главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Организационное развитие: вызов времени журнал "Деловое обозрение", 2002 интернет-издание "Корпоративный менеджмент", 2002 |
|
2002, №9 |
21.11.2002 |
текст в формате Word |
5. | Организационное
проектирование
ловушки для задач, ускользающих от менеджмента фирмы |
Читали ли Вы предыдущее или нет(22),
это сейчас не имеет принципиального значения, т.к. "по умолчанию"
всеми принято: что такое менеджмент - известно (даже любому учебному заведению).
Если поиграть словами, то "менеджмент" - это на сегодняшний
день такая фигура умолчания. Стыдно его не иметь и, тем более, об этом
говорить, а если он вроде и есть, то не менее стыдно, что бы о нем там
ни говорили. Пусть это даже самый что ни на есть топ-топ-менеджмент. Например,
кабинет правительства, или руководство естественной монополии, или администрация
субъекта федерации. Пусть и не самый "топ-топ", а, например, просто "топ" - главы муниципальных образований, или директора производств. И даже без всякого "топ", например, ребята из любой предпринимательской структуры. |
Количество приставок "топ", а также их отсутствие, напрямую зависит от тех запасов/ресурсов, которыми есть возможность манипулировать. Именно манипулировать - буквально, двигать туда-сюда. Двигай ресурсы, к примеру, из области энергетики в ЖКХ, из ЖКХ в строительство, из строительства опять в ЖКХ, из информатики в транспорт... Есть ли кто-нибудь, не понимающий и не пользующий эту стратегию? Думаю, что нет такого. А объемы передвигаемого здесь вовсе ни при чем. А есть ли кто в бизнесе, реагирующий не адекватно на текущую конъюнктуру - летнюю жажду пива, тягу к халяве спортивных тотализаторов, раздражение по поводу нехватки общественного транспорта, китайские каналы поставок всякого барахла? И в этом случае с тактикой у всех в порядке. | Поэтому имеет смысл изобразить стратегические и тактические цели и ориентиры делового и административного менеджмента нашей страны. Рисунки 7.1 и 7.2 будут моим небольшим вкладом в хрестоматийный менеджмент. |
|
|
Итак, в обоих рисунках упакованы задачи
менеджмента - стратегические и тактические. И те, и другие задачи вменяют
менеджменту цели организационного характера. Прописать подобные цели в
виде должностных обязанностей (почему-то называемых функциональными),
конечно же, можно и нужно. И при этом, конечно же, понимать, что к.п.д.
менеджмента при этом, дай бог, будет не меньше, чем у паровоза. Все мы
каждый день наблюдаем, как исходит пaром от своих трудов менеджер и, тем
не менее, преследует он всегда единственную цель - убедить хозяина в невыполнимости
задания. Да что это я о таких банальностях? Принято же "по умолчанию",
что о менеджменте говорить стыдно. Прошу прощения и меняю тон на серьезный.
Цель - стратегическая или тактическая - вовсе не точка, которую можно поместить в прорезь прицела или взять на мушку. И, тем не менее, она должна быть поражена. Иначе не цель. Не менеджер должен поражаться целями, а с точностью до наоборот. Как следует из рисунков, цели в бизнесе - это целые пространства, миры, области, горизонты (но ни как уж не цифры, не вещи и пр.точки). |
И здесь возникают тонкие моменты. Например,
по "переводу" запасов/ресурсов пространства (мира, области,
горизонта) в функцию менеджмента (пусть, состояния энергетики в наши потребительские
возможности). Что это моменты действительно тонкие, свидетельствуют потемки в наших городах (правда, все меньше), температура в наших квартирах и офисах (бог с ними, но есть же еще на свете больницы, родильные дома), воздух в водопроводе… Теперь я вот о грустном, так и клонит меня к брюзжанию. Лучше о веселом. Есть ли что-нибудь радостнее прибыли? Наверное, но это тогда не про бизнес. В бизнесе прибыль есть функция оборота запаса или прорывов к ресурсам (другие определения прибыли есть просто лишние бантики). Главное: она - прибыль - есть функция. А кому, как не менеджерам прорываться к ресурсам (со стрельбой и свистом), кому, как не менеджерам все пускать в оборот (только и удерживай, чтобы не довели до распыла)? А как же еще может осуществляться подобная функция? Именно так. Теперь о функции подробней. Запасы, если отталкиваться от символики рисунков 7.1 и 7.2, как бы "размазаны" по нарисованным тарелкам энергетики, транспорта... (по большим тарелкам, по стратегическим). |
Также "размазаны" по тарелкам
табака с напитками, всевозможных рестораций.. (по тарелкам помельче, для
тактических дополнений к основным яствам). Ресурсы же сосредоточены на
пересечениях - в самом центре и самый ценный ресурс сосредоточен (в нарисованных
цветочках в виде их цветной сердцевины-средоточия). Как Вы понимаете, ни тарелки, ни цветочки ни при каких обстоятельствах не пересекаются. Следовательно, если на рисунке ресурс и имеет отношение к посуде, но только не в виде "каши", а в виде "блюда" (хорошее слово - одновременно и еда, и посуда). А самое главное, ресурс, в отличие от запасов, всегда востребован, что не всегда бывает даже с запасами Цетробанка. Но сколько метафор и образов ни привлекай, ресурс всегда конструируется. Заявляю это со всей определенностью. Место и мастерская для его конструирования - наша голова. Сама конструкция ресурса также остается в голове и никогда не находится вне ее в виде какого-либо запаса. Следовательно, дело в устройстве головы. Теперь внесу вклад в портретную галерею менеджмента - помещаю в нее "Менеджерскую голову с ресурсами". Самое время перейти к написанию этого портрета. |
|
|
На рисунке-8
изображена логика менеджмента. Не логика вообще, а именно практическая
логика, т.е. логика не для всех, а именно для менеджеров. А поскольку
изображаемая логика - это не вообще логика и не для всех поголовно, то
она и не единственная. Это лишь вариант. Если у кого есть еще варианты,
то вносите вклад в Галерею менеджмента (на благо своей семьи и нашего
отечества). В чем же мой вариант? Начну с очевидного. Функция Менеджмента
- стягивать на Предприятие (фирму) и сшивать Предприятием (фирмой) различные
потоки. Если иметь ввиду самые банальные потоки, то, например, денежные
и товарные. А если оставить банальности, то - виртуальные и материальные.
Оба этих потока реальны, как реальны, например, соответственно знания
и вещи. Следовательно, функция менеджмента заключается в том, чтобы пропустить
эти потоки через себя, не быть им преградой (как является преградой товарному
потоку обычный продавец). Но и этого еще мало. Виртуальный поток (тот
же информационный) и материальный поток (вещей, людей, рек и ветров) должны
быть "завязаны" друг на друга и, в то же время, оставаться независимыми
друг от друга (иначе уже не потоки). Связать их и при этом оставить независимыми можно только одним образом - не касаясь самих потоков, особенно виртуальных (не манипулировать ими, не устраивать запруд и водопадов, воронок и утечек…). |
На рисунке-9
заготовлено место для способов сшивки. Это место - функции менеджмента.
Упоминая о таких способах, я хочу сказать лишь одно: носителями функций
менеджмента являются способы сшивки потоков. Если способов сшивки нет,
то и бессмысленно тратить время на разговоры о функциях менеджмента(23).
Разумеется, способы сшивки есть великая Тайна предприятия или, попросту,
секрет фирмы. Так вот, чтобы не выдавать ничьих секретов (а пуще того,
расхожих истин), я обращу Ваше внимание опять же на самые принципиальные
моменты. Первый из них Нет просто менеджера, а есть Оргуправленец, Менеджер и Исполнитель. Такая вот структура, и по ней прыгает конкретный штатный (или заштатный) сотрудник. Прыгнул в оргуправленцы и понес определенный способ сшивки. Отпрыгнул в менеджеры - потащил другой способ. Опустился до исполнителей - остался при третьем. Второй Касается соотношений "объемов" потоков. Настоящий Менеджер выдерживает их баланс/равновесие. У толкового Оргуправленца крен в сторону виртуального потока. Трудяга Исполнитель задавлен материальными потоками. Вот так, каждый из них счастлив и несчастлив по-своему. |
Третий, самый главный Потоками манипулировать, конечно, можно, но в случае их крайней скудости, мелкости и узости. В нормальном же случае (при полноводном потоке), не говоря об идеальном, приходится иметь дело с замещением потоков. Как виртуальных, так и материальных. В зависимости от того, зачем и каким образом замещен поток(24), затем и таким образом отстраивается Фирменный менеджмент. В качестве иллюстрации радикального замещения материального потока может служить "интернет-бизнес". Минимальное замещение иллюстрирует многофункциональный терминал или таможня. РЕЗЮМЕ. Все, что было сказано, было сказано о фирменном, не шаблонном менеджменте. Его ни купить, ни позаимствовать, ни нанять. Он подлежит проектированию и организации. По такой вот схеме: штатные/нештатные сотрудники придумывают (если им это доверено), приемы замещения потоков, далее подбирают способы их сшивки и, тем самым, проектируют и организуют себя как менеджмент фирмы. |
|
|