главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Методические заметки к курсу дизайн-проектирования, Ульяновский госуниверситет 2011-2012 проект "Клуб" |
смотри также: проект "городской клуб": результаты-иллюстрации |
специальность: 052500
"Искусство интерьера", тема: "Клуб", 5-й курс, 2011-2012 учебный год, |
(0) | преамбула |
Тема учебного проектирования - "Клуб"
- весьма и весьма непростая. Мало сказать, что она включает в себя вполне
"обычные" для студента учебные сложности. Подобная сентенция
правомерна и уместна для любой темы учебного проектирования, в котором
неофит и профан осваивает с помощью преподавателя-консультанта определенные,
предзаданные приемы и навыки работ. В данном же случае тема несет в себе
также сложности, непривычные для обеих сторон учебного консультирования.
Она проблематична в виду чрезвычайной рыхлости и невнятности социологии
современного (постсоветского) российского города. Особо пристрастное отношение к данной теме также во многом определено для меня традицией Московского методологического кружка. В ней понятие и представление о клубе являются, пожалуй, центральными для понимания общественного устройства и "человека", а равно его сред обитания. Именно поэтому консультирование учебного проекта "Клуб" нагружено онтологизмами и социологизмами. Это вполне оправдано, учитывая роль "клуба" в общем тонусе городской жизни. |
А этот тонус сегодня в постсоветском, постсоциалистическом
городе по сути таков, что учреждение или заведение "клуб"
готово занять, если уже не заняло, вакантное место т.н. (прости меня,
Господи) градообразующего предприятия (не к ночи будь помянуто)(1).
Тем не менее, это место обязывало и обязывает ко многим следствиям в жизни
и развитии современного города. Коротко говоря, в этой теме не так-то
просто провести границу между собственно архитектурным проектированием
и градостроительным. Остается вывод: тема абсолютно дизайнерская. Данные заметки озаглавлены как методические. Это значит, что в них я буду отдельно: - выделять наметки планов, готовившихся к предстоящим занятиям, - воспроизводить рабочие фиксации хода текущих занятий и - вновь выделять наметки планов, но уже с учетом прошедших учебных консультаций. |
Это одна сторона дела, обусловленная характером
и обстоятельствами преподавательской работы самой по себе. И "методика"
есть ее внутренний момент. Есть и вторая сторона - собственно методическая,
в которой события преподавания есть "всего лишь" текущие, отдельные
моменты, никоим образом всецело не определяющие общий ход работ. И внутри
"методики" наряду с работой преподавания-консультирования присутствует
еще масса других моментов. Главный из них - работа проектирования в дизайне. Здесь я буду различным образом соотноситься с положениями текста "Схематизация в деятельности: методологические и методические аспекты". Таким образом, мною будет продолжена линия представлений дизайна как специальной деятельности со схемами и знаками (смотри здесь "Дизайн культурного ландшафта/ верстак дизайна). А деятельность (работы) схематизации и конструирования и преобразования знаковых форм есть, впрочем, специфика проектной деятельности как таковой. |
(1) | цели и установки работ над учебным заданием "проект клуба" |
(1) подвинуть студентов к уяснению роли
и функций общественных учреждений и заведений в контексте представлений,
базовых для пространственно-средового проектирования, а именно: - в контексте городской культурно-технологической платформы, - в контексте моделей пространственного развития города |
(2) дать студентам возможность почувствовать
и различить характер и формат (режим) работ в дизайне: - проектных (проблемных, в отсутствии образцов и прототипических решений) - конструкторских (задачных, ориентируемых набором предзаданных элементов и функциональных зависимостей) |
(2) | строение пространства работ над учебным заданием "проект клуба" |
(2.1) | схематизация онтологических и логических оснований |
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-09,-10 (смотри фигуру-1) Пространство этой схемы и ее внутренние линии должны послужить, как представляется, всему ходу работ над учебным заданием "Проект клуба". Схема, изображаемая фигурой-1, строилась на основе и параллельно схематизации технологической платформы, соотносимой с моделью пространственного развития(2). Тем самым, представления о технологической платформе и моделях пространственного развития вводятся как онтологические основания для проектных работ и для сопутствующей им аналитики. |
2011-10-03
Отсутствие социологической, прежде всего, модели современного "клуба" (при том, что чудным образом возникли расхожие стереотипы "жилья" и целого набора всяческих "центров") заставили ввести рабочее различение клуба-как-организации и клуба-как-вещи (архитектурной и дизайнерской). Это тем более необходимо, т.к. звучания исходных названий "клубов" представляют у студентов смесь из традиционных для советского города (клуб кинолюбителей, охотников...) и модных ныне слоганов (экоклуб, артклуб...). |
2011-10-03
Оргпроект "клуба" должен с необходимостью войти в состав дизайнерских работ. Для этого пространство темы должно быть уточнено направлением тематизации. Акцент делается на логической стороне темы - соотношении необходимого и возможного в проекте клуба. |
(2.2) | направления и ориентиры тематизации |
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-10-04
Поскольку студентам сложно не только "взять" вводимые логические и онтологические представления, но и воспринять их, то "пространство темы" (фигура-1) должно быть заменено "направлением тематизации" (фигура-2). Этот организационно-методический прием предполагает постепенное освоение онтологии и логики темы, т.е. в ходе работ по "направлению", т.е. по мере встающих вопросов и задач(3). Ориентиром будет служить соответствие ценностей и технологий, понимаемых в самом широком смысле. В истории Московского методологического кружка накоплено множество "баек" об эффектах данного несоответствия(3.1). |
2011-10-04
Рассказывая "байки" о необходимости взаимосоответствия превалирующих ценностей и используемых технологий, я догматически утверждал, что это и есть определяющая цель в работах дизайнера. Игнорирование и неприятие этой цели характеризует дизайнеров как кустарей, следование ей ведет к социокультурным формам работ в дизайне. |
2011-10-05
Необходимо четко и ясно вводить нормативные (и вместе с тем интеллектуальные) процедуры проектирования. Первая процедура - разграничение "необходимого" и "возможного" в проекте клуба как соответствия и несоответствия "ценности" и "технологии". Процедура будет называться тематизацией. Ее первым результатом должно стать осознание кустарной (ремесленной) и социокультурной (технологической) форм (способов) дизайнерских работ. Первые будут связываться исключительно с мнениями и желаниями клиентов, вторые - с целями изменения или воспроизведения стандартов городской жизни. (продолжение следует) |
|
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-10-07
Какова "логика" шагов тематизации? Фигура-3 показывает, что нужно: - удерживая онтологическую и логическую рамки темы, двинуться к теме как "пространству со-ответствия превалирующих ценностей и ис-пользуемых технологий", - движение к "пространству соответствия" тождественно последовательной его детализации, - а детализация в свою очередь имитирует вхождение в "пространство соответствия". Первое должно обеспечиваться постоянной апелляцией к платформам и моделям, а второе подкрепляться указанием на два различных способа связывания технологий и ценностей. Один способ определяется как бы естественным устремлением технологий и ценностей друг к другу, буду называть его конструированием. Выражаться способ конструирования может в "чутком" оперировании технологическими и ценностными смыслами в представлении городской сюжетики, в со-образовывании этих смыслов(4). Другой состоит, в противоположность взаимоустремлению технологий и ценностей, в преодолении феноменов их взаимонеприятия, аппатии, взаимоотталкивания, разной фобии. Буду называть его проектированием. Горизонтальная разлиновка поля фигуры-3 символизирует возможное и необходимое соответствие или несоответствие друг другу технологий и ценностей с точки зрения их принадлежности одной связке в схеме "модель-платформа" или разным. Следует "ждать удобного момента" для перевода онто-логических шагов тематизации в предметно-чувственную и методическую действительность учебного дизайна. |
2011-10-08
Ждать момента для перевода с "птичьего на человечекий" долго не пришлось. Нужно было противостоять упорству студентов в их отстаивании работ на манер "кружка юного дизайнера" со всеми наивными и профанными фантазиями о мире "взрослых людей" - о поведении эмпирических городских сообществ и о теоретических их представлениях. Что является эффективным переводчиком, гадать не надо - это метафора. А лучшая метафора - из повседневности(5). Потребовалась метафора дизайн-проектирования(6), которую дальше можно было бы превратить в методическое подспорье самому проекту. Итак, метафора дизайн-проектирования, преподнесенная студентам. Это некоторая всем привычная планировочная организация помещений (смотри фигуру-4), в т.ч. жилых. Для нее типична входная группа помещений, основная и как бы выходная (к примеру, в вокзалах вход и выход совпадают крайне редко, а если и совпадают, то отчасти). К чему нормативному и как призывает эта метафора? В прихожей, если это жилье, а жилье наиболее доходчивый пример, следует освободиться от верхней одежды, а также от пыли и прочего налипшего во "внешней среде". Следовательно на первом шаге - шаге тематизации - нужно освободиться от всего поверхностного, наносного, внешнего. Говоря просто - от всего, с чем подошел к дизайнерским работам. Очистившись, можно пройти в одно из основных помещений: для кого-то это зал, для кого-то кухня, для кого-то кабинет... Войдя, приступить к основным занятиям. Таковым, следующим за тематизацией, выступает сценирование. Но тут я чуть опережаю хронологию событий. Только лишний раз напомню: говоря о дизайне, зараз говорим о проектировании и конструировании. |
2011-10-08
В планировку "жилища-мастерской" дизайнера помимо ее функционального зонирования на тематизацию и сценирование необходимо внести и функциональное оборудование. Оно также метафорически должно выражать логические приемы, используемые в шагах дизайн-проектирования. Следовательно, элементам-графемам фигуры-1 и фигуры-2 должны быть сопоставлены вполне чувственные образы. В противном случае схема фигуры-3 в студенческой аудитории не сработает. Во всяком случае в отношении сценирования. Сценарий - штука весьма и весьма выразительная и представительная и потому требует для своего запечатления живых вещей-предметов. |
|
|
(3) | развертывание проектных работ |
(3.1) | обустройство рабочего плацдарма |
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-10-10
Безусловно, ныне в обучении дизайну преобладает "эстетизм". Разумеется, в ущерб проектно-конструкторскому ядру дизайна. Другими словами, квазихудожественный подход вытесняет интеллектуальное начало, неотъемлемое от конструирования и проектирования. Возможно, что это имеет место быть только в данном вузе, а в других местах не так уж все плохо. Но здесь совсем плохо. И дело не только в установках преподавателей, но и в отсутствии технологической базы. Что остается преподавателям, лишенным дизайнерских мастерских и лабораторий? А так как они к тому же вовсе не отягощены интеллектуальными компетенциями проектирования и конструирования, то и расцветает "художество" в ущерб дизайну(7). Поэтому метафора дизайна должна по мере возможностей выравнивать сложившийся перекос в сумме дизайнерских компетенций. Замысел в следующем. Вся "мастерская-жилище" должна быть объявлена исключительно и без остатка пространством интеллектуальных работ. И замыкающая мастерскую выходная группа помещений должна рассматриваться как завершающий этап дизайнерских работ: здесь создается техническое задание на изготовление т.н. дизайн-проекта. Кратко говоря, далее уже начинаются манипулятивные работы, предписанные техническим заданием. Т.е. то, что сегодня на факультете составляет по факту львиную долю учебных работ. Еще резче подчеркну мысль: все работы после завершающего этапа - составления технического задания - могут быть отданы сторонним исполнителям (автор сделал свое дело и может уходить). |
2011-10-10
В реализации подготовленного замысла пришлось идти вслед устоявшемуся на факультете значению термина "сценирование". И так как это значение стягивало на себя превеликое множество различных смыслов (и слава богу), его можно было связать и со смыслами, специфическими для проектирования и конструирования. Чтобы сделать практический шаг в направлении сценирования как интеллектуальной работы пришлось изрядное время отдать распредмечиванию. Т.е., вновь и вновь возвращаться к логике и онтологии темы. В соответствии с принятой метафорой эта работа локализуется преимущественно во входной группе. Специальным интеллекуальным оборудованием здесь служит топика. А в переносном смысле - вешалка и гардероб: нужно сменить облачение. Это значит развесить на нужные "крючки" (топы) одно облачение и снять с других "о-деяние", пригодное для предстоящего дела. Сама же топика задавалась напряженным отношением между моделями пространственного развития и технологической платформой. Отчасти удалось обустроить и группу основных помещений, в которых началось сценирование связок "технологии - ценности" (фигура-3). Были опробованы и основные формы сценирования: сценографическая, литературная и графическая. Что удивительно, при художественном крене в обучении дизайну графическая форма оказалась для студентов самой сложной. Оказывается, по большому (дизайнерскому) счету студенты рисовать не могут. Оно и понятно: на натюрмортах и натурщицах выучиться рисованию невозможно, разве что срисовыванию. Но что отрадно на данный момент, так это некоторый сдвиг от "натурно-объектного" (морфологического, если строго в системных терминах) представления темы к организационно-функциональному(8). Тем самым, сдвиг состоялся как "предчувствие клуба" в виде проблемы соотношения универсальности и специфичности городской среды-пространства. |
2011-10-15
"Предчувствие клуба" как настройка на отмеченную проблематику среды-пространства, дабы не быть растеряно и иметь продолжение, должно быть закреплено во вполне логической форме:
Облегченный ее вариант, в котором и платформа, и клуб представлены вполне чувственно, в натуральном виде:
2011-10-17 Для "тяжелой" - логической - формы следует предусмотреть возможность смыслообразования по поводу пресловутой модели пространственного развития. В работе над проектом клуба она все еще остается весьма тощей логической абстракцией. Намечу для этого смысловые ряды, задающие "пространственность" модели: деятельность: локальная - региональная - международная, развитие: промышленное - культурное - научное - (...), определение себя центром - периферией, рост - развитие. В качестве указания на модель будет использоваться недавно прошедший конгресс "Культура как ресурс модернизации"(IV). |
|
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-10-17
- 2011-10-18 Предыдущие соображения и фиксации вполне могут быть обобщены в идее плацдарма проектных работ. А для данной (и вообще нынешней, а по всей видимости и впредь) учебной ситуации проектное начало только и возможно при расчистке для него места в существующих "университетских" завалах. Первое, что требует искоренения - так это т.н. самоопределение. Позиция "студент" приобрела сугубо социальнй характер, имея в виду негатив социального в противопоставлении культурному, т.е. императивному и нормативному. Другими словами, деятельностному. Поэтому проектные работы имеет смысл ожидать только от тех студентов, которые рискнут просценировать предстоящий реальный отрезок своей жизни и возможно предпримут это более-менее технологично. Следовательно, все происходящее в учебной аудитории должно исходить из позиций Сценариста и Технолога, и все должно к ним подводиться и в них упираться. Это "все" обозначено фигурой-6. "Все" есть не что иное, как проектный ход от сценария к техническому заданию на реализационные работы. Или, по крайней мере, их представлению за "чертой" проектной документации. Под работы Сценариста и Технолога должны быть подведены определенные основания. Таковыми выступают, соответственно для первого - (а) городская технологическая платформа, на которой возможна определенная версия "рынка дизайна"(9) и (б) модели пространственного развития города, также задающие "рынку дизайна" вполне определенные версии. Соотвтственно для второго - это необходимые реализационные работы, соотносимые с последующей "жизнью" реализованного объекта. |
2011-10-17
- 2011-10-18 В соответствии с методическими наметками студентам предстояло просценировать деятельность клуба. А поскольку речь шла о деятельности, постольку было необходимо определиться с кругом персонажей клуба. Полученные сценарии можно разделить на две основные группы: (а) как бы интуитивные и вполне здравосмысленные, но с необходимостью содержащие некоторую интригу и (б) производимые в результате применения специально (ad hok) изобретаемых схем. Для обеих групп сценариев предварительно вменялась необходимость акцента на повседневности жизни клуба и на его акциях различного масштаба, преимущественно городского. Все сценарии строились на: - составе персонажей, - репертуаре поведения персонажей, - взаимодействии репертуаров поведения. При этом состав персонажей разбивался на персонажей-антиподов и персонажей-кооперантов. Персонажи персонажами, но если персонажи без вещей, то сценарий не сценарий. Поэтому сценарии клубов, в центр деятельности которых полагалась некоторая "вещь" (природа, история, техника.., а равно собрание вещей), основывались на идее "жизненного цикла". Здесь использовались два схематизма: - вещь в жизненном цикле человека и - человек в жизненном цикле вещи. С техническим заданием дело оказалось куда сложнее сценирования. Зацепиться здесь в опыте студентов было не за что. Сама идея технического задания воспринималась "творческим" сознанием студента определенно чуждой. Попытки передать табличные формы ТЗ также не привели к успеху. Так что, над замыслом проектного хода "сценарий - техзадание" нависла угроза... |
2011-11-01
Поскольку идея проектного хода "от сценария к техзаданию" оказалась подвешенной, нужно было как-то выпутываться. Одной ногой студенты вполне сносно стояли на сценариях. И разнообразие их меня и студентов вполне устраивало. Вторую ногу поставить было не на что. Студентов это по всей видимости мало заботило. Даже наоборот: ничто не сдерживало безудержного рисования клуба. Поэтому можно сказать, что университетская дизайнерская подготовка в прямом смысле слова анти-проектна. Чтобы умерить этот рисовательный порыв, требовался какой-никакой эквивалент техническому заданию. Таким эквивалентом стала справка о клубе. Ее легитимность в сознании студентов оказалась вполне уместной и оправданной: в любом случае им нужно было снабдить рисованный "проект" аннотацией. Так требует учебный стандарт. Дело теперь - за структурой справки. За такой структурой, которая могла бы заместить собой бессмысленный довесок к рисунку в виде аннотации. Дело теперь за тем, чтобы студентов не коробило от справки наподобие скучного и занудного техзадания. Нужно изобрести ее форму, которая без сопротивления села бы на студентов. |
(3.2) | шаг к проектированию: введение критических положений |
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-11-01
Ясное дело, форму нужно изобретать по ходу дела, непосредственно реагируя на реакцию студента. Также ясно, изобретать форму по ходу дела нужно не для того, чтобы подчинить ее студенческому вкусу, какому-никакому, но все же логическому и эстетическому. А для того, чтобы она была логически и эстетически "съедобной". Формы сценарных работ студентами "съедались", и это выводило на содержание. Форма же технического задания на содержание не выводила. Все оставалось формальным (и в негативном, и в позитивном смыслах этого слова). Первыми наметками формы справки как эквивалента формы ТЗ стали "имя" и "метафора". Дать имя клубу - это значит показать: я знаю что делаю. Выразить клуб в метафоре - это значит: я понимаю чем при этом делании руководствуюсь(10). Понятие имени должно отсылать к практике присвоения имени человеку у традиционных народов: имя всегда многословно с тем, чтобы, с одной стороны, вполне закрепить наличные черты именуемого и, с другой, наложить на именуемого должный образ - черты, которые именуемому следует приобрести. Одним-единственным словом, понятно, здесь не обойдешься (в дальнейшем названия клубов разрастались у студентов до 15-20 слов). Более того, имя не дается раз и навсегда: имя можно потерять, не соответвуя ему, но можно заслужить и новое имя, соответствующее внутренним и внешним изменениям человека. Так что, последующее уточняемое именование-перименование клуба должно работать на процедуры проектирования. |
2011-11-07
В ходе подбора имен и метафор пришлось выдумать и противоядие против бессмысленных, никчемных имен и метафор. Одно из таких противоядий - "пол" или "половой признак" клуба вместо его развернутого имени. Студенты испытывали неловкость, когда имя клуба не выражало ничего, кроме банальности или незаслуживаемой внимания очевидности. Храктеристика "пол" или "половой признак" вместо содержательного образа клуба и фиксировала подобный казус. Большинством студентов казус осознавался. 2011-11-08 Требование именования неожиданно вытянуло за собой элементарную конструктивную процедуру - различение двух сторон жизни клуба: ее события и их подготовку. Эти две стороны заложили основание исходного структурного представления проекта: - жизнь клуба как подготовка последующего события (событий) и - жизнь клуба как следствие (следствия) произошедшего события. Благодаря этим элементарным структурным представлениям (включающим всего два элемента) студенты получили возможность выдвигать первые разумные технологические и планировочные требования к будущему клубу. Далее схемы "подготовка > событие" и "событие > следствие" должны быть включены в состав справки о клубе. |
2011-11-11
- 2011-11-12 "Протаскивание" положений технического задания в виде справки о клубе (на данный момент: имя, рабочая метафора, элементарная структурная схема) вынудило вновь вернуться к вопросам "ценностей" и "технологий" (фигура-3). Следует предпринять очередную попытку передать студентам значение для проектирования связки "технологии - ценности". Например, за счет акцентировки двух смыслов данной связки: (а) технология как материализация ценностей, их материальное и функциональное воплощение и (б) ценности как источник и причина технологий: их изобретения, развития и эксплуатации. Возникает еще один момент, сопутствующий данной связке. В случае заведомого соответствия "ценностей" и "технологий" все дизайнерские усилия, видимо, будут сводиться к подбору или заданию стилевого решения. В случае исходного несоответствия определенно потребуется организационное и проектное решения клуба. |
|
|
|
фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-11-12
- 2011-12-02 Как и следовало ожидать, не удалось избежать двух редукций клуба: к досуговому учреждению и организации производственного толка. Но появились и приобретения, немаловажные для хода проектных работ над современным клубом. Касается оно организационного смысла клубного учреждения, а именно: - с одной стороны, его включенность в те или иные сети и - с другой стороны, его собственное сетевое устройство. Этот сетевой аспект не отменяет клуба как круга (кружка) людей, человеческого объединения. Человеческий круг для клуба исходен, а сеть - только вторичный организационный момент. При этом его роль может нимало разрастаться. Например, через сеть клубная жизнь может и должна быть связана с различными и не исключено, что весьма масштабными и значимыми проектами, движениями, сообществами и т.п. Эти социологический (объединение людей, сообщество) и системный (сеть) аспекты проекта клуба оформились в ходе работ в виде двух схематизмов (фигуры-7): (а) клуб в кругу людей и (б) клуб вокруг предмета. В течение трех недель студенты трудились, придавая дизайнерскую форму данным схематизмам. |
2011-12-09
Для того, чтобы уйти в проекте клуба от шаблонов и стереотипов(11) и по возможности более выпукло представить проектное начало и проектное содержание, необходимо сформулировать проблему-задачу. Т.е., такое условие-задание, которое не может быть выполнено в духе конструирования (см. сноску выше). Если оттолкнуться от фигуры-3, то можно сформулировать следующее положение. При объектном (внешнем, со стороны) рассмотрении любое предметное образование - вещное или деятельностное - как бы зажато между двумя формами своего инобытия. Это, с одной стороны, модели, предписывающие предметному образованию нечто должное, и, с другой стороны, платформы, обеспечивающие образованию его модельное предназначение. Следовательно, если исходить из логики проектирования или конструирования (а не внешнего рассмотрения), то нужда в том или ином предметном образовании заключается в поддержании соответствия между моделями и платформами(12). |
Другими словами, положение дел всегда таково,
что данного соответствия реально нет и, в периниципе, быть не может. Оно
желательно, оно востребовано, но, тем не менее, жизнь демонстрирует обратное.
Отсюда прямой вывод: для постоянного поддержания или внезапного восстановления
данного соответствия требуются проект или конструкция. Первое - проект
- проблемно, второе - конструкция - задачно. Отсюда вытекает еще одно
критическое положение. Проект должен исходить из соответствия пары "модель-платформа",
как минимум, городского масштаба. То есть, ситуацией для проекта выступает
городская ситуация в целом. Конструкция же имеет перед собой локальную
ситуацию. Здесь вновь заявляет о себе фигура-3. Если "технологии" и "ценности" вполне стыкуются друг с другом, то ситуация может очерчиваться вполне локально. И нам предстоит иметь дело с конструированием. Если непосредственная стыковка невозможна, то нам предстоит проектирование и, следовательно, ситуацией для него выступает город. А это есть задача со многими-многими неизвестными, по иному - проблема. |
(4) | контуры возможной методики |
(4.1) | учебный проект как суммирование онтологических оснований и критических положений |
фиксация результатов, дата | методические наметки, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-12-09
- 2011-12-12 Сумма критических положений (раздел 3.2) наиболее полно проявилась в проекте клуба "Кинодиагностика" (автор Маргарита Чурина). Именно на нем уточнялась справка о клубе (см.раздел 3.1 "Обустройство рабочего плацдарма", колонка методических дополнений и корректив, 2011-11-01), замещающая собой техническое задание на проектирование. Первоначальные пункты справки (в виде имени клуба, рабочей метафоры и элементарной структурной схемы) дополнились пунктом социомодели клуба. Таковых было выделено две, указывающих на деятельность клуба и на клубное сообщество как постоянное (константное) явление в городской жизни и как пульсирующее. Соответственно были различены клубы как (а) устойчивые фрагменты и/или элементы городской жизни (среды) и (б) клубы как определенные городские форматы. Первые вплетены в ткань городских традиций и поэтому имеют одностороннее, однонаправленное отношение к городским платформам и моделям развития. Они тяготеют либо к платформам, либо к моделям и по большому счету не влияют на их соответствие. Вторые же только потому и имеют место быть, что являются вполне непосредственной реакцией на то или иное несоответствие городских платформ и моделей. |
2011-12-13 На отдельном примере, допустим, на клубе "Кинодиагностика", ввести справочный пункт качества, а точнее, стандарта городской среды. Именно в этом пункте особо обозначить следующий смысл проектной разработки. Клубы, представляющие городские традиции, поддалкивают архитектора и дизайнера к индивидуализированному архитектурному и дизайнерскому решениям. Напротив, клубы как форматы городской жизни, требуют от проектировщика определиться со стандартом городской среды как выражением определенной городской социотехнологии. Следует также ввести ряд названий для одного и того же проектируемого клуба. Одно должно служить именем собственным, вроде слогана, несущего будущим пользователю и посетителю смысл учреждения. Другое должно быть рабочим названием, служебным, необходимым самому проектировщику. Этому имени следует быть достаточно развернутым, состоящим минимум из десятка слов. Оно должно указывать на функции и назначение клуба, на функциональный тип городского пространства и сооружения. Также желательно имя-метафора, ориентирующее и руоводящее посредством образов проектировочными работами. |
2011-12-16
Предыдущие наметки (2011-12-13) и фактические проектные результаты у студентов все более явно подводят к двум линиям проектных работ: - линии, ведущей к клубу как отдельному сооружению или группе помещений в каком-либо сооружении, - линии, выводящей к клубному пространству или, что то же самое, к фрагменту городской среды. Безусловно, усиленную поддержку должна получить линия городской среды. Этому же должна способствовать и справка о клубе (фигура-9). На данный момент ее необходимо расширить, минимум, до 7 пунктов. |
фигура 9 | |
справка | о клубе |
служебное название | указание на функцию и назначение клуба (не менее 15-20 слов) |
рабочая метафора | образ, руководящий проектными работами |
имя собственное | выражение смысла клубной деятельности |
стратегия работ | индивидуализированный адресный проект для устойчивой городской традиции |
городские социотехнологии и стандарты городской среды как средство восстановления и/или задания соответствия платформ и моделей | |
городская социомодель | на основе модели "сообщество вокруг предмета" |
на основе модели "организация как круг людей" | |
принципиальный
организационный схематизм |
характеристика и состав клубной деятельности |
объемно-планировочная
схематизация |
функционально-планировочный состав клуба |
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-12-16 Линия проектных разработок "(городская) среда" должна быть явно противопоставлена линии "(отдельное) сооружение" (или же выделенный комплекс помещений). Соответственно, в социологическом смысле клубное образование (как именно определенное городское сообщество) должно быть противопоставлено клубу в узком смысле (клубу в профессии, досуговому клубу, клубу по интересам и т.п.). Таким образом, необходимо и допустимо отождествить клубное образование и клубное пространство (пространство скорее в социальном, а не в физическом смысле). Разработка подобного пространственного образования есть разработка фрагмента городской среды. При этом следует в идее среды отчетливо акцентировать значимость ее социальной (социокультурной) характеристики, препятствуя неизбежному крену студенческих работ в физическую пространственность и предметность. Тогда можно будет характеризовать клуб-как-фрагмент городской среды следующим образом. Клубное пространство есть повышенный уровень совокупного качества городской среды, это своеобразный городской социокультурный аттрактор с необходимо высоким тонусом городской жизни (городкой культуры). |
2011-12-16
- 2011-12-20 Целый ряд студенческих работ - и в первую очередь "Кинодиагностика" (Маргарита Чурина), "Арт-бизнес-центр" (Анна Комарова), "КомментКлуб" (Юлия Пьянова) - двинулся по линии городской среды, нарушая принятую демаркацию "градостроительный объект - архитектурное сооружение - интерьер". Это отрадно. Помятуя учебную специальность данного курса - 052500 "Искусство интерьера" - вполне уместно рассматривать работы нарушителей демаркационных границ как разработку городских интерьеров. И не важно, внутри каких границ локализованы данные интерьеры: внутри периметра ограждающих конструкций зданий и сооружений, внутри границ городских кварталов или внутри т.н. городской черты. Более того, не существенно, поддаются ли эти границы какому-либо позитивному определению, и нужно ли подобное определение вообще... Также следует считать положительным результатом, что суть и смысл подавляющего большинства проектов теперь состоит в уяснении значения городской технологической платформы (ее фрагментов и составляющих), в осмыслении ее роли в поддержании тех или иных моделей (прежде всего городского образа жизни и городского поведения) и в осмысленном приспособлении фрагментов городской технологической платформы для культивирования клубных образований как первостепенных репрезентантов городской культуры. |
2011-12-17
- 2011-12-20 "Арт-бизнес-центр" (Анна Комарова) может рассматриваться как один из первых примеров проекта клуба как проекта организации городского публичного пространства со специфически городским комплексом функций. Культурными образцами подобных пространств служат античные форум и агора, средневековые ратуша и рыночная площадь, судебные учреждения и театры нового времени, современные биржи, различные экспозиционные и коммуникационные площадки... |
(4.2) | учебный проект как интеллектуальная конструкция и визуальная форма |
методические наметки, дата | фиксация результатов, дата | методические дополнения и коррективы, дата |
2011-12-19
- 2012-01-13 Можно считать, что на данный момент проектный материал студентами вполне наработан. Дело теперь в его переводе в итоговую форму проекта. Для этого материал должен быть структурирован следующим образом: - материал, относящийся к рамкам проектной задачи; рамками служат, с одной стороны, городские (социо)модели и, с другой, элементы и составляющие городской технологической платформы, - материал, составляющий собственно ядро проектной задачи; ядро представлено пространственно-средовой конструкцией как вариантом решения проектной задачи(13). Необходимо донести еще один важный аспект проектной разработки. Проект есть не только задача, решаемая и возможно решенная в проектной мастерской архитектора или дизайнера, но и задача, которую предстоит решать на коммукационных площадках(14). Постольку проект-как-экспозиция служит другой стороной проекта-как-разработки. Оптимальным здесь было бы сделать два листа (два слайда, плаката, планшета...). Один отражал бы проектный материал, наработанный в мастерской. И этот лист был бы главным свидетельством проектных работ, документом интеллектуального решения проектной задачи. Обращен он к профессиональному сообществу, его проблемам и методам. Другой лист должен быть ориентирован на весьма "разношерстную" аудиторию: от просто зрителей, симпатизирующих проекту или недовольных им, до лиц, принимающих решения о судьбе проекта. Следовательно, значение этого листа должно быть безусловно публично-политическим. И тут, как говорится, все средства хороши. Для того, чтобы определиться с данными средствами, следует сформулировать смысл экспозиции, а еще точнее - направленность смысла, его пафос. |
2011-12-19
- 2012-01-17 Разумеется, два листа, репрезентирующие проектное результаты, никак не вписываются в стандарт и традицию учебной отчетности. Поэтому пришлось исхитряться, чтобы представить на одном листе и проектное содержание - интеллектуальную работу с ее промежуточными и итоговыми результатами, и экспозиционную форму - выражение смысла и пафоса разработки, вполне внешних и как бы поверхностных по отношению к проектному содержанию, но приковывающие взгляд и далее не отпускающие внимание зрителя. Это уже задача абсолютно художественная (со всеми средствами и техниками, поставляемыми теорией визуального восприятия и методами семиотики). Традиция учебной отчетности специальности 052500 "Искусство интерьера" требует масштабного картинного изображения пресловутого интерьера. Картина интерьера должна быть максимально реалистична, навроде фотографии с натуры (компьютор это позволяет). И студенты за четыре года обучения крепко к этому приучены. Разумеется, содержание проекта - постановка задачи городского развития и ее решение - не то что отступает на второй план, а вообще подавляется данной экспозиционной формой. Все же некоторые студенты почувствовали предстоящую "горечь утраты" содержания. Поэтому на проекте "Мужского клуба" Анжелы Тихоновой был намечен шаг к заданию принципиального состава экспозиционного листа с фрагментами проектного содержания. Прежде всего к таковым фрагментам отнесены две взаимодополняющие друг друга схемы: функциональная схема, раскрывающая структуру предлагаемых процессов, и аксонометрическая схема, фиксирующая организацию искомых процессов в пространстве (масштаб порядка 1:500). Графическое исполнение этих схем подчинено обоснованию основных изобразительных фрагментов экспозиции: планов, разрезов, перспектив. |
2012-01-17 Еще одним важным фрагментом экспозиции должны бы стать т.н. визуальные ряды, вводящие в контексты проектной разработки - в части образцов городской среды и стандартов городских технологий. Эта визуалистика берет на себя, пожалуй, главный критический "удар" зрителя, поскольку отвечает за пафос и смысл экспозиции в целом. А этот пафос, ни много, ни мало, выражает социокультурный смысл поставленной проектной задачи, а именно: внедрение, поддержание и/или изменение стандартов городской среды и городского образа жизни (поведения). Так, для "Мужского клуба" обе, функциональная и аксонометрическая, схемы и визуальные ряды должны репрезентировать и проектный контекст (поставленную задачу), и пафос экспозиции (представляемое решение): тонкую градацию гендерного поведения и пространственную его сложность. Для "Кинодиагностики" Маргариты Чуриной - это мультикультурность и переплетенность слова, образа и вещи в пространстве клуба. Для "Городской журналитики" Юлии Пьяновой - придание объемности, а также зримости и звучности городским событиям и т.д. Введение в состав экспозиции функциональных схем дает повод выделить назначение клубного пространства в городской среде. Наверное, здесь даже можно говорить о роли и назначении вообще публичного пространства. Если только не иметь ввиду т.н. закрытые клубы, которые несомненно выступают пространствами общественными, но не публичными. В простейшем виде функциональную роль и назначение клубного публичного пространства можно представить следующим образом (фигура 10). Было бы неплохо далее проявить в "обнаруженных" функциональных типах клубных пространств типические схемы-фигуры коммуникационного и демонстрационного клубного поведения. Можно предположить, что тот или иной функциональный тип определенным образом связывает и ранжирует коммуникацию и демонстрацию. Например, в виде сочетаний коммуникативной демонстрации и демонстративной коммуникации. (продолжение следует) |
|
продолжение следует |
сноски |
|
ссылки |
|
. |
. |
. |
. |
|
|
|