главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории PRISS-news
все новости&обновления
   
  2025   2024   2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013   2012 2011 2010 2009 2008   2007 2006   2005 2004  
   
     
 
14 апрель 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

Вновь обратимся к последовательности трех схем, призванных иллюстрировать обстоятельство как кризиса городской социокультуры, так и условие его преодоления. В первом варианте последовательности рассматривалась роль среды в качестве действительного источника кризиса. Во втором варианте, в обратной последовательности "этих же" схем среде будет придано противоположное значение: с опорой на нее будет моделироваться возможность преодоления кризиса. Среда будет связываться со становлением городского/гражданского клуба, функционально призванного к восстановлению каналов трансляции, подвергшихся средовой эрозии.
 
06 апрель 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

необходимо констатировать неизбывное противоречие социального и культурного, а точнее, процессов и механизмов, лежащих в их основе и обеспечивающих их изменения или же их стабильность. В плане социального – это процессы и механизмы средообразования, средовой изменчивости, а в плане культуры прямо противоположное – отсутствие динамики в трансляции ее норм. Характеристики обоих плана суть онтологические характеристики. И логически, и интуитивно понятно, что транслируемая норма должна быть неизменна, иначе она не сможет быть ни вменена (реализована), ни воспринята в целях ей следования. А в отношении среды немыслимо видеть ее неизменной и неподвижной(78).
 
22 март 2025 завершение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Я предположил со своей стороны, что антропософское понятие конверсации в методологии нужно сопоставить (здесь я вспоминаю замечание Владимира, что сопоставлять можно только через третье, а я сопоставил напрямую) с методологическим понятием смысла в коммуникации. То есть, роль конверсации в разговорах, которые ведет антропософия я сопоставил на этой графике… Надеюсь, представителям антропософского сообщества не надо напоминать, что это такое и сколько там шагов? Про один шаг в самом начале я сказал. Моя рисовка схемы Юрия Виленовича, который не брал в руки карандаша и не рисовал, была инициирована как первый шаг конверсации, называемым имагинацией. Кстати, почему опыт номер один был прерван на этом шаге сопоставления? Было сказано, что вторым шагом конверсации служит "засыпание" или инспирация, и все разошлись спать. Утро вечера мудренее гласит славянская пословица, может и у других этносах есть схожие. Было прервано состояние активного созерцания.
 
18 март 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

Подведем предварительные итоги обращения к первой схеме. Воспроизводство городских ситуаций, т.е. тех, благодаря которым поселение, в т.ч. городское, становятся городом как таковым, городом в строгом смысле (по М.Веберу и не только) выражено именно данной схемой. Это значит, что "раз появившись", городские ситуации впредь воспроизводятся и, тем самым, в городе осуществляются исключительно городские деятельности – деятельности, имеющие место быть только и только в городе и благодаря городу. На самой поверхности это те из них, которые следует связывать преимущественно с городской цивилизацией: с той же канализацией, водоснабжением, транспортом, электроснабжением и пр. Не вполне наглядны специфические городские деятельности, связываемые с городской культурой...
 
15 март 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

Для того, чтобы начать составлять "техническое задание" (ТЗ), вновь пройдемся по трем схемам, развертывая каждую из них в установке на "ТЗ". Первая схема в этом ряду будет означать и выражать нормальное состояние городской социокультуры. При этом в понимании, что схематизировано именно идеальное ее обстоятельство. Идеализация связана преимущественно с характеристикой среды как инертной и пассивной. Это вовсе не значит, что нормализация городской социокультуры должна непременно сводиться к нейтрализации среды.
 
09 март 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Проблематика городской цивилизации в РФ

Вячеслав Леонидович Глазычев полагал клуб одним из важнейших признаков города, т.е. городской культуры. К числу непременных клубов он относил театр, суд, биржу и рынок. Другие виды городских клубов, которых обычно не счесть, также выступают городскими приметами и атрибутами городской жизни, но именно четыре им отмеченных суть признаки города как такового. Глазычев не назвал в числе признаков ратушу (или же бурмистерскую палату, городскую думу, магистрат), т.к. имел ввиду самоуправление исключительно в городах Российской империи. В них полных аналогов европейской ратуше не было, да и существовали они эпизодически в XVII-XVIII веках лишь как ее синонимы, к концу же империи этот синоним был заменен на городские магистраты. Понятно, что как первые, так и вторые были лишь некоторым формальным подобием ратуши – западно- и восточно-европейского института городского самоуправления...
 
03 март 2025 продолжение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Если отвлечься на предыдущем слайде от весьма непростого изображения, или закрыть на него глаза... Как бы закрываем глаза, не видим того, что мой курсор обводит, а видим только пространство идеального, сферу духа, которые выше верхней скобки. И также видим эмпирическую действительность, которая за нижней скобкой. Эти скобки как рамки выделяют, отбрасывая все ненужное, не относящееся к пространству идеального или эмпирического. В этом значение и роль рамки в методологии. Отбрасывается все, все что не относится к обоим пространствам. А рамка выделяет. Это вроде кадрирования, если провести аналогию с фотографией. Итак, в кадре совмещены два пространства: методологическое и храмовое, но только с методологической точки зрения. Только в категории «форма-содержание» возможен осмысленный разговор о любом феномене с его объективным содержанием и с его же знаковой формой, что делает в общем-то и антропософия
 
01 март 2025 продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - "Чтение и коммуникация: Логико-эпистехмологические вариации на графику схемы МД"

Примем, что на "доске" мД намечаются и в дальнейшем будут развертываться «содержания». Пусть это и звучит парадоксально в части данной "доски", но на данном шаге данной вариации Сообщитель свою мД-ситуацию рассматривает как бы "объективно". Тогда "доска" М-К будет служить Сообщителю для конструирования и фиксации «форм» для пока "бесформенных" «содержаний» (смыслов, интуиций, догадок и т.п.). В данном случае коммутируются позиции с индексами (1.1), (1-3) и (3.1). Первая, с индексом (1.1) – это позиция, отождествляющая себя с действительностью мД, вторая с индексом (1-3) – рефлектирующая мД-ситуацию, третья (3.1) – отождествляющая себя с действительностью М-К.
 
20 февраль 2025

продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - "Чтение и коммуникация: Логико-эпистехмологические вариации на графику схемы МД"

графическое наполнение схемы-принципа МД преимущественно «рефлексией» выражает один из важнейших ее принципов – гетероархированность содержимого схемой.С точки зрения "плоского рассудка" пояс М может рассматриваться как управляющий поясом М-К, пояс М-К как управляющий поясом мД. Иное дело рассмотреть отношения поясов с точки зрения "объемного разума". В этом случае один из предпочтительных вариантов – это смена отношения иерархии на отношение ортогональности...

 
20 февраль 2025 актуальное: : "Институт развития имени Г.П.Щедровицкого"/ 23 февраля 2025 года Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого по теме "Мысль-коммуникация"  
09 февраль 2025 продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - "Чтение и коммуникация: Логико-эпистехмологические вариации на графику схемы МД"

Теперь примем ортогональность относительно поясов схемы. Зададим ее сначала относительно поясов М-К и мД. Первый примем организационно-деятельностным планом (ОД), а второй объектно-онтологическим (ОО). В данном случае, как и в предыдущем, не может состояться перенос содержаний из одного пояса в другой хотя бы потому, что они уже не пояса, а разные планы, тем более, ортогональные. Если перенос содержаний не может состояться ни в их исходном виде, ни в преобразованном, то в каком отношении, кроме отношения переноса, могут состоять оба плана?
 
02 февраль 2025 продолжение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

...любой из этих слоев – слой мысли-коммуникации, слой чистого мышления, слой действования – он для нас возможен только при условии нашего интенционального отношения. Если наше сознание не содержит этих интенций обращения к мышлению, к разному мышлению – к научному, философскому, антропософскому, методологическому, и если, вступив в разговор, общение с кем-то, наше сознание, не будет содержать интенции на то, чтобы этот разговор стал мыслью-коммуникацией, то так и будет разговор, будет общение. Тоже вполне законные явления и феномены из мира людей...
 
27 январь 2025 продолжение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Я подчеркну: не каждый говорящий суть коммуникант, не каждый разговор суть коммуникация. Почему? Коммуниканты, как это изображено, – это человечек слева и человечек справа. Для упрощения, для внутреннего употребления в СМД-методологии достаточно рисовки двух: говорящий, который слева, и слушающий, который понимает, он справа. Но в схеме мыследеятельности говорящий, который слева, – это сложная комплексная позиция. Сложная. Считаю: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Как минимум семь ролей разных в этой комплексной позиции говорящего Столько же ролей и у фигуры слушающего, т.е. понимающего....
 
19 январь 2025 начато размещение моего доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Я, участвуя в этой конференции, предпринимаю попытку номер два – связать в своем мышлении и сознании тему коммуникации с двумя учениями, обозначенными в названии доклада, поскольку глубоко уважаю двух выдающихся мыслителей 21 века. С одним из них, Георгием Петровичем Щедровицким, мне посчастливилось встретиться лично и прошагать с ним от этой встречи до самых последних его дней. Буквально до последних, поскольку нес на похоронах крышку его гроба. А само учение продолжаю нести по жизни, пока сам жив. Никто из нас не имел личной встречи с Рудольфом Штайнером, но все усилия антропософского сообщества предпринимаются в связи с организацией конференции для того, чтобы такая встреча происходила. Рискну воспользоваться антропософским языком – с существом Рудольфа Штайнера....
 
23 декабрь 2024 в разделе "Евгений Сааков" начато размещение текста "Дневник Галины Сорокиной", который она вела в конце 90-х, кем только и как только не прославленных. Галина Георгиевна - двоюродная бабушка Евгения, их очное знакомство состоялоось в начале 2000-х. В разделе "Евгений Сааков" это не первый ее материал.

справка:
Галина Георгиевна СОРОКИНА (ЦИОМЕНКО-СОРОКИНА, 1933-2010 гг.) - журналист, выпускница филологического факультета МГУ им. Ломоносова; Жена поэта Валентина Проталина. работала в журнале "Изобретатель и рационализатор", в "Экономической газете", "Комсомольской правде", "Литературной газете", газете "Курьер". Автор знаменитых в 70-е годы "Экономических писем из семьи"; в 90-х годах издатель, главный редактор собственных журнала "Культура и свобода" и пушкинской газеты "Автограф", единственной в своём роде, которая в тяжёлые 90-е годы продолжала культурную традицию гуманитарной русской мысли. В последние годы создала четыре книги малой и большой прозы и мемуарной эссеистики (из них две опубликовала, а также подготовила к изданию и опубликовала неизданное ранее из литературного наследия Валентина Проталина
 
14 декабрь 2024 продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - Чтение и коммуникация: Логико-эпистемологические вариациии на графику схемы МД

Названия последующих тезисов требуют пояснения относительно присутствия в них круглых скобок, заключающих часть их названия. Скобки в названии и полутон эмпирической фигуры в графике схемы вместе означают фактическое отсутствие фигуры одного из коммуникантов и, соответственно, фактическое отсутствие проговариваемого или понимаемого именно ею текста-сообщения. Если в скобки заключена вторая часть названия тезиса, в данном случае термин «сообщение», и вторая фигура дана полутоном, то это означает фактическое отсутствие второго коммуниканта и равно фактическое отсутствие принадлежащего ей текста-сообщения, т.е., согласно фону и контексту схемы, текста-сообщения, понятого "здесь и сейчас". И то же самое касается другой части термина «текст-сообщение» и другой фигуры коммуниканта. ко
 
     
 
 
вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с январь 2018

последнее обновление/изменение
01 январь 2024
12 январь 2020
13 октябрь 2019
07 январь 2018