главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ |
Виталий
СААКОВ Евгений ЗАПОТОЧНЫЙ |
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ВО ВЗЛЕТЕ И УПАДКЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И КУЛЬТУРЫ |
аналитическая записка к музейно-выставочному проекту |
Основной раздел 1. Миссия и задачи проекта. 2. Ожидаемые результаты выставки. 3. Требования к экспозиционному и иллюстративному материалу 4. Требования к экспозиционным площадкам проекта. Приложения 5. К понятию общественного/публичного пространства - Общий (культурологический) смысл - Архитектурно-градостроительный смысл - Сеть общественных пространств: тонкие культурные механизмы в управлении городским развитием 6. Актуализация смысла и образа общественного/публичного пространства в прошлом, настоящем и будущем Одессы - Ситуация и положение дел - Задачи |
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ |
материалы рубрик 1-4 (изложение идеи музейно-выставочного проекта) находятся в распоряжении Е.Запоточного и ждут, как говорится, своего часа. |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
5 | К понятию и смыслу общественного/публичного пространства |
5.1 | Общий (культурологический) смысл |
Общественное/публичное пространство - это важнейший атрибут качества городской среды и показатель "уровня" городской культуры. Оно обеспечивает связь приватного и корпоративного измерения жизни города (жилище, офис, учреждение...) с коллективным и общегородским (органы городского управления, городские службы, места массовых собраний делового, политического, зрелищного и иного назначения). | Как правило, территории общественных/публичных пространств, а также примыкающие к ним и соседствующие с ними, обладают повышенной культурной и экономической ценностью (исключительный пример: стоимость жилья по периметру Центрального парка Нью-Йорка). Исторически общественные/публичные пространства служили одним из значимых опорных "каркасов" планировочного развития города и формирования специфических районов, зон и кластеров в "теле" города. | Можно сказать, что общественные/публичные пространства наряду с памятниками, уникальными объектами и иными достопримечательностями представляют лицо города, его визитную карточку, выражают особенный и неповторимый характер города, "дух места" (Парижский Монмартр, Токийская Гинза, Капакабана в Рио-де-Жанейро, площади Св.Петра в Риме и Сан-Марко в Венеции, Александровский сад в Москве, Одесские Привоз и Городской сад, Приморский Бульвар, Соборная площадь ). |
5.2 | Архитектурно-градостроительный смысл |
Случается, что некоторые общественные публичные пространства города, обычно представляя собой благоустроенные места, открытые для посещения и свободного или целевого времяпрепровождения горожан, становятся "очагами" высокой коммуникативной плотности и образуют интенсивную коммуникативную связность людей, городских сообществ, учреждений и занятий. И это создает потенциал для массы новых культурных смыслов, значений и событий. | Этот момент ныне учитывается при архитектурном обустройстве подобных мест. Наиболее типичные архитектурные и градостроительные формы общественного публичного пространства - это пешеходные площади и улицы, скверы и курдонеры, перемежающиеся с различными городскими залами, а также различными видами городского сервиса, поддерживающего и усиливающего коммуникативные функции данного пространства. |
5.3 | Сеть общественных пространств: тонкие культурные механизмы в управлении городским развитием |
В этом
специальном смысле общественные публичные пространства обозначают собой
места проявления духа города и городского самосознания и идентичности.
Можно сказать, что сеть общественных публичных пространств есть не что
иное, как высшая нервная система города. В этих местах концентрируются
смыслы и намерения, соглашения и договоренности, мнения и точки зрения,
носителями которых являются вступающие в разговоры горожане. Именно, поэтому общественные публичные пространства должны рассматриваться в рамке городского потенциала и городских инструментов управления (самоуправления). |
Такие инструменты
опираются на городскую культуру как ресурс, вырабатываемый публичными
формами поведения и коммуникации в пространственно-средовых условиях конкретного
города. Здесь может быть показательным следующий пример. В одной из крупнейших научных лабораторий США решили оптимизировать распорядок дня ее работников. Менеджеры выяснили, что значительную часть времени научные сотрудники проводят в кафе первого этажа своего небоскреба. Кафе решили закрыть, заменив его поэтажными лобби-барами. В результате научная эффективность лаборатории резко снизилась. Кафе на первом этаже было восстановлено. |
Пример показывает, насколько тонкими и деликатными должны быть управленческие подходы к ресурсам, локализованным в общественных публичных пространствах. |
6 | Актуализация смысла и образа общественного/публичного пространства в прошлом, настоящем и будущем Одессы |
6.1 | Ситуация и положение дел |
Одесса, будучи исторически вполне и, даже в высшей степени, публичным городом Восточной Европы, могла бы взять на себя дело актуализации роли и значения общественного публичного пространства в городах Украины. Предпосылки тому - повышенная плотность мест внепроизводственной и, прежде всего, коммуникативной активности, превышающей таковую в других культурных, образовательных и рекреационных центрах страны. | Особая во все исторические времена общественная обстановка Одессы привлекала в город активных и предприимчивых людей (как в культурном, так и в коммерческом смыслах). Во многом эта обстановка определялась и определяется характерным устройством города - разветвленной сетью общественных публичных пространств и городских общественных заведений и учреждений. | Традиционно ими наряду с "открытыми" пространствами выступают выставочные и другие залы, "интеллектуальные" и "артистические" кафе, различного рода клубы, галереи, лекционные аудитории, публичные библиотеки. Сегодня ими могут также стать всевозможные коворкинговые пространства и т.н. третьи городские места… |
6.2 | Задачи |
Необходимо (а) выявить общее и специфическое значение и характер общественных публичных пространств для различных исторических этапов Одессы и (б) спрогнозировать типы и виды будущих общественных публичных пространств как неотъемлемых элементов культурной/городской среды Одессы, открытой благодаря им для разного рода инвестиций в городское развитие. | Важная линия актуализации - выявление в Одессе новых очагов публичной активности. Данные очаги, во-первых, могут генерировать новые пространственные комбинации городской среды, и, во-вторых, порождать новые события исторического и культурного значения. |
23 сентября 2013
Автор идеи музейно-выставочного проекта - Е.Н.Запоточный, сотрудник кафедры градостроительства Одесского Архитектурно-Художественного института, Научный консультант проекта - В.В.Сааков, кандидат культурологии, руководитель PRISS-laboratory (проектирование и исследование социокультурных и социотехнических систем), Россия, Ульяновск, http://priss-laboratory.net.ru |
|
|