главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
конференции
по схематизации/ фонд имени Г.П.Щедровицкого Виталий Сааков Схематизация в деятельности: методологические и методические аспекты 2011 |
пятая конференция цикла "Схемы и
схематизация"/ 2011 июнь 02, Дом Русского Зарубежья http://www.fondgp.ru/projects/conference смотри предыдущие тезисы Схематизация: преодоление границ, устанавливаемых мысли языком, знаком и знанием, 2009, а также смотри по адресу конференций фонда им.Г.П.Щедровицкого и доклад на их основе на сайте priss-laboratory, 2009 |
текст в формате Word |
СХЕМАТИЗИРОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦИКЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРИРОВАНИЯ СО ЗНАКОВО-ЗНАНИЕВЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ (СХЕМАМИ) |
4 схематизация смысла и конструирование значений в целях методологического и методического определения места и функций знаково-знаниевых конструкций (схем) в деятельности |
3
создание знаковых форм, обеспечивающих деятельность знакового преобразования и оперирования со знаковыми конструкциями |
2 преобразование знаковых форм, обеспечивающих оперирование знаковыми конструкциями |
1
оперирование знаковыми конструкциями в структурах отдельной и кооперированной деятельности |
ТЕЗИСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЗАЦИИ: ПРАКТИКА ОПЕРИРОВАНИЯ СО ЗНАКОВО-ЗНАНИЕВЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ (СХЕМАМИ) |
(1) Норма и дисфункция в практическом оперировании со знаками |
Оперирование со знаками (знаковыми и знаково-знаниевыми конструкциями, относя сюда и схемы), есть неотъемлемый момент сколь-нибудь сложно организованной деятельности (рис.1). Чем сложнее деятельность (ее структура, объект и операции), тем более сложным и ответственным выступает в ней оперирование со знаками. | Соответственно, нормированность оперирования и учет его дисфункций становятся важными составляющими как в механизмах воспроизводства деятельности, так и в механизмах ее изменения и формах кооперирования. Значение данного обстоятельства возрастает в виду массовизации той или иной деятельности и, соответственно, в виду перспектив технологизации и алгоритмизации ее "внутренних" операций со знаками. |
(2) Знаковые формы и конструкции |
Для нормального знакового оперирования (рис.1) и его восстановления в случае дисфункций требуется соответствующее методическое оснащение (рис.2). В общем виде оно состоит в обеспечении практического оперирования корректными и адекватными знаковыми формами. В специальном, методическом, смысле оно заключается в восстановлении нормативной структуры деятельности со знаками с последующим перенесением ее фрагментов в план оперирования (рис.1). | Знаковые формы предопределяют характер знаковых конструкций и их соединений (синтаксиса), свойственных и востребуемых в определенной деятельности (решению ее задач). Выполнение данных условий составляет исходный (нижний) уровень методического обеспечения практического оперирования со знаками. |
(3) Знаковые формы и способ их преобразования |
Соответствие или несоответствие знаковых форм, с одной стороны, и процедур знакового преобразования, с другой, нормативно определяется способом преобразования знаковых форм. Тогда строящейся знаковой форме должен быть придан способ ее последующего преобразования. Решается данное условие в сопоставлении и соотнесении структуры знания и структуры знака. Причем первая выступает в оперативной (процедурной) функции, а вторая - в объектной. | Если преобразование знаковых форм составляет
план методики (рис.2), то соответствие
знаковой формы и процедуры преобразования решается методически здесь же
и тем самым завершается данный цикл обеспечения практического оперирования
со знаками (рис.1). Если же подразумевается не методический план, а "производственный", в котором имеет место дисфункция, то над ним надстраивается следующий уровень методического обеспечения (рис.3). |
Определим его как знакотехнику или, для общего случая, как визуализацию, т.е., установление в знаковой форме "зримого" стандартизированного соответствия двух структур - знания и знака. Результирующая форма, представляя собой знаково-знаниевое образование, принадлежит одновременно действительностям эпистемологии и семиотики. |
(4) Смысл, значение и знаковая форма |
Функциональное соответствие в знаковой форме двух структур - эпистемической и семиотической - есть методологическое требование к работам в плане строительства знаковых форм (рис.3). Данное требование исходит от плана знаковых преобразований (рис.2). Оно есть условие "удержания" объекта (смысла и содержания), а также приемлемости процедур оперирования при изменении знаковой формы. Если это условие здесь методически выполняется (рис.3), то тем самым завершается настоящий цикл обеспечения. | Если же соответствие эпистемической и семиотической структур не обеспечено, то налицо дисфункция смысла и значения знаковой формы. В данном случае требуется трансформация, преобразование или развитие соответствующих структур, что составляет следующий уровень обеспечения (рис.4). Здесь неизбежны варианты. Восстановление функций значения может быть достигнуто за счет реконструкции смысла, а реконструкция значения может восстановить функцию смысла. | Если дисфункции все же неустранимы, то требуется специальная конструкция значения, опирающаяся на схематизацию смысла и, в другом варианте, схематизация смысла, опирающаяся на конструирование значения. |
СОПОСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЗАЦИИ В ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ ТАКТАХ РАССМОТРЕННОГО ЦИКЛА |
(1-4) Задачи деятельности и схематизация |
В данном - "восходящем" - такте методологическая схематизация локализована в плане схематизации смысла и конструирования значений (рис.4), а схематизация в общем смысле представлена в различной функции во всех планах (рис.1, 2, 3, 4). Исходной задачей и функцией схематизации служит проект (организация) и поддержка связности элементов и компонентов деятельности: от плана оперирования со знаковыми конструкциями (рис.1) до плана схематизации смысла, как плана самоорганизации и рефлексии (рис.4). | В зависимости от характера дисфункций, фиксируемых в данных планах, над ними "надстраивается" соответствующее количество методических этажей. Простейшая дисфункция - сбой в манипулировании знаковыми конструкциями, ликвидируемая за счет замены знаковых форм и приемов знакового синтаксиса (рис.2). Наиболее сложная - дисфункция смысла, ликвидируемая за счет новой конструкции значения (рис.4) или метаплана цикла обеспечения (рис.4 > рис.1). |
(4-1) Проблемы деятельности и схематизация |
В данном - "нисходящем" - такте схематизация в методологическом смысле представлена во всех планах рис.1-4), в каждом из которых она выполняет свою специальную методическую задачу. Исходной задачей и функцией схематизации является постановка проблем в деятельности, обусловленных неадекватностью или отсутствием в ней специфических средств - знаково-знаниевых конструкций. | Решается проблема с различной степенью конкретизации в соорганизации планов на рис.1-4 как методических и как "производственных". Степень конкретизации заключена в диапазон от теоретико-методологической постановки и решения проблем (непосредственным замыканием плана-4 на план-1) до практико-методического определения и решения задач (последовательным включением в план-4 материала "нижележащих" планов). |
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
В тезисах схематизация рассмотрена в
двух смыслах: в специальном, методологическом и в общем, в том числе в
методическом. В обоих смыслах схематизация решает преимущественно одну
задачу - соорганизацию языковых, знаниевых и знаковых средств. Данная
задача возникает в пограничных условиях интеллектуальной деятельности
при дисфункциях оперативных систем культуры (языка, знака, знания). Причем
для схематизации в общем смысле безразлично, носят ли они объективный
(проблемно-методологический) характер или субъективный (задачно-методический).
|
Другими словами, не важно, обусловлены
ли они отсутствием средств (оперативных систем), их недоступностью или
неосвоенностью. Для схематизации в методологическом смысле принципиальна
проблематика - отсутствие и дисфункция - средств деятельности. В тезисах намеренно опущена языковая составляющая схематизации с тем, чтобы сосредоточить внимание на роли знака и знания. При этом знание затронуто лишь отчасти. |
Язык и его оперативные системы в схематизации
играют подчиненную роль (что и отражено в форме данного сообщения). Это
положение проявляется тем отчетливей, чем с более "высоким"
планом схематизации (рис.1, 2, 3, 4) мы имеем дело. И напротив: чем "ниже"
план, тем больше взаимообратимости языка и знака. 29 апреля - 17 мая, 2011 |
|
|