главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Организационное развитие: вызов времени журнал "Деловое обозрение", 2002 интернет-издание "Корпоративный менеджмент", 2002 |
|
21.11.2002 |
текст в формате Word |
6. | Проектирование
и программирование от образцов менеджмента к задачам оргуправления(25) |
Тема организационного развития для литературного жанра не благодарна, т.к. ее опасно снабжать примерами - организационными находками чего-то в коммерции и где-то на рынках, организационными свершениями кем-то и во имя чего-то, организационными удачами на том или ином поприще. Опасно хотя бы потому, что примеры могут быть восприняты или поняты как советы или образцы для подражания. Бизнес же основывается не на советах, а на решениях: их подготовке, принятии и претворении. Тем более, страна Советов и страна героев стала для нас уже историей. Если и прибегать к иллюстрациям (все-таки журнал является иллюстрированным обозрением), то, следуя заявлениям в предыдущих статьях, они должны быть, прежде всего, принципиальными и схематизированными. | Принцип - он всегда прав, потому что он
для всех принцип, и потому же он всегда ничейный принцип (хотя ведь умудряются
же делать деньги на продаже принципов, начиная с учебных заведениях и
кончая консалтингом!). Схема, если она на деле схема, также принципиальна,
только выражает принцип не словесно. И в этом ее сила и правда (ибо, согласно
древней притче, все изреченное ложно). Попробую соединить то и другое
в наглядных картинках. СОБЫТИЯ ВОКРУГ АВТОУАЗа привлекают внимание не только горожан, занятых на этом производстве, но и тех, кто не безразличен к хозяйственной жизни страны. Как-никак, Северсталь есть Северсталь - структура, как минимум, межрегионального масштаба, а, как оптимум, странового. |
Очевидно (буквально всем), что это предприятие
АвтоУАЗа подлежало организационному (прежде всего) развитию. Поэтому и
десантировала Северсталь на завод одну управленческую команду за другой.
Снаружи это выглядело как эшелонирование менеджмента. Вот и очередной
развернут эшелон. Предлагаю первую схему-версию этих событий и организационных
мероприятий. СНАЧАЛА СХЕМА-ПРИНЦИП (рисунок-10). Есть управляющая система и есть объект управления, короче, есть и то, и другое, без всякой пока оценки их адекватности друг другу и, тем более, оценки их совершенства. Так могла бы изображаться ситуация, не появись наАвтоУАЗе менеджеры Северстали(26). |
|
|
Поэтому схему-принцип необходимо уточнить. Один вариант - Менеджеры приносят с собой схемы управления, рассчитывая на их мощь или универсальность. Поэтому на рис.11 объект управления не изображен (реально есть много чего, и при этом оно для менеджмента как бы не существенно), но есть место для него. В соответствии с этой схемой на данном месте и должен появиться тот объект, который соответствовал бы привносимой системе управления. Здесь действует та логика, что системы управления порождают объекты управления. Второй вариант (третий вряд ли возможен, если смотреть на поведение северстальского менеджмента). В соответствии с ним система управления должна быть надстроена над существующим производством (рис.12). Эта логика заключается в том, что метод должен соответствовать объекту(27). Поэтому на схеме рис.11 изображено место для системы управления. | Оба случая необходимо рассматривать как
стратегии организационного развития, как рядоположенные такты подобной
стратегии. Но при этом помнить, что организационное развитие не есть развитие
организации, а есть развитие систем управления организациями. Организация
- это не более, чем вещь. Стул - пусть и простенькая, но все же организация
(ножек, спинки, материала), производственная организация - вещь железная
во всех смыслах, буквальных и переносных.Задачи развития вещей, тем более
железных, могут проходить только по разряду фэнтези или умопомешательства.
Система управления - это не вещь, она включает в себя различный материал, в т.ч. и человеческий, но вот железа в ней точно нет. Она - система управления - и подлежит развитию. Различному развитию, также и организационному, но последнее - дело настолько тонкое, что выходит за рамки темы организационного развития предприятия (дела, бизнеса). |
Следовательно, нам необходимо пока оставить
темы и схемы организационного развития систем управления (дай бог, чтобы
эти системы вообще были, а не подменялись невесть чем) и ограничиться
здесь темой и схематизацией того, что находится как бы этажом ниже. В
соответствии с введенными схемами организацией является принцип (метод,
механизм - в зависимости от глубины и широты рассмотрения) взаимосвязи,
а точнее, взаимодействия объекта управления и системы управления. Интересно, какого рода взаимодействие и взаимосвязь могли преследоваться менеджментом Северстали (честное слово, я буду отталкиваться только от введенных мною же схем-принципов, а о заводской "кухне" и акционерной "политике" ни слова). |
|
СЕВЕРСТАЛЬ - ЭТО ХОЛДИНГ, значит
в нем много чего разного (вот пишут, что скоро и воркутинские шахты будут).
Много и разного - это про "объект управления". И Ульяновский
Автозавод является одним из фрагментов этого многого и разного. Далее,
не так много в стране тех, кто реально ввязался в организационное строительство
и развитие. Первой целью этих усилий, конечно же, является попытка соорганизации приобретаемых предприятий и производств в рамках некой общей организационной схемы (хотя бы для контроля финансовых потоков и унификации управленческих механизмов с их элементами). Если исходить из чисто человеческих оснований (презумпция осмысленности является, в конечном счете, эффективным принципом), то следует верить, что подобная оргсхема у Северстали существует(28). Возвращаясь к схеме-10 и схеме-11, можно спросить себя: а как бы я поступил в подобной ситуации? Вряд ли стал бы себя всего переделывать, подстраиваясь под одну из частей организации. Думаю, что также ответил бы и каждый из читателей. ИСХОДЯ ИЗ ПРИОРИТЕТА ЦЕЛОГО, переорганизации, таким образом, подлежит та часть, которая включается в целое. Целое в данном случае, как известно, это холдинг (не важно, финансовый, управленческий, производственный, а далее - вертикальный, горизонтальный…). Можно и нужно выразиться еще резче: целое - это реорганизуемое производство и производственное хозяйство страны. Как оно реорганизуется и зачем, вопрос отдельный. |
Таким образом, Северсталь реорганизует
хозяйство страны. Мог бы это делать в свое время и Автозавод. Мог бы,
если бы позволяли его организационные схемы (я опять же верю в наличие
схем). Следовательно, не позволяли. Другими словами, не были к этому пригодны.
Здесь я подхожу, с моей точки зрения, к главному. ПЕРВОЕ. Неспособность самостоятельно выстроить оргсхему, требуемую ситуацией, свидетельствует о неспособности предприятия к организационному развитию(29), в т.ч. и к реорганизации изнутри. Следовательно, остается реорганизация извне Конечно же, если это предприятие может представить интерес в чьих-либо организационных схемах, в т.ч. в чьих-либо схемах организационного развития. ВТОРОЕ. Какого рода интерес может представлять для Северстали АвтоУАЗ? Ответ необходим принципиальный. Тогда он таков: АвтоУАЗ нужен (был нужен?) Северстали в целях организационного развития. Что это значит по принципу? По принципу это значит, что на этой площадке развивается менеджмент холдинга, десант за десантом, эшелон за эшелоном. Соответственно, неуклонно развивается система управления холдинга. И развивается не потому, что приспосабливается к особенностям Автозавода и затачивается под его специфику. А потому, что вынуждена строить организационные схемы, входить в них. И выходить (что и можно наблюдать со стороны). Эдакая тренировочная площадка для среднего управленческого звена. Площадка по организационному развитию холдинга. |
А ЧТО ЖЕ АВТОУАЗ? Если его не удастся вписать ни в одну из схем организационного развития Северстали (а таких по наблюдению извне было, по крайней мере, три), то завод должен быть выведен из претендентов на место в процессах и мероприятиях организационного строительства и переорганизации индустрии страны или региона(30). Северстали следует оставить Автозавод хотя бы потому, чтобы дальше уже не дисквалифицировать собственный менеджмент. Возможен и смягченный вариант, также принципиальный. Отечественный автопром есть отечественный автопром. В том смысле, что неподъемный как агропром. Нужно забыть, что это именно автомобильная промышленность. И посмотреть на "железо" завода с точки зрения его демонтажа, радикального реинжиниринга. А вдруг в каких-то организационных схемах здесь обнаружится ресурс? Конечно же, не организационный, а производственный. Например, по такой схеме, как на рисунке-13. Технологическое тело завода должно быть расчленено и встроено (конечно же, от греха подальше вовсе не целиком) во внешние большие технологические цепочки, никакого отношения к автопрому не имеющие. Вот и еще повод поразвиваться менеджменту Северстали. |
|
|
|