главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Георгий Петрович Щедровицкий   Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
смд-схематизация
Виталий СААКОВ
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории
Предприятия и практики мысли Московского методологического кружка
преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком/ тезисы
тезисы
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш системомыследеятельностная схематизация  
       
       
     
    word-версия для печати версия для печати
  коференция "Русская философия в горизонте современного мира", университет "Св.Климента Охридского", София, 2009, 15-17 июля
смотри также статью ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРАКТИКИ МЫСЛИ МОСКОВСКОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА (ММК)
 
НЕОБХОДИМЫЕ ПРЕДВАРЕНИЯ
В краткой формулировке темы конференции одновременно присутствуют два проблемных узла: русская философия и современный мир. Соответственно, тема предстает сверхсложной.
Тезисы, фиксируя проблемный характер темы, не столько имеют в виду дискурсивный план движения в ней - рассмотрение "помещенного в горизонт", сколько проблематику (и критику) организационно-мыслительного плана помещения "русской философии в горизонт современного мира".
Второе предварение акцентирует собственно "организационно-мыслительный план". В соответствие с ним и, следуя интеллектуальной традиции (и технике) Московского методологического кружка (ММК), тезисы временно переворачивают исходную формулировку темы (чтобы далее вернуть на свое место).
Современный мир в горизонте русской философии - именно в этой формуле я попытаюсь развернуть исходную тему. Это с моей точки зрения отвечает целям данной конференции, заявленным ее организаторами, и выражено подзаголовком тезисов - преодоление границ, устанавливаемых мысли языком и знаком.
1. МЕТОДОЛОГИЗИРУЮЩАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВУЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В этой формуле-образе пока свернут смысл горизонта современного мира. Также в ней присутствует (пока не явно) механизм освоения и задействования означенного смысла в работе Философа и Методолога.
Представляется, что "синтез" ресурсов философии и методологии только и может быть сегодня условием рассмотрения современного мира в горизонте какой-либо философии и методологии. И обратное: обеспечивать современный мир философским и методологическим горизонтами.
Чтобы введенная формула-образ сразу же стала предметом рассмотрения, выражу ее в виде рисунка (фигура 1). На нем собраны основные, по замыслу, предметы мысли, и, как предметы мысли, они будут развертываться и конкретизироваться в тезисах согласно их организационно-мыслительному акценту.
Мир (существования) человека есть метафизическая производная горизонта (производная мифологическая, религиозная, научная…).
Мысль индивидов на данном рисунке есть несовпадение представляемого мира (здесь и теперь) и мира полагаемого (его горизонта). Другими словами, философская и методологическая мысль имеет дело с обнаружением/устанавливанием "зазора" между представляемым и полагаемым.
В первом тезисе и его зарисовке изображены начальные условия интеллектуальных усилий мыслящих индивидов(1) - философствующего Методолога и методологизирующего Философа. Двумя парными именами назван искомый синтез интеллектуальных ресурсов, примером которого будет выступать Московский методологический кружок.
фигура 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схематизация в Московском методологическом кружке/ В.Сааков "Предприятия и практики мысли ММК/ коференция "Русская философия в горизонте современного мира", София © priss-laboratory, 2009
2. МЫСЛЬ: ГРАНИЦА И ПЕРСПЕКТИВА
Ресурс требуется для работы с "зазором", а именно, с интеллектуальной неудовлетворенностью различными рассогласованиями метафизики (онтологии) и ее производным - представляемым (артикулируемым и объективируемым) миром. В частности, с рассогласованием между картиной мира, во-ображаемым миром, и феноменом мира, вос-принимаемым миром. Для изображения этого положения следует дополнить рисунок-1 и корректно переинтерпретировать его фрагменты.
Мысль в своем интеллектуальном движении устремляется в открывающуюся перспективу, но вынуждена иметь дело с границами. Вернее, в своей перспективе имеет только и только границы, в организационном и практическом залоге - со своей ограниченностью.
Достаточно указать на два механизма ограничения - языковой и знаковый. Оба механизма принадлежат культуре, частью которой являются философия и методология (фигура 2).
Дополнительное уточнение и переинтерпретация. На рисунке-1 "мир" изображен в виде (мира) мыслящих индивидов, как нерасчлененный и потому как бы целостный. На рисунке-2 исходного "мира" уже нет. На его месте возникает расчлененное пространство (только в смысле топологии данного изображения). Расчленения заданы "культурой" и "границей". Теперь можно сказать, что это два "мира" - (1) "мир жизненный", в языковых и знаковых ограничениях "культуры" и (2) "мир мыслимый", охватывающий первый и в пределе совпадающий с "культурой" (здесь в ее роли метафизики).
фигура 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схематизация в Московском методологическом кружке/ В.Сааков "Предприятия и практики мысли ММК/ коференция "Русская философия в горизонте современного мира", София
© priss-laboratory, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схематизация в Московском методологическом кружке/ В.Сааков "Предприятия и практики мысли ММК/ коференция "Русская философия в горизонте современного мира", София
3. ПЕРСПЕКТИВА МЫСЛИ: ОНТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следующий тезис обращен к методологизирующему Философу, исходя, соответственно, от философствующего Методолога. Основой тезису служит ретроспективное изложение В.Я.Дубровским строительства онтологии деятельности в Московском методологическом кружке.
Изложение облечено в форму стадий становления методологической рефлексии:
"(а) конструирование онтологической картины, представляющей мир как таковой,
(б) рефлексивное погружение мышления в мир, интерпретируемое в категориях онтологической картины,
(в) рефлексивное погружение мира в мышление с интерпретацией онтологической картины как понятийной конструкции,
(г) рефлексивное замыкание мышления различными рефлексивными отождествлениями - с деятельностью, с мышлением в деятельности, с деятельностью в мышлении и с саморефлексией мышления".
Прежде, чем ввести в рисунок данное изложение становления методологической рефлексии (и, главное, ее механизмов(2), (3) ), прибегну к следующему уточнению и переинтерпретации. Два мира, уже действительные в рамках предыдущего изображения (одной действительности), теперь фактически отображаются в двух действительностях. Ими выступают две мысли о мире (см.фигуру 3). Первую означу как "живую" мысль, непосредственную в своих языковых и знаковых выражениях, вторую - как мысль, рефлектирующую языковые и знаковые ограничения, налагаемые культурой на первую.
Связывает/разъединяет теперь их специфическая "граница". Рефлектирующая мысль производит (здесь формально) всю мыслимую спецификацию знаково-языковых ограничений непосредственной мысли.
фигура 3
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схематизация в Московском методологическом кружке/ В.Сааков "Предприятия и практики мысли ММК/ коференция "Русская философия в горизонте современного мира", София
© priss-laboratory, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схематизация в Московском методологическом кружке/ В.Сааков "Предприятия и практики мысли ММК/ коференция "Русская философия в горизонте современного мира", София
4. ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРАКТИКИ МЫСЛИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ГРАНИЧНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ
Методологизирующая философия не ограничивает себя объяснением существования мира и культуры. Тем более, философии и методологии в них, тем более, в феноменально-эмпирическом виде. Методологизирующая философия отказывается от редукции одного феноменально-эмпирического к другому, устремляясь к "глубинному объяснению". Устремление изначально философское, и потому облечено в "вопрос о глубинном". Устремление по направленности методологическое, и потому ответы таковы: это есть мышление, это есть деятельность, это есть мыследеятельность. Ответы даны в организационной форме, предельно абстрактны, и потому истинны, а более эмпиричные и конкретные - ложны (ГПЩ 1997: 546 (по Литвинову с.15-16)).
Этот тезис в отличие от предыдущего обращен к философствующему Методологу, исходя соответственно, от методологизирующего Философа.
В нем, практически, в явном виде уже содержатся предприятия и практики мысли философствующей методологии и методологизирующей философии (см.фигуру 4). А если теперь использовать вместо имен нарицательных имя собственное - предприятия и практики мысли Московского методологического кружка. Следующий ряд изображений, иллюстрирующих тезис, отправляется от фиг.3, но с учетом ответа о существовании мира с философией и методологией в нем, ответа, уже данного методологизирующей философией. Направляется теперь этот ряд изображений ответственностью за утверждение об истинности (Литвинов). Это - предприятия мысли ММК.
(продолжение следует)

Виталий Сааков,  04 мая 2009
фигура 4
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схематизация в Московском методологическом кружке/ В.Сааков "Предприятия и практики мысли ММК/ коференция "Русская философия в горизонте современного мира", София
© priss-laboratory, 2009
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Схематизация в Московском методологическом кружке/ В.Сааков "Предприятия и практики мысли ММК/ коференция "Русская философия в горизонте современного мира", София
  (1) - Индивидом в данном изображении значится организационная категория, следовательно, подразумевается и отдельная человеческая особь, и индивид множественный.  
  (2) - Механизмы, следуя данному тезису, должны принадлежать методологизирующей философии.  
  (3) - Смотри здесь в библиотеке: В.Я.Дубровский. Онтология деятельности Г.П.Щедровицкого  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 18 июня 2009
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 18 июнь 2009

последнее обновление
26 март 2014
24 декабрь 2012
25 март 2012
Георгий Петрович Щедровицкий