|   | 
    
| гуманитарные практики и технологии: | ||
| педагогическое программирование | ||
| (1.1) педагогическая практика | ||
| (1.2) гуманитарная практика | ||
| (2.1) тематизация | ||
| (2.2) планирование | ||
| (3.1) резервы и ресурсы | ||
| исследование и проектирование | 
| планирование исследовательских и проектно-аналитических работ | 
| вхождение в профессиональную педагогическую практику культурологии и культуротехники | 
|  
         | 
    
|  
         | 
    
|  
         | 
    
|  
         | 
    
| план, репрезентация и оценка педагогических исследований и проектов | ||
| курсовые проекты | 
|  
         | 
    
| (табл.10) | разделы проекта | форма и  содержание работ  | 
      структура раздела | сроки выполнения | |
| исполнитель: 
        студ. 140-й группы Пугачева М. Тематизация и планирование работ  | 
      1 | Рабочие понятия и 
        определения (Введение)  | 
      педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты | модель и моделирование 
        в педагогическом исследовании, антропологическое (техническое) моделирование, среда, городская культура  | 
      30.12.1997 | 
| 2 | Описание опыта | опытная площадка, опытный материал  | 
      феноменальное описание, проблематика  | 
      30.12.1997 30.01.1998  | 
    |
| 3 | Проблема и техника ориентации | хроника опыта,  место в образовательной программе  | 
      контекст идей и понятий, контекст ситуации  | 
      28.02.1998 | |
| 4 | Способность ориентации 
        и педагогическая задача социокультурного ориентирования  | 
      в соответствии с рабочим содержанием | в соответствии с рабочим содержанием | 30.04.1998 | |
| (табл.11) | разделы проекта | форма и  содержание работ  | 
      структура раздела | сроки выполнения | |
| исполнитель: 
        студ. 120 группы Наталия Гусева, студ. 120 группы Людмила Екимова Тематизация и планирование работ  | 
      1 | Рабочие понятия и определения (Введение) | педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты | ||
| 2 | |||||
| (табл.12) | разделы проекта | форма и  содержание работ  | 
        структура раздела | сроки выполнения | |
|  исполнитель: студ. _______ группы ______ Тематизация и планирование работ  | 
        1 | Рабочие понятия и определения (Введение) | педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты | ||
| 2 | |||||
| исследовательские и организационные проекты | 
| Экспозиционно-демонстрационная 
        педагогика 1. Анимация (ревитализация) исторических педагогических систем (Коменский, Дьюи, Выготский, Пиаже…) и инструментов (Вальдорфская педагогика, Монтессори…). 2. Музеефикация современных педагогических идеологий (гуманитаризация, коррекция и реабилитация, педагогические технологии…) и орудий (индивидуальный подход, аторская школа…) (...)  | 
      Педагогика 
        - свободная профессия 1. Педагогическая позиция в контексте общественной кооперации. 2. Педагогическая оппозиция обществу. 3. Педагогическая диспозиция общественного устройства. 4. Инструменты и способы изыскания современных и будущих педагогических практик 5. Средства и способы организации и развертывания педагогических предприятий  | 
      
| рецензирование, аннотирование, реферирование и публикование результатов | 
| рецензия 
        на курсовой проект ст. 140-й группы Марины 
        Пугачевой  Тема: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРИЕНТИРУЮЩИХ И ДЕЗОРИЕНТИРУЮЩИХ СВОЙСТВ СРЕДЫ (на материале 10-летней возрастной группы) семестр ______, год ___________  | 
      
| Ход подготовки: Началом работы над курсовым проектом следует считать летнюю педагогическую практику. Подобное начало позволяет наряду с теоретическим заданием поставить студента и перед практической проблемой. Таким образом, задание и установка на производственную педагогическую практику органически переросли в задание на курсовой проект. Данной органичности способствовало как бы совместная (студента и руководителя) детальная разработка задания, ориентация в проблематике, в определении круга специальной литературы, в выборе рабочих моделей и т.п. Особенностью и достоинством работы над данным проектом является самостоятельная работа М.Пугачевой, направляемая со стороны руководителя только уточнением формулировок проблем и понятий, выбором конструктивных схем исследования, критикой расхожих педагогических моделей. Теоретическая часть работы: Теоретическая сторона курсового проекта выполнена на уровне, достаточно высоком для среднего специального учебного заведения и в отдельных случаях его превышающая. Освоенный и разработанный теоретический материал может служить не только для дальнейших целей профессиональной подготовки автора курсового проекта, но и лечь в основу целого ряда курсовых проектов других студентов и других специализаций.  | 
       Например, в виде следующих тем: 1. Педагогические задачи и инструменты социо-культурного ориентирования 2. Педагогические план-карты городской культурной среды: знаково-знаниевые и предметно-символические ориентиры 3. Состав и структура образовательных сред города Исследование по теме "Ориентирующие и дезориентирующие свойства среды" является долгосрочным и многоплановым. Курсовой проект Пугачевой М., как первый этап данного исследования, в определенной степени приобщил своего автора к весьма тонким педагогическим проблемам, пересекающимися с областями семиотики и семиотехники, психологии и психотехники, социологии и социотехники, культурологии и культуротехники, средоведения и формирования среды. Можно предполагать, что почувствованные автором тематические и организационные рамки позволят ему сориентироваться в современных и актуальных проблемах педагогики, не заслоненных и незамутненных освоенными и предстоящими учебными предметами. Практическая часть работы: Работа над курсовым проектом началась одновременно с прохождением летней педагогической практики, и тематически то и другое было взаимосвязано. Таким образом, содержание курсового проекта с самого начала имело практическую направленность.  | 
      Это и педагогический эксперимент, поставленный 
        в рамках практики и описанный (проанализированный и систематизированный) 
        в ходе работы над курсовым проектом, это анкетирование родителей и психологическое 
        диагностирование детей (выполненное с помощью профессионального психолога), 
        это разработка т.н. типового задания на будущие педагогические практики 
        в рамках данной проблематики и смежных с ней. Педагогическая ценность Курсовой проект несет на себе определенную педагогическую ценность как в отношении своего автора, так и в отношении целого ряда позиций: Учитывая вышеизложенное, а также достаточно грамотное и структурно четкое оформление работы, позволяющее развертывать в дальнейшем отдельные разделы и содержание в целом, курсовой проект заслуживает высокой оценки.  | 
    
| рецензия 
        на курсовой проект ст. 130-й группы Людмилы 
        Екимовой  Тема: ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЛАН-КАРТ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ: знаково-знаниевые и предметно-символические ориентиры семестр ______, год ___________  | 
      
| Ход подготовки: Началом работы над курсовым проектом следует считать летнюю педагогическую практику. Подобное начало позволяет наряду с теоретическим заданием поставить студента и перед практической проблемой. Таким образом, задание и установка на производственную педагогическую практику органически переросли в задание на курсовой проект. Данной органичности способствовало как бы совместная (студента и руководителя) детальная разработка задания, ориентация в проблематике, в определении круга специальной литературы, в выборе рабочих моделей и т.п. Особенностью и достоинством работы над данным проектом является попытка выражения личной точки зрения на исследуемую проблему (так называемая субъективация темы). Теоретическая часть работы: Теоретическая сторона курсового проекта выполнена на уровне, достаточно высоком для среднего специального учебного заведения. Освоенный и разработанный теоретический материал может служить не только для дальнейших целей профессиональной подготовки и профессионального роста автора курсового проекта, но и лечь в основу целого ряда курсовых проектов других студентов и других специализаций. Например, в виде следующих тем: 1. Педагогические задачи и инструменты социо-культурного ориентирования 2. Состав и структура образовательных сред города  | 
      Исследование по теме "ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ 
        ПЛАН-КАРТ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ" является долгосрочным и многоплановым. 
        Курсовой проект Людмилы Екимовой, как очередной этап данного исследования 
        (первым этапом является исследование М.Пугачевой), в определенной степени 
        приобщил своего автора к весьма тонким педагогическим проблемам на пересечении 
        областей семиотики и семиотехники, психологии и психотехники, социологии 
        и социотехники, культурологии и культуротехники, средоведения и формирования 
        среды. Можно предполагать, что почувствованные автором тематические и 
        организационные рамки позволят ему сориентироваться в современных и актуальных 
        проблемах педагогики, не заслоненных и незамутненных уже освоенными и 
        предстоящими учебными предметами (например, в высшей школе).  Практическая часть работы: Работа над курсовым проектом началась одновременно с прохождением летней педагогической практики, и тематически то и другое было взаимосвязано. Таким образом, содержание курсового проекта с самого начала имело практическую направленность. Это и педагогический эксперимент, поставленный в рамках практики и описанный (проанализированный и систематизированный) в ходе работы над курсовым проектом, это анкетирование родителей и психологическое диагностирование детей (выполненное с помощью профессионального психолога).  | 
      Педагогическая ценность Курсовой проект несет на себе определенную педагогическую ценность как в отношении своего автора, так и в отношении целого ряда позиций: Учитывая вышеизложенное, а также достаточно грамотное и структурно четкое оформление работы, позволяющее развертывать в дальнейшем отдельные разделы и содержание в целом, курсовой проект заслуживает высокой оценки.  | 
    
| рецензия 
        на на учебную программу преподавателя Шарова В.И. Основы здорового образа жизни, анатомо-физиологические особенности детей, основы педиатрии (специальность 0313)  | 
      
| Общая оценка По своему назначению настоящий учебный курс является фундаментом для всего комплекса педагогических усилий и мероприятий, направленных на индивидуальное развитие ребенка и воспитание в целом. Курс отвечает своему назначению в части дидактического характера материала и организационной формы. Здесь же следует отметить соответствие строения курса положениям образовательных стандартов и, что главнее, положению дел в области диагностики анатомо-физиологических особенностей, а также современным представлениям о здоровом образе жизни и возможностям его осуществления. Известно, что эмпирический массив отклонений от принятой анатомо-физиологической нормы постоянно возрастает: и в силу утончающихся методов диагностики, и в силу ширящихся аномалий т.н. здоровья. Объем соответствующего материала уже сегодня превышает педагогические способности оперативного им распоряжения (в т.ч. его пополнения и систематизации в багаже профессиональных методов). В этой связи передача учащимся понятия здорового образа жизни помимо обращения к обобщающим и систематизирующим приемам - к дидактике - должна быть дополнена конструктивно-аналитическими приемами. Более того, аналитика анатомо-физиологических особенностей и конструирование здорового образа жизни должны явиться основным рабочим знанием, передаваемым будущим педагогам и воспитателям.  | 
      Поэтому представляется, что дидактическая 
        форма изложения материала учебной программы могла бы быть частью проблемно-аналитической 
        формы. Это с одной стороны. С другой, внедряемые образовательные стандарты 
        предписывают значительное - вплоть до 60% объема часов - увеличение доли 
        практических занятий. Проблемно-аналитическая форма могла бы дифференцировать 
        практическую составляющую курса (порядка 70 часов) на необходимые виды 
        практических занятий (традиционных и нетрадиционных, активных и пассивных, 
        поисковых и репродуктивных...).  Специальная оценка 1) Проблематичность понятий "здоровый образ жизни" и "анатомо-физиологические особенности", не говоря уже о "педиатрии", не только усложняет дидактическую задачу данного курса и пропедевтику элементарных педагогических и воспитательных навыков (грубо говоря, сегодня нет здоровых детей, но это не означает, что все дети сегодня больны), но и подталкивает к индивидуальному подходу: как в плане обучения, так и в плане собственно профессиональной практики. Представляется, что на базе настоящего курса (с рекомендуемым выше перераспределением теоретических и практических часов) необходимо развернуть индивидуальное образовательное программирование. Его тематическими рамками могут быть: "здоровье и fitness", "антропотехника психосоматических особенностей", "цели и инструменты диагностики", "экология и культура здорового образа жизни" и пр.  | 
      2) Рост т.н. отклонений и обусловленная им расплывчатость и неопределенность представлений о здоровом образе жизни заставляет не только пересматривать соответствующие теоретические положения, но и проявлять известный скепсис к возможностям монопольных теорий в деле воспитания и выращивания "здоровья". Факт, но сегодня есть только многочисленные теоретические понятия болезни, но нет понятия здоровья. Понятие здоровья и не может быть предметно-теоретическим, а является сугубо функциональным. Поэтому данный курс в своем развитии должен быть сориентирован в практическую плоскость. А это требует иной, нежели в теории, систематики учебного материала (отвечающей на вопрос как, а не что), иных, нежели в теоретическом подходе, учебных оргформ (имитирующих типичные и нетипичные, но всегда практические ситуации будущей профессии, а не только расхожие теоретические модели), требует радикального перераспределения часов, отводимых на теоретическую и практическую подготовку в пользу последней. Ориентировочными названиями таких курсов могли бы явиться "Практика и техника здорового образа жизни" и "Введение в нормальную и экстремальную педагогику". | 
| Заключение Настоящая учебная программа соответствует требованиям образовательного стандарта и задачам специальной подготовки.  | 
      Дидактический и практико-методический материал 
        данного курса должен рассматриваться как отправной для индивидуального 
        образовательного программирования. Руководитель Методологической лабораторией УлГТУ Сааков В.В. 26.01.1998г.  | 
      
| изложение в организованной коммуникации | 
| (...) | (...) | (...) | 
 
        
 
  |