главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    

Виталий СААКОВ
КОММУНИКАЦИОННОЕ ПОЛЕ И ПОЗИЦИОННЫЙ КАРКАС ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш Пространственное развитие: схематизирование, сценирование и планирование территорий деятельности  
содержание разделаш Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики  
    обсуждение в Facebook  
    сноски и примечаения  
       
     
     
  Виталий СААКОВ
КОММУНИКАЦИОННОЕ ПОЛЕ И ПОЗИЦИОННЫЙ КАРКАС ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
 
 
     
Схематизация коммуникационного поля и позиционного каркаса градостроительной политики, предпринимаемая той или иной "городской" территорией, - это попытка преодолеть неизбежные трудности обретения ею вектора пространственного развития. Если сказать уже и точнее - трудностей на пути к его пониманию. Вне данного вектора и его понимания градостроительная политика никакого смысла не имеет (хотя может иметь множество ролей и статусов, причем сомнительных). А вне пространственного вектора градостроительной политики обессмысливаются любые и всякие градостроительные проекты и в первую очередь проекты городских планировок. Сразу беря быка за рога, отмечу, что и коммуникационное поле, и позиционный каркас градостроительной политики - той, которая несла бы в себе проектный и организационный потенциал, - только и могут быть прорисованы на онтологическом фоне и онтологическом представлении "города". Как бы не закрывали проектирование и, тем более, оргпроектирование глаза на это обстоятельство, им и шагу нигде не ступить, тем паче в своей градостроительной поступи, если кем-то и где-то не проделаны онтологические работы.
Если несколько снизить пафос, то следует признать, что вне онтологической проработки вряд ли градостроительной политике будет возможно оперировать результатами двух подходов к "городу" - морфологическому и функциональному(1). А оставшись наедине с морфологией городской территории, она перенесет в идеологию и практику пространственного развития все свои родимые (и зачастую уродливые) пятна. К ним необходимо отнести, прежде всего, неизбывный натурализм научного подхода, для которого "объекты" оперирования суть вещи. А вещь в оперировании лишь постольку вещь, поскольку ее функции/свойства намертво связаны с ее же морфологией. Вот эту омертвевшую связку и разрывает функциональный подход. И к этому он способен исключительно помощью философии и методологии - строителей онтологических картин, онтологических представлений и моделей.
Итак, в этой заметке мне предстоит показать возможное (и, надеюсь, актуальное) обустройство плацдармов, необходимых "реальной" градостроительной политике - той, которая, приближает наступление феноменов и фактов пространственного развития. Для этого я должен обосновать общую и специфическую в этом деле роль коммуникации.
Политика - жанр, прежде всего, разговорный, а в нем переговорный, и градостроительная политика вовсе не исключение из общего правила. В виду означенных методологических рамок (как необходимости онтологических работ) в будущие форматы коммуникации, специфицированные предметными - "о городе" - разговорами и переговорами, следует ввести принципы деятельностного подхода. В данном случае следование его принципам возлагается на субъективацию. Обсуждаемая проблематика, так или иначе, должна быть субъективирована: в глобальной коммуникации городом-в-целом, в локальной его неким представительством. Субъективирована с тем, чтобы актуальные средства полагаемых изменений "объекта" были соразмерны намерениям и возможностям требователя изменений (в противоположность научной соразмерности средств "объекту" с выносом "субъекта" изменений за скобки). Деятельностная интерпретация субъективации есть одновременно и логическая ее интерпретация, т.к. самообозначается (объективируется) держатель средств - он же организатор изменений (а что может быть логичней?). Но не исключается и психологическая интерпретация. При условии, что обе есть разнонаправленные интенции на приведении "объекта" и средств "субъекта" в достижимое соответствие. Если грубо, то интенцией в деятельностной интерпретации "город" присваивается "субъектом", становясь как бы его частью. А интенцией в психологической интерпретации "субъект" присваивается "городом", как бы становясь его частью. В действительности "живой" коммуникации переплетаются интенции обеих трактовок. А это значит, что в отсутствие институциональной и понятийной субъектности города-в-целом его отдельные представители и/или их группы могут выступать субъектами городской судьбы и городской среды. И для них неизбежно встает острый вопрос: как и в какой мере?
Следовательно, и городу, и его представительству предстоит понять: по мере субъективации, т.е. по мере построенных и освоенных способов организации коммуникации. С принципиальным уточнением: проблемно ориентированной коммуникации, коммуникации, содержащей в себе или подразумевающей собой проблемное ядро - концентрацию вопросов направленных изменений в жизни "города".
Таковое ядро должно быть проблемно не только для участников молодого городского семинара, но и для всех и каждого фигуранта реальных и виртуальных городских изменений: от из ряда вон выходящего главы муниципалитета-города-региона до заурядного их жителя-представителя. Оно должно быть проблемно как для всего отмеченного ряда фигурантов, так и проблемно для любой из него пары, какая бы дистанция ее не разделяла. Пара - это тот коммуникационный минимум, в котором требуется понимание друг друга. И это при том, что возможным высказываниям в адрес изменений в жизни "города", без преувеличения, несть числа. Подобное обстоятельство, если не исключает понимание, то крайне его затрудняет. Включением в проблемное ядро средств изменения объекта "город" число высказываний неизбежно сократится. Этим обстоятельством означается, что все возможное множество коммуникантов несет на себе счетное число онтик и логик(2). Благодаря первым будут отброшены те средства, которые неприемлемы по ценностным основаниям, благодаря вторым - по логическим (техническим и технологическим). А вместе с высказываниями "негодных" средств будут отброшены и высказывания в адрес объектов. Исходя из этого положения можно построить коммуникационную матрицу ("стратегию" коммуникации):
коммуникационная "стратегия"
варианты актов коммуникации характеристика актов
понимать и принимать понятое идеальный
понимать, но не принимать понятое рабочий
не понимать, но принимать непонятое квази-рабочий
не понимать и не принимать непонятое не-рабочий
   
вверх
Варианты актов коммуникации производны, как отмечено выше, от онтических и логических оснований и могут рассматриваться в качестве гипотетических тактов "абстрактной" коммуникации. И тогда в организации "живой" коммуникации гипотетические такты могут привлекаться для технически организуемых ее этапов. Идеальный акт коммуникации - это как бы горизонт, рамка, в которых на том или ином этапе необходимо трансформировать (реорганизовать) нерабочие акты в рабочие и квазирабочие. Эта задача, разумеется, возлагается на организатора коммуникации на этапе ее замысла и подготовки, в которых исключаются нерабочие акты(3).
На этом подготовительном этапе, исключающем нерабочий вариант, остаются два - квазирабочий и собственно рабочий. Задача трансформации квазирабочего варианта в рабочий ложится на модератора коммуникации. Каким образом обеспечивается трансформация? В СМД-методологии изменение онтических оснований и логических представлений достигается их проблематизацией. Для организационно-деятельностных игр ОДИ) - одной из важнейших практик СМД-методологии - это ключевой момент. Вряд ли найдутся примеры коммуникации, не уступающие коммуникации в ОДИ. Практически все известные примеры численно более локальны и менее концентрированы, чем коммуникация в ОДИ. Поэтому эффекта проблематизации, сравнимого с игрой - как бы полного отказа (или готовности к нему) от былых оснований и представлений и переход на совершенно другие - достичь невозможно. Тем не менее, данное обстоятельство не должно служить аргументом против проблематизации, назначение которой - в первую очередь вызвать внимание к используемым средствам и занимаемым основаниям. А как будет обстоять дело с вызванным к ним вниманием далее - это уже во вторую очередь и может быть даже за временными и организационными форматами состоявшейся коммуникации.
Внимание к представлениям и основаниям может также обеспечиваться разным характером развернутых высказываний, одновременно вовлекаемых в коммуникацию о "городе". Высказывания при этом должны раскрывать "один и тот же" вопрос (тему) по разному, с разных сторон. И если это разность не вполне явно обеспечивается самими коммуникантами (очными и заочными), то она может быть достигнута модерированием, отталкивающимся, к примеру. от двух онтологических моделей города - административной и предпринимательской (П.Г.Щедровицкий, 2021). Оттолкнувшись от них, возможно обратить внимание на различную акцентировку "средств" и "объектов", раскрываемых в высказываниях о городских изменениях.
(...)
Что и как трудится на коммуникационном поле "взращивания" градостроительной политики? Если держаться нормативно-деятельностной точки зрения, то исключительно позиции - знаки способов действия, но никак не человеческие индивиды. Именно способ, носителем которого выступает индивид, позволяет относить производимые им результаты к "объективным", т.е. возможными к реконструкции, к обнаружению в результате не только осуществленного способа, но и предшествующей ему, стоит даже сказать, породившей его нормы. Норма в рамках деятельностного подхода - это определенное предписание к определенному же действию. Норме, чтобы отправлять свою функцию предписания, необходимо пройти через разнообразные "сита": множество практик, показавших свою успешность; череду методических инстанций, шлифующих графическую и текстовую внятность предписания; разнообразные формы хранения и распространения нормы…
Способ необходимо различать со средствами. Их общая роль в коммуникации уже была обозначена выше и стоит дополнить ее специальной характеристикой. Средства сугубо функциональны, и поэтому в их роли может выступить, грубо говоря, все, что приводит к задуманному результату. При важной оговорке: если специальные средства не предписаны нормой. А таковое предписание существенно в случае необходимости "сборки" из единичных действий (актов деятельности) достаточно сложной организационной конструкции, например, той же кооперации, предполагающей не только совместные действия, но и совместимые(4).
В данном случае совместные и совместимые действия требуется в налаживании "поставок" материала для построения понятия градостроительной политики, а далее ее проекта. Источником "поставок" служит коммуникационное поле градостроительной политики, центрируемое его проблемным ядром. Следовательно, необходимо введение норм, предписывающих и регулирующих способы данной работы. Знаками таких способов и выступают позиции, схематизация которых относительно проблемного ядра дает возможность их нормировки(5).
Процедуры "поставки" материала не могут быть сведены исключительно к логистике (к "доставке"), предполагая также процедуры подготовки материала (предварительной переработки, "обогащения"). Это требование подлежит отражению в схематизации позиций - нормативные способы должны быть применены прежде всего к "присвоению" материала, т.е., к его пониманию с последующим применением материала в понятии градостроительной политики. В чем особая сложность в предстоящей работе с материалом? Схематизируемые позиции - это не есть знаки типов деятельности, а знаки их комплексов и даже синкретов, т.к. образованы в результате коммуникации (и организуемой, и вполне спонтанной)(6). Итак, прежде построения понятия, требующего специальной кооперации способов, в них еще необходимо выделить "чистые" типы. Но для этого требуется проект (хотя бы эскиз или набросок) понятия, который выдвинет требование к составу "чистых" типов. Так что, такого рода вопросы должны ставиться и решаться при их актуализации на определенных шагах становления градостроительной политики.
Итак, схематизированные позиции - это свертки способов организации "строительного" материала для понятия градостроительной политики. Это с одной стороны, как бы со стороны коммуникационного поля, с другой стороны, со стороны проблемного ядра - это нормативные способы высказываний о нем (см. схему):
 

коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики
© priss-laboratory, 2021.05
   
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики

узлы позиционного каркаса градостроительной политики
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // узлы позиционного каркаса градостроительной политики / схематизация позиции "горожанин"
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "территориал" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "град.политик" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "акктор" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "акктор"    
 
Следовательно, предстоят два рода усилий - уже формализованных и неформализуемых. К первым необходимо отнести приемлемый формат коммуникации (а среди таковых есть немалый выбор), ко вторым - специально строящиеся средства "присвоения" поставляемого и предоставляемого материала, т.е., собственно, позиции. "Сквозь" них только и возможно выделить в коммуникационном поле такие фрагменты материала, которые далее могут служить "кирпичиками" в строительстве представлений (понятия и модели) градостроительной политики.
А пока достаточно опереться на следующее положение: любая политика имеет два направления - внутреннее и внешнее, и градостроительная здесь не исключение. В этом плане высказывания, звучащие на многочисленных экспертных площадках, представительствующих "профессиональных цехи", а также на не менее многочисленных форумах, призванных наладить и поддерживать диалог территориальных администраций с "профессиональными цехами", - это хотя и самые распространенные, но весьма и весьма частные примеры внутреннего направления градостроительной политики. Такая ее направленность связана с неизжитым советским наследием - с ведомственностью. Собственно градостроительная политика, если и имеет отношение к ведомственности, то следующим и единственным образом: одно ведомство стремится повлиять на другие, поскольку не имеет прямых рычагов воздействия, а вне изменений в других ведомствах страдает положение дел в первом.
Но если встать на СМД-точку зрения, то "на место" ведомства необходимо положить другого рода единицы: сферу и систему - сферы деятельности и системы оргуправления. В сферной организации процессов деятельности и жизнедеятельности роль градостроительной политики может обозначиться только в связи с откатом сферной организации - наивысшей формы соорганизации важнейших процессов - к формам с меньшим соорганизационным эффектом и потенциалом. Имея сферную организацию исключительно в виду, а не как данность, назначение градостроительной политики можно определить как вектор движения к сферной организации территориальных процессов. Но такое понимание градполитики - это в перспективе.
А в чем назначение градостроительной политики здесь и сейчас? Чтобы получить ответ, необходимо оттолкнуться от понятия политики вообще, а затем его специфицировать в контексте градостроительства. Политика как вид мышления и деятельности возникает в решении очень характерной ситуации - ситуации борьбы за ресурсы. Притом, что ресурсы весьма ограничены: и как факт своей ограниченной локализации, и как факт своего ограниченного количества. И постольку на всех претендентов их явно недостаточно или все претенденты не вмещаются на "ресурсный пятачок". И чтобы таковая ситуация не приобрела уродливые формы, возникает политика - как бы перемещение оргуправленческих систем из формы прямых столкновений в пространство мысли и коммуникации. Иметь в виду именно оргуправленческие (ОРУ) системы - это принципиально, т.к. возжелающих ресурсы куда больше, чем реальных, действительных претендентов.
Связка "оргуправленческие системы - ресурсы" подлежит обозначению и развертыванию в плане (контексте) "реального" градостроительства, а точнее, в его коммуникационной среде. И в этом ее обозначении и развертывании имеет весомый смысл следовать как морфологическому, так и функциональному подходам(7).
Действительно, при следовании функциональному подходу будут обнаружены также те ресурсы и ОРУ-системы, которые по морфологическим признакам к таковым никак бы не относились. Именно этот момент - обнаруживание до того неявленных, но актуальных ресурсов и ОРУ-систем - может стать отличительной чертой строящегося понятия градостроительной политики. В чем изъян текущей? Конечно, в привычных постановках и распределении ролей на сцене градостроительного театра - театра, который суть наша жизнь. Будут ли иные постановки с их новыми сценами, именами и ролями, зависит, если продолжить театральную метафору, исключительно от режиссуры, а в неметафорическом смысле - от понятия градостроительной политики, которое включало бы в ее коммуникационное поле не только те ОРУ-системы и ресурсы, которые играют безусловно предсказуемые роли на сложившейся сцене градостроительного театра действий, дискредитируя ее смысл, но и те, которые по политической же причине не имеют "входного билета". Следовательно, понятие градостроительной политики должно с необходимостью включать в себя идею рабочих плацдармов, не только компенсирующих отсутствие "входного билета", но и дающее перед ним определенного рода преимущества, например, в виде сценариев пространственного развития.
вверх
  обсуждение в facebook
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4511433745567895&id=100001039424801
 
 
Ирина Качеровская Виталь) Вообще не поняла)
А причём тут градостроительная политика? И причём указание на нормативные высказывания? Это пока не схема, на мой взгляд
Знаешь как? Ты нарисовал картину со словами)) Было такое направление в живописи, когда художник отказывался от кисти и других живописных средств и начинал на своей картине писать слова. Художнику можно, а методологу нельзя)
Ты не дошёл до сути, поэтому пока она не схематизирована
Нет в схеме ничего ни "градостроительного", ни "нормативного"
 
Виталий Сааков градостроительная политика при мне с незапамятных времен. До указаний на ненормативные высказывания я еще не дозрел)))
Теперь серьёзнее. Да, нарисована схематичная картина, но как иллюстрация к тексту. Сам текст по ссылке, также есть ссылка к предыдущему тексту по этой же теме, там также ссылка и т.д.
В этом FB-сообщении для меня был важен пафос подачи темы градполитики. Поскольку картина схематичная, то в ней схему можно и нужно углядеть: разметку пространства текстов-сообщений с различной их квалификацией. Таковая разметка будет специфичной именно для обстоятельств градполитики, если только привести эмпирические (и привязанные к подпространствам схемы) примеры текстов-сообщений. А в принципе, таковая разметка сгодится и для текстов-сообщений по любой тематике, где необходимо отсепарировать заведомо "позиционные" тексты-сообщения от "непозиционных" (с неявленными позициями).
Откуда это? В настоящий момент конкретный семинар строит из себя позиционный каркас (маркированные символы позиций) для структурирования информационного шума и контекстов (мнений и суждений эмпирических индивидов) про "город" (проблемное ядро).
 
Ирина Качеровская Виталь. Я снова ничего не поняла. Схема призвана не иллюстрировать, она должна содержать суть. Если твое высказывание о градостроительной политике - и в нем есть суть (ты держишь этот объект), то она и должна быть отражена в схеме - суть градостроительной политики - вообще или конкретной
Если ты хотел схематизировать просто коммуникативную ситуацию (вообще коммуникация) - то и чего ее схематизировать - она давно уже схематизирована - а ты воспользовался. Ок, имеешь право. Но тогда и говори "это схема коммуникации", а не "это схема градостроительной политики" - ну потому что она, политика, может быть и при тебе, да в схеме ее нет...
 
Ирина Качеровская ну то есть... схема не дорисована)) на мой взгляд.
пока она только отражает коммуникацию
 
Виталий Сааков Ирина, специфика коммуникационной ситуации обозначена символами позиций, и они в развернутом виде (горожанин, территориал, градполитик, актор городских изменений) даны в тексте. А собственно сообщение в FB - это не более, чем ссылка на текст. Что требовать от ссылки? Но если ее считать самостоятельным текстом, то - да, согласен с твоими замечаниями
и, кстати, любопытствую про "давно схематизированную коммуникацию"
 
Ирина Качеровская схема акта коммуникации  
Виталий Сааков эка ты забежала далеко-далеко вперед))) Схематизмы позиций в градполитике (см. один из примеров ниже) - это конструкции значений из АКТОВ КОММУНИКАЦИИ (которую ты мне напоминаешь), ПРЕДСТОЯЩИХ участникам семинара. Но именно актов, т.е. актуальных событий. PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "град.политик" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "территориал"
 
 
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // узлы позиционного каркаса градостроительной политики / схематизация позиции "горожанин"
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "территориал" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "град.политик" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "акктор" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "акктор"
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // узлы позиционного каркаса градостроительной политики / схематизация позиции "горожанин"
вверх
Виталий Сааков конструкции значений в схеме акта коммуникации

 
Ирина Качеровская это именно схема конструкций значений
А есть схема акта коммуникации
Она гораздо проще
Там как у тебя стрелочки
Но там ситуации ещё есть у акторов
А у тебя - вот эта рамка
Короче, не выдумывай))
 
Виталий Сааков схему конструкции значений мне еще предстоит рисовать, а пока в роли значений мне служат схематизмы позиций в коммуникациях градполитики, точнее, в качестве ТЗ на конструкции.
А на этой полной, по-моему, схеме есть все: и коммуниканты, и ситуации (в виде их элементов), сообщения, и конструкции значений (в виде этажерки).
Так что, продолжаю выдумывать и любопытствовать о схеме коммуникации, которая гораздо проще))
 
Ирина Качеровская ок))
 
вверх
  сноски и примечания  
(1) - Смотри здесь "О вещах, процессах и функциях в градостроительной политике" - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-03.htm.  
(2) - Смотри в части онтик - "К онтологической оптике градостроительной политики" - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-04.htm.  
(3) - Помимо заведомого непонимания темы и ее неприятия докладчиком и слушателями (если иметь в виду городской семинар) к таковым актам относятся следующие моменты:
- приглашенный докладчик игнорирует тему, объявленную семинаром,
- им не формулируются заранее тезисы доклада, с которыми могли бы ознакомиться участники семинара,
- приглашенный докладчик не участвует в предварительном "прогоне" доклада, в котором доклад мог бы быть определенным образом встроен в те или иные рабочие рамки и перспективы семинара.
К этим моментам может быть добавлена также оценка организатором "позиций" приглашенных слушателей в плане их ориентирования в объявленной теме, наличия собственного содержания и движения, альтернативного видения темы и ее возможного развертывания… Оценка может быть дана по "фактам" событий и сюжетов ранее состоявшихся обсуждений (или высказываний в других публичных пространствах). И если оценка прямо противоположна объявленной теме, или никоим образом с ней не пересекается, или, более того, неприемлема онтически и логически, то организатору следует принять "дискриминационное" решение (тем не менее, организатор на свое усмотрение может, что называется, предоставить докладчику и слушателям шанс).
 
(4) - Напомню, что несовместимость задействуемых средств может корениться в онтических основаниях высказываний.  
(5) - См. предыдущую публикацию по теме градостроительной политики "Предметы градостроительной политики и их конфигурирование (к горизонту пространственного развития)" - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-04_01.htm.  
(6) - В СМД-методологии, особо это касается оргдеятельностной игры - одной из основных методологических практик, коммуникация полагается как полилог.  
(7) - См. "О вещах, процессах и функциях в градостроительной политике (логические и методологические аспекты)" - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-03.htm.  
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, май 2021
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 08 май 2021

последнее обновление/изменение
02 октябрь 2021

25 июнь 2021
09 май 2021
08 май 2021
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // К онтологической оптике градостроительной политики // градостроительная политика детерминирована далеко не многими "опорами", и одна из них - это именно онтологическая картина "города". И, разумеется, в ней должен быть отражен фактор онтики, будь этот фактор связан с "ответственным горожанином" (тем же мэром или главой архитектурно-планировочного управления), будь с "массовым" (тем же избирателем или представителем профессионального и любого другого сообщества PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "территориал" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // узлы позиционного каркаса градостроительной политики / схематизация позиции "горожанин" PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Коммуникационное поле и позиционный каркас градостроительной политики // схематизация позиции "град.политик"