживе это всё соображает у доски.
СОСНИН П.И. - …вот ещё интересный такой вопрос. Всё-таки, если Вы стоите перед проблемой каталогизации, Вам придётся делать обобщения. Каталог - это же всегда на уровень обобщений переходить нужно. Как там быть?
НИКИТИН В.А. - А я не понимаю, что значит обобщения. Это и так есть тот уровень абстрактный, с которого дальше двигаться некуда.
СОСНИН П.И. - Нет. Предположим, тысячу схем или там десять тысяч схем я хочу каталогизовать.
НИКИТИН В.А. - Я уже…
СОСНИН П.И. - Я как-то должен каталог сделать.
НИКИТИН В.А. - Я уже объяснил, что я буду каталогизовать по принципам различения типов проекций и отношений между ними.
СОСНИН П.И. - По признакам, да?
НИКИТИН В.А. - У меня получилось пока двенадцать.
СОСНИН П.И. - По признаку, угу.
НИКИТИН В.А. - Пока двенадцать я сумел выделить. И то ещё не знаю, может их меньше будет.
ЕРОФАЛОВ Б.Л. - Вы согласитесь с тем…
СОСНИН П.И. - Я хочу узнать.
ЕРОФАЛОВ Б.Л. - …что вся идеология СУБД, что вся идеология СУБД строится не на задании определённости объекта, а на задании полей. То есть, проекций или разных срезов [как]…
СОСНИН П.И. - Нет, всё правильно. Поэтому я и говорю: раз там и там проекции, то вот когда мы по обобщениям подходим, там из каких?
ЕРОФАЛОВ Б.Л. - Вопрос такой. Если я задам соответствующую систему проекций или, как Никитин говорит, вот этих каталожных оснований, то я любой объект получу. Не надо мне задавать объект и к нему намертво пришивать процедуры, операции… У нас же и так получается. И он говорит [не надо всё это].
СОСНИН П.И. - Так, ладно. Ещё один вопрос, уже последний, больше ничего не буду говорить. Вот эти двенадцать, для интереса хотя бы пять, шесть назовите, пожалуйста, по смыслу.
НИКИТИН В.А. - Возьмите список, прочтите.
(пауза)
НИКИТИН В.А. - Схемы разделения без связи, ряды, листки, схемы обвода, схемы разнесения по пространствам смежным, схемы разнесения по проекциям, схемы установления структурных зависимостей, схемы разнесения по позициям, схемы выделения пространств и образований, схемы фиксации изменений, схемы выхода за границы, схемы перехода в дискретные (последовательности) схемы преобразования непрерывных последовательностей…
СОСНИН П.И. - Так. А вот двенадцать, оно, в принципе, так уж жестко? Или это просто на текущий момент?
НИКИТИН В.А. - Это то, что я понял пока. Хотя думаю, что вероятно их меньше, что я несколько их них топологически сделал.
ХХХХ - Особенно схему выезда за границу.
СОСНИН П.И. - А вот логические какие-то моменты для интереса составляли? У Вас много психологического.
НИКИТИН В.А. - Ну естественно; типология, наверное.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Топологические.
СААКОВ В.В. - Топо-, топо-.
НИКИТИН В.А. - А! Это - топо-.
СААКОВ В.В. - Да.
НИКИТИН В.А. - Это всё - топологическое.
СААКОВ В.В. - В схематизации ничего другого.
НИКИТИН В.А. - Это всё - топика.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну, кстати, универсальная десятичная классификация - это же тоже своего рода топология, за счёт которой мы пространство библиотеки организуем. И тут то же самое, только по отношению к схемам.
(пауза)
СААКОВ В.В. - Вопросы, пожалуйста. Всё, все замёрзли… Тогда до пятнадцати часов.
НИКИТИН В.А. - Подожди, а Максим?
СААКОВ В.В. - Нет, снят доклад. Если у кого-то есть…
ЗИНЧЕНКО А.П. - Я могу продолжить, если есть желающие.
СААКОВ В.В. - Да?
ЗИНЧЕНКО А.П. - У меня же еще куча этих самых отделов. Может, я продолжу, Виталий?
СААКОВ В.В. - Надо будет новый лист повесить.
СЁМИН С.А. - Два часа ещё до обеда.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Да; давайте по третьему повторим.
СААКОВ В.В. - Давайте, давайте.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Давайте так: кто хочет, идут греться.
СААКОВ В.В. - До пятнадцати часов расстаёмся? Здесь будет работа, там будут...
ЗИНЧЕНКО А.П. - А я буду продолжать монографическое исследование (смеётся); кассеты-то у нас есть?
СААКОВ В.В. - Есть.
ЗИНЧЕНКО А.П. - Ну так что, можно? Или перерыв?
СААКОВ В.В. - Перерыв.
расшифка - А.Гусаров, январь 2007 | редакция - В.Сааков, 2007; март 2010; 03 февраль 2012
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2004
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 17 январь 2007
последнее обновление
03 февраль 2012