|
|
|
28 декабрь 2022
| в рубрике "библиотека" продолжается размещение лекций (12-15) Петра Щедровицкого "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"
Щедровицкий П.Г. В седьмой лекции второго цикла, я буду пытаться завершить в ходе нее обсуждение первого этапа работ ММК, посвященного тематике знания. Я во многом буду повторять ту же самую мысль, которую пытался проводить в прошлый раз, хотя в ходе этой дополнительной итерации в подготовке появились кое-какие новые акценты. В этом плане, может быть, то, что мне не очень хорошо удалось донести в прошлый раз, станет яснее. Прежде всего я хочу зачитать вам любопытный фрагмент, найденный мною в докладах начала 80-х гг., который, с моей точки зрения, дает любопытный штрих в интерпретацию в целом всей работы ММК
| |
24 декабрь 2022
| в связи со 100-летним юбилеем СССР начата публикация проектной концепции, подготовленной в 2012-м для учебного проекта "Музей советской эпохи"
Осталась неделя до 100-летнего юбилея СССР. А когда-то, в 2012-м, этот юбилей, если в человеческом измерении, был еще совсем не близок. Но и вовсе не далек, если подходить с временной меркой разработки и реализации масштабных проектов. В масштабе городском срок вроде бы оптимальный, в масштабе национальном уже мал и явно недостаточен для масштаба международного. А учебный проект «Музей СССР» (см. https://priss-laboratory.net.ru/.../educ-proj_cours...) задумывался, и далее как проект "взрослый", должен был развертываться именно в этих трех масштабах. Не развернулся, оставшись сугубо учебным и многостраничной концепцией. И это несмотря на то, что им были приданы масштабирующие рычаги по всей "вертикали власти" – вплоть до ее самого завершия...
| |
17 декабрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Идеология метадизайна в контексте системы разделения труда
Теперь для Визионера рамкой объективации разграничений и ограничений выступает метадизайн в функции и форме дизайн-логистики, логистического дизайна. В данной форме и функции метадизайн вводит особый язык и схематизмы для представления "означающего" и "означаемого", "действия" и "вещи" как рядоположенные в едином поле (если по Г.П.Щедровицкому). Таким образом метадизайн "снимает" подавляющее число фактических и фиктивных ограничений движению слов и вещей (если в языке М.Фуко).
| |
11 декабрь 2022
| в рубрике "библиотека" продолжается размещение лекций (9-11) Петра Щедровицкого "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"
Щедровицкий П.Г. - У нас сегодня четвертая лекция второго цикла. Параграф 21. Прежде всего, я хочу еще раз подчеркнуть основной лейтмотив предыдущей лекции и указать на то, что фактически, в ходе прошлого обсуждения мы с вами нарисовали (в кавычках) очень сложное пространство, имеющее как функциональную, так и морфологическую интерпретацию. В нем на примере одного типа мышления или мыследеятельности, а именно, исследования, выделен, с одной стороны, ряд более частных исследовательских процессов, как то, конфигурирование, моделирование и онтологическое содержание знания. С другой стороны, присутствуют некие процессы другого типа, главным из которых я бы назвал Идеализацию. Но об этом мы еще будем говорить более подробно, сегодня и в следующий раз...
| |
03 декабрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Схема мыследеятельности как инвентаризация границ, предстоящих мысли и действию
предыдущий фрагмент о значении МД-практики в форматах "классической" ОД-игры или ее производных вернул меня к исходному самоопределению, т.е. к актуальной фиксации границ своего понимания. В этом самоопределении – в ставке на пространственное развитие и метадизайн – замысел ОДИ-производной практики возлагался на семинар «Горожанин как проблема. К элементам онтологии города», 2021.
| |
29 ноябрь 2022
| в рубрике библиотека размещены 7 лекций (17 параграфов) лекций Петра Щедровицкого "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"
| |
13 ноябрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Схема мыследеятельности как инвентаризация границ, предстоящих мысли и действию
Построив данную схему в поясе мышления, Визионер вновь предъявляет в поясе мысли-коммуникации исходный рисунок (который слева), но сопровождает его текстом согласно построенной схеме (рисунок справа). В чем состоят смысл и цель данного текста? Прежде всего в предположении Визионера, что Представитель, "взяв" в коммуникации рисунок Визионера, который слева, "отправляется" в пояс мышления схематизировать на его основе свою былую ситуацию мыследействования и ныне сложившуюся ситуацию в поясе мыслекоммуникации
| |
08 ноябрь 2022
| в рубрике библиотека размещена третья лекции Петра Щедровицкого из цикла "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода": параграфы (8) "Первое приближение к вертикальной схеме знания" и (9) "Понятие задачи"
| |
06 ноябрь 2022
| в рубрике библиотека размещаются лекции Петра Щедровицкого - "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"
весь арсенал схем СМД-методологии в той или иной степени опирается на небольшое число базовых категориальных представлений и, таким образом, может рассматриваться как некое единое целое. При всём различии графических единиц, которые используются для формирования этих схем, и при всём многообразии интерпретаций, которые давались в разные периоды тем или иным схематическим изображениям, можно увидеть эти ядра, схемы в каком-то другом понимании, скорее более близком к учению о категориях в трактовке поздних последователей немецкой классической философии
| |
01 ноябрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Схема мыследеятельности как инвентаризация границ, предстоящих мысли и действию
схема знания – несомненно продукт мышления, но ее использование именно как продукта ограничивается в схеме МД поясами мыследействования и мысли-коммуникации. Возникает вопрос: придется ли все-таки Визионеру мыслить, а другими словами, возможно ли ему преодолевать "последнюю" границу? Придется, но только при том условии, что вариант (а), казалось бы, промысленный с учетом ситуации Представителя, так и не будет принят...
| |
24 октябрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Схема мыследеятельности как инвентаризация границ, предстоящих мысли и действию
Визионер, чтобы решить очередную задачу-остановку, должен, отталкиваясь от графем, вынесенных в коммуникацию, перейти к схематизации. Последняя же, согласно Канту, соединяет прочувствованное слово-знак и промысленный знак-смысл. Но пока не решена задача их соединения, Визионер будет иметь перед собой еще одну границу, препятствующую передаче сценария Представителю. Как она может/должна быть преодолена или "снята"? Может за счет схематизации семантического контекста, на который как бы указывают введенные в коммуникацию графические символы сценариев (вспомним: пирожное хочет, чтобы его съели, а сигарета выкурили).
| |
18 октябрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Схема мыследеятельности как инвентаризация границ, предстоящих мысли и действию
если Представитель подал голос, не важно, вопросом и/или возражением, это означает единственное – в адресованном ему сценарии Визионер сам себе поставил границу. Если она языковой, что называется, природы, то в конце концов преодолима Визионером также средствами языка: в текст сценария следует включить дополнительные конструкции значений соответствующих моментов текста. Этим включением будет ознаменован второй такт мысли-коммуникации, не обязательно завершенный...
| |
13 октябрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Схема мыследеятельности как инвентаризация границ, предстоящих мысли и действию
схема МД, по определению будучи схемой-принципом, несет в себе также и онтологический потенциал. Следовательно, "проделывает" по отношению к мысли и действию, несущих в себе также и проектный потенциал, двойную работу. Первое. Схема МД раздвигает горизонты исходного движения мысли и действия за счет включения ими "в себя" коммуникативного понимания Другого, а также его ситуацию мыследействия и средства мышления. Второе. Схема МД ограничивает исходное движение мысли и действия, если Другой не может/не хочет понять адресованного ему текста-сообщения и, как вариант, не может/не хочет соотнести его ни со своей ситуацией мыследействия, ни со своим мышлением.
| |
08 октябрь 2022
| продолжение рубрики "Мысли о границах" - Схема мыследеятельности, идеология метадизайна и практики пространственного развития. Первый очерк
"Встраивая" в лист-верстак схему МД, я, тем самым, как бы пропускаю ее через себя. При этом держу в памяти соответствующие тексты Георгия Петровича Щедровицкого. Что главное они мне напоминают в этот момент? Напоминают, что «…в перспективе доминирующей задачей исследовательской работы на базе рассмотренной схемы мыследеятельности выступает построение системной технологии различных производственных систем мыследеятельности, получаемых из базовой схемы путем ее системной фокусировки…»...
| |
05 октябрь 2022
| продолжение новой рубрики Мысли о границах или соображения о повседневности и злободневности, прилагаемые к Заметкам о рефлексии
Повторю несколько по-иному прием, выведший меня на границу – к диспозиции мыслящей части "собственного тела" и листа-верстака, который изображен рисунком-1. И хотя я даю его изображение, это по прежнему непечатаемые символы и постольку они не будут составлять будущей графики. Напомню также, непечатаемые символы не только организуют лист-верстак, но и предохраняют его от "средовых" интервенций языка/знака/знания...
| |
03 октябрь 2022
| на сайте открыта новая рубрика - Мысли о границах или соображения о повседневности и злободневности, прилагаемые к Заметкам о рефлексии
| |
25 сентябрь 2022
| продолжение заметок о рефлексии (6.4) Продукты рефлексии: управление пространственным развитием – рефлексивный продукт метадизайна
Если пространственное развитие выступает территориальной проекцией систем разделения труда, то метадизайн сам служит элементом и функцией разделения. Таковая его способность обязана семиотической трактовке языка. А последняя – функциональному подходу, благодаря которому метадизайн создает специальные конструкции значений. Они отличны, с одной стороны, от сложившихся и препятствующих движению мысли и, с другой, необходимы в пересборке разграничений. Специальные конструкций значений – это материал для построения трансграничных знаний "внутри" метадизайна, в его "пространстве".
| |
18 сентябрь 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (6.3) Продукты рефлексии
Об отличии продуктов рефлексии, проделываемой в идеологии метадизайна и в идеологии пространственного развитя. Отличия следует выделять сквозь призму функционального подхода, задействуемого обеими идеологиями. До рисунка-3 отличия не принципиальны, если не считать трактовку границ, изображенных рисунком-2. Принципиальные различия в продуктах следует выделять, начиная с рисунок-3. Главный его фрагмент – обстоятельства и ситуация самоопределения.
| |
12 сентябоь 2022
| продолжение заметок о рефлексии (6.3) Продукты рефлексии
Семиотическая трактовка языка – это необходимое условие самоопределения того и другого направления мысли (рисунок-3): элементы ситуаций и обстоятельств самоопределения должны быть зримы. А составляются таковые элементы при самом непосредственном и решающем участии искомых кандидатов на "пустые" места – прозреваемых грядущих состояний мира. И так как речь идет о самоопределении участников "общежития" (как ставшего, так и возможного) грядущие состояния должны буквально быть очевидны всем его участникам. Это безусловное к ним требование
| |
08 сентябрь 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (6.2) Продукты рефлексии
следует конкретизировать различие и взаимодополнение пространственного развития и метадизайна в их рефлексивных на него ответах. Другими словами, сформулировать их продукты рефлексии. Предположу, и не без оснований, что продукт рефлексии пространственного развития и метадизайна должен рассматриваться с точки зрения реализации ими принципов и схем функционального подхода. В чем главная его идея? Сопротивляется преобразованию – принятию произвольно назначенной функции – не столько объект/вещь, его/ее материал, хотя и это имеет место быть, сколько вещь/мысль со своим материалом
| |
04 сентябрь 2022
| в разделе PRISS-публикации размещена статья - Виталий Сааков "Баухауз: историческое предприятие и культурный феномен завершающей волны второй промышленной революции // Вестники будущего: Баухауз и Вхутемас. К 100-летию великих дизайнерских объединений. Монография/ под науч.ред. Ф.В.Фуртай, - СПб.-М.: ЛГУ им.Пушкина, 202 П
| |
03 сентябрь 2022
| актуальное/ книга ректора Шанинки Сергея Зуева о судьбе академических институций и утопическом проекте «Университет. Хранитель идеального»
| |
02 сентябрь 2022
| продолжение заметок о рефлексии (6.1) Продукты рефлексии
Что выступает для него в качестве "экстремальных" обстоятельств, решительным ответом на которые только и служит самоопределение, т.е., рефлексия над культурой? Если грубо, "экстремальными" обстоятельствами метадизайна выступает довление над мыслью и действием воспроизводящихся и ширящихся связок языка и знака. Ставшие, культурные, связки закрывают мысли и действию движение к горизонту, к грядущим состояниям мира. Пожалуй, одной из самых распространенных и нерефлексивно употребимых связок служит определение: «А это В»...
| |
30 август 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (6) Продукты рефлексии
В тезисе заметки #3 «Об аналогах обстоятельств, свидетельствующих о рефлексии» полагалось, что ближайшими аналогами ОДИ – культурно-исторической модели и "эталона" обстоятельств множественных процессов рефлексии – служат тематические области пространственного развития и метадизайна. Признанию последних ближайшими аналогами ОДИ также служат их культурно-исторические обстоятельства (см. Заметку #2 «Обстоятельства, требующие рефлексии»). Огрубляя, под таковыми будет и далее подразумеваться комплекс "нормальных", равно культурных, и "экстремальных", равно исторических, обстоятельств. Безусловно, культурно-исторические обстоятельства возникновения ОДИ отличны от культурно-исторических обстоятельств, обозначивших практику – области мысли и действия – пространственного развития и метадизайна. Тем не менее, в плане результатов и продуктов, "производимых" в процессах рефлексии, их сопоставление и возможно, и необходимо
| |
26 август 2022
| завершение заметки (5.5) Эффекты и результаты рефлексии
В ММК взаимообращение средств и объектов, а здесь ресурсов и ограничений, известно как функциональный подход. Он выделен в оппозицию морфологическому. Согласно тезису #5, картина, рисуемая в морфологическом подходе, акцентированном на объектах, неизбежно вступает в противоречие с картиной, рисуемой в функциональном подходе. На рисунке противоречие графически выражено "упертостью" друг в друга двух направленностей мысли. Одна направленность связана с нашими фигурами, т.е., с их наработанными и освоенными было приемами. Другая связывается с горизонтом – с интуициями, предвосхищениями, прозрениями… тех же фигур. Но в отличие от их наработанных было приемов таковая основана исключительно на "ухищрениях" мысли, еще не утвердившейся в нащупываемых приемах...
| |
20 август 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (5.5) Эффекты и результаты рефлексии
На какого рода феномены в свете вышесказанного должно быть обращено внимание наших фигур – философствующего Методолога и методологизирующего Философа (рисунок-1)? Развернем вопрос про феномены в контексте пространственного развития и, напротив, свернем в данный контекст имена фигур на рисунке. Прежде всего необходимо отметить, что внимание обеих фигур, носящих пока присвоенные им имена, не может игнорировать вопросов, которым пребывать актуальными еще долгое время. Настолько долгое, насколько вызовы текущей промышленной революции современному миру не будут потеснены иными вызовами
| |
16 август 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (5.5) Эффекты и результаты рефлексии
"Точка схода" языка и знака, рефлексивно фиксируемая на горизонте – это предстоящая кульминация средств мысли и действия, продвигающихся в теме пространственного развития. А собственно, сама перспектива данных средств, рефлектируемая обеими фигурами, это факт их изощренного совершенствования. Состоит оно в объективации и преодолении былых нерефлексивных ограничений "общежитию". Как возможно "общежитие" в той или иной своей форме на этом шаге рефлексии? Только и только при нацеленности языка и знака на уже упомянутую "точку схода", крепящуюся к горизонту, т.е., на схематизацию.
| |
11 август 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (5.3) Эффекты и результаты рефлексии
В чем выражается на данном "витке" рефлексии самоопределение методологизирующего Философа и что рефлектируется философствующим Методологом? Намётка пунктирного обвода на рисунке-3 "за" границей культуры означает пресловутые обстоятельства и ситуацию самоопределения обеих фигур. Данная намётка в решающей степени принадлежит философствующему Методологу
| |
08 август 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (5.3) Эффекты и результаты рефлексии
Почему именно мысль "зарубежная" рефлектирует мысль "областную"? Почему обратное хотя и мыслимо, но бессмысленно? Это справедливо только для пространственного развития и метадизайна? Или для любой и всякой мысли и деятельности, "стоящей" на культурно-исторических основаниях? Жесткий и вместе с тем принципиальный ответ: да, для любой и всякой мысли и деятельности, "стоящей" на культурно-исторических основаниях. "Стоять" на таковых означает, ни больше и не меньше, как иметь своим горизонтом деятельностную онтологию, но не объектную. Деятельностная онтология рисует нам мир как мир прежде всего грядущих его состояний, а не ставших...
| |
31 июль 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (5.2) Эффекты и результаты рефлексии и реальность рефлексии
Представление о рефлексии, "извлекаемое" из ОДИ, имеет последнюю своим культурно-историческим основанием и контекстом. Данные основание и контекст необычайно значимы, о чем свидетельствует определение "канонической" ОДИ как метода коллективного решения сложных проблем в условиях неопределённости и неполноты информации. И постольку рефлексия в ОДИ рассматривается как весьма емкая модель рефлексии в практиках, контекст которых также должен быть в той или иной мере определен культурно-историческим и которые также характеризуются неопределенностью и требуют коллективного решения своих сложных проблем
| |
26 июль 2022
| продолжение заметок о рефлексии: (5) Эффекты и результаты рефлексии
Сущность, по крайней мере одна из сущностей, схематизации – вполне произвольное полагание/определение граничных значений культуры. Другими словами, произвольность состоит в замещении обстоятельств работы мысли именно ситуацией ее работы. Кратко: обстоятельств ситуацией. Развернуто: одной "картины", обстоятельно рисуемой мыслью, другой "картиной", рисуемой ситуационно. Рамка и сюжет первой – современный мир, то бишь состоявшаяся, реализовавшаяся культура. Рамка и сюжет второй "картины" – грядущие состояния мира, то бишь, его устроение соответственно онтологии мышления и деятельности
| |
21 июль 2022
| продолжение заметок о рефлексии: Действительность и реальность рефлексии
Культура помимо отмеченных выше присущих ей вневременных эффектов "нормализации" мысли, обретает для наших фигур дополнительное значение – становится поводом и причиной их самоопределения. Таким образом, с одной стороны – со стороны работающей мысли (на рисунке стрелка "к" горизонту) и, с другой стороны – со стороны мысли рефлектирующей (стрелка "от" горизонта) возникает область мысли в виду горизонта. То есть, область работы мысли с грядущими состояниями современного (на данный момент) мира
| |
18 июль 2022
| продолжение заметок о рефлексии: Действительность и реальность рефлексии
Предыдущей заметкой (#3) был поставлен вопрос: что говорят/показывают друг другу философствующий Методолог и методологизирующий Философ. Тем не менее, привлекаемые изображения не содержат символов их взаимодействия и, прежде всего, коммуникативного. В этом есть свой резон: подобным приемом преследуется прозрачная цель – все введенные и впредь вводимые символы/графемы, кроме двух фигурок, должны служить изображению их рефлексии. Следовательно, служить моделированию их рефлексивного взаимодействия, в т.ч. коммуникативного
| |
10 июль 2022
| продолжение заметок о рефлексии: Об аналогах обстоятельств, свидетельствующих о рефлексии как другое мышление того же самого
Культура – необходимое условие воспроизводства деятельности, в т.ч. мыслительной. Отбирая исторически лучшие образцы деятельности, культура подводит ее к должным пределам и, вместе с тем, к ограничениям. Последнее вступает в противоречие с развитием деятельности и, прежде всего, мыслительной...
| |
01 июль 2022
| продолжение заметок о рефлексии: Обстоятельства, требующие рефлексии
Наметим таковые обстоятельства в форме вопроса: феномены, внимаемые обеими фигурами, будучи рассмотрены отдельно в рамке современного мира и отдельно в рамке горизонта – это будут тождественные в них феномены? Вопрос, минуя временно наши фигуры, прежде всего адресуется к рамкам – к одному из основных мыслительных приемов СМД-методологии. В ММК он решался через введение понятия культуры и схематизацию данного понятия. Воспроизводится, оставаясь тождественной себе, деятельность, непрестанно требующая для своего воспроизведения норм и образцов себя.
| |
28 июнь 2022
| Заметки о рефлексии: добавление к заметке Рефлексия как другое мышление того же самого
Внимание обеих фигур обращено к современному миру и его феноменам (рисунок-1). Различием особенностей их внимания можно было бы пренебречь, если бы внимаемые феномены у обоих связывались бы только и только с современным миром. Но это не так: обе фигуры "подозревают" связь феноменов также с горизонтом современного мира – с его грядущими состояниями Именно данная связь требует указания на особенности внимания, характеризующего ту и другую фигуры. В общих чертах особенности могут быть выведены из интеллектуальных оснований наших фигур (или же сведены к ним). Так, философствующий Методолог сосредоточивает внимание на разработке средств/методов, и переключение внимания на объекты ему необходимо для того же сосредоточения. Иным руководствуется методологизирующий Философ – его внимание привлечено объектами, присущими миру и обращение к средствам/методам их описания диктуется ими же
| |
17 июнь 2022
| продолжение материала "О политизации-деполитизации фигуры «Горожанин»" - Реалии и перспективы деполитизации
Деполитизация – это не столько исключение некоей "доли", той или иной формы и какого-либо аспекта из "полной" политики в жизни города, хотя и это все тоже, сколько остановка его развития, оборачивание развития вспять. Если жестко, условием развития выступает актив плюс его обладатель, определенного развития – определенный актив плюс определённый его обладатель, специальных направлений развития – специфические активы плюс специализированные обладатели. Актив и его обладатель – это неразрывная функциональная связка, в которой одно определяется через другое.
| |
17 июнь 2022
| продолжение материала "О политизации-деполитизации фигуры «Горожанин»" - О фигуре «Горожанин»
| |
15 июнь 2022
| Заметки о рефлексии, пришедшие на ум в обстоятельстве избытка о ней методологизмов и недостатка коммуникации
Рефлексия - это другое мышление того же самого. Этим подчеркивается, что рефлексия не есть смена типа, рода или вида мышления. Мышление остается в своей исходной принадлежности, но проделывает работу в весьма специфических обстоятельствах, которую не стало бы проделывать, не будь подобных. Их определение с известной долей вероятности может быть выведено априори, но в подавляющем большинстве случаев рефлексия есть эмпирический факт, констатируемый апостериори
| |
12 июнь 2022
| продолжение материала "О политизации-деполитизации фигуры «Горожанин»" - Политизация как результат и как источник политических процессов
| |
07 июнь 2022
| О политизации-деполитизации фигуры «Горожанин»
| |
05 май 2022
| в разделе "В.Сааков и PRISS-laboratory на Facebook" пополнение архивных материалов
Фигура «Горожанин» – проблема, фундаментальная практически для любого дела любой сферы в жизни страны, ибо дела вершатся в городских поселениях, особо в крупных и тем паче в столичных. Очаги экономики, науки, образования, промышленности… локализованы в подобных поселениях и приводятся в движение их жителями. Внешне поселения выглядят по-городскому, как бы вполне города, и наличие в них как бы экономики, как бы политики, как бы науки, образования, промышленности… лишь усиливает данное впечатление. Так и не сформировавшиеся в России за последние четыре века «горожанин» и «город» обусловили парадоксальную ситуацию: что бы не испросить у России, все-то у нее есть, но это ”все” не соотносится с культурной нормой или же имеет с ней весьма причудливую связь. Если грубо, то материально ”все” присутствует, а вот с функциональной точки зрения…
| |
18 апрель 2022
| на странице "Виталий Сааков и PRISS-laboratory на Facebook" собираются материалы двух семинаров по онтологии города под рубриками "О градостроительной политике" и "Горожанин как проблема"
| |
15 апрель 2022
| актуальное: Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры
| |
10 апрель 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города - Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры (продолжение)
| |
06 апрель 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города - Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры (продолжение)
Непроницаемость территориального контура, абсолютная или относительная, накладывает весомые ограничения на цикл жизни «актива», принадлежащего фигуре «Житель», и поэтому здесь необходима логика, соответствующая экстремальным обстоятельствам. При "нормальных" обстоятельствах этот вопрос решался бы методично и методически. Попробуем наметить подобную "экстремальную" логику, тем более что она согласно Имре Лакатосу (см. его книгу «Доказательства и опровержения»), куда больше говорит об объекте, чем логика "нормальная"
| |
29 март 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города - Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры (продолжение)
| |
26 март 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города - Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры
18-21 марта, 2020, я пришел к, казалось бы, очевидной мысли, что города и городские территории получают толчок к развитию и трансформации как правило в столкновении с проблемой нехватки ресурсов. В то время я полагал таковыми ситуациями по преимуществу осаду городской территории и, соответственно, ее неизбежную изоляцию, что приводит в конце концов к истощению территориальных ресурсов. Они буквально тотчас же проедаются или неуклонно истощаются, направляясь на поддержание неустранимых процессов жизнедеятеятельностного толка.
| |
21 март 2022
| методологические заметки к перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность» "Антропологический поворот"
| |
17 март 2022
| методологические заметки к перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность» "Актив: поведение и деятельность")
Прежде, чем высказать непростые (а какими они еще могут быть?) соображения в связи с дополнительным – антропологическим – поворотом в проекте, я сделаю необходимое отступление как бы антропологического толка. В далеком 1998-м на базе моей (полумистической) кафедры Антропотехники в конкретном славном педучилище бесславного города я предпринял "культурологический эксперимент в городской среде"...
| |
14 март 2022
| методологические заметки к перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность»
"Актив: поведение и деятельность"
| |
11 март 2022
| методологические заметки К перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность»
Заметки вызваны к жизни радикальной сменой обстоятельств, в которых исследовательский проект задумывался, стартовал и велся в 2021 году. В конце 2021-го и начале 2022-го были рефлексивно выявлены недочеты и ошибки предыдущего планирования и ведения работ. В начале 2021-го горизонт планирования работ составлял 3-5 лет, а "всходы" результатов намечались через 10-15 (по статистике трансформации объектов масштаба типа городского). В начале 2022-го горизонт планирования хотя и составлял те же 3-5 лет, но ожидание "всходов" было отодвинуто на 20-30. Причина в том, что в работы был введен т.н. поколенческий фактор, а ставка на активность (жителей), т.е. на ведущую роль социологического взгляда в его культурологическом ракурсе, была подвергнута внутренней критике и сменена ставкой на активы (жителей), т.е. на ведущую роль экономического взгляда в его (микро)хозяйственном ракурсе. А смена ракурса тотчас поставила во главу угла проблематику ренты
| |
03 март 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города - продолжение раздела "Проектная объективация (2)"
| |
21 февраль 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города - продолжение раздела "Проектная объективация"
Фигуре «Горожанин» теперь предстоит связать, во-первых, проект механизма трансляции городской культуры, символизируемой данной фигурой, с деятельностью и поведением, локализующимися на территории поселения и примыкающей к нем и, во-вторых, как вследствие первого, "укоренить" происхождение активов фигуры «Житель» в деятельности и поведении, также локализующихся на данной территории.
| |
01 февраль 2022
| актуальное: 23 февраля 2022 года пройдут XXVIII Чтения памяти Г.П. Щедровицкого по теме «Понимание»
| |
01 февраль 2022
| к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого: В.Сааков "Непонимание и мышление"
Тотальное понимание, т.е., понимание всего и вся – идеальное обстоятельство небытия мышления. Идеальное, как нам доносит понимание, – не принадлежит "реальному", но допускает подобный взгляд. И если, будь в силах и состоянии не допустить, то не было бы в мире лазейки для мышления. Данная лазейка потенциально суть и повод к мышлению, его проводник и поводырь. А таковые раз за разом обнаруживают себя, будучи "заряжены" импульсом тотализующего понимания
| |
16 январь 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города, раздел - Различения как ловушки эмпирического материала
| |
10 январь 2022
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города, раздел - Проектная объективация
Раздел представляет собой, с одной стороны, конкретизацию раздела «Шаги объективации» и, с другой, проверку первого онтологического полагания – связи фигур «Горожанин» и «Житель». Как и ранее, в представлении фигуры «Горожанин», необходимо сделать отступление - временно "низвести" ее до положения «квази», т.к. она пока связана только с единственной фигурой – фигурой «Житель». До сих пор я избегал любых более-менее конкретных примеров, прямых и косвенных. Во-первых, для этого нужно было сколь-нибудь развернуть исходный схематизм фигуры «Горожанин», которая до того в своей абстрактности могла лечь на любую "почву", что и показали дискуссии в FB по ранее опубликованным материалам данного "сериала"...
| |
08 январь 2022
| вышла из печати монография "Вестники будущего: Баухауз и Вхутемас. К 100-летию великих дизайнерских
объединений". - СПб.-М.: ЛГУ им.Пушкина,
2021 с моей статьей Баухауз:
историческое предприятие и культурный феномен завершающей волны второй
промышленной революции (
Дизайн в системе разделения труда, или к опытам другой историографии дизайна)
| |
27 декабрь 2021
| завершено размещене трактата по социологии знания Питера Бергера и Томаса Лукмана "Конструирование социальной реальности" - Глава III. Общество как объективная реальность и Заключение
...нам удалось показать совместимость теоретических позиций Вебера и Дюркгейма в общей теории социального действия, которая не утрачивает при этом внутренней логики каждого из них. Наконец, устанавливаемая нами связь между социологией знания и теоретическим ядром учения Мида и его школы даёт интересную возможность того, что можно было бы назвать социологической психологией, то есть психологией, фундаментальные воззрения которой проистекают из социологического понимания условий человеческого существования. Сделанные нами наблюдения указывают на программу, которая кажется теоретически многообещающей
| |
23 декабрь 2021
| Горожанин как проблема. Заметки к онтологии города - Первая схематизация (продолжение)
Поведение и действия фигуры «Горожанин» в нашей схематизации специфицированы «проектом» (решением). А поскольку речь о «торге», то данная фигура в соответствие с принятой схематизацией должна иметь достаточно общее основание для взаимодействия с фигурой «Житель». Таковым основанием может и должен также выступить "актив". В данном случае активом фигуры «Горожанин» разумеется актив символический, например, в виде расположенности фигуры «Житель» к проектным решениям по сбережению его материальных (и нематериальных) активов...
| |
|
| |