главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Образование и мышление
оргдеятельностная игра в жизни города
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
     
       
     
     
22 - 30 апреля в городе состоялась организационно-деятельностная игра "Методы и содержание подготовки инженера широкого профиля"
 
Тема статьи и ее характер требуют, скорее всего, публикации в специальном издании. Но вопросы и события, которые я попытаюсь изложить, общезначимы настолько, что в свою очередь требуют не только пристального, но и самого широкого внимания. Видимо, в этом явление сегодняшнего дня, перестройки. Еще вчера узкие, специальные вопросы сегодня "вдруг" становятся предметом всеобщего обсуждения, а то, что казалось важным и значимым, сегодня на поверку оказывается пустой фразой. И читатель, следящий за прессой, это чувствует и, более того, способствует переориентации целей научных дискуссий, смене их приоритетов. Поэтому и я вынужден занять часть газетной площади(1) под так называемый "популяризаторский жанр" для того, чтобы ввести читателя в тему. Широта и фундаментальность вопросов, освещаемых ныне на газетных страницах становятся доброй традицией и надеюсь, что данная статья не будет ей вопреки.
Нет необходимости напоминать о сложности проблем перестройки мышления. Сейчас это тот пробный камень, о который разбиваются многие благие и светлые начинания, захватывающие дух идеи и, казалось бы, реалистичные планы. Насколько эта проблема сложна и трудна для осмысления говорит хотя бы тот факт, что один из номеров "Аргументов и фактов" в лице отечественной социологии рекомендует (это мягко, а если точнее - призывает) отбросить старые стереотипы мышления и сознания и сменить их на новые, следовательно, лучшие.
Чтобы принять подобное утверждение, необходимо, по крайней мере, заняться философско-спекулятивными рассуждениями. Например: "стерео" - это камень, а значит основательность и твердость, но "стерео" - это и множественность. Вроде бы да, твердость (намерений) и плюрализм (мнений) - сегодня наши ценности. Ну, а если серьезно, то здесь и скрывается существеннейшая особенность мышления.
Такой же двойной смысл несет в себе и слово образование: изменчивость и устойчивость одновременно, постоянное складывание образа мира и необходимость в его завершенности. И само понятие перестройки вызывает такие же противоречивые ассоциации: перестраивание построенного, строительство недостроенного... Вполне понятно желание снять подобные противоречия раздваивающегося сознания, т.е. осуществить его перестройку.
Десять лет назад в стране было создано и "испытано" средство перестройки мышления - организационно-деятельностная игра (ОДИ)(2). По-моему, в этом есть особый смысл, что создано это средство именно в нашей стране. ОДИ является эффективнейшим средством перестройки и строительства мышления. И как ее адепт, я бы сказал - пока единственное. Поэтому вполне естественно, что в условиях перестройки ОДИ приобрели черты широкого движения. В его основании - методолог и философ Г.П.Щедровицкий, руководитель Московского методологического кружка, ведущего свое начало с 50-х годов. Сам ММК - это славнейшая страница советской философии.
Прошедшая в городе в конце апреля ОДИ "Методы и содержание подготовки инженера широкого профиля" - третья из серии "больших" игр, задуманных руководством города и области в связи с проблемами перестройки и развития Ульяновска и региона. Кроме того, в городе проведены пять "малых" ОДИ по проблемам образования и управления.
Возвратимся к названию статьи. Что есть мышление и что есть перестройка мышления? Здесь необходимо возвратиться и к "стереотипам" в публикации "АиФ". Стереотипа мышления не может быть по определению, поскольку мышление всегда по поводу еще не мыслимого. А вот сознанию свойственны стереотипы, более того, форма его такова, что противится мыслительной работе. Сознание наше ответственно за то, мыслим мы или нет. Но к счастью, мышление нам необходимо крайне редко. Благодаря замечательному свойству человеческой натуры мы постоянно строим стереотипы сознания, которые позволяют нам, не прибегая к мышлению, принимать решения, ставить задачи, строить планы, другими словами, сознательно (или бессознательно?) опираться на уже существующий опыт. Но стоит лишний раз обратить внимание именно на использование опыта (или стереотипов сознания) в связи с задачами, поставленными историей страны, укрепившимися в нашем словаре под словом "проблема".
Не откровение, что проблемы наши сейчас в том, что их решение в свою очередь порождает множество последующих, и процесс этот таков, что мы не можем прийти к решению, нас удовлетворяющему. Не дашь с ходу однозначного ответа, почему попытки решения уже "привычных" нам проблем (продовольственной, жилищной, образовательной...) только ставят перед нами новые, столь же неразрешимые задачи. Подобный анализ действительно для специальной печати или для "толстого" журнала. Здесь можно лишь привести один из вариантов ответа: проблема в том, что каждый раз мы обращаемся к уже известным средствам и способам работы. Но вот соотносятся ли уже когда-то испытанные средства и способы, даже в изощренных их комбинациях, со спецификой сегодняшней работы или тех работ, которые нам еще только предстоят?
Так что же, смена стереотипов? Каких и на какие? И кто построит новые, и кто даст команду на их смену? Еще несколько лет назад мы бы не затруднились с ответом, поскольку у всего был свой "центр". И знание, и спокойствие, и уверенность - все как бы исходило из "центра". А сегодня мы многие трудности как раз и связываем с централизацией, как с основной причиной клубка сложнейших проблем, перед которыми оказалась страна, область, город.
Напрашивается ответ: требуется децентрализация. Об этом сейчас много пишут и говорят. И все-таки ответ необходимо связывать с "центром" или, другими словами, - с образованием, поставленным в центр внимания, во главу наших усилий.
Именно здесь должны строиться знания и средства решения проблем. И центр этот должны составлять не только ВУЗы города, но к примеру и такие производства, специфика которых в том, что они как бы "стягивают" на себя образование в наиболее передовых его формах, складывают "очаги" профессиональной культуры, которые уже сами по себе становятся составляющими "центра" высшего профессионального образования.
Таким образовательным центром является и ОДИ, собирающая на несколько дней в одном месте мышление и профессиональную культуру и освобождающая их от груза стереотипов, что не всегда удается достичь традиционными средствами.
Насколько образование является "центральной" проблемой свидетельствует целый ряд примеров как исторического, так и достаточно локального характера, когда тот или иной подход к образованию буквально определял судьбы государства и его внутреннее социальное развитие.
Почему? В системе образования, в его сфере формируется мировоззрение человека. Как фраза, это нам известно еще со школьной скамьи. Вероятно известно, что в одно и то же историческое время, в одном кругу современников, коллег по работе живут и сосуществуют разнообразные формы мышления. Это в лучшем случае. А в худшем - его отсутствие, его замещение усвоенными способами мыслительных действий. Составление сложной мозаики форм мышления и способов мыслительных действий, живущих вокруг нас - профессиональная задача методолога.
Лучшие условия для подобной работы предоставляет ОДИ, и тогда формы мышления становятся основным рабочим "материалом" игротехника.
Вернемся к одному из следствий нашего подхода к образованию. Мы неустанно декларируем, что развиваем мышление ученика средней школы, студента ВУЗа, или, по крайней мере, что это является нашей целью. А суть подобного "развития" сводим к перечню осваиваемых мыслительных действий. Маркс отметил, что мыслительное действие (логика) является всего лишь результатом многократно повторяющегося практического действия, т.е. действия прошлого, уже произошедшего. Усвоенное же учеником, студентом, специалистом мыслительное действие может являться в этом случае лишь средством решения уже когда-либо и кем-либо решаемых задач или, что тоже самое, перенесением старого опыта на новые задачи, особенно не задаваясь вопросом о соответствии средства и задачи.
Мы же сейчас стоим перед задачами, практики и опыта разрешения которых (к сожалению или к счастью?) не имеем. Здесь возникает интереснейший вопрос: может ли существовать практика еще неосуществленной деятельности? Пока лишь можем констатировать, что подобной практики у нас точно нет (как исключение, фрагментами такой практики являются ОДИ). Неизбежная ли это ситуация или это следствие подхода к образованию?
Вполне вероятно. Ведь историю советской системы образования можно уложить огрубленно в следующую схему. От решения нестандартных ситуаций (т.е. отсутствовавших в практике жизни), от способов построения принципиально нового знания (а это было основой образования русского инженера конца XIX и первой четверти XX в.в.) мы пришли к подготовке специалиста, сущность которой заключается в готовности решать стандартные, типичные задачи.
В этом была своя историческая неизбежность, связанная с планированием и регламентацией производственной и социальной деятельности в процессе строительства государства. Стандартность и типичность решаемых задач сейчас стали прочнейшим основанием нашей системы образования, раскачать и демонтировать которое мы пытаемся. И пусть не возникает иллюзий по поводу умения ученика, студента или специалиста применить полученные в такой системе образования знания к решению задач, поставленных перестройкой. Само усвоенное ими знание - это знание из прошлого, и применяться оно может только к аналогам прошлого. Но вряд ли перестройка может явиться аналогом пусть самого лучшего, но все же прошлого опыта.
ОДИ специально задумывалась и создавалась как средство решения задач, не имеющих аналогов и не укладывающихся в существующий практический и теоретический опыт.
Более того, создавалась и осуществляется с целью построения принципиально нового опыта и новой практики, которые невозможно создать ни в рамках отдельного или суммы научных подходов, ни в рамках отдельной или суммы профессий. Если еще конкретнее, то ОДИ создавалась как средство решения проблем, носящих социокультурный характер, т.е. порожденных всей многосложностью современной жизни. А это значит не просто в узлах, но в разрывах разнопредметных научных подходов, в разрывах систем управления и производства, философии и практики, образования и социальной деятельности.
ОДИ "Методы и содержание подготовки инженера широкого профиля" вобрала и соединила в себе цели и задачи растерянного нами инженерного и технического образования. Соединила, чтобы поставить вопросы собственно образования и инженерной деятельности, чтобы освободить их от напластований и ржавчины, сводящих к деградации эти две наиважнейшие сферы жизни, чтобы вернуть им миссию проводников в третье тысячелетие, назначение деятельностей, составляющих основу цивилизации.
Но миссию не навязать, ее не вменить в обязанности и мы уже не раз убеждались в этом. Но как тогда достичь желаемого и не впасть в следующее искушение, заявив, что причина неумения решать и строить новое не в инженере, а в ВУЗе, его подготовившем. Преподаватели ВУЗа призывают к ответу школу, учителя отсылают в детский сад.., и в конце концов все замыкается на семье и ее воспитательной роли.
Конечно, в этом есть своя логика (логика "стрелочника"). Конечно, чтобы подготовить и образовать инженера с мировоззрением рубежа XX и XXI веков необходимо прежде подготовить и образовать преподавателя ВУЗа, а его должен учить новый учитель, а самого учителя тоже необходимо учить по-новому и воспитывать его надо в новом детском саду... И здесь, в поиске ответа проходит водораздел - либо мы считаем, что круг замкнулся, и нам из него не вырваться, либо для нас это и есть цель перестройки. Но проблема оборачивается для большинства из нас до обидного простой, примитивной банальностью: что первично - яйцо или курица? Обеспечим ли мы перестройку мышления за счет перестройки образования, либо только перестройка мышления может дать новые формы образования, которые явятся гарантом развития и процветания страны, области, города.
Ситуация действительно проблемная. Проблемность ее также в том, что нам до сих пор привычен стереотип "массовости", масштабности любых начинаний (в ОДИ чтобы вырваться из обозначенного порочного круга могут создаваться "группы прорыва", которые выводят весь коллектив игры к ее целям). Но чтобы получить массового нового инженера нам потребуется в соответствие с приведенной схемой рассуждений от 20 до 30 лет. Нам, воспитанным на 5-летних планах, подобные сроки кажутся неприемлемыми. Таков наш стереотип сознания.
То, что выходит за пределы 5-летнего отрезка времени нам представляется весьма отдаленным будущим и связать себя с ним мы не в силах (или не хотим?). Но вот принимаемые и осуществляемые реформы образования в других странах имеют временные ориентиры в 30, 50 и 70 лет.
Может быть, правы мы. Ведь мы живем в ситуации продолжающейся революции, а они эволюционируют. И нашими ориентирами по-прежнему являются 5 и 10 лет. Но и время мифотворчества кончилось, мы уже не можем позволить себе назначить встречу с коммунизмом, нам нужны инженеры, уже сегодня умеющие строить социализм в своем мышлении и в своей деятельности. Здесь важно и понимание того, что образование по своей природе скорее относится к эволюционным процессам (каковы пределы психического и физического развития человека?). И тогда мы становимся перед очередной проблемой.
Перестройку может осуществить человек, получивший образование в точном и строгом смысле этого слова, а не его суррогаты, которые мы отмечаем дипломами, например УльПИ или УГПИ. Тогда нам потребуется минимум 20, а оптимум 30-50 лет. Но что делать с "пятилетними" планами реформы высшей школы? Либо мы их считаем противоестественными, вознамерившись ожидать результатов "эволюции" образования, либо мы строим действительно новые средства решения этой проблемы и тем самым смотрим на такое явление, как образование, как на "искусственное" и "техническое", т.е. сотворенное не столько природой и историей, сколько нашими устремлениями.
Здесь мы подошли опять к центральной теме статьи. Искусственное и техническое отношение к миру свойственно особой социальной и профессиональной группе - инженерам. Именно благодаря искусственно-техническому подходу строится и развивается цивилизация. Я рискнул бы утверждать, что у советских инженеров самый ценный опыт искусственно-технического отношения к миру. Да, сейчас мы говорим, что он во многом спорный, но поэтому и ценный, поскольку застраховывает или, по крайней мере, предостерегает от соблазна переноса вчерашнего опыта на задачи перестройки. А умение переносить способы работ из одной области деятельности в другую, из одного времени в другое - это одна из важнейших особенностей инженерии (и в этом смысле огромную инженерную работу осуществляет партия, и в самой сложной области - социальной и исторической). Сейчас перед нами стоит масштабная инженерная задача - перестройка мышления. Есть техническое средство подобной перестройки и инженерной работы - образование, есть инженерные цели - выделение из всей исторической практики способов, связанных с формированием и перестройкой мышления, с организацией и развитием образования. И в этом направлении по аналогии с ОДИ должны действовать "группы прорыва".
В мероприятиях, направленных на подготовку к 125-летию со дня рождения Ленина и связанных с выполнением Правительственного постановления, идеологическим и хозяйственным руководством города и области в июне 1985г. намечена серия оргдеятельностных игр, как своеобразных "групп прорыва" в обсуждении важнейших проблем города и региона.
Серию игр составили следующие темы.
"Производство товаров народного потребления и комплексное удовлетворение потребностей население города и области" (игра состоялась в марте 1986г.)
"Проблемы архитектурно-градостроительного обеспечения программ развития города" (состоялась в январе 1987г.)
"Проблемы формирования исторического ядра и новых районов города"
"Ульяновский университет как фактор развития города и области"
"Рациональное использование ресурсов и охрана природы в регионе"
"Условия и механизмы интенсификации народного хозяйства в условиях НТП"
"Формирование социокультурных структур города и области"'
"Согласованное развитие города и области"
"Формы и методы развития научно-технического творчества молодежи"
"Проблемы новой техники и технологий в условиях интенсификации".
Ульяновский филиал МГУ и УльПИ при активной поддержке Горкома партии дополнили список игрой по инженерной деятельности и инженерному образованию, самым приоритетным направлениям развития науки, техники и культуры. Университет тем самым расширяет и уточняет свою функцию как фактора развития города и области. Более того, как представляется, реализующаяся программа развития университета и программа задуманной серии ОДИ не только согласуются и взаимодополняются, но и усиливают друг друга. Может быть это и есть "инженерный механизм" перестройки?
  В.Сааков, председатель Областного комитета по организационно-деятельностным играм и системо-мыследеятельностной методологии, 1989
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
     
     
  (1) - Статья готовилась для еженедельника "Ульяновский комсомолец".  
  (2) - Смотри также материал характеристика оди-движения и результатов оди-71  
 
 
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1989
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 07 март 2008

последнее обновление
30 январь 2014
07 апрель 2012