главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
дипломное проектирование, Ульяновский госуниверситет, 2012-2013 | |
Виталий
СААКОВ Регистры городской среды |
файлообменник: http://files.mail.ru/UK07ZC
facebook виталий сааков: http://www.facebook.com/profile.php?id=100001039424801 эскиз технологической платформы проекта "культурная столица": http://kultstol.freeiz.com проект "клуб"/ методические заметки: http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/educ-proj_cours_metodica-design_2011.htm |
дипломное проектирование
2012 регистры городской среды |
текст в формате Word |
(1) тематизация: интериоризация-объективация городской среды и средовой подход |
(2) к организации проектных работ |
проектные подходы, противостоящие объектно-морфологическому
(штучному) и неколлективному (одиночному) проектированию: средовой подход партисипативное проектирование программирование сценирование (...) |
составляющие технического задания на
проектирование: экспозиционные площадки инстанции проектной инициативы поддержка проектной инициативы и этапов проектирования консультанты и эксперты актуальные и потенциальные заказчики |
инструменты проектирования: ревалоризация реконструкция регенерация, ревитализация, реабилитация реорганизация формирование, реформирование, трансформация (...) |
(2.1) общая картина организации и производства проектных работ в городе |
|
(2.2) форма и основания результатов, преследуемых проектными работами |
форма результатов | основания результативности | |
проектный замысел |
предъявление городской публике профессионально структурированного смысла | |
проектное предложение | специальная визуализация целей и задач распорядителя (оператора) городским активом (недвижимостью и движимостью); адресат предложения - круг лиц, заинтересованных "в судьбе" соответствующих активов | |
проектная концепция | объективация городской проблематики и актуализация механизмов (диспозиций) ее разрешения; "торжество" концепции означается реальным включением механизмов в ее понятийные рамки и организационный контур | |
проект | план и программа рабочих мероприятий | |
(2.3) к онтологическому конструированию городской среды |
2.3.1 | 2.3.2 | 2.3.3 | |||||
06 ноябрь 2012 | Онтология
служит для проектной разработки в роли, сравнимой с модульно-координатной
сеткой, используемой при выполнении чертежей проекта. И, подобно модульно-координатной
сетке, должным образом артикулирует исходный смысл и оформляет проектный
замысел в определенную картину. Постольку онтологическое конструирование городской среды предшествует и далее сопровождает шаги собственно проектирования... читать далее >>> |
||||||
|
(2.4) исходные и опорные материалы |
(3) распределение тематики и направлений работы |
(3.1) тематика работ |
тема и ее уточнение | тема / задача / преследуемый результат | служебное название |
ревалоризация | ранее градообразующих
учреждений, предприятий и проектов: Ленинский мемориальный комплекс в
музее СССР экспозиция для IV Градостроительного совещания |
|
Максим Бурин | Музей СССР: дизайн-разработка
пространств актуализации, экспозиции и демонстрации исторической памяти
дополнения к замыслу и проектной концепции Музея СССР: |
Музей СССР |
уточнение темы от 2013-03-19 | Музей СССР: разработка пространств актуализации, экспозиции и демонстрации исторической памяти и образов будущего | |
Анна Комарова | Музей СССР: дизайн-решения
трассировки исторических экскурсов и экспозиционных маршрутов предложение к техническому заданию на проектирование Музея СССР |
Музей СССР |
уточнение темы от 2013-03-19 | Музей СССР: трассировка исторических экскурсов и экспозиционных маршрутов | |
Юлия Пьянова | Музей СССР: дизайн-конструирование
экспозиционного, выставочного, медийного и студийного материала и оборудования
конкретизация экспозиционных идей Музея СССР и его технологий |
Музей СССР |
уточнение от 2013-02-23 | Музей СССР: дизайн-конструирование экспозиционных, демонстрационных и медийных студий и их оборудования | |
уточнение от 2013-03-19 | Музей СССР: конструирование экспозиционных, демонстрационных и медийных студий | |
Маргарита Василенко | Музей СССР: проектное
предложение принципов организации и дизайн коммуникационных площадок истории,
культуры и политики уточнение организационных замыслов Музея СССР |
Музей СССР |
уточнение от 2013-02-23 | Музей СССР: дизайн-конструирование экспозиционных, демонстрационных и медийных студий и их оборудования | |
уточнение от 2013-03-19 | Музей СССР: организация коммуникационных площадок истории, культуры и политики |
материалы |
визуализация |
|
24 март 2013 | цель разработки, проектные идея и концепция |
Трассировка исторических экскурсов
и экспозиционных маршрутов Трассировки прочерчиваются не только и не столько в идее мемориализации "вещей" и событий эпохи СССР, сколько в идее актуализации вопросов в ее адрес. А эти вопросы еще долгое время будут самыми различными (вплоть до противоположных), всегда дискуссионными (не приводящими к консенсусу), острыми и даже неудобными (для исповедующих антагонистические идеологии и ценности). Дизайнерское решение задачи трассировок и экскурсов связывается с разномасштабными и разнопредметными городскими интерьерами: (а) фрагментами и "вещами" городской среды, заключенными в музейные экспозиции, и (б) музейными экспозициями, включенными во фрагменты и "вещи" городской среды. читать дальше |
Конструирование экспозиционных, демонстрационных
и медийных студий Общественные и публичные, внутренние и внешние пространства и площадки проектируемого музея, создаются в целях (1) актуализации исторической памяти и картин будущего, (2) трассировки исторических экскурсов и маршрутов и (3) коммуникации истории, культуры и политики должны. Следовательно, они должны иметь достаточно сложную организацию и устройство. Эти требования к их организации и устройству предполагают (1) высокую степень технологичности (служить одновременно комплексу целей) и (2) мобильность и многофункциональность (обеспечивать программируемую трансформационность пространств и площадок музея). читать дальше |
Организация коммуникационных площадок
истории, культуры и политики Именно поэтому Музей СССР предстает коммуникативной площадкой истории, культуры и политики. Дизайнерской задачей здесь становится поиск, изобретение и предметно-пространственное оформление механизмов и событий взаимодействия "вещей" истории, культуры и политики. Притом что данные "вещи" одновременно служат и музейно-историческими экспонатами (к которым вполне возможно отстраненное отношение), и реальными контекстами (в которые так или иначе, насильно или добровольно включены "устроители" и "посетители"). читать дальше |
артикулирование |
15 январь 2013 | ||||||
ментальная платформа и культурные модели Музея эпохи СССР и его дела>>> |
|
2013.06.13 | проделанные
работы ревалоризация ранее градообразующих учреждений, предприятий и проектов: Ленинский мемориальный комплекс в Музее СССР |
Анна Комарова | Музей СССР: трассировка исторических
экскурсов и экспозиционных маршрутов (предложение к техническому заданию на проектирование Музея СССР) |
Марарита Василенко | Музей СССР: организация коммуникационных
площадок истории, культуры и политики (уточнение организационных замыслов Музея СССР) |
Юлия Пьянова | Музей СССР: конструирование экспозиционных,
демонстрационных и медийных студий (конкретизация экспозиционных идей Музея СССР и его технологий) |
Максим Бурин | Музей СССР: разработка пространств
актуализации, экспозиции и демонстрации исторической памяти и образов
будущего (дополнения к замыслу и проектной концепции Музея СССР) (материал готовится к размещению) |
|
2013.06.13 | отзыв
о проделанных работах
подготовлен для для дипломной комиссии УлГУ |
текст в формате Word |
Следует сразу отметить характер
темы дипломных работ, выполненных авторским коллективом в лице Анны, Маргариты,
Юлии и Максима. Тема является проблемной в самом строгом смысле слова.
Проблемной постольку, поскольку не имеет урбанистических, архитектурных
и дизайнерских прототипов. Дело здесь в экспонате - исторической эпохе,
еще не отошедшей в прошлое и не получившей однозначной оценки. Это значит,
что в дипломной работе нельзя было опереться на известные музейные технологии,
которые могли бы лечь в основу объемно-пространственного, планировочного
и средового решений Музея. Их нужно было изобрести хотя бы в контурном
виде. При этом понятно, насколько опасна в данном случае профанация музейного дела, которая безусловно закрыла бы путь к здравому проектному решению. |
Тематизм дипломной работы
- эпоха СССР - не позволяет себя профанировать и, к чести авторов, настроила
их на самый серъезный лад. Им нужно отдать должное в их стремлении подойти
к проекту с максимумом профессионализма и виртуозности. Никто из авторов
не пошел ни по одному из проторенных путей, все еще характерных для проектирования
музейных комплексов. Всем им определенно удалось избежать искушения подчинить
дизайн Музея обыгрыванию вымышленных эффектных экспозиций (содержание
и характер которых сегодня не предугадать) и безудержной эксплуатации
мультимедийной техники. Напротив, Музей в их проектах предстает технологичной
инфраструктурной площадкой, способной: (а) вместить и расположить экспонаты и экспозиции самой неожиданной актуальности - молодец, Максим, (б) предусмотреть множество исторических экскурсов и экспозиционных маршрутов - спасибо Анне, (в) оснастить массовые и камерные мероприятия Музея комплексом мобильных студий - благодарность Юлии, (г) предстать Музею пространством коммуникации Истории, Культуры и Политики - так держать, Маргарита. |
Это все оказалось возможным
благодаря чуткому отношению и пристальному вниманию к проблематике среды,
идет ли речь о типичном интерьере как сугубо внутренней среде или о городском
интерьере, усложняющим, если не отменяющим, привычное разграничение внутреннего
и внешнего пространств городских общественных комплексов. Предложенные проектные решения органично воплощаются в широком репертуаре городских интерьеров. Это значит, что если бы их проект начал реализовываться, то Ульяновск получил бы надежную технологию развития городской среды. А что еще нужно Ульяновску? Необходимо пожелать авторам и впредь хранить верность умному проектированию и связать начало своей творческой биографии с эпохальным проектом Музея СССР. |
В.Сааков, рук.PRISS-laboratory 2013.06.13 |
|
визуализация |
|
01 март 2-13 | цель разработки, проектные идея и концепция |
Цель разработки и проектная идея. Цель проектной разработки состоит в регенерации пространств, сред и территорий, выключенных из городского центра. Данная цель, определяемая парадоксальной ситуацией городского центра Ульяновска - сосредоточением на его территории промышленных предприятий - диктуют вполне определенный подход к проектной разработке. Выражается он в развертывании городской технологической платформы, поддерживающей сценарии и программы развития городского центра, включающего промплощадку завода "Контактор", и города в целом. Центр города сегодня не проявлен пространственно и не оптимизирован функционально. Поэтому идея центра-платформы состоит в обеспечении смены типов градообразующих и в уточнении видов центрообразующих предприятий. Место промышленных предприятий должны занять гуманитарные и социокультурные предприятия. За основу взяты четыре типа или фактора градо- и центрообразования: театр, биржа, суд и рынок. |
И они, согласно проектной идее, должны
получить условия своего "прорастания" на платформе центра и
усложнения через взаимодействие. Это целевое условие и составляет ядро
и суть проектной идеи. Проектная концепция. На основе проектной идеи сформулирована проектная концепция, ставящая перед разработкой следующие задачи: - Выделить на данной площадке компактный городской центр как плотное тело (по аналогии с "city") и одновременно как пустое место (по аналогии с открытыми общественными пространствами). Объемно-пространственная организация центра, следуя проектной идее, выражается в метафоре "надвратных башен" и "стены-границы", окружающей "городскую арену". - "Башни" должны стать условиями притягивания, втягивания в себя и закрепления по периметру "стены" ресурсов, дефицитных с точки зрения городского развития. Ресурсы определены в проектной концепции как сценарии деятельности. Сценарии дифференцируются в соответствии с четырьмя градообразующими факторами. |
- Создать "арену" как
внутреннее пространство центра. Она должна служить, во-первых, механизмом
взаимодействия гуманитарных и социокультурных предприятий, возникших
на основе привлеченных сценариев. Во-вторых, должна служить площадкой
для демонстрации результатов взаимодействия. Репертуар демонстраций
простирается от презентаций и защиты проектов предприятий, возникших в
результате взаимодействия, до действующих их макетов и временных work-shop`ов.
- Обеспечить, с одной стороны, универсальность объемно-планировочных решений "стены" и "башен" и, с другой, максимальную трансформационность "арены". (…) |
|
2013.06.13 | проделанные
работы: регенерация пространств, сред и территорий, выключенных из городского центра |
|
2013.06.13 | отзыв
о проделанных работах
подготовлен для для дипломной комиссии УлГУ |
текст в формате Word |
Следует охарактеризовать ситуацию,
в которой оказались Юлия и Айдар. Ситуация называется "чем и как
быть городскому центру?". Этот вопрос стоит не только в Ульяновске,
им мучаются и Лондон, и Париж, и Нью-Йорк... Всех не перечислить. Там
мучаются, потому что идет смена модели буржуазного города на модель open
public space (города для горожан). Здесь - потому что до сих пор не преодолена
модель соцгорода. В этом контексте за названием дипломной работы следует видеть еще и подстрочник - "регенерацию пространств, сред и территорий, выключенных из городского центра: промплощадка завода "Контактор". Подстрочник намекает, что авторам пришлось изрядно поработать интеллектуально, чтобы в конце концов подступиться к своей специальной задаче - интерьерам многофункционального комплекса. |
А поскольку подготовленное
проектное предложение в основном касается этой специальной задачи, то
понятно, что перед нами только верхушка айсберга урбанистических, архитектурных
и дизайнерских проблем центров современных городов. И следует отдать должное
авторам, что разработка интерьеров не оказалась изолированной - ни формально,
ни содержательно - от проблематики города и его центра. Проблематики исторической,
культурологической, экономической, социологической… Это ли не главный
результат университетского образования? Следует также особо подчеркнуть, что Юлии и Айдару удалось соблюсти в проделанной работе непростой и тонкий баланс индивидуализма и коллективизма. А это на сегодня и завтра несомненно одна из важнейших компетенций профессионализма в проектной деятельности. |
Надеюсь, что данный опыт взаимодействия для них оказался ценным. И, может быть, его ценность даст о себе знать уже завтра. Дело в том, что французы уже начали выводить отдельные производственные участки с промплощадки завода "Контактор". Так что, у Юлии и Айдара начинает обозначаться реальный профессиональный горизонт. Двинутся они к нему или нет, им решать, а мне остается пожелать свежеиспеченым профессионалам наращивать свои творческие успехи. |
В.Сааков, рук. PRISS-laboratory, 2013.06.13 |
городской интерьер: онтологизация и организация >>> |
(3.2) "городской интерьер": онтологизация проектного замысла и организация пространства работ |
17 ноябрь 2012 | 3.2.1 | 3.2.2 | 3.2.3 | |||||
"Городской
интерьер" - это первое качество городской среды, т.к. он безусловно
репрезентирует среду со стороны ее жизнепригодности и обустроенности.
Данная безусловность должна пониматься как в широком и общезначимом смысле,
так и в узком, специальном, а также как в профанном и банальном смысле,
так и в строгом, профессиональном. читать далее >>> |
||||||||
14 декабрь 2012 <<< |
(3.3) внутреннее строение проектных разработок, направленных на изменение состояний городской среды |
3.3.1 | 3.3.2 | 3.3.3 | 3.3.4 | предпосылки и требования | ||||||
Этот
раздел посвящен внутреннему строению проектных разработок, направленных
на изменение состояний городской среды. Выше - схемой-2.1 "общая
картина организации и производства проектных работ в городе"
- обозначена как бы внешняя сторона организации проектных разработок...
читать далее >>> |
||||||||||
(4) ссылки на опыт осмысления темы и проектного освоения |
2013-06-09 | (4.23) журнал "Эксперт" / Алексей Щукин: В ловушке микрорайона | |
2013-05-10 | (4.22) Московская школа конфликтологии / Градостроительные конфликты | |
2013-04-26 | (4.21) "Дизайн
городских систем" / Магистратура
по урбанистике в ИТМО: как будут менять город преподаватели и студенты |
|
2013-04-20 | (4.20) colta.ru / Орхан Памук / Мой скромный манифест для всех музеев | |
2013-03-22 | 4.19 / Институт "Стрелка" / Василий Аузан, преподаватель студии «Прошлое будущего» / о задачах студии, студентах и перспективах | |
2013-02-28 | 4.18 / Институт "Стрелка" / В учебном году 2012/13 студенты "Стрелки" разделились на четыре исследовательские студии | |
2013-02-12 | 4.17 / Анна Шевченко в РЖ / Седрик Прайс: антиархитектор №1 | |
2013-02-01 | 4.16 / Наталья Самутина и Оксана Запорожец / Свой среди других: антропология нормы в пространстве Царицынского парка | |
2013-01-24 | 4.15 / Виктор Вахштайн
/ Город
- совокупность событий, а не зданий и горожан |
|
2013-01-20 | 4.14 / нужно проработать 10 лет, чтобы освоиться в профессии / французские архитекторы рассказывают | |
2013-01-15 | 4.13 / Мария Элькина / Пространство "Ткачи": Уорхолу здесь не место | |
2012-12-19 | 4.12 / Анна Шевченко / Параноидальный Нью-Йорк | |
4.11 / Григорий Ревзин / Хард и софт большого города | ||
2012-11-26 | 4.10 / борис грой / публичное пространство — от пустоты к парадоксу | |
2012-11-21 | 4.09 / лекции "полит.ру" / вукан вучик: города для жизни | |
2012-11-19 | 4.08 / алексей королев / ленк, не морочь себе голову (об архитектуре 1970х-80х) | |
2012-11-16 | 4.07 / александр ложкин / очерки о городской среде | |
2012-11-12 | 4.06 / виталий сааков / предложение по организации городского центра, 1989 | |
2012-11-11 | 4.05 / дискуссии "полит.ру" / ле корбюзье: последствия канонизации | |
2012-11-10 | 4.04 / виталий и елена сааковы / постановка взгляда на город | |
2012-11-10 | 4.03 / stephen wiltshire - живая (фото)камера | |
2012-11-06 | 4.02 / александр долгин / гл. 3.1. окультуривание пространства повседневности | |
2012-11-05 | 4.01 / александр раппапорт / диалог и реконструкция | |
(5) собственный опыт проектных и учебных разработок | ||
(5.1) дизайнерское обеспечение проектов, моделирующих пространственное развитие деятельности и территории | ||
|
проекты, моделирующие пространственное
развитие деятельности и территории иллюстрации в формате PowerPoint |
|
часть 2: визуализация требований к технологической
платформе иллюстрации в формате PowerPoint |
||||||||
|
часть 1: проект «культурная столица»: организационный
контур технологической платформы иллюстрации в формате PowerPoint |
|
часть 3: дизайн-обеспечение технологической платформы
иллюстрации в формате PowerPoint |
(5.2) городской клуб: организационное и дизайн-проектирование | ||
|
методические заметки к учебному проектированию городского клуба |
|
проекты городского клуба: аннотации и иллюстрации |
. |
. |
|
|