главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
  PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт) PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
  ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
  РАЗРАБОТКИ
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш Группа территориальных стратегий  
вернуться в разделш WorldSkills Россия: методика и технология развития территорий деятельности  
содержание разделаш Виталий Сааков - WorldSkills в Ульяновском регионе: проблематика выхода на методические основы WorldSkills  
  (0) преамбула  
  (1) gредварительные аналитические замечания  
  (2) Первоочередные задачи  
    Региональная сеть Специализированных центров компетенций  
    Межрегиональный центр компетенций  
       
       
     
 
   
WORLDSKILLS – это международное некоммерческое движение, целью которого является развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. WorldSkills Россия:
методика и технология развития территорий деятельности
WORLDSKILLS – это международное некоммерческое движение, целью которого является развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
     
 
  Виталий СААКОВ
WorldSkills в Ульяновском регионе: Проблематика выхода на (адаптированные) методические основы WorldSkills и последующего перехода к (гармонизированным) международным стандартам
аналитический этюд
 
 
  Группа территориальных стратегий (ТеСт) и PRISS-laboratory лишь менее 2 месяцев знакомится и в то же время организационно погружается в контексты региональной проекции WorldSkills.Russia. Это не значит, что Группе до того проект не был известен, и она не имела организационного отношения к целям и задачам данного проекта (пока он не оформился именно как WorldSkills.Russia и не пришел на ульяновскую территорию). Проект WorldSkills имеет свою российскую предысторию, и у Группы есть в ней место(1). Поэтому данный аналитический материал Группы ТеСт можно и нужно понимать как некоторое продолжение ее работ и, разумеется, как обозначение их новых проблем/перспектив со стороны WorldSkills.Russia.  
18 марта с.г. в Ленинском мемориале Ульяновска прошло масштабное многоформатное подведение итогов первого 4-летнего этапа движения WorldSkills в Ульяновской области. Если конкретнее, то в ведомстве регионального департамента профессионального образования. А на не очень людных и не очень представительных круглых столах деловой программы итогового мероприятия должны были обозначиться перспективы этапов последующих. И прежде чем отнестись к атмосфере и событиям мероприятия, я от лица Группы некоторым образом обозначу ее позицию. Первое обозначение, содержательно-смысловое
Практически всю историю человечества т.н. человеческий капитал индивидов-тружеников составляли квалификации - чем больше и разнообразнее они были, тем лучше. При хоть какой-нибудь компетентности. И только с недавних пор человеческий капитал индивидов-тружеников стали составлять компетентности - чем сквознее и при том разнонаправленней, тем лучше. При хоть какой-нибудь квалификации. Для кого-то это может звучать спорно, но Группа уверенна именно в таком, а не ином положении дел(2). Как-никак, таковы общемировые тренды и Россия не может быть на их обочине.
Второе обозначение, организационно-экономическое
Безусловно, необходимо понимать "цену" компетенции, чтобы не было соблазна использовать этот термин, где и как душа пожелает. Проектная мощность Ульяновского "Авиастара" (когда-то УАПК) - не один десяток самолетов в год. Но реальный и фактический вклад "Авиастара" в экономику России - это сохранение компетенции авиастроения. Понятно, чтобы ее хранить и впредь, необходимо строить хотя бы два-три самолета в год (также не забываем о первоначальных капитальных вложениях в промплощадку и знаниевых в трудовой коллектив). Еще один экономический факт, но противоположного толка - покупка французами Ульяновского завода "Контактор". Французы не смогли сохранить определенную электротехническую компетенцию и, чтобы вновь ее иметь, вынуждены были заплатить многократную цену.
Потому что "Контактор" в российском городе, а не французском, и не на промплощадке, а в городском центре. Другими словами, оба факта о том, что и по стоимости, и по "весу" одна компетенция равна, как минимум, одному заводу (вместе с опытным производственным коллективом). И по другому оценивать компетенцию, мягко говоря, было бы неправильно.    
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Предварительные аналитические замечания  
Сделав данные обозначения, выскажем предварительные аналитические замечания.
Итак, первый этап WorldSkills в Ульяновском регионе - это этап методически оснащенного перехода от вполне привычного наращивания профессиональных квалификаций к последующему овладению компетенциями, за которыми стоят профессиональные стандарты. А в соответствие с идеологией WorldSkills - лучшие мировые.
Данный этап в общей сложности занял 4 года. Много это или мало? И много, и мало. Много, т.к. через его мероприятия по методике JuniorScills прошли практически все учреждения профобразования. В результате определен ряд Специализированных центров компетенций (СЦК). Мало, т.к. в течение 4 лет их техническая и методическая оснащенность все еще "в цепких лапах" представлений, культивируемых с 30-40-х годов прошлого века и потому местный профтех по прежнему на очень дальних подступах к требуемым стандартам.
Понятно, что здесь следует иметь в виду и экономическую ситуацию, и организационную разобщенность и еще "бесконечный" ряд факторов (с удовольствием приводимых для объяснения проблем и трудностей разного толка).
Эти ограничения, мнимые и действительные, так или иначе, преодолимы. И в т.ч. при условии, что мы четко понимаем, чем был характерен первый этап - этап методики. На методику следует ориентироваться, в какой-то определенной мере ей следует соответствовать. В отношении же стандарта мера одна - полное соответствие. Полное соответствие только и может обеспечить наша (а не воспитанников профобразования) компетентность.
И в преддверие второго этапа полезно следующее принципиальное различение квалификации и компетенции. Квалификация измеряется без остатка - секундомером, штангенциркулем, весами и тому подобными инструментами. Компетенция, а ее параметры обозначены выше (на примерах "Авиастара" и "Контактора"), может быть обнаружена только и только аналитически.
Что это значило для первого этапа, и что будет значить для второго? На обоих этапах регион имел и будет иметь дело с двумя функциями площадки чемпионата WorldSkills: с демонстрационной и аналитической. И на переходе от первого этапа - методического, ко второму - стандартизированному, распределение нашего внимания к этим базовым функциям должно измениться.
Акцент следует сместить с демонстрационной функции на аналитическую. Это значит, что насколько мы сможем проследить, т.е. проанализировать, влияние событий, происходящих на демонстрационной площадке, в экономической и хозяйственной жизни региона, настолько миссия WorldSkills и будет здесь выполнимой. Разумеется, это касается и первого этапа, но второго - в особенности.
25 март 2016
В особенности постольку, поскольку речь уже должна идти не о том или ином методическом подобии движению WorldSkills (см. выше), а сугубо об условиях выполнимости региональной миссии "WorldSkills Россия". Значит, о соответствии требуемым стандартам. А для этого условия должны быть представлены сугубо как проблемные(3). Укажу в этой связи на один из "печальных" моментов, лежащих на самой поверхности. На втором этапе неминуемо усложняется взаимодействие между Департаментом профобразования и Региональным координационным центром (РКЦ), которые до 2016 года были по существу организационно неразличимы, и по сути функции РКЦ "подменялись" наличными функциями Департамента. Ситуативно в этом может и был смысл, но в соответствии с логикой работ по дорожным картам это была организационная и политическая ошибка(4). Дорожная карта предписывала РКЦ как специфическому новообразованию в регионе(5) координирование вполне нового множества региональных субъектов Движения WorldSkills, а не только издавна входивших в привычную "обойму" Департамента (это зачастую весьма условные социальные партнеры, нередко принужденное спонсорство, традиционные "шефство" вместо действенного бизнес-партнерства...). Также вряд ли можно серьезно относиться к декларируемым принципам и практикам сетевой организации и управления проектами. В подавляющем большинстве случаев здесь по прежнему имеет место "административно-учрежденческая" практика и ее риторическая мимикрия (как говорится, в самом что ни на есть духе времени)(6).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Первоочередные задачи  
Высказанных аналитических замечаний, пожалуй, достаточно для формулирования т.н. первоочередных задач. Замечу, формулирования не в проектном залоге, а в сугубо аналитическом. Проектный залог требует складывания особой диспозиции ресурсов, и о ней речь будет далее. Региональная сеть Специализированных центров компетенций
Учитывая упущенные время и возможности, первоочередным предметом координирования работ (а точнее, целей и направлений множества предпринимаемых усилий) должна стать региональная сеть Специализированных центров компетенций - СЦК в терминологии "WorldSkills Россия". А именно, комплекс работ по модернизации их оснащения - человеческого, материального и знаниевого.
Действительно, выбор адресата для статуса-функции СКЦ преимущественно диктовался предысторией модернизации регионального профтеха - результатами участия его учреждений в Национальных приоритетных проектах. Поэтому еще нужно анализировать, что в этой предыстории сегодня есть несомненный "плюс", а что заведомый "минус".
03 апрель 2016
А для этого предстоит согласовать немалое количество план-карт и план-графиков работ в мероприятиях различного формата, различного как по масштабу, так и по сложности (см. схему-1). Как-никак, движение в сторону стандартов и соответствующих компетенций требует пересмотреть отдельные и как бы привычные наши подходы и воспринять целый ряд непривычных. Действительно, нельзя ошибиться в тактике регламентации и стандартизации разнообразных процессов в региональной системе профобразования в целом (преимущественно государственной) и в ее новом "агенте" - сети СКЦ. Именно эта сеть удостоверяет наличие/отсутствие у региона потенциала движения в сторону WS-стандартов, т.е. гармонизированных для России международных профессиональных и образовательных стандартов. Межрегиональный центр компетенций
Сам же потенциал по замыслу "WorldSkills Россия" должен актуализироваться в особом организационном формате деятельности - в Межрегиональном центре компетенций, МЦК. С компетентной и квалифицированной работой МЦК связывается самый что ни на есть системный инновационный механизм экономического роста региона - региональный стандарт кадрового обеспечения(7).
А пока - до разработки данного стандарта - следует ориентироваться на аналитику Агентства стратегических инициатив, исходя из которой WorldSkills Россия "спустил" в регион ряд цифр. Они касаются как состава компетенций, так и графиков выхода на результаты.
Следовательно, проектирование МЦК должно быть "зашнуровано" с задачей наполнения этих цифр экономическим содержанием(8). Притом таким содержанием, которое недвусмысленно говорило бы где-то об экономическом росте, где-то об экономическом торможении. И это уже будет аналитическая работа, ведущаяся только и только регионом.
18 апрель 2016
(дальнейшие материалы готовятся к размещению)
схема 1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Виталий СААКОВ / WorldScills в Ульяновском регионе. Проблематика регионального выхода на (адаптированные) методические основы WorldScills и последующего перехода к (гармонизированным) международным стандартам / аналитический этюд / 2016 / проблематика и тематика движения WorldSkills в России
© priss-laboratory, апрель 2016
   
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Виталий СААКОВ / WorldScills в Ульяновском регионе. Проблематика регионального выхода на (адаптированные) методические основы WorldScills и последующего перехода к (гармонизированным) международным стандартам / аналитический этюд / 2016 / проблематика и тематика движения WorldSkills в России
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
     
 
  (1) - См.здесь соответствующие материалы образовательных проектов PRISS-laboratory:
-
Региональный учебно-технический центр (РУТЦ) Правительства Ульяновской области и компании BOSCH: социокультурные горизонты, институты, инфраструктуры
- а также "знаковую" публикацию в журнале "Национальные проекты" -
"Центр нестандартных решений модернизации профтеха" (Институциональный и инфраструктурный подходы к модернизации)
 
  (2) - И это понятно, если вспомнить насколько эффективными ныне стали учебные технологии. На что раньше уходили годы, сегодня уходят недели.  
  (3) - Как проблемные - значит не имеющие набора стандартных, типовых (задачных) решений. Поставить проблему - значит очертить круг принципиально новых задач, т.е. до сей поры не решаемых. Нет сомнения, выполнение миссии WorldSkills в регионе представляет собой задачи, не решаемых ранее не только в Ульяновском регионе, но и никаком другом.  
  (4) - В дорожных картах "действующий РКЦ" служит одним из первых, если не первым пунктом движения в намеченных решениях. В этом плане дорожная карта Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс: Россия" и Правительства Ульяновской области не исключение.  
  (5) - Разумеется, РКЦ вовсе не обязателен в виде отдельного учреждения, его функция может быть и распределенной на ряде учреждений и организаций. Но тем не менее и такое организационно-функциональное решение требует помимо административного решения своего особого проекта.  
  (6) - Мой критический пафос в данном случае может и должен быть смягчен пониманием, что необходимые квалифицированность и компетентность враз и вдруг не приобретаются. Здесь требуется время и более-менее эффективная в данном отношении региональная политика.  
  (7) - В этих целях Агентство стратегических инициатив подготовило проектно-аналитический документ "Топ-50" - перечень профессий, требующих среднего профессионального образования и и которые необходимы России сегодня и завтра (см.: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436/Prilozhenie__prikaz_top-50_14_09.doc). Этот же перечень фигурирует для МЦК в виде 6 таблиц, в которых сопоставлены две ячейки - профессии и компетенции. Чем любопытны таблицы? В них по разному заполнены разные строчки:
(а) строчки с ячейками, заполненными одноименными названиями как профессии, так и компетенции,
(б) строчки с ячейками, в которых традиционному названию профессии сопоставлены пустые, безымянные названия компетенций и
(в) строчки с ячейками, в которых безымянным названиям профессий сопоставлены названные компетенции (причем названные вполне традиционно).
Выводы, которые должны быть сделаны благодаря этой табличной форме, лежат на самой поверхности и в этом смысле говорят сами за себя.
 
  (8) - В "WorldSkills Россия" разработаны методические рекомендации для проектирования и организации МЦК. Документ содержит около 100 страниц текста. Вряд ли ошибусь, если скажу, что впервые в почти вековой истории российского "профтеха" какое-либо учреждение обеспечивалось столь объемной и содержательной методикой.  
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory , 2016 март-апрель
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 25 март 2016

последнее обновление
03 май 2016
29 апрель 2016
18 апрель 2016
03 апрель 2016
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Понятие профессиональной деятельности и миф о профессиональной ошибке, или Город как проблема профессионализма и ответственности, 2015 / принцип ортогональной организации "досок мышления" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Понятие профессиональной деятельности и миф о профессиональной ошибке, или Город как проблема профессионализма и ответственности, 2015 / 1-е и 2-е понятия системы PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Понятие профессиональной деятельности и миф о профессиональной ошибке, или Город как проблема профессионализма и ответственности, 2015 / город как поселение в сообществе и как сообщество в поселении: проекты, исследовательские проекты, проектные исследования, исследования PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки/ Понятие профессиональной деятельности и миф о профессиональной ошибке, или Город как проблема профессионализма и ответственности, 2015 / Виталий Дубровский/ Нормы и отклонения с системодеятельностной точки / схема КОНРЕТНОЙ СТРУКТУРЫ НОРМЫ