|   | 
    
  
       | 
      ![]()  | 
    |
| смд-схематизация Виталий СААКОВ Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ тезисы тезисы  | 
    
| вернуться в разделш | системомыследеятельностная схематизация | |||
| word-версия 
        для печати  | 
    
| коференция "Русская 
        философия в горизонте современного мира", университет 
        "Св.Климента Охридского", София, 2009, 15-17 июля  смотри также статью ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРАКТИКИ МЫСЛИ МОСКОВСКОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА (ММК)  | 
      
| НЕОБХОДИМЫЕ ПРЕДВАРЕНИЯ В краткой формулировке темы конференции одновременно присутствуют два проблемных узла: русская философия и современный мир. Соответственно, тема предстает сверхсложной.  | 
      Тезисы, фиксируя проблемный характер темы, 
        не столько имеют в виду дискурсивный план движения в ней - рассмотрение 
        "помещенного в горизонт", сколько проблематику (и критику) организационно-мыслительного 
        плана помещения "русской философии в горизонт современного мира". 
         Второе предварение акцентирует собственно "организационно-мыслительный план". В соответствие с ним и, следуя интеллектуальной традиции (и технике) Московского методологического кружка (ММК), тезисы временно переворачивают исходную формулировку темы (чтобы далее вернуть на свое место).  | 
      Современный мир в горизонте русской философии - именно в этой формуле я попытаюсь развернуть исходную тему. Это с моей точки зрения отвечает целям данной конференции, заявленным ее организаторами, и выражено подзаголовком тезисов - преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком. | 
| 1. 
        МЕТОДОЛОГИЗИРУЮЩАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВУЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В этой формуле-образе пока свернут смысл горизонта современного мира. Также в ней присутствует (пока не явно) механизм освоения и задействования означенного смысла в работе Философа и Методолога. Представляется, что "синтез" ресурсов философии и методологии только и может быть сегодня условием рассмотрения современного мира в горизонте какой-либо философии и методологии. И обратное: обеспечивать современный мир философским и методологическим горизонтами. Чтобы введенная формула-образ сразу же стала предметом рассмотрения, выражу ее в виде рисунка (фигура 1). На нем собраны основные, по замыслу, предметы мысли, и, как предметы мысли, они будут развертываться и конкретизироваться в тезисах согласно их организационно-мыслительному акценту.  | 
      Мир (существования) человека есть метафизическая 
        производная горизонта (производная мифологическая, религиозная, научная…). 
         Мысль индивидов на данном рисунке есть несовпадение представляемого мира (здесь и теперь) и мира полагаемого (его горизонта). Другими словами, философская и методологическая мысль имеет дело с обнаружением/устанавливанием "зазора" между представляемым и полагаемым. В первом тезисе и его зарисовке изображены начальные условия интеллектуальных усилий мыслящих индивидов(1) - философствующего Методолога и методологизирующего Философа. Двумя парными именами назван искомый синтез интеллектуальных ресурсов, примером которого будет выступать Московский методологический кружок.  | 
       
        
  | 
    
| 3. ПЕРСПЕКТИВА МЫСЛИ: ОНТОЛОГИЯ 
        МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Следующий тезис обращен к методологизирующему Философу, исходя, соответственно, от философствующего Методолога. Основой тезису служит ретроспективное изложение В.Я.Дубровским строительства онтологии деятельности в Московском методологическом кружке. Изложение облечено в форму стадий становления методологической рефлексии: "(а) конструирование онтологической картины, представляющей мир как таковой, (б) рефлексивное погружение мышления в мир, интерпретируемое в категориях онтологической картины, (в) рефлексивное погружение мира в мышление с интерпретацией онтологической картины как понятийной конструкции, (г) рефлексивное замыкание мышления различными рефлексивными отождествлениями - с деятельностью, с мышлением в деятельности, с деятельностью в мышлении и с саморефлексией мышления".  | 
      Прежде, чем ввести в рисунок данное изложение 
        становления методологической рефлексии (и, главное, ее механизмов(2), 
        (3) 
        ), прибегну к следующему уточнению и переинтерпретации. Два мира, уже 
        действительные в рамках предыдущего изображения (одной действительности), 
        теперь фактически отображаются в двух действительностях. Ими выступают 
        две мысли о мире (см.фигуру 3). Первую означу как "живую" мысль, 
        непосредственную в своих языковых и знаковых выражениях, вторую - как 
        мысль, рефлектирующую языковые и знаковые ограничения, налагаемые культурой 
        на первую.  Связывает/разъединяет теперь их специфическая "граница". Рефлектирующая мысль производит (здесь формально) всю мыслимую спецификацию знаково-языковых ограничений непосредственной мысли.  | 
       
        
  | 
    
| 4. ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРАКТИКИ 
        МЫСЛИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ГРАНИЧНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ Методологизирующая философия не ограничивает себя объяснением существования мира и культуры. Тем более, философии и методологии в них, тем более, в феноменально-эмпирическом виде. Методологизирующая философия отказывается от редукции одного феноменально-эмпирического к другому, устремляясь к "глубинному объяснению". Устремление изначально философское, и потому облечено в "вопрос о глубинном". Устремление по направленности методологическое, и потому ответы таковы: это есть мышление, это есть деятельность, это есть мыследеятельность. Ответы даны в организационной форме, предельно абстрактны, и потому истинны, а более эмпиричные и конкретные - ложны (ГПЩ 1997: 546 (по Литвинову с.15-16)).  | 
      Этот тезис в отличие от предыдущего обращен 
        к философствующему Методологу, исходя соответственно, от методологизирующего 
        Философа.  В нем, практически, в явном виде уже содержатся предприятия и практики мысли философствующей методологии и методологизирующей философии (см.фигуру 4). А если теперь использовать вместо имен нарицательных имя собственное - предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Следующий ряд изображений, иллюстрирующих тезис, отправляется от фиг.3, но с учетом ответа о существовании мира с философией и методологией в нем, ответа, уже данного методологизирующей философией. Направляется теперь этот ряд изображений ответственностью за утверждение об истинности (Литвинов). Это - предприятия мысли ММК. (продолжение следует) Виталий Сааков, 04 мая 2009  | 
       
        
  | 
    
| (1) - Индивидом в данном изображении значится организационная категория, следовательно, подразумевается и отдельная человеческая особь, и индивид множественный. | ||
| (2) - Механизмы, следуя данному тезису, должны принадлежать методологизирующей философии. | ||
| (3) - Смотри здесь в библиотеке: В.Я.Дубровский. Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого | 
 
        
 
  | 
    
 
        
  | 
    ||||||
 
        
  |