главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий (Группа ТеСт)
ГРУППА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
РАЗРАБОТКИ ГРУППЫ
  Опыты конструирования и инсталлирования "культурного ландшафта" в угнетенных средах:
фрагменты новых гуманитарных практик на селе и в городе
проектная заявка
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
   
вернуться в разделш группа территориальных стратегий  
содержание разделаш опыты конструирования и инсталлирования "культурного ландшафта" в угнетенных средах  
  (1) аннотация  
  (2) описание организации-заявителя  
  (3) описание (стратегии) и схемы (механизмы) проекта  
  (4) рабочий план реализации проекта  
  (5) конкретные ожидаемые результаты  
  (6) бюджет проекта  
  (7) комментарий к статьям бюджета  
  (8) перспектива  
   
     
     
  смотри здесь также:
сборник материалов семинара: Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск-Жигулевск, 2002,
в частности: Виталий и Елена СААКОВЫ. Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории
 
  Заявка подготовлена после проведения 1-й проектно-организационной сессии Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры
в 2002г.
 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ карта ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ЯРМАРКА СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
"ТОЛЬЯТТИ-2002"
Проектная линия: НОВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
Организация-заявитель: УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (УлГТУ),
432700, г.Ульяновск, ул.Северный Венец, 32, тел.(8422) 430 643, 430 323,
факс (8422) 344-703, 430 237, e-mail: rector@ulstu.ru
Ректор: ГОРБОКОНЕНКО Александр Дмитриевич
Руководитель проекта: СААКОВ Виталий Вадимович,
432600, г.Ульяновск, ул.Энгельса, 3, офис 206, тел.(8422) 498 337, факс (8422) 344 703, e-mail: priss@mf.ulstu.ru
Бухгалтер проекта: ГОРБУНОВА Светлана Ивановна,
432700, г.Ульяновск, ул.Северный Венец, 32, к.225, тел.(8422) 430 307, факс (8422) 344-703, priss@mf.ulstu.ru
География проекта: 1. Старомайнский, Чердаклинский, Мелекесский районы Ульяновской области и территория Самарской Луки Самарской области - "Красноречье", 2. Территории г.Ульяновска в границах рек Волга и Свияга - "Междуречье"
Срок выполнения проекта: 8 месяцев,
начало - 1 ноября 2002г., окончание - 30 июня 2003г.
Запрашиваемая сумма: 555,800 тыс.руб.
Имеющиеся средства на сумму: 356,800 тыс.руб.: помещения для работы и проживания; компьютерное оборудование, фото-, видео- и аудиотехника; оргтехника; ГСМ и найм транспорта; рабочее время персонала; время работы в интернет, в проводной и мобильной линиях связи; почтовые и курьерские расходы
Полная стоимость проекта: 912,600 тыс.руб.
Сведения о получаемых ранее грантах Фонда Евразия
или Ярмарки социальных и культурных проектов:
Участия в ярмарке социальных проектов не было и заявки на гранты данных фондов не подавались
вверх вверх вверх вверх
  (1) аннотация  
Проект будет выполняться: лицами, группами и коллективами, несущими на себе следующие способы работ:
прикладные исследования (историки, географы, культурологи, дизайнеры в лице признанных профессионалов и экспертов страны) на основе метафоры-понятия "культурный ландшафт",
эмпирические исследования (в областях экологии, биологии, биогеографии, филологии, истории), выполняемые сотрудниками и студентами тольяттинских и ульяновских университетов, членами региональных научных обществ, сотрудниками музеев, преподавателями и учащимися школ региона),
организационное проектирование и сетевую организацию (руководители территориальных хозяйственных, коммерческих и образовательных предприятий и учреждений; территориальная администрация различного уровня; представители групп мигрантов из ближнего зарубежья; лидеры общественных и научных объединений; эксперты ЦСИ ПФО),
дизайн-проектирование и оргдизайн (сотрудники и студенты соответствующих факультетов ульяновских и тольяттинских университетов, участники рабочих групп проекта).
Проект необходим, исходя из соображений:
1. Постоянного сохранения наличного традиционного ("священного") отношения к территории/пространству своего обитания со сложившейся системой верований и ценностей (в рамке "культурного и природного наследия"),
2. Своевременности инициирования и культивирования "нетрадиционного" отношения, включающего переоценку существующих "запасов" и "дефицитов" территории/среды обитания,
3. Способствования в будущем установлению "внешних" отношений к "ресурсам" места жизни и деятельности и обретения инициативными группами компетенций в "традиционных" и "новых" практиках, соотнесенных со спецификой территории.
4. Обретения инициативными группами-территориалами современных компетенций в традиционных и новых практиках.
Целью проекта является культивирование деятельностного и умного отношения "к месту обитания" (самоуправление и самосознание) и "внутри места обитания" (самоустроение, самоорганизация, самодеятельность).
В задачи проекта входят:
1. Разработка, апробирование и совершенствование нового инструментария комплексных исследований, созданного на основании разработок отечественных географов, культурологов, дизайнеров, методологов;
2. Создание "опорных каркасов" (интеллектуальных и материальных конструкций) для территориальных и экстерриториальных форм деятельности, сохраняющей, воспроизводящей и умножающей природные культурные запасы,
3. Получение образцов комплексного описания территории с учетом мировых стандартов и разработка собственных региональных стандартов,
4. Разработка и осуществление совместно с жителями Красноречья культурно-образовательных и финансово-хозяйственных проектов, имеющих целью становление актуальных идентификаций местных сообществ.
Значимыми результатами
проекта необходимо и следует считать:
1. Правовую идею и юридический статус культурно-природного парка "Красноречье" как брэнд территории и форму рефлексии новых и воспроизводимых практик Селянина (в рамке деятельностного и целостного представления о земле),
2. Состав экспозиций культурного парка "Междуречье" как акты и результаты позиционирования Горожанина (в рамке восстановления утраченных, обозначения и установления новых - внутренних и внешних - связей с культурой),
3. Сельский краеведческий центр (народное название) как "конфигуратор" культурно-образовательных, хозяйственных, финансовых и др. проектов территориального устроения.
Проект будет реализован посредством:
обращения к предшествующему заделу и преемственности результатов первого этапа работ (Ю.К.Рощевский - ОСНП "Парквей", 1990 2001 гг.): сбор и систематизация материалов и архивных документов из библиотек и архивов Москвы, Ульяновска и Самары, как первичной базы данных по "Красноречью"; организация работ исследовательских, волонтерских и творческих групп на территориях Старомайнского и Чердаклинского районов; проектирование культурно-природного парка "Красноречье" и сельского краеведческого центра,
за счет обозначения на настоящем этапе работ дополнительных ресурсов (2001-2002г.г.): в лице новых экспертных и аналитических институтов и инструментов (напр., Комиссии по пространственному развитию, Европейского словаря пространственного развития…); в идее субсидиарности (напр., функций культурно-образовательных программ Сельского краеведческого центра и территориально-отраслевых органов культуры и образования); в форме культурно-ландшафтного ассоциирования (Культурно-природный парк "Красноречье" и Социокультурный парк "Междуречье"); в изыскании интеллектуальных и финансовых инвестиций, а также новых схем соорганизации и кооперации (ОСНП "Парквей", лаборатория "ПРИСС", Культурно-антропологический центр...), расширения рамок и горизонтов работ (2002-2003г.г.): включением методов сохранения и восстановления культурно-природного наследия в комплекс инструментов аналитики пространственного развития и управления его ресурсами; проектированием позиций а) менеджера культурных и природных ресурсов и б) дизайнера культурного ландшафта; отведение опытных площадок для становления практик культурного ландшафта Продолжительность проекта составляет в целом 13 лет, из них: предшествующий этап - 11 лет (1990г. - 2001г.); настоящий этап - 10 месяцев (январь 2002г. - октябрь 2002г.); последующий этап - 8 месяцев (01.XI.2002г. - 30.VI.2003г.)
Для реализации проекта необходимо 930,075 тыс.руб.
вверх вверх вверх вверх
  (2) описание организации-заявителя  
Лаборатория "Проектирование исследование социокультурных и социотехнических систем" Ульяновского государственного технического университета - ПРИСС - организована в 1989г. (под первоначальным названием "Методология и игротехника в образовании" - МИГРО) как хозрасчетное самофинансируемое подразделение НИЧ университета для ведения проектной и экспериментальной работы в инженерной и педагогической подготовке и для снятия ограничений на участие в игровом и методологическом движении. В начале 90-х г.г. МИГРО ассоциировалась в Сеть методологических лабораторий (СМЛ) с функционализацией в области СМД-эпистемологии и СМД-педагогики (подготовка и проведение ОД-игр по образовательлной тематике, организационное и тематическое курирование постоянной конференции и семинаров по теории знания (эпистемологии), в т.ч. под непосредственным руководством Г.П.Щедровицкого, 1991-1994 г.г.).
С 1999г. лаборатория носит настоящее имя - ПРИСС. В 2002г. ПРИСС начала взаимодействовать с Обществом содействия национальным паркам (ОСНП) "Парквей", г.Жигулевск и Культурно-антропологическим центром, г.Тольятти, сферы деятельности которых пересекаются на комплексных проектно-ориентированных исследованиях (состояния традиционной культуры местных сообществ, трансформаций жизненных укладов народов бассейна Волги, компенсаторных эколого-культурных механизмов), разработке культурно-образовательных и хозяйственных проектов (краеведческих, землепользовательских, экологических).
Сегодня можно говорить об организации "Рабочая группа "ДИЗАЙН КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА": "Парквей", ПРИСС, Культурно-антропологический центр. В ближайшие два года группа планирует получение юридического статуса для решения своих проектных и организационных целей и задач: становления практик культурного ландшафта - от издательской, экспозиционной и коммуникационной деятельности через учреждение культурных и образовательных предприятий к сетевым формам работ в сфере программирования различных качеств сред обитания.
Опыт сетевой организации работ получен непосредственно в ОДИ-движении и на практических площадках методологического исследования и проектирования:
В конце 80-х г.г. - эксперимент в области инженерного образования (Ульяновский политехнический и Харьковский инженерно-строительный институты),
С начала 90-х г.г. в составе Сети методологических лабораторий (СМЛ: Киев, Одесса, Челябинск, Обнинск, Ульяновск, Самара) - проектирование Сургутского университета и негосударственного образовательного учреждения "Международная академия бизнеса и банковского дела" (МАБиБД, г.Тольятти). В т.ч. с 1991 по 1995 г. - работа над проектом и в проекте "Постоянная Конференция по теории знания, ее тематические сессии и знакотехнические мастерские": схематизация в мыследеятельности, СМД-педагогика, ориентированные среды (в составе СМЛ и на площадках МАБиБД - ныне Тольяттинская академия управления, Педагогического колледжа в Ульяновске, Колледжа Ульяновского государственного технического университета),
Вторая половина 90-х г.г. - образовательные сетевые проекты для Ульяновского педагогического колледжа №1, выполненные в составе лаборатории УлГТУ "Методология и игротехника в образовании" (ныне ПРИСС), Педагогической лаборатории колледжа, Ульяновского ИПК образования, Школ по педагогике ШКП (содержанием проекта являлись кафедральная структура, противопоставленная
традиционной предметно-методической структуре колледжа и организационные проекты и площадки сети внешних гуманитарных практик колледжа),
Конец 90-х г.г. и по настоящее время - организационное консультирование и проектирование с привлечением сети городских экспертов и консультантов и коммуникативных сетей методологического сообщества (напр., в лице ШКП и ММАСС),
2001г. - начало разработки проекта "Региональный дизайн и его культурные рынки" в составе лаборатории ПРИСС, кафедры дизайна Ульяновского госуниверситета, группы ТАФ-Дизайн (А.П.Ермолаев, Москва), Союза дизайнеров России и Программы "Глубинная Россия" (В.Л.Глазычев, Москва).
Все эти проекты строились и реализовывались с привлечением опыта прикладных методологических исследований, выполненных как самостоятельно, так и в формах коллективной работы (методологические семинары, игры, проектные сессии и сессии ситуационного анализа в рамках ОДИ-движения, Сети Методологических Лабораторий, Школы культурной политики, Городского методологического семинара).
Важнейшим принципом являлся и является принцип вовлечения "заказчика" (который в ряде случаев являлся весьма условной, собирательной фигурой) во все режимы и этапы работ - от постановки целей, проблем и технического задания до выработки способов деятельности.
2002г. - начало работ в составе "Парквей" (также несущим на себе опыт сетевой организации, напр. в международной исследовательской программе "Сохранение природного и культурного наследия Самарской Луки") и Культурно-антропологического центра над составом проектов "Культурный ландшафт: исследование, конструирование, инсталлирование".
Проектные работы лаборатории, связанные с регионализацией дизайна и культурным ландшафтом региона, уже осуществляются в сетевой форме непосредственного рабочего взаимодействия, почты и посредством Интернет ("живые" рабочие контакты, в отличие от контактов в среде Интернет, сегодня несколько ограничены материальными возможностями).
На данный момент рабочая сеть представлена:
Жигулевском - Ю.К.Рощевский (ОСНП "Парквей");
Москвой - В.Л.Глазычев (Московский архитектурный институт, Союз дизайнеров России; Кудряшов (руководитель проекта "Rambler-Российская власть"), А.Федоров (Российский национальный выделенный центр ЮНЕП-ИнфоТерра);
Тольятти - В.А.Ильин, А.А.Кузнецов (оба - Культурно-Антропологический центр);
Ульяновском - О.В.Бородин (Симбирское отделение Союза охраны птиц России); Е.В.Данилин, Р.З.Губайдуллов ( оба - Управление по делам культуры и искусства Администрации области); В.В.Сааков (лаборатория "ПРИСС"); Е.Ф.Саакова (кафедра Дизайна госуниверситета); О.Е.Бородина (Краеведческий музей), В.В.Халяева (редакция районной газеты п. Старая Майна);
Партнерами и консультантами сети являются: О.Б.Алексеев (ЦСИ ПФО, Нижний Новгород); В.Л.Каганский (независимый эксперт, географ-теоретик, Москва), Н.Б.Первова (Самарский областной многопрофильный лицей-интернат), В.И.Лебедев (Педагогический проект "Поиск", Тольятти), А.И.Иванов (аппарат Главного федерального инспектора);
Местные площадки и административные ресурсы сети:
Бряндинская средняя общеобразовательная школа-музей Чердаклинского района Ульяновской области - директор Е.А.Тарпинцева), зам.директора - Е. А. Авакова;
Администрация Чердаклинского района Ульяновской области - Глава Администрации В.Н.Игнатьев;
Новиковская средняя общеобразовательная школа Старомайнского района Ульяновской области - директор Т.И.Крайнова;
Администрация Старомайнского района Ульяновской области - зам. Главы Администрации Н.Б.Базанов;
Администрация Старомайнского района Ульяновской области - зав. отделом образования Г.И.Лянкина;
Администрация Старомайнского района Ульяновской области - зав.отделом по делам культуры и искусства И.И.Драный.
Необходимость в проекте, с нашей точки зрения, заключена
1. В проблематике смысловой целостности деятельности:
Проект необходим как практико-методическая форма для "деятельности на территории и с территорией" (а не только в профессии, организации, с "предметом", "задачей" - все, так или иначе, организационно оформленные и отнормированные деятельности).
Территориальная рамка выделяет в деятельности не столько ее внутреннюю структуру, внешние системы, кооперационные связи и отношения, сколько "сам факт" деятельности (напр., территории, насыщенные деятельностью и бедные ею), "энергетические источники" деятельности (в традиции, в культуре, в истории, в местных сообществах) и, главное, "смысл" деятельности (смышленость действующих, осмысленность их занятий, опора на мысль).
Подобные характеристики деятельности составляют ее т.н. смысловую целостность. Попытки ее обеспечения в свое время брал на себя средовой подход, но "территориальные" реализации оказались скудными (отдельные успехи - в театральной сценографии и выставочном деле, т.е. на "кочующих" местах-площадках). Идея, концепция и метафора "культурный ландшафт" (Каганский В.Л., 1995) составляет в данном проекте специфическую рамку - символическую и деятельностную определенность - среды. Ландшафтная рамка полагает "среду" - само по себе чрезвычайно сложное образование - в качество территории. И, тем самым, задает представлениям деятельности (и ее среде) определенность, свойственную территории-как-таковой: специфические координаты (уместность/неуместность), масштаб (озадаченность/незаданность), рельеф (выраженность/непроявленность).
2. Проблематика организационной связности деятельности:
Проект также необходим как опыты в организационных усилиях по скоординированности и синхронизированности "деятельностей" (активностей), разнесенных по различным местам определенной территории (а также различных пространства и времени).
Скоордининированность и синхронизированность связываются с оправданно условным расчленением образа/представления и образа/памяти определенного (территориально намеченного) "культурного ландшафта" на типы практик, в различной степени зависимых от строения культурного ландшафта и ландшафта-как-такового. Принципиально, что носителями образа являются прежде всего местные сообщества (сегодня топоним "Красноречье" стал служить символом новой территориальной и культурной общности для жителей различных административных районов и различных жизненных укладов).
Расчленение образа производится в ориентации на:
практики с "недвижимостью" (территория, локальные места, строения…), как в узком - юридическом и экономическом - смысле, так и в широком - по поводу недвижимости и со всем тем, что до сих пор в силу разных обстоятельств укреплено и закреплено в традиции и образе жизни, в культурных и хозяйственных укладах, в человеческих и сверхчеловеческих отношениях… (например, в виде ценностей, институтов, верований, табу, реликвий и прочее),
практики с "движимостью" - со всем тем, что может быть фактически откреплено от фиксированного "места", привнесено в него или быть допущено в качестве такой возможности/уместности (напр., перемещения "вещей" территории, населяющих ее "организмов" и пр.),
"коммуникативные" практики - сообщение/сообщительность (О.И.Генисаретский) "мест" территории между собой и с "местами" других территорий (обязательным условием корреспондирования и "коммутирования" является "место" и "голос места"),
"транслятивные" практики - вполне свободные от условностей "места", это передача содержаний и значений "культурного ландшафта" в замещающих его "текстах" и "знаках", а также их хранение в культурных и цивилизованных формах.
Таким образом, намечается практико-методическая возможность решания тех задач, способность решения которых во многом зависит от смысловой целостности и организационной связности предпринимаемых нами работ. Смысловая целостность и организационная связность наших работ возлагается и зависит от ряда принципиальных "символических" и "технических" позиций, в которых действуют участники проекта и вовлекаемые в него лица, группы и организации.
Это, с одной стороны:
"гений места" - привязывание проекта к географическим, культурным и историческим координатам,
"двигатель" - личное подвижничество в проекте и мобилизация сподвижников, синхронный "завод/старт" проекта),
"глашатай" - предупреждает неприкаянье и неуместность, беззаботность и бесстрашие, отступничество и отвержение в мировых делах и совместных помыслах, в нашем сотрудничестве и сознании,
"герольд ландшафта" - обеспечение проектных работ знаково-символической и содержательной насыщенностью.
Все позиции на сегодня персонифицированы и являются рабочими (актуально действующими).
С другой стороны, это:
Исследователь-эмпирик - исторические и культурные изыскания, культуро-экологические экспедиции, обеспечивающие "новое" краеведение и картирование территории,
Исследователь-прикладник - разработки в областях географии, экологии, экономики, педагогики, обеспечивающие проект "объектами" природы, культуры, деятельности и их "средами" в части онтических образов и представлений,
Организатор-пространственник - воля к власти/знанию "мест" и "запасов" территории, стремление к обладанию/пониманию пространственных конструкций занятий/занятости различного масштаба, смелость к ответу за их сопряженность и соразмерность, со-временность и со-бытийность в каркасах практик "культурного ландшафта,
Дизайнер-экспозитор - намеренное предъявление "материализованных" конструкции занятий и публичное демонстрирование их деятельностного назначения,
Образ жизни - приглашаемый в "места", обозначенные конструкциями занятий, если выдержана данная последовательность "включения" позиций и
Способ мысли и деятельности - притягивающий к себе, если включение позиций происходит как бы в обратном порядке.
И эти позиции, практически, все персонифицированы.
Решение в ходе проектирования практико-методических проблем "развития территорий":
Наши проектировочные усилия и мероприятия мы осмысляем как становление и культивирование на территории принципов, форм и образцов самоорганизации, самодеятельности и самоуправления в различных областях мысли и деятельности (занятий и принятия решений):
от традиционного изучения родного края обитания (краеведение как опора на "запасах" местности) до исследования и аналитики пространства деятельности (регионоведение, как опора на интеллектуальные - территориальные и экстерриториальные - "ресурсы" [А.Левинтов, 1996]),
от восстановления укладов и форм хозяйствования на земле, органичных природному ландшафту до выращивания форм занятий, современных явным тенденциям развития территории и деятельности, укладывающихся в практики "культурного ландшафта,
от сохранения традиций и памятников этнической и конфессиональной самоидентификации до строительства материальных и нематериальных знаков и символов территории, обеспечивающих идентификацию местных жителей и сообществ в различных горизонтах (культуры, гражданского общества, истории),
от консервации (объективации и критики) способов экстенсивного промышленного и экспедиционного освоения территорий до идеологии "освоения вновь" и "развития внутрь" (О.И.Генисаретский, 2001, "Принципы пространственного развития" и другие документы Комиссии по пространственному развитию ПФО),
Культуро-экологическая проблематизация опыта "общественного развития":
Мы подвергаем критике расхожие аргументы и оценки в адрес "непонятных", "странных" территорий, поскольку уникальных и своеобычных. Действительно:
с точки зрения сложившихся оценок территория районов, входящих в культурный ландшафт "Красноречье" бедна своими ресурсами, что автоматически квалифицирует Ульяновскую область как "депрессивный регион". Несомненно, это отрицательным образом сказывается на "настроениях" местных сообществ и, что более важно, на их "воле к жизни",
в то же время, городские территории, ограниченные реками Волга и Свияга и относимые к культурному ландшафту "Междуречье", напротив, отягощены культурно-историческими запасами ("великие земляки и их деяния"). Тонкий культурный слой горожан (к тому же под натиском эпохальных волн миграции) не в состоянии справиться с этим "бременем". Несомненно, это отрицательным образом сказывается на их горизонтах, заслоняемых великими фигурами прошлого.
Конкретными целями проекта являются:
те, которые ставятся и полагаются в конкретных работах по конструированию и инсталлированию культурного ландшафта в конкретных местах территории:
создание в сельской (и отчасти в городской) местности Культурно-природного парка "Красноречье" и Социокультурного парка "Междуречье" в городской среде (и отчасти в сельской),
их экспонирование в форме "смыслов и текстов ландшафта", "знаков и символов ландшафта", "вещей и предметов ландшафта" на стационарных и мобильных выставочных площадках,
в ближайшей перспективе демонстрация подходов и способов интенсивного эколого-культурного и культурно-хозяйственного освоения территории/пространства обитания (как альтернативы экстенсивному промышленно-хозяйственному и производственному подходам) в форме проектных семинаров и образовательных мероприятий,
в обозримой перспективе складывание оргуправленческих, хозяйственных и общественных механизмов с функциями хранения, представления и воспроизводства культурных и природных запасов территории (обществ, фондов, некоммерческих организаций).
Для достижения поставленных целей решаются следующие принципиальные задачи:
устройство деятельностных площадок (мест активности) в проектируемой структуре функций обоих парков и в местах других территориальных и не территориальных образований, включенных в данный сетевой проект конструирования и инсталлирования культурного ландшафта (сельские краеведческие центры, выставки-мастерские),
организация местных и экстерриториальных "обсерваторий", ведущих наблюдение и мониторинг текущего состояния культурного ландшафта (и аналитику "полного пространства/объема развития" района, края, региона), заземление и вскрытие герметичных ведомственных и юридических конструкций в виде "заповедная зона", "особый режим территории", "национальный парк", "отведение угодий", "санитарные кордоны" и т.п.
вверх вверх вверх вверх
  (3) описание (стратегии) и схемы (механизмы) проекта  
Стратегия и метод достижения поставленных целей
Достижение стратегических целей проекта обеспечивается:
опорой на "запасы" территории - культурные ценности (напр., "великие земляки" и их культ), человеческий капитал ("местные" подвижники, деятельные общественные группы, профессионалы и мастера своего дела), организационно-административные и хозяйственные возможности мест,
привлечением ресурса определенной "мощности" и "мобильности":
программы и проекты Комиссий ЦСИ ПФО; проект "Культурная столица",
ежегодные Ярмарки социальных проектов,
сетевые интернет-проекты "Волжский сплав" и др.,
окружной интернет-форум "Стратегии регионального развития",
незадействованные возможности кафедр дизайна, культурологии, географии местных университетов в виде курсовых, дипломных проектов, учебных практик,
за счет создания "средового потенциала" для т.н. творческих работ (исследования, проектирования, сценирования…), принимаемых на себя самодеятельными исполнителями в специально создаваемых экспозициях культурного ландшафта, в ходе проведения тематических семинаров (полевые сессии тематизации культурного ландшафта):
"накопление смыслов",
"пробуждение воображения",
"рост самосознания",

посредством специальных "мест-верстаков" и "мест-мастерских" (дизайн-проектирование, компьютерный и веб-дизайн), представляющих собой рабочие "тексты", "знаки", "вещи" и "пространства" культурного ландшафта, подлежащие конструированию и инсталлированию.
Поставленные в проекте задачи будут выполняться целевыми рабочими и "спонтанными" группами, соединяемыми на специальных мероприятиях (в проектных и аналитических семинарах, выставочных экспозициях и вернисажах, в планируемых "рейдах", экспедициях и путешествиях в среду Красноречья и Междуречья).
В качестве рабочих площадок, нормирующих способы и подходы к решению задач, будут использоваться мероприятия в рамках проектов и программ ЦСИ ПФО, в частности программы "Глубинная Россия" (В.Л.Глазычев), проекты "Культурная столица" (ПФО).
Реализация поставленных задач возложена, прежде всего, на инициаторов данного проекта - В.В.Саакова (лаборатория ПРИСС), Ю.К.Рощевского (Общество "Парквей"), В.А.Ильина (Культурно-Антропологический центр), на Координационный комитет проекта (см. Приложение).
Механизмы проектирования и достижения поставленных целей получены в ходе схематизации темы, объектов и ресурсов работ. Схематизированные с различной степенью детализации конструкции механизмов приведены ниже.
схема 1
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПОЛЕВОЙ СЕССИИ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 1: ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПОЛЕВОЙ СЕССИИ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
схема 2
ПЕРВЫЙ КОНТУР ДИЗАЙНА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 2: ПЕРВЫЙ КОНТУР ДИЗАЙНА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 2: ПЕРВЫЙ КОНТУР ДИЗАЙНА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
схема 3
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ В РАБОТАХ С КУЛЬТУРНЫМ ЛАНДШАФТОМ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 3: ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ В РАБОТАХ С КУЛЬТУРНЫМ ЛАНДШАФТОМ
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
схема 4
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ИНСТАЛЛИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 4: ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ИНСТАЛЛИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 4: ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН В ИНСТАЛЛИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
схема 5
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЦЕНТРА
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 5: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЦЕНТРА
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 5: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЦЕНТРА
схема 6
МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИТИКЕ "ПРОСТРАНСТВА"
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 6: МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИТИКЕ "ПРОСТРАНСТВА"
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 6: МАТЕРИАЛЫ К АНАЛИТИКЕ "ПРОСТРАНСТВА" PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 1: ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПОЛЕВОЙ СЕССИИ PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 © priss-laboratory, 2002
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ схема 3: ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ В РАБОТАХ С КУЛЬТУРНЫМ ЛАНДШАФТОМ
вверх вверх вверх вверх
  (4) рабочий план реализации проекта  
план-карта работ
В проекте предполагается два типа мероприятий, преследующих в конечном счете общую цель - создание и оборудование мест для практик "культурного ландшафта" (см.таблицу):
   
    конструкты культурного ландшафта    
    текстовые знаковые пространственные средовые    
типы практик
культурного ландшафта
транслятивные практики         степени "свободы" практик  
коммуникативные практики          
практики с движимостью          
практики с недвижимостью          
    характер инсталляционных "верстаков" и "мастерских"    
               
Типы мероприятий различаются, прежде всего, по месту проведения (т.н. полевые и камеральные работы) и предмету (с одной стороны, изготовление "верстаков" и "мастерских" культурного ландшафта, с другой стороны, его "вещей").    
           
  1 2 3 4  
    наименование мероприятий место проведения время проведения  
план-график 1
(полевые работы)
  подготовка полевых сессий на местах Красноречье постоянно  
  сессии тематизации  
  Как можно мыслить и конструировать Культурный ландшафт? (СКЦ-1) поселок Ст.Майна    
блок 1 Деятельность и образ жизни село Красная река зимние школьные каникулы
2002-2003
 
  Мир истории и Мир культуры. Анализ и Реконструкция села Новиковка, Ясашное, Помряскино  
  Исследование как деятельность и образ мысли село Русское Урайкино  
блок 2 Аналитика село Татарское Урайкино весенние школьные каникулы 2003  
  Проектирование и Дизайн село Бряндино  
  Инфраструктура село Станция Бряндино  
блок 3 Образование и подготовка села М. и Б.Кандала летние школьные каникулы 2003  
  Организация - руководство - управление. Организация и организатор пос. Лесная Поляна  
  дизайн-сессии  
1 Элементы Культурного ландшафта Ульяновск, Ст.Майна 1-я декада февраля 2003  
2 Опыты Культурного ландшафта Новоульяновск, Бряндино 3-я декада марта 2003  
3 Конструирование Культурного ландшафта (СКЦ 2) Ульяновск, Бряндино, Новиковка 3-я декада июня 2003  
           
         
  1 2 3  
  наименование работ место хронотопы работ  
план-график 2
(камеральные работы)
подготовка и рассылка программы полевых сессий по тематизации культурного ландшафта   с начала финансирования  
организация полевых сессий в соответствии с программой территориальная сеть проекта с момента согласования плана проведения сессий с местными администрациями  
методическое обеспечение дизайн-сессий культурного ландшафта   в соответствии с поступлением материалов полевых сессий и архивных изысканий  
методологические консультации экспертная сеть проекта проблемные ситуации  
экспертиза и позиционирование проекта и его результатов практики рабочей группы "Дизайн Культурного ландшафта" повседневность  
         
вверх вверх вверх вверх
  (5) конкретные ожидаемые результаты  
1. Поскольку полевые сессии тематизации культурного ландшафта и дизайн-сессии несут на себе значительную образовательную, тренинговую, консультационную и навигационную нагрузку, суммарное и дифференцированное количество их участников представляет собой количественный показатель результативности проекта. Всего предполагается участников - 25-30 чел. х 12 сессий ~ не менее 300 чел. Из них:
сельская и районная администрация ~ порядка 10 человек (консультирование, тренинг, навигация),
работники культуры и образования ~ не менее 15 (консультирование и навигация),
хозяйственники ~ 5-7 человек (тренинг и консультирование),
студенты и школьники городских и сельских учебных заведений ~ порядка 150 чел.
2. Количественные показатели результативности также связываются с числом целевых рейдов и специализированных экспедиций. Данная отчетность будет произведена "по факту".
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Эффективность проекта в целом будет оцениваться двояким образом:
внешними экспертами - заранее намечаемыми лицами из сферы профессиональной аналитики и проектирования и из экспертно-аналитического круга, авторитетного для основных участников данного проекта,
внутренними функциональными экспертами, обозначающимися и позиционирующимися в ходе развертывания проекта - как знаков накопляемых виртуальных форм и агентов реальных практик культурного ландшафта.
Достижение поставленных задач и намеченных результатов в случае их достаточной однозначности и очевидности будет фиксироваться методологом проекта (в данном случае директором проекта). В случае же проблемности подобной оценки достижение поставленных проектных задач и намеченных результатов будет оцениваться экспертами ЦСИ ПФО, а как минимум, аппаратом Главного федерального инспектора по Ульяновской области.
Критериями эффективности проекта являются, во-первых, развитие всех - прямых и косвенных - участников проекта, во-вторых, прочность формальных и содержательных взаимосвязей, устанавливаемых с "агентами" и "субъектами" территории (администрациями, хозяйственниками, предпринимателями, сообществами), в-третьих, кооперированные с территориальными "агентами" и "субъектами" проекты как следствия объективации и артикуляции структуры "пространства развития", и, наконец, настройка и самовоспроизведение фрагментов гуманитарной практики "антропологическая ландшафтика".
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
После окончания периода гранта предполагается развитие проекта по следующим направлениям:
информационные технологии в практиках и рынках культурного ландшафта (кантри-сайт, форум/теле/вече "Красноречье", виртуальные мультимедийные интерактивные 3D-Парквеи),
стратегии и технологии средовой культуры: ориентированные и ориентирующие среды, мобильные и портативные среды и т.п. для территорий с невыраженными рельефами культурного ландшафта),
образовательные технологии в дизайне и для дизайна культурного ландшафта, в менеджменте культурного и природного наследия и для менеджмента культурного и природного наследия.
Сохранение и расширение достижений проекта будет обеспечено сменой правовой формы деятельности и, главное, юрисдикции практик культурного ландшафта - их первоначального проектно-экспериментального статуса, виртуального характера и административного им покровительства (на сегодня de facto) до права экспериментирования с практикой, например, с "практикой себя" (практикой самоорганизации, практикой самодеятельности, практикой самостояния).
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.
ПЕРСПЕКТИВЫ НА ФИНАНСОВУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ

Дальнейшее финансирование проекта и его финансовая стабильность связывается с возможным выходом рабочих групп проекта на рынки "традиционных" обменов (образование, издательская деятельность, консультационные услуги), рынки "массовой" культуры (обращение экологических символов, геополитических жестов, жестов самобытности, вторичных знаков природы и ее эрзац-знаков), на профессиональные рынки (геоинформационные ресурсы и продукты, экспертные системы и базы данных культурных запасов и ресурсов).
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАБОТ
За счет расширения состава участников полевых сессий и включения нашего опыта работ в хозяйственную и экономическую жизнь проектируемых парков.
Планирование источников дальнейшего финансирования
По-прежнему планируются внебюджетные источники - гранты соответствующих фондов, оплата за проведение семинаров, спонсорские взносы, средства, поступающие от реализации издательской продукции и заказных разработок.
ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Лучшим знаком (сигналом) для достоверной и реалистичной оценки эффекта воздействия проекта на текущее положение дел в регионе в данном случае может служить факт причастности проекта к внесению изменений в нормативные и программные документы Комиссии по пространственному развитию ЦСИ Приволжского федерального округа.
Прогнозирование региональных последствий от проекта отнесено к завершающему этапу его реализации.ено к завершающему этапу его реализации.
вверх вверх вверх вверх
  (6) бюджет проекта  
  1. ОПЛАТА ТРУДА И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СТРАХОВАНИЕ  
А
Оплата труда штатных сотрудников проекта
кол. должность оплата труда $/мес.
и % занятости
кол. всего имеется требуется  
1 Директор проекта $120 / 50% 8 $960 $120 $840  
2 Руководители проекта $100 / 50% 8 $1600 $200 $1400  
1 Бухгалтер проекта $35 / 25% 8 $280 $280    
4 Итого по сотрудникам $355 8 $2840 $320 $25200  
                 
Б
Выплата гонораров привлеченным специалистам

камеральные работы
(подготовка полевых сессий)
2 Консультант $55 / день / 3 часа 2 / 6 $220   $220  
3 Эксперт $12 / день / 3 часа 2 / 6 $72 $12 $60  
5 Итого по привлеченным специалистам $67 10 / 30 $292 $12 $280  
                 
издательские работы 2 Редактор $20 / авт.лист / день 10 $400 $200 $200  
  2 Корректор $8 / авт.лист / день 10 $160   $160  
  2 Дизайнер $20 / день 10 $400 $200 $200  
  6 Итого по привлеченным специалистам $48 30 $960 $400 $560  
                 
дизайнерские работы 1 Дизайнер-проектировщик $30 / день 10 $300 $150 $15  
  2 Дизайнер-художник $20 / день 10 $400 $200 $200  
  3 Итого по привлеченным специалистам $50 30 $700 $350 $350  
             
  всего по штатным сотрудникам $2840 $320 $2480  
  всего по привлеченным специалистам $2382 $777 $1605  
  всего $5222
$1097 $4085  
             
С
Социальное медицинское страхование, другие обязательные выплаты
4 Отчисления с фонда оплаты труда штатных сотрудников (%) 35,8%   $1016,72 $114,56 $902,16  
19 Отчисления с фонда оплаты труда привлеченных специалистов (%) 31,8%   $757,47 $247,08 $510,39  
  Обязательные выплаты     $1774,19 $361,64 $1412,55  
23 Итого на оплату труда $6996,19 $1458,64
$5537,55  
                 
  2. ОСНОВНЫЕ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ  
А
Аренда помещения и коммунальные услуги
  Помещение для СКЦ 1 в Новиковке комната по 18 кв.м. $50/мес. на 12 мес. $600 $600    
  Проживание при Бряндинской школе 10 человек 1 раз в месяц по 7 дней по $1 в день за место $70 $70    
  Проживание в гостинице в Старой Майне 10 человек 1 раз в месяц по 3 дня - по $1,5 $45 $45    
  Помещение для организации семинаров участников проекта в Тольятти 3 раза за 8 месяцев по 3 дня 40 кв.м. по $10 $90 $90    
  Помещение для организации семинаров участников проекта в Ульяновске 3 раза за 8 месяцев по 3 дня 40 кв.м. по$10 $90 $90    
  Помещение для проведение сессий: 36 кв.м. $10/день на 36 дней в году - 12 сессий по 3 дня в селах Красноречья $360 $360    
  Итого $1255 $1255  
             
В. Командировочные и транспортные расходы   Ж/д билеты для 10 экспертов из (г.Москвы) в (г.Ульяновск) и 20 билетов в оба конца по $40 каждый $800   $800  
  Проживание 10 экспертов из Москвы в гостинице 6 дней по $10 в сутки $600   $600  
  Суточные для 10 эксп. из Москвы по $10 на 6 дней $600   $600  
  Авиабилеты для 4 экспертов из Москвы до Ульяновска билета в оба конца по $100 каждый $800   $800  
  Проживание 4 экспертов из Москвы в гостинице 6 дней по $10 в сутки $240   $240  
Местные командировки для консультаций, участия в семинарах и привлечения новых партнеров и спонсоров в данный проект:
10 поездок руководителей проекта в 4 областных города
 
  Железнодорожные билеты - 20 по $ 20 каждый $400   $400  
  Проживание в гостинице - 30 суток $10 за каждые сутки $300   $300  
  Суточные из расчета 30 дней по $5 в день $150   $150  
12 поездок - туда и обратно - участников 12 полевых сессий из Тольятти, Ульяновска, Жигулевска, Самары в Красноречье и консультантов по работе с СКЦ в Бряндино и Новиковке  
  Автобусные билеты - 200 по $10 $2000   $2000  
  Проживание в гостинице 10 человек 30 дней по $2 в день $600   $600  
  Суточные на 10 человек на 36 дней по $3 $1080   $1080  
  Найм автобуса в Бряндино и Новиковке для перевозки участников семинара: 24 рейса по $15 $300 $300    
  Найм автобуса в Самаре для волонтерских однодневных рейдов и экскурсий участников проекта и 30 учащихся Самарского многопрофильного лицея: 2 рейса по $200 (360 км - из Самары в Бряндино - туда и обратно) $400 $400    
  Выделение автобуса в Тольятти для недельной экспедиции участников проекта и 8-10 воспитанников ДООЦ "Поиск" (Тольятти): 2 выезда по $250 (345 км - из Тольятти в Новиковку - туда и обратно) $500 $500    
  Ж/д билеты для 10 экспертов из (г.Москвы) в (г.Ульяновск) и 20 билетов в оба конца по $40 каждый $800   $800  
  Найм автобуса в Бряндино и Новиковке для рейдов и экскурсий участников семинара: 12 рейса по $30 каждый $180 $180    
Итого $8950 $1380
$7570  
             
С
Оборудование
4 Компьютер 486 (б/у) $400 $90 $310  
3 Компьютер "Пентиум-2" $3000 $3000    
1 Компьютер "Ноутбук" $1000 $1000    
2 Сканер для СКЦ и школы-музея $140   $140  
4 Сканер для членов рабочей группы $360 $290 $70  
1 Записывающее устройство для лазерных дисков $250 $250    
360 Дискета $150 $150    
120 Аудиокассет $85 $15 $70  
1 Видеокамера $300   $300  
6 Фотоаппарат $390 $300 $90  
120 Фотопленка $200 $50 $150  
  Проявка фотопленок ($0,6 за 1шт.) и выборочная печать фотографий по 1 экз. (0,2 за 1шт.) $350   $350  
50 Видеокассета $100 $20 $80  
Итого $6725 $5165 $1560  
             
D
Связь и коммуникациии
  Телефонные переговоры междугородние $500 $500    
  Электронная почта и Интернет $400 $400    
  Почтовые отправления $300 $150 $150  
  Итого $1200 $1050 $150  
             
Е
Типографские расходы
3 Типографские расходы ($3 экземпляр 900 экземпляров) $2700   $2700  
Итого $2700  
             
F
Библиотечные материалы
Покупка литературы (название, автор, стоимость 1 экз., кол-во экз.)  
40 В.Л.Каганский "Советский ландшафт"- М. 2001- $5 за экземпляр 40 экз. $200 $200    
100 Покупка букинистической художественной и научно-популярной литературы для Бряндинской школы $100 $50 $50  
100 Покупка букинистической художественной и научно-популярной литературы для Бряндинской школы $100 $50 $50  
  Итого $400 $300 $100  
             
G
Офисные принадлежности
  Бумага, ватман, папки, офисные принадлежности, альбомы с файлами и др. канцелярские товары $500 $500    
  Краски акварельные и гуашь, пастель, кисти, бумага, картон $200 $200    
Итого $700 $700  
             
    Итого основных прямых расходов $21930 $10190 $12080  
             
  ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА $28926,19  
  ИМЕЕТСЯ $11308,64  
  ТРЕБУЕТСЯ ОТ ГРАНТОДАТЕЛЯ $17617,55  
             
вверх вверх вверх вверх
  (7) комментарий к статьям бюджета  
  К СТАТЬЯМ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ПРОЕКТА  
ПРЕАМБУЛА
Полевые сессии, рейды и экспедиции и их финансово-организационное обеспечение
Основная часть расходов по проекту приходится на подготовку, организацию и проведение 12 полевых сессий (9 сессий тематизации и 3 дизайн-сессии), рейдов и экспедиций. К сессии как комплексному мероприятию привязывается большинство статей бюджета проекта в расчете на 20 человек участников (10 приезжих из Ульяновска, Жигулевска, Самары, Тольятти, Москвы). Место проведения - села Красноречья (территории Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области)
доставка участников - найм частного транспорта, аренда частного транспорта в селе, расходы на автобусы междугороднего и пригородного сообщения
расстояние от Тольятти до Бряндино 160 км. Стоимость одного билета из Самары до Красноречья $5 ($100 на 20 чел.). Прямых рейсов междугороднего автотранспорта из Тольятти в села Красноречья нет. Поэтому группа участников семинара должна доехать на автобусе "Тольятти-Ульяновск" до поворота с ульяновской трассы на дорогу в село Старое Еремкино и сделать пересадку на автобус, предоставляемый нашим партнером - администрацией школы, который довозит приезжих до места проведения семинара (25 км; расходы на ГСМ и амортизацию - $30 за рейс туда и обратно).
Это один из вкладов администраций Чердаклинского района и школы с. Бряндино в обеспечение проектных работ по нашему проекту. При этом деньги гранта не расходуются
размещение участников - сюда входят сервисные расходы (гостиница городская для участников из Москвы и областных центров, сельская гостиница, питание, связь и др.).
размещение на 3 дня работы сессии в сельской гостинице (1,5х3х20=$90) приезжих организаторов, членов Координационного комитета проекта, участников сессии из других сел (эти расходы оплачивают ими самими) и их 3-разовое питание в течение 3 дней в школьной (колхозной) столовой ($3,5х3х20 чел. = $210; $90+$210=$300)
В селе Старая Майна стоимость проживания в гостинице в 2-местном номере с туалетом и водопроводом для одного человека в день составит $1,5 (48 руб.), питание - $3,5 (около 100 руб). Организаторы сессий будут стараться всякий раз минимизировать расходы на аренду помещений для проведения каждой из 12 сессий и организации питания и проживания участников, договариваясь с принимающей стороной

расходы на оргтехнику, канцелярские товары и работу сервисной группы сессии - тиражирование на множительной технике материалов семинара для всех участников (брошюры, буклеты, фотографии, информационный справочник по Красноречью, бэджики, визитки и т. п.) - $7х20 чел.= $140;
расходы на аудио-, видеозапись и фотографирование хода работы семинара, а также рейдов участников по окрестностям, встречи с жителями села, работа с семейными архивами и архивами предприятий (охотохозяйств, рыбхоза, лесхозов и лесничеств, колхозов и др. организаций); работу операторов по записи выполняют сами участники семинара, поэтому за работу им не платят - частично оплачиваются расходы на покупку и полностью на обработку фотоматериалов, монтаж видеороликов по итогам сессии и расшифровку в стенограммы сессий аудиозаписей:
стоимость одной фотопленки - $1,5, 10 фотопленок - $15, обработка одной фотопленки - $0,5, 10 пленок - $5, стоимость одной фотографии форматом 10х15 см - $0,2, выборочная печать 30-40 % наиболее удачных фотографий с каждой пленки - $4, с 10 пленок - $40.
Таким образом, общие затраты на проведение одной из 12 полевых сессий по проекту составят около $700, на 12 сессий - порядка $8400, не считая затраты на авиаперелеты и железнодорожный транспорт московских и других иногородних консультантов и экспертов, которые в бюджете данного проекта предусматриваются отдельной статьей.
  1. ОПЛАТА ТРУДА И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ  
А. Оплата труда штатных сотрудников проекта
Начисляется только лицам, делающим основной организационный и интеллектуальный вклад в проектные работы и ведущими основную работу в Координационном комитете проекта: директору проекта - В.В.Саакову, руководителям проекта - Ю.К.Рощевскому и В.А.Ильину. Руководители проекта вкладывают в его финансовое и организационно-материальное обеспечение не менее 15% своих "личных" бюджетов (в виде времени, денег, оборудования, помещений и т.п.).
В. Выплата гонораров привлеченным специалистам
Камеральные и полевые работы

Таковые предполагаются за выполнение, консультирование и экспертирование камеральных работ, полевых работ, издательских и дизайнерских. Определенная часть расходов на выплату гонораров привлеченным специалистам увязана с финансово-организационным обеспечением полевых сессий проекта.
С марта 2002 научным консультантом проекта является В.Л.Глазычев, с которым поддерживается постоянная переписка и который по мере возможностей участвует в консультировании.
Проектная группа не имеет финансовых возможностей, чтобы постоянно участвовать в семинарах В.Л.Глазычева, происходящих вне Ульяновска или Тольятти, получать у него консультации на месте разворачивания проектных работ, т.е. в полевых условиях.
Кроме того, у участников проектных работ нет возможности выплатить соответствующий уровню и статусу В.Л.Глазычева гонорар, возместить его затраты на дорогу и проживание. При этом, актуальность получение консультации возрастает по мере продвижения в содержании разработки.
Концепция проекта включает разработки отечественного географа-теретика В.Л.Каганского. С ним также поддерживается переписка. Но больший результат, по нашему мнению могут дать совместные полевые работы в Красноречье и консультация разработчика метафоры-понятия "культурный ландшафт" непосредственно в столкновении с материалом территории.
Поэтому в бюджет проекта включена две строки, связанные с оплатой участия В.Л. Каганского в подготовке и проведении сессий тематизаций: камеральные работы (подготовка полевых сессий) и полевые работы (сессии)
Издательские работы
По результатам апрельского семинара "КРАСНОРЕЧЬЕ: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры" (Ульяновск, 18-20 апреля 2002) рабочая группа Ю.Рощевского подготовила к изданию 1-й выпуск серии "Управление природными и культурными ресурсами", куда вошли тезисы и материалы этого семинара.
В настоящее время группа В. Ильина заканчивает работу над первой редакцией сборника стенограмм установок, рабочих совещаний и круглых столов апрельского семинара. Он рассматривается в качестве 2-го выпуска указанной серии.
3-й, 4.й и 5-й выпуски будут содержать публикации по итогам летнего полевого сезона 2002 года в Красноречье, отчет Ю.Рощевского по итогам поездки в музеи-заповедники "Ясная Поляна" и "Куликово Поле" и фрагмент его книги по регионалистике, концептуальная статья В.Саакова по итогам семинара "Дизайн культурного ландшафта" и др.
В случае получения гранта для работы над указанными выпусками нами будут привлечены две издательские группы в составе: редактор, корректор, дизайнер, которые за 10 дней должны вычитать и подготовить мастер-макет 3-го и 4-го выпусков. Эти выпуски серии "Управление природными и культурными ресурсами" выйдут в свет в 1-м квартале 2003 года. 5-й выпуск будет подготовлен и издан по итогам периода работы проектной группы с октября-2002 по июнь 2003 гг. во 3-м квартале 2003 года. В случае неполучения гранта мастер-макеты будут подготовлены рабочими группами нашего проекта.
Дизайнерские работы
Для разработки фирменного стиля проекта, оформления обложек изданий, подготовки пакета полиграфической и рекламной продукции, оформления вернисажа "Образы Красноречья" будет приглашена группа из трех дизайнеров (студенты факультета дизайна старших курсов - либо из Ульяновского государственного университета, либо Тольяттинской академии управления).
  2. ОСНОВНЫЕ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ  
А. Аренда помещения и коммунальные услуги
"Сельский краеведческий центр"
По итогам переговоров Координационного комитета проекта с главами Старомайнской районной и Новиковской сельской администрациями, а также директором и коллективом Новиковской средней школы, были выделены помещение для Сельского краеведческого центра СКЦ в Новиковской средней школе и ставка руководителя СКЦ, которую займет В.А.Штеле - местный краевед и учитель литературы. Проектная группа должна со своей стороны подготовить проекты Устава СКЦ, Положения об СКЦ и "Должностные обязанности руководителя СКЦ".
Комната около 18 кв.м, отремонтирована и обставлена за счет школы, а компьютер и ксерокс, а также библиотеку краеведческой литературы, приобретены частично на средства участников проектной группы, частично на средства гранта, полученного ОСНП "Парквей" в конце 2001 г. от Правительства Нидерландов. Кроме того, представители проектной группы согласно программе работ, утвержденной Координационным комитетом, подготовят группу учителей и учащихся школы для работы на на технике, устанавливаемой в СКЦ. На основе этой подготовленной группы
В августе 2002 года проектная группа будет работать в Новиковской средней школе по подготовке СКЦ к открытию.
По договоренности с администрацией школы представители проектной группы могут использовать СКЦ как базу для организации работ своих групп на территории Красноречья. Только по итогам работы в летнем полевом сезоне в Новиковке в сентябре-октябре с администрациями района, села и школы будет заключен договор, оговаривающий форму и статус СКЦ.
Условия, на которых проектная группа работает с представителями администраций и сообществ на территории Красноречья с программой полевых сессий тематизации и дизайн-сессий, оговорены следующим образом. В 1-й и 3-й декадах августа на базе сельских школ в Бряндино и Новиковке будут работать две площадки, на которых участники проектной группы подготовят несколько групп учителей и учащихся навыкам компьютерной верстки. Продуктами этой работы должны стать буклеты, брошюры, визитки и другие элементы фирменного стиля школы. В то же время мы знакомим коллективы школ и местные сообщества с основными идеями программы работ проектной группы.
По итогам августовской программы работ будет сложена ядерная структура - СКЦ-1, организуемый на базе Новиковской средней школы и Бряндинской школы музея, который станет базовой структурой по организации и проведению полевых сессий. Создание СКЦ будет оформлено специальным договором с районными администрациями Старой Майны и Чердаклов как межрайонная структура.
В. Командировочные и транспортные расходы
Транспортные и командировочные расходы также составляют львиную долю затрат на осуществление проекта. Координационным комитетом составлен план работы, в основу которого положена логика тематически разворачиваемых сессий, адресуемых к различным представителям местных сообществ и организуемых в селах и рабочих поселках Старомайнского и Чердаклинского районов.
Для обеспечения этих работ необходим приезд из Москвы научного руководителя проекта В.Л.Глазычева и консультанта проекта В.Л.Каганского и сессию открытия работ в сентябре (если не будет устойчивого источника финансирования и потребуется использование благоприятного времени года) или в ноябре (если будет получен грант).
Для этого в смету включены расходы на авиабилеты, так как приглашенные консультанты включены в несколько больших проектов и могут приехать на считанные часы. Приобретение железнодорожных билетов предусмотрено для нескольких консультантов: А.В.Федорова, С.А.Кудряшова и других которые могут сделать не один, а два-три визита в Ульяновск или Красноречье с проведением встречи -консультации для проектировщиков, наших партнеров из сельских школ, представителей сельских и районных администраций, предпринимателей и хозяйственников.
Поэтому в смете запланирована возможность приезда-отъезда железнодорожным транспортом и проживания-питания для 10 персон.
Основная масса участников работ в составе проектной группы и приезжающих на сессии сельчан будут передвигаться по Красноречью и по областям ПФО (Ульяновская, Самарская) на автомобильном транспорте. В смете заложено 5 % повышение цен на билеты автобусов пригородных и междугородных маршрутов в связи с сезонными изменениями.
Организаторы сессий будут стремиться к рационализации маршрутов поездок и форм проведения сессий для минимизации затрат на транспорт, питание и проживание участников работ.
С. Оборудование
Для оснащения групп из сел, работающих с проектной группой, в смете запланировано приобретение 3 подержанных (б/у) компьютеров-486 (один уже приобретен), 2 сканеров, 3 фотоаппаратов, диктофонов что позволит обеспечить работы наших сельских партнеров по самостоятельному изготовлению брошюр, буклетов и другой продукции, а ттакже создавать базу данных и архив различных единиц храния, необходимых.
D. Связь и коммуникации
Осуществляются в том числе за счет средств участников проектной группы и ресурсов их организаций, а также спонсорских взносов.
E. Издательские и типографские расходы
Планируется три издательских под-проекта. Каждый из них включает
издание книги
выпуск сборника материалов
изготовление атласа
записи на электронном и магнитном носителях (CD, FP, аудио- и видеокассеты).
В издательские под-проекты конвертируются "естественные" ресурсы участников проекта (время, способности, литературные и прочие материалы…) и их организаций (оборудование, специальные и технологические работы).
F. Библиотечные материалы
Для работы проектной группы и наших сельских партнеров нам необходимо приобретение 40 экземпляров книги В.Л.Каганского "Советский ландшафт…"- М. 2001 по $5 за экземпляр. По 1 книге во время сессий будет доставлено также в школьные и сельские библиотеки с указанием спонсора, на средства которого они были приобретены.
Нищета школьных библиотек и сельских библиотек, отделов образования и культуры заставляет нас с особым вниманием реагировать на артикулированный запрос руководства школ сел Красноречья. В связи с этим организаторы проекта берут на себя усилия по приобретению для сельских, в т.ч. школьных библиотек не менее 100 "единиц хранения" (как связанных с темой проекта "Красноречье", так и имеющих свое собственное значение).
вверх вверх вверх вверх
  (8) перспектива  
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАБОТ
За счет расширения состава участников полевых сессий и включения нашего опыта работ в хозяйственную и экономическую жизнь проектируемых парков.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ДАЛЬНЕЙШЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
По-прежнему планируются внебюджетные источники - гранты соответствующих фондов, оплата за проведение семинаров, спонсорские взносы, средства, поступающие от реализации издательской продукции и заказных разработок.
ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Лучшим знаком (сигналом) для достоверной и реалистичной оценки эффекта воздействия проекта на текущее положение дел в регионе в данном случае может служить факт причастности проекта к внесению изменений в нормативные и программные документы Комиссии по пространственному развитию ЦСИ Приволжского федерального округа.
Прогнозирование региональных последствий от проекта отнесено к завершающему этапу его реализации.
 
 
 
   
© Виталий Сааков и Группа ТеСт,  PRISS-laboratory, март 2007
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 04 марта 2007

последнее обновление
25 март 2015
08 январь 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа ТеСт: разработки группы/ проект-заявка "Красноречье"/ карта