главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
и Елена СААКОВЫ Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры |
вернуться в разделш | территориальные стратегии | |||
смотри здесь также:
сборник материалов семинара: Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск-Жигулевск, 2002 Опыты конструирования и инсталлирования "культурного ландшафта" в угнетенных средах: фрагменты новых гуманитарных практик на селе и в городе/ проектная заявка |
ПРЕАМБУЛА К ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПФО(1) |
Имеет смысл предварить Основные принципы
пространственного развития округа замечанием нашего великого земляка,
как-то обронившего, что верная политика - это принципиальная политика.
То есть та, которая направлена на то, на что и должна быть в первую очередь
направлена, исходит из того, из чего и должна исходить в саму первую очередь.
Где, как не в задачах жизне- и землеустроения доходить до принципов, до
первоначал? Принципы (первоначала) не выводятся по отдельности и из частностей. Даже из таких значимых, как историческая память, научные достижения, высокая культура, экологическое подвижничество… Они производны от понимания целого, от понимания, не ангажированного частностями, а только искренностью, разумностью и ответственностью. Помещенные ниже Основные принципы есть такая попытка ответственного понимания, а также, что не менее важно, искреннего предъявления позиции, из которой полагаются данные принципы. Культурная столица округа, благодаря усилиям Комиссии по пространственному развитию, была провозглашена в этом здании (где предстоит работать семинару) и, как представляется, была демонстрацией сил и возможностей создания своего культурного ландшафта. Ландшафт, как известно, является условием произрастания и существования чего бы то ни было. В этом же здании - здании первой Культурной столицы округа - нами предпринимается самостоятельный шаг в строительстве фрагмента культурного ландшафта новой России, в развитии и воплощении принципов подобного строительства. |
Общая картина |
1. Выделение и становление территорий
с особым статусом (экологическим, культурным, историческим, экономическим,
политическим…) предполагают два вектора усилий: в направлении "традиций" подобного - прежде всего паркового и заповедного - строительства (продолжение ранее предпринятых усилий и начатых работ, их воспроизводства в другом месте и в другое время, следование принятым образцам, профессиональным подходам…), в направлении "развития" территориальных и, далее, экстерриториальных образований (обозначения новых горизонтов деятельности, актуализации ранее невостребованных ресурсов, внесения разнообразия в сложившиеся хозяйственные и иные уклады…). |
2. Первое направление исходит из "профессионального" начала и строится в своих специфических "предметах", в т.ч. научных (что вовсе не означает их безусловной беспроблемности и шаблонности). Второе направление является "надпрофессиональным", соорганизуя множество "практических" и "теоретических" позиций, в состав которых входят, и это важно, принадлежащие к практикам, вполне новым для нашей культурно-исторической и геоэкономической ситуации (например, к практикам территориального и регионального развития, средовым практикам, а также к практикованию спектра прикладных экологий и гуманитарных технологий). | 3. Схематическая картина, рисуемая нами,
должна быть общей для трех точек зрения: (а) задаваемой "организаторами", (б) предлагаемой "организуемым" и (в) для той, которая в настоящее время пока не составляет зрительской аудитории данной картины. Помимо прочего, все картинные сюжеты должны быть воспринимаемыми "резидентами", "агентами" и "клиентами", вовлекаемыми в эмпирические и мыслимые границы выделяемой территории. |
Схема |
4. В основе общей картины лежит элементарная схема. Элементарность последней обусловлена, с одной стороны, соотнесенностью с вполне универсальными организационными принципами, конституируя, тем самым, фокусы зрения и действия "организаторов", с другой, принципиальной возможностью обретения "стороннего" и пока неспецифицируемого отношения к территории. | 5. Выделяемая территория погружена в определенное средовое окружение. Рассмотрение окружения именно как средового позволяет выделять два проблемно-тематических плана: культурный и экологический, далее соорганизовывать их в горизонте культурной экологии и экологии культуры. | 6. Тем самым, культурные и экологические организованности данного локуса среды включены одновременно в два типа процессов: в трансграничные и локализованные. Пространство тех и других образовано собственно территорией (природным, этническим, экономическим и тому подобными ландшафтами) и временем (физическим, архаическим, историческим, психологическим). Материалом организованностей средового локуса является также человеческий материал. |
|
Формальные рамки |
7. Границы. Таковых множество. Их можно исчислять (на общей картине), можно назначать (в игнорировании общей картины). Наметим важнейшие. Таковыми будут границы, "прочерченные" (а) по территории как данности и (б) во всех мыслимых планах. Границы, "прочерченные" по территории, обладая символической определенностью, постоянно подлежат пересмотру (под давлением "извне" и "изнутри"). "Прочерченные" в мыслимых планах консервативны, но символически не заданы. | 8. Культура. Исходя из Бахтинского понимания культуры, границы должны являться не только (и не столько) контуром, но и содержимым территории. Таким образом, как сам локус среды, так и его процессы и орга-низованности должны быть составлены в идее границ. Только в этом случае можно будет говорить о его культурном значении и смысле. | 9. Среда. Среда процессуальна, непрерывна и рекреативна. Это ставит нас перед рядом как типичных проблем (для зон с любым статусом, "вырезаемых" в природном, историческом и прочем окружении), так и специфических (например, с заповедным статусом). Последние связаны с темой эколого-средового и культурно-средового резервирования. |
Тематические рамки |
10. Регионализация. Проектируемая
территория должна рассматриваться пространственным образованием, имеющим
как физический план выражения (ландшафты, материальные памятники), так
и сугубо организационный, не материальный: в форме памятников культуры (в т.ч. речевых, поведенческих), как схемы действия с "объектами" (на данной территории и с территорией в целом), как способы включения в схемы действия. Аспектизация регионального содержания производится за счет формальных рамок: "граница" - усложнение физического и организационного пространств с целью обеспечения устойчивости значимых процессов и организованностей, "культура" (с учетом "границы") - увеличение типов "объектов" с целью их вовлечения в разнообразные схемы оборота (вещей культуры, духа и т.п.), |
"среда" - собственно средовой подход предполагает выделение
двух типов процессов средообразования (соответственно, т.н. естественные
процессы дооснащаются искусственными механизмами, а для т.н. искусственных
процессов необходимо выделение механизмов естественных). 11. Резервация. Работы резервирования (наряду и в дополнении к задачам консервации и музеефикации) заставляют выделять особый ресурс, небезразличный для внешнего окружения и который мог бы быть, в первую очередь, задействован в программах регионального развития и глобальным "рынком культуры". Рамка резервации приобретает дополнительное (инструментальное и организационное) значение в том случае, когда стратегии освоение данной территории сталкивается со "враждебной" внутренней и внешней средами. 12. Культуротехника. Ее методы направлены на средовую действительность. Первая технологическая задача - обеспечить рекреативность средового локуса. Последняя достигается в ходе соорганизации способов, подходов и программ средообразования (каждый имеет свою особую логику)(2). |
13. Антропотехника. Назначение
и обеспечение особого режима заповедной зоны ставит ряд проблем гуманитарного
и антропологического толка. Наиболее сложной из них выступает та, которая
в схеме общей карти-ны соотносится с переносом транстерриториальными процессами
организованностей "человеческого материала". В формальной рамке
культуры мы будем вынуждены констатировать такого рода граничные единицы,
как больше, чем "человек" и меньше, чем "человек".
Место "человек" наполняется "агентами", "резидентами"
и "клиентами" заповедной зоны и порождает серии социальных и
гуманитарных конфликтов. 14. Тезисы 11-13 также аспектизируются в заданных формальных рамках. |
|
|