главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Торгово-Промышленная палата: постоянная оргуправленческая сессия материалы к проекту организации |
вернуться в разделш | интеллектуальное оснащение культурного предприятия | |
в разделш | проектные и поисковые разработки | |
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ
ПАЛАТА лаборатория "МЕТОДОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ"(1) |
смотри также: Торгово-Промышленная палата: установочная оргуправленческая сессия "Ульяновск-96: будни и перспективы лица, принимающего решения (л.п.р)" |
1. ИДЕОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Организационно учеба, проводимая ТПП, аозможна в двух формах (схемах): |
1.2. Предполагаемый состав слушателей объективно (их ранг, социальный
статус, практические знания, доступ к информации...) и субъективно (психологический
тип руководителя, выросшего в специфических условиях хозяйствования в
Ульяновской области(2)) делает практически невозможной любую организационную форму учебы(3) 1.3. Причина - в главном принципе обучения, которым является дисквалификация профессиональных знаний и опыта. Но дисквалифицировать руководителя - это значит подвергнуть сомнению его соответствие данной функции. Руководитель как руководитель на это никогда не решится. 1.4. Следовательно, возможность обучения заключена в форму и характер процедуры дисквалификации: как она будет произведена, с чьей стороны осуществлена, насколько будет признана 1.5. Дисквалификация управленческих знаний должна происходить в рамках самой же управленческой деятельности. Но не со стороны "учителя". Над управленцем учителя по определению быть не может 2. ПОСТАНОВКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СИСТЕМУ "ОБУЧЕНИЯ" (схема-2) 2.1. Содержание, оргформы, методы: 2.1.1. Чтобы обучению быть содержательным (именно для управленца), материалом обучения всегда должны являться, с одной стороны, принципиальные и конкретные проблемы (хозяйственного) развития и, с другой, направления строительства системы знаний в решении задач, обозначаемых данными проблемами. |
Поскольку инициатором обучения выступает ТПП, постольку постановка проблем
развития во многом должна исходить из проекта развития самой ТПП (как
хозяйственно-экономической сети и регулируемых информационных потоков).
Проект развития ТПП служит моделью и образцом для различных аспектов развития
хозяйствующих субъектов(4). ТПП, являющаяся по определению "продвинутым" типом организации
(за счет сетевой организации, стремящейся к автономии от политических,
национальных, административных и прочих обстоятельств), в то же время
уязвима от несовершенства инфраструктур, сложившихся на данной территории
и особенностей территориальных ресурсов. Поэтому постановка под эгидой ТПП проблем и проектов развития области и ее хозяйства, а также обозначение арсенала управленческих инструментов и круга управленческих задач, должны вызвать со стороны хозяйственных и территориальных управленцев доверие к содержанию предлагаемого "обучения" 2.1.2. Чтобы ответить доверию уже на первом шаге обучения, необходима его точная организационная форма, т.к. учебный материал не может быть предъявлен "мгновенно и разом". Таковой формой, по нашему опыту и убеждению, может служить учебно-практическая сессия. Практичность этой формы в том, что слушатели-управленцы осуществляют в ней в точном смысле слова управленческую работу. |
Учебность же в том, что управленческая работа здесь строится
как тотально мыслительная - в режимах аналитики и оргпроектирования. Данные
режимы есть полное соответствие традиционным и современным функциям оргуправления.
Поскольку в своей практической деятельности руководитель лишен полноты
и нормативности подобных режимов, то их задействование и выдерживание
в рамках сессии и есть действительный учебный момент (который не обязательно
декларировать). 2.1.3. Оргформа "учебы" накладывает ограничения на привлекаемые методы. В целях практичности и результативности следует ограничиться двумя: (1) оргуправленческим тренингом и (2) штабными учениями. Методы предполагают приемы оргпроектирования и сценирования, ситуационного анализа и анализа ситуации, элементов программирования развития. Полнота и эффективность методов для оргуправленческого тренинга обеспечивается серьезностью и строгостью упражнений, выполняемых в тренинге. Для штабных учений - наличием т.н. макета (или "игровой песочницы") для штабной работы, а также укомплектованностью штабным персоналом (аналитиками, сценаристами, разведкой, стратегом и пр.). 2.2. Разработка содержания ("учебного" материала): 2.2.1. Содержанием управленческого мышления в первую очередь являются системные принципы и системные инструменты. |
Оргуправление как тип деятельности исторически формировалось паралелльно
с развитием системных представлений, являясь как бы отражением системного
мышления в практической деятельности руководства и организации(5). 2.2.2. Организаторы "учебы" обеспечивают соответствующий режим системного мышления. Слушатели с помощью системных инструментов (специально построенных схем и понятий) дотягивают "несистемность" организации своего управления и управляемых объектов до их системной полноты. 2.2.3. Разработке подлежат схемы, отвечающие: (1) системным особенностям объектов управления (территориальным, хозяйственным, экономическим, политическим, технологическим и пр. их чертам) и (2) специфике механизмов понимания участников сессии. Здесь, конечно же, требуется психологический анализ конкретного состава слушателей. 2.2.4. От организаторов сессии и ее экспертов требуется предварительное системное конструирование (напр., в графических схемах) мыслительного "пространства", в котором предстоит действовать слушателям. |
3. ТРЕБОВАНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ 3.1. Наиболее практичным результатом сессии должна служить доводка "макета" до функции действенного "экрана" (табло) положения дел в области в целом и в ее отдельных фрагментах. 3.2. Другим результатом может явиться смещение моделирующей функции "макета" в сторону активных участников сесии (как наиболее эффективных механизмов и ресурса развития хозяйства области). 3.3. Результатом сессии в целом должна служить сложенная в ее ходе т.н. большая организационно-техническая система (система управления сложными системными объектами). |
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ И РЕГЛАМЕНТ СЕССИИ 4.1. Минимальная продолжительность одного полного рабочего заседания сессии - 3 дня. 1-й день - "погружение" в организационную форму и материал учебно-практической сессии (установочный доклад, информация о положении дел, круглый стол по поводу заключения аналитиков и экспертов о положении дел и целей сессии) 2-й день - работа на "макете" области (групповая работа), управленческое совещание по результатам групповой работы, методологические консультации, заключения экспертов, постановка текущих заданий) 3-й день - рефлексия результатов и формулировка требований к "макету", штабное заседание, принятие решений 4.2. Оснащение: - помещения для групповой работы - зал для управленческого и штабного заседаний - видеокамера и оргтехника 4.3. Внутренняя работа организаторов между сессиями: - анализ результатов - документирование принятых решений - организация документооборота внтури "большой оргтехнической системы" |
|
|
|
|