главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
и Елена СААКОВЫ Значение образа и вещи в проектировании и дизайне среды. Культурологический аспект тезисы к конференции |
(1) предварительные определения |
Средой, в т.ч. городской и архитектурной, будет считаться совокупное место, свободное от вещей-как-тел. В этом определении среда остается местом, переставая быть (только) вещью. Более того, при этом определении среда есть критерий уместности вещей другим вещам, их владельцам, временам и событиям. | Дизайном будут считаться занятия с вещами
по выделенному критерию. Проектированием будет считаться оценка мест.
Таким образом, дизайн ответственен за уместные "сгустки" (О.И.Генисаретский) продуктов своей деятельности. Соответственно, проектирование ответственно за резервирование мест и назначение критериев. |
Данные определения позволяют разделить образ и вещь функционально и онтологически. Функционально - через отношение к дизайну и проектирова-нию, онтологически - в контексте и плане среды. |
(2) логическая схема |
Культурология (в сущностном смысле) состоит во вполне определенных взаимоотношениях как с дизайном, так и проектированием, как с вещами, так и образами, в т.ч. с вещами образов и образами вещей. Взаимоотношения задаются через роль культурных норм в деятельности дизайна и деятельности проектирования. Это с одной стороны. С другой стороны мы имеем как бы пассивную форму существования культурных норм - когда, вместо побуждения и принуждения к деятельности, нормы сами становятся предметом специальных усилий. | Следовательно, логическая схема, которой
мы здесь следуем, такова. И в проектировании, и в дизайне выделяются два
типа культурных ситуаций: (а) "прикрепление" неофита к нормам деятельности, что далее реализуется в форме институтов и технологий профессии, (б) "поиск" норм профессионалом в ходе осуществления деятельности в ее пред- и вне- институциональном и технологическом состояниях. Первая ситуация типична для обучения, повышения квалификации и переподготовки. Вторая характерна для предприятия, инноватики и креатива. В первой акцент ставится на действиях с вещами (при "молчаливом" соглашении о ведущей роли норм). Во второй - на ведущей роли норм (с "гласным" контролем их реализации в т.н. вещах и вещном мире). |
Следовательно, в плане культурологии мы
должны выделить два дизайна и два проектирования: дизайн и проектирование, реализующие предустановленные ( ранее инсталлированные) нормативные комплексы (например, в виде школ дизайна и проектирования, стилей, специализаций…), дизайн и проектирование, осуществляющие сборки "новых" нормативных комплексов и агрегатов (осуществляющие их в качестве т.н. операторов и менеджеров культуры). При этом, в соответствие с введенными определениями, деятельность и активность дизайна склоняются к действиям с вещами (не будучи вполне свободные от нормотворчества), а проектная деятельность и активность - к действиям с местами (также не освобожденные от попечения вещей). |
(3) рамки и принципы |
Теперь необходимо увидеть работу этого своеобразного механизма склонения. Для этого следует ввести рабочие представления (противопоставления) образа и вещи. Мы исходим из того, что образ в данном контексте несет на себе нормативную функцию, функцию нормирования (действия и поведения). И постольку образ противостоит видениям, явям, впечатлениям, наблюдениям и другим важным видениям (актуальным и памятливым), но которые, тем не менее, не отвечают за целостность. Образ в данном смысле не есть цель и результат зрительного усилия. Он есть условие целого (исторического, культурного, наконец, системного). Условие это может и должно быть, как правило, рамочным. | В этом смысле образ есть знание, предваряющее
(неисследовательское) знакомство с вещью. И в этом же смысле непосредственный
контакт с небанальной вещью (городом, оборудованием, техникой, природой…)
не несет в себе необходимых условий целого. Впрочем, и взаимодействие-знакомство с банальными вещами не исключение из этого принципа. Еще сложнее дело обстоит с целостностью среды - не вещью (в пространстве) и не пространством (вещей). Поэтому среда проблемна как для дизайна, так и для проектирования. И проблема среды зачастую "разрешается" самым простым приемом: ее сведением либо к вещности, либо к образности. При этом редко учитывается иерархический строй данной пары, где образ занимает вершину иерархии, а вещи составляют ее основу. |
Следуя строительной аналогии, среда служит этому строению замковым камнем. Среды не собрать из вещей, у вещей собственные законы жизни, и среда может "только" скреплять их в целостности, дополнительные собственным формам существования вещей. Вне данного скрепления любой, даже сложный сбор вещей существует как целое только в воображении автора сборки. Для зрителей-наблюдателей этого целого не существует. Объяснение не сложно: вещный сбор не составляет места, а не найдя места как бы и не существуешь. Среда - собрание мест, а не вещный сбор. |
(4) схематическая сборка |
Вот здесь и расходятся дизайн и проектирование. Разойтись они могут каждый со своей наличностью (вещами и местами), а могут при совершении взаимообмена: тогда дизайн оказывается с потенциями к проектированию и проектирование оказывается не чуждым дизайна. Только в этом случае работа с образом и над образом не будет профанной и не произойдет профанации образа. Работа над образом как непрофанная востребуется при осознании произвола и царствования вещей, как утраты рамки целого. В данной ситуации проектный дизайн и дизайн-проектирование оказываются вынужденными (при наличии вменяемого профессионального сознания) к "поиску" норм. А чуть при иной трактовке - к пересмотру былой образности, т.е. всего того нормативного комплекса установок сознанию и действию, который довлел при занятиях с вещами. | Проиллюстрируем эти положения графической схемой. На схеме среда-как-место и ее строй определяются отношениями, с одной стороны, культурологии и, с другой стороны, проектирования и дизайна. Среда, таким образом, собирается четырьмя местами. Следовательно, любая вещь среды (порождаемая средой и принадлежащая среде) составлена, как минимум, четырьмя сторонами: двумя проектными (вещи проектирования) и двумя дизайнерскими (вещи дизайна). Каждая из этих сторон различна своей культурологической трактовкой (культурной ситуацией). Это и означает, во-первых, средовой факт "прикрепленности" к культурным нормам (проектного и дизайнерского следования культурно-нормативным предустановлениям), а, во-вторых, факт "поиска" культурных норм (проектного и дизайнерского воздержания от предустановлений). | Исходя из введенных выше определений и логической схемы, среда как целокупность мест культуры возможна лишь при условии наличия соответствующего образа. В рамке данного образа средствами проектирования и дизайна производится искомое средовое содержание - вещи среды. Каждая вещь среды, соответственно, возможна при условии ее четырехместной огранки или задания ее средовой 4-валентности. Одна часть средовой валентности обеспечивает для вещи ее место в среде (проектирование, овеществленное-реализованное в образе), другая - тело (дизайн, овеществленный-реализованный в вещи). |
|
|
|
|