главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    

Виталий СААКОВ
Гражданский клуб: городская культура, самоуправление, технологии коммуникации
сообщение
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш гуманитарные практики и технологии
содержание разделаш Городской гражданский клуб  
  Часть 1  
  Запись части 1  
  Преамбула  
  Самоопределение  
  Контекст  
  Тематизация и постановка проблемы  
  Онтологизация  
  Схематизация и объективация  
  Выводы 1  
  Часть 2  
  Запись части 2  
  Предварения  
  Конструктивизация и предметизация  
  Трансляция культуры и воспроизводство деятельности  
  Городская культура и типология клубов  
  Клуб как феномен городской культуры  
  Клуб как феномен высокой городской культуры  
  Клуб как феномен интеллектуальной культуры  
  Гражданский клуб  
  Клуб и самоуправление  
  Клуб и коммуникация  
     
     
     
  Виталий Сааков
ГРАЖДАНСКИЙ КЛУБ: городская культура, самоуправление, технологии коммуникации
 
  смотри также - Виталий СААКОВ "Город и горожанин: городская культура и цивилизация"  
     
  Часть 1  
  смотри также запись части 1
 
  Преамбула
 
Я не питаю иллюзий, что мое сообщение будет воспринято и принято с должной полнотой и мерой. Чтобы надеяться на некую меру, я и слушатели должны быть выходцами из одного "цеха". Все мы из разных, даже представители методологического и антропософского учений. В каком пространстве – эмпирическом и/или символическом – возможно подобное разношерстное собрание? В каком обличие следует полагать его состав в целом, в отдельностях и частностях? Этими констатациями и вопросами я наметил свое движение к идее, представлению и понятию значимого культурно-исторического феномена, маркируемого как «гражданский клуб».  
  Самоопределение  
Если я не надеюсь на должную полноту воспринятия и принятия предстоящего сообщения, то что мной движет? Мной движет тема городского самоуправления в обстоятельствах кризиса и катастрофы городской культуры. На полях: нет иной культуры, кроме городской, как в общем, так и в специальном смыслах. Городское самоуправления – стержень городской культуры и культуры в целом. Если благодаря подготовке этого текста-сообщения, его оглашению и реакции на него, я сделаю в данной теме шаг вперед, а в своей аналитике темы «коммуникация как встреча» поспособствую ее ситуационному выходу на обновленную оргформу НУ, я достигну приемлемого для себя результата. А если выход будет и "за окно", то результат будет более, чем приемлемым, ибо СМД-подход суть практико-ориентированное учение.  
 
  Контекст  
Таким образом, следует иметь в виду два разноплановых и разнородных контекста:
- культуру как таковую и место клуба в ней, вместе определяющих культуру городскую с ее городскими же клубами,
- коммуникацию в трансляции культуры применительно к обновлению оргформы НУ(1) и его возможным практикам "за окном".
   
  Тематизация и постановка проблемы  
Идея и представление «клуба» в ММК-традиции вводится в том числе в связи с гуманитарно-социологической и, глубже, антропологической проблематикой: устройством «общества» и его единицей «человеком». ММК здесь наследует Марксу, противопоставившего «производство» и «клуб» (в самом широком их смысле). По Марксу «производство» отчуждает в данной единице собственно "человеческое", «клуб» восстанавливает (и формирует). Степень отчуждения связана с характером «производства», мера восстановления (и формирования) с характером «клуба». «Клуб» и «производство» суть два функциональных места «человека», к которым может быть сведен феномен «общество», а равно из которых может с определенной долей условности быть выведено «общественное» устройство. Сложность/простота функциональных мест и конкретность/абстрактность их объемлющих общественных систем взаимоопределяют друг друга. Справедливо и обратное. Собственно, проблема «клуба» должна ставиться дважды:
- По отношению к «обществу» (с определенным артиклем) и по отношению к его единице «человек». В первом случае в фокусе внимания будет связка «клуб-производство», в которой характеризуется баланс отчуждения-восстановления "человеческого". В зависимости от "крена" в ту или иную сторону предполагаются исследования и проекты в направлении восстановления баланса или же установления приоритета одной из сторон связки «клуб-производство».
- По отношению» к единице «человек» в фокусе внимания окажется «общество» с его дисбалансом, отрицательным или положительным, "человеческого". В зависимости от социогуманитарной и антропологической оценки дисбаланса опять же предполагаются исследования и проекты, нацеленные на корректировку дисбаланса "человеческого", детерминируемого связкой «клуб-производство».

Теперь проблематизирующие вопросы:
- Из каких обществ (с определенным артиклем) выходцы "разношерстного" собрания встретились друг с другом на интернет-площадке с левинтовской биркой НУ?
- Какие и как в этих обществах связки «клуб-производство» наложили свои печати на выходцев?
- Как осознается случившийся в них (дис)баланс "человеческого", какой – «производственный» или «клубный» – лейтмотив выступает в нем ведущим?
- Что из осознанного может/должно принадлежать urbi et orbi?
- (...)
  Онтологизация  
Отвечать на подобного рода вопросы призваны онтология и картина, на ней "нарисованная". Цитата в свободном пересказе, опять из Маркса: «жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Требуется в «обществе» выделить главное. На главное в контексте темы сообщения я обращал внимание выше – на идеи «производства» и «клуба». Разверну в картину. Чтобы индивиду быть, ему требуется есть, пить, одеваться (акцент на «производстве». Поев, выпив, одевшись, индивид задается вопросом, что есть человек (акцент на «клубе»). И так с различными вариациями и с различной интенсивностью акцентировки и смены акцентов происходит во все времена.  
 
  Схематизация и объективация  
Представляется, что на этой онтологической подоснове уже можно рисовать. Исходная рисовка выглядит следующим образом. Она изображает, во-первых, состав «общества», сведенный к задаче темы и постольку включающий лишь три составляющих: «человек», «клуб» и «производство». Во-вторых, рисовка изображает структурирование данного состава, вводя связь между «клубом» и «производством», превращая составляющие «общества» в его (структурные) элементы. Причем, составляющая «человек» онтологически созначается с введенной связью. Последнее необходимо для последующего развертывания – усложнения и конкретизации – полученной схемы. Итак, смысл исходной схемы состоит прежде всего в заключении «человека» в категориальную связку «клуб-производство». Тем самым, мы изначально уходим от произвольных ассоциаций «человека» с разного рода предметностями психологического и социологического толка. «Человек» в этом случае есть функциональная связь-отношение «клуба» и «производства».
  (1)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© priss-laboratory, 2025
(2)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© priss-laboratory, 2025
(3)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© priss-laboratory, 2025
Приняв его таковым, в последующем развертывании данной схемы мы будем объективировать «человека» как весьма определенную связь на каждом шаге развертывания и, далее, реифицировать "за окном" полученные объективации. И обратное – связку «клуб-производство» следует созначать с фигурой «человека».
Тем самым мы определяем его в качестве "свободного радикала", обладающего двумя возможностями: включаться как в «клуб», так и в «производство». Раскрывая оба элемента «общества» необходимо видеть в «клубе» т.н. позиции с их "личностными" взаимоотношениями и взаимосвязями, а в «производстве» т.н. функциональные места с их иерархическими и технологическими связями.
В данной рисовке за категориальной связью «клуб-производство», как ранее было отмечено, следует усматривать «человека». Иначе говоря, того, кто является материальным воплощением и носителем данной связи.
Это следует понимать таким образом, что в его воле нечто считать «клубом», а нечто «производством» и поступать "по жизни" соответственно своим представлениям. И в этом нет никакого парадокса. Действительно, я и в школу шел как в «клуб», и в вуз, и на службу. М.б., мне свезло, но полагаю, это не мне одному, хотя это и не норма.
Вариант участия в «клубе» как «производстве» также вполне распространен, хотя, как и первый вариант, не является социальной нормой. Организация мной городского семинара, по определению «клуба», и последующее участие в нем рассматривалось сугубо «производством» с необходимыми "продуктами". Что уж там говорить об участии в ОДИ ГП и его учеников (Александра Зинченко, Олега Исаева, Петра Щедровицкого). Выполнялась работа игротехника, докладчика, слушателя, ученика... Каждая из них требовала своего нормативного выхода.
Схема предыдущей рисовки и ее интерпретация выражали вполне радикалистский подход как к «клубу», так и к «производству». Но "за окном" все много сложнее. Любой более-менее устойчивый «клуб» не в состоянии обходиться без элементов «производства» – от рутинного делопроизводства до результатов общенационального значения. И обратное.
Данный рисунок, сохраняя "радикализм" предыдущего, тем не менее снижает его градус, приближая его к "реальным" феноменам различных клубов и производств, которые и должны находиться в горизонте нашего рассмотрения. А клубы нам следует видеть в первую очередь именно "производствами" общественно значимых символических результатов. Таковыми "производственными клубами" выступают, к примеру, политические партии, где значимость и масштаб подобных результатов впрямую связан с массовостью и/или рейтингом партии. А если пренебречь масштабом, то нужно иметь в виду "производственные клубы" с характерными входными цензами: профессиональными, послужными, экспертными… Это, как правило, т.н. закрытые клубы.

 
  Выводы 1  
Подведу итоги предыдущего обсуждения. Оно состояло во введении категории «клуб-производство». Вне определения категории любой текст-сообщения обречен на безмыслие. Но прежде введения категории требуется определиться с онтологическим представлением, т.к. онтология суть подоснова, подмалевок, контурная карта предстоящего изображения и/или высказывания, а категория суть инструмент раскраски, рисования или говорения.

Слушатели, внимая докладу, старались своими вопросами и комментариями "взять" и онтологический подмалевок, и категориальный инструмент. "Брали" с разной результативностью. Разность, как я понимаю, определялась известным выражением «быть в теме». Это не значит быть в контексте именно того материала, который был представлен в докладе, а значит только ту или иную причастность к тематике и проблематике, заявленными докладом.

А таковые весьма широки: от техник схематизации до аналитики механизмов самоорганизации и исследования самоуправления, для которых технологии коммуникации служат ведущими.
Поэтому, прежде чем я приступлю к следующему докладу, хотел бы прояснить у аудитории состояние «быть в теме».
(1) - НУ (Невидимый университет) - достаточно случайно состоявшаяся группа методологически и антропософски ориентированных персонажей. Название принадлежит А.Е.Левинтову  
 
     
  Часть 2  
  смотри также запись части 2
 
  Предварения  
Вторую часть, начиная с предстоящего раздела, я бы хотел сделать уже не в форме доклада или сообщения, хотя и не без этого, а скорее в форме семинара. Соображение мое в том, чтобы роль слушателей, и прежде всего активных, дополнилась бы, а далее сменилась бы ролью участников, словами Ивана Немтинова, «проектно-аналитической сессии». Постольку мы некоторое время уделим восстановлению, если подзабыли, или наметкам, если и не знали, ее основные параметров.
Иван прав, что таковые необходимы, и мастер ПАС`ов Александр Прокофьевич каждый последующий шаг в своем проекте ТАУ (ранее БанкКолледжа а затем МАБиБД), а в последние годы своей жизни и в киевском Лицее бизнеса начинал с этого действия. Я сейчас буду набрасывать пункты, реперные точки этого формата, а вы уточняйте, дополняйте. Итак, о назначении и целях ПАСов по Зинченко. ПАСы – это всегда про проекты, которые везде и во всем. Это как бы среда. Я сейчас в широком смысле, а если субъективировать данное средовое обстоятельство, то каждый из нас по отдельности или в составе какой-либо группы включен в тот или иной проект или проекты. Это как бы экзистенция, которая всегда есть открытое множество состояний индивида. Но достаточно выделить в этом множестве два предельных – «свой проект» и «чужой проект», а из них составить две матрешки – «свой в чужом» и «чужой в своем».
  Конструктивизация и предметизация  
  Трансляция культуры и воспроизводство деятельности  
В этом разделе переход от "просто" клуба, весьма абстрактного, делается шаг в направлении клуба уже вполне конкретного – к городскому и далее к гражданскому. Для этого требуется постулировать, что:
- клуб – это феномен городской культуры,
- городской клуб – феномен высокой городской культуры,
- городской гражданский клуб – феномен развитой городской культуры как политической.
Вячеслав Глазычев предельно ясно связал сущность города с клубом. Чтобы город являлся таковым не по внешнему признаку – многочисленности населения, разнообразию благ цивилизации, не находимых в иных поселениях, множеству занятий, несравнимому с другими поселениями, величиной схожими и даже превосходящими городские и т.п. – а по сути, он должен иметь клубы, а именно: театр, биржу и рынок. Это явные приметы города. Все три приметы заключают в себе и отражают собой отмеченные постулаты. Более того, в них совмещены функциональные и морфологические признаки клуба. Другими словами, сугубо функциональный или сугубо морфологический подход в отношении данных городских учреждений не пройдет. Не пройдет постольку, поскольку город являет собой сплав культуры и цивилизации, т.е., знаково-символической своей сущности и материально-вещественной.
Употребив термин «учреждение», я акцентировал, что город выступает учредителем этих клубов. Так некогда и было в городах с самоуправлением, т.е. с суверенным бюджетом. Ныне же городскому и иному поселению РФ (и не только) выделяют "сверху" именно то и в том определенном количестве и весе, которые впрямую связаны с численностью населения.
Эти фиксации в определенном смысле есть "лирика", а чтобы начать говорить "прозой", следует вновь обратиться к категориальным основаниями мысли.
  (4)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© ммк, 1980, priss-laboratory, 2025
   
 
Итак, предстоит ввести очередную категорию. Называется она сложно – трансляция культуры и воспроизводство деятельности (без исследования и прожектирования). Без излишнего преувеличения стоит отметить, что ММК впервые в истории разрешил парадокс, связанный со смешением форм существования чего-либо в плане культурной фиксации и обнаружения "этого же" в плане реальном. А также взамен бесчисленных определений культуры ММК положил предельно ясную ее схематизацию. На ее категориальной основе и будет восхождение от абстрактного клуба к конкретному. Или же реификация его идеальной модели.
Что выражает и означает онтологическая схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности? Означает форму и способ существования деятельности, выделяющие ее на фоне всех возможных форм и способов человеческой активности и только по недомыслию отождествляемых с деятельностью. Например, поведение во всей полноте его гаммы. Что нужно в первую очередь взять у данной категории помимо вроде всем ясно-понятного (?) разделения мира на пространство «культуры» и пространство «социального»?
Первое. Необходимо взять строение пространства «культуры». Это иерархический комплекс каналов трансляции норм. Именно его иерархичность и комплексность реализуются в виде воспроизводства ситуаций. В противном случае последние, раз актуализировавшись, не будут, воспроизводиться впредь.
Актуализация (если схема с прожектированием и исследованием), реализация и воспроизведение суть итог работы всех каналов – норм, образцов и эталонов. Остановлюсь подробнее на их иерархическом различии, т.к. оно касается непосредственно горизонте клубной типологии.
Самым нижним каналом – эталонами – транслируются нормативные образования, нормативные конструкции с наиболее полной их восприимчивостью органами наличных чувств социальных индивидов. Таков эталонный метр, хранящийся в Париже. Если будет позволено его не только видеть, его можно взять в руки, повертеть и что-либо им померить. Эталон предназначен для копирования с последующим тиражированием копий.
Самым верхним каналом – нормами – транслируются нормативные конструкции, выражающие понятие реализации. Нормы-как-понятия предполагают включения для своего воспринятия/понимания интеллектуальных усилий или наличие определенной интеллектуальной традиции, а чувства здесь не срабатывают. Тем самым, работа этого канала противоположна работе эталонов. Если осваивается понятие, то социальные индивиды или группы ему следуют, следуют соответственно понятому.
Другими словами, самоуправления не у города, а самоуправления в городе. Не натурализуя смысла «производство в клубе» и «клуб в производстве», можно их, смыслы, масштабировать, хотя бы метафорически, до смысла «город».
Средний канал – образцы – являет собой как бы промежуточные нормативные конструкции, отчасти чувственные, отчасти понятийные, некоторый их баланс. Здесь не требуется полноты восприятия, которое может быть восполнено усвоенным понятием. И наоборот – не вполне усвоенное понятие может компенсироваться чувственной рецепцией. Итак, содержимое нижнего канала подлежат копированию, среднего
требуют некоторого подобия содержимому канала, а верхнего – следования понятому в нем. И никаким иным образом не обеспечить воспроизведения в пространстве социального того, что актуализовано в нем культурой.
Это минимальное описание значения данной категории, оснащение которой позволяет вести далее речь о городской культуре, а следовательно, о клубе.
Что следует видеть в плане городской культуры помимо ее онтологического значения, а именно, культуры как таковой? Город в своем функциональном и морфологическом планах суть трансляция и реализация городской культуры. Это как бы тавтология. Тем не менее, вне этой тавтологии речь может идти только и только о городском поселении, лишь внешне схожем с городом в собственном смысле слова (подробно у М.Вебера и П.Щедровицкого). В своей исследовательской теме я фокусируюсь на том положении, что транслироваться и реализовываться помимо много чего прочего (норм вертикальной планировки, образцов застройки, водоснабжения, социальной дифференциации…) должны нормы и образцы городского самоуправления. Как свидетельствует история, именно оно есть механизм интенсивного городского развития, а не только и не столько экстенсивного роста. Клуб, как самоуправляющееся образование, – это как бы микромасштаб городского самоуправления.
Другими словами, самоуправления не у города, а самоуправления в городе. Не натурализуя смысла «производство в клубе» и «клуб в производстве», можно их, смыслы, масштабировать, хотя бы метафорически, до смысла «город».
 
  Городская культура и типология клубов  
Приступаю к конкретизации схемы «городская культура» (схема 5). Напомню, что конкретизация будет вестись в рамках, в контексте клубной тематики. Онтологической ее подосновой будут выступать заявленные выше утверждения о клубе, городском клубе и городском гражданском клубе. Результатом конкретизации предполагается выход на типологию клубов, а последняя может послужить условием самоопределения "клубящихся" на этой площадке в своей истоме по «общему делу».
  (5) (6) (7) (8)  
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© ммк, 1980, priss-laboratory, 2025
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© ммк, 1980, priss-laboratory, 2025
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© ммк, 1980, priss-laboratory, 2025
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© ммк, 1980, priss-laboratory, 2025
 
 
  Клуб как феномен городской культуры  
Таковых по своей форме и содержанию бесчисленное, при том, что открытое множество (схема 6). В чем состоит этот феномен как феномен и атрибут, собственно, городской культуры? На данном слайде следует видеть рождение/актуализацию подобных бесчисленных и разнообразных клубов. Актуализация обусловлена акцентом в совокупности каналов трансляции именно на канале эталонов – нормативном образовании, приспособленном исключительно к чувственному восприятию. Это не стихийное т.н. творчество масс, хотя в некоторых случаях его следует усматривать за символом «среда» (но это отдельный разговор). Это копирование воспринимаемого. Разнообразие возникает в связи с тем, что у индивидов социальных ситуаций некоторое разнообразие органов восприятия, помноженное на различие в способности копирования. Здесь же замечу о втором фокусе моей тематизации – о кризисе/катастрофе городской культуры. Схематично он означен пунктирной линией, отсекающей в комплексе каналов трансляцию каналы норм и образцов.
В предельных случаях эффект сравним с финалом известной истории современных антропологов о пресловутых фиджийцах.
А в рядовых случаях, при наличии "нормальной" рецепции, поддержанной подходящими техническими возможностями, возникает эффект, пусть и не катастрофический, но схожий с фиджийским – копируются лишь материальные образцы городской цивилизации. Все нематериальное, те же культурные нормы, остаются за кадром и не реализуются.
Повторюсь, этот эпизод исключительно о множественном разнообразии клубов и не предполагает их дифференциации. Другим словами, это разнообразие их множества можно свести в один тип – открытый клуб.
 
  Клуб как феномен высокой городской культуры  
Таковая состоит уже не только и не столько в копировании и тиражировании, сколько в создании подобий культурных образцов (схема 7). Если прибегнуть к сравнению из мира искусств, то архитектурная классика не есть копия античной, а приверженность определенному стилю в живописи не предполагает копирования ее знаковых полотен.
При этом, возвращаясь к городскому контексту, канал норм, т.е. понятий, отсекается от транслируемого комплекса городской культуры. Это еще не означает ее кризиса, чреватого неминуемой катастрофой, но предполагает его перманентность. А такой характер кризиса есть нечто иное, как медленное затухание и умирание города. Но здесь нужно еще учесть фактор социальной среды, не охватываемой реализацией культуры и постольку живущей по своим законам. И если она окажется "агрессивной" по отношению к актуализируемым и воспроизводимым ситуациям, то динамика умирания города возрастает.
Что не рядового в клубе высокой городской культуры, что выделяет его из массы клубных учреждений города? Клуб высокой городской культуры не может возникнуть в городском поселении, лишь внешне схожим с городом, что вполне естественно для рядового клуба. Здесь отмечу важный нюанс. В собственно городе обретается немало городских поселений, и речь не столько о городских окраинах. Речь о социологии города.
В российских городах неискоренимы элементы традиций сельского образа жизни, не говоря уже о традиции "сословной" дифференциации. Возделывающим сады и огороды в своих городских усадьбах, мастерам на все руки может и не быть никакого дела до собственно города. Они вполне могут довольствоваться плодами цивилизации городских поселений, вкрапленных в город, как бы растворенных в нем.
Собственно городской клуб – клубное учреждение, подобное "настоящим" клубам "настоящих" городов. На самой поверхности ночные, элитные, привилегированные...
А в целом, как на поверхности городской жизни, так и внутри нее, – это клубы, вход в которые предполагает тот или иной ценз: имущественный, профессиональный, правовой, членства в тех или иных учреждениях, того или иного звания, достижений в той или иной области и т.п. Как правило, все они могут быть отнесены к закрытым клубам, буквально или относительно. В городских поселениях они невозможны в силу социальной или профессиональной однородности их населения.
Отнесу подобные клубы к типу закрытых клубов.
 
  Клуб как феномен интеллектуальной культуры  
Следующий тип клуба, согласно принятой схематизации, есть результат реализации нормативного комплекса с акцентом на канале норм. Таким образом, реализации подлежат понятия, увлекая с собой (схема 8) и образцы, и эталоны. В ОДИ клубы-оппозиции производству отмечались как организованности, в которых могут и текут процессы мышления. Подобные клубы нужно обнаруживать (!!!) как причастные к интеллектуальным институциям, учреждениям и предприятиям (в области политики и управления, исследований и разработок, образования и гуманитаристики). Такого рода клубы существуют во времени как спорадические, эпизодические и периодические.
Форма их существования в пространстве случайна и функциональна. Случай должен свести интеллектуалов вместе, а место не должно препятствовать мысли-коммуникации.
Приведу несколько эмпирических примеров. Кант (случай) собирал по выверенному списку за своим обеденным столом (место) собеседников. Такие обеды были периодическими.
То ли Гугл, то ли Эпл на первом этаже своих офисов открывали кафешки (место), в которых в любой момент могли собраться сотрудники разных отделов для обсуждения идеи, вдруг пришедшей в голову одному из них (случай).
Эпизодичность с завидной регулярностью. ОДИ – вообще непревзойденный пример сочетания случая и места. Их эпизодичность для ряда участников могла обернуться "неожиданным" постоянством.
Лучшего названия, кроме клубов мышления, и не дать.
 
  Гражданский клуб  

Гражданский клуб следует вводить на полной схеме ТКиВД – с исследованием и прожектированием. Таким образом, гражданский клуб подобно клубу мышления суть реализация всего комплекса каналов.

А его специфика заключается в надстройке схемы ТКиВД (схема 9), в фигурах:
- исследователя с доской мышления, строящего знания о состоянии социокультуры,
- прожектера с блоком знаний от исследователя,
- реализатора с блоком прожектов, вносящих коррективы в комплекс каналов трансляции.
В первом приближении данные фигуранты культуротехнической работы составляют разные аспекты мышления в позиции «гражданин».
Для обозначения принципиальных аспектов его действий требуется еще одна категоризация и схематизация. Но выполнять ее следует в ином формате и режиме – в проектно-аналитической сессии (ПАС). Это, если в парафраз моему Дорнахскому докладу об опыте №2 по сопоставлению тематики коммуникации в антропософском сообществе и в СМД, будет опыт №2 введения понятия «гражданин». Полагаю, что в режиме ПАС обозначат себя регулятивы технологии коммуникации, актуальные для клуба мышления и гражданского, а не досужие техники общения (в виде тех же Бостонских правил(2)).
  (9)    
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Идеи московского методологического кружка о мыследеятельности на рубеже XX-XXI веков / рамочное строение лекции / идея МД по своей сути идея рамочная и постольку ее представление также должно быть рамочным
© ммк, 1980, priss-laboratory, 2025
 
  Клуб и самоуправление  
 

(извините, материал готовится к размещению)

 
  Клуб и коммуникация  
 

(извините, материал готовится к размещению)

 
 
     
(2) - "Бостонских правила" - названы по имени места, в котором когда-то проходили международные конференции. Два выходца из ММК, участвовавшие в них чтобы преодолеть сложности межнационального, транспрофессионального и т.п. общения, и предложили свод данных правил. Оценив их эффективность, далее стали их популяризировать в "разношерстных" сообществах.  
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, февраль 2025
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 07 сентябрь 2025

последнее обновление/изменение
10 сентябрь 2025
09 сентябрь 2025
 
слайды в формате Adobe слайды в формате Adobe