главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ Политическая осень региона/ осенняя синоптика материалы группы территориальных стратегий |
вернуться в разделш | группа территориальных стратегий |
содержание разделаш | политическая осень региона/ осенняя синоптика |
(1) осенняя синоптика | |
(2) формат и рамки для 2004 года | |
(3) школа стратега | |
материал (1): осенняя синоптика |
Во-первых, личная точка зрения на очередной
завершающийся этап блужданий Ульяновской области по политико-экономическим
весям. Она весьма пристрастна, зато в дальнейшем позволит мне (и, м.б.,
не только мне) освободиться от чрезмерной "объективности" всяческих
замеров и измерений "многострадального" бытия региона. Она в
следующем: властно-политическая машина со всем приданным штатным хозяйством,
ответственная за судьбу данной территории, уже второй десяток лет демонстрирует
свою несостоятельность. В политической и экономической практиках подобное
положение дел характеризуется не иначе, как банкротство. Известна и вытекающая
отсюда санационная процедура - антикризисное и внешнее управление. Тем
самым, я считаю, что на территории нет внутренних политических резервов,
прежде всего волевых и проектных. А также моральных сил. Резервов и запасов действительно нет. Ведь все на свете конечно, если к тому же нещадно эксплуатируется и не восстанавливается. При всем при том, размерами и замерами запасов современная политическая и экономическая реальность не исчерпывается. Более того, запасы и резервы, как показывает история, являются не лучшими, если не худшими, средствами/помощниками территории и ее элиты. Поэтому, как говорится, нет худа без добра. Изначальное отсутствие или исчерпанность таковых есть первое условие становления на территории политической сцены/площадки со всем необходимым технологическим оборудованием. |
А, как известно, на сцену политика выходит
не во многих, даже редких случаях. Один из них - исчерпанность наличных
средств достойной жизни. Это бытийная проблема. Ее другое, культурное
имя/определение - востребованность ресурса. Разумеется,
на сцене/площадке разыгрывается впредь единственный сюжет - созидание
ресурса. Стоит напомнить, что ресурсы в соответствии со своим деятельностным понятием вовсе не являются вещами природы и никакими другими вещами, которые можно складировать, двигать, менять... Ресурс есть определенная схема политического, управленческого и, в целом, оргтехнического взаимодействия. Ее определенность заключена, в свою очередь, в особый тип диспозиции и коммуникации. И только в связи с типом коммуникации и диспозиции возможно говорить о ресурсах (роста, развития, воспроизводства, трансформации...). Пока только говорить. Таким образом, этот текст есть приглашение к разговору. Но к разговору в весьма жестких рамках и протокольно отформатированном. О рамках и формате далее. А пока два насущных вопроса. Возможенны ли ресурсы регионом? Не следует искать подсказку в статистических выкладках, также не стоит обращаться к тем или иным инвентаризационным спискам, даже если это перечни т.н. инвестиционных проектов, вложенных в папки красной кожи или украшающих информационные стенды и сайты администраций и корпораций разных уровней. |
Ответ о ресурсе, как сказано, можно получить
только в коммуникации (о ресурсе), обрести его только в соответствующей
диспозиии (для ресурса). Если таковые коммуникация и диспозиция смогут
быть. Есть ли у региона коммуникация по поводу ресурса? Есть ли диспозиция, в которой только и возможно обращение ресурса? Если ответов напрашивается много, то вряд ли. Если даже всего несколько - то и тогда грош им цена. Как и всем прочим декларациям, к которым регион уже глух. Следовательно, все упирается в принципы и способы коммуникации и диспозиции. И на самом деле все. Право на достойную жизнь и право на разумное управление не исключения. Но актуальное право, не записанное, прежде всех нуждается в ресурсах. И потому само это право, актуальное и осуществляемое право, заявляет себя в собой же складываемых правовой коммуникации и диспозиции. Здесь возможен далеко идущий вывод: актуальное право и есть ресурс, к тому же множественный и даже неизбывный. Хотя этот вывод рассудочен. А разуму не отмахнуться от сегодняшнего правового дефицита (он же произвол и беспредел), даже если подразумеваются права записанные (в Конституцию и далее по нисходящей). Постольку: право на достойную жизнь и хорошее управление не требуют записи, являясь правом естественным подобное право должно осуществляться, реализовыватиься, даже вне согласия на то живущих и управляемых, и это не ущемление их прав |
ресурсы требуются как управляемым, так и управляющим, первым - чтобы реализовывать
свое право в отстутствие хорошего управления, вторым - для того же управления
разумного. И что: вместе им не сойтись? Здесь не требуется ответ, требуются пробы и попытки. Другими словами, не ответы, а решения. Универсальных, ведущих прямо к ресурсу, разумеется, нет. Но есть обнадеживающее условие - чтобы встать на путь к ресурсу, необходимы предельно эффективные коммуникация и диспозиция. А здесь уже есть, из чего выбирать. Политический ландшафт страны демонстрирует сегодня достаточное разнообразие соответствующих форматов и немалое число рамок. Следует только создать т.н. ловушку, приемник, садок.., которые были бы небезучастны и неравнодушны к тем рамкам и форматам, в которых культивируется идея и методы стратегической, политической и управленческой коммуникации и диспозиции, принципы и подходы к развитию. |
К тому же момент весьма подходящий. Область
и город опять готовятся к "отчетно-перевыборному" собранию.
И почему бы это собрание не привести в соответствие к форматам и рамкам
ресурсных коммуникации и диспозиции? Разумеется, речь не идет о PR-кампании,
о мероприятих около избирательных участков. Здесь вообще все не предсказуемо
(как не наводили бы тут глянец или туман политтехнологи и социологи).
Речь, по возможности, о конструктивном и продуктивном подходе. Во-первых, такой подход должен непосредственно олицетворять событие гражданского общества и акт самоуправления. Во-вторых, событие и акт должны быть максимально публичны. В-третьих, публичной демонстрации должна подлежать стратегия регионального развития. |
Чтобы выдержать подобные требования, необходим соответствующий им коммуникативный формат. А равно требуется соответствующая коммуникативная технология. На первых порах и формат, и технология должны представлять собой нечто вроде гражданского штаба (в дополнение и в противовес избирательным штабам кандидатов). Можно и так: нечто вроде гражданского агентства (также в дополнение и в противовес информационным каналам "независимых" и "ангажированных" СМИ). Отмечая необходимость именно коммуникативного формата, я предполагаю здесь приоритет содержания над формой, по крайней мере, их равенство. Далее я постараюсь более-менее детально, насколько это пока возможно в одиночку, обозначить рамки и разделы подобного содержания, смысл которого заключен в предстоящем со- и у-держании коммуникантами стратегического горизонта. |
Виталий СААКОВ и Группа ТеСт, Ульяновск, 29 сентября 2004 |
материал (2): формат и рамки для 2004года |
Виталий СААКОВ и Группа ТеСт, Ульяновск, 29 сентября 2004 |
материал (3): школа стратега |
Почему "школа стратега"? Объяснений
не меньше двух. Первое по поводу "школы стратега", а второе
по поводу "политического экспериментирования". О втором чуть
ниже. Мне представляется, что это те две взаимосвязанные рамки, те две
точки зрения, которые могут прояснить новую и новейшую историю событий
и фактов ульяновской территории. о школе стратега Сначала о "стратеге", затем о "школе". Буквально вчера симпатичный активист (смотри тему "хозяин, деятель, активист и житель " в материале-2) попытался, что называется, снести идею стратегии, объявляя ее просто важным писанным документом. Подобное обесценивание рабочей значимости данной идеи наблюдается в ульяновской территории не первый десяток лет. И что же? Область как не вписывалась (и в буквальном смысле писанины), так и не вписывается ни в какие страновые и региональные контуры, представляя собой своеобразный анклав и рецидив. Последние термины можно также, как это сделал помянутый активист со стратегий, спустить в банальность и фразеологию, а можно попытаться взять как рабочие инструменты/понятия. Вот этот прием вполне стратегичен. Но кто им пользуется? Где соображения, размышления, предложения и пр. о вписанной области? Что это за анклав и что это за рецидив? |
Безусловно, для дальнейшей жизни региона
выборы-2004 - событие потенциально из разряда стратегических. Потенциально
- т.к. ими еще нужно так распорядиться. А до этого - еще и увидеть соответствующим
образом. Таких образов два. Но сначала объяснюсь. Я вовсе не намерен смотреть
на выборную компанию предписанным ею же образом: как на столкновение различных
конъюнктур, как на различные рейтинги, как на политический сериал. При
таком рассмотрении образов возникает великое множество, что их и обесценивает.
Поэтому всего два. Первый образ. Видится продолжение политического экспериментирования на местной почве. Как экспериментирование, это не вызывает неприятия. Возражение вызывает масштаб и границы экспериментирования - сугубо местные, вне отнесенности к региональным и страновым рамкам и рынкам. Что это действительно так, свидетельствует отсутствие наших политических лидеров на площадке Приволжского региона и страны. Ни как идеологов развития или стабилизации, ни как менеджеров реформ или модернизации, ни как девелоперов, осваивающих и перестраивающих эту территорию. А местнический, местячковый подход далеко от избы-печки не уводит. Так и варится все в своем соку. А если изъясняться более строго, то территориальные лидеры не вступают в коммуникацию, где требуются либо предъявление ресурса, либо обращение к ресурсу. |
Коротко говоря, не общаются (публично)
со стратегическими коммуникантами. Следовательно, не может и быть стратегических
выводов из политического и хозяйственного экспериментирования (областью,
городом), не может быть результатов, не говоря о продуктах. В какой школе стратега проходили выучку наши лидеры? Второй образ. Он вырисовывается на фоне президентского намерения перепроектирования демократических и политических механизмов. Наши область и город в связи с выборной компанией одними из первых подпадают под пристальный взгляд политических экспертов и конструкторов (страны и корпораций). Будь на их месте, я высматривал бы эффективность механизма прямого голосования. Разумеется, в сравнении с институтом выборщиков. А ведь еще остается возможность прямого управления из центра и подчинения другому субъекту РФ (см. в материале-2 план стратегических работ). Пытался бы увидеть отражение этой ситуации в программных документах кандидатов. А, следовательно, понимать: будет вписываться территория в происходящее в стране, или по-прежнему будет выпадать, станет она вкладом в государство или изъятием? |
о
политическом экспериментировании Поскольку у меня нет на то властных полномочий, я займусь мысленным политическим экспериментом. Представьте себе, что параллельно выборной компании работает в форме гражданской инициативы и самодеятельности, например, "нелигитимный" механизм представительской демократии. А представьте, например, такое: гражданский "суд присяжных" или "мировой суд" по делу кандидатов, могущих нести угрозу качеству жизни территории. Компрометирующих свидетельств в виде агитационных материалов ведь не мало... Метафора суда вынужденна. Привлекается она постольку, поскольку практически отсутствует институт ценза (имущественного, сословного, образовательного...). Ценз кандидата говорит не меньше, а может и больше, чем кандидат сам о себе (точнее, его имиджмейкеры). Отсутствует не только институт ценза и его механизмы, нет также и котировочной площадки, на которой происходила бы оценка оргуправленческого, гуманитарного и прочего важного капитала кандидата. Потому-то и приходится мысленно обращаться к форме суда. Обращение к данной форме преследует единственную цель, к которой не пробиться в отсутствие ценза и котировки. Суд (не трибунал) есть состязательный процесс, суд выстраивается в правовом пространстве и по поводу права. |
Итак, состязание и право - чем не идеальная
форма/модель выборной компании, реализуемая форма которой по большому
счету случайна и непредсказуема? А конструирование идеальной модели (концепта,
а не уподобления реальности) есть первое требование к эксперименту, в
том числе мысленному. Далее. Модель суда указывает нам на особенности
и нормы коммуникации и диспозиции сторон состязания. Представим себе, что слушается дело Ульяновской области. Не возбраняется вообразить партии "Шаманов против Горячева", "Романенко против Шаманова".., "избиратель против всех". Хоть и не возбраняется, но стоит предупредить: так воображаемые сюжеты спонтанно выльются в коммуналку, в перебранку на коммунальной кухне. Следовательно, закумуфлируют саму диспозицию и, таким образом, подменят суть и смыслы коммуникации. Чтобы уйти от коммунальной кухни, и нужна-то идеальная форма, принуждающая не к произволу, а к дисциплине (мысли, слова, позы, жеста). Итак, к диспозиции текущего момента. Кандидаты - это кто: истцы, ответчики, обвинители, защитники..? истцы к кому и с чем? ответчики перед кем и с чем? обвинители и защитники кого и как? Это все дурацкие вопросы, т.к. взывают к той или иной персоне и личности. Кандидат в данной состязательно-правовой форме вовсе не ф.и.о. Это правовая позиция. Но чтобы позиция "нарисовалась", необходима апелляция к правовому кодексу (своду, уложению). Что тогда получается и вырисовывается? Позиционируется (избирательная) программа (кандидата). |
Позиционирование программы устанавливается
внутри кодекса программирования. Для суда также характерны
прецеденты(1).
С прецедентами легче, но правильнее - с кодексом. И вот
здесь мысленный эксперимент может дать первый результат. Отрицательный.
Программы-истцы и программы-ответчики не апеллируют ни к кодексу (к культуре),
ни к прецедентам (к истории) программирования. Возникает подозрение: не
подменяется ли в данном случае правовое (программное) основание иным основанием?
Подмена не состоится в единственном случае: при стратегическом позиционировании.
Во всех остальных случаях подмена неминуема. Только из позиции стратега
усматриваются условия, обстоятельства и факты программирования. Исторические
и культурные. При оборачивании этого положения, выходит: стратег есть фигура культурно-историческая. Точнее: фигура стратега олицетворяет, творит историю и культуру. В определенном ракурсе история и культура только и видятся сквозь, через фигуру стратега. История и культура только в ней и фигурируют: стратегия Горячева не на один десяток лет определила историю области и на еще больший срок сложила ее культуру. Здесь нет высоких слов. Творимые история и культура могут составлять в этом мире вершины и долины, а могут впадины и ущелья. |
Предложенная для мысленного эксперимента идеальная форма суда при известных усилиях позволяет отделить в реальном политическом экспериментировании зерна от плевел и мух от котлет. Например, в стратегемах Шаманова, Горячева, Романенко. В данной идеальной форме, хотя и не без усилий, возможно уразуметь смысл коммуникации "программа истец - программа ответчик" в стратегической диспозиции "Шаманов - Горячев", "Романенко - Шаманов". Это необходимо и настоятельно, т.к. ни при каких условиях коммуникация и диспозиция не должны в нашей мысли (в нашем прогнозе) увести область и город в направлениях политической радикализации и экономической прострации (см. в материале-2 план стратегических работ, см.также в разделе оргуправление материал "промышленная политика"). | Но как избежать этого самой области? Не в мысли, а на яву. Не просто. Столкновение упомянутых стратегий, кроме как в виде боевых действий и диверсий, не ведется. В этом смысле, ведется не стратегически, а тактически и оперативно. Может быть, ни у той, ни у другой, ни у третьей позиции нет уже воли перевести столкновение в стратегическую диспозицию? А нет воли, то и нет желания коммуницировать в состязательно-правовой форме с апелляцией к кодексу стратегического программирования? А может быть, нет сил? Тогда политическое экспериментирование вряд ли выйдет в горизонт стратегических работ(2). | Мне представляется, что идеальная - состязательно-правовая - форма одна из немногих, где напряжение и потенциал коммуникации и отстроенность диспозиции позволяют создать и выдержать стратегическую интонацию. Мне также представляется, что "кухонно-аппаратный" прием работ, проедая последние запасы, никогда не может привести к работам по созиданию ресурса. Прежде всего, ресурса мысли. Стратегия, политика, оргуправление - деяния мыслительные. Первые их дела - мысленные эксперименты. А если не мысленные, то - на себе. Социальные, политические и экономические эксперименты на других с середины ХХ века подлежат судебному преследованию. |
Виталий СААКОВ и Группа ТеСт, Ульяновск, 04 октября 2004 |
|
|
|