главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ КАФЕДРА АНТРОПОТЕХНИКИ разработки кафедры |
смотри также: Школы педаогической логики |
педагогическое программирование |
(индивидуализированные
формы педагогической практики и педагогических исследований (теоретико-методические задачи и практико-методические предписания |
педагогическая практика | ||
гуманитарная практика | ||
тематизация | ||
планирование | ||
резервы и ресурсы |
(1) город и профессия: социально-экономическая и социокультурная проблематика |
культурологический курс |
тематический
план и программа 1. ПРОБЛЕМАТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1.1. Профессии для города и город для профессий 1.2. Историческая картина взаимоотношений и современное положение дел 1.3. Городские профессии и профессионализированные города 2. РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ГОРОДА В ЗАДАНИИ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИЙ 2.1. Общая типология городов 2.2. Механизм производства городских профессий 2.3. Городские и ведомственные профессии 2.4. Свободные профессии и городские службы 3. ПЛАН-КАРТА ПРОФЕССИЙ ГОРОДА 3.1. Культурный, профессиональный и обыденный взгляд на город 3.2. Аналитика, логика и информатика города 3.3. Планирование и картирование городских профессий 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОРОДА ПРОФЕССИЙ 4.1. Профессия как управленческое, хозяйственно-экономическое, культурное и планировочное моделирование города 4.2. Горожанин-профессионал: восприятие городской среды и поведение в городской среде 4.3. Профессиональная среда города 4.4. Профессионализация и депрофессионализация городской деятельности 5. ПРАКТИКУМ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 5.1. Повседневные городская аналитика и городское проектирование 5.2. Городские профессиональные игры 5.3. Городские сцены и сценарии. Сценирование профессиональной карьеры в городе |
место и назначение
курса Курс является одним из возможный введений в проблематику и "материю" современной городской профессии, характерными чертами которой являются усиливающаяся динамика смены профессиональных занятий под давлением экономической, политической и идеологической конъюнктуры, неоднократное переоформление профессии под влиянием технологических тенденций и изменений в городских укладах, спрос и предложение на рынке труда и квалификаций, охват предпринимательством все более широкого круга городских работ, служб и занятий. Курс ориентирован на будущих и настоящих выпускников учебных заведений различных ступеней, на лиц, ответственных и имеющих какое-либо отношение к профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и профессионализации, на слушателей и организаторов учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, на магистров высших учебных заведений. цель и содержание курса Современное положение дел таково, что профессионализм и квалифицированность "внутри" определенной сферы занятий и вне целостного контекста городской среды и жизни, деятельности и активности становятся проблематичными и дисфункциональными. В пренебрежении способностями ориентироваться в системе значений городской культуры и социальности современный горожанин остается/становится как бы пленником цеховой и ремесленной структуры средневекового города. |
Очевидно, что современный горожанин и современный профессионал в одном лице - это уже не только городская прописка и не только специальность в той или иной отрасли хозяйства или ведомства культуры, но и политик (избиратель и избираемый, участник референдумов и опросов обшествеого мнения), юрист (общественный обвинитель и присяжный заседатель), экономист и финансист (налогоплательщик, кредитор, владелец банковского счета, получатель ссуд и держатель акций), управленец и и организатор (территориального самоуправления, общественного движения, профессионального и городского клуба) и т.д. и т.п. Другими словами и прибегая к метафоре: горожанин сегодня - это городская профессия и специальное городское образование и воспитание. И без метафор: современная профессия требует кроме специально-профессиональных знаний также, а может быть прежде, знания города как особого профессионального, социального и культурного пространства. И это требование распространяется на любую профессию и на любую ступень профессиональной подготовки и профессиональной карьеры. Данный курс подводит к пониманию и к знанию города как исторического профессионального феномена, способствует овладению средствами и техниками самоопределения в городе, его анализа, постановки вопросов и принятия решений по поводу профессиональной карьеры и жизненных сценариев. |
тематические
рамки и рабочие понятия I. ПОНЯТИЕ ГОРОДА Кому нужно знание города? Кто строит знание о городе? Структура, форма, место и время знания о городе. Носители городского знания. Механизмы аккумуляция и трансляции знания о городе. Представление городского знания: статистика, схемы, модели, проекты, мнения, слухи. Способы употрбления знания о городе. II. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ Представление о социальных институтах. Профессия как институт. Представление о деятельности. Профессия как деятельность, профессия в процессах машинизации, механизации и автоматизации. Профессия в процессах демократизации, политизации, урбанизации и регионализации. Свобода и принуждение профессии. Профессия и специальность. Профессия и позиция. Профессия и власть. Профессия и культура. Профессия и существование. |
III. ГОРОД - БОЛЬШАЯ
ОРГТЕХНИЧЕСКАЯ И СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Схемы городской организации. Город как система и система городов. Городские процессы и механизмы. Сети, инфраструктуры, коммуникации хозяйства и культуры города. Городские ресурсы. IV. ГОРОД- ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Хозяйственно-экономическая политика. Социальная политика. Культурная политика. Бюджетно-финансовая политика. Национальная политика. Экологическая политика. Политические роли, арены и институты города. |
V. ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛА Городская среда и схемы городского поведения. Профессия как акт городского самоопределения и как результат профессионального обучения. Профессия как инструмент. Профессия как жизненный сценарий. VI. ПОНЯТИЕ О СЦЕНИРОВАНИИ, ПРОЕКТИРОВАНИИ И ПРОГРАММИРОВАНИИ Схемы акций (поступков, целеполаганий, решений...) и схемы существований (адаптации, взаимоопределения, мимикрии, симбиоза...). Организационное и познавательное отношения к городу. Онтология города. Проблема города. Городской сценарий, городской проект, городская программа. |
(2) квалификация и дисквалификация в педагогике: методологическая проблематика, практические вопросы и методические решения |
методическая сессия |
тематические
рамки и рабочие понятия сессии 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ Измерение и оценка сложности. Квалификация деятельности и деятельность квалификации/квалифицирования. Проблема квалификационных шкал и инструментов. Квалифицированная деятельность, неквалифицированная деятельность, деятельность вне квалификации. Дисквалификация как принцип "повышения квалификации" 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Членение "тела" педагогики для нужд квалификации. Педагогическая служба и педагогическое дело. Квалификация педагогического действия, педагогической коммуникации, педагогического мышления. Педагог: должность, звание, рейтинг, признание. |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕШЕНИЯ В отношении квалифицируемой педагогики В отношении неквалифицируемой педагогики В отношении педагогической дисквалификации организационная форма и ориентировочный регламент Сессия составлена: 1I) методологическим семинаром 2) Заказными и рабочими докладами 3) Дискуссиями по докладам 4) Круглым столом 5) Методологическими консультациями 6) Методическим тренингом Сессия содержит три секции согласно приведенной выше тематизации. Минимальная продолжительность одной секции - 1/2 рабочего дня. |
В зависимости от
степени погружения в тему и квалифицированности участников продолжительность
секции может быть увеличена. Режим работ в 1-й секции - методологический семинар. Режим работ во 2-й секции - анализ положения дел и опыта. Режим работ в 3-й секции - тренинг работ квалифицирования (оборачивание 1-й и 2-й секций). согласования В соответствии с принятым рабочим регламентом (общей продолжительности сессии, рабочих часов одной секции, количества докладчиков) разрабатывается рабочий режим сессии и секций. Виталий Сааков, 19 октября 1997 |
(3) индивидуальное учебное планирование и программирование |
анонс специальных курсов |
в ноябре 1997г.
кафедра дает продвинутый методический курс ИНДИВИДУАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ в этапах обучения и в непрерывном образовании тематический план курса ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ 1. Традиции и новаторство в организации обучения 2. "Единицы" планирования и программирования: учебные планы, образовательные проекты, программы образования 3. Системы эапов обучения и непрерывного образования: координация и разграничение ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 1. Индивидуальное, групповое и массовое обучение 2. Демократизация образования: элитарный и эгалитарный подходы к обучению 3. Индивидуальные учебные планы и программы: место, время, содержание, структура |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛ0ЖЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 1. Задачи документализации индивидуальных учебных планов и программ 2. Организация документооборота в условиях индивидуального планирования и программирования ПРАКТИКУМ УЧЕБНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ 1. Допуск к тренажеру планирования и программирования 2. Тренинг планирования и программирования 3. Квалификация и аттестация индивидуальных планов и программ организационная форма курса составлена двумя последовательными режимами: 1. Общее практико-методическое введение в работы индивидуального планирования и программирования 2. Индивидуальное теоретико-методическое обеспечение практики планирования и программирования в условиях нормальной школы |
результатом и
отчетом прохождения курса является стандартно оформленная заявка на индивидуальное образовательное программирование, его место и назначение в общем учебном плане Педагогического училища №1 запись на курс производится Атласовой И.Ф. © Виталий Сааков, 19 октября 1997 |
(4) индивидуальное учебное планирование и программирование |
продвинутый методический курс, 24 часа |
Курс ведет заведующий
кафедрой Антропотехники и Школы педагогической логики 1-го Педагогического
училища, руководитель методологической лабораторий УлГТУ СААКОВ В. В. Содержание и организационная форма курса построены на основе теоретических материалов и практического опыта системо-мыеледеятельностной педагогики (СМД-Педагогики): - организации многоуровневой подготовки в различных регионах России, - разработок нового содержания специального и общего образования, - исследований и проектов, выполненных для территориальных администраций, организаторов и руководителей учебных заведений, практикующих педагогов. Проблематика курса - Внесение гибкости и мобильности в типовые учебные планы - Организация специального и дополнительного обучения и обучения по направлениям в условиях нормальной школы |
Цель и назначение
курса - Способствование индивидуализации форм и содержания обучения в рамках образовательных стандартов и в контексте дополнительного образования - Обеспечение "нестандартных" педагогических усилий нормативной базой (специальными документами, методами, теориями, опытными площадками) Тематический план курса 1. Введение в учебное планирование и программирование 1.1. Традиции и новаторство в организаций обучения 1.2. "Единицы" планирования и программирования: учебные планы, образовательные проекты, программмы образования 1.3. Система этапов обучения и непрерывное образование. Координация и разведение 2. Цели и задачи индивидуализации обучения 2.1. Индивидуальное, групповое и массовое обучение. Демократизация образования: элитарный и эгалитарный подходы. 2.2. Индивидуальные учебные планы и программы: структура, содержание, место и время употребления |
3. Методические положения индивидуального учебного планирования и программирования 3.1. Документализация учебных планов и программ 3.2. Организация документооборота 4. Практикум индивидуального учебного планирования и программирования 4.1 Допуск к тренажеру планирования и программирования 4.2. Тренинг планирования и программирования 4.3. Аттестация и квалификация индивидуальных учебных планов и программ © Виталий Сааков, 2 октября 1997 |
(5) последний плацдарм педагогики |
методическая дискуссия |
Дискуссия 1 Педагогическая проблематика и тезисы: нормальная и экстремальная педагогики Дискуссия 2 Педагогические ереси Эвальда Ильенкова. Экстремальная педагогика Дискуссия 3 Экстремальная педагогика: психика и знаки Дискуссия 4 Экстремальная педагогика: принцип маргинальности Дискуссия 5 Экстремальная педагогика: против диагностики Дискуссия 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ТЕЗИСЫ: ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ И НОРМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКИ 1. Педагогические кризисы. Интуитивные и аналитические основания конструктивной диагостики педагогических систем 1.1 Назначение педагогики. История назначений - история педагогики как история воспитания: педагогика как воспитание "вопреки" традиции - история педагогики как история просвещения: "светлая" культура и "темная" традиция - история педагогики как история идеологии: педагогическое "знание-просвещение" |
1.2. Место педагогики
в современном обществе 1.3. Рабочее понятие педагогики: состав задач, функционально причисляемых к педагогическим 2. Педагогический урок и педагогический пример 2.1. Идеи Яна А.Коменского в массовизации школы - педагогическая система-1: попытка преподать урок массе - педагогическая система-2: педанты в массовой школе или пример вместо урока - педагогическая система-3: технологизация примера или изгнание чувств 2.2. От "Мира чувственных вещей в картинках" до компьютерного класса 3. Первые дискуссионные фиксации 2.1 Два исторических отступления педагогики - отступление от урока (педагогика и государственное управление) - отступление от примера (педагогика и демонстрация) Примечания: Цель дискуссии - освободиться от педагогических стереотипов и дать оценку современной педагогической коньюнктуре - произвести анализ корректности и допустимости замещения педагогических задач социологическими и психологическими - попытаться восстановить состав педагогических задач в гуманитарной практике педагогики |
Организационная
форма
Виталий Сааков, январь 1998 |
|
|