главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Торгово-Промышленная палата: постоянная оргуправленческая сессия
материалы к проекту организации
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш интеллектуальное оснащение культурного предприятия  
в разделш проектные и поисковые разработки  
     
   
  ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА
лаборатория "МЕТОДОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ"(1)
 
  смотри также:
Торгово-Промышленная палата: установочная оргуправленческая сессия "Ульяновск-96: будни и перспективы лица, принимающего решения (л.п.р)"
 
1. ИДЕОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Организационно учеба, проводимая ТПП, аозможна в двух формах (схемах):
   
схема 1 "ФРАГМЕНТ"
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Оргуправленческая сессия Торгово-Промышленной палаты
КАМПАНИЯ
- фрагментарность обучения
- невозможность прогноза резулътатов обучения
- затруднения в контроле качества
- ТПП как ресурс сферы образования
© priss-laboratory, 1996
схема 2 "СИСТЕМА"
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Оргуправленческая сессия Торгово-Промышленной палаты
СТРАТЕГИЯ
- целостность обучения
- прогнозируемость результатов обучения
- контроль и регулирование качества
- сфера образования как ресурс ТПП
© priss-laboratory, 1996
1.2. Предполагаемый состав слушателей объективно (их ранг, социальный статус, практические знания, доступ к информации...) и субъективно (психологический тип руководителя, выросшего в специфических условиях хозяйствования в Ульяновской области(2)) делает практически невозможной любую организационную форму учебы(3)
1.3. Причина - в главном принципе обучения, которым является дисквалификация профессиональных знаний и опыта. Но дисквалифицировать руководителя - это значит подвергнуть сомнению его соответствие данной функции. Руководитель как руководитель на это никогда не решится.
1.4. Следовательно, возможность обучения заключена в форму и характер процедуры дисквалификации: как она будет произведена, с чьей стороны осуществлена, насколько будет признана
1.5. Дисквалификация управленческих знаний должна происходить в рамках самой же управленческой деятельности. Но не со стороны "учителя". Над управленцем учителя по определению быть не может
2. ПОСТАНОВКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СИСТЕМУ "ОБУЧЕНИЯ" (схема-2)
2.1. Содержание, оргформы, методы:
2.1.1. Чтобы обучению быть содержательным (именно для управленца), материалом обучения всегда должны являться, с одной стороны, принципиальные и конкретные проблемы (хозяйственного) развития и, с другой, направления строительства системы знаний в решении задач, обозначаемых данными проблемами.
Поскольку инициатором обучения выступает ТПП, постольку постановка проблем развития во многом должна исходить из проекта развития самой ТПП (как хозяйственно-экономической сети и регулируемых информационных потоков). Проект развития ТПП служит моделью и образцом для различных аспектов развития хозяйствующих субъектов(4). ТПП, являющаяся по определению "продвинутым" типом организации (за счет сетевой организации, стремящейся к автономии от политических, национальных, административных и прочих обстоятельств), в то же время уязвима от несовершенства инфраструктур, сложившихся на данной территории и особенностей территориальных ресурсов.
Поэтому постановка под эгидой ТПП проблем и проектов развития области и ее хозяйства, а также обозначение арсенала управленческих инструментов и круга управленческих задач, должны вызвать со стороны хозяйственных и территориальных управленцев доверие к содержанию предлагаемого "обучения"
2.1.2. Чтобы ответить доверию уже на первом шаге обучения, необходима его точная организационная форма, т.к. учебный материал не может быть предъявлен "мгновенно и разом".
Таковой формой, по нашему опыту и убеждению, может служить учебно-практическая сессия. Практичность этой формы в том, что слушатели-управленцы осуществляют в ней в точном смысле слова управленческую работу.
Учебность же в том, что управленческая работа здесь строится как тотально мыслительная - в режимах аналитики и оргпроектирования. Данные режимы есть полное соответствие традиционным и современным функциям оргуправления. Поскольку в своей практической деятельности руководитель лишен полноты и нормативности подобных режимов, то их задействование и выдерживание в рамках сессии и есть действительный учебный момент (который не обязательно декларировать).
2.1.3. Оргформа "учебы" накладывает ограничения на привлекаемые методы. В целях практичности и результативности следует ограничиться двумя: (1) оргуправленческим тренингом и (2) штабными учениями.
Методы предполагают приемы оргпроектирования и сценирования, ситуационного анализа и анализа ситуации, элементов программирования развития. Полнота и эффективность методов для оргуправленческого тренинга обеспечивается серьезностью и строгостью упражнений, выполняемых в тренинге. Для штабных учений - наличием т.н. макета (или "игровой песочницы") для штабной работы, а также укомплектованностью штабным персоналом (аналитиками, сценаристами, разведкой, стратегом и пр.).

2.2. Разработка содержания ("учебного" материала):
2.2.1. Содержанием управленческого мышления в первую очередь являются системные принципы и системные инструменты.
Оргуправление как тип деятельности исторически формировалось паралелльно с развитием системных представлений, являясь как бы отражением системного мышления в практической деятельности руководства и организации(5).
2.2.2. Организаторы "учебы" обеспечивают соответствующий режим системного мышления. Слушатели с помощью системных инструментов (специально построенных схем и понятий) дотягивают "несистемность" организации своего управления и управляемых объектов до их системной полноты.
2.2.3. Разработке подлежат схемы, отвечающие: (1) системным особенностям объектов управления (территориальным, хозяйственным, экономическим, политическим, технологическим и пр. их чертам) и (2) специфике механизмов понимания участников сессии. Здесь, конечно же, требуется психологический анализ конкретного состава слушателей.
2.2.4. От организаторов сессии и ее экспертов требуется предварительное системное конструирование (напр., в графических схемах) мыслительного "пространства", в котором предстоит действовать слушателям
.
3. ТРЕБОВАНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ
3.1. Наиболее практичным результатом сессии должна служить доводка "макета" до функции действенного "экрана" (табло) положения дел в области в целом и в ее отдельных фрагментах.

3.2. Другим результатом может явиться смещение моделирующей функции "макета" в сторону активных участников сесии (как наиболее эффективных механизмов и ресурса развития хозяйства области).
3.3. Результатом сессии в целом должна служить сложенная в ее ходе т.н. большая организационно-техническая система (система управления сложными системными объектами).
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ И РЕГЛАМЕНТ СЕССИИ
4.1. Минимальная продолжительность одного полного рабочего заседания сессии - 3 дня.
1-й день - "погружение" в организационную форму и материал учебно-практической сессии (установочный доклад, информация о положении дел, круглый стол по поводу заключения аналитиков и экспертов о положении дел и целей сессии)
2-й день - работа на "макете" области (групповая работа), управленческое совещание по результатам групповой работы, методологические консультации, заключения экспертов, постановка текущих заданий)
3-й день - рефлексия результатов и формулировка требований к "макету", штабное заседание, принятие решений
4.2. Оснащение:
- помещения для групповой работы
- зал для управленческого и штабного заседаний
- видеокамера и оргтехника
4.3. Внутренняя работа организаторов между сессиями:
- анализ результатов
- документирование принятых решений
- организация документооборота внтури "большой оргтехнической системы"
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 

комментарии 2005г.:  
(1) - Название PRISS-Laboratory до 1999г.  
(2) - До 1985-86г.г. Ульяновская область представляла собой идеологический феномен, разогреваемый юбилеями В.И.Ленина (последний - 100-летие, предстоящий - 125-летие). Разумеется, это накладывало свою печать на хозяйственную жизнь. Область ждала как должного очередных "шагов развития", осуществляемых из Москвы. Кроме амбиций, местное руководство ничего в себе не культивировало. Поэтому после начала реформ область столкнулась с крайним дефицитом управленческих подходов и стратегий (см.здесь материалы политическая осень региона).  
(3) - Прямым подтверждениему тому служит игнорирование руководством области (и команды Горячева, и команды Шаманова) мероприятий и инициатив аппарата ПФО и его проектно-стратегических подразделений (вплоть до запрета участия в них хозяйственникам и чиновникам различного ранга).  
(4) - Вместо этого тогдашняя ТПП (да и сегодняшняя) предпочла стать субъектом "предпринимательства", организуя в себе направления преимущественно коммерческой деятельности.  
(5) - Смотри здесь Г.П.Щедровицкий "Организация. Руководство. Управление", т.1, т.2  
 
 
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 28 мая 1996
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 апрель 2005
последнее обновление
16 январь 2012
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Оргуправленческая сессия Торгово-Промышленной палаты PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Оргуправленческая сессия Торгово-Промышленной палаты