главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
ГРУППА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗРАБОТКИ ГРУППЫ |
Опыты
конструирования и инсталлирования "культурного ландшафта" в
угнетенных средах: фрагменты новых гуманитарных практик на селе и в городе проектная заявка |
смотри здесь
также: сборник материалов семинара: Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск-Жигулевск, 2002, в частности: Виталий и Елена СААКОВЫ. Формальные и тематические рамки оргпроектирования территории |
Заявка подготовлена после проведения
1-й проектно-организационной сессии
Красноречье:
будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры в 2002г. |
(1) аннотация |
Проект будет выполняться: лицами,
группами и коллективами, несущими на себе следующие способы работ: прикладные исследования (историки, географы, культурологи, дизайнеры в лице признанных профессионалов и экспертов страны) на основе метафоры-понятия "культурный ландшафт", эмпирические исследования (в областях экологии, биологии, биогеографии, филологии, истории), выполняемые сотрудниками и студентами тольяттинских и ульяновских университетов, членами региональных научных обществ, сотрудниками музеев, преподавателями и учащимися школ региона), организационное проектирование и сетевую организацию (руководители территориальных хозяйственных, коммерческих и образовательных предприятий и учреждений; территориальная администрация различного уровня; представители групп мигрантов из ближнего зарубежья; лидеры общественных и научных объединений; эксперты ЦСИ ПФО), дизайн-проектирование и оргдизайн (сотрудники и студенты соответствующих факультетов ульяновских и тольяттинских университетов, участники рабочих групп проекта). Проект необходим, исходя из соображений: 1. Постоянного сохранения наличного традиционного ("священного") отношения к территории/пространству своего обитания со сложившейся системой верований и ценностей (в рамке "культурного и природного наследия"), |
2. Своевременности инициирования и
культивирования "нетрадиционного" отношения, включающего
переоценку существующих "запасов" и "дефицитов"
территории/среды обитания, 3. Способствования в будущем установлению "внешних" отношений к "ресурсам" места жизни и деятельности и обретения инициативными группами компетенций в "традиционных" и "новых" практиках, соотнесенных со спецификой территории. 4. Обретения инициативными группами-территориалами современных компетенций в традиционных и новых практиках. Целью проекта является культивирование деятельностного и умного отношения "к месту обитания" (самоуправление и самосознание) и "внутри места обитания" (самоустроение, самоорганизация, самодеятельность). В задачи проекта входят: 1. Разработка, апробирование и совершенствование нового инструментария комплексных исследований, созданного на основании разработок отечественных географов, культурологов, дизайнеров, методологов; 2. Создание "опорных каркасов" (интеллектуальных и материальных конструкций) для территориальных и экстерриториальных форм деятельности, сохраняющей, воспроизводящей и умножающей природные культурные запасы, 3. Получение образцов комплексного описания территории с учетом мировых стандартов и разработка собственных региональных стандартов, |
4. Разработка и осуществление совместно
с жителями Красноречья культурно-образовательных и финансово-хозяйственных
проектов, имеющих целью становление актуальных идентификаций местных
сообществ. Значимыми результатами проекта необходимо и следует считать: 1. Правовую идею и юридический статус культурно-природного парка "Красноречье" как брэнд территории и форму рефлексии новых и воспроизводимых практик Селянина (в рамке деятельностного и целостного представления о земле), 2. Состав экспозиций культурного парка "Междуречье" как акты и результаты позиционирования Горожанина (в рамке восстановления утраченных, обозначения и установления новых - внутренних и внешних - связей с культурой), 3. Сельский краеведческий центр (народное название) как "конфигуратор" культурно-образовательных, хозяйственных, финансовых и др. проектов территориального устроения. Проект будет реализован посредством: обращения к предшествующему заделу и преемственности результатов первого этапа работ (Ю.К.Рощевский - ОСНП "Парквей", 1990 2001 гг.): сбор и систематизация материалов и архивных документов из библиотек и архивов Москвы, Ульяновска и Самары, как первичной базы данных по "Красноречью"; организация работ исследовательских, волонтерских и творческих групп на территориях Старомайнского и Чердаклинского районов; проектирование культурно-природного парка "Красноречье" и сельского краеведческого центра, |
за счет обозначения на настоящем этапе работ дополнительных ресурсов (2001-2002г.г.): в лице новых экспертных и аналитических институтов и инструментов (напр., Комиссии по пространственному развитию, Европейского словаря пространственного развития…); в идее субсидиарности (напр., функций культурно-образовательных программ Сельского краеведческого центра и территориально-отраслевых органов культуры и образования); в форме культурно-ландшафтного ассоциирования (Культурно-природный парк "Красноречье" и Социокультурный парк "Междуречье"); в изыскании интеллектуальных и финансовых инвестиций, а также новых схем соорганизации и кооперации (ОСНП "Парквей", лаборатория "ПРИСС", Культурно-антропологический центр...), | расширения рамок и горизонтов работ (2002-2003г.г.): включением методов сохранения и восстановления культурно-природного наследия в комплекс инструментов аналитики пространственного развития и управления его ресурсами; проектированием позиций а) менеджера культурных и природных ресурсов и б) дизайнера культурного ландшафта; отведение опытных площадок для становления практик культурного ландшафта | Продолжительность проекта составляет
в целом 13 лет, из них: предшествующий этап - 11 лет (1990г. - 2001г.);
настоящий этап - 10 месяцев (январь 2002г. - октябрь 2002г.); последующий
этап - 8 месяцев (01.XI.2002г. - 30.VI.2003г.) Для реализации проекта необходимо 930,075 тыс.руб. |
(2) описание организации-заявителя |
Лаборатория "Проектирование
исследование социокультурных и социотехнических систем" Ульяновского
государственного технического университета - ПРИСС - организована
в 1989г. (под первоначальным названием "Методология и игротехника
в образовании" - МИГРО) как хозрасчетное самофинансируемое подразделение
НИЧ университета для ведения проектной и экспериментальной работы
в инженерной и педагогической подготовке и для снятия ограничений
на участие в игровом и методологическом движении. В начале 90-х г.г.
МИГРО ассоциировалась в Сеть методологических лабораторий (СМЛ) с
функционализацией в области СМД-эпистемологии и СМД-педагогики (подготовка
и проведение ОД-игр по образовательлной тематике, организационное
и тематическое курирование постоянной конференции и семинаров по теории
знания (эпистемологии), в т.ч. под непосредственным руководством Г.П.Щедровицкого,
1991-1994 г.г.). С 1999г. лаборатория носит настоящее имя - ПРИСС. В 2002г. ПРИСС начала взаимодействовать с Обществом содействия национальным паркам (ОСНП) "Парквей", г.Жигулевск и Культурно-антропологическим центром, г.Тольятти, сферы деятельности которых пересекаются на комплексных проектно-ориентированных исследованиях (состояния традиционной культуры местных сообществ, трансформаций жизненных укладов народов бассейна Волги, компенсаторных эколого-культурных механизмов), разработке культурно-образовательных и хозяйственных проектов (краеведческих, землепользовательских, экологических). |
Сегодня можно говорить об организации
"Рабочая группа "ДИЗАЙН КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА":
"Парквей", ПРИСС, Культурно-антропологический центр. В ближайшие
два года группа планирует получение юридического статуса для решения
своих проектных и организационных целей и задач: становления практик
культурного ландшафта - от издательской, экспозиционной и коммуникационной
деятельности через учреждение культурных и образовательных предприятий
к сетевым формам работ в сфере программирования различных качеств
сред обитания. Опыт сетевой организации работ получен непосредственно в ОДИ-движении и на практических площадках методологического исследования и проектирования: В конце 80-х г.г. - эксперимент в области инженерного образования (Ульяновский политехнический и Харьковский инженерно-строительный институты), С начала 90-х г.г. в составе Сети методологических лабораторий (СМЛ: Киев, Одесса, Челябинск, Обнинск, Ульяновск, Самара) - проектирование Сургутского университета и негосударственного образовательного учреждения "Международная академия бизнеса и банковского дела" (МАБиБД, г.Тольятти). В т.ч. с 1991 по 1995 г. - работа над проектом и в проекте "Постоянная Конференция по теории знания, ее тематические сессии и знакотехнические мастерские": схематизация в мыследеятельности, СМД-педагогика, ориентированные среды (в составе СМЛ и на площадках МАБиБД - ныне Тольяттинская академия управления, Педагогического колледжа в Ульяновске, Колледжа Ульяновского государственного технического университета), |
Вторая половина 90-х г.г. - образовательные сетевые проекты для Ульяновского
педагогического колледжа №1, выполненные в составе лаборатории
УлГТУ "Методология и игротехника в образовании" (ныне ПРИСС),
Педагогической лаборатории колледжа, Ульяновского ИПК образования,
Школ по педагогике ШКП (содержанием проекта являлись кафедральная
структура, противопоставленная традиционной предметно-методической структуре колледжа и организационные проекты и площадки сети внешних гуманитарных практик колледжа), Конец 90-х г.г. и по настоящее время - организационное консультирование и проектирование с привлечением сети городских экспертов и консультантов и коммуникативных сетей методологического сообщества (напр., в лице ШКП и ММАСС), 2001г. - начало разработки проекта "Региональный дизайн и его культурные рынки" в составе лаборатории ПРИСС, кафедры дизайна Ульяновского госуниверситета, группы ТАФ-Дизайн (А.П.Ермолаев, Москва), Союза дизайнеров России и Программы "Глубинная Россия" (В.Л.Глазычев, Москва). Все эти проекты строились и реализовывались с привлечением опыта прикладных методологических исследований, выполненных как самостоятельно, так и в формах коллективной работы (методологические семинары, игры, проектные сессии и сессии ситуационного анализа в рамках ОДИ-движения, Сети Методологических Лабораторий, Школы культурной политики, Городского методологического семинара). |
Важнейшим принципом являлся и является
принцип вовлечения "заказчика" (который в ряде случаев являлся
весьма условной, собирательной фигурой) во все режимы и этапы работ
- от постановки целей, проблем и технического задания до выработки
способов деятельности. 2002г. - начало работ в составе "Парквей" (также несущим на себе опыт сетевой организации, напр. в международной исследовательской программе "Сохранение природного и культурного наследия Самарской Луки") и Культурно-антропологического центра над составом проектов "Культурный ландшафт: исследование, конструирование, инсталлирование". |
Проектные работы лаборатории, связанные
с регионализацией дизайна и культурным ландшафтом региона, уже осуществляются
в сетевой форме непосредственного рабочего взаимодействия, почты и
посредством Интернет ("живые" рабочие контакты, в отличие
от контактов в среде Интернет, сегодня несколько ограничены материальными
возможностями). На данный момент рабочая сеть представлена: Жигулевском - Ю.К.Рощевский (ОСНП "Парквей"); Москвой - В.Л.Глазычев (Московский архитектурный институт, Союз дизайнеров России; Кудряшов (руководитель проекта "Rambler-Российская власть"), А.Федоров (Российский национальный выделенный центр ЮНЕП-ИнфоТерра); Тольятти - В.А.Ильин, А.А.Кузнецов (оба - Культурно-Антропологический центр); |
Ульяновском - О.В.Бородин (Симбирское отделение Союза охраны птиц
России); Е.В.Данилин, Р.З.Губайдуллов ( оба - Управление по делам
культуры и искусства Администрации области); В.В.Сааков (лаборатория
"ПРИСС"); Е.Ф.Саакова (кафедра Дизайна госуниверситета);
О.Е.Бородина (Краеведческий музей), В.В.Халяева (редакция районной
газеты п. Старая Майна); Партнерами и консультантами сети являются: О.Б.Алексеев (ЦСИ ПФО, Нижний Новгород); В.Л.Каганский (независимый эксперт, географ-теоретик, Москва), Н.Б.Первова (Самарский областной многопрофильный лицей-интернат), В.И.Лебедев (Педагогический проект "Поиск", Тольятти), А.И.Иванов (аппарат Главного федерального инспектора); |
Местные площадки
и административные ресурсы сети: Бряндинская средняя общеобразовательная школа-музей Чердаклинского района Ульяновской области - директор Е.А.Тарпинцева), зам.директора - Е. А. Авакова; Администрация Чердаклинского района Ульяновской области - Глава Администрации В.Н.Игнатьев; Новиковская средняя общеобразовательная школа Старомайнского района Ульяновской области - директор Т.И.Крайнова; Администрация Старомайнского района Ульяновской области - зам. Главы Администрации Н.Б.Базанов; Администрация Старомайнского района Ульяновской области - зав. отделом образования Г.И.Лянкина; Администрация Старомайнского района Ульяновской области - зав.отделом по делам культуры и искусства И.И.Драный. Необходимость в проекте, с нашей точки зрения, заключена 1. В проблематике смысловой целостности деятельности: Проект необходим как практико-методическая форма для "деятельности на территории и с территорией" (а не только в профессии, организации, с "предметом", "задачей" - все, так или иначе, организационно оформленные и отнормированные деятельности). |
Территориальная рамка выделяет в деятельности
не столько ее внутреннюю структуру, внешние системы, кооперационные
связи и отношения, сколько "сам факт" деятельности (напр.,
территории, насыщенные деятельностью и бедные ею), "энергетические
источники" деятельности (в традиции, в культуре, в истории, в
местных сообществах) и, главное, "смысл" деятельности (смышленость
действующих, осмысленность их занятий, опора на мысль). Подобные характеристики деятельности составляют ее т.н. смысловую целостность. Попытки ее обеспечения в свое время брал на себя средовой подход, но "территориальные" реализации оказались скудными (отдельные успехи - в театральной сценографии и выставочном деле, т.е. на "кочующих" местах-площадках). Идея, концепция и метафора "культурный ландшафт" (Каганский В.Л., 1995) составляет в данном проекте специфическую рамку - символическую и деятельностную определенность - среды. Ландшафтная рамка полагает "среду" - само по себе чрезвычайно сложное образование - в качество территории. И, тем самым, задает представлениям деятельности (и ее среде) определенность, свойственную территории-как-таковой: специфические координаты (уместность/неуместность), масштаб (озадаченность/незаданность), рельеф (выраженность/непроявленность). |
2. Проблематика организационной
связности деятельности: Проект также необходим как опыты в организационных усилиях по скоординированности и синхронизированности "деятельностей" (активностей), разнесенных по различным местам определенной территории (а также различных пространства и времени). Скоордининированность и синхронизированность связываются с оправданно условным расчленением образа/представления и образа/памяти определенного (территориально намеченного) "культурного ландшафта" на типы практик, в различной степени зависимых от строения культурного ландшафта и ландшафта-как-такового. Принципиально, что носителями образа являются прежде всего местные сообщества (сегодня топоним "Красноречье" стал служить символом новой территориальной и культурной общности для жителей различных административных районов и различных жизненных укладов). |
Расчленение образа производится в
ориентации на: практики с "недвижимостью" (территория, локальные места, строения…), как в узком - юридическом и экономическом - смысле, так и в широком - по поводу недвижимости и со всем тем, что до сих пор в силу разных обстоятельств укреплено и закреплено в традиции и образе жизни, в культурных и хозяйственных укладах, в человеческих и сверхчеловеческих отношениях… (например, в виде ценностей, институтов, верований, табу, реликвий и прочее), практики с "движимостью" - со всем тем, что может быть фактически откреплено от фиксированного "места", привнесено в него или быть допущено в качестве такой возможности/уместности (напр., перемещения "вещей" территории, населяющих ее "организмов" и пр.), "коммуникативные" практики - сообщение/сообщительность (О.И.Генисаретский) "мест" территории между собой и с "местами" других территорий (обязательным условием корреспондирования и "коммутирования" является "место" и "голос места"), "транслятивные" практики - вполне свободные от условностей "места", это передача содержаний и значений "культурного ландшафта" в замещающих его "текстах" и "знаках", а также их хранение в культурных и цивилизованных формах. |
Таким образом, намечается практико-методическая
возможность решания тех задач, способность решения которых во многом
зависит от смысловой целостности и организационной связности предпринимаемых
нами работ. Смысловая целостность и организационная связность наших
работ возлагается и зависит от ряда принципиальных "символических"
и "технических" позиций, в которых действуют участники проекта
и вовлекаемые в него лица, группы и организации. Это, с одной стороны: "гений места" - привязывание проекта к географическим, культурным и историческим координатам, "двигатель" - личное подвижничество в проекте и мобилизация сподвижников, синхронный "завод/старт" проекта), "глашатай" - предупреждает неприкаянье и неуместность, беззаботность и бесстрашие, отступничество и отвержение в мировых делах и совместных помыслах, в нашем сотрудничестве и сознании, "герольд ландшафта" - обеспечение проектных работ знаково-символической и содержательной насыщенностью. Все позиции на сегодня персонифицированы и являются рабочими (актуально действующими). |
С другой стороны, это: Исследователь-эмпирик - исторические и культурные изыскания, культуро-экологические экспедиции, обеспечивающие "новое" краеведение и картирование территории, Исследователь-прикладник - разработки в областях географии, экологии, экономики, педагогики, обеспечивающие проект "объектами" природы, культуры, деятельности и их "средами" в части онтических образов и представлений, Организатор-пространственник - воля к власти/знанию "мест" и "запасов" территории, стремление к обладанию/пониманию пространственных конструкций занятий/занятости различного масштаба, смелость к ответу за их сопряженность и соразмерность, со-временность и со-бытийность в каркасах практик "культурного ландшафта, Дизайнер-экспозитор - намеренное предъявление "материализованных" конструкции занятий и публичное демонстрирование их деятельностного назначения, Образ жизни - приглашаемый в "места", обозначенные конструкциями занятий, если выдержана данная последовательность "включения" позиций и Способ мысли и деятельности - притягивающий к себе, если включение позиций происходит как бы в обратном порядке. И эти позиции, практически, все персонифицированы. |
Решение
в ходе проектирования практико-методических проблем "развития
территорий": Наши проектировочные усилия и мероприятия мы осмысляем как становление и культивирование на территории принципов, форм и образцов самоорганизации, самодеятельности и самоуправления в различных областях мысли и деятельности (занятий и принятия решений): от традиционного изучения родного края обитания (краеведение как опора на "запасах" местности) до исследования и аналитики пространства деятельности (регионоведение, как опора на интеллектуальные - территориальные и экстерриториальные - "ресурсы" [А.Левинтов, 1996]), от восстановления укладов и форм хозяйствования на земле, органичных природному ландшафту до выращивания форм занятий, современных явным тенденциям развития территории и деятельности, укладывающихся в практики "культурного ландшафта, от сохранения традиций и памятников этнической и конфессиональной самоидентификации до строительства материальных и нематериальных знаков и символов территории, обеспечивающих идентификацию местных жителей и сообществ в различных горизонтах (культуры, гражданского общества, истории), |
от консервации (объективации и критики) способов экстенсивного промышленного
и экспедиционного освоения территорий до идеологии "освоения
вновь" и "развития внутрь" (О.И.Генисаретский, 2001,
"Принципы пространственного развития" и другие документы
Комиссии по пространственному развитию ПФО), Культуро-экологическая проблематизация опыта "общественного развития": Мы подвергаем критике расхожие аргументы и оценки в адрес "непонятных", "странных" территорий, поскольку уникальных и своеобычных. Действительно: с точки зрения сложившихся оценок территория районов, входящих в культурный ландшафт "Красноречье" бедна своими ресурсами, что автоматически квалифицирует Ульяновскую область как "депрессивный регион". Несомненно, это отрицательным образом сказывается на "настроениях" местных сообществ и, что более важно, на их "воле к жизни", в то же время, городские территории, ограниченные реками Волга и Свияга и относимые к культурному ландшафту "Междуречье", напротив, отягощены культурно-историческими запасами ("великие земляки и их деяния"). Тонкий культурный слой горожан (к тому же под натиском эпохальных волн миграции) не в состоянии справиться с этим "бременем". Несомненно, это отрицательным образом сказывается на их горизонтах, заслоняемых великими фигурами прошлого. |
Конкретными целями
проекта являются: те, которые ставятся и полагаются в конкретных работах по конструированию и инсталлированию культурного ландшафта в конкретных местах территории: создание в сельской (и отчасти в городской) местности Культурно-природного парка "Красноречье" и Социокультурного парка "Междуречье" в городской среде (и отчасти в сельской), их экспонирование в форме "смыслов и текстов ландшафта", "знаков и символов ландшафта", "вещей и предметов ландшафта" на стационарных и мобильных выставочных площадках, в ближайшей перспективе демонстрация подходов и способов интенсивного эколого-культурного и культурно-хозяйственного освоения территории/пространства обитания (как альтернативы экстенсивному промышленно-хозяйственному и производственному подходам) в форме проектных семинаров и образовательных мероприятий, в обозримой перспективе складывание оргуправленческих, хозяйственных и общественных механизмов с функциями хранения, представления и воспроизводства культурных и природных запасов территории (обществ, фондов, некоммерческих организаций). |
Для достижения поставленных
целей решаются следующие принципиальные задачи: устройство деятельностных площадок (мест активности) в проектируемой структуре функций обоих парков и в местах других территориальных и не территориальных образований, включенных в данный сетевой проект конструирования и инсталлирования культурного ландшафта (сельские краеведческие центры, выставки-мастерские), |
организация местных и экстерриториальных "обсерваторий", ведущих наблюдение и мониторинг текущего состояния культурного ландшафта (и аналитику "полного пространства/объема развития" района, края, региона), | заземление и вскрытие герметичных ведомственных и юридических конструкций в виде "заповедная зона", "особый режим территории", "национальный парк", "отведение угодий", "санитарные кордоны" и т.п. |
(3) описание (стратегии) и схемы (механизмы) проекта |
Стратегия и метод
достижения поставленных целей Достижение стратегических целей проекта обеспечивается: опорой на "запасы" территории - культурные ценности (напр., "великие земляки" и их культ), человеческий капитал ("местные" подвижники, деятельные общественные группы, профессионалы и мастера своего дела), организационно-административные и хозяйственные возможности мест, привлечением ресурса определенной "мощности" и "мобильности": программы и проекты Комиссий ЦСИ ПФО; проект "Культурная столица", ежегодные Ярмарки социальных проектов, сетевые интернет-проекты "Волжский сплав" и др., окружной интернет-форум "Стратегии регионального развития", незадействованные возможности кафедр дизайна, культурологии, географии местных университетов в виде курсовых, дипломных проектов, учебных практик, |
за счет создания "средового потенциала" для т.н. творческих
работ (исследования, проектирования, сценирования…), принимаемых на
себя самодеятельными исполнителями в специально создаваемых экспозициях
культурного ландшафта, в ходе проведения тематических семинаров (полевые
сессии тематизации культурного ландшафта): "накопление смыслов", "пробуждение воображения", "рост самосознания", посредством специальных "мест-верстаков" и "мест-мастерских" (дизайн-проектирование, компьютерный и веб-дизайн), представляющих собой рабочие "тексты", "знаки", "вещи" и "пространства" культурного ландшафта, подлежащие конструированию и инсталлированию. Поставленные в проекте задачи будут выполняться целевыми рабочими и "спонтанными" группами, соединяемыми на специальных мероприятиях (в проектных и аналитических семинарах, выставочных экспозициях и вернисажах, в планируемых "рейдах", экспедициях и путешествиях в среду Красноречья и Междуречья). |
В качестве рабочих площадок, нормирующих
способы и подходы к решению задач, будут использоваться мероприятия
в рамках проектов и программ ЦСИ ПФО, в частности программы "Глубинная
Россия" (В.Л.Глазычев), проекты "Культурная столица"
(ПФО). Реализация поставленных задач возложена, прежде всего, на инициаторов данного проекта - В.В.Саакова (лаборатория ПРИСС), Ю.К.Рощевского (Общество "Парквей"), В.А.Ильина (Культурно-Антропологический центр), на Координационный комитет проекта (см. Приложение). Механизмы проектирования и достижения поставленных целей получены в ходе схематизации темы, объектов и ресурсов работ. Схематизированные с различной степенью детализации конструкции механизмов приведены ниже. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(4) рабочий план реализации проекта |
план-карта
работ В проекте предполагается два типа мероприятий, преследующих в конечном счете общую цель - создание и оборудование мест для практик "культурного ландшафта" (см.таблицу): |
конструкты культурного ландшафта | |||||||
текстовые | знаковые | пространственные | средовые | ||||
типы
практик культурного ландшафта |
транслятивные практики | степени "свободы" практик | |||||
коммуникативные практики | |||||||
практики с движимостью | |||||||
практики с недвижимостью | |||||||
характер инсталляционных "верстаков" и "мастерских" | |||||||
Типы мероприятий различаются, прежде всего, по месту проведения (т.н. полевые и камеральные работы) и предмету (с одной стороны, изготовление "верстаков" и "мастерских" культурного ландшафта, с другой стороны, его "вещей"). |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
наименование мероприятий | место проведения | время проведения | |||
план-график
1 (полевые работы) |
подготовка полевых сессий на местах | Красноречье | постоянно | ||
сессии тематизации | |||||
Как можно мыслить и конструировать Культурный ландшафт? (СКЦ-1) | поселок Ст.Майна | ||||
блок 1 | Деятельность и образ жизни | село Красная река | зимние
школьные каникулы 2002-2003 |
||
Мир истории и Мир культуры. Анализ и Реконструкция | села Новиковка, Ясашное, Помряскино | ||||
Исследование как деятельность и образ мысли | село Русское Урайкино | ||||
блок 2 | Аналитика | село Татарское Урайкино | весенние школьные каникулы 2003 | ||
Проектирование и Дизайн | село Бряндино | ||||
Инфраструктура | село Станция Бряндино | ||||
блок 3 | Образование и подготовка | села М. и Б.Кандала | летние школьные каникулы 2003 | ||
Организация - руководство - управление. Организация и организатор | пос. Лесная Поляна | ||||
дизайн-сессии | |||||
1 | Элементы Культурного ландшафта | Ульяновск, Ст.Майна | 1-я декада февраля 2003 | ||
2 | Опыты Культурного ландшафта | Новоульяновск, Бряндино | 3-я декада марта 2003 | ||
3 | Конструирование Культурного ландшафта (СКЦ 2) | Ульяновск, Бряндино, Новиковка | 3-я декада июня 2003 | ||
1 | 2 | 3 | ||
наименование работ | место | хронотопы работ | ||
план-график
2 (камеральные работы) |
подготовка и рассылка программы полевых сессий по тематизации культурного ландшафта | с начала финансирования | ||
организация полевых сессий в соответствии с программой | территориальная сеть проекта | с момента согласования плана проведения сессий с местными администрациями | ||
методическое обеспечение дизайн-сессий культурного ландшафта | в соответствии с поступлением материалов полевых сессий и архивных изысканий | |||
методологические консультации | экспертная сеть проекта | проблемные ситуации | ||
экспертиза и позиционирование проекта и его результатов | практики рабочей группы "Дизайн Культурного ландшафта" | повседневность | ||
(5) конкретные ожидаемые результаты |
1. Поскольку полевые сессии тематизации
культурного ландшафта и дизайн-сессии несут на себе значительную образовательную,
тренинговую, консультационную и навигационную нагрузку, суммарное
и дифференцированное количество их участников представляет собой количественный
показатель результативности проекта. Всего предполагается участников
- 25-30 чел. х 12 сессий ~ не менее 300 чел. Из них: сельская и районная администрация ~ порядка 10 человек (консультирование, тренинг, навигация), работники культуры и образования ~ не менее 15 (консультирование и навигация), хозяйственники ~ 5-7 человек (тренинг и консультирование), студенты и школьники городских и сельских учебных заведений ~ порядка 150 чел. 2. Количественные показатели результативности также связываются с числом целевых рейдов и специализированных экспедиций. Данная отчетность будет произведена "по факту". МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ Эффективность проекта в целом будет оцениваться двояким образом: внешними экспертами - заранее намечаемыми лицами из сферы профессиональной аналитики и проектирования и из экспертно-аналитического круга, авторитетного для основных участников данного проекта, |
внутренними функциональными экспертами, обозначающимися и позиционирующимися
в ходе развертывания проекта - как знаков накопляемых виртуальных
форм и агентов реальных практик культурного ландшафта. Достижение поставленных задач и намеченных результатов в случае их достаточной однозначности и очевидности будет фиксироваться методологом проекта (в данном случае директором проекта). В случае же проблемности подобной оценки достижение поставленных проектных задач и намеченных результатов будет оцениваться экспертами ЦСИ ПФО, а как минимум, аппаратом Главного федерального инспектора по Ульяновской области. Критериями эффективности проекта являются, во-первых, развитие всех - прямых и косвенных - участников проекта, во-вторых, прочность формальных и содержательных взаимосвязей, устанавливаемых с "агентами" и "субъектами" территории (администрациями, хозяйственниками, предпринимателями, сообществами), в-третьих, кооперированные с территориальными "агентами" и "субъектами" проекты как следствия объективации и артикуляции структуры "пространства развития", и, наконец, настройка и самовоспроизведение фрагментов гуманитарной практики "антропологическая ландшафтика". |
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА После окончания периода гранта предполагается развитие проекта по следующим направлениям: информационные технологии в практиках и рынках культурного ландшафта (кантри-сайт, форум/теле/вече "Красноречье", виртуальные мультимедийные интерактивные 3D-Парквеи), стратегии и технологии средовой культуры: ориентированные и ориентирующие среды, мобильные и портативные среды и т.п. для территорий с невыраженными рельефами культурного ландшафта), образовательные технологии в дизайне и для дизайна культурного ландшафта, в менеджменте культурного и природного наследия и для менеджмента культурного и природного наследия. Сохранение и расширение достижений проекта будет обеспечено сменой правовой формы деятельности и, главное, юрисдикции практик культурного ландшафта - их первоначального проектно-экспериментального статуса, виртуального характера и административного им покровительства (на сегодня de facto) до права экспериментирования с практикой, например, с "практикой себя" (практикой самоорганизации, практикой самодеятельности, практикой самостояния). |
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ НА ФИНАНСОВУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ Дальнейшее финансирование проекта и его финансовая стабильность связывается с возможным выходом рабочих групп проекта на рынки "традиционных" обменов (образование, издательская деятельность, консультационные услуги), рынки "массовой" культуры (обращение экологических символов, геополитических жестов, жестов самобытности, вторичных знаков природы и ее эрзац-знаков), на профессиональные рынки (геоинформационные ресурсы и продукты, экспертные системы и базы данных культурных запасов и ресурсов). |
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ РАБОТ За счет расширения состава участников полевых сессий и включения нашего опыта работ в хозяйственную и экономическую жизнь проектируемых парков. Планирование источников дальнейшего финансирования По-прежнему планируются внебюджетные источники - гранты соответствующих фондов, оплата за проведение семинаров, спонсорские взносы, средства, поступающие от реализации издательской продукции и заказных разработок. |
ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Лучшим знаком (сигналом) для достоверной и реалистичной оценки эффекта воздействия проекта на текущее положение дел в регионе в данном случае может служить факт причастности проекта к внесению изменений в нормативные и программные документы Комиссии по пространственному развитию ЦСИ Приволжского федерального округа. Прогнозирование региональных последствий от проекта отнесено к завершающему этапу его реализации.ено к завершающему этапу его реализации. |
(6) бюджет проекта |
1. ОПЛАТА ТРУДА И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СТРАХОВАНИЕ |
А Оплата труда штатных сотрудников проекта |
кол. | должность | оплата
труда $/мес. и % занятости |
кол. | всего | имеется | требуется | |
1 | Директор проекта | $120 / 50% | 8 | $960 | $120 | $840 | ||
2 | Руководители проекта | $100 / 50% | 8 | $1600 | $200 | $1400 | ||
1 | Бухгалтер проекта | $35 / 25% | 8 | $280 | $280 | |||
4 | Итого по сотрудникам | $355 | 8 | $2840 | $320 | $25200 | ||
Б Выплата гонораров привлеченным специалистам камеральные работы (подготовка полевых сессий) |
2 | Консультант | $55 / день / 3 часа | 2 / 6 | $220 | $220 | ||
3 | Эксперт | $12 / день / 3 часа | 2 / 6 | $72 | $12 | $60 | ||
5 | Итого по привлеченным специалистам | $67 | 10 / 30 | $292 | $12 | $280 | ||
издательские работы | 2 | Редактор | $20 / авт.лист / день | 10 | $400 | $200 | $200 | |
2 | Корректор | $8 / авт.лист / день | 10 | $160 | $160 | |||
2 | Дизайнер | $20 / день | 10 | $400 | $200 | $200 | ||
6 | Итого по привлеченным специалистам | $48 | 30 | $960 | $400 | $560 | ||
дизайнерские работы | 1 | Дизайнер-проектировщик | $30 / день | 10 | $300 | $150 | $15 | |
2 | Дизайнер-художник | $20 / день | 10 | $400 | $200 | $200 | ||
3 | Итого по привлеченным специалистам | $50 | 30 | $700 | $350 | $350 | ||
всего по штатным сотрудникам | $2840 | $320 | $2480 | |||||
всего по привлеченным специалистам | $2382 | $777 | $1605 | |||||
всего | $5222 |
$1097 | $4085 | |||||
С Социальное медицинское страхование, другие обязательные выплаты |
4 | Отчисления с фонда оплаты труда штатных сотрудников (%) | 35,8% | $1016,72 | $114,56 | $902,16 | ||
19 | Отчисления с фонда оплаты труда привлеченных специалистов (%) | 31,8% | $757,47 | $247,08 | $510,39 | |||
Обязательные выплаты | $1774,19 | $361,64 | $1412,55 | |||||
23 | Итого на оплату труда | $6996,19 | $1458,64 |
$5537,55 | ||||
2. ОСНОВНЫЕ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ |
А Аренда помещения и коммунальные услуги |
Помещение для СКЦ 1 в Новиковке комната по 18 кв.м. $50/мес. на 12 мес. | $600 | $600 | |||
Проживание при Бряндинской школе 10 человек 1 раз в месяц по 7 дней по $1 в день за место | $70 | $70 | ||||
Проживание в гостинице в Старой Майне 10 человек 1 раз в месяц по 3 дня - по $1,5 | $45 | $45 | ||||
Помещение для организации семинаров участников проекта в Тольятти 3 раза за 8 месяцев по 3 дня 40 кв.м. по $10 | $90 | $90 | ||||
Помещение для организации семинаров участников проекта в Ульяновске 3 раза за 8 месяцев по 3 дня 40 кв.м. по$10 | $90 | $90 | ||||
Помещение для проведение сессий: 36 кв.м. $10/день на 36 дней в году - 12 сессий по 3 дня в селах Красноречья | $360 | $360 | ||||
Итого | $1255 | $1255 | ||||
В. Командировочные и транспортные расходы | Ж/д билеты для 10 экспертов из (г.Москвы) в (г.Ульяновск) и 20 билетов в оба конца по $40 каждый | $800 | $800 | |||
Проживание 10 экспертов из Москвы в гостинице 6 дней по $10 в сутки | $600 | $600 | ||||
Суточные для 10 эксп. из Москвы по $10 на 6 дней | $600 | $600 | ||||
Авиабилеты для 4 экспертов из Москвы до Ульяновска билета в оба конца по $100 каждый | $800 | $800 | ||||
Проживание 4 экспертов из Москвы в гостинице 6 дней по $10 в сутки | $240 | $240 | ||||
Местные
командировки для консультаций, участия в семинарах и привлечения новых
партнеров и спонсоров в данный проект: 10 поездок руководителей проекта в 4 областных города |
||||||
Железнодорожные билеты - 20 по $ 20 каждый | $400 | $400 | ||||
Проживание в гостинице - 30 суток $10 за каждые сутки | $300 | $300 | ||||
Суточные из расчета 30 дней по $5 в день | $150 | $150 | ||||
12 поездок - туда и обратно - участников 12 полевых сессий из Тольятти, Ульяновска, Жигулевска, Самары в Красноречье и консультантов по работе с СКЦ в Бряндино и Новиковке | ||||||
Автобусные билеты - 200 по $10 | $2000 | $2000 | ||||
Проживание в гостинице 10 человек 30 дней по $2 в день | $600 | $600 | ||||
Суточные на 10 человек на 36 дней по $3 | $1080 | $1080 | ||||
Найм автобуса в Бряндино и Новиковке для перевозки участников семинара: 24 рейса по $15 | $300 | $300 | ||||
Найм автобуса в Самаре для волонтерских однодневных рейдов и экскурсий участников проекта и 30 учащихся Самарского многопрофильного лицея: 2 рейса по $200 (360 км - из Самары в Бряндино - туда и обратно) | $400 | $400 | ||||
Выделение автобуса в Тольятти для недельной экспедиции участников проекта и 8-10 воспитанников ДООЦ "Поиск" (Тольятти): 2 выезда по $250 (345 км - из Тольятти в Новиковку - туда и обратно) | $500 | $500 | ||||
Ж/д билеты для 10 экспертов из (г.Москвы) в (г.Ульяновск) и 20 билетов в оба конца по $40 каждый | $800 | $800 | ||||
Найм автобуса в Бряндино и Новиковке для рейдов и экскурсий участников семинара: 12 рейса по $30 каждый | $180 | $180 | ||||
Итого | $8950 | $1380 |
$7570 | |||
С Оборудование |
4 | Компьютер 486 (б/у) | $400 | $90 | $310 | |
3 | Компьютер "Пентиум-2" | $3000 | $3000 | |||
1 | Компьютер "Ноутбук" | $1000 | $1000 | |||
2 | Сканер для СКЦ и школы-музея | $140 | $140 | |||
4 | Сканер для членов рабочей группы | $360 | $290 | $70 | ||
1 | Записывающее устройство для лазерных дисков | $250 | $250 | |||
360 | Дискета | $150 | $150 | |||
120 | Аудиокассет | $85 | $15 | $70 | ||
1 | Видеокамера | $300 | $300 | |||
6 | Фотоаппарат | $390 | $300 | $90 | ||
120 | Фотопленка | $200 | $50 | $150 | ||
Проявка фотопленок ($0,6 за 1шт.) и выборочная печать фотографий по 1 экз. (0,2 за 1шт.) | $350 | $350 | ||||
50 | Видеокассета | $100 | $20 | $80 | ||
Итого | $6725 | $5165 | $1560 | |||
D Связь и коммуникациии |
Телефонные переговоры междугородние | $500 | $500 | |||
Электронная почта и Интернет | $400 | $400 | ||||
Почтовые отправления | $300 | $150 | $150 | |||
Итого | $1200 | $1050 | $150 | |||
Е Типографские расходы |
3 | Типографские расходы ($3 экземпляр 900 экземпляров) | $2700 | $2700 | ||
Итого | $2700 | |||||
F Библиотечные материалы |
Покупка литературы (название, автор, стоимость 1 экз., кол-во экз.) | |||||
40 | В.Л.Каганский "Советский ландшафт"- М. 2001- $5 за экземпляр 40 экз. | $200 | $200 | |||
100 | Покупка букинистической художественной и научно-популярной литературы для Бряндинской школы | $100 | $50 | $50 | ||
100 | Покупка букинистической художественной и научно-популярной литературы для Бряндинской школы | $100 | $50 | $50 | ||
Итого | $400 | $300 | $100 | |||
G Офисные принадлежности |
Бумага, ватман, папки, офисные принадлежности, альбомы с файлами и др. канцелярские товары | $500 | $500 | |||
Краски акварельные и гуашь, пастель, кисти, бумага, картон | $200 | $200 | ||||
Итого | $700 | $700 | ||||
Итого основных прямых расходов | $21930 | $10190 | $12080 | |||
ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА | $28926,19 | |||||
ИМЕЕТСЯ | $11308,64 | |||||
ТРЕБУЕТСЯ ОТ ГРАНТОДАТЕЛЯ | $17617,55 | |||||
(7) комментарий к статьям бюджета |
К СТАТЬЯМ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ПРОЕКТА |
ПРЕАМБУЛА Полевые сессии, рейды и экспедиции и их финансово-организационное обеспечение Основная часть расходов по проекту приходится на подготовку, организацию и проведение 12 полевых сессий (9 сессий тематизации и 3 дизайн-сессии), рейдов и экспедиций. К сессии как комплексному мероприятию привязывается большинство статей бюджета проекта в расчете на 20 человек участников (10 приезжих из Ульяновска, Жигулевска, Самары, Тольятти, Москвы). Место проведения - села Красноречья (территории Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области) доставка участников - найм частного транспорта, аренда частного транспорта в селе, расходы на автобусы междугороднего и пригородного сообщения расстояние от Тольятти до Бряндино 160 км. Стоимость одного билета из Самары до Красноречья $5 ($100 на 20 чел.). Прямых рейсов междугороднего автотранспорта из Тольятти в села Красноречья нет. Поэтому группа участников семинара должна доехать на автобусе "Тольятти-Ульяновск" до поворота с ульяновской трассы на дорогу в село Старое Еремкино и сделать пересадку на автобус, предоставляемый нашим партнером - администрацией школы, который довозит приезжих до места проведения семинара (25 км; расходы на ГСМ и амортизацию - $30 за рейс туда и обратно). |
Это один
из вкладов администраций Чердаклинского района и школы с. Бряндино
в обеспечение проектных работ по нашему проекту. При этом деньги гранта
не расходуются размещение участников - сюда входят сервисные расходы (гостиница городская для участников из Москвы и областных центров, сельская гостиница, питание, связь и др.). размещение на 3 дня работы сессии в сельской гостинице (1,5х3х20=$90) приезжих организаторов, членов Координационного комитета проекта, участников сессии из других сел (эти расходы оплачивают ими самими) и их 3-разовое питание в течение 3 дней в школьной (колхозной) столовой ($3,5х3х20 чел. = $210; $90+$210=$300) В селе Старая Майна стоимость проживания в гостинице в 2-местном номере с туалетом и водопроводом для одного человека в день составит $1,5 (48 руб.), питание - $3,5 (около 100 руб). Организаторы сессий будут стараться всякий раз минимизировать расходы на аренду помещений для проведения каждой из 12 сессий и организации питания и проживания участников, договариваясь с принимающей стороной расходы на оргтехнику, канцелярские товары и работу сервисной группы сессии - тиражирование на множительной технике материалов семинара для всех участников (брошюры, буклеты, фотографии, информационный справочник по Красноречью, бэджики, визитки и т. п.) - $7х20 чел.= $140; |
расходы на аудио-, видеозапись и фотографирование хода работы
семинара, а также рейдов участников по окрестностям, встречи с жителями
села, работа с семейными архивами и архивами предприятий (охотохозяйств,
рыбхоза, лесхозов и лесничеств, колхозов и др. организаций); работу
операторов по записи выполняют сами участники семинара, поэтому за
работу им не платят - частично оплачиваются расходы на покупку и полностью
на обработку фотоматериалов, монтаж видеороликов по итогам сессии
и расшифровку в стенограммы сессий аудиозаписей: стоимость одной фотопленки - $1,5, 10 фотопленок - $15, обработка одной фотопленки - $0,5, 10 пленок - $5, стоимость одной фотографии форматом 10х15 см - $0,2, выборочная печать 30-40 % наиболее удачных фотографий с каждой пленки - $4, с 10 пленок - $40. Таким образом, общие затраты на проведение одной из 12 полевых сессий по проекту составят около $700, на 12 сессий - порядка $8400, не считая затраты на авиаперелеты и железнодорожный транспорт московских и других иногородних консультантов и экспертов, которые в бюджете данного проекта предусматриваются отдельной статьей. |
1. ОПЛАТА ТРУДА И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ |
А. Оплата труда
штатных сотрудников проекта Начисляется только лицам, делающим основной организационный и интеллектуальный вклад в проектные работы и ведущими основную работу в Координационном комитете проекта: директору проекта - В.В.Саакову, руководителям проекта - Ю.К.Рощевскому и В.А.Ильину. Руководители проекта вкладывают в его финансовое и организационно-материальное обеспечение не менее 15% своих "личных" бюджетов (в виде времени, денег, оборудования, помещений и т.п.). В. Выплата гонораров привлеченным специалистам Камеральные и полевые работы Таковые предполагаются за выполнение, консультирование и экспертирование камеральных работ, полевых работ, издательских и дизайнерских. Определенная часть расходов на выплату гонораров привлеченным специалистам увязана с финансово-организационным обеспечением полевых сессий проекта. С марта 2002 научным консультантом проекта является В.Л.Глазычев, с которым поддерживается постоянная переписка и который по мере возможностей участвует в консультировании. Проектная группа не имеет финансовых возможностей, чтобы постоянно участвовать в семинарах В.Л.Глазычева, происходящих вне Ульяновска или Тольятти, получать у него консультации на месте разворачивания проектных работ, т.е. в полевых условиях. |
Кроме того,
у участников проектных работ нет возможности выплатить соответствующий
уровню и статусу В.Л.Глазычева гонорар, возместить его затраты на
дорогу и проживание. При этом, актуальность получение консультации
возрастает по мере продвижения в содержании разработки. Концепция проекта включает разработки отечественного географа-теретика В.Л.Каганского. С ним также поддерживается переписка. Но больший результат, по нашему мнению могут дать совместные полевые работы в Красноречье и консультация разработчика метафоры-понятия "культурный ландшафт" непосредственно в столкновении с материалом территории. Поэтому в бюджет проекта включена две строки, связанные с оплатой участия В.Л. Каганского в подготовке и проведении сессий тематизаций: камеральные работы (подготовка полевых сессий) и полевые работы (сессии) Издательские работы По результатам апрельского семинара "КРАСНОРЕЧЬЕ: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры" (Ульяновск, 18-20 апреля 2002) рабочая группа Ю.Рощевского подготовила к изданию 1-й выпуск серии "Управление природными и культурными ресурсами", куда вошли тезисы и материалы этого семинара. В настоящее время группа В. Ильина заканчивает работу над первой редакцией сборника стенограмм установок, рабочих совещаний и круглых столов апрельского семинара. Он рассматривается в качестве 2-го выпуска указанной серии. |
3-й, 4.й
и 5-й выпуски будут содержать публикации по итогам летнего полевого
сезона 2002 года в Красноречье, отчет Ю.Рощевского по итогам поездки
в музеи-заповедники "Ясная Поляна" и "Куликово Поле"
и фрагмент его книги по регионалистике, концептуальная статья В.Саакова
по итогам семинара "Дизайн культурного ландшафта" и др.
В случае получения гранта для работы над указанными выпусками нами будут привлечены две издательские группы в составе: редактор, корректор, дизайнер, которые за 10 дней должны вычитать и подготовить мастер-макет 3-го и 4-го выпусков. Эти выпуски серии "Управление природными и культурными ресурсами" выйдут в свет в 1-м квартале 2003 года. 5-й выпуск будет подготовлен и издан по итогам периода работы проектной группы с октября-2002 по июнь 2003 гг. во 3-м квартале 2003 года. В случае неполучения гранта мастер-макеты будут подготовлены рабочими группами нашего проекта. Дизайнерские работы Для разработки фирменного стиля проекта, оформления обложек изданий, подготовки пакета полиграфической и рекламной продукции, оформления вернисажа "Образы Красноречья" будет приглашена группа из трех дизайнеров (студенты факультета дизайна старших курсов - либо из Ульяновского государственного университета, либо Тольяттинской академии управления). |
2. ОСНОВНЫЕ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ |
А. Аренда помещения
и коммунальные услуги "Сельский краеведческий центр" По итогам переговоров Координационного комитета проекта с главами Старомайнской районной и Новиковской сельской администрациями, а также директором и коллективом Новиковской средней школы, были выделены помещение для Сельского краеведческого центра СКЦ в Новиковской средней школе и ставка руководителя СКЦ, которую займет В.А.Штеле - местный краевед и учитель литературы. Проектная группа должна со своей стороны подготовить проекты Устава СКЦ, Положения об СКЦ и "Должностные обязанности руководителя СКЦ". Комната около 18 кв.м, отремонтирована и обставлена за счет школы, а компьютер и ксерокс, а также библиотеку краеведческой литературы, приобретены частично на средства участников проектной группы, частично на средства гранта, полученного ОСНП "Парквей" в конце 2001 г. от Правительства Нидерландов. Кроме того, представители проектной группы согласно программе работ, утвержденной Координационным комитетом, подготовят группу учителей и учащихся школы для работы на на технике, устанавливаемой в СКЦ. На основе этой подготовленной группы В августе 2002 года проектная группа будет работать в Новиковской средней школе по подготовке СКЦ к открытию. |
По договоренности с администрацией
школы представители проектной группы могут использовать СКЦ как базу
для организации работ своих групп на территории Красноречья. Только
по итогам работы в летнем полевом сезоне в Новиковке в сентябре-октябре
с администрациями района, села и школы будет заключен договор, оговаривающий
форму и статус СКЦ. Условия, на которых проектная группа работает с представителями администраций и сообществ на территории Красноречья с программой полевых сессий тематизации и дизайн-сессий, оговорены следующим образом. В 1-й и 3-й декадах августа на базе сельских школ в Бряндино и Новиковке будут работать две площадки, на которых участники проектной группы подготовят несколько групп учителей и учащихся навыкам компьютерной верстки. Продуктами этой работы должны стать буклеты, брошюры, визитки и другие элементы фирменного стиля школы. В то же время мы знакомим коллективы школ и местные сообщества с основными идеями программы работ проектной группы. По итогам августовской программы работ будет сложена ядерная структура - СКЦ-1, организуемый на базе Новиковской средней школы и Бряндинской школы музея, который станет базовой структурой по организации и проведению полевых сессий. Создание СКЦ будет оформлено специальным договором с районными администрациями Старой Майны и Чердаклов как межрайонная структура. |
В. Командировочные
и транспортные расходы Транспортные и командировочные расходы также составляют львиную долю затрат на осуществление проекта. Координационным комитетом составлен план работы, в основу которого положена логика тематически разворачиваемых сессий, адресуемых к различным представителям местных сообществ и организуемых в селах и рабочих поселках Старомайнского и Чердаклинского районов. Для обеспечения этих работ необходим приезд из Москвы научного руководителя проекта В.Л.Глазычева и консультанта проекта В.Л.Каганского и сессию открытия работ в сентябре (если не будет устойчивого источника финансирования и потребуется использование благоприятного времени года) или в ноябре (если будет получен грант). Для этого в смету включены расходы на авиабилеты, так как приглашенные консультанты включены в несколько больших проектов и могут приехать на считанные часы. Приобретение железнодорожных билетов предусмотрено для нескольких консультантов: А.В.Федорова, С.А.Кудряшова и других которые могут сделать не один, а два-три визита в Ульяновск или Красноречье с проведением встречи -консультации для проектировщиков, наших партнеров из сельских школ, представителей сельских и районных администраций, предпринимателей и хозяйственников. |
Поэтому
в смете запланирована возможность приезда-отъезда железнодорожным
транспортом и проживания-питания для 10 персон. Основная масса участников работ в составе проектной группы и приезжающих на сессии сельчан будут передвигаться по Красноречью и по областям ПФО (Ульяновская, Самарская) на автомобильном транспорте. В смете заложено 5 % повышение цен на билеты автобусов пригородных и междугородных маршрутов в связи с сезонными изменениями. Организаторы сессий будут стремиться к рационализации маршрутов поездок и форм проведения сессий для минимизации затрат на транспорт, питание и проживание участников работ. С. Оборудование Для оснащения групп из сел, работающих с проектной группой, в смете запланировано приобретение 3 подержанных (б/у) компьютеров-486 (один уже приобретен), 2 сканеров, 3 фотоаппаратов, диктофонов что позволит обеспечить работы наших сельских партнеров по самостоятельному изготовлению брошюр, буклетов и другой продукции, а ттакже создавать базу данных и архив различных единиц храния, необходимых. |
D.
Связь и коммуникации Осуществляются в том числе за счет средств участников проектной группы и ресурсов их организаций, а также спонсорских взносов. E. Издательские и типографские расходы Планируется три издательских под-проекта. Каждый из них включает издание книги выпуск сборника материалов изготовление атласа записи на электронном и магнитном носителях (CD, FP, аудио- и видеокассеты). В издательские под-проекты конвертируются "естественные" ресурсы участников проекта (время, способности, литературные и прочие материалы…) и их организаций (оборудование, специальные и технологические работы). |
F.
Библиотечные материалы Для работы проектной группы и наших сельских партнеров нам необходимо приобретение 40 экземпляров книги В.Л.Каганского "Советский ландшафт…"- М. 2001 по $5 за экземпляр. По 1 книге во время сессий будет доставлено также в школьные и сельские библиотеки с указанием спонсора, на средства которого они были приобретены. Нищета школьных библиотек и сельских библиотек, отделов образования и культуры заставляет нас с особым вниманием реагировать на артикулированный запрос руководства школ сел Красноречья. В связи с этим организаторы проекта берут на себя усилия по приобретению для сельских, в т.ч. школьных библиотек не менее 100 "единиц хранения" (как связанных с темой проекта "Красноречье", так и имеющих свое собственное значение). |
(8) перспектива |
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ РАБОТ За счет расширения состава участников полевых сессий и включения нашего опыта работ в хозяйственную и экономическую жизнь проектируемых парков. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ДАЛЬНЕЙШЕГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ По-прежнему планируются внебюджетные источники - гранты соответствующих фондов, оплата за проведение семинаров, спонсорские взносы, средства, поступающие от реализации издательской продукции и заказных разработок. |
ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Лучшим знаком (сигналом) для достоверной и реалистичной оценки эффекта воздействия проекта на текущее положение дел в регионе в данном случае может служить факт причастности проекта к внесению изменений в нормативные и программные документы Комиссии по пространственному развитию ЦСИ Приволжского федерального округа. Прогнозирование региональных последствий от проекта отнесено к завершающему этапу его реализации. |
|
|