главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса
Виталий и Елена СААКОВЫ
Значение образа и вещи в проектировании и дизайне среды. Культурологический аспект
тезисы к конференции
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш средовые разработки и исследование среды  
содержание разделаш значение образа и вещи в проектировании и дизайне среды/ культурологический аспект  
  (1) предварительные определения  
  (2) логическая схема  
  (3) рамки и принципы  
  (4) схематическая сборка  
     
   
  (1) предварительные определения  
Средой, в т.ч. городской и архитектурной, будет считаться совокупное место, свободное от вещей-как-тел. В этом определении среда остается местом, переставая быть (только) вещью. Более того, при этом определении среда есть критерий уместности вещей другим вещам, их владельцам, временам и событиям. Дизайном будут считаться занятия с вещами по выделенному критерию. Проектированием будет считаться оценка мест.
Таким образом, дизайн ответственен за уместные "сгустки" (О.И.Генисаретский) продуктов своей деятельности. Соответственно, проектирование ответственно за резервирование мест и назначение критериев.
Данные определения позволяют разделить образ и вещь функционально и онтологически. Функционально - через отношение к дизайну и проектирова-нию, онтологически - в контексте и плане среды.
вверх вверх вверх вверх
  (2) логическая схема  
Культурология (в сущностном смысле) состоит во вполне определенных взаимоотношениях как с дизайном, так и проектированием, как с вещами, так и образами, в т.ч. с вещами образов и образами вещей. Взаимоотношения задаются через роль культурных норм в деятельности дизайна и деятельности проектирования. Это с одной стороны. С другой стороны мы имеем как бы пассивную форму существования культурных норм - когда, вместо побуждения и принуждения к деятельности, нормы сами становятся предметом специальных усилий. Следовательно, логическая схема, которой мы здесь следуем, такова. И в проектировании, и в дизайне выделяются два типа культурных ситуаций:
(а) "прикрепление" неофита к нормам деятельности, что далее реализуется в форме институтов и технологий профессии,
(б) "поиск" норм профессионалом в ходе осуществления деятельности в ее пред- и вне- институциональном и технологическом состояниях.
Первая ситуация типична для обучения, повышения квалификации и переподготовки. Вторая характерна для предприятия, инноватики и креатива. В первой акцент ставится на действиях с вещами (при "молчаливом" соглашении о ведущей роли норм). Во второй - на ведущей роли норм (с "гласным" контролем их реализации в т.н. вещах и вещном мире).
Следовательно, в плане культурологии мы должны выделить два дизайна и два проектирования:
дизайн и проектирование, реализующие предустановленные ( ранее инсталлированные) нормативные комплексы (например, в виде школ дизайна и проектирования, стилей, специализаций…),
дизайн и проектирование, осуществляющие сборки "новых" нормативных комплексов и агрегатов (осуществляющие их в качестве т.н. операторов и менеджеров культуры).
При этом, в соответствие с введенными определениями, деятельность и активность дизайна склоняются к действиям с вещами (не будучи вполне свободные от нормотворчества), а проектная деятельность и активность - к действиям с местами (также не освобожденные от попечения вещей).
вверх вверх вверх вверх
  (3) рамки и принципы  
Теперь необходимо увидеть работу этого своеобразного механизма склонения. Для этого следует ввести рабочие представления (противопоставления) образа и вещи. Мы исходим из того, что образ в данном контексте несет на себе нормативную функцию, функцию нормирования (действия и поведения). И постольку образ противостоит видениям, явям, впечатлениям, наблюдениям и другим важным видениям (актуальным и памятливым), но которые, тем не менее, не отвечают за целостность. Образ в данном смысле не есть цель и результат зрительного усилия. Он есть условие целого (исторического, культурного, наконец, системного). Условие это может и должно быть, как правило, рамочным. В этом смысле образ есть знание, предваряющее (неисследовательское) знакомство с вещью. И в этом же смысле непосредственный контакт с небанальной вещью (городом, оборудованием, техникой, природой…) не несет в себе необходимых условий целого.
Впрочем, и взаимодействие-знакомство с банальными вещами не исключение из этого принципа.
Еще сложнее дело обстоит с целостностью среды - не вещью (в пространстве) и не пространством (вещей). Поэтому среда проблемна как для дизайна, так и для проектирования. И проблема среды зачастую "разрешается" самым простым приемом: ее сведением либо к вещности, либо к образности. При этом редко учитывается иерархический строй данной пары, где образ занимает вершину иерархии, а вещи составляют ее основу.
Следуя строительной аналогии, среда служит этому строению замковым камнем. Среды не собрать из вещей, у вещей собственные законы жизни, и среда может "только" скреплять их в целостности, дополнительные собственным формам существования вещей. Вне данного скрепления любой, даже сложный сбор вещей существует как целое только в воображении автора сборки. Для зрителей-наблюдателей этого целого не существует. Объяснение не сложно: вещный сбор не составляет места, а не найдя места как бы и не существуешь. Среда - собрание мест, а не вещный сбор.
вверх вверх вверх вверх
  (4) схематическая сборка  
Вот здесь и расходятся дизайн и проектирование. Разойтись они могут каждый со своей наличностью (вещами и местами), а могут при совершении взаимообмена: тогда дизайн оказывается с потенциями к проектированию и проектирование оказывается не чуждым дизайна. Только в этом случае работа с образом и над образом не будет профанной и не произойдет профанации образа. Работа над образом как непрофанная востребуется при осознании произвола и царствования вещей, как утраты рамки целого. В данной ситуации проектный дизайн и дизайн-проектирование оказываются вынужденными (при наличии вменяемого профессионального сознания) к "поиску" норм. А чуть при иной трактовке - к пересмотру былой образности, т.е. всего того нормативного комплекса установок сознанию и действию, который довлел при занятиях с вещами. Проиллюстрируем эти положения графической схемой. На схеме среда-как-место и ее строй определяются отношениями, с одной стороны, культурологии и, с другой стороны, проектирования и дизайна. Среда, таким образом, собирается четырьмя местами. Следовательно, любая вещь среды (порождаемая средой и принадлежащая среде) составлена, как минимум, четырьмя сторонами: двумя проектными (вещи проектирования) и двумя дизайнерскими (вещи дизайна). Каждая из этих сторон различна своей культурологической трактовкой (культурной ситуацией). Это и означает, во-первых, средовой факт "прикрепленности" к культурным нормам (проектного и дизайнерского следования культурно-нормативным предустановлениям), а, во-вторых, факт "поиска" культурных норм (проектного и дизайнерского воздержания от предустановлений). Исходя из введенных выше определений и логической схемы, среда как целокупность мест культуры возможна лишь при условии наличия соответствующего образа. В рамке данного образа средствами проектирования и дизайна производится искомое средовое содержание - вещи среды. Каждая вещь среды, соответственно, возможна при условии ее четырехместной огранки или задания ее средовой 4-валентности. Одна часть средовой валентности обеспечивает для вещи ее место в среде (проектирование, овеществленное-реализованное в образе), другая - тело (дизайн, овеществленный-реализованный в вещи).
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Средовые разработки и исследование среды/ Виталий и Елена СААКОВЫ. Значение образа и вещи в проектировании и дизайне среды. Культурологический аспект
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2006
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2006
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 23 октябрь 2006
последнее обновление
07 январь 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Средовые разработки и исследование среды/ Виталий и Елена СААКОВЫ. Значение образа и вещи в проектировании и дизайне среды. Культурологический аспект
Елена СААКОВА/ Методологическая школа, Светлогорск, 2005-08-20/ Куршская коса