главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Педагогическое программирование
(индивидуализированные формы педагогической практики и педагогических исследований
(теоретико-методические задачи и практико-методические предписания


Первый педагогический колледж, Ульяновск 1998/ при участии Людмилы Макаровой
   
  гуманитарные практики и технологии:  
  педагогическое программирование  
  (1.1) педагогическая практика  
  (1.2) гуманитарная практика  
  (2.1) тематизация  
  (2.2) планирование  
  (3.1) резервы и ресурсы  
     
 
содержание разделаш часть I: практика часть II: исследование и проектирование
  педагогическая практика: введение тематизация исследовательских и проектных задач
  задание и план индивидуализированной практики введение в педагогическую антропологию и антропотехнику
    принципиальная схема организации практики   ситуационные задачи учебного педагогического заведения
    устройство практики   актуализация задач учебного педагогического заведения
    практические задачи   перспективизация задач учебного педагогического заведения
  исследовательские темы практики   рамки и содержание программы учебного заведения
    разрабатываемые темы   педагогические план-карты культурных сред города
    перспективные темы   культуротехнический эксперимент (описание опыта)
  индивидуализированные практические задания планирование работ
    задачи индивидуализированного программирования вхождение
    планирование исследовательских работ   план, репрезентация и оценка педагогических исследований и проектов
    планирование практических работ   рецензирование, аннотирование и публикование результатов
  гуманитарная практика: вхождение   изложение в организованной коммуникации
  построение и организация гуманитарных практик  
    цель и задачи гуманитарной практики часть III: ресурсы и резервы педагогического программирования
    методические основания гуманитарной практики тематическое направление программирования и формы участия
    структура и содержание гуманитарной практики   инвентаризация ресурсов подразделений и рабочих групп
    организация гуманитарной практики   организация работ в программировании
    локальная система практики и анализ практических мест   место и время программирования
    требования к работам и план прохождения практики  
  практика в гуманитарной школе колледжа  
    локальная система практик гуманитарной школы  
    организационная схема практики  
    задания на практику в гуманитарной школе  
    установочное задание  
    индивидуальное рабочее задание  
    пример индивидуального рабочего задания  
       
     
     
исследование и проектирование  
  планирование исследовательских и проектно-аналитических работ  
  вхождение в профессиональную педагогическую практику культурологии и культуротехники  
  план, репрезентация и оценка педагогических исследований и проектов  
  курсовые проекты  
Опыт исследования ориентирующих свойств среды (на материале 10-летней возрастной группы)
(табл.10)   разделы проекта форма и
содержание работ
структура раздела сроки выполнения
исполнитель: студ. 140-й группы Пугачева М.
Тематизация и планирование работ
1 Рабочие понятия и определения
(Введение)
педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты модель и моделирование в педагогическом исследовании,
антропологическое (техническое) моделирование,
среда, городская культура
30.12.1997
2 Описание опыта опытная площадка,
опытный материал
феноменальное описание,
проблематика
30.12.1997
30.01.1998
3 Проблема и техника ориентации хроника опыта,
место в образовательной программе
контекст идей и понятий,
контекст ситуации
28.02.1998
4 Способность ориентации и
педагогическая задача социокультурного ориентирования
в соответствии с рабочим содержанием в соответствии с рабочим содержанием 30.04.1998
           
Педагогические план-карты городской культурной среды: знаково-знаниевые и предметно-символические ориентиры
(табл.11)   разделы проекта форма и
содержание работ
структура раздела сроки выполнения
исполнитель: студ. 120 группы Наталия Гусева, студ. 120 группы Людмила Екимова
Тематизация и планирование работ
1 Рабочие понятия и определения (Введение) педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты    
2        
         
         
           
Состав и структура образовательных сред города
(табл.12)   разделы проекта форма и
содержание работ
структура раздела сроки выполнения
исполнитель: студ. _______ группы ______
Тематизация и планирование работ
1 Рабочие понятия и определения (Введение) педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты    
2        
         
         
           
 
  исследовательские и организационные проекты  
 
Экспозиционно-демонстрационная педагогика
1. Анимация (ревитализация) исторических педагогических систем (Коменский, Дьюи, Выготский, Пиаже…) и инструментов (Вальдорфская педагогика, Монтессори…).
2. Музеефикация современных педагогических идеологий (гуманитаризация, коррекция и реабилитация, педагогические технологии…) и орудий (индивидуальный подход, аторская школа…)
(...)
Педагогика - свободная профессия
1. Педагогическая позиция в контексте общественной кооперации.
2. Педагогическая оппозиция обществу.
3. Педагогическая диспозиция общественного устройства.
4. Инструменты и способы изыскания современных и будущих педагогических практик
5. Средства и способы организации и развертывания педагогических предприятий
 
вверх вверх вверх вверх
 
  рецензирование, аннотирование, реферирование и публикование результатов  
 
  рецензия на курсовой проект ст. 140-й группы Марины Пугачевой
Тема: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРИЕНТИРУЮЩИХ И ДЕЗОРИЕНТИРУЮЩИХ СВОЙСТВ СРЕДЫ
(на материале 10-летней возрастной группы)
семестр ______, год ___________
 
Ход подготовки:
Началом работы над курсовым проектом следует считать летнюю педагогическую практику. Подобное начало позволяет наряду с теоретическим заданием поставить студента и перед практической проблемой. Таким образом, задание и установка на производственную педагогическую практику органически переросли в задание на курсовой проект. Данной органичности способствовало как бы совместная (студента и руководителя) детальная разработка задания, ориентация в проблематике, в определении круга специальной литературы, в выборе рабочих моделей и т.п. Особенностью и достоинством работы над данным проектом является самостоятельная работа М.Пугачевой, направляемая со стороны руководителя только уточнением формулировок проблем и понятий, выбором конструктивных схем исследования, критикой расхожих педагогических моделей.
Теоретическая часть работы:
Теоретическая сторона курсового проекта выполнена на уровне, достаточно высоком для среднего специального учебного заведения и в отдельных случаях его превышающая. Освоенный и разработанный теоретический материал может служить не только для дальнейших целей профессиональной подготовки автора курсового проекта, но и лечь в основу целого ряда курсовых проектов других студентов и других специализаций.
Например, в виде следующих тем:
1. Педагогические задачи и инструменты социо-культурного ориентирования
2. Педагогические план-карты городской культурной среды: знаково-знаниевые и предметно-символические ориентиры
3. Состав и структура образовательных сред города
Исследование по теме "Ориентирующие и дезориентирующие свойства среды" является долгосрочным и многоплановым. Курсовой проект Пугачевой М., как первый этап данного исследования, в определенной степени приобщил своего автора к весьма тонким педагогическим проблемам, пересекающимися с областями семиотики и семиотехники, психологии и психотехники, социологии и социотехники, культурологии и культуротехники, средоведения и формирования среды. Можно предполагать, что почувствованные автором тематические и организационные рамки позволят ему сориентироваться в современных и актуальных проблемах педагогики, не заслоненных и незамутненных освоенными и предстоящими учебными предметами.
Практическая часть работы:
Работа над курсовым проектом началась одновременно с прохождением летней педагогической практики, и тематически то и другое было взаимосвязано. Таким образом, содержание курсового проекта с самого начала имело практическую направленность.
Это и педагогический эксперимент, поставленный в рамках практики и описанный (проанализированный и систематизированный) в ходе работы над курсовым проектом, это анкетирование родителей и психологическое диагностирование детей (выполненное с помощью профессионального психолога), это разработка т.н. типового задания на будущие педагогические практики в рамках данной проблематики и смежных с ней.
Педагогическая ценность
Курсовой проект несет на себе определенную педагогическую ценность как в отношении своего автора, так и в отношении целого ряда позиций:
студентов, подключающихся к теме данного исследования (в части понятийной проработки и исследовательских моделей),
практикантов, предпринимающих индивидуальное курсовое проектирование (в части постановки проектно-исследовательских задач),
стажеров в индивидуальных педагогических практиках (в части методического задания на подобный тип практики)
стажеров гуманитарных практик (студентов училища и учащихся Гуманитарной школы),
воспитанников дошкольных учреждений.
Учитывая вышеизложенное, а также достаточно грамотное и структурно четкое оформление работы, позволяющее развертывать в дальнейшем отдельные разделы и содержание в целом, курсовой проект заслуживает высокой оценки.
 
  рецензия на курсовой проект ст. 130-й группы Людмилы Екимовой
Тема: ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЛАН-КАРТ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ: знаково-знаниевые и предметно-символические ориентиры
семестр ______, год ___________
 
Ход подготовки:
Началом работы над курсовым проектом следует считать летнюю педагогическую практику. Подобное начало позволяет наряду с теоретическим заданием поставить студента и перед практической проблемой. Таким образом, задание и установка на производственную педагогическую практику органически переросли в задание на курсовой проект. Данной органичности способствовало как бы совместная (студента и руководителя) детальная разработка задания, ориентация в проблематике, в определении круга специальной литературы, в выборе рабочих моделей и т.п. Особенностью и достоинством работы над данным проектом является попытка выражения личной точки зрения на исследуемую проблему (так называемая субъективация темы).
Теоретическая часть работы:
Теоретическая сторона курсового проекта выполнена на уровне, достаточно высоком для среднего специального учебного заведения. Освоенный и разработанный теоретический материал может служить не только для дальнейших целей профессиональной подготовки и профессионального роста автора курсового проекта, но и лечь в основу целого ряда курсовых проектов других студентов и других специализаций. Например, в виде следующих тем:
1. Педагогические задачи и инструменты социо-культурного ориентирования
2. Состав и структура образовательных сред города
Исследование по теме "ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЛАН-КАРТ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ" является долгосрочным и многоплановым. Курсовой проект Людмилы Екимовой, как очередной этап данного исследования (первым этапом является исследование М.Пугачевой), в определенной степени приобщил своего автора к весьма тонким педагогическим проблемам на пересечении областей семиотики и семиотехники, психологии и психотехники, социологии и социотехники, культурологии и культуротехники, средоведения и формирования среды. Можно предполагать, что почувствованные автором тематические и организационные рамки позволят ему сориентироваться в современных и актуальных проблемах педагогики, не заслоненных и незамутненных уже освоенными и предстоящими учебными предметами (например, в высшей школе).
Практическая часть работы:
Работа над курсовым проектом началась одновременно с прохождением летней педагогической практики, и тематически то и другое было взаимосвязано. Таким образом, содержание курсового проекта с самого начала имело практическую направленность. Это и педагогический эксперимент, поставленный в рамках практики и описанный (проанализированный и систематизированный) в ходе работы над курсовым проектом, это анкетирование родителей и психологическое диагностирование детей (выполненное с помощью профессионального психолога).
Педагогическая ценность
Курсовой проект несет на себе определенную педагогическую ценность как в отношении своего автора, так и в отношении целого ряда позиций:
студентов, подключающихся к теме данного исследования (в части понятийной проработки и исследовательских моделей),
практикантов, предпринимающих индивидуальное курсовое проектирование (в части постановки проектно-исследовательских задач),
стажеров в индивидуальных педагогических практиках (в части методического задания на подобный тип практики)
стажеров гуманитарных практик (студентов училища и учащихся Гуманитарной школы),
воспитанников дошкольных учреждений.
Учитывая вышеизложенное, а также достаточно грамотное и структурно четкое оформление работы, позволяющее развертывать в дальнейшем отдельные разделы и содержание в целом, курсовой проект заслуживает высокой оценки.
 
  рецензия на на учебную программу преподавателя Шарова В.И.
Основы здорового образа жизни, анатомо-физиологические особенности детей, основы педиатрии
(специальность 0313)
 
Общая оценка
По своему назначению настоящий учебный курс является фундаментом для всего комплекса педагогических усилий и мероприятий, направленных на индивидуальное развитие ребенка и воспитание в целом. Курс отвечает своему назначению в части дидактического характера материала и организационной формы. Здесь же следует отметить соответствие строения курса положениям образовательных стандартов и, что главнее, положению дел в области диагностики анатомо-физиологических особенностей, а также современным представлениям о здоровом образе жизни и возможностям его осуществления. Известно, что эмпирический массив отклонений от принятой анатомо-физиологической нормы постоянно возрастает: и в силу утончающихся методов диагностики, и в силу ширящихся аномалий т.н. здоровья. Объем соответствующего материала уже сегодня превышает педагогические способности оперативного им распоряжения (в т.ч. его пополнения и систематизации в багаже профессиональных методов). В этой связи передача учащимся понятия здорового образа жизни помимо обращения к обобщающим и систематизирующим приемам - к дидактике - должна быть дополнена конструктивно-аналитическими приемами. Более того, аналитика анатомо-физиологических особенностей и конструирование здорового образа жизни должны явиться основным рабочим знанием, передаваемым будущим педагогам и воспитателям.
Поэтому представляется, что дидактическая форма изложения материала учебной программы могла бы быть частью проблемно-аналитической формы. Это с одной стороны. С другой, внедряемые образовательные стандарты предписывают значительное - вплоть до 60% объема часов - увеличение доли практических занятий. Проблемно-аналитическая форма могла бы дифференцировать практическую составляющую курса (порядка 70 часов) на необходимые виды практических занятий (традиционных и нетрадиционных, активных и пассивных, поисковых и репродуктивных...).
Специальная оценка
1) Проблематичность понятий "здоровый образ жизни" и "анатомо-физиологические особенности", не говоря уже о "педиатрии", не только усложняет дидактическую задачу данного курса и пропедевтику элементарных педагогических и воспитательных навыков (грубо говоря, сегодня нет здоровых детей, но это не означает, что все дети сегодня больны), но и подталкивает к индивидуальному подходу: как в плане обучения, так и в плане собственно профессиональной практики. Представляется, что на базе настоящего курса (с рекомендуемым выше перераспределением теоретических и практических часов) необходимо развернуть индивидуальное образовательное программирование. Его тематическими рамками могут быть: "здоровье и fitness", "антропотехника психосоматических особенностей", "цели и инструменты диагностики", "экология и культура здорового образа жизни" и пр.
2) Рост т.н. отклонений и обусловленная им расплывчатость и неопределенность представлений о здоровом образе жизни заставляет не только пересматривать соответствующие теоретические положения, но и проявлять известный скепсис к возможностям монопольных теорий в деле воспитания и выращивания "здоровья". Факт, но сегодня есть только многочисленные теоретические понятия болезни, но нет понятия здоровья. Понятие здоровья и не может быть предметно-теоретическим, а является сугубо функциональным. Поэтому данный курс в своем развитии должен быть сориентирован в практическую плоскость. А это требует иной, нежели в теории, систематики учебного материала (отвечающей на вопрос как, а не что), иных, нежели в теоретическом подходе, учебных оргформ (имитирующих типичные и нетипичные, но всегда практические ситуации будущей профессии, а не только расхожие теоретические модели), требует радикального перераспределения часов, отводимых на теоретическую и практическую подготовку в пользу последней. Ориентировочными названиями таких курсов могли бы явиться "Практика и техника здорового образа жизни" и "Введение в нормальную и экстремальную педагогику".
Заключение
Настоящая учебная программа соответствует требованиям образовательного стандарта и задачам специальной подготовки.
Дидактический и практико-методический материал данного курса должен рассматриваться как отправной для индивидуального образовательного программирования.
Руководитель Методологической лабораторией УлГТУ Сааков В.В.
26.01.1998г.
 
 
  изложение в организованной коммуникации  
 
(...) (...) (...)
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1998
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 апрель 2005
последнее обновление
19 ноябрь 2011