главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
и Елена СААКОВЫ Семиотические рамки дизайнерской подготовки конференция "КАЧЕСТВО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ", Ульяновск, 2002 |
|
|
3. Ориентиры и направления подготовки
3.1. Исходя из логико-семиотической конструкции "знак-смысл-денотат" следует различать три направления подготовки (названия вполне условны): Предметная подготовка. Чтобы представить эту форму подготовки, мы должны оттолкнуться в схеме от "денотата" (а) в направлениях "смысла" (б) и "знака" (в). В образовательной терминологии это будет означать: (б) нацеленность на в ряд гуманитарных практик ("сферы смысла"), (в) специализацию в некоторые отраслях визуалистики (прежде всего зависимых от знаковых традиций, например, в экранных технологиях). Художественная подготовка. Для представления этой формы необходимо отталкиваться от "смысла" (б) в направлениях "знака" (в) и "денотата" (а). С точки зрения образования это будет означать: (в) освоение декорационных ремесел и театрализации (например, искусство интерьера, вещи, действия… как знаковвых стилистик), (а) установку на средовые реализации (как предметизации семиотических экспериментов). Конструктивистская подготовка. Здесь следует отталкиваться от "знака" (в) в направлениях "денотата" (а) и "смысла" (б). В плане обучения это может означать: (а) овладение специальными техниками композиции и декомпозиции (в целях распредмечивания/перепредмечивания знаково-символических стереотипов "вещного мира"), (б) целевое построение в ходе обучения индивидуальных/персональных средств для строительства "рынков дизайна" (разоформление/оформления обыденного и профессионального смысла "культуры"). 3.2. Три данных различения могут быть призваны обеспечить: а) рефлексивные фиксации существующего и возможного положения дел в обучении дизайну и б) решения задач организации тех или иных форм подготовки и конструирования ее содержания. |
4. Рефлексивные фиксации
4.1. Поспешить сказать, что обучение дизайну непременно и одновременно основывает себя в трех данных формах подготовки - это значит вообще отказаться от каких-либо попыток осмысления и анализа образования и подготовки в сфере дизайна (и не только дизайна). Скорее обратное. Следует предположить, что та или иная школа дизайна отдает предпочтение одному из фокусов схемы, преимущественно, денотату. В итоге имеет сугубо "предметные" форму и содержание (в независимости оттого, что реально присутствует в названии школы). 4.2. В качестве перспективы развития методических приемов, нами используемых, можно предположить следующее. Форма подготовки конструируется, а далее организуется в удержании всех трех фокусов. Например, "источник" подготовки (ситуационный, проблемный, энергетический, конъюнктурный…) - "плацдарм" подготовки (практически, тот же перечень) - "горизонт" подготовки (что-либо из этого перечня). В качестве "источника", "плацдарма" и "горизонта" могут выступать все три фокуса схемы. 5. Организационные представления 5.1. Сразу выскажем свое предпочтение - нам более всего симпатична конструктивистская форма подготовки. И симпатична тем, что не является обслуживающей устоявшиеся практики дизайна. Ровным счетом наоборот: эта форма устремлена "в сторону" возможных практик дизайна (возникающих как бы помимо его дрейфа или инерции). Более того, данное направление по своему внутреннему смыслу и организационной логике является как бы порождающим сами практики дизайна. Это не прихоть и не изыск пишущего. 5.2. Дело в том, что подготовка эффективна постольку, поскольку, во-первых, осуществляет себя исключительно в проектных формах (начиная от проектирования учебного плана через проектирование учебного материала и кончая проектом профессиональной деятельности на рынке культуры), и, во-вторых, заключает себя в "тело" образования, открытого актуальным и будущим вызовам времени (вопреки идеям адаптивности системы образования, например, в виде целевой подготовки или так называемого социального, корпоративного и прочего заказа). Елена и Виталий СААКОВЫ, май 2002 |
|
|
|