главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ МАТЕРИАЛЫ |
вернуться в разделш | группа территориальных стратегий |
новости | |
разработки | |
аналитика территориальных ресурсов / схематизация | |
материалы | |
форпосты | |
Деловое обзрение, №8, 2002 |
НОВЫЙ СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ |
В средствах массовой информации сложилась, за некоторым исключением, норма – негативно-критическое отношение к происходящим в стране изменениям. Есть этому незатейливое объяснение. Видеть плюсы, помимо того, что это сложно, как-то не столь интересно, нежели мусолить минусы. Да, исключения, как всегда, имеются: например, «Герой капиталистического труда» Парфенова на НТВ или же «Гость номера» в данном «Деловом обозрении». Но есть те, кто обязан видеть плюсы в силу своего профессионального положения. А это положение обязывает быть реалистом в высшей степени. | В Поволжье эта обязанность вменена Центру стратегических исследований (ЦСИ) при Полномочном Представителе Президента. Первый итог работы ЦСИ был подведен в 2000 году Докладом «На пороге новой регионализации России». Основной вывод Доклада – пространство нашего Отечества в дополнение к административному измерению приобрело еще один параметр. Границы Административного мира (в лице Субъектов Федерации) оказались трансформированы Деловым миром(1). В результате страна и ее округа наряду с номинальными (административными) субъектами/регионами имеют деловых "субъектов федерации". Их контуры – территориальные и деятельностные – не совпадают. Как не совпадают и не могут совпадать дело и администрирование. | Присутствие (или отсутствие) новых "субъектов
федерации" мы ощущаем повседневно и на каждом шагу. Этот новый субъект – территории и деятельности – зачастую более реален и, главное, более актуален, нежели номинально-административный. Уже только поэтому Россию охватили дискуссии о новом «переделе»: насколько уменьшить количество субъектов РФ, как ликвидировать некоторые из них, кого с кем слить… Дискуссии закономерны и правомерны. Административное членение территорий все менее совпадает с их юридическими границами(1) и все более и более противоречит экономическим и культурным реальностям жизни. |
|
В мае-июне ЦСИ ПФО представлял очередной свой Доклад-2001.
Как и первый, этот Доклад, прежде всего, политический. Но не в расхожем
телеэкранном или газетном смыслах. Политический постольку, поскольку
настало время политики: культурной, экономической, образовательной…
А это значит трезвой оценки истории, настоящего, перспектив. Журнал
наш – не политическое обозрение, а деловое. Поэтому мы решили, не игнорируя
политической реальности Доклада «Государство: разграничение полномочий»,
обратить внимание наших читателей на деловую реальность нашей жизни
через призму Доклада. И эта деловая реальность в том, что государство
уже просто вынуждено разграничивать свои полномочия со своими территориальными
субъектами – республиками, краями, областями... И, следовательно, ответственность
за распоряжение их ресурсами.
|
А там – и за осуществление функций. Иначе ему не быть
эффективным государством. Решающим, не побоимся данной оценки, стимулом
к разграничению является Деловой мир (как новый Субъект Федерации),
Деловые регионы (со своими собственными структурой, связями и центрами).
Сегодня мэр и губернатор (а, следовательно, город и территория) сильны не административным, а деловым ресурсом. И если контуры Делового мира и Административного не совпадают и даже не перекрываются, то Административный мир теряет не только свое лицо, но и свое тело (смотри выше о новом «переделе»). Если нет совпадения (из-за идеологических, политических и просто амбициозных разногласий), то административная территория оказывается в списке депрессивных и угнетенных. |
Доклад, помимо тонкой аналитики, включил в себя достаточно
жесткие методики и процедуры разграничений полномочий,
функций и ресурсов деятельности всех – наличных и мыслимых – Субъектов
Федерации. Пока это предложение – политическое и деловое. Обсуждение
Доклада в субъектах округа (см. сайт prometa.ru) показало заинтересованность
в данном предложении всех тех, кому уже тесны административные условности
и административное наследие на любом уровне – от государственного до
муниципального.
|
|
|