главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
КАФЕДРА АНТРОПОТЕХНИКИ
разработки кафедры
   
  образовательные проекты и разработки  
  открытая школа бизнеса внутрифирменная подготовка
  учебные курсы дополнительное высшее образование
  дипломное проектирование кафедра антропотехники
  школы педагогической логики
     
 
вернуться в разделш кафедра антропотехники  
содержание разделаш разработки/ кафедра антропотехники  
(0) педагогическое программирование  
(1) культурологический курс "город и профессия"  
  (2) методическая сессия "квалификация и дисквалификация в педагогике"  
  (3) анонс специальных курсов "индивидуальное учебное планирование и программирование"  
  (4) продвинутый методический курс "индивидуальное учебное планирование и программирование"  
  (5) методическая дискуссия "последний плацдарм педагогики"  
     
     
     
  смотри также: Школы педаогической логики  
  педагогическое программирование  
  (индивидуализированные формы педагогической практики и педагогических исследований
(теоретико-методические задачи и практико-методические предписания
 
  педагогическая практика  
  гуманитарная практика  
  тематизация  
  планирование  
  резервы и ресурсы  
вверх вверх вверх вверх
  (1) город и профессия: социально-экономическая и социокультурная проблематика  
  культурологический курс  
тематический план и программа
1. ПРОБЛЕМАТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1.1. Профессии для города и город для профессий
1.2. Историческая картина взаимоотношений и современное положение дел
1.3. Городские профессии и профессионализированные города
2. РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ГОРОДА В ЗАДАНИИ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИЙ
2.1. Общая типология городов
2.2. Механизм производства городских профессий
2.3. Городские и ведомственные профессии
2.4. Свободные профессии и городские службы
3. ПЛАН-КАРТА ПРОФЕССИЙ ГОРОДА
3.1. Культурный, профессиональный и обыденный взгляд на город
3.2. Аналитика, логика и информатика города
3.3. Планирование и картирование городских профессий
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОРОДА ПРОФЕССИЙ
4.1. Профессия как управленческое, хозяйственно-экономическое, культурное и планировочное моделирование города
4.2. Горожанин-профессионал: восприятие городской среды и поведение в городской среде
4.3. Профессиональная среда города
4.4. Профессионализация и депрофессионализация городской деятельности
5. ПРАКТИКУМ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
5.1. Повседневные городская аналитика и городское проектирование
5.2. Городские профессиональные игры
5.3. Городские сцены и сценарии. Сценирование профессиональной карьеры в городе
место и назначение курса
Курс является одним из возможный введений в проблематику и "материю" современной городской профессии, характерными чертами которой являются усиливающаяся динамика смены профессиональных занятий под давлением экономической, политической и идеологической конъюнктуры, неоднократное переоформление профессии под влиянием технологических тенденций и изменений в городских укладах, спрос и предложение на рынке труда и квалификаций, охват предпринимательством все более широкого круга городских работ, служб и занятий.
Курс ориентирован на будущих и настоящих выпускников учебных заведений
различных ступеней, на лиц, ответственных и имеющих какое-либо отношение к профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и профессионализации, на слушателей и организаторов учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, на магистров высших учебных заведений.
цель и содержание курса
Современное положение дел таково, что профессионализм и квалифицированность "внутри" определенной сферы занятий и вне целостного контекста городской среды и жизни, деятельности и активности становятся проблематичными и дисфункциональными. В пренебрежении способностями ориентироваться в системе значений городской культуры и социальности современный горожанин остается/становится как бы пленником цеховой и ремесленной структуры средневекового города.
Очевидно, что современный горожанин и современный профессионал в одном лице - это уже не только городская прописка и не только специальность в той или иной отрасли хозяйства или ведомства культуры, но и политик (избиратель и избираемый, участник референдумов и опросов обшествеого мнения), юрист (общественный обвинитель и присяжный заседатель), экономист и финансист (налогоплательщик, кредитор, владелец банковского счета, получатель ссуд и держатель акций), управленец и и организатор (территориального самоуправления, общественного движения, профессионального и городского клуба) и т.д. и т.п. Другими словами и прибегая к метафоре: горожанин сегодня - это городская профессия и специальное городское образование и воспитание. И без метафор: современная профессия требует кроме специально-профессиональных знаний также, а может быть прежде, знания города как особого профессионального, социального и культурного пространства. И это требование распространяется на любую профессию и на любую ступень профессиональной подготовки и профессиональной карьеры. Данный курс подводит к пониманию и к знанию города как исторического профессионального феномена, способствует овладению средствами и техниками самоопределения в городе, его анализа, постановки вопросов и принятия решений по поводу профессиональной карьеры и жизненных сценариев.
тематические рамки и рабочие понятия
I. ПОНЯТИЕ ГОРОДА
Кому нужно знание города? Кто строит знание о городе? Структура, форма, место и время знания о городе.
Носители городского знания. Механизмы аккумуляция и трансляции знания о городе.
Представление городского знания: статистика, схемы, модели, проекты, мнения, слухи.
Способы употрбления знания о городе.
II. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ
Представление о социальных институтах. Профессия как институт. Представление о деятельности.
Профессия как деятельность, профессия в процессах машинизации, механизации и автоматизации.
Профессия в процессах демократизации, политизации, урбанизации и регионализации. Свобода и принуждение профессии.
Профессия и специальность. Профессия и позиция.
Профессия и власть. Профессия и культура.
Профессия и существование.
III. ГОРОД - БОЛЬШАЯ ОРГТЕХНИЧЕСКАЯ И СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Схемы городской организации.
Город как система и система городов.
Городские процессы и механизмы. Сети, инфраструктуры, коммуникации хозяйства и культуры города.
Городские ресурсы.
IV. ГОРОД- ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Хозяйственно-экономическая политика.
Социальная политика.
Культурная политика.
Бюджетно-финансовая политика.
Национальная политика.
Экологическая политика.
Политические роли, арены и институты города.
V. ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛА
Городская среда и схемы городского поведения.
Профессия как акт городского самоопределения и как результат профессионального обучения.
Профессия как инструмент.
Профессия как жизненный сценарий.
VI. ПОНЯТИЕ О СЦЕНИРОВАНИИ, ПРОЕКТИРОВАНИИ И ПРОГРАММИРОВАНИИ
Схемы акций (поступков, целеполаганий, решений...) и схемы существований (адаптации, взаимоопределения, мимикрии, симбиоза...).
Организационное и познавательное отношения к городу.
Онтология города. Проблема города.
Городской сценарий, городской проект, городская программа.
вверх вверх вверх вверх
  (2) квалификация и дисквалификация в педагогике: методологическая проблематика, практические вопросы и методические решения  
  методическая сессия  
тематические рамки и рабочие понятия сессии
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
Измерение и оценка сложности.
Квалификация деятельности и деятельность квалификации/квалифицирования.
Проблема квалификационных шкал и инструментов.
Квалифицированная деятельность, неквалифицированная деятельность, деятельность вне квалификации.
Дисквалификация как принцип "повышения квалификации"
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Членение "тела" педагогики для нужд квалификации.
Педагогическая служба и педагогическое дело.
Квалификация педагогического действия, педагогической коммуникации, педагогического мышления.
Педагог: должность, звание, рейтинг, признание.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
В отношении квалифицируемой педагогики
В отношении неквалифицируемой педагогики
В отношении педагогической дисквалификации


организационная форма и ориентировочный регламент
Сессия составлена:
1I) методологическим семинаром
2) Заказными и рабочими докладами
3) Дискуссиями по докладам
4) Круглым столом
5) Методологическими консультациями
6) Методическим тренингом

Сессия содержит три секции согласно приведенной выше тематизации. Минимальная продолжительность одной секции - 1/2 рабочего дня.
В зависимости от степени погружения в тему и квалифицированности участников продолжительность секции может быть увеличена.
Режим работ в 1-й секции - методологический семинар.
Режим работ во 2-й секции - анализ положения дел и опыта.
Режим работ в 3-й секции - тренинг работ квалифицирования (оборачивание 1-й и 2-й секций).
согласования
В соответствии с принятым рабочим регламентом (общей продолжительности сессии, рабочих часов одной секции, количества докладчиков) разрабатывается рабочий режим сессии и секций.


Виталий Сааков,
 19 октября 1997
вверх вверх вверх вверх
  (3) индивидуальное учебное планирование и программирование  
  анонс специальных курсов  
в ноябре 1997г. кафедра дает продвинутый методический курс
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
в этапах обучения и в непрерывном образовании


тематический план курса
ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
1. Традиции и новаторство в организации обучения
2. "Единицы" планирования и программирования: учебные планы, образовательные проекты, программы образования
3. Системы эапов обучения и непрерывного образования: координация и разграничение
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
1. Индивидуальное, групповое и массовое обучение
2. Демократизация образования: элитарный и эгалитарный подходы к обучению
3. Индивидуальные учебные планы и программы: место, время, содержание, структура
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛ0ЖЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1. Задачи документализации индивидуальных учебных планов и программ
2. Организация документооборота в условиях индивидуального планирования и программирования

ПРАКТИКУМ УЧЕБНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1. Допуск к тренажеру планирования и программирования
2. Тренинг планирования и программирования
3. Квалификация и аттестация индивидуальных планов и программ
организационная форма курса
составлена двумя последовательными режимами:
1. Общее практико-методическое введение в работы индивидуального планирования и программирования
2. Индивидуальное теоретико-методическое обеспечение практики планирования и программирования в условиях нормальной школы
результатом и отчетом
прохождения курса является стандартно оформленная заявка на индивидуальное образовательное программирование, его место и назначение в общем учебном плане Педагогического училища №1
запись на курс
производится Атласовой И.Ф.

© Виталий Сааков,
  19 октября 1997

вверх вверх вверх вверх
  (4) индивидуальное учебное планирование и программирование  
  продвинутый методический курс, 24 часа  
Курс ведет заведующий кафедрой Антропотехники и Школы педагогической логики 1-го Педагогического училища, руководитель методологической лабораторий УлГТУ СААКОВ В. В.

Содержание и организационная форма курса

построены на основе теоретических материалов и практического опыта системо-мыеледеятельностной педагогики (СМД-Педагогики):
- организации многоуровневой подготовки в различных регионах России,
- разработок нового содержания специального и общего образования,
- исследований и проектов, выполненных для территориальных администраций, организаторов и руководителей учебных заведений, практикующих педагогов.
Проблематика курса
- Внесение гибкости и мобильности в типовые учебные планы
- Организация специального и дополнительного обучения и обучения по направлениям в условиях нормальной школы
Цель и назначение курса
- Способствование индивидуализации форм и содержания обучения в рамках образовательных стандартов и в контексте дополнительного образования
- Обеспечение "нестандартных" педагогических усилий нормативной базой (специальными документами, методами, теориями, опытными площадками)

Тематический план курса
1.
Введение в учебное планирование и программирование
1.1. Традиции и новаторство в организаций обучения
1.2. "Единицы" планирования и программирования: учебные планы, образовательные проекты, программмы образования
1.3. Система этапов обучения и непрерывное образование. Координация и разведение
2.
Цели и задачи индивидуализации обучения

2.1. Индивидуальное, групповое и массовое обучение. Демократизация образования: элитарный и эгалитарный подходы.
2.2. Индивидуальные учебные планы и программы: структура, содержание, место и время употребления
3.
Методические положения индивидуального учебного планирования и программирования
3.1. Документализация учебных планов и программ
3.2. Организация документооборота
4.
Практикум индивидуального учебного планирования и программирования
4.1 Допуск к тренажеру планирования и программирования
4.2. Тренинг планирования и программирования
4.3. Аттестация и квалификация индивидуальных учебных планов и программ

© Виталий Сааков,
  2 октября 1997
вверх вверх вверх вверх
  (5) последний плацдарм педагогики  
  методическая дискуссия  
Дискуссия 1
Педагогическая проблематика и тезисы: нормальная и экстремальная педагогики
Дискуссия 2
Педагогические ереси Эвальда Ильенкова. Экстремальная педагогика
Дискуссия 3
Экстремальная педагогика: психика и знаки
Дискуссия 4
Экстремальная педагогика: принцип маргинальности
Дискуссия 5
Экстремальная педагогика: против диагностики

Дискуссия 1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ТЕЗИСЫ: ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ И НОРМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКИ
1. Педагогические кризисы. Интуитивные и аналитические основания конструктивной диагостики педагогических систем
1.1 Назначение педагогики. История назначений
- история педагогики как история воспитания: педагогика как воспитание "вопреки" традиции
- история педагогики как история просвещения: "светлая" культура и "темная" традиция
- история педагогики как история идеологии: педагогическое "знание-просвещение"
1.2. Место педагогики в современном обществе
1.3. Рабочее понятие педагогики: состав задач, функционально причисляемых к педагогическим
2. Педагогический урок и педагогический пример
2.1. Идеи Яна А.Коменского в массовизации школы
- педагогическая система-1: попытка преподать урок массе
- педагогическая система-2: педанты в массовой школе или пример вместо урока
- педагогическая система-3: технологизация примера или изгнание чувств
2.2. От "Мира чувственных вещей в картинках" до компьютерного класса
3. Первые дискуссионные фиксации
2.1 Два исторических отступления педагогики
- отступление от урока (педагогика и государственное управление)
- отступление от примера (педагогика и демонстрация)
Примечания:
Цель дискуссии - освободиться от педагогических стереотипов и дать оценку современной педагогической коньюнктуре
- произвести анализ корректности и допустимости замещения педагогических задач социологическими и психологическими
- попытаться восстановить состав педагогических задач в гуманитарной практике педагогики
Организационная форма

руководитель дискуссии дискутанты
сторона 1 сторона 2
вводит педагогическую проблематику
утверждает тезис
выдвигает антитезис
развертывают содержание утверждений
производят аналитические фиксации

Виталий Сааков,
  январь 1998
 
 
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1996-1997, Ульяновск, 1-й Педагогический колледж
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 07 март 2006

последнее обновление
30 ноярь 2014
18 декабрь 2011