главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
ВиталийСААКОВ
МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия
после Макса Вебера
Представление
(1.1) Логика: зримые и незримые контуры мира предпринимательства
(1.2) Логика: жесткая и мягкая структура мира предпринимательства
(2.1) Эмпирика: режим предприятия
(2.2) Эмпирика: подготовка и развертывание предприятия
(3.1) Дух: реконструкция веберовского предприятия
(3.2) Дух: новые основания и устремления
Примечания и комментарии
     
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

часть первая ЛОГИКА

1.1. ЗРИМЫЕ И НЕЗРИМЫЕ КОНТУРЫ МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1.1. Первый контур предприятия: баланс форм и способов
1.1.2. Второй контур предприятия: дисбаланс средств и ресурсов
1.1.3. Третий контур предприятия: предприятие как дилемма
1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2.1. Структура игры: ходы и фигуры предприятия
1.2.2. Арифметическая структура: счета и записи предприятия
1.2.3. Типологическая структура: плацдарм, топика и матрица

часть вторая ЭМПИРИКА
2.1. РЕЖИМ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.1. Предприятие как организм и как машина: задание и восприятие режима
2.1.2. Внутренняя и внешняя инстанции режима
2.1.3. Стандарт фирмы

2.2. ПОДГОТОВКА И РАЗВЕРТЫВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2.1. Задачник предприятия: предложение, умноженное на услугу и разделенное на расчет
2.2.2. Решебник предприятия: инструментальное назначение внутрифирменной подготовки персонала

2.2.3. Avance ventura (исп.): наступление удачи

часть третья ДУХ
3.1. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДУХА ВЕБЕРОВСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1.1. Предприятие как протест: дисбаланс форм и способов
3.1.2. Предприятие как призвание: дилемма благ и ценностей
3.1.3. Предприятие как служение: бюджет средств и ресурсов

3.2. "НОВЫЕ" ОСНОВАНИЯ И УСТРЕМЛЕНИЯ ДУХА
3.2.1. Предприятие "self-made man"
3.2.2. Границы и горизонты предприятия: от запасов и услуг к знаниям, от территории к деятельности и культуре
3.2.3. Кредит предприятия: проектирование и аналитика


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
     
    текст в формате Word текст в формате Word
Название текста, хотя и тяготеет к философскому, вовсе не сводит данный текст к созерцательному взгляду на культурный,социальный и экономический феномены предпринимательства. Она всего лишь напоминание банальности: что-либо существует по-настоящему и сполнатолько в своем - "родном", "природном" – мире. Настоящая, реальная математика - в нереальном (идеальном) мире математики. Вне его существуют только популярные изложения, облегченные математические приемы и упрощенные задачи. То же самое справедливо и в отношении предпринимательства. Вне и без этого мира обретаются лишь предпринимательские эпифеномены, уродства с точки зрения идеи предпринимательства, и поэтому предстает оно в виде бесконечных недостатков, неразрешимых трудностей, неизбежных тупиков и разочарований на разной почве.
Как и математика, предпринимательство и его мир историчны. Это значит, что ни предпринимательство, ни его мир нельзя учредить декретом, вменить законом, малоосмысленно декларирование предпринимательских прав. Все это должно родиться, вырасти, получить как все живое свою наследственность, уникальную биографию и специфические метрики. В то же время историчность предпринимательства и его мира не отменяет человеческих усилий - индивидуальных и коллективных - по становлению и утверждению этих жданных и всегда неожиданных образований человеческой активности, действия и мысли.
Да и что там говорить, обстоятельства рождения данного эпифеномена на географических просторах и экономических островках нашего Отечества весьма и весьма специфичны, почти in vitro. В нем самом и по отношению к нему слишком много ортодоксии и фундаментализма(1), эйфории и катастрофизма.
    Человек существует для предпринимательства,
которое является целью его жизни,

а не предпринимательство служит человеку
как средство удовлетворения

его материальных потребностей
Макс Вебер (почти цитата)
Кто вправе представлять Мир предпринимательства - на светских раутах, деловых презентациях, судах разной инстанции, школах всех ступеней..? Один ответ: телекомментаторы, служители Public Relations, юристы, педагоги... Согласен. Но с одной оговоркой. Если предпринимательство уже не только неотъемлемо от общей атмосферы жизни, но и самое атмосфера и важнейший компонент жизни. Макс Вебер именно таким воображал и исследовал Мир предпринимательства. Ставшее классическим историческое исследование "Протестантская этика и дух капитализма" представило его буквально всему свету, суду истории и всем последующим поколениям. На то были веские причины. Действительно, ну кто из его, М.Вебера, современников не имел представления о предпринимательстве? Какой еще деловитости до сих пор не хватало европейцу или американцу? Кто требовал его обеления, оправдания или украшения?
Ни в чьей фантазии и не возникали визионерские, мессианские или эсхатологические видения Мира предпринимательства. Разве что в новой школе политической экономии, посчитавшей хозяйственно-экономическое и политическое предпринимательство актом предпоследней - капиталистической - формации в истории человечества.
И все мы (более-менее взрослое поколение) были добровольными или вынужденными учениками этой школы. Хорошо ли это, плохо ли, не берусь судить, но опять мы становимся учениками фактически единственной школы. С одним отличием.
За предыдущей "новой" школой стоял мир реальный. И каждый класс этой большой школы давал свою "путевку в жизнь". За нынешней школой пока нет реального мира, или почти нет. "Нет" или "почти" нет потому, что его нужно еще складывать. Потому, что для нас "здесь и сейчас" есть лишь история этого мира. Небольшая отечественная и большая чужая. История "здесь и сейчас" предпринимательства только творится. Поэтому Мир предпринимательства по большому счету является воображаемым, в хорошем смысле слова, миром с отдельными реальными фрагментами. Его нужно постоянно воображать. Чтобы он был. Нужно неустанное воображение, чтобы он существовал. Воображение нужно сегодня и будет нужно завтра и послезавтра. Когда же воображаемый мир станет реальным - дело истории, дело школы, дело людей.
Имеет ли смысл представлять миру Мир предпринимательства после Макса Вебера? А также после Шумпетера и Земпера? Я считаю – да. Этот текст и есть попытка подобного представления. В первую очередь потому, что предпринимательство-в-мире, которое следует представлять (воображать, понимать, удерживать в памяти, а также репрезентовать и протежировать) является эпифеноменом случайных времени и места.
В отличие от мира предпринимательства - феномена конкретных истории и местоположения. Во вторую очередь, в силу изменчивости большого мира. В нем - большом мире - уже нет СССР, как будто меньше социализма. Но стало ли больше предпринимательства? Пополнился ли малый мир - мир предпринимательства - нашим восточным братом (наряду с Китаем, Вьетнамом). Каково отношение старшего западного брата к младшему? кровные ли это братья? молочные? духовные? по несчастью ли? Или в борьбе?
Что там говорить, обстоятельства рождения данного эпифеномена весьма специфичны, почти in vitro. В нем самом и по отношению к нему самому слишком много ортодоксии и фундаментализма, эйфории и катастрофизма.
(1) - Было бы справедливо отменить ученые звания у экономистов конца 80-х и начала 90-х годов.  
 
© Виталий Сааков,  PRISS-Laboratory, 2000 февраль 10
  оставить сообщение для PRISS-laboratory вверх вверх вверх вверх
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 апреля 2005
последнее обновление
21 июль 2011