главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ
Организационное развитие: вызов времени
журнал "Деловое обозрение", 2002
интернет-издание "Корпоративный менеджмент", 2002
  организационное развитие
  интеллектуальное оснащение культурного предприятия
  организационное развитие: вызов времени
  хроника организационного консультирования
  испытания, тренировки и работы в priss-технологиях
   
 
вернуться в разделш организационное развитие: вызов времени  
  (1) что не может планирование?  
(2) судьба задач, не подвластных планированию
(3) планирование и проектирование
(4) границы проектирования
(5) оргпроектирование
(6) проектирование и программирование
     
     
  В.Сааков. Организационное развитие/ "Деловое обозрение", 2002, #5 2002, №9
  В.Сааков. Организационное развитие/ "Корпоративный менеджмент" В.Сааков. Организационное развитие/ "Корпоративный менеджмент" 21.11.2002
    текст в формате Word текст в формате Word
5. Организационное проектирование
ловушки для задач, ускользающих от менеджмента фирмы
Читали ли Вы предыдущее или нет(22), это сейчас не имеет принципиального значения, т.к. "по умолчанию" всеми принято: что такое менеджмент - известно (даже любому учебному заведению). Если поиграть словами, то "менеджмент" - это на сегодняшний день такая фигура умолчания. Стыдно его не иметь и, тем более, об этом говорить, а если он вроде и есть, то не менее стыдно, что бы о нем там ни говорили. Пусть это даже самый что ни на есть топ-топ-менеджмент. Например, кабинет правительства, или руководство естественной монополии, или администрация субъекта федерации.
Пусть и не самый "топ-топ", а, например, просто "топ" - главы муниципальных образований, или директора производств. И даже без всякого "топ", например, ребята из любой предпринимательской структуры.
Количество приставок "топ", а также их отсутствие, напрямую зависит от тех запасов/ресурсов, которыми есть возможность манипулировать. Именно манипулировать - буквально, двигать туда-сюда. Двигай ресурсы, к примеру, из области энергетики в ЖКХ, из ЖКХ в строительство, из строительства опять в ЖКХ, из информатики в транспорт... Есть ли кто-нибудь, не понимающий и не пользующий эту стратегию? Думаю, что нет такого. А объемы передвигаемого здесь вовсе ни при чем. А есть ли кто в бизнесе, реагирующий не адекватно на текущую конъюнктуру - летнюю жажду пива, тягу к халяве спортивных тотализаторов, раздражение по поводу нехватки общественного транспорта, китайские каналы поставок всякого барахла? И в этом случае с тактикой у всех в порядке. Поэтому имеет смысл изобразить стратегические и тактические цели и ориентиры делового и административного менеджмента нашей страны. Рисунки 7.1 и 7.2 будут моим небольшим вкладом в хрестоматийный менеджмент.
рис.7.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.7.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.7.1 © priss-laboratory, 2002
 
рис.7.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.7.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.7.2 © priss-laboratory, 2002
Итак, в обоих рисунках упакованы задачи менеджмента - стратегические и тактические. И те, и другие задачи вменяют менеджменту цели организационного характера. Прописать подобные цели в виде должностных обязанностей (почему-то называемых функциональными), конечно же, можно и нужно. И при этом, конечно же, понимать, что к.п.д. менеджмента при этом, дай бог, будет не меньше, чем у паровоза. Все мы каждый день наблюдаем, как исходит пaром от своих трудов менеджер и, тем не менее, преследует он всегда единственную цель - убедить хозяина в невыполнимости задания. Да что это я о таких банальностях? Принято же "по умолчанию", что о менеджменте говорить стыдно. Прошу прощения и меняю тон на серьезный.
Цель - стратегическая или тактическая - вовсе не точка, которую можно поместить в прорезь прицела или взять на мушку. И, тем не менее, она должна быть поражена. Иначе не цель. Не менеджер должен поражаться целями, а с точностью до наоборот. Как следует из рисунков, цели в бизнесе - это целые пространства, миры, области, горизонты (но ни как уж не цифры, не вещи и пр.точки).
И здесь возникают тонкие моменты. Например, по "переводу" запасов/ресурсов пространства (мира, области, горизонта) в функцию менеджмента (пусть, состояния энергетики в наши потребительские возможности).
Что это моменты действительно тонкие, свидетельствуют потемки в наших городах (правда, все меньше), температура в наших квартирах и офисах (бог с ними, но есть же еще на свете больницы, родильные дома), воздух в водопроводе…
Теперь я вот о грустном, так и клонит меня к брюзжанию. Лучше о веселом. Есть ли что-нибудь радостнее прибыли? Наверное, но это тогда не про бизнес. В бизнесе прибыль есть функция оборота запаса или прорывов к ресурсам (другие определения прибыли есть просто лишние бантики). Главное: она - прибыль - есть функция. А кому, как не менеджерам прорываться к ресурсам (со стрельбой и свистом), кому, как не менеджерам все пускать в оборот (только и удерживай, чтобы не довели до распыла)? А как же еще может осуществляться подобная функция? Именно так.
Теперь о функции подробней. Запасы, если отталкиваться от символики рисунков 7.1 и 7.2, как бы "размазаны" по нарисованным тарелкам энергетики, транспорта... (по большим тарелкам, по стратегическим).
Также "размазаны" по тарелкам табака с напитками, всевозможных рестораций.. (по тарелкам помельче, для тактических дополнений к основным яствам). Ресурсы же сосредоточены на пересечениях - в самом центре и самый ценный ресурс сосредоточен (в нарисованных цветочках в виде их цветной сердцевины-средоточия).
Как Вы понимаете, ни тарелки, ни цветочки ни при каких обстоятельствах не пересекаются. Следовательно, если на рисунке ресурс и имеет отношение к посуде, но только не в виде "каши", а в виде "блюда" (хорошее слово - одновременно и еда, и посуда). А самое главное, ресурс, в отличие от запасов, всегда востребован, что не всегда бывает даже с запасами Цетробанка. Но сколько метафор и образов ни привлекай, ресурс всегда конструируется. Заявляю это со всей определенностью. Место и мастерская для его конструирования - наша голова. Сама конструкция ресурса также остается в голове и никогда не находится вне ее в виде какого-либо запаса. Следовательно, дело в устройстве головы. Теперь внесу вклад в портретную галерею менеджмента - помещаю в нее "Менеджерскую голову с ресурсами". Самое время перейти к написанию этого портрета.
рис.8
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.8
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.8 © priss-laboratory, 2002
 
рис.9
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.9
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.9 © priss-laboratory, 2002
На рисунке-8 изображена логика менеджмента. Не логика вообще, а именно практическая логика, т.е. логика не для всех, а именно для менеджеров. А поскольку изображаемая логика - это не вообще логика и не для всех поголовно, то она и не единственная. Это лишь вариант. Если у кого есть еще варианты, то вносите вклад в Галерею менеджмента (на благо своей семьи и нашего отечества). В чем же мой вариант? Начну с очевидного. Функция Менеджмента - стягивать на Предприятие (фирму) и сшивать Предприятием (фирмой) различные потоки. Если иметь ввиду самые банальные потоки, то, например, денежные и товарные. А если оставить банальности, то - виртуальные и материальные. Оба этих потока реальны, как реальны, например, соответственно знания и вещи. Следовательно, функция менеджмента заключается в том, чтобы пропустить эти потоки через себя, не быть им преградой (как является преградой товарному потоку обычный продавец). Но и этого еще мало. Виртуальный поток (тот же информационный) и материальный поток (вещей, людей, рек и ветров) должны быть "завязаны" друг на друга и, в то же время, оставаться независимыми друг от друга (иначе уже не потоки).
Связать их и при этом оставить независимыми можно только одним образом - не касаясь самих потоков, особенно виртуальных (не манипулировать ими, не устраивать запруд и водопадов, воронок и утечек…).
На рисунке-9 заготовлено место для способов сшивки. Это место - функции менеджмента. Упоминая о таких способах, я хочу сказать лишь одно: носителями функций менеджмента являются способы сшивки потоков. Если способов сшивки нет, то и бессмысленно тратить время на разговоры о функциях менеджмента(23). Разумеется, способы сшивки есть великая Тайна предприятия или, попросту, секрет фирмы. Так вот, чтобы не выдавать ничьих секретов (а пуще того, расхожих истин), я обращу Ваше внимание опять же на самые принципиальные моменты.
Первый из них
Нет просто менеджера, а есть Оргуправленец, Менеджер и Исполнитель. Такая вот структура, и по ней прыгает конкретный штатный (или заштатный) сотрудник. Прыгнул в оргуправленцы и понес определенный способ сшивки. Отпрыгнул в менеджеры - потащил другой способ. Опустился до исполнителей - остался при третьем.
Второй
Касается соотношений "объемов" потоков. Настоящий Менеджер выдерживает их баланс/равновесие. У толкового Оргуправленца крен в сторону виртуального потока. Трудяга Исполнитель задавлен материальными потоками. Вот так, каждый из них счастлив и несчастлив по-своему.
Третий, самый главный
Потоками манипулировать, конечно, можно, но в случае их крайней скудости, мелкости и узости. В нормальном же случае (при полноводном потоке), не говоря об идеальном, приходится иметь дело с замещением потоков. Как виртуальных, так и материальных. В зависимости от того, зачем и каким образом замещен поток(24), затем и таким образом отстраивается Фирменный менеджмент. В качестве иллюстрации радикального замещения материального потока может служить "интернет-бизнес". Минимальное замещение иллюстрирует многофункциональный терминал или таможня.

РЕЗЮМЕ. Все, что было сказано, было сказано о фирменном, не шаблонном менеджменте. Его ни купить, ни позаимствовать, ни нанять. Он подлежит проектированию и организации. По такой вот схеме:
штатные/нештатные сотрудники придумывают (если им это доверено), приемы замещения потоков,
далее подбирают способы их сшивки и, тем самым,
проектируют и организуют себя как менеджмент фирмы.
 
(22) - Смотри разделы 1-4.  
(23) - Не хотелось бы вдаваться в "научные заморочки", но отметить все же необходимо. Способ и способность - две большие разницы. Способности принадлежат или не принадлежат людям (например, конкретным живым менеджерам), а способы всегда являются принадлежностью менеджмента (такой реальности, как профессия, система знаний, тип деятельности).  
(24) - Например, хорошо замещать товары деньгами, деньги облигациями. А замещать товары неликвидом, деньги долговыми расписками, несомненно, плохо. Если сам принцип замещения понят, то и примеры ни к чему (а то еще чего-нибудь напутаю)  
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory август 2002
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 апрель 2005
последнее обновление
20 август 2011