главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Елена СААКОВА/ доцент Ульяновского госуниверситета, ведущий дизайнер Регионального учебно-технического центра Правительства Ульяновской области и компании BOSCH, член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России Елена СААКОВА/ доцент Ульяновского госуниверситета, ведущий дизайнер Регионального учебно-технического центра Правительства Ульяновской области и компании BOSCH, член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России
Виталий и Елена СААКОВЫ
Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории
Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш территориальные стратегии  
       
     
     
  смотри здесь также:
сборник материалов семинара: Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск-Жигулевск, 2002
Опыты конструирования и инсталлирования "культурного ландшафта" в угнетенных средах: фрагменты новых гуманитарных практик на селе и в городе/ проектная заявка
 
  ПРЕАМБУЛА К ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПФО(1)  
  Имеет смысл предварить Основные принципы пространственного развития округа замечанием нашего великого земляка, как-то обронившего, что верная политика - это принципиальная политика. То есть та, которая направлена на то, на что и должна быть в первую очередь направлена, исходит из того, из чего и должна исходить в саму первую очередь. Где, как не в задачах жизне- и землеустроения доходить до принципов, до первоначал?
Принципы (первоначала) не выводятся по отдельности и из частностей. Даже из таких значимых, как историческая память, научные достижения, высокая культура, экологическое подвижничество… Они производны от понимания целого, от понимания, не ангажированного частностями, а только искренностью, разумностью и ответственностью.
Помещенные ниже Основные принципы есть такая попытка ответственного понимания, а также, что не менее важно, искреннего предъявления позиции, из которой полагаются данные принципы. Культурная столица округа, благодаря усилиям Комиссии по пространственному развитию, была провозглашена в этом здании (где предстоит работать семинару) и, как представляется, была демонстрацией сил и возможностей создания своего культурного ландшафта. Ландшафт, как известно, является условием произрастания и существования чего бы то ни было. В этом же здании - здании первой Культурной столицы округа - нами предпринимается самостоятельный шаг в строительстве фрагмента культурного ландшафта новой России, в развитии и воплощении принципов подобного строительства.
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Общая картина  
1. Выделение и становление территорий с особым статусом (экологическим, культурным, историческим, экономическим, политическим…) предполагают два вектора усилий:
в направлении "традиций" подобного - прежде всего паркового и заповедного - строительства (продолжение ранее предпринятых усилий и начатых работ, их воспроизводства в другом месте и в другое время, следование принятым образцам, профессиональным подходам…),
в направлении "развития" территориальных и, далее, экстерриториальных образований (обозначения новых горизонтов деятельности, актуализации ранее невостребованных ресурсов, внесения разнообразия в сложившиеся хозяйственные и иные уклады…).
2. Первое направление исходит из "профессионального" начала и строится в своих специфических "предметах", в т.ч. научных (что вовсе не означает их безусловной беспроблемности и шаблонности). Второе направление является "надпрофессиональным", соорганизуя множество "практических" и "теоретических" позиций, в состав которых входят, и это важно, принадлежащие к практикам, вполне новым для нашей культурно-исторической и геоэкономической ситуации (например, к практикам территориального и регионального развития, средовым практикам, а также к практикованию спектра прикладных экологий и гуманитарных технологий). 3. Схематическая картина, рисуемая нами, должна быть общей для трех точек зрения:
(а) задаваемой "организаторами",
(б) предлагаемой "организуемым" и
(в) для той, которая в настоящее время пока не составляет зрительской аудитории данной картины.
Помимо прочего, все картинные сюжеты должны быть воспринимаемыми "резидентами", "агентами" и "клиентами", вовлекаемыми в эмпирические и мыслимые границы выделяемой территории.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Схема  
4. В основе общей картины лежит элементарная схема. Элементарность последней обусловлена, с одной стороны, соотнесенностью с вполне универсальными организационными принципами, конституируя, тем самым, фокусы зрения и действия "организаторов", с другой, принципиальной возможностью обретения "стороннего" и пока неспецифицируемого отношения к территории. 5. Выделяемая территория погружена в определенное средовое окружение. Рассмотрение окружения именно как средового позволяет выделять два проблемно-тематических плана: культурный и экологический, далее соорганизовывать их в горизонте культурной экологии и экологии культуры. 6. Тем самым, культурные и экологические организованности данного локуса среды включены одновременно в два типа процессов: в трансграничные и локализованные. Пространство тех и других образовано собственно территорией (природным, этническим, экономическим и тому подобными ландшафтами) и временем (физическим, архаическим, историческим, психологическим). Материалом организованностей средового локуса является также человеческий материал.
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Управление развитием и ресурсами/ Виталий и Елена Сааковы: Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории
© priss-laboratory, 2002
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Формальные рамки  
7. Границы. Таковых множество. Их можно исчислять (на общей картине), можно назначать (в игнорировании общей картины). Наметим важнейшие. Таковыми будут границы, "прочерченные" (а) по территории как данности и (б) во всех мыслимых планах. Границы, "прочерченные" по территории, обладая символической определенностью, постоянно подлежат пересмотру (под давлением "извне" и "изнутри"). "Прочерченные" в мыслимых планах консервативны, но символически не заданы. 8. Культура. Исходя из Бахтинского понимания культуры, границы должны являться не только (и не столько) контуром, но и содержимым территории. Таким образом, как сам локус среды, так и его процессы и орга-низованности должны быть составлены в идее границ. Только в этом случае можно будет говорить о его культурном значении и смысле. 9. Среда. Среда процессуальна, непрерывна и рекреативна. Это ставит нас перед рядом как типичных проблем (для зон с любым статусом, "вырезаемых" в природном, историческом и прочем окружении), так и специфических (например, с заповедным статусом). Последние связаны с темой эколого-средового и культурно-средового резервирования.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Тематические рамки  
10. Регионализация. Проектируемая территория должна рассматриваться пространственным образованием, имеющим как физический план выражения (ландшафты, материальные памятники), так и сугубо организационный, не материальный:
в форме памятников культуры (в т.ч. речевых, поведенческих),
как схемы действия с "объектами" (на данной территории и с территорией в целом),
как способы включения в схемы действия.
Аспектизация регионального содержания производится за счет формальных рамок:
"граница" - усложнение физического и организационного пространств с целью обеспечения устойчивости значимых процессов и организованностей,
"культура" (с учетом "границы") - увеличение типов "объектов" с целью их вовлечения в разнообразные схемы оборота (вещей культуры, духа и т.п.),
"среда" - собственно средовой подход предполагает выделение двух типов процессов средообразования (соответственно, т.н. естественные процессы дооснащаются искусственными механизмами, а для т.н. искусственных процессов необходимо выделение механизмов естественных).
11. Резервация. Работы резервирования (наряду и в дополнении к задачам консервации и музеефикации) заставляют выделять особый ресурс, небезразличный для внешнего окружения и который мог бы быть, в первую очередь, задействован в программах регионального развития и глобальным "рынком культуры". Рамка резервации приобретает дополнительное (инструментальное и организационное) значение в том случае, когда стратегии освоение данной территории сталкивается со "враждебной" внутренней и внешней средами.
12. Культуротехника. Ее методы направлены на средовую действительность. Первая технологическая задача - обеспечить рекреативность средового локуса. Последняя достигается в ходе соорганизации способов, подходов и программ средообразования (каждый имеет свою особую логику)(2).
13. Антропотехника. Назначение и обеспечение особого режима заповедной зоны ставит ряд проблем гуманитарного и антропологического толка. Наиболее сложной из них выступает та, которая в схеме общей карти-ны соотносится с переносом транстерриториальными процессами организованностей "человеческого материала". В формальной рамке культуры мы будем вынуждены констатировать такого рода граничные единицы, как больше, чем "человек" и меньше, чем "человек". Место "человек" наполняется "агентами", "резидентами" и "клиентами" заповедной зоны и порождает серии социальных и гуманитарных конфликтов.
14. Тезисы 11-13 также аспектизируются в заданных формальных рамках.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (1) - Смотри материалы семинара «Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры».  
  (2) - Смотри здесь "Анализ непрерывности и процессуальности среды. Теоретическое обеспечение исследования средообразования".  
 
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, март 2002
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2005

последнее обновление
14 сентябрь 2016
29 ноябрь 2014
14 март 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Управление развитием и ресурсами/ Виталий и Елена Сааковы: Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории