главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ВиталийСААКОВ МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера |
|
Часть
вторая. Глава вторая ЭМПИРИКА
2.2. ПОДГОТОВКА И РАЗВЕРТЫВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ |
|
2.2.1. Задачник предприятия: предложение, помноженное на услугу и поделенное на расчет | текст в формате Word |
|
По аналогии со
школьными учебниками-задачниками для каждой учебной задачи, если она не
элементарно проста, существует ответ (в конце раздела или книги). Таким
же образом можно читать этот и следующий параграфы: знакомясь с условиями
задачи, заглядывать иногда в ответ (справляясь о "системе мер",
порядке "чисел", количестве "цифр" после запятой...). Итак, условие задачи всего одно – это предложение, помноженное на услугу и поделенное на расчет. Слова "помноженное", "поделенное" могут прочитываться как метафоры, а могут пониматься и в узком, строгом смыслах. Годится и то, и другое. Услуга Сначала несколько образов. Они связаны с предпринимательской "таблицей умножения" (рис.13). В ней заключены перемноженные услуги и предложения, а также услуги и предложения в 1-ой и 2-ой степени. В принципе, предложения может высказывать каждый говорящий. Тем более, если за предложением не следует или не подразумевается услуга. Или она равна практически нулю(42). Подобные предложения к предпринимательству отношения не имеют. А чему равна услуга? Здесь я в качестве ответа обращаюсь к схеме рис.4 (раздел 1.2). В этой схеме услуга как бы зажата между запасом и знанием. А по-другому: она как бы связывает запас и знание. |
Или еще: как запас,
так и знание без услуги остаются "голыми", не востребованными
(тогда по определению они не являются ни запасом, ни знанием). И в этой связи самое главное: услуга трансформирует запас в знание и знание в запас. Это почти уже ответы. А именно: на предпринимательском языке не всякое предложение является предложением. И хотя русский язык позволяет высказывания по форме как бы предпринимательские (как в том анекдоте – см.сноску №42) предложения, но такие высказывания не принадлежат речи предпринимателей (их хозяева - цыганки-гадалки, астрологические прогнозистки и просто юмористы и шарлатаны). Предпринимательским предложением является то, в котором сомножитель "услуга" состоит из произведения "запас х знание". Если "запас" = 0, то сомножитель (произведение) "услуга" также = 0. То же самое и в отношении "знания". Чтобы услуга была отличной от нуля, необходимо чтобы минимум "запаса" компенсировался максимумом "знания". И наоборот. Это уже предпринимательская задача. И ее условие можно зарисовать, например, так (рис.14): условие, помимо "предложения" заключает в себе "знание"(43) и "запас". Другими словами, вполне определенную компетенцию и состоятельность. Иначе, как опять в том же анекдоте или в пережитой нами ваучерной приватизации: все вдруг вынужденно оказались предпринимателями (!). |
Многие хотят ими
быть, но немногие могут. А решалась эта задача для всей страны в целом
и для каждого гражданина и как хозяйственная, и как производственная,
и как авантюрная (об этом достаточно писали газеты разных окрасок, говорили
на каждом углу). Я считаю, что это не просто непосильная задача, но вот в таком условии – все обязаны, все должны, от всех требуется – просто некорректная, если не бессмысленная. И все-таки, форма выражения (условия задачи "предложения/предлагания") со стороны услуги еще не исчерпана. Исходя из схемы рис.4, Услуга как бы прочерчивается по фону территории, деятельности, истории/культуры. Таким образом, услуга, рассматриваемая в структуре данного выражения, представляет собой форму, содержимым которой и являются территория-деятельность-история. А форма услуги формуется ее отличением от запаса и от знания и, тем самым, задается, диктуется ими. Или же: услуга здесь только и выражается через запас и знание, а будучи выраженной "собственными" словами (не через запас и знание) будет ни чем иным, как обещанием, намерением, обнадеживанием. Другими словами, форма услуги останется не наполненной, а ее выражение есть и будет тавтологией(44). |
|
|
|
Предложение Откуда берется предложение? Ну, например, в результате повтора чего-нибудь, заимствования. Или просто хочется выговориться. Много вариантов. Поэтому такие примеры ничего не объясняют не только о предложении вообще, но и не проясняют чего-либо о предложениях частных, в данном случае предпринимательских. Я считаю, что в мире деятельности предложение – это знак, который подают, чтобы вступить во взаимодействие. Т.о., предложение – это, прежде всего, знак/жест, значимый для взаимодействия, без этого знака/жеста предложение остается пустым звуком (правда, Робинзон до поры до времени мог обходиться без подобных знаков и звуков). Предложение и звучит и воспринимается как предложение, если ты значишь что-нибудь для других. Если ты являешься для окружающих знаком чего-либо. В конце концов, если ты как-то значителен. Если все ответы (будь перечисленное является вопросительными предложениями) отрицательны, то взаимодействию не состояться. Следовательно, не состояться клиентам, партнерам, контрагентам, а далее и компаниям, ассоциациям, товариществам... Другими словами, предложение в мире предпринимательства – это знак, ориентирующий на взаимодействие. Все очень просто: есть ли что предложить? в чем ваше предложение? все это предлог к чему? |
Т.о., предложение
должно иметь либо предельно ясную форму, прочитываемую, воспринимаемую
массовым слушателем, либо способно быть расшифрованным во всякого рода
"тайных" предприятиях. Т.е., либо быть включенным в формы как
бы всеобщей грамотности (а еще лучше: грамматики потребления, грамматики
накопления, грамматики кредитования...), либо быть языком посвященных
(языком деловых клубов, фамильных предприятий, тайных операций...).
Как изобразить графически перемножение услуги и предложения, захватив, тем самым, любой эмпирический материал, любые и всевозможные факты, которые следует брать в предпринимательский расчет? Для этого имеет смыл следовать самим фактам, лишь упорядочивая их многообразие. На поверхности (левый фрагмент самого нижнего слоя в рис.15) лежат факты действий, очевидным образом воспринимаемых как противо-действия. Так нам рисует предпринимательские плацдармы идея конкуренции: или борись, или ищи нишу. В этом виде плацдарм предстает как противодействие наличествующих услуг. Заинтересованный взгляд во всей этой феноменальности пытается разглядеть "знаки/предложения", которые необходимо принять в расчет: предложение услуг (нормальный факт), предложение предложений (факт нормального посредничества или сомнительная махинация), |
услуга предложений (факт информирования или рекламирования), услуга услуг (индустрия сервиса). Если все это поставить как вопросы, диктуемые из отмеченного фрагмента схемы, то придется принять в расчет, что все по отношению ко всем являются контрагентами. Персонифицированными или безличными. На что же здесь можно рассчитывать? За несколько веков до нас один англичанин ответил: "Bellum omnes contra omnes". Понятно, что расчет в духе этого англичанина не для всякого Предприятия. Понятно, что для избранных – отчаянных и самоуверенных (об этом в III части). Подавляющее же большинство Предприятий предполагают и могут не только и не столько противодействовать друг другу, сколько противо-речить (средний слой рис.15, левый фрагмент). Это, хотя бы, себе дешевле. Когда расчет основывается на том, что уже не может быть удержано в прямом (непосредственном) противодействии, и переговоры, призванные поддержать противодействия, ведутся по поводу перечня взаимных неуступок(45). |
|
|
|
Сейчас на схеме прослежен первый такт цикла развертывания предприятия, я этот цикл называю прямым. Обратный цикл – движение по схеме против часовой стрелки – от правого фрагмента нижнего слоя, но об этом чуть ниже). Переговорам свойственно заходить в тупик. В данном случае это означает либо отступить (дать отступную) и стать "жертвой" чьего-либо противодействия (вернуться в исходный пункт схемы и забыть о роли "агрессора"), либо задуматься. Задуматься – это значит оказаться в верхнем слое схемы, это также значит крепко поразмышлять над типом Предприятия, с которым до сих пор соотносилось конкретное развертываемое предприятие (рис.16). | И это также значит положить перед собой схемы раздела 1.2.3 (рис.8, который и помещен в этот слой, а также рис.9 и рис.10, 10.1, 10.2 как развертывание исходной схемы). Да и противоречить ли? А не отказаться ли вообще от противодействия и всякого "противо-" (скорее всего, ложной идеи конкуренции), просто обозначив себя словесно или письменно – письмами, объявлениями, рекламой и рекламной кампанией. | Конечно, не совсем
просто. Ведь нужно рассчитывать хотя бы на тот минимум, который бы достался
в результате контрактаций, противодействий, противоречий. (...) (далее связать схему рис.16 со схемами рисунков 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5) (...) |
|
|
|
|
|
(44) - Например, как такие тавтологии: предприниматель – это субъект предпринимательства, запасы – это то, что запасено, знание – это то, что мы знаем... |
|
2.2.2. Решебник предприятия: инструментальное назначение внутрифирменной подготовки персонала | текст в формате Word |
|
Назначение внутрифирменной
подготовки (ВФП) – передача мастерства в широком смысле слова. Если на
ВФП посмотреть широко, то без видимого ущерба для понятия внутрифирменной
подготовки мы обнаружим нечто подобное и в самых седых временах. Действительно,
обучение в деятельности предшествует обучению в образовательных учреждениях.
Молодежь древнего племени обучается охоте на охоте, а не курсах "молодого
охотника". "ВФП" ремесленной мастерской Средневековья –
феномен подмастерьев – единственная, оправдывающая себя, форма передачи
специальных знаний. Если к тому же учесть, что письменные знания существовали
преимущественно в форме рецепта(46),
а всякого рода правила – "возьми это в левую руку, прищурь правый
глаз, повернись вполоборота..." – знаний в открытой форме не несли.
Для передачи подобных знаний требуются учебные заведения, профессионализирующиеся
в их передаче всем желающим или избранным, бесплатно или за мзду. |
Сегодня, казалось
бы, можно приобрести предпринимательское знание в специальной подготовке
– бизнес-школе, бизнес-инкубаторе, школе менеджмента и в различных специальных
курсах. Можно, если отдавать себе отчет по поводу возможностей формы знания. Можно, если
отдавать себе отчет в том, что предприниматель/бизнесмен – это не профессия
и не специальность, а способ и образ жизни, во многом определяемый также
натурой и характером человека. Предприниматель – это человеческий
тип. Как художник, изобретатель, педагог, руководитель... Можно многому научиться в искусстве, инженерном деле, педагогике, управлении... Но согласись, Читатель, что перечисленные ремесла не сводятся без остатка к знанию. Поскольку по большому счету – это ремесла, т.е. занятия и усилия вне рамок технологии (производственной, оргуправленческой, педагогической…). Технологии, как знания о технике. |
А пока технологии
(знания о технике) не развернуты, существуют только техники. Техники осваиваются
в тренировках, обучение вводит в технологию. Профессионализация и технологизация
стремятся не-знаниевый остаток ремесла свести к минимуму. Вот когда сведут,
тогда выходец учебного заведения может восприниматься как Художник, Инженер,
Педагог, Руководитель... Равным образом это относится и к Предпринимателю.
Научение предпринимательству должно дополняться подготовкой. И по аналогии
со Средневековой мастерской – подготовкой в деятельности. На современном
языке – внутрифирменной подготовкой. ВФП – одновременно дополнение специальным
системам подготовки кадров и альтернатива им. Быть ей и тем, и другим
позволяет совмещение трех организационных форм обучения/подготовки: (а) обучения/подготовки до деятельности, (б) обучения/подготовки в деятельности и (в) обучения/подготовки после деятельности (рис.17). |
|
|
|
Сложное организационное строение ВФП обусловлено тем, что по сути она является основным механизмом развертывания Предприятия и решения большинства предпринимательских задач. Если еще раз воспользоваться аналогией со Средневековой мастерской, то ВФП ответственна за мастерство Предприятия. | С этим важным положением стоит разобраться. Поскольку Предприятие вещь не однородная, а составленная единицами "хозяйства", "производства" и "авантюры" (венчуром), то и мастерство необходимо как бы приложить к каждой из составляющих Предприятия. Приложить в определенном ракурсе, а именно – с точки зрения ВФП. Это значит в соответствии со схемой рис.17. Выше (разделы 1.1.1 и 1.1.2) составляющие Предприятия различены посредством баланса и дисбаланса: форм/способов и средств/ресурсов. | Это различение стоит продолжить в аспекте ВФП. Задав основные характеристики оргформ составляющих Предприятия, следует дальше обозначить те способы действия, которые, с одной стороны, задаются формой, с другой, обеспечивают действительность и действенность этой формы (рис.18). |
|
|
|
Хозяйство Хозяйство остается хозяйством пока форма, воспроизводящая способы действия, не подвергается изменениям, пока она транслируется как бы "из вечности"(47), конечно, подразумевая всю условность этого выражения. Условность можно свести к минимуму, поняв что регулируется данной формой. Складское хозяйство должно строиться навсегда, иначе сдав на хранение какую-либо ценность, завтра ее можно и не получить. Или потратить уйму времени на ее поиски. Поэтому есть незыблемые принципы ведения складского хозяйства. Экспериментировать здесь – это значит рисковать. И хотя хозяйственный цикл ориентируется "на вечность", но такты, его составляющие, имеют длительность, вполне сомасштабную человеческой жизни и задачам, ее наполняющим. Тем не менее, модификация способов действия, зажатых в тактах воспроизводственного цикла хозяйства, весьма незначительна. Хозяйственный способ в своей основе консервативен. Это позволяет ему не ломать границы тактов и не выбиваться из темпа и строя воспроизводственного цикла. Смещение границ такта, нарушение темпа и строя цикла чревато катаклизмом или, в лучшем случае, катастрофой. Не важно, какой масштаб они приобретут – глобальный, региональный, локальный. Глобальная катастрофа хозяйства или локальная катастрофа в хозяйстве сказываются на нем в целом. Объяснение – в автаркности хозяйства, в замкнутости хозяйственных связей и отношений на самих себя(48). |
Можно заострить
утверждение: хозяйство реализуется в форме. Каждый воспроизводственный цикл – это
и есть результат хозяйствования, его продукт и реализация. И организация
хозяйства, и результат хозяйствования принадлежат одной и той же форме. Производство В производстве они разделены. Более того, одно и то же производство может быть заключено в множество организационных форм. Каждая из форм конструируется из материала запаса(49). В отличие от хозяйства, хранящего запасы, оберегающего их от расходования, пополняющего их, производство создается для их расходования и только, а на языке технологии – для их преобразования в продукты для других. Пока запас не исчерпан, производство имеет смысл, его форма выдерживается и восполняется, а потому обеспечивает воспроизводственный цикл предзаданной длительности(50). Сам цикл рассчитывается исходя из двух соображений: "надобности" продукта и "количества" запаса. Я поставил два слова в кавычки. Первое можно использовать без кавычек в случае кооперации одного производства с другим или иными непроизводственными формами деятельности. По большому счету изначально никогда надобности ни в каком продукте нет. Расчитывать на "надобность", выискивать ее, прогнозировать и т.п. не практично. Надобность (потребность, необходимость, нужда... в том или ином продукте) есть заранее обозначаемое функциональное место в структуре кооперации, в которую встроено или должно быть встроено производство. |
Другими словами,
производство есть функция спланированной или выдуманной надобности. Производственный способ назначается технологом, располагающим определенными фиксированными запасами. Иногда способ изобретается, если производство является опытным. Благодаря технологически нормированному способу, производство реализуется в функционировании. Но только не в продукте. Наличие продукта возможно только по сопричастности к функционированию производства. Во всех иных случаях имеет место быть изделие. Всякие уникальные вещи – космические аппараты, ядерные реакторы – так и называются: изделие №1, изделие №2 и т.д. А продукт – это тираж. Венчур Тотальность связей, пронизывающих венчурное предприятие и "подвязывающих" его к внешним (зачастую случайным), подобна тотальности хозяйства, но форма венчура проистекает не "из вечности", не от "природы", не "от бога", а прямо от человека. |
|
|
(47) - Ритм работ традиционного сельского хозяйства регулируется природными циклами. |
|
|
(49)
- Производственным
запасом может полагаться разное: технологическое знание, оргуправленческие
принципы, оборудование, сырье, география, люди. |
|
(50) - Сравни: производство древесины и автомобиля. Воспроизводственный цикл первого может измеряться несколькими десятилетиями, а второго несколькими минутами. |
2.2.3. Avance venture (исп.): наступление удачи | текст в формате Word |
|
Удача всегда воспринимается
как неожиданность. Даже если с ней связывались все надежды. Всякое
обучение связывается с надеждой. Более того, обучение таит неожиданности.
И для того, кто учит, и для того, кто учится. Теперь попытаюсь связать
то и другое. Наступление удачи (как это в названии параграфа) для
Предприятия я буду связывать исключительно с фактами внутрифирменной
подготовки. Даже если придирчивый взгляд в каком-либо факте не усмотрит
подобной прямой связи. Даже если Предприятие не имеет специально организованной
внутрифирменной подготовки. Если не усмотрел, то это его – взгляда
– проблемы. Не организована – не значит, что ее нет вовсе.
(...) |
|
© Виталий Сааков, PRISS-Laboratory, 2000 февраль 10 |
оставить сообщение для PRISS-laboratory |
|
|
с 04 апреля
2005
|
|
последнее
обновление
22 июль 2011 |