главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Мир инженерного. Взгляд из методологии и эпистемологии тезисы |
вернуться в разделш | образовательные проекты | |||
республиканская конференция "Проблемы формирования личности инженера как профессионала-гуманиста: философско-методологический аспект"/ Ульяновск, 1993 |
|
1.1. Наиболее
существенным, хотя и менее всего явным знаком "мира инженерии"
является фигура оператора знания. Какой бы исторический
срез "мира инженерии" мы бы не рассматривали, природа инженерии
всегда будет лежать в операторике знаниями. Знания в смысле
категории "вещи" являются для инженерии материалом ее деятельности,
следовательно, подлежащим преобразованию. 1.2. Мы - эпистемолог и методолог - обращаемся к семантической единице "мир" для обозначения инженерии в качестве историко-культурного образования - образованния, которое мы должны объективировать в содержании истории и культуры. Вне работы по конструированию подобной единицы "инженерное" будет редуцировано к самым разнообразным деятельностям и активностям, теряя при этом свое инженерное существо. "Мир" является также исходной единицей для инженерии, по отношению к которой развертываются и детализируются ее собственные операторики. В этом смысле под "миром" следует подразумевать совокупность процедур онтологизации. 2.1. Объективация инженерии как мира - это возможность избежать социологизации инженерии, возможность ухода от социологической трактовки предмета нашей мысли. Объективация инженерии как мира - это признание ее фундаментального значения в Европейской культуре. "Мир инженерии" - это ойкумена Европейской цивилизации. |
2.2. Как высшее
суммарное проявление духа, "инженерное" не подпадает под непосредственную
критику порождаемых ею форм духовности, например, философской, научной,
художественной... Критика идеи творения - in genero -
это либо вынос себя за скобки рода homo sapiens, faber, ludens..,
как итог духовной люмпенизации либо необоснованная претензия части на
назначение целого в своем стремлении упрощения и облегчения интеллектуального
груза. 2.3. "Мир инженерии" - это трансцендентный мир, сверх-естественный, над-культурный, являющийся нам различными формами мышления (созерцательной, изобретательной, аналитической...), различными методами (проектированием, конструированием, управлением...), различными знаковыми системами, воплощаемыми в самом разнообразном (вещественном и невещественном) материале. Подобное утверждение призвано указать на внимание и осторожность, с которыми Философ узнает Инженера, вступает с ним в коммуникацию, представляет его Другому. 3.1. Описание "мира инженерии"
требует понятийной и категориальной аналитики задействуемых представлений,
соразмерной внутренней конструктивности этого мира. С нашей - методолога
и эпистемолога - точки зрения эта работа должна начинаться с описания
инженерии как Corpus,
далее как Principia и затем как Summae.
|
3.2. Оформление трех данных
тематизмов возможно в развернутых действительностях методологии и
эпистемологии. Из последних извлекаются теоретическая и эмпирическая
составляющие Corpus`а (см.рисунок). Теоретическая составляющая
задается фигурами Логика (типологика) и Техника (знакотехника). Первая
ответственна за строительство типов интеллекта, вторая - за конструирование
и производство знаковых форм. Независимо от первой и второй в Corpus
ingeneria входит фигура Веда, ведающего эмпирическим "телом"
инжанерии или "практикой". Principia ingeneria - вхождение
вCorpus, действительное посредством занятия и взаимосвязывания
позиций Логика, Веда и Техника.
Отметим здесь же принципиальные задачи. Без построения типологии интеллекта, без конструирования систем общих знаний, вне реальных обстоятельств работы с различными областями знания "мир инженерии" останется для нас закрытым миром. Summae ingeneria складывается позицией Оператора (знаниями), как знаком реальных работ с различными областями знания и в различных областях знания, требующих усилий по: - систематизации знания в границах однородных областей, - трансляции знания во времени, - консервации знания в различном материале (субстрате), |
|
- разоформлению и переоформлению
знания в процедурах трассирования разнопредметных областей,
- конфигурированию и комплексированию разнородных и разнопредметных знаний. 4.1. Corpus, Principia и Summae - необходимые рамки-обстоятельства для разработки форм и содержаний инженерного образования, выставляемые прежде привычного стремления к спецификации и классификации, поскольку указывают на целое. |
Впрочем "целое" как рамка и основание образования - это не более чем историческое везение. Нам же не повезло - мы не стали современниками механики схоластов. |
|
|