Речь о феномене, методе и идеологии дизайна
как о платформе специфического и уникального взаимодействия оргуправления,
проектирования и политики(1).
И не важно, какая практика стоит за ними. Знаменательно то, что дизайн
получает ее имя. Сегодня имен не счесть(2).
И постольку всегда есть возможность найти именно "свой" дизайн,
будь ты его заказчик или разработчик. В этом и состоит феномен и феноменология
дизайна. Им отводится преимущественно первый раздел речи о дизайне.
|
С другой стороны, нам могут быть не безразличны
практики оргуправления, проектирования и политики, создавшими дизайн как
платформу своего взаимодействия и предоставившие ее современному миру.
И, как пристало современности, данная платформа является технологически
открытой. Тогда нам не важны имена дизайнов, важным становится метод и
методология дизайна - дизайна в единственном числе, дизайна как метадеятельности.
Именно данная позиция дизайна связывается с возможностью принимать разного
рода вызовы и отвечать на них подобно оргуправленцу, политику и проектировщику.
Таков был европейский дизайн в начале прошлого века, и так он заявлял
о себе на всем его протяжении. Именно на такой дизайн в 20-е и 30-е ориентировалась
Россия. Дизайну как методу и как метадеятельности отведен преимущественно
второй раздел. |
И, наконец, нам могут быть не только не
безразличны практики оргуправления, проектирования и политики, но мы можем
предпочитать из них те, которые выделяем по ценностному признаку - практики
развития. С этой, третьей, стороны дизайн являет собой не только выдающийся
феномен, демонстрирует не только комплексность и системность своих локальных
и глобальных практик, но и, что пожалуй самое главное в нем, - олицетворяет
идеологию развития. Выделяя данное небесспорное значение дизайна, следует
отметить, что идеология, именуемая "дизайн", по крайней мере
лишена, идеологических "перекосов" идеологий развития от политики,
проектирования или оргуправления, взятых сами по себе. |