главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Московский
методологический кружок/ Школа культурной политики Школы по методологии материалы |
вернуться в разделш | методологические школы | |||
содержание разделаш | материалы к методологическим школам | |||
(2005) дискуссия о целях | ||||
(2006) рефлексивная заметка | ||||
(2007) реплика школе | ||||
рефлексивная заметка |
школа "управление развитием" (2006) |
21-27 августа с.г. в Светлогорске (Калининградская область) Школа культурной политики Петра Щедровицкого провела очередную Методологическую школу, посвященную управлению развитием. Школа завершила определенный тематический цикл разработки проблематики развития. Цикл составлен темами "Институты и институционализация" (2001), "Технологии и технологизация" (2002), "Капиталы и капитализация" (2003), "Профессии и профессионализация" (2004), "Регионы и регионализация" (2005) и, собственно, "Управление развитием" (2006). Школа по управлению развитием подразделялась на 5 рабочих коллоквиумов в соответствие с разделами тематического цикла. Ульяновская "делегация" (3 человека) работала в коллоквиуме "Технологии и технологизация". | В качестве основного кейса Школе управления
развитием были представлены Стратегия
и Программа развития МинАтома и ряд принципиальных шагов Министерства,
предпринятых в соответствие с данными документами. Их представление
П.Щедровицким Школе и последующее методологическое и экспертное обсуждения
были призваны продемонстрировать стратегическую, политическую и оргуправленческую
действительность управления развитием. Пафос и стержень демонстрации
состоял в противопоставлении Стратегии и Программы МинАтома тактике
"поведения" РАО ЕС. Ведомственно-отраслевой и финансово-институциональный подходы последнего, даже прикрываемые той же региональной, кластерной и бизнес-фразеологией, не только есть угроза развитию страны и ее территорий, но и их безопасности и функционированию. |
Традиционно о результатах Школы. Можно
утверждать, что в Ульяновске произошло приращение понимания основной,
с точки зрения Группы ТеСт, проблемы управления данной территорией.
Проблема упирается в следующее (неразрешимое) положение дел (см.схему-1).
Управление территорией расчитывает на проекты развития. При этом ему кажется, что оно создает все необходимые предпосылки, чтобы эти т.н. проекты развития превращались в пресловутые точки роста. Вот только дело в том, что мы имеем на территории негативный кластер (см.соответствующую позитивную кластерную идеологию, напр., "Кластерный подход к экономическому развитию регионов - strateg_materials-Martchenko.htm". |
|
Поэтому территория сталкивается со всем
мыслимым комплексом ограничений росту. О развитии здесь вообще говорить
не приходится. Откуда взяться тем же профессиональным изготовителям проектов развития? И даже, случись подобное, каковы основания считать их проекты проектами развития? Развития чего? Развития где? Когда? Насколько? Проблема управления территорией в целях ее развития, если таковые являются не только идеологическими конструктами, но и практической установкой, должна быть как бы перевернута. |
Развитие возможно только в рамках управления развитием (схема-2). В этом случае с проектирования снимается непомерное требование быть разработчиками проектов развития (не говоря о развитии как таковом). Вне сомнения "развитие" составляет неотъемлемую компетенцию управления (и стратегирования). Эта компетенция (если она выращена) позволяет развернуть пакет процессов (см. их перечень на схеме-2), складывающих и обустраивающих место для развития. Тогда по отношению к этому месту проектирование и прочие деятельности, отличные по своим целям и результатам от производственных и воспроизводственных, "вынужденно" несут развивательные (инновационные) функции. | Сказанное не есть ответ на проблему,
как и не есть методика. Это - шаг Группы в методологическом анализе.
И его смысл, как методологического, состоит в предъявлении методологических
же требований к управлению развитием. Если еще грубее, то управление
развитием с необходимостью есть, наряду со многим, и методологическая
работа. Пространство этой работы (его основные блоки, их взаимосвязи
и взаимоотношения) на схеме-2 заключено в рамку управления развитием.
Группа ТеСт в своей дальнейшей работе будет опираться на достигнутое
понимание данной проблематики. Виталий Сааков и Группа ТеСт, 04 сентября 2006 |
|
реплика |
школа "повестка дня. часть 1" (2007) |
Время, в которое
мы живем - от глобального до самого местного - поистине
уникально. Подобного разнобоя в его оценках не было, наверное, даже
в Смутное время. Смутное время - наше время, и можно сказать - наше
местное. Отсюда вывод: в противоположность разнобою оценок времени(0),
ситуация, в которой мы живем, оценивается однозначно отсутствует
ее картина. А это означает, что соответствующие идеологические,
аналитические и экспертные службы и сообщества, подрядившиеся было на
интерпретацию ситуации и строительство ее картины, свою работу не выполняют.
Не хотят, не могут - без разницы. Почему? Утеряны, если они и были, "объекты-вещи" ситуации. Не найдены "объекты-вещи" ситуации, которых и не может не быть. А если утеряны и не найдены, то картины ситуации не построить. Можно только до бесконечности интерпретировать мнения и взгляды на "ситуацию". А можно врать и врать, с умыслом и без оного, без разницы. Без большой натяжки это относится к ситуации любого более и менее заметного фигуранта нынешней жизни страны. От президента, как более заметного, с его зоной ответственности и решений, до самого малого предпринимателя(0a). Следовательно, все мы вместе и по отдельности живем в остутствии картины ситуации, т.е. вне понятия о том, что есть, что должно быть и чего не должно, т.е. в отсутствие объектов. |
Что это значит?
Это значит, что наши действия не обеспечены мыслью. Объект - он в мысли,
и необходим он в мысли для того, чтобы действие не было без роду, без
племени, другими словами, для того, чтобы действие было обоснованным
и состоятельным. А таковым оно может быть только и только при
жесткой взаимосвязи с объектом мысли. Отсутствие картины
ситуации и, соответственно объектов-содержаний данной картины, в рефлексивном
оборачивании выступает отсутствием самой ситуации. А это почти сродни
психиатрическому диагнозу. Хотя "почти" можно и убрать. Причем здесь подобный диагноз? При том, что ситуация есть одновременно и представление и условие, необходимые субъекту действия (политического, хозяйственного, культурного...). Субъект действия обозначает себя своей ситуацией. Вне подобного обозначения его просто-напросто нет. А если и есть, то только для себя самого. А это и есть диагноз. Похоже, что страна наполнена множеством (полным или пустым? какого класса? - если повестись теорией множеств) фигурантов вроде "субъектов для себя". Страшная картина - страна как психиатрическое заведение (диспансер или лечебница?). И какой бы масштаб рассмотрения не выбирать, будем упираться в упомянутое заведение той или иной емкости. А если высказаться политкорректней, то самое верное - это предполагать тотальную (и по вертикали и по горизонтали(0b)) невменяемость. |
Тогда спрашивается, возможно ли в подобных
обстоятельствах управиться с чем-либо? Промолчим о российских пенсиях
и прочих "социальных мелочах", но умолчать о развитии страны
здесь невозможно. При тотальной невменяемости оно - развитие - никому
не вменено и вмененным быть не может. Страна не справляется с развитием,
не управляется со всем комплексом проблем, тотчас встающих при первом
же "шаге развития". Здесь нет передержки. Не моя мысль, что управлять можно и должно только развитием. Все остальное управление есть бессмыслица. Вот и вопрос: является ли развитие "нашей ситуацией"? Эта проблематикой и занималась очередная Школа по методологии-2007. Ее сквозную тему на протяжении ряда лет составляет управление развитием. Управление развитием предполагает, помимо и помимо прочего, владение ситуацией и тот набор ее картин, который позволяет не только "стабилизировать" развитие (это еще тот официальный перл!), но, что главное, иметь его динамику. В отсутствие динамики идея развития просто обессмысливается. "Повестка дня", как рамочная тема и название этой Школы, служит отправным условием к овладению ситуацией. Сначала в мысли, потом в действии. |
Почему
повестка? Почему дня? Потому, что повестка - это такой документ,
который не допускает разночтений: не спутать, кто писал, что писал и
кому. Не даром такой документ прочно вошел в жизнь весьма строгих организаций.
Она может быть подменена любым другим близким-далеким от повестки документом,
но только с целью подмены же определенности или намеренного разночтения.
Потому дня, что ситуация, картина которой отсутствует или совершенно не внятна, задает нам актуальность (как впрочем, и любая ситуация - с картиной и без оной). Нет ситуаций вчерашних, не будет ситуации завтра. Ситуация - это всегда и только здесь и сейчас. Вчера и завтра требуют другого представления. И еще: идея ситуации изначально была введена в интеллектуальный оборот как этический горизонт. Нет существования вне ситуации (кроме растительного). Существуешь постольку, поскольку задана ситуация. Другое дело - кем. Так что, или задаешь свою ситуацию и вводишь в нее других, или сводишься к принадлежности ситуации другого(0c). Государство не решит наших проблем, оно само - проблема. Это совсем не великая мудрость и не открытие, т.к. слова эти принадлежат Р.Рейгану (в бытность его президенства). Уже ему было ясно, что подобная культурная модель управления исчерпала себя вплоть до дискредитации. Еще один вопрос: составляет ли государство "нашу ситуацию"? |
"Бисмарковская
Германия, Япония эры Мэйдзи или Франция послевоенного периода управлялись
традиционалистскими и одновременно модернизаторскими элитами, а не группами,
которые ориентированы на рынок"(1).
Что мы наблюдаем сегодня: принудительное ориентирование всего (далеко
не единого!) общества на модель рынка. При этом общество еще же приводится
и ставится перед моделью-фактом "вертикали власти". Не принимать
эти модели, значит быть маргиналом. Вот такая "ситуация".
Если ее не принимать и при этом не маргинализироваться, то ситуацию
необходимо заместить или переинтерпретировать (это формальный ход мысли,
который совершенно не в помощь мысли-действию). Повестка дня, таким образом, есть прежде всего действие и меньше всего документ. Ситуация - не вещь и потому не может анализироваться наподобие существующей вещи. Ситуация не существует как вещь. Повестку дня следует понимать исключительно в смысле усилия по формулированию повестки дня и действия по ее предъявлению. Следовательно, повестка дня есть действие, не только ведущее к картине ситуации, но и действие, задающее саму ситуацию. Ситуация, задаваемая повестками дня, - это специфическая ситуация. Иначе сказать, некий аналог или прототип ситуации. Если еще точнее - прото-ситуация. |
Разумеется при
существенной оговорке: повестки дня предъявляются теми, кто претендует
на субъектность. Или, словами Школы, самоопределяется и рассматривается
другими в качестве "ключевого
субъекта". Мы живем сегодня на такой территории, на которой или не проявлены, или вовсе отсутствуют социальные/общественные отношения. Потому что то, что выступает на поверхность, общественными отношениями назвать язык не поворачивается. Выходит, что территория с названием РФ на сегодня уникальна отсутствием общества(2). И никакого-то там экзотичного "гражданского", а самого что ни на есть кондового и обычного(3). Главный признак такового - не быть общиной или просто общностью, которые не предполагают и не допускают субъекта и субъектности. Еще вопрос: если общественные отношения не выступают на поверхность, то может быть они скрыты? Тогда еще можно предполагать некое "скрытое", латентное их становление и развитие. А чему еще развиваться? В такой ситуации политические отношения, не говоря о политических системах, вообще никаким образом не могут фиксироваться в наблюдении, а только реконструироваться или полагаться гипотетически. А экономические? |
А хозяйственные? Московской школе управления "Сколково" так и было предложено - считать единственной разумной целью ее деятельности усилия в горизонте культурной политики и культуры. Никакая управленческая деятельность невозможна, если ни для кого не существует никакого нормативного плана, если школа не озаботится налаживанием механизмов трансляции норм (профессиональных, корпоративных, этических...). | А как прозвучало
в 5-й день Школы, управленческий слой сегодня самый дефицитный. Управленцы,
способные решать практические задачи, в стране напересчет(4).
Проблему формирование кластера, как некоторой зоны-пространства, способной к развитию себя и к развитию других, видимомо, следует ставить на пересечении всех этих вопросов. Претендентом на данную роль настоятельно выступает атомная отрасль. В.Сааков и Группа ТеСт, 01 октября 2007 |
|
|