главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Дизайн как метадеятельность: тематизирование
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в раздел ш Дизайн : феноменология, методология, идеология  
содержание раздела ш Дизайн как метадеятельность: тематизация  
     
       
     
     
0 ПРЕАМБУЛА
 
I ФЕНОМЕН И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА(3)  
  Ключ к анатомии дизайна начала ХХ века лежит в XXI  
  Сотворение мира. Знаковые вещи и вещные знаки дизайна  
  Превращения дизайна. К историческому развитию и генетической реконструкции  
    Дизайн как деятельность  
    Дизайн как искусство  
    Дизайн как инженерия  
  Дизайн как метадеятельность. Рабочие онтологии, модели, объекты перенести во II часть
  Авангард и метадеятельность. Выводы к первой части перенести в примечания
     
II МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ ДИЗАЙНА  
  Дизайн и система "оргуправление-проектирование-политика". Исходные схематизмы, материал, ситуации  
  Пространственные задачи и объекты дизайна  
    Представление и организация пространства как пространства деятельности Оргуправление (?)
    Генерирование пространственных образов деятельности Проектирование (?)
    Конфигурирование пространств-реализаций и пространств-констелляций Политика (?)
  Технические задачи и объекты дизайна  
    шшшшшшшшшшшшшшш  
    шшшшшшшшшшшшшшш  
    шшшшшшшшшшшшшшш  
  Конструкторские задачи и объекты дизайна  
    шшшшшшшшшшшшшшш  
    шшшшшшшшшшшшшшш  
    шшшшшшшшшшшшшшш  
       
III ИДЕЯ И ИДЕОЛОГИЯ ДИЗАЙНА идея (?)
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ПРЕАМБУЛА
 
Речь о феномене, методе и идеологии дизайна как о платформе специфического и уникального взаимодействия оргуправления, проектирования и политики(1). И не важно, какая практика стоит за ними. Знаменательно то, что дизайн получает ее имя. Сегодня имен не счесть(2). И постольку всегда есть возможность найти именно "свой" дизайн, будь ты его заказчик или разработчик. В этом и состоит феномен и феноменология дизайна. Им отводится преимущественно первый раздел речи о дизайне.
С другой стороны, нам могут быть не безразличны практики оргуправления, проектирования и политики, создавшими дизайн как платформу своего взаимодействия и предоставившие ее современному миру. И, как пристало современности, данная платформа является технологически открытой. Тогда нам не важны имена дизайнов, важным становится метод и методология дизайна - дизайна в единственном числе, дизайна как метадеятельности. Именно данная позиция дизайна связывается с возможностью принимать разного рода вызовы и отвечать на них подобно оргуправленцу, политику и проектировщику. Таков был европейский дизайн в начале прошлого века, и так он заявлял о себе на всем его протяжении. Именно на такой дизайн в 20-е и 30-е ориентировалась Россия. Дизайну как методу и как метадеятельности отведен преимущественно второй раздел. И, наконец, нам могут быть не только не безразличны практики оргуправления, проектирования и политики, но мы можем предпочитать из них те, которые выделяем по ценностному признаку - практики развития. С этой, третьей, стороны дизайн являет собой не только выдающийся феномен, демонстрирует не только комплексность и системность своих локальных и глобальных практик, но и, что пожалуй самое главное в нем, - олицетворяет идеологию развития. Выделяя данное небесспорное значение дизайна, следует отметить, что идеология, именуемая "дизайн", по крайней мере лишена, идеологических "перекосов" идеологий развития от политики, проектирования или оргуправления, взятых сами по себе.
  (1) - При всем моем неизбывном интересе к дизайну, он, разумеется, не является единственной платформой, или, скажу пока, рамкой взаимодействия политики, оргуправления и проектирования. Таковой рамкой ныне выступает ряд определенных идеологий, выражающих собой, с одной стороны, ограничительный (консервативный) пафос и, с другой, пафос развития (и роста). К числу первых относится, например, разного толка экологическая тематика и проблематика. К числу вторых, например, - не менее широкая тематика и проблематика технологического предпринимательства. Организационная проработка содержательно-смыслового значения подобных идеологических рамок выдвигает их с разным успехом на роли платформ современных мыследеятельностей.
В ХХ веке подобная, платформенно-идеологическая, схема реализовалась в материале дизайна - имени, приобретшем широчайшее хождение и обозначившим бесчисленные ныне области практических занятий. Мне во всей этой разнородной массе дизайнов, а по-другому, в феноменологии дизайна, важно указать именно на эту его не внешнюю, но и не сокрытую (!), сторону - дизайн как платформу взаимодействия политики, оргуправления и проектирования.
 
  (2) - Они двусоставные, в основе которых - собственно слово "дизайн" с разнообразными доопределениями, а правильнее бы сказать - причастиями к нему. Также не менее разнообразно использование слова "дизайн" в форме метафоры.  
    О МЕТАФОРАХ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА (из FB-обсуждений дизайна).
Метафоры даже при наличии весьма разработанных и конструктивных понятий не стоит сбрасывать со счетов. И в положительном и в отрицательном смысле. Мне представляется, что метафора "дизайн" в отличие от метафоры "архитектура" играет негативную роль в отношении понятия дизайна. Не важно какого понятия: предметно-профессионального (в любой степени частного) или философско-методологического (в любой мере общего). Объяснение достаточно простое. Сравним историческое время архитектуры и дизайна. За свое историческое время представления об архитектуре пустили корни во многие сферы и практики, закрепившись в них в т.ч. в форме метафор. В т.ч. по-хорошему рабочих - они без ущерба для понятия (в его отсутствие или в его незнании) направляют смысл как бы в понятийное русло. Не то с дизайном. Одноименная метафора, которая в общем-то по молодости лет еще и не метафора, производит скорее банализацию и профанацию смыслов о дизайне, уводя смыслы от понятийного русла. А направлять смыслы нужно бы в русло платформы (оргуправления, проектирования и политики), а не формы (вещей, пусть и немало сложных).
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1820652494646047&id=100001039424801
 
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
I ФЕНОМЕН И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА(3)  
  (3) - Первая часть предпринимаемой тематизации "Феномен дизайна" была подготовлена для конференции "Октябрь. Авангард. Дизайн. Феномен возникновения промышленного искусства (дизайна) после октября 1917 года в России", Санкт-Петербург, 27 октября 2017г. Отсюда и "начала веков" в названии статьи, а также обращение к "анатомии дизайна" (см. - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/meta-design_2017.htm). Эти включения хотя и были ориентированы темой конкретной конференции, тем не менее, на данном шаге трехчастной тематизации "феноменология - методология - идеология" могут быть дополнительно развернуты.  
     
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, март 2018
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 13 март 2018

последнее обновление/изменение
17 март 2018
16 март 2018
13 март 2018
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы