главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
ВиталийСААКОВ
МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия
после Макса Вебера
Представление
(1.1) Логика: зримые и незримые контуры мира предпринимательства
(1.2) Логика: жесткая и мягкая структура мира предпринимательства
(2.1) Эмпирика: режим предприятия
(2.2) Эмпирика: подготовка и развертывание предприятия
(3.1) Дух: реконструкция веберовского предприятия
(3.2) Дух: новые основания и устремления
Примечания и комментарии
     
Часть третья. Глава вторая. ДУХ
3.2. "НОВЫЕ" ОСНОВАНИЯ И УСТРЕМЛЕНИЯ ДУХА
  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

часть первая ЛОГИКА

1.1. ЗРИМЫЕ И НЕЗРИМЫЕ КОНТУРЫ МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1.1. Первый контур предприятия: баланс форм и способов
1.1.2. Второй контур предприятия: дисбаланс средств и ресурсов
1.1.3. Третий контур предприятия: предприятие как дилемма
1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2.1. Структура игры: ходы и фигуры предприятия
1.2.2. Арифметическая структура: счета и записи предприятия
1.2.3. Типологическая структура: плацдарм, топика и матрица

часть вторая ЭМПИРИКА
2.1. РЕЖИМ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.1. Предприятие как организм и как машина: задание и восприятие режима
2.1.2. Внутренняя и внешняя инстанции режима
2.1.3. Стандарт фирмы

2.2. ПОДГОТОВКА И РАЗВЕРТЫВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2.1. Задачник предприятия: предложение, умноженное на услугу и разделенное на расчет
2.2.2. Решебник предприятия: инструментальное назначение внутрифирменной подготовки персонала

2.2.3. Avance ventura (исп.): наступление удачи

часть третья ДУХ
3.1. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДУХА ВЕБЕРОВСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1.1. Предприятие как протест: дисбаланс форм и способов
3.1.2. Предприятие как призвание: дилемма благ и ценностей
3.1.3. Предприятие как служение: бюджет средств и ресурсов

3.2. "НОВЫЕ" ОСНОВАНИЯ И УСТРЕМЛЕНИЯ ДУХА
3.2.1. Предприятие "self-made man"
3.2.2. Границы и горизонты предприятия: от запасов и услуг к знаниям, от территории к деятельности и культуре
3.2.3. Кредит предприятия: проектирование и аналитика


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
     
3.2.1. Предприятие "self-made man": (...) текст в формате Word текст в формате Word
В названии этой части слово новое взято в кавычки. Это потому, что новое не только "после" веберовского предпринимателя, но и "до" и "наряду" с ним.
"Self-made
man" – какой смысл вложен в эту формулу? То, что это не наследник всего и вся – явно недостаточно для сегодняшнего смысла. Да и институт наследования претерпел за прошедшее время кардинальные изменения: аккумулировать богатства из поколения в поколение стало, буквально, себе дороже (налоги съедят практически все). И юридическое принуждение к распределению наследства среди нескольких лиц не способствует концентрации богатства. Так стало на Западе. Возникла масса феноменов и на нашем Востоке.
(...)
Создание все более тонких механизмов конвертации финансового капитала в политический, политического и социального в финансовый, их всех в знания, а знания в любой предыдущий капитал практически заместило институт наследования его функциями. И при этом возникли функции новые.
Наследование перестало служить обстоятельством – юридическим, фамильным, а потому определенным и однозначным, а стало функцией и способом – ситуационными, культурными и техническими и поэтому вполне произвольными и возможными к выбору и конструированию.
"Self-made
man"– это отныне, с одной стороны, волевой акт самоопределения и самоназначения, попирающий нормы и традиции, с другой стороны, ориентирование в калейдоскопе культур. Это уже не унаследованная характеристика человека, а скорее нечто вроде профессии. Это уже не столько удел стартующего с пустым карманом, сколько сценирование жизненного пути без оглядки на небеса и прошлое(1).

(1) - Предпринимательство как социальное явление, а не индивидуальные случаи-события, утвердилось в противоположность праздному классу (Веблен). Быть представителем праздного класса (аристократом в немногих обществах), значит быть наследником практически всего: имени-происхождения, властных инструментов, материальных благ и вассалов разного обличья. И только унаследовав подобную "базу", ее можно было использовать как стартовую площадку для различного рода "высоких" предприятий, в том числе авантюрных. Поэтому на протяжении столетий весьма характерным предпринимателем из праздного класса был странствующий рыцарь. Древний и средневековый рыцари были избавлены от самостоятельного накопления капитала – социального и денежного. Постольку любое рыцарское предприятие – исполнение обета, поиск ристалищ – предельно авантюрно, т.к. не озабочено воспроизводством и накоплением. А потери с лихвой компенсируются грабежом и приобретением громкой славы.
"Разночинный" предпринимательский класс должен был поставить себя на место рыцарского и занять лидирующее место в истории Нового времени. Рыцарский ореол должен был засиять над предпринимателем – в английской транскрипции self-made-man`ом. - Человеком, который сделал себя сам, человеком, обязанного всем себе самому.
вверх вверх вверх вверх
3.2.2. Границы и горизонты предприятия: от запасов и услуг - к знаниям,
от территории - к деятельности и культуре
текст в формате Word текст в формате Word
(...)    
вверх вверх вверх вверх
3.2.3. Кредиты предприятия: проектирование и аналитика текст в формате Word текст в формате Word
(...)    
 
© Виталий Сааков,  PRISS-Laboratory, 2000 февраль 10
  оставить сообщение для PRISS-laboratory вверх вверх вверх вверх
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апреля 2005
последнее обновление
24 июль 2011