главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ К правилам говорения о дизайне посвящается участникам XII Проектного семинара Союза ДР |
смотри здесь также
ДИЗАЙН: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ |
|
Внимание к дизайну и к дизайн-образованию, как и к любой
достаточно масштабной (исторически, культурно, социально) сфере человеческих
занятий, актуализируется, как правило, в связи с ее неблагополучием.
Хотя любые правила имеют исключения. Так, благополучие нефтегазового
комплекса страны, излишнее по нынешним временам, не позволяет ему оставаться
в политической, финансовой и прочей тени. В нашем случае речь должна
идти о неблагополучии сферы дизайна и его образования, неблагополучии,
прежде всего, культурном, а далее и технологическом. И видеть это неблагополучие
примерно так же, как видим технологическое и культурное неблагополучие
ЖКХ. И давать какую-либо оценку этому неблагополучию только в понимании
факта немыслимости нашей жизни без жилищно-коммунального комплекса.
Точно также дизайн и образование есть фундаментальные комплексы нашей
жизни.
Имеет смысл начать разговор с образования. И если оно, не в пример ЖКХ, реформируется и модернизируется уже на протяжении полутора десятков лет, то это свидетельствует о следующем: 1. Сфера образования вошла наконец-то в нормальный для себя режим - режим постоянных изменений. 2. До сих пор не выбрано направление изменений, по прежнему идет перебор их механизмов, на сцену не вступают ни "клиент", ни "арбитр", давшие бы вескую оценку образовательному положению дел. Я не буду отдавать предпочтения ни той, ни другой версиям. Они обе имеют место быть. Мы вошли в эпоху изменений, и чтобы ей соответствовать, организационные формы образования должны быть гибкими, а его содержание подвижным. Не может быть выбрано одного, даже необычайно широкого, пути, не может быть назначено одного магистрального направления, назначенного даже самой что ни на есть авторитетной инстанцией. |
Точнее, такой инстанции вовсе не может быть. То же государство,
как и любой "субъект права и действия", может оказаться банкротом
по самым разным основаниям. Окажутся тогда банкротом и все его партнеры
и контрагенты (например, по т.н. "государственному заказу"
или нечто подобному).
Профессия и практика дизайнера под натиском времени оказалась фантастически деформированной относительно исходной ясной формы и необычайно размытой в своих первоначально определенных границах. Поэтому ошибка в выборе направления и координат образования становится не только возможной, но и неотвратимой. Более того, акцент на том или ином факторе сегодняшнего состояния профессии может вернуться через сферу образования катастрофой для завтрашней профессии дизайнера. Такова ситуация. В своих общих чертах. Наряду с вышесказанным, ее проблемность обусловлена разной подвижностью и мобильностью двух социальных практик, нас интересующих - дизайна-как-образования и дизайна-как-профессии. Поэтому соорганизация изменений в этих двух сферах чрезвычайно сложна (вот и заголовок тематически нацелен на это). Изменения вне соорганизации означенных сфер рискованны своей непредсказуемостью. Избежать риска невозможно. Но риск должен стоить свеч. Следовательно, необходимо исключить, прежде всего, явный абсурд, а далее выделить такие зоны такого риска, которые не избежать и абсурдность которых просто будет исключена. Останутся проблемы, задачи, трудности - вещи не менее реальные университетских зданий, студенческих парт и учебников, но несомненно реальнее абсурда. Поэтому далее я буду отталкиваться от очевидностей, достоверностей, принципов, схем - реальностей (перечисленных по-своему иерархично), для кого-то привычных и освоенных, для кого-то новых, подлежащих освоению, для кого-то не приемлемых, но тем не менее, реальностей для всех. |
|
|