главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории дипломное проектирование, Ульяновский госуниверситет, 2012-2013
Виталий СААКОВ
Регистры городской среды
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
 
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш учебные курсы  
вернуться в разделш дипломное проектирование 2012: рубрикация  
содержание разделаш регистры городской среды  
  (1) тематизация: интериоризация-объективация среды и средовой подход  
  (2) организация проектных работ  
    (2.1) общая картина организации и производства проектных работ в городе  
    (2.2) форма и основания результатов, преследуемых проектными работами  
    (2.3) к онтологическому конструированию городской среды  
    (2.4) исходные и опорные материалы  
  (3) распределение тематики и направлений работы  
    (3.1) тематика работ  
    (3.2) "городской интерьер": онтологизация проектного замысла и организация пространства работ  
    (3.3) строение проектных разработок, направленных на изменение состояний городской среды  
  (4) ссылки на культурный опыт осмысления и проектного освоения  
  (5) собственный опыт проектных и учебных разработок  
    (5.1) дизайн-обеспечение городских и региональных проектов  
    (5.2) городской клуб: организационное и дизайн-проектирование  
             
     
     
     
  файлообменник: http://files.mail.ru/UK07ZC
facebook виталий сааков: http://www.facebook.com/profile.php?id=100001039424801
эскиз технологической платформы проекта "культурная столица": http://kultstol.freeiz.com
проект "клуб"/ методические заметки: http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/educ-proj_cours_metodica-design_2011.htm
 
  дипломное проектирование 2012
регистры городской среды
текст в формате Word Регистры городской среды/ дипломное проектирования, Ульяновский госуниверситет 2012-2013/ версия для печати
   
  (3) распределение тематики и направлений работы  
  (3.1) тематика работ  
  цель разработки, проектные идея и концепция  
<<<в начало Трассировка исторических экскурсов и экспозиционных маршрутов  
1.
Историческая миссия музеев состоит в сохранении культурного достояния для настоящего и будущего поколений. В большинстве случаев считается, что оптимальными решениями для данной миссии служат, с одной стороны, неприкосновенность и статичность экспонатов и, с другой стороны, физическая пассивность экскурсантов. Для Музея СССР как обитаемого памятника историческим манифестациям человеческого духа такого понимания миссии явно недостаточно. Причем немаловажным выступает то обстоятельство, что многие "вещи" эпохи СССР, ставшей исторической (в этом смысле прошлой), присутствуют в нашей жизни (в настоящем), а "вещи", уже по праву принадлежащие новой эпохе (ее среде и культуре), обнаруживают себя как те же "вещи" эпохи СССР.
2.
Данное обстоятельство предполагает для проекта концептуальное основание в виде так называемых контекстных технологий музейного дела. Современные музеи сегодня придают значение не только экспозициям и их содержимому, но и различным контекстам (историческим, культурным, религиозным, национальным, социальным, политическим…), в которые включены - актуально и потенциально - как экспонаты, так и посетители. Здесь также следует отметить требования интерактивности, динамичности и диалогичности, предъявляемые к современным экспозициям (обеспечиваемые информационными и коммуникативными технологиями, технологиями визуализации и виртуализации).
3.
Именно контексты, (а) существующие реально и актуально и (б) воссоздаваемые средствами современных технологий, становятся теми полями, областями и пространствами, в которых трассируются исторические экскурсы Музея СССР и прокладываются его экспозиционные маршруты. Этим достигается главная и определяющая цель - Музей эпохи СССР должен быть "живым", т.е. встроенным во множество процессов жизни страны и города; служить не только консервативным сводом исторических памятников и документов, но и средством исторического осмысления и переосмысления; давать возможность не столько лицезреть "вещи" эпохи СССР, сколько погружаться в уникальные практики жизни и деятельности советского народа.
4.
Таким образом, трассировки и маршруты прочерчиваются не только и не столько в идее мемориализации "вещей" и событий эпохи СССР, сколько в идее актуализации вопросов в ее адрес. А эти вопросы еще долгое и долгое время будут самыми различными (вплоть до противоположных), всегда дискуссионными (не приводящими к консенсусу), острыми и даже неудобными (для исповедующих антагонистические идеологии и ценности).
Дизайнерское решение задачи трассировок и экскурсов связывается с разномасштабными и разнопредметными городскими интерьерами:
(а) фрагментами и "вещами" городской среды, заключенными в музейные экспозиции, и
(б) музейными экспозициями, включенными во фрагменты и "вещи" городской среды.Музей СССР

© Виталий Сааков и Анна Комарова
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
<<<в начало Конструирование экспозиционных, демонстрационных и медийных студий  
1.
Проблематика, ставящейся означенной темой, выражается метафорой "обитаемый памятник культуры историческим манифестациям человеческого духа". Поэтому проектная цель состоит не столько в мемориализации "вещей" и событий эпохи СССР, сколько в актуализации вопросов в ее адрес. А эти вопросы еще долгое и долгое время будут самыми различными (вплоть до противоположных), всегда дискуссионными (не приводящими к консенсусу), острыми и даже неудобными (для исповедующих антагонистические идеологии и ценности).
2.
Подобная многогранность и многоаспектность задачи предполагает весьма высокую изобретательность в конструировании общественных и публичных, внутренних и внешних пространств и площадок проектируемого музея. Очевидно, что проектная цель не может быть достигнута традиционными средствами проектирования и организации музейных учреждений. Следовательно, необходимо отталкиваться от трендов и тенденций современных, "неклассических" музейных технологиях и приемов музеефикации, а именно:
- от средовости и контекстности музейных экспозиций ("в пику" их предметности в традиционных музеях),
- событийности и процессуальности музейного дела (в оппозицию статичности экспозиций и предзаданности осмотров большинства музеев и даже музейных комплексов).
3.
Перевод задачи с технологического языка музейного дела на язык дизайна звучит так: общим основанием для современных трендов и тенденций музейного дела вообще, а для Музея СССР в особенности, выступают приемы городского интерьера. Это значит, что контекстами и событиями для студий музея выступают не только специфически музейные вещи и предметы, но также вещи и предметы наличной городской среды. Бесспорность данного тезиса обусловлена "упрямым" и даже неудобным для традиционного музейного дела фактом - эпоха СССР еще не отошла в прошлое (в сравнение с эпохой греко-римской античности или германского средневековья).
4.
Общественные и публичные, внутренние и внешние пространства и площадки проектируемого музея СССР создаются в целях (1) актуализации исторической памяти и картин будущего, (2) трассировки исторических экскурсов и маршрутов и (3) коммуникации истории, культуры и политики должны. Следовательно, они должны иметь достаточно сложную организацию и устройство.
Эти требования к их организации и устройству предполагают (1) высокую степень технологичности (служить одновременно комплексу целей) и (2) мобильность и многофункциональность (обеспечивать программируемую трансформационность пространств и площадок музея).

© Виталий Сааков и Маргарита Василенко

 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
<<<в начало Организация коммуникационных площадок истории, культуры и политики  
1.
Проектный замысел Музея СССР исходит из "симметричной" идеи города-музея и музея-города. Это обусловлено рангом будущего музея, превосходящего даже ранг "национальный музей" (наподобие музея им.Пушкина, Эрмитажа, Московского кремля и т.п. музейных учреждений и комплексов). В средовой терминологии проектный замысел предстает в виде разномасштабных и разнопредметных городских интерьеров: (а) фрагментов и "вещей" городской среды, заключенных в музейные экспозиции, и (б) музейных экспозиций, включенных во фрагменты и "вещи" городской среды.
2.
Как правило, "жизнь" традиционного ("классического") музея предстает монологом экспозиций перед аудиторией посетителей. При этом все больше заявляет о себе нетрадиционная ("неклассическая") музейная технология. Современные музеи сегодня придают значение не только экспозициям и их содержимому, но и различным контекстам (историческим, культурным, религиозным, национальным, социальным, политическим…), в которые включены - актуально и потенциально - как экспонаты, так и посетители.
3.
Архитектурный прием городского интерьера и призван оптимальным способом материализовать в среде города "контекстную" музейную технологию. Задача, которая стоит перед ней, необычайно сложна, т.к. музеефикации подлежит историческая эпоха, вызывающая на себя абсолютно весь спектр оценок: от осуждения до возвеличивания. В этой связи экспозиции Музея СССР не могут быть монологичными и, более того, избирательными к контексту. Эпоха СССР хотя и историческая эпоха, но вовсе не отошедшая в прошлое - во многом, если не в главном, она среди нас, а мы в ней.
4.
Именно поэтому Музей СССР предстает коммуникативной площадкой истории, культуры и политики. Дизайнерской задачей здесь становится поиск, изобретение и предметно-пространственное оформление механизмов и событий взаимодействия "вещей" истории, культуры и политики. Притом что данные "вещи" одновременно служат и музейно-историческими экспонатами (к которым вполне возможно отстраненное отношение), и реальными звучащими контекстами (в которые так или иначе, насильно или добровольно включены "устроители" и "посетители").

© Виталий Сааков и Юлия Пьянова

 
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Группа территориальных стратегий/ разработки Группы/ Городские технологические платформы проектов, моделирующих пространственное развитие территории и деятельности: проект "Культурная столица Европы"
.
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 24 март 2013
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 24 март 2013

последнее обновление
03 декабрь 2014
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Образовательные проекты/ Курсы проектирования/ Методические заметки/ Строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба"/ развертывание проектных работ Регистры городской среды/ дипломное проектирования, Ульяновский госуниверситет 2012-2013/ версия для печати