главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ
Организационное развитие: вызов времени
журнал "Деловое обозрение", 2002
интернет-издание "Корпоративный менеджмент", 2002
  организационное развитие
  интеллектуальное оснащение культурного предприятия
  организационное развитие: вызов времени
  хроника организационного консультирования
  испытания, тренировки и работы в priss-технологиях
   
 
вернуться в разделш организационное развитие: вызов времени  
  (1) что не может планирование?  
(2) судьба задач, не подвластных планированию
(3) планирование и проектирование
(4) границы проектирования
(5) оргпроектирование
(6) проектирование и программирование
     
     
  В.Сааков. Организационное развитие/ "Деловое обозрение", 2002, #5 2002, №6
  В.Сааков. Организационное развитие/ "Корпоративный менеджмент" В.Сааков. Организационное развитие/ "Корпоративный менеджмент" 21.11.2002
    текст в формате Word текст в формате Word
2. Судьба задач, не подвластных планированию
таких задач больше, чем кажется на первый взгляд
(5)
Когда и почему может прийти осознание отмеченного выше факта? Тогда и потому, когда в голове у предпринимателя или бизнесмена, решающего оргуправленческие задачи (а рост или развитие предприятия есть ни что иное, как оргуправленческая задача), схема-1 сменится схемой-2. Это значит, что в поле его внимания опять окажутся образцы, когда-то отобранные (верхний прямоугольник), предприятие, уже исполненное по этим образцам (элемент в центре схемы) и ситуация (нижний элемент схемы), разумеется, не совпадающая ни во времени, ни как-то еще с той ситуацией, в которой был принят к исполнению исходный образец. Понятно, что исполненный результат (само предприятие, сам бизнес) происходит не только из действий в соответствии с образцом (стрелка сверху вниз), но и действий, навязанных ситуацией (стрелка снизу вверх). Не в безвоздушном же пространстве и не в "инкубаторе" (см. ДелО №5, 2001г.) затевался этот бизнес или же получал свой очередной импульс.
Вроде бы нет ничего элементарнее схемы-2. Но это поспешное суждение. В этой схеме "упакована" практически вся оргуправленческая проблематика, соответственно, из нее "выводятся" практически все бизнес-технологии. Для прояснения этого коснусь только одного ее фрагмента - ситуации. Это самое слабое звено в оргуправленческих работах, ведущихся на отечественном бизнес-ландшафте.
Почему? Да хотя бы потому, что этот ландшафт просто загроможден всеми мыслимыми и немыслимыми образцами бизнеса. Особенно преуспевают в этом деле нагромождения образцов консалтинг и всевозможные учебные заведения(6). А вот с образцами (не по названию, а по сути) оценки ситуации, ее анализа, действия в ней… дело обстоит весьма напряженно(7). Мне приходится нимало трудиться, чтобы в конце концов клиент или просто знакомый бизнесмен начал называть вещи своими именами, а не заклинаниями вроде "сектора рынка", "корпоративного клиента", "интернет-магазина"…
Заклинания эти весьма не безобидны, если от них, как некоторых символов, не переходить к собственным именам вещей. Но эта тема очень и очень скользкая, и развивать ее можно только в подходящей обстановке. Вернусь к рисункам.
Смену схемы-1 схемой-2 имеет смысл назвать первым кризисом роста. Кризис - это само по себе ни хорошо, ни плохо. Плохо тогда, когда за кризисом следует спад; хорошо, когда следует подъем (или хотя бы отсутствует спад). Но в любом случае кризис заставляет нас оценить происходящее и, далее, исходить впредь из этой оценки. С точки зрения схемы-2 возможны, как минимум, четыре кризисных варианта:
а) результат совпал с исходным образцом и адекватен текущей ситуации,
б) результат совпал с образцом, но ситуации не адекватен,
в) результат рассогласован с образцом, но адекватен ситуации,
г) результат рассогласован с образцом и не адекватен ситуации.
 
рис.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.2 © priss-laboratory, 2002
 
Все варианты можно свести в таблицу, которая могла бы стать планкартой выхода из кризиса.
Клеточки в поле таблицы заполняются по-разному.Некоторые могут остаться чистыми, другие плотно заполненными. Все зависит от оценки кризиса. Объективных параметров здесь нет и быть не может. Они диктуются проектами и программами развития. Или их отсутствием. Тогда ищутся "объективные факторы". Но это тема для следующих статей. Замечание к этой планкарте. Она фиксирует не состояние предприятия (дела), а процессы, в которых находится предприятие. Пока подразумевались только процессы роста. Еще одно замечание. Планкарта кризиса роста должна еще рассматриваться как техническое задание на формирование фирменного менеджмента (его состава, направлений и функций). Может быть в следующей статье будет соответствующая иллюстрация.
Напомню о предыдущем. Речь шла об образцах бизнеса, кладущихся в основу своего предприятия или служащих для него ориентирами. Я утверждал, что в схеме рисунок-2 упакована по большому счету вся оргуправленческая проблематика. А раз так, то из нее выводятся и все требования к фирменному менеджменту. К фирменному в том смысле, что не "книжному" и не "теоретическому", а к реальному. И все зарыто здесь в оценке ситуации. Об этой задаче и пойдет речь в этой второй части.
На вопрос "что за ситуация?" всегда следует стандартный ответ - "рынок". Ответ можно было бы принять, если бы вопрос задал, например, преподаватель школы бизнеса или тренер интенсивного бизнес-семинара. Больше нигде ответ не пройдет. Сразу проясню свою мысль, т.к. предвижу недоумение. Рынок - это не место, в которое можно ткнуть пальцем, тем более не место, куда можно зайти(8). Рынок - это отражение (или обратная сторона) нашей самоорганизации. А если в контексте темы, то рынок является условием решения задач, которые не могут быть решены за счет планирования, т.е. такой оргуправленческой технологии, которая основывается на распоряжении наличными "ресурсами". Я закавычил последнее слово не случайно. Имеется глубокий смысл, отталкиваясь от схемы-2, проводить непреодолимую границу между ресурсами и запасами.
Поэтому я вношу в сх.2 соответствующие элементы (см. рисунок-2.1). [Примечание: все, что на рис.2.1 имеет черный цвет, повторяет в точности рис.2, а цветное принадлежит уже только рис.2.1]. На этом шаге схема означает следующее: для предпринимателя "ситуация" прежде всего есть его же собственное представление о запасах и ресурсах своего предприятия(9). Настаиваю на том, что это исчерпывающие параметры ситуации. Но из этого вовсе не следует, что в "двух" параметрах ее анализировать проще.
Множество параметров придумывается для ухода от аналитической работы, для ее подмены тупым перечислением (того, что есть и того, чего нет, но предприниматель не может себе позволить быть тупым). На рисунке ресурсы обозначены пунктирным, а запасы сплошным квадратиком. Тем самым говорится, что ресурс в отличие от запаса не является наличностью (денежной, имущественной и прочей). Другими словами, ресурсами мы не владеем (как это обстоит с запасами), но распоряжаться ресурсами нам вовсе не заказано. Итак, ресурсы всегда вовне (склада, места проживания, территории деятельности), всегда свыше (покупательской способности, обыденного разумения), всегда недоступнее (чем хотелось и ожидалось) Иначе за них не давали бы на рынке цену, намного превышающую цену рыночных продуктов и товаров. И главное: с запасами работает планирование. Те же задачи, для решения которых необходимо привлекать ресурсы, останутся нерешенными. От меня теперь требуется совсем "малое" - указать на подобные задачи и на те оргуправленческие технологии, которые работают с ресурсами.
 
рис.2.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.2.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.2.1 © priss-laboratory, 2002
 
 
(5) - Напомню, что упор на планирование как оргуправленческую технологию, в принципе не может обеспечить развитие фирмы/предприятия, а только до известных пределов рост (что само по себе еще не есть благо).
 
(6) - Отсылаю здесь к сайту Страна.Ru 28.02.02. 17:10. Там Вы можете сами отнестись к впечатлениям, вынесенным С.Чернышевым (генеральным директором Центра корпоративного предпринимательства) из поездки по городам Сибири и Дальнего Востока. Его впечатления имеют непосредственное отношение к нашей теме.
 
(7) - Еще одна отсылка. Не пожалеете, если возьмете в руки книгу С.Попова "Идут по России реформы. Организация хозяйства в России". Она о том, зачем и как анализировать ситуацию.
 
(8) - Это можно было бы сделать в средневековом городе. Там всегда была market place - рыночная площадь. Была такая и в Симбирске (правда, не в Средневековье, но мы вечно запаздываем).
 
(9) - Советую вкладывать в слово "предприятие" самый широкий смысл: не только смысл юридического лица, хозяйствующего субъекта, экономического агента, движимого и недвижимого имущества, средств производства… Но и образа и стиля жизни, дела и увлечения, миссии и предназначения...
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory май-июнь 2002
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 апрель 2005
последнее обновление
19 август 2011