Дух – это исток.
Источник энергии, который только и можно объяснить данным символом. Потому
что духом мы наделяем ту энергетику, силы которой с трудом поддаются рациональному
объяснению. Макс Вебер связал феномен предпринимательства с этикой протестантизма.
По-моему, Предприятие с тех пор (времен религиозной реформации в Европе)
есть утвердившаяся форма протеста. Форма протеста против устоявшегося
и освященного, форма неповиновения традициям и устоям. Предприятие, о
котором размышлял Макс Вебер – это исторический протест против предназначения
человека, освященного и оберегаемого католической церковью. Предназначению
должно следовать, на то оно и предназначение. Но если оно "высокое"
– искупление на небесах, то неразумному и слабому человеку необходим сильный
помощник, пастырь, духовный и жизненный водитель, который хотя и ведет
человека "по земле", но как бы в "царствие небесное".
Протестантизм – он прежде всего против навязываемых пастырей и уготованного
пути.
Здесь придется различать предпринимательство и бизнес. Бизнес не протестует,
он позиционируется, стремится принять наиболее удобную форму. Предпринимательство
протестует против устоявшегося порядка. И если опротестовывается порядок,
приданный земле и небесам одновременно, то мы имеем Предприятие в виде
протестантизма. |
Таким образом, Предприятие
есть цель, форма, содержание, энергия и адресат протеста. Хозяйство молчит,
погруженное само в себя. Производство постоянно апеллирует к всевозможным
инстанциям. Авантюра есть протест по всей форме, ничем не закумуфлированный.
(...) |
|