главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
(2) стратегии строительно-инвестиционногого бизнеса |
(2.1) стратегии на современном строительном рынке |
содержание разделаш | (2) стратегии строительно-инвестиционногого бизнеса | ||
(2.1) стратегии на современном строительном рынке | |||
(2.2) строительное агентство. организационный проект | |||
Направлениями сверхусилий менеджмента
и главных предпринимательских помыслов на становящемся строительном рынке
должны стать: технологичная организация снабжения всех звеньев и этапов строительной отрасли предъявление сервисных форматов строительного дела соединение сервисных форматов с технологиями снабжения. Связка обозначенных направлений должна исключить хозяйственно-технологические противоречия, неизбежные при организационном и смысловом несовпадении, с одной стороны, процессов в хозяйственных укладах строительства, с другой, менеджмента строительных процессов (производственного, финансового, инвестиционного). |
Схема (фиг.1) вводит стратегический порядок технологического "жизнеобеспечения" строительного механизма, как организацию мероприятий и работ снабжения. Прямоугольный контур на схеме охватывает типичную строительную операцию – преобразование исходного материала в тот или иной продукт или строительную деталь-конструкцию. Все такты-процедуры данной операции требуют своего специфического снабжения(22) (оснащения и оборудования). Снабжение тем технологичнее и тем больше смыкается с сервисом, чем больше функциональных зон охватывает оно в общем пространстве строительства, вплоть до функций и задач эксплуатации готового продукта (конструкции, сооружения) и утилизации "экскрементов" строительного процесса, а также жизненных циклов строительного объекта. | Простейшая форма снабжения происходит в виде стандартной отгрузки и, соответственно, практически никак не связано с происходящим на самой строительной площадке (снабжение-1). Более сложная форма снабжения – в обслуживании рабочих зон освоения материала(23), захватываемого "орудиями" строительного механизма (снабжение-2). Далее технологизация снабжения включает в себя обслуживание самого производственного процесса - комплекса процедур превращения материала в изделия и конструкции (снабжение-3). А технология снабжения в точном смысле слова охватывает полный строительный цикл - от согласования и проектирования до эксплуатации и утилизации (снабжение-4). |
|
|
В каждом виде этой
последовательности также необходимо различать собственно снабжение (в
узком смысле), поставку, комплектование и экипировку (различаются протоколом
согласований отгрузки с технологической картой работ). Таким образом, в стратегической перспективе стройка должна быть охвачена (захвачена) контуром снабженческо-технологического сервиса (СТС). Другими словами, сервис есть оргпроект совокупности условий, обеспечивающих нормативное функционирование строительного механизма во всех циклах его жизни. |
Этот принцип становится
решающим и определяющим, если строительный механизм подразумевается не
только как сугубо исполнительский с отмеренным сроком службы, но и как
бизнес-предприятие - предпринятие не столько во времени (хозяйственно-производственных
работ), сколько в пространстве экономической и прочей деятельности.
Отметив только что идеологическую сторону строительного сервиса, необходимо обозначить организационную. Чтобы она выступила наиболее рельефно, имеет смысл стройку также "взять" с организационной стороны. Эта организационная сторона должна быть исчерпывающей в отношении любых и всяческих оргмоментов и оргфрагментов строительства и строительных событий. |
Представляется, что стройка без всякого
на то ущерба может быть рассмотрена как бесконечно делимый процесс различных
согласований(24).
Не важно, какой этап строительных или, так сказать, пред- и пост-строительных,
работ мы бы ни взяли. В этом смысле миссия сервиса – это предупреждение
и снятие рассогласований(25).
А, забегая вперед, вполне возможно допустить, что инвестиционный расчет
основывается на бюджетном отношении, с одной стороны, механизма нормализации
(оргуправленческого) и, с другой, рабочего (производственного) механизма
(см.фиг.2).
© Виталий СААКОВ, август 2004 |
(2.2) строительное агентство. организационный проект(0) |
(2.0) вместо технического задания от заказчика |
Из служебной записки
директора ООО "DEKA" / ООО "ТДС плюс" от 28 июня 2004г.
на имя Генерального директора холдинга "Взлет"(1): "Прошу рассмотреть вопрос о начале работ по проекту "Развитие". Параметры проекта приведены ниже. |
ЦЕЛИ |
выбрать
на ближайшие 5 лет направление развития фирмы. составить план оргмероприятий, продвигающих в выбранном направлении развития подготовить бизнес-план 2005г. |
||
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
новый тип клиента дополнительная прибыль |
||
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ | 1. Принятие решения
о цели "развития", 2. Анализ ситуации в фирме, 3. Разработка оргмероприятий, продвигающих к цели, 4. Выводы о результатах движения к цели, 5. Бизнес-план 2005 |
||
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ | до 31 декабря 2004г. | ||
ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ |
ООО "DEKA" (ГК "Взлет"), ООО "ТДС-плюс" (ГК "Взлет"), НП "Технопарк-УлГТУ(2) |
||
ТИП ПРОЕКТА | текущий инвестиционный |
(2.2.1) назначение агентства |
1. Учреждаемое Агентство предназначено,
во-первых, для формирования в городе "рынка" нового типа: создающего оперативное пространство для координирования, управления, регулирования работ с "движимостью" и "недвижимостью" города (как совокупностью всех его "вещей"); |
рынка - как наращивания и усложнения, прежде всего для Агентства, форм фиксации и способов капитализации прибыли (начиная с освоения и регулирования т.н. "строительного рынка" города ). | 2. Второе, не менее важное назначение Агентства
- служить своим учредителям и организаторам экспериментальной площадкой
и "тренажером" в освоении новых (и современных) технологий в
бизнесе и оргуправлении. (...) |
(2.2.2) организационные принципы агентства |
1. Агентство организационно и функционально
сочетает в себе три рабочих режима/пространства (рис.1):
режим проектно-аналитических работ (штабные работы по стратегированию деятельности Агентства), режим оргпроектировочных работ (реализация стратегий Агентства в форме менеджмента проектов и сетевого менеджмента), режим организационных работ и мероприятий (по строительству площадок на будущих стратегических плацдармах Агентства). |
2. Режимы/пространства работ различаются
исходя из типа привлекаемого и задействуемого ресурса - внутреннего
или внешнего по отношению к Агентству: внутренний ресурс привлекается из "штабных резервов" (средств и возможностей штабистов - учредителей и организаторов Агентства), внешний ресурс - с существующих площадок будущих рыночных плацдармов Агентства. |
3. Каждый из режимов/пространств обеспечивается соответствующими компетенциями и квалификациями. Компетенция, прежде всего, заключается в эффективной возможности распоряжаться реальными внутренними и внешними ресурсами Агентства (с опорой на аналитические и проектные способности). Квалификация - в проектной и организационной исполнительности персонала. |
|
|
|
(2.2.3) организация работ |
1. На этапе учреждения и становления Агентства
привлекается самый доступный ресурс учредителей и организаторов (как внутренний,
так и внешний). Величина и действенность этого ресурса определяется только
объемом затрат на организационное проектирование. Оргпроектировщиками
на этот момент являются "штабисты" и организаторы (рис.2).
Эффективность их взаимодействия определяет результативность следующего
этапа (этапа развертывания Агентства) и последующих этапов. 2. На этапе развертывания Агентства организационная схема работ фрагментируется (рис.3): на проектную аналитику, целью которой, с одной стороны, является оценка привлекательности для Агентства ресурсов в существующих горизонтах экономической и хозяйственной активности, с другой стороны, обозначение новых ресурсных горизонтов для ориентации и направления экономической и хозяйственной активности Агентства, |
на менеджмент проектов, целью которого является удержания
рыночных и прочих ресурсов, для чего он ставит задачи проектирования соответствующих
организационных схем и организаций Агентства, на сетевой менеджмент, задачей которого является обеспечение обращения ресурсов внутри Агентства (между направлениями развертывания его деятельности и организациями Агентства), обращения ресурсов между Агентством и его "внешней средой" (рынком, хозяйством, производством…), обращения ресурсов вне Агентства (на рынке, в хозяйстве, в производстве…), |
на
исполнительский менеджмент, работа которого состоит в осуществлении
организационных и прочих мероприятий (в определенном направлении деятельности
и активности Агентства). 3. Последующий этап организационного развития изображен на рис.4. Принципиальным здесь является структурирование и разнесение работ по "ядрам", "направлениям" и "сферам" деятельности Агентства. Не менее важным является сочетание функционального, иерархического и субординационного отношения между рабочими позициями. |
(2.2.4) персонал агентства |
1. Персонал определяется, во-первых, в
соответствии с назначением Агентства (см. соответствующий пункт) и, во-вторых,
структурируется в соответствии с функциями Агентства (см. схемы
1-4): персонал штабного ядра является "держателем" ресурсов (финансовых, организационных, материальных), при этом стратеги Агентства являются собственниками ресурсов, вовлекаемых в деятельность Агентства, позиционеры - распорядителями ресурсов, |
персонал управленческого ядра является "проводником"
стратегических решений, при этом позиционеры непосредственно взаимодействуют
со стратегами при подготовке стратегических решений и принимают управленческие
решения в отношении организационных работ, персонал организационного ядра является "пускателем" исполнительских машин (технологами специальных работ) и кадровыми работниками Агентства (директорами). |
2. (...) |
|
|
(2.2.5) внешняя форма: имидж агентства |
1. Агентство позиционируется на рынке в форматах "салона", "арсенала" и "прилавка". В этом смысле Агентство занимается форматированием "входящих" обращений (например, т.н. спроса и предложения) и "внутренних" решений. | В зависимости от формата "входящих" обращений, они подлежат либо принятию Агентством (тогда обозначается клиентура Агентства), либо переформатированию (из посетителя Агентства в его клиента или покупателя), либо отвержению (ни клиент, ни покупатель Агентства). | 2. (...) |
(2.2.6) рабочая форма агентства: организационное проектирование |
(2.2.6.1) к план-карте работ агентства |
Линии и направления работ 1. Линиями и направлениями работ проектируемого Агентства являются: (а) линия проектно-строительной деятельности в направлении комплексного строительства (линия выделена первой, т.к. обеспечена внутренними ресурсами), (б) линия финансового сопровождения направлений деятельности Агентства в направлении фондовых рынков и финансовых операций с недвижимостью, (в) линия юридической деятельности в направлении формирования правового поля деятельности Агентства и его контрагентов, (г) линия проектно-аналитической деятельности в направлении городского девелопмента. 2. Строящаяся план-карта работ призвана обеспечить фронтальное продвижение линий работ по всем четырем направлениям в соответствующих им горизонтах: горизонтом направления (а) служит производственно-хозяйственая и экономическая активность и реактивность на "пульсирующем" строительном рынке города и региона, горизонты направлений (б) и (в) являются производными от горизонтов (а) и (г), горизонтом линии (г) служит программирование развития городских территорий. |
Состав работ 1. Состав работ задается через цели и функции Агентства, которые обозначены выше. В рамках план-карты работ целью является скоординированно и синхронизированное продвижение работ Агентства по всем его линиям и направлениям. Функциями, в которых осуществляются работы, являются "маркетинг", "проектирование" и "организация". Это принципиально, что перечисленное не является, например, отделами или подразделениями Агентства, т.к. не позволит ему вырождаться, например, в учреждение конторского типа. Функции нацелены на "результат", "продукт", "мероприятие" (рис.5). Стрелки на рисунке символизируют требование и условия скоординированности намечаемых работ. Соответственно, на рисунке обозначилось рабочее поле оргпроектировочных работ. 2. В этом поле возможны несколько рабочих маршрутов (целевых соорганизаций перечисленных функций). Если Агентство стартует с 1-го направления, то наиболее предпочтительным является следующий: (1.1) проектировочные работы, как задавание требований на должный результат, (1.2) маркетинговые разработки товарных, ресурсных и прочих характеристик продукта, отвечающего требованиям результативности (п.1.1), (1.3) организация мероприятий, направленных на получение продукта. 3. В зависимости от оценки пройденного маршрута будут намечены следующий и последующие маршруты (второй и так далее такты организационного развертывания Агентства). |
Наиболее вероятными представляются: в случае согласования характеристик результата и продукта в первом такте - (2.1) организация условий, обеспечивающих функционирование производства, освоившего искомый продукт, (2.2) маркетинговые разработки, направленные на определение параметров максимальной результативности производства, (2.3) проектирование расширенного потребления продукта; если продукт не отвечает запланированным результатам - (3.1) маркетинговые исследования на предмет характеристик рыночного результата, (3.2) проектирование продукта по итогам маркетинговых изысканий, (3.3) организационные мероприятия по обеспечению соответствия продукта результату. (...) 4. Также может оказаться, что предпринятые мероприятия первого такта оказались не состоятельны, например, по организации производства продукта и его сбыта. Возможен вариант, что был спроектирован (заложен) не тот результат, например, не с того направления (линии) начались работы, оказалась занижена или завышена рыночная значимость продукта, не прояснена в маркетинговых исследованиях специфика употребления продукта, в т.ч. расширенное потребление и т.д. Определенной страховкой от подобного служат штабные работы (проектная аналитика, стратегирование и отчасти позиционирование Агентства). Исполнители работ 1. (...) |
(2.2.6.2) план-график работ агентства. |
Порядок и график финансирования 1. Объем и сроки финансирования отталкиваются от очевидных затрат. |
Это правило распространяется на каждый
такт развертывания Агентства. Каждый такт начинается заявкой на финансирование
и заканчивается отчетом. 2. Финансовые ресурсы могут быть конвертированы по согласованию с разработчиками в другой тип ресурса (организационный, технологический и пр.). |
3. Финансирование ставок (...) 4. (...) Виталий СААКОВ, Ульяновск, сентябрь 2002
|
(2.2.6.3) график финансирования |
рисунок 6 |
(2.2.6.4) график работ |
рисунок 7 |
|
|
|