Кто вправе представлять
Мир предпринимательства - на светских раутах, деловых презентациях, судах
разной инстанции, школах всех ступеней..? Один ответ: телекомментаторы,
служители Public Relations, юристы, педагоги... Согласен. Но с одной оговоркой.
Если предпринимательство уже не только неотъемлемо от общей атмосферы
жизни, но и самое атмосфера и важнейший компонент жизни. Макс Вебер именно
таким воображал и исследовал Мир предпринимательства. Ставшее классическим
историческое исследование "Протестантская этика и дух капитализма"
представило его буквально всему свету, суду истории и всем последующим
поколениям. На то были веские причины. Действительно, ну кто из его, М.Вебера,
современников не имел представления о предпринимательстве? Какой еще деловитости
до сих пор не хватало европейцу или американцу? Кто требовал его обеления,
оправдания или украшения?
Ни в чьей фантазии и не возникали визионерские, мессианские или эсхатологические
видения Мира предпринимательства. Разве что в новой школе политической
экономии, посчитавшей хозяйственно-экономическое и политическое предпринимательство
актом предпоследней - капиталистической - формации в истории человечества.
|
И все мы (более-менее
взрослое поколение) были добровольными или вынужденными учениками этой
школы. Хорошо ли это, плохо ли, не берусь судить, но опять мы становимся
учениками фактически единственной школы. С одним отличием.
За предыдущей "новой" школой стоял мир реальный. И каждый класс
этой большой школы давал свою "путевку в жизнь". За нынешней
школой пока нет реального мира, или почти нет. "Нет" или "почти"
нет потому, что его нужно еще складывать. Потому, что для нас "здесь
и сейчас" есть лишь история этого мира. Небольшая отечественная и
большая чужая. История "здесь и сейчас" предпринимательства
только творится. Поэтому Мир предпринимательства по большому счету является
воображаемым, в хорошем смысле слова, миром с отдельными реальными фрагментами.
Его нужно постоянно воображать. Чтобы он был. Нужно неустанное воображение,
чтобы он существовал. Воображение нужно сегодня и будет нужно завтра и
послезавтра. Когда же воображаемый мир станет реальным - дело истории,
дело школы, дело людей. |
Имеет
ли смысл представлять миру Мир предпринимательства после Макса Вебера?
А также после Шумпетера и Земпера? Я считаю – да. Этот текст и есть попытка
подобного представления. В первую очередь потому, что предпринимательство-в-мире,
которое следует представлять (воображать, понимать, удерживать в памяти,
а также репрезентовать и протежировать) является эпифеноменом случайных
времени и места.
В отличие от мира предпринимательства - феномена конкретных истории и
местоположения. Во вторую очередь, в силу изменчивости большого мира.
В нем - большом мире - уже нет СССР, как будто меньше социализма. Но стало
ли больше предпринимательства? Пополнился ли малый мир - мир предпринимательства
- нашим восточным братом (наряду с Китаем, Вьетнамом). Каково отношение
старшего западного брата к младшему? кровные ли это братья? молочные?
духовные? по несчастью ли? Или в борьбе?
Что там говорить, обстоятельства рождения данного эпифеномена весьма специфичны,
почти in vitro.
В нем самом и по отношению к нему самому слишком много ортодоксии и фундаментализма,
эйфории и катастрофизма. |