главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
гуманитарные практики и технологии: | ||
педагогическое программирование | ||
(1.1) педагогическая практика | ||
(1.2) гуманитарная практика | ||
(2.1) тематизация | ||
(2.2) планирование | ||
(3.1) резервы и ресурсы | ||
практика |
педагогическая
практика: введение в педагогическое программирование |
задание и план индивидуализированной педагогической практики |
принципиальная схема организации практики |
Индивидуализированные педагогические практики (ИПП) в отличии от "стандартных" практик встроены организационно и содержательно в процесс и работы по индивидуальному курсовому проектированию (ИКП) и составляют одну из его практических площадок (см. рис.1). Подобная площадка может выполнять по отношению к ИКП стартовую функцию, промежуточную и финишную. В зависимости от места и функции практической площадки в ходе работ над ИКП назначается организационная схема практики, определяются ее задачи, руководители и исполнители. | В то же время независимо
от места и функции в ИКП (конкретно - от ее прохождения на том или ином
курсе обучения) ИПП призвана соединитьдве содержательных с точки зрения
профессиональной подготовки области: т.н. "чистого" содержания
и учебного материала. Это и есть индивидуализация практики - как в отношении форм и содержания обучения, так и в отношении позиций, действующих на практической площадке. Залогом индивидуализации является одновременное удержание в понимании двух рамок - исследовательской и педагогической: не подменяя исследовательские работы педагогическими (отработкой фиксированного стандартного учебного задания) и педагогические работы исследовательскими (игнорированием учебных задач). |
Характер "соединения" в одной оргформе двух отмеченных областей определяется местом ИПП. Так, на I курсе обучения ИПП выполняет роль механизма самоопределения и социокультурной (в т.ч. профессиональной) ориентации. На завершающем - подводит своих участников к профессиональным программам (карьера, тип практикования профессиональных знаний, совершенствование компетенции...). |
|
устройство практики |
Ее устройство прежде
всего позиционно. Все позиции осмысленны в рамках исследовательского объекта
и педагогического предмета, корреспондирующих с рамками схемы рис.1.
Позиций, как минимум, пять (рис.2): В объектной рамке: (1) антрополог, (2) "человек", (2) техник, воздействующий на "человека", и две (4,5) реактивные позиции-проекции "человека". В предметной рамке: (1) антропотехник, (2) единица человеческого материала (психосома), (3) наблюдатель (Лог), две (4,5) позиции-активности единицы человеческого материала. |
Форма и способ индивидуализации
данной практической площадки и ее событий неисчерпаемы в принципе. Например, площадка может быть антропологической со всеми вытекающими следствиями: все, происходящее на площадке должно быть объективируемо (не важно в какой системе знаний, мировоззрения, организации), события могут развертываться от любой из позиций (описание которой кладется в основу объективации). Если от позиции Антрополога, все описывается в терминах антропологии (религиозно-метафизической, политической, социальной...), если, к примеру, от позиции Само-Ощущения, то все описание будет нагружено психологическим значением. |
Диспозиция также может быть полной и частичной. Вне зависимости от характера индивидуализации, на площадке должны замысливаться и воплощаться исследовательские и педагогические проекты, усиливая и дополняя друг друга, проблематизируя и оппонируя друг другу, выступая по отношению друг к другу и онтологией, и инструментарием. |
|
практические задачи |
В ходе обучения
(общего или специального и профессионального) существует "скрыто"
и отчасти себя проявляет ряд педагогических задач, которые не решаются
в "теоретической" форме в принципе. Т.е., не разрешимы в усилиях
просвещения, в рассудочных и коммуникативных действиях. К таковым задачам
относятся прежде всего: гражданское воспитание, этико-профессиональная
подготовка (как подготовленность), оргуправленческое оспособление, привитие
широкой или избирательной коммуникабельности... Также целый ряд навыков-умений
и способов-подходов (как деятельностных, так и мыслительных) в исследовательских
и проектно-аналитических работах педагогики приобретается только сугубо
"практически": внутри работ, строго осуществляющихся по предзаданной
норме и превращающихся в самодеятельность и дилетантизм (без отрицательной
их оценки) вне нормативной организации работ. Опыт В методической традиции подобные задачи называются опытом. Опыт есть неотстраненное и неустранимое участие в каком-либо деле, причастность к принятию и претворению решений, требование как бы полной отдачи душевных, интеллектуальных и физических сил (или, по крайней мере, их известного напряжения).., что в сумме и составляет т.н. "память тела", "персональное знание", "опытность", "интуицию", в конце концов практичность в исходном значении данного слова - как неотъемлемого качества мыслящего человеческого существа. Чтобы приобретать подобные качества, необходимы особого рода учебные ситуации. В целях учебно-воспитательной эффективности и практической результативности они должны быть устроены наподобие тренажеров и испытаний (полос препятствий, если на языке спортивной и военной подготовки). |
Другими словами,
должны быть "ненормальными", т.е. отличными не столько от режима
аудиторных занятий (дидактики), сколько от режима повседневности, должны
противостоять привычке (в самом широком толковании) и автоматизму. Это
ситуации самоопределения - либо отказа от интеллектуального и психологического
"комфорта" внутри уже приобретенного и осуществляемого опыта
(человеческих и профессиональных качеств) как изъятий из личности, либо
принятия "страданий" (известных неудобств, отягощений, перенапряжения...),
откладывающихся в опыт личности. Наиболее полной по форме ситуации практикования являются в том случае и в той мере, в какой они организуются в соответствии со схемой-2 и отрабатываются одним индивидом. Тогда позиционная структура схемы-2 (со своим смыслом и содержанием, напряженностью внутренних отношений, темпоральностью и динамикой смены состояний...) и может быть понята как личность (структура личности) в практической ее трактовке или в традиции праксиса. Вклад Т.о., не менее важной задачей практики является вклад в структуру личности. Если она о-сознается самим индивидом или сторонней к ней инстанцией - агентом формирования личности. Если таковая не артикулирована и не объективирована, то задачей практики и является артикуляция и объективация личности как ее структурация посредством специфических в нее вкладов. Практичность вкладов в личность в том, что они с неизбежностью оборачиваются практическими делами личности (даже профессиональное образование и подготовка как всего лишь частичные вклады в личность рассматриваются в плане будущей отдачи - социальной пользы и общественной практики). |
Чтобы идея личности
и личностных вкладов не носила абстрактно отвлеченного и демагогического
характера, ее структура и возможные вклады должны быть определенно целевыми:
в личность Проектировщика, в личность Исследователя, в личность Педагога...
Все, разумеется, с большой буквы. Притязание В комплексе практических задач присутствует задача расширения и углубления за счет приобретаемого в практике опыта стандартов обучения, выход в смежные области и предметы, обозначение содержательных и психологических пределов индивидуального образования. Все это возможно при наличии определенных притязаний. Их обеспечение или пробуждение есть практическая и практичная задача. В своем исходном состоянии, предшествующем практике, различные притязания одного индивида и какое-либо притязание различных индивидов также различны и не совпадают как бы по уровню, охвату, немедленности исполнения.., но подлежат единственному техническому отношению - росту. В этом залог роста всего остального: готовности и способности к выполнению чего-либо, компетенции и профессионализма, активности и мобильности... март-июнь 1998 |
исследовательские темы индивидуализированной педагогической практики |
разрабатываемые темы |
исследование и проектирование ориентирующих свойств среды |
1. Проблематика
и цели исследования: 1.1. Проблематичность в современной ситуации существования и осуществления т.н. нормативного педагогического производства: око развернутые и достаточно тонко структурированные средства mass media и информационных технологий и постоянно совершенствуемые экранные технологии являются конкурентами живого педагогического акта, отсутствие идеологического фундамента для воспитания и образования, тотальная меркантилизация. 1.2. Перечисленное не является союзником не только педагогического производства, но и "традиционно" культивируемой педагогики (в этнических, конфессиональных, субкультурных, профессиональных и т.п. рамках). Собственные внутренние сложности развития института педагогики заставляют признать наряду с очевидными "внешними" факторами, участвующими в совокупном учебно-образовательном и воспитательном процессе, и факторы "неочевидные", объединяемые термином среда(1). Взаимоотношение педагогического производства (например, в виде педагогических технологий и дисциплин) и различных средовых воздействий и влияний является целью исследовательских и проектных педагогических разработок в рамках данного исследовательского направления. |
2. Основные рабочие
понятия исследования 2.1. Моделирование в социальных и гуманитарных науках (искусственное и естественное, культурное и социальное, ...) 2.2. Антропологическая модель и антропотехническое моделирование (космологические, религиозные, культурные, философские, социальные и технические основания антропологии и ее моделей, антропология и антропотехника, ...) 2.3. Искусственные и естественные среды (среды существования, знаковые среды, символические среды, непрерывные и дискретные среды...) 2.3 Среда и технология (средовой подход и большие технологии, средообразовательные приемы и конструирование среды, схема технологии и технологизации...) 3. Исследовательские модели 3.1. Ориентирующееся существо (организм и характер, биоид-индивид-личность, ...) 3.2. Ориентиры и координаты культуры (схема трансляции культуры, культура как нормативная и организационная структура, культура как ментальность, субкультуры, культурология и культуротехника...) 3.3. Образование и подготовка (образование с ядром профессиональной подготовки, профессиональное образование с ядром общей подготовки...) |
4. Учебные цели
исследования 4.1. Приобщение к работам исследовательского характера 4.2. Научение выделению (в случае эмпирической или прикладной исследовательской темы) и конструированию (в случае теоретической или технической темы) исследовательского предмета: прежде всего тематики и проблематики, традиции понимания и предыстории ставящихся вопросов... 5. Организационная форма работ 5.1. Курсовой педагогический проект в рамках индивидуализированного педагогического программирования 5.2. Индивидуальные педагогические практики в рамках индивидуализированного педагогического программирования 5.3. Гуманитарные практики в рамках исследовательской программы учебного заведения и исследовательских проектов его подразделений 5.4. Работа в проектно-исследовательской группе учебного заведения |
педагогические дисциплины и педагогические инициативы |
1. Проблематика
и цели исследования: 1.1. Дисциплина и инициатива служат двумя сторонами одной задаче - обеспечению профессионализма как кометентности и ответственности, исполнительности и изобретательности... Общепризнанно, что сегодня формы и содержание профессионализма в отечественной педагогике деформируются и трансформируются. Перспективы педагогического профессионализма и традиционная профессионализация в сфере педагогики проблематичны. Об этом свидетельствует обилие реформ, модификаций и новаций в данной области теории и практики. Большой вопрос - что есть сегодня нормальная школа: едагогика свободы или педагогика дисциплины? педагогика инициативы или педагогика авторитетов..? что составляет содержание беспрерывно множащихся организационных форм? возможна ли внепредметное обучение..? то необходимо передавать - знания или способности? материал или формы..? то есть главная категория образования - метод? содержание? организационная форма..? |
2. Основные рабочие
понятия исследования 2.1. Дисциплина научная, дисциплина учебная. Дисциплинарная форма (режим, регламент, протокол, стандарт внешний и внутренний...) 2.2. Инициатива: векторы устремления, ориентиры, механизмы 3. Исследовательские модели 3.1. Дисциплина и инициатива как усилие интеллекта и духа (характер усилия, время усилия, направление усилия, мобилизация усилия...) 3.2. Пространство проявления и направления инициативы, внутренняя и внешняя дисциплина (управление усилием, продуктивность дисциплины...) 3.3. Культура - рамки инициативы и дисциплины: культурологический и культуротехнический аспекты (антропотехника в культуре и против культуры, педагогика как инициатива и дисциплина, инициатива и дисциплина в педагогической науке и педагогической практике...) |
4. Учебные цели
исследования 4.1. Объективация педагогического акта как соединения дисциплины и инициативы педагогических сторон 5. Организационная форма работ 5.1. Курсовой педагогический проект в рамках индивидуализированного педагогического программирования 5.2. Индивидуальная педагогическая практика 5.3. Участие в исследованиях и организационных проектах рабочих групп учебного заведения 5.4. Работа над развертыванием экспозиционно-демонстрационной функции учебного заведения (в частности, "Музея педагогики") и по созданию Архива (банка) педагогических инициатив и дисциплин |
перспективные темы |
метапедагогика: нормы и экстремумы педагогической теории и практики |
1. Проблематика
и цели исследования: 1.1. Проблематичность:________________ 2. Основные рабочие понятия исследования 2.1. _______________ |
3. Исследовательские
модели 3.1. _______________ |
4. Учебные цели
исследования 4.1. _______________ 5. Организационная форма работ 5.1. _______________ |
мыследеятельность и антропотехника: основания системомыследеятельностной
(смд) педагогики педагогическая система Г.П.Щедровицкого |
1. Проблематика
и цели исследования: 1.1. Проблематичность: ______________ 2. Основные рабочие понятия исследования 2.1. ______________ |
3. Исследовательские
модели 3.1. ______________ 4. Учебные цели исследования 4.1. ______________ |
5. Организационная
форма работ 5.1. ______________ |
индивидуализированные практические задания |
задачи индивидуализированного педагогического программирования в рамках исследовательских тем и проектов |
Задачи Индивидуализированного
педагогического программирования (ИПП) определяются ее местом в системе
профессионально-педагогической подготовки и гуманитарного образования
(см.схему-1).
В соответствии с данным местом ИПП является механизмом развертывания:
(а) содержания индивидуального курсового проектирования и (б) его организационных форм, где (а) принадлежит области т.н. "чистого" содержания, удерживаемого исследовательской рамкой, а (б) - области т.н. гуманитарной практики, ограниченной педагогической рамкой. Т.о., в состав задач ИПП входят (см. рис.2 и рис.3): А. Воспринятие и раздельное удержание, как минимум, двух рамок - объектно-исследовательской и предметно-педагогической B. Вхождение в исследовательскую тему - ее проблематику, основные представления, понятия и категории, рабочие модели... C. Педагогическая предметизация исследовательского содержания практики - постановка т.н. антропотехнического эксперимента как ядра гуманитарной практики D. Подготовка отчета - дневник практики ("вахтовый" журнал регистрации педагогических событий и предметов), педагогическое эссе (средовая лично-субъективная оценка времени и пространства практики), описание эксперимента (тематизация индивидуального курсового проекта). |
A.
Воспринятие объектно-исследовательской и предметно-педагогической рамок
с целью их раздельного удержания: Если эта задача в ходе практики решается,
то решается и задача исследования и проектирования в педагогике. Дело в том, что исследовательские работы в намерении их педагогизации должны осуществляться на соответствующей практической площадке - там, где осуществляются педагогические и антропотехнические акции - предметные, конкретные, живые, но ни в коей мере не формальные, не ритуальные, не алгоритмические. В противном случае исследовательские работы будут иметь профанационный характер. В связи с этим же настоящие и живые, и постольку проблематичные, педагогические и антропотехнические акции требуют своего теоретического осмысления. А для этого, в свою очередь, необходимо представление об исследовательском объекте (с которого и "снимаются" педагогические предметы). B. Практическое вхождение в исследовательскую тему: Таковое является более продуктивным, нежели теоретическое (или дидактическое) введение в нее. А более практичным, поскольку практикант в данном случае подвергается неминуемой и "спонтанной" проблематизации. Это означает (в случае если она состоялась), что практикант реально испытал дефицит средств. |
Более того, технически
организованная проблематизация позволяет рационально осмыслить сложившуюся
ситуацию дефицита средств (от моральных сил до инструментальных навыков).
Т.е., осмысленно поставить задачу их восполнения - не дидактического (навязываемого
и вменяемого), а практического (деятельного, лежащего в русле целеполагания
и самоопределения). C. Чтобы проблематизация не состоялась как формальная: Другими словами, отстраненной и овнешненной и необходим т.н. антропотехнический эксперимент. Его структура (логическое и экзистенциальное устройство, понимание онтологических оснований теоретических конструктов и эмпирических макетов, отличие от научного эксперимента...) с неизбежностью - при профессионально честном отношении к происходящему на практической площадке - производит проблематизацию в отношении всех участников эксперимента (прежде всего организатора, практикантов и лишь в исключительных случаях в отношении "подопытных" индивидов). D. (...) июнь 1998 |
|
планирование исследовательских работ |
2.1. Планирование исследовательских работ осуществляется как в рамках Единого учебного плана, так и за его рамками. План взаимоувязывает этапы исследовательских работ в структуре Индивидуальной педагогической программы, в частности время ндивидуальной формы курсового педагогического проектирования и педагогической практики. Индивидуальная форма и привязанный к ней план определяются, по преимуществу, годом и семестром обучения. | В зависимости от продолжительности курсового проектирования тема исследования членится на определенное количество этапов работ, а этапы на разделы работ. Так, если работа над курсовым проектом должна продолжаться более 1 года, то и исследование должно содержать более 1 этапа. Как уже отмечено, этапы исследовательских работ могут и выходить за формальные (административные) рамки профессионального обучения. | 2.2. Планированию, таким образом, подлежат: этапы и разделы работ, структура разделов с указанием содержания и инструментария работ. Ниже приведены формы планирования конкретных исполнителей (курсантов педагогического исследования и проектирования). |
(табл.1) | разделы | форма и содержание работ | структура раздела и инструменты | сроки выполнения | |
практикант:
студ. 140-й группы М.Пугачева (руководитель В.В.Сааков) План-карта исследовательских работ |
1 | Рабочие понятия и определения (Введение) | педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты | модель и моделирование
в педагогическом исследовании, антропологическое (антропотехническое) моделирование, среда, городская культура |
30.12.1997 |
2 | Описание опыта | опытная площадка, опытный материал | феноменальное описание, проблематика |
30.12.1997 30.01.1998 |
|
3 | Проблема и техника ориентации | хроника опыта, место в образовательной программе | контекст идей и понятий, контекст ситуации |
28.02.1998 | |
4 | Способность ориентации и педагогическая задача социокультурного ориентирования | в соответствие с рабочим содержанием | в соответствие с рабочим содержанием | 30.04.1998 | |
(табл.2) | разделы | форма и содержание работ | структура раздела и инструменты | сроки выполнения | |
практикант:
студ. 120-й группы Л.Екимова стажер М.Пугачева (Руководитель В.В.Сааков) План-карта исследовательских работ |
1 | Рабочие понятия и определения (Введение) | педагогическая интуиция,
гипотеза, инструменты, |
модель и моделирование
в педагогическом исследовании, антропологическое (антропотехническое) моделирование |
летняя педагогическая
практика 1997-98 уч.г.г. |
2 | Описание опыта | опытная площадка,
опытный материал |
феноменальное описание, проблематика |
курсовой проект 1998-99 уч.г.г. |
|
3 | Проблема и техника ориентации | хроника опыта, место в образовательной программе | контекст идей и понятий, контекст ситуации |
||
4 | Способность ориентации и педагогическая задача социокультурного ориентирования | в соответствие с рабочим содержанием | в соответствие с рабочим содержанием | ||
планирование практических работ |
3.1. Здесь планируются
работы, обеспечивающие исследование эмпирическим материалом и практическим
опытом, экспериментальными устройствами и макетами. В план практических
работ входят: организация практической площадки для прикладного аспекта исследования ("внедренческих" задач) модификация сложившихся (неотчуждаемых) способов работ облематизация педагогических мифологем осуществление научно-обоснованной педагогической акции. |
3.2. Таким образом, план-график ИПП определяется смыслом и логикой происходящего на конкретной практической площадке, включая задачи ее организации, а также поддержания в виде, сообразном для исследовательской работы. Данная сообразность определяется персональными участниками работ - их исследовательскими ориентациями, ценностными установками, стилем работ.., так или иначе влияющими на исходную производственно-административную форму практики. Ниже приведены формы конкретных исполнителей. |
(табл.3) | разделы | этап обучения | форма и содержание работ | структура раздела и инструменты | сроки выполнения | |
практикант:
студ. 140-й группы М.Пугачева (рук.В.В.Сааков) План-график индивидуальной педагогической практики |
1 | Летняя педагогическая практика | 06.07- ___ 1998 уч.г. |
|||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
(табл.4) | разделы | этап обучения | форма и содержание работ | структура раздела и инструменты | сроки выполнения | |
практикант:
студ. 120-й группы Л.Екимова стажер: М.Пугачева (рук.В.В.Сааков) План-график индивидуальной педагогической практики |
1 | Летняя педагогическая практика | 1-й курс 1997-98 уч.г. |
06.07- ___ 1998 уч.г. |
||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
|
|