Все варианты можно свести в таблицу, которая
могла бы стать планкартой выхода из кризиса.
Клеточки в поле таблицы заполняются по-разному.Некоторые могут остаться
чистыми, другие плотно заполненными. Все зависит от оценки кризиса. Объективных
параметров здесь нет и быть не может. Они диктуются проектами и программами
развития. Или их отсутствием. Тогда ищутся "объективные факторы".
Но это тема для следующих статей. Замечание к этой планкарте. Она фиксирует
не состояние предприятия (дела), а процессы, в которых находится предприятие.
Пока подразумевались только процессы роста. Еще одно замечание. Планкарта
кризиса роста должна еще рассматриваться как техническое задание на формирование
фирменного менеджмента (его состава, направлений и функций). Может быть
в следующей статье будет соответствующая иллюстрация.
Напомню о предыдущем. Речь шла об образцах бизнеса, кладущихся в основу
своего предприятия или служащих для него ориентирами. Я утверждал, что
в схеме рисунок-2
упакована по большому счету вся оргуправленческая проблематика. А раз
так, то из нее выводятся и все требования к фирменному менеджменту. К
фирменному в том смысле, что не "книжному" и не "теоретическому",
а к реальному. И все зарыто здесь в оценке ситуации. Об этой задаче и
пойдет речь в этой второй части. |
На вопрос "что за ситуация?"
всегда следует стандартный ответ - "рынок". Ответ можно было
бы принять, если бы вопрос задал, например, преподаватель школы бизнеса
или тренер интенсивного бизнес-семинара. Больше нигде ответ не пройдет.
Сразу проясню свою мысль, т.к. предвижу недоумение. Рынок - это не место,
в которое можно ткнуть пальцем, тем более не место, куда можно зайти(8).
Рынок - это отражение (или обратная сторона) нашей самоорганизации. А
если в контексте темы, то рынок является условием решения задач, которые
не могут быть решены за счет планирования, т.е. такой оргуправленческой
технологии, которая основывается на распоряжении наличными "ресурсами".
Я закавычил последнее слово не случайно. Имеется глубокий смысл, отталкиваясь
от схемы-2,
проводить непреодолимую границу между ресурсами и запасами.
Поэтому я вношу в сх.2 соответствующие элементы (см. рисунок-2.1).
[Примечание: все, что на рис.2.1 имеет черный цвет, повторяет в точности
рис.2, а цветное принадлежит уже только рис.2.1]. На этом шаге схема означает
следующее: для предпринимателя "ситуация" прежде всего есть
его же собственное представление о запасах и ресурсах своего предприятия(9).
Настаиваю на том, что это исчерпывающие параметры ситуации. Но из этого
вовсе не следует, что в "двух" параметрах ее анализировать проще. |
Множество параметров придумывается для
ухода от аналитической работы, для ее подмены тупым перечислением (того,
что есть и того, чего нет, но предприниматель не может себе позволить
быть тупым). На рисунке ресурсы обозначены пунктирным, а запасы сплошным
квадратиком. Тем самым говорится, что ресурс в отличие от запаса не является
наличностью (денежной, имущественной и прочей). Другими словами, ресурсами
мы не владеем (как это обстоит с запасами), но распоряжаться ресурсами
нам вовсе не заказано. Итак, ресурсы всегда вовне (склада, места проживания,
территории деятельности), всегда свыше (покупательской способности, обыденного
разумения), всегда недоступнее (чем хотелось и ожидалось) Иначе за них
не давали бы на рынке цену, намного превышающую цену рыночных продуктов
и товаров. И главное: с запасами работает планирование. Те же задачи,
для решения которых необходимо привлекать ресурсы, останутся нерешенными.
От меня теперь требуется совсем "малое" - указать на подобные
задачи и на те оргуправленческие технологии, которые работают с ресурсами.
|