главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
конференции
по схематизации/ фонд имени Г.П.Щедровицкого Виталий Сааков Схематизация: преодоление границ, устанавливаемых языком, знаком, знанием доклад/ 2009 |
вернуться в разделш | Системомыследеятельностная схематизация | |||
вернуться в разделш | Конференции по схематизации фонда имени Щедровицкого | |||
третья конференция цикла "Схемы и
схематизация"/ 2009 июнь 09, Дом Русского Зарубежья http://www.fondgp.ru/projects/conference/notes/4 смотри также тезисы: СХЕМАТИЗАЦИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ЯЗЫКОМ, ЗНАКОМ И ЗНАНИЕМ смотри также: СМД-СХЕМАТИЗАЦИЯ: РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ СЕМИОТИКИ, ЛИНГВИСТИКИ И ЭПИСТЕМОЛОГИИ |
|
РОЗИН В.М. - Следующий доклад - Виталия Саакова: "Схематизация:
преодоление границ, устанавливаемых языком, знаком и знанием".
СААКОВ В.В. - Я поддержал бы тон, заданный в первом выступлении Верой Леонидовной. Поэтому, прежде изложения тезисов, я выскажу панегирик схематизации. Схематизация - несомненно, техника. И техника феноменально эффективная и результативная. Спрашивается: если техника в ее использовании, эксплуатации дает даже больше того, что от нее ожидается, то зачем эту технику анализировать? Несомненно, что результаты Московского методологического кружка, связываемые со схематизацией в семинарском и игровом периодах, а также результаты схематизации, получаемые и фиксируемые в частной практике каждого из нас, - эти результаты вызывают удивление. Если эффективность нашей техники столь феноменальна, то удивление перед ней подвигает нас к анализу: что это за техника, в чем ее уникальность, каково место схем и схематизации? Эти тезисы - попытка собрать все необходимые и возможные рамки, в которых доступна для меня, и не только для меня, аналитика схематизации именно как феноменально результативной техники. Первые два тезиса обозначают место схематизации как в работе Московского методологического кружка, так и вообще. Термин "схема", само использование схем принадлежит не только методологическому сообществу. И мне было важно определить общее в понимании места, роли и назначения схематизации и в методологической традиции, и в любой профессиональной практике. |
Это общее я связываю с актуализацией в интеллектуальной
практике ("до того" как бы не опирающейся на понятие схематизации) границ
тех оперативных средств, которые фундаментальны для любой интеллектуальной
практики и "внутри" которых она себя осуществляет. Это язык или средства
лингвистики, знак или средства семиотики, это знание или средства эпистемологии.
Таким образом, я общей ситуацией схематизации обозначаю ту, когда в ходе интеллектуальных разработок, исследований или в любой другой форме интеллектуальной работы имеет место актуализация границ применимости этих одновременно оперативных и фундаментальных средств. И не важно, в методологической традиции, или в традиции какой-либо профессиональной практики. Актуализация границ ставит нас перед выбором или самоопределением. Мы можем оставаться в рамках этих оперативных границ, т.е. пределов языка, знака и знания. При этом проблематика содержания, разрабатываемая нами "на границах", такова, что парадигматические формы предметного выражения, которые представляют нам язык и знак, оказываются не адекватными, дисфункциональными. Или, по-другому, не содержат заведомых культурных форм для выражения разрабатываемых темы или содержания. В этом случае, если мы зафиксировали пределы возможности в опоре на существующий фундамент семиотики, лингвистики и эпистемологии, то вынуждены переозначить, переинтерпретировать, перефункционализировать применяемые языковые, знаковые и эпистемологические средства. Например для того, чтобы довести до коммуниканта, до кооперанта тему, задачу, проблему, которые разрабатываются в данный момент. |
Итак, это одна стратегия. И в данной ситуации
- при актуализации оперативных границ средств семиотики, лингвистики или
эпистемологии - мы вынуждены прибегнуть к редукции или переинтерпретации
тех значений, конструкций значений, которые были исходно введены в процесс
интеллектуальных разработок. Наверное, конференции "Схемы и схематизации
в Московском методологическом кружке" могут служить практическим примером
такой реакции на неадекватную редукцию. Здесь попытки интерпретации тех или иных методологических схем, уже как бы парадигматических, встречают нередко возражение тех, кто видит и понимает всю сложность стоящих за ними контекстов. Примеры "отступления" от пределов возможностей оперативных средств, на которые мы вышли в процессе разработки содержания, можно фиксировать в любой профессиональной практике. Проявляется это в запросе на формы, в которых все было бы как бы очень и очень просто. Наверное, это упрощение справедливо, и какие-то задачи в профессиональных практиках решает. Поэтому тo общее основание для схематизации, объединяющее, в этом смысле, методологов и любых профессионалов, я бы обозначил как дисфункцию оперативных и одновременно фундаментальных систем культуры в виде языка, знака и знания. Я мог бы иллюстрировать эти тезисы графически. РОЗИН В.М. - Было бы здорово. СААКОВ В.В. - Например, этот текст. Его можно интерпретировать цитатой из Георгия Петровича (в это время на экран пытаются вывести тезисы). Нет, это тезисы прошлого года. |
|
МАРАЧА В.Г. - (управляет слайд-проектором) А
этот год сюда копировали?
РОЗИН В.М. - Есть ведь текст в розданных папках. Так что, если вам нужно, ссылайтесь на текст из папки. СААКОВ В.В. - (реплика к чужой слайд-презентации) Это уже стало традицией по одному-два слова выводить на экран… РОЗИН В.М. - (из текста тезисов) Цитата из Щедровицкого... СААКОВ В.В. - (обращается к тексту тезисов) Первые два тезиса, тот, что под №1(1) вместо тезиса и тот, что под №2. Ситуация схематизации может быть обозначена следующим образом (Рис.1). Одна ее составляющая - это норма и ее реализация (к левой части рисунка); другая составляющая ситуации схематизации - это дисфункция оперативных систем (к правой части рисунка). Может быть очень корректное и жесткое определение. Семиотика и лингвистика - это техники. Как и эпистемология в версии эпистемотехники (к верхней части рисунка). И вторая составляющая ситуации схематизации - это дисфункция средств семиотики, лингвистики и эпистемотехники (к нижней части рисунка). |
Такую конструкцию я и зарисовываю как
ситуацию схематизации, в которой, с одной стороны, есть понимание нормы,
следование ей, а с другой стороны, фиксируется дисфункция тех оперативных
систем, которые используются при следовании норме. Это первый и второй
тезисы. Третий тезис указывает на одну из стратегий при фиксировании оперативных границ в использовании средств семиотики, эпистемологии и лингвистики. Как было сказано - это редукция этих систем. А произвольна или непроизвольна переинтерпретация и перефункционализация этих средств, уже не важно. Главное, чтобы в практической ситуации, которая сложилась, имело место быть и отнесение к норме, и понимание дисфункции используемых оперативных систем. В этом смысле, не важно как проинтерпретировать тот или иной графический элемент, например, в схеме акта деятельности. Были бы, с одной стороны, какие-никакие представления о том, как это надо делать, а с другой стороны, выход при этом делании на границы возможностей. |
Поэтому и не важно, как будет использоваться,
что будет организовываться и каким образом будет выражаться
то содержание, знаковой формой которого является схема акта деятельности.
Третий тезис я зарисовываю следующим образом. Я еще сегодня искал виды
для этих рисуночков. Это содержание, точнее, его область, артикуляция
и ее формы (Рис.2). Четвертый тезис указывает теперь на другой выбор, другую стратегию в актуализированных оперативных границах возможностей семиотики, лингвистики и эпистемологии. Я пока этот ряд продолжить не в силах. Может, кто-то и может его дополнить... Итак, другой выбор. Вторая стратегия при актуализации оперативных границ, возможностей данных систем связана - пока выражаюсь метафорически, символически - с выходом "за" границы. А чтo значит "с выходом за границы" возможностей культурно фундированных на данный момент форм и средств выражения, предоставляемых нам семиотикой, лингвистикой и эпистемологией? Это значит, что мы сталкиваемся в своей интеллектуальной практике с таким содержанием, которое еще не имеет опыта артикуляции (Рис.3). |
|
|
|
|
И тогда метафора "выхода за границы" семиотики или знака,
лингвистики и языка, эпистемологии и знания может пониматься и трактоваться
как необходимость в развитии данных средств.
В ММК актуализация оперативных границ семиотики, лингвистики и эпистемологии понимается однозначно: методолог, схематизируя, развивает данные средства, данные системы. Конечно, наиболее развернуто мы находим это в текстах Георгия Петровича Щедровицкого. Например, в тексте о логическом и психологическом исследовании знака(2). Пятый тезис. Что является теперь нормативным в ситуации схематизации, т.е., когда методолог фиксирует границы языка, знака и знания? К чему он обращается? Он обращается к одному из фундаментальнейших продуктов ММК - к схеме "объект-предмет" (Рис.4). Что она значит в линии моих тезисов? Я рисую известную графическую форму этой схемы "объект-предмет" и при этом в качестве содержания имею в виду другую конкретную схему - схему мыследеятельности. Далее нормативно использую графическую форму схемы "объект-предмет". Слева и внизу, в той части, которая объектна, я пишу - "схема", а в правой верхней части, которая предметна, пишу - "мыследеятельность"(3). В этом смысле, схема "объект-предмет" организует интеллектуальную работу, напоминая нам в ситуации схематизации о том, что "мыследеятельность" есть предметное выражение схемы "Х". |
Более того, она есть знаковая форма, поскольку предмет
в данной схеме, схеме "объект-предмет", есть именно знаковая
форма схемы мыследеятельности.
И она зарисовывается в виде соответствующей графемы. Но чтобы не двинуться по пути редукции, мы должны проделать работу, нормативную в схематизации для методолога: нужно организовать пространство этой работы. И я его изображаю, это шестой тезис (Рис.5). Выделяется отдельно план форм и план материала. В одном плане дан некоторый ряд форм выражения: языковых, знаковых, знаниевых. Этот ряд нормативен, это - в культуре. В другом плане дан материал в его видах: семиотическом, эпистемологическом, лингвистическом. И в этом пространстве осуществляется схематизация. В чем ее смысл? В том, что языковой форме соответствует не обязательно языковой материал (лингвистический). А также: семиотическому материалу не обязательно ставить в соответствие знаковую форму. Поскольку в ситуации схематизации мы испытываем дисфункцию этих дисциплинарных форм, как частных, так и всеобщих средств оперирования с семиотическим, эпистемологическим и лингвистическим материалом. И постольку мы вынуждены производить сложную конструкторскую работу. По большому счету, эту позицию схематизатора можно определить как "конструктор значений". |
Я ее называю так по аналогии с фундаментальной
позицией в исследовании знака Георгием Петровичем Щедровицким(4),
где ситуация коммуникации вне инженера-конструктора значений всегда дисфункциональна.
РОЗИН В.М. - Все, у Вас уже нет времени. Спасибо. Короткие вопросы, пожалуйста. ДАНИЛОВА В.Л. - Правильно ли я Вас поняла из того, что Вы говорили, что для Вас содержание существует вне артикулируемых форм или до них? СААКОВ В.В. - Оно существует одновременно в процедурах конструирования и артикулирования. Одновременно. Конечно, вначале можно протрактовать некоторое смысловое облако как содержание. Но содержание, все-таки, в методологической традиции всегда связывается с кооперированной деятельностью, как то, что уже принадлежит не только мне, моему индивидуальному сознанию, а объективировано, обсуждено. РОЗИН В.М. - Феноменолог так и ответил бы на ваш вопрос: "Да, действительно, вне артикуляции". СААКОВ В.В. - Феноменолог - да. ДАНИЛОВА В.Л. - Если обсуждено. Чтобы оно было, оно должно быть обсуждено. |
|
|
|
???? - Последний тезис как манипулирование знаковыми
системами на материале. Смысл стрелочки тогда?
СААКОВ В.В. - Здесь, на рис.5, я изображаю, что это не схема, а это - схематизация. В этом смысле, без разницы, какой значок в данном случае используется. РОЗИН В.М. - У меня такой вопрос: правильно ли я понял то, что Вы говорили, что если мы хотим нормировать работу со схемами, как-то осмыслять ее методологически, мы должны использовать, по меньшей мере, три инструмента. Во-первых, понимать, что схемология находится в русле лингвистики, семиотики, эпистемологии, т.е. мы должны привлекать средства этих дисциплин, пытаясь осмыслить свою работу. СААКОВ В.В. - Осмыслить их как работу материала. РОЗИН В.М. - Да, это первое. Второе - это идея дисфункции, как Вы говорите, Вы задаете схематизацию на столкновении нормы реализации и артикуляции. И третье, насколько я понял, это использование представления об объекте и предмете. СААКОВ В.В. - Да, это кухня, это машинка, в которой работает схематизация. РОЗИН В.М. - Да. И эти три инструмента, Вы говорите, необходимы, если мы хотим осмыслять работу со схемами, понимать, что тут происходит, и т.д. Правильно это или нет? Или не совсем? СААКОВ В.В. - Я бы сказал: "Да", но при этом напомнил бы, что это только - перечисление тезисов, а было еще и указание в каждом тезисе на что-то, как на рамку. РОЗИН В.М. - Понятно. Еще вопросы есть? Пожалуйста. |
ДАНИЛОВА В.Л. - Я не поняла последний тезис вот в каком
смысле: эта стрелочка, которой обозначается схематизация, это создание
определенной конкретной схемы, единичной, отвечающей на вполне определенную
дисфункцию, или же это создание понятие схемы и того, что Вадим Маркович
называет схемологией, то есть создание всего поля возможных схематизаций?
СААКОВ В.В. - В ходе решения какой-то конкретной проблемы, т.е. соотнесения, с одной стороны, знаковых форм, с другой стороны, материала, я, конечно, пришел бы к наиболее оптимальной знаковой форме. Она может, конечно, иметь графику, оптимальную для данного случая. Но материал, который используется в ее построении, может быть вполне бесформенным. Вспомним, как Гегель объясняет, что есть история: это такое "спиральное движение". Форма - знаковая, а материал абсолютно не имеет значения… Вы не об этом спрашивали? ДАНИЛОВА В.Л. - Я задаю совершенно другой вопрос. Я различаю схему с определенным артиклем. Например, схему воспроизводства деятельности и трансляции культуры, схему акта действия. Любая определенная схема соответствует определенной ситуации. Так, схема мыследеятельности нарисована в 1981 году Георгием Петровичем, вскочившим в 4 часа ночи и начавшим эту самую штуку зарисовывать. СААКОВ В.В. - Да, вот он проделал эту работу, по схеме-5. |
ДАНИЛОВА В.Л. - Стоп. Ты говоришь о таких
единичных схемах с определенным артиклем, с фамилией, именем, отчеством,
связанных с определенной проблемной ситуацией, которую мы в реконструкции
можем связать с вполне определенной дисфункцией? Или же ты говоришь о
схеме в принципе и, скажем, обо всем пространстве техник методологической
схематизации? РОЗИН В.М. - И о том, и о другом он говорит. СААКОВ В.В. - Я склоняюсь ко второй версии. РОЗИН В.М. - Все, ответ получен. Последний вопрос - Михаил Флямер. ФЛЯМЕР М.Г. - Какова Ваша позиция: Вы исходите из того, что можно нормировать схематизацию безотносительно метода, внутри которого схематическая техника используется? Вспомним доклад Тюкова, который именно это и утверждал, что есть метод псевдогенетического разворачивания, и для него используется схематическая техника. Понятна позиция? Либо схематическая техника внутри метода и в связи с ним - либо сама по себе? СААКОВ В.В. - Я не о собственно норме. Можно додумывать, что хотел сказать и что уже сказал Дубровский(5) о норме схематизации. Схематизацией можно назвать только то, что производится при следовании норме. Норма лежит внутри схематизации. ФЛЯМЕР М.Г. - Вы нас тянете заниматься схематизацией без метода мышления, без технологии мышления - самой схематизацией? |
|
СААКОВ В.В. - А схема-принцип 'объект-предмет'?
ФЛЯМЕР М.Г. - Еще раз: эту Вашу схему 'объект-предмет' Вы здесь нарисовали для того, чтобы пояснять, исходя из чего регулируется сама техника внутри схематизации? СААКОВ В.В. - Это же техника! ФЛЯМЕР М.Г. - Да. А я вас спрашиваю не про что Вы рассуждали, а про Вашу позицию. Вы поддерживаете направление на технологии мышления или Вы про схематизацию? СААКОВ В.В. - Схематизация как технология мышления - да. |
ФЛЯМЕР М.Г. - Это совершенно разные вещи.
СААКОВ В.В. - Одна из технологий. Я м.б. не понимаю вопроса. ФЛЯМЕР М.Г. - Тогда мое суждение просто. На мой взгляд, есть существенная развилка в разговоре о схематизации. Либо мы смотрим в сторону технологий мышления, в основе которых метод достижения чего-то, например, говорим: "В исследовании применяется метод псевдогенетического разворачивания схем объекта". В этом случае схематизация есть технический элемент, помогающий расширению метода. Хорошо помогает - правильная схематизация. |
СААКОВ В.В. - Я так и понимаю. ФЛЯМЕР М.Г. - А мне кажется, что Вы все время делаете другое. Принимаете это, а делаете другое. Вы по этой развилке идете в другую сторону. Вы говорите: "Схематизация - сама по себе", а в каком пространстве, зачем? СААКОВ В.В. - Развилку я наметил во втором или в третьем тезисе. ФЛЯМЕР М.Г. - Это другая развилка. РОЗИН В.М. - Понятно. (Дальше - доклад Марачи) |
|
|
|