главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ |
РАЗРАБОТКИ |
WorldSkills Россия: методика и технология развития территорий деятельности |
Виталий
СААКОВ WorldSkills в Ульяновском регионе: Проблематика выхода на (адаптированные) методические основы WorldSkills и последующего перехода к (гармонизированным) международным стандартам аналитический этюд |
Группа территориальных стратегий (ТеСт) и PRISS-laboratory лишь менее 2 месяцев знакомится и в то же время организационно погружается в контексты региональной проекции WorldSkills.Russia. Это не значит, что Группе до того проект не был известен, и она не имела организационного отношения к целям и задачам данного проекта (пока он не оформился именно как WorldSkills.Russia и не пришел на ульяновскую территорию). Проект WorldSkills имеет свою российскую предысторию, и у Группы есть в ней место(1). Поэтому данный аналитический материал Группы ТеСт можно и нужно понимать как некоторое продолжение ее работ и, разумеется, как обозначение их новых проблем/перспектив со стороны WorldSkills.Russia. |
18 марта с.г. в Ленинском мемориале Ульяновска прошло масштабное многоформатное подведение итогов первого 4-летнего этапа движения WorldSkills в Ульяновской области. Если конкретнее, то в ведомстве регионального департамента профессионального образования. А на не очень людных и не очень представительных круглых столах деловой программы итогового мероприятия должны были обозначиться перспективы этапов последующих. И прежде чем отнестись к атмосфере и событиям мероприятия, я от лица Группы некоторым образом обозначу ее позицию. | Первое обозначение, содержательно-смысловое
Практически всю историю человечества т.н. человеческий капитал индивидов-тружеников составляли квалификации - чем больше и разнообразнее они были, тем лучше. При хоть какой-нибудь компетентности. И только с недавних пор человеческий капитал индивидов-тружеников стали составлять компетентности - чем сквознее и при том разнонаправленней, тем лучше. При хоть какой-нибудь квалификации. Для кого-то это может звучать спорно, но Группа уверенна именно в таком, а не ином положении дел(2). Как-никак, таковы общемировые тренды и Россия не может быть на их обочине. |
Второе обозначение, организационно-экономическое
Безусловно, необходимо понимать "цену" компетенции, чтобы не было соблазна использовать этот термин, где и как душа пожелает. Проектная мощность Ульяновского "Авиастара" (когда-то УАПК) - не один десяток самолетов в год. Но реальный и фактический вклад "Авиастара" в экономику России - это сохранение компетенции авиастроения. Понятно, чтобы ее хранить и впредь, необходимо строить хотя бы два-три самолета в год (также не забываем о первоначальных капитальных вложениях в промплощадку и знаниевых в трудовой коллектив). Еще один экономический факт, но противоположного толка - покупка французами Ульяновского завода "Контактор". Французы не смогли сохранить определенную электротехническую компетенцию и, чтобы вновь ее иметь, вынуждены были заплатить многократную цену. |
Потому что "Контактор" в российском городе, а не французском, и не на промплощадке, а в городском центре. Другими словами, оба факта о том, что и по стоимости, и по "весу" одна компетенция равна, как минимум, одному заводу (вместе с опытным производственным коллективом). И по другому оценивать компетенцию, мягко говоря, было бы неправильно. |
Предварительные аналитические замечания |
Сделав данные обозначения, выскажем предварительные
аналитические замечания. Итак, первый этап WorldSkills в Ульяновском регионе - это этап методически оснащенного перехода от вполне привычного наращивания профессиональных квалификаций к последующему овладению компетенциями, за которыми стоят профессиональные стандарты. А в соответствие с идеологией WorldSkills - лучшие мировые. Данный этап в общей сложности занял 4 года. Много это или мало? И много, и мало. Много, т.к. через его мероприятия по методике JuniorScills прошли практически все учреждения профобразования. В результате определен ряд Специализированных центров компетенций (СЦК). Мало, т.к. в течение 4 лет их техническая и методическая оснащенность все еще "в цепких лапах" представлений, культивируемых с 30-40-х годов прошлого века и потому местный профтех по прежнему на очень дальних подступах к требуемым стандартам. |
Понятно, что здесь следует иметь в виду
и экономическую ситуацию, и организационную разобщенность и еще "бесконечный"
ряд факторов (с удовольствием приводимых для объяснения проблем и трудностей
разного толка). Эти ограничения, мнимые и действительные, так или иначе, преодолимы. И в т.ч. при условии, что мы четко понимаем, чем был характерен первый этап - этап методики. На методику следует ориентироваться, в какой-то определенной мере ей следует соответствовать. В отношении же стандарта мера одна - полное соответствие. Полное соответствие только и может обеспечить наша (а не воспитанников профобразования) компетентность. И в преддверие второго этапа полезно следующее принципиальное различение квалификации и компетенции. Квалификация измеряется без остатка - секундомером, штангенциркулем, весами и тому подобными инструментами. Компетенция, а ее параметры обозначены выше (на примерах "Авиастара" и "Контактора"), может быть обнаружена только и только аналитически. |
Что это значило для первого этапа, и что
будет значить для второго? На обоих этапах регион имел и будет иметь дело
с двумя функциями площадки чемпионата WorldSkills: с демонстрационной
и аналитической. И на переходе от первого этапа - методического, ко второму
- стандартизированному, распределение нашего внимания к этим базовым функциям
должно измениться. Акцент следует сместить с демонстрационной функции на аналитическую. Это значит, что насколько мы сможем проследить, т.е. проанализировать, влияние событий, происходящих на демонстрационной площадке, в экономической и хозяйственной жизни региона, настолько миссия WorldSkills и будет здесь выполнимой. Разумеется, это касается и первого этапа, но второго - в особенности. 25 март 2016 |
В особенности постольку, поскольку речь уже должна идти не о том или ином методическом подобии движению WorldSkills (см. выше), а сугубо об условиях выполнимости региональной миссии "WorldSkills Россия". Значит, о соответствии требуемым стандартам. А для этого условия должны быть представлены сугубо как проблемные(3). Укажу в этой связи на один из "печальных" моментов, лежащих на самой поверхности. | На втором этапе неминуемо усложняется взаимодействие между Департаментом профобразования и Региональным координационным центром (РКЦ), которые до 2016 года были по существу организационно неразличимы, и по сути функции РКЦ "подменялись" наличными функциями Департамента. Ситуативно в этом может и был смысл, но в соответствии с логикой работ по дорожным картам это была организационная и политическая ошибка(4). Дорожная карта предписывала РКЦ как специфическому новообразованию в регионе(5) координирование вполне нового множества региональных субъектов Движения WorldSkills, а не только издавна входивших в привычную "обойму" Департамента (это зачастую весьма условные социальные партнеры, нередко принужденное спонсорство, традиционные "шефство" вместо действенного бизнес-партнерства...). | Также вряд ли можно серьезно относиться к декларируемым принципам и практикам сетевой организации и управления проектами. В подавляющем большинстве случаев здесь по прежнему имеет место "административно-учрежденческая" практика и ее риторическая мимикрия (как говорится, в самом что ни на есть духе времени)(6). |
Первоочередные задачи |
Высказанных аналитических замечаний, пожалуй, достаточно для формулирования т.н. первоочередных задач. Замечу, формулирования не в проектном залоге, а в сугубо аналитическом. Проектный залог требует складывания особой диспозиции ресурсов, и о ней речь будет далее. | Региональная сеть Специализированных
центров компетенций Учитывая упущенные время и возможности, первоочередным предметом координирования работ (а точнее, целей и направлений множества предпринимаемых усилий) должна стать региональная сеть Специализированных центров компетенций - СЦК в терминологии "WorldSkills Россия". А именно, комплекс работ по модернизации их оснащения - человеческого, материального и знаниевого. |
Действительно, выбор адресата для статуса-функции
СКЦ преимущественно диктовался предысторией модернизации регионального
профтеха - результатами участия его учреждений в Национальных приоритетных
проектах. Поэтому еще нужно анализировать, что в этой предыстории сегодня
есть несомненный "плюс", а что заведомый "минус".
03 апрель 2016 |
А для этого предстоит согласовать немалое количество план-карт и план-графиков работ в мероприятиях различного формата, различного как по масштабу, так и по сложности (см. схему-1). Как-никак, движение в сторону стандартов и соответствующих компетенций требует пересмотреть отдельные и как бы привычные наши подходы и воспринять целый ряд непривычных. Действительно, нельзя ошибиться в тактике регламентации и стандартизации разнообразных процессов в региональной системе профобразования в целом (преимущественно государственной) и в ее новом "агенте" - сети СКЦ. Именно эта сеть удостоверяет наличие/отсутствие у региона потенциала движения в сторону WS-стандартов, т.е. гармонизированных для России международных профессиональных и образовательных стандартов. | Межрегиональный центр
компетенций Сам же потенциал по замыслу "WorldSkills Россия" должен актуализироваться в особом организационном формате деятельности - в Межрегиональном центре компетенций, МЦК. С компетентной и квалифицированной работой МЦК связывается самый что ни на есть системный инновационный механизм экономического роста региона - региональный стандарт кадрового обеспечения(7). А пока - до разработки данного стандарта - следует ориентироваться на аналитику Агентства стратегических инициатив, исходя из которой WorldSkills Россия "спустил" в регион ряд цифр. Они касаются как состава компетенций, так и графиков выхода на результаты. |
Следовательно, проектирование МЦК должно
быть "зашнуровано" с задачей наполнения этих цифр экономическим
содержанием(8).
Притом таким содержанием, которое недвусмысленно говорило бы где-то об
экономическом росте, где-то об экономическом торможении. И это уже будет
аналитическая работа, ведущаяся только и только регионом. 18 апрель 2016 (дальнейшие материалы готовятся к размещению) |
|
(2) - И это понятно, если вспомнить насколько эффективными ныне стали учебные технологии. На что раньше уходили годы, сегодня уходят недели. |
|
|