главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory/ DNIPROJECT-2011: Развитие прибрежных территорий в центре Днепропетровска/ фото Сергей Филимонов/ открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory/ DNIPROJECT-2011: Развитие прибрежных территорий в центре Днепропетровска/ фото Сергей Филимонов/ открыть изображение    
Виталий СААКОВ
Технологии мышления
дополнение к работе одноименной группы в Facebook
 
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  средовые разработки смд-схематизация
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии
  образовательные проекты организационное развитие
  инженерия образования priss-технологии
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами
  московский методологический кружок региональные институты развития
  ск- и ст-системы  
     
   
вернуться в разделш гуманитарные технологии  
   
 
 
PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook
16 февралm 2013 Заметки к обсуждению возможностей выноса средств методологической схематизации
в пространство неметодологической коммуникации
31 январь 2013 Дискусия "Технологии мышления" на facebook, или Константин Гаврилов как повод к дополнению,
   
PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook
  Константин Гаврилов как повод к дополнению  
  смотри также: Виталий Сааков/ Facebook/ 31 январь 2013  
  Константин Гаврилов (http://www.facebook.com/profile.php?id=100002795355644)
оставил запись на "Технологии мышления" (http://www.facebook.com/groups/smdMD)
Константин пишет: "После прочтения и просмотра этого материала пришла мысль: вот проблема соразмерная (непоставленной пока!) проблеме "технологизации мышления"! Цель "технологизации мышления", мне кажется - освобождение мышления. Отсюда и рамки проблемности: как нашим несвободным мышлением получить технологии организации возможности освобождения мышления?"
 
Сначала уточнение. Традиционно освобождение виделось за алгоритмом. Впрочем, и само освобождение также мыслилось вполне традиционно. А если освобождение связывалось с технологией, то данная связка сопровождалась многочисленными пояснениями и разъяснениями.
Имеет смысл прочитывать словосочетание "технологии мышления" и как "технологии мыслительной деятельности". А прочитывая так, как оно есть - технологии мышления - я хватаюсь за голову: моего ли ума это дело? А вот с технологиями и технологизацией мыслительной деятельности какая-никакая (само)уверенность имеется. Пару лет назад я ее даже демонстрировал - технологии мыслительной деятельности знакового преобразования.
Пример самой массовой технологии здесь - школьная таблица умножения. Не столь массовой - таблица логорифмов. Впрочем, ареал распространения и использования этих технологий стремительно сужается, замещаясь калькуляторами информационных технологий. Но примеры с таблицами умножения и логорифмов отнюдь не указывают на свертывание массива деятельности знакового преобразования.
Очевидно, что мы сегодня столкнулись с феноменом ее взрывного расширения. Физическое манипулирование вскоре может быть вообще вытеснено деятельностью знакового преобразования.
Хороша иллюстрация с проектированием: в нем отпадает надобность в черчении. Можно привести соответствующие иллюстрации из управления, педагогики, инженерии... - все деятельности знакового преобразования.
Еще один штрих в доопределении "технологии мышления". Как-то было отмечено, что технология есть форма упаковки деятельности в целях ее трансляции и последующего воспроизведения - что есть всегда проблема. Никто пока не снял этого требования. И если ему и ныне следовать, то в предполагаемый класс (пучок) технологий мышления должны попасть разработки, ставящие данную проблему (как собственно технологии мышления) и способствующие ее разрешению (как технологии мыслительной деятельности).
Но памятуя о "дамокловом мече" деятельностного подхода, я здесь вынужден ретироваться. К моему огорчению (право, так и есть) я столкнулся лишь с частью проблем "упаковки", трансляции и воспроизведения. И эта часть оказалось слишком мала для постановки мною проблем и наметки возможных технологических решений. Хотя усилия с моей стороны были, и весьма упорные. Первое еще в далеком 1993. Состояло оно в предложении американской стороне, участнику конференции, разработать семиотический словарь. Словарь должен был бы обслуживать американо-российские мероприятия (разноязычную и разнокультурную коммуникацию)(1).
И хотя заокеанская сторона была в восторге от соответствующих "словарных" приемов (демонстрации эффектов схематизации на фоне традиционного синхронного перевода) в ходе самой конференции, но ответа я от нее так и не дождался. Материал этот доступен по адресу: семиотический словарь - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/educat-proj_semio-diction_1993.htm. Было нечто подобное и не так давно с германской стороной. Материал доступен по адресу: трансфер учебных технологий - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/educat-proj_RUTC-works_analyst_2011-08-29_ross-germ-transf.htm. Результат, впрочем, тот же.
Тем не менее, я могу сделать далеко идущий вывод. Обозначение "словарь" может быть зонтичным маркером для определенного класса (пучка) технологий мышления, обеспечивающих трансфер и воспроизведение мыслительной деятельности. А если в свернутом виде - результатов мыслительной деятельности.
Трансфер этот и актуален, и проблематичен (трансляция технологий во времени, кросскультурная имплантация технологий, межхозяйственное или межукладное перемещение и пр.).
Остается только добавить уязвимый смысл. Методологическим и эпистемологическим основанием для технологий мышления как комплексов операций знакового преобразования, сопутствующих трансферу, может быть родное и близкое методологическому сообществу (и подрядчикам на разработку технологий) использование двойного приема "текст > схема" и "схема > текст". В этом приеме, обратите внимание, "текст" обязывает видеть, а "схема" слышать. Давний материал, но как-то проясняющий этот смысл, по адресу: интуиции и тезисы культуротехники - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/cult-tech-thesises.htm. А равно этот прием также заставляют признаться, соответственно, в невидении и в неслышании. И что же еще требуется от технологий мышления?
Виталий Сааков, методологический обыватель,
2013 январь 31

  (1) - Замечу, что полки книжных магазинов тогда еще не могли похвастать одноименными изданиями.  
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 31 январь 2013, Ульяновск
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 31 январь 2013

последнее обновление
03 март 2013
02 февраль 2013