главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории   Елена СААКОВА/ доцент Ульяновского госуниверситета, ведущий дизайнер Регионального учебно-технического центра Правительства Ульяновской области и компании BOSCH, член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России Елена СААКОВА/ доцент Ульяновского госуниверситета, ведущий дизайнер Регионального учебно-технического центра Правительства Ульяновской области и компании BOSCH, член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России
Виталий СААКОВ, Елена СААКОВА
АРХИТЕКТУРА И МЕДИЦИНА: МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
май 2000
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш средовые разработки и исследование среды  
содержание разделаш Архитектура и медицина: медицинская параметризация городской среды  
  (1) Культурно-историческая точка зрения  
    (1.1) Общие замечания  
    (1.2) Прикладные аспекты психофизиологической нормы здоровья  
    (1.3) Константы и универсалии здоровья. Конструкция нормы здоровья  
  (2) Системно-средовая точка зрения  
    (2.1) Место и функция медицинской помощи( ) в аспекте эколого-средового подхода  
    (2.2) Медико-средовая синонимия в оценке здоровья и средовых обстоятельств  
    (2.3) Дифференцирующая стратегия согласования моделей среды и здоровья  
    (2.4) Интегрирующая стратегия согласования моделей среды и здоровья  
  (3) Медицинская интерпретация модели среды  
    (3.1) Среда и норма здоровья  
    (3.2) Диагностика среды: функциональное и онтологическое понятия здоровья  
    (3.3) К понятию "средовое здоровье"  
      - Био-средовая точка зрения  
      - Социо-средовая точка зрения  
      - Культурно-средовая точка зрения  
      - Концентрация медицинской помощи на теле пациента и его "оболочке"  
      - Медицинская помощь: учет социально-средового контекста  
      - Пациенты медицины: культурная роль и образ жизни  
  (4) Средовой контекст медицинской помощи (таблица)  
  (5) Источники и литература  
  (6) Сноски и примечания  
     
     
     
     
  см. также: Архитектура и медицина. Топические и средовые практики (госпиталь и культура: время и место средового эксперимента)  
  Виталий СААКОВ, Елена СААКОВА
АРХИТЕКТУРА И МЕДИЦИНА: МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
 
(1) Культурно-историческая точка зрения  
(1.1) Общие замечания  
То, что можно сегодня назвать человеком родовым, человеком как видом, или же просто "человек", есть продукт и результат социокультурных средовых процессов. Наиболее предметным и концентрированным выражением социокультурной среды всегда являлась, является и, вероятно, в обозримой перспективе будет являться городская среда.
Исследование "природы" человека в медицинских целях имеет свои пределы, обусловленные не только бездонностью изучаемого предмета, но и тем, что "человек" помимо природного начала несет в себе начало культурное. Конечно же, культуре, особенно в ее техницистском устремлении, бесконечно далеко до отмены собственно природно-биологических механизмов роста и развития человека (что привело бы к отмене медицины).
Поэтому в соответствии с той же организмической точкой зрения биологические механизмы невозможно рассматривать вне среды, в отрыве от средовых обстоятельств. В этом смысле, если следовать биологической традиции, т.н. биологические механизмы человека необходимо рассматривать в связке с "первой" человеческой средой - с социокультурой. Другими словами, нашей единицей анализа является пара "организм-среда", в т.ч. природная. Сегодня это общепризнанно.
Городская среда, если вести речь сугубо о приобретенных механизмах здоровья и болезни (отвлекаясь на время от их генетического аспекта), служит самой непосредственной (ближайшей и наиболее действенной) причиной здоровья и болезни(1). Еще более характерной иллюстрацией здесь служит детская возрастная группа горожан, т.к. именно на ее примере прослеживаются большинство отклонений от "нормы" здоровья и многочисленные приобретения (недоступные в природной среде) как положительно, так и негативно сказывающихся на растущем детском организме.
Средовое влияние наиболее действенно на самые ранние периоды человеческой жизни. Именно здесь негативному средовому влиянию удается закрепиться с завидной легкостью и приобрести патологический и хронический характер. Большинство приобретений, благодаря усилию медицины, носят преходящий эпизодический характер. Но благодаря именно усилию, т.к. целый ряд приобретений переносится человеческим организмом в другие средовые обстоятельства и лишь некоторые привязаны к конкретным (как своего рода эндемики).
(1.2) Прикладные аспекты психофизиологической нормы здоровья  
Следует иметь в виду, что научно-обоснованная норма здоровья является конструкцией, в той или иной мере абстрагированной от средовых обстоятельств(2). В противном случае значение нормы каждый раз должно оговариваться на предмет ее ограниченности. Соответственно, нормативная конструкция, игнорируя средовые обстоятельства, приобретает универсальный характер. Универсальный и постольку абстрактный характер нормы, освобождая ее от каких-либо ограничений (этнических, половых, географических, профессиональных...), тем не менее, имеет свои сложности и тонкости применения, заключающиеся, в частности, в необходимости располагать набором специфически выраженных симптомов и регионально закрепленных средовых факторов. Любая нормативная конструкция, в том числе медицинская, должна рассматриваться, анализироваться и строиться в культурологической действительности и, далее, в том или ином культурологическом подходе. Мы воспользуемся культурно-нормативным подходом, как представляется, в данном случае наиболее адекватным (см. рисунок)(3).
Организм-в-среде как единица анализа сопоставляется с психофизиологической (медицинской) нормой, и это сопоставление дает веер отклонений "средового организма" от "нормы". Отклонения, с одной стороны, специфицируются комплексом средовых факторов, с другой, беспрепятственно воспроизводятся в связи с безразличием нормы по отношению к средовым обстоятельствам.
Отметим основные психофизиологические процессы, в которые включен детский организм. Это процессы физического роста, процессы формирования важнейших для организма функций, принадлежащих человеку как виду; процессы приобретения специфических функций (в результате воспитания и обучения), свойственных "человеку специальному".
Важнейший средовой момент здесь: человеческий детеныш является единственным в животном мире, эмбриональное развитие которого в течение года продолжает осуществляться вне материнского организма - в среде. Поэтому для нас средовая идеология (картина взаимосвязи среды и организма) выступает как принципиальная.
Психофизиологические процессы следует рассматривать под двумя углами зрения. Во-первых, видеть их природность, натуральность. Эти естественные процессы (Е-процессы) протекают и при условии, когда организм как бы полностью освобожден от воздействия среды. Их работа обеспечивается внутренними механизмами организма. Во-вторых, видеть искусственность процессов. Механизмы, ответственные за искусственные процессы (И-процессы), находятся вне (и как бы вне) границ организма.
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ средовые разработки и исследование среды/ Виталий и Елена Сааковы "Архитектура и медицина: медицинская параметризация городской среды", 2000 // Любая нормативная конструкция, в том числе медицинская, должна рассматриваться, анализироваться и строиться в культурологической действительности и, далее, в том или ином культурологическом подходе. Мы воспользуемся культурно-нормативным подходом, как представляется, в данном случае наиболее адекватным
© Московский методологический кружок, 1962
   
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ средовые разработки и исследование среды/ Виталий и Елена Сааковы "Архитектура и медицина: медицинская параметризация городской среды", 2000 // Любая нормативная конструкция, в том числе медицинская, должна рассматриваться, анализироваться и строиться в культурологической действительности и, далее, в том или ином культурологическом подходе. Мы воспользуемся культурно-нормативным подходом, как представляется, в данном случае наиболее адекватным
(1.3) Константы и универсалии здоровья. Конструкция нормы здоровья  
Так как мы ведем речь о человеке-в-социокультурной-среде, а не о сугубо биологическом виде, то его здоровье является по преимуществу функцией социокультуры. То, что это именно так, свидетельствует различие идеала здоровья в различных культурах и эпохах. И этому различию нисколько не мешают константы и универсалии здоровья. Под таковыми далее будет подразумеваться следующее состояние организма:
(1) Организм либо не требует сторонней помощи, либо нуждается в культурно обусловленной помощи(4);
(2) Организм способен к обучению, труду, продолжению рода и тому подобному вне различных технических приспособлений и компенсаций.
Первая константа характеризует биосоциальную функцию человека (самообслуживание), вторая - социокультурную функцию (отправление способностей).
Универсалия здоровья не охватывает всего цикла и объема жизнедеятельности в биологическом и, главное, в социальном и культурном планах. Чтобы обеспечить эту полноту, в культуре производится отбор и трансляция норм здоровья - природоориентированных и культуроориентированных. Между каналами трансляции двух типов норм, не говоря о ситуациях реализации, происходит взаимодействие, в результате чего приходится практически иметь дело с нормативными комплексами. Один из них представляет собой природоориентированную по форме норму с культуроориентированным содержанием; другой - культуроориентированную по форме норму с природоориентированным содержанием. Благодаря работе трансляции и процессам реализации нормативных комплексов, становится возможным вести речь об ориентирующих средах - средах, несущих в себе указания к здоровому образу жизни, и само устройство которых в той или иной мере генерирует здоровый образ жизни.
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(2) Системно-средовая точка зрения  
(2.1) Место и функция медицинской помощи(5) в аспекте эколого-средового подхода  
Чтобы задать в данном аспекте место и функцию медицинской помощи, необходимо в общем составе транслятивных каналов (рис.1, рис.2) выделить каналы трансляции природоориентированных и культуроориентированных норм, обозначить воспроизведение естественно-искусственных (ЕИ) средовых обстоятельств как результат природоориентированной нормировки и искусственно-естественных средовых обстоятельств как результат культуроориентированной нормировки. Медицинская помощь существует постольку, поскольку обеспечивает реализацию природоориентированных и культуроориентированных норм: включена в работы во отбору в трансляции норм здоровья (например, как медицинская наука, статистика и просвещение), является социальным институтом, вменяющим нормы здоровья всем другим социальным институтам (за счет власти и усилий в виде гигиены, профилактики, санитарии, физической культуры). Если в средовых обстоятельствах начинают доминировать негативные факторы, то мы имеем дело, либо с рассогласованием нормы здоровья, либо с дисфункцией медицинской помощи, либо с тем и другим одновременно. Исключение негативных факторов происходят в соответствии с двумя сценариями:
- пересматриваются прежние нормы и конструируются новые,
- развертываются дополнительные социальные инстуции и механизмы, компенсирующие дисфункцию нормы и медицинской помощи (от локальных усилий и мероприятий до тотальных)(6).
Зависимость между нормировкой средовых обстоятельств (ситуаций) и их воспроизводством по сути статистическая. Так как статистика заболеваемости является заведенным и поддерживаемым социокультурным порядком (в отличие от спорадических и эпизодических оценок средовых обстоятельств), то эмпирическое отклонение состояния здоровья от его нормы (или их совпадение) признается косвенной оценкой средовых обстоятельств (разумеется, если речь идет о достаточно больших числах).
Исходя из этих соображений параметризация и классификация средовых обстоятельств и, в первую очередь, городских сред должны производится на основе медицинского терминологического аппарата. В тех случаях, если налажена не только медицинская оценка средовых обстоятельств, например экологическая, или оценка производится в собственных терминах среды(7), следует соединять медицинскую и средовую терминологии.
(2.2) Медико-средовая синонимия в оценке здоровья и средовых обстоятельств  
Для нашего исследования таковая была бы более чем желательна. Но дело обстоит вовсе не так. Поэтому мы, скорее всего, стоим перед задачей выделения значимых для среды характеристик, к тому же возможных к означению в медицинских терминах и определениях.
Чтобы приступить к решению данной задачи, мы должны постулировать, что здоровье человека является комплексным критерием качества среды.
Поэтому мероприятия, направленные на формирование и преобразование среды, могут и должны координироваться показателями здоровья населения. Наиболее доступными координатами средообразовательной деятельности могла бы стать статистическая зависимость, точнее разрыв, между желаемым качеством среды и должным состоянием здоровья. Установление подобной статистической зависимости имеет две стратегии: "тонкую" и "грубую". Первая подчинена процедурам дифференциации связываемых качеств, вторая абстрагированию связи от "мелких" деталей и генерализации совокупных качеств. Разумеется, для различных стратегий - дифференцирующей ("тонкой") и интегрирующей ("грубой") - требуются и различные модели.
(2.3) Дифференцирующая стратегия согласования моделей среды и здоровья  
Дифференцирующая стратегия предполагает исчислимый состав средовых обстоятельств и конечную аспектизацию состояний здоровья. На этом пути предстоит обработка обширных, если не безмерных, массивов статистических данных. Но чтобы получить хотя бы промежуточные рабочие результаты, мы подойдем к этой работе функционально. А именно, мы будем рассматривать искомую зависимость сквозь призму медицинской помощи (медицинской в широком и узком смыслах). Это значит, что исследовательское внимание должно быть приковано:
(а) к уже имающемуся опыту регулирования связью "среда-здоровье",
(б) к обозначавшимся тенденциям управления связью "среда-здоровье" и
(в) к перспективам координации этой связью в мероприятиях локального, регионального и глобального характера(8).
Оценка связи, как отмечено, должна осуществляться с точки зрения медицинской помощи: от санитарно-профилактических мер, касающихся обеих сторон связи, до радикальных ("хирургических") операций в отношении среды и ее обитателей.
Если связь элементов среды и состояний здоровья не может быть протрактована как медицинская помощь, она из дальнейшего рассмотрения должна быть исключена. Согласно схеме рисунка-5, медицинская помощь состоит в оздоровлении среды и осредствлении здоровья. Обе функции медицинской помощи заслуживают интереса соответствующей отрасли архитектуры.
(2.4) Интегрирующая стратегия согласования моделей среды и здоровья  
Интегрирующая стратегия отталкивается не от эмпирических фактов, подлежащих исчислению, а от моделирования абстрактного принципа, имеющего объяснительную силу в отношении связи "среда-здоровье". Здесь среду не требуется исчислять, а, напротив, задается ее структура: планы среды и отношения в ней. Факт здоровья/болезни постулируется как рассогласование планов и отношений среды (см. рисунок). Модель среды составлена тремя планами: (1) планом среды как среды обитания, (2) планом среды как культуры, т.е. среды как знаковых форм и (3) планом среды как сознания/мышления о среде (включая намерения, проекты, рефлексию, фантазии...). Единство среды в этой модели достигается деятельностной структурой связей/отношений (треугольник на рисунке) между:
(1-3) способом средообразования как согласованием действия/поведения с фактом среды обитания;
(1-2) средовым подходом, как ориентированием действия/поведения средовой культурой, т.е. знаковыми формами среды;
(2-3) средоформирующей программой как соотнесением средовой культуры и действия/поведения в среде обитания.
На этой модели мы можем, с одной стороны, изобразить "разрывы" среды, генерирующие дисфункции здоровья, с другой стороны, показать, как отклонение от нормы здоровья сказывается на состоянии среды. Мы также можем, мысленно изолировав индивида от среды, наметить оздоровительные функции среды в отношении индивида (группы) и оздоровительные функции индивида (группы) в отношения среды. Фронт исследований, основанных на данной модели, необычайно широк, а исследования, как представляется, должны быть необычайно продуктивны.
Мы же, будучи ограничены предметом исследования, вынуждены локализовать свои исследовательские усилия. Модель среды будет редуцирована к "среде детства", и только в случае особой необходимости анализироваться и детализироваться как среда-вообще. Поэтому согласованность деятельностной структуры связей/отношений и планов среды нас интересует в весьма определенном аспекте, а именно:
- как уроки данного согласования, преподание и прохождение которых позволяет молодому поколению снизить риск данного рассогласования и, следовательно, опасность заболевания (как обратной стороны средового рассогласования)(9),
- как санации и компенсации отдельных дисфункций за счет медицинских мероприятий, необходимость которых обусловлена спецификой детства (ростом и развитием, ограниченной оспособленностью, недостаточной социализацией…).
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ средовые разработки и исследование среды/ Виталий и Елена Сааковы "Архитектура и медицина: медицинская параметризация городской среды", 2000 // Интегрирующая стратегия отталкивается не от эмпирических фактов, подлежащих исчислению, а от моделирования абстрактного принципа, имеющего объяснительную силу в отношении связи "среда-здоровье". Здесь среду не требуется исчислять, а, напротив, задается ее структура: планы среды и отношения в ней. Факт здоровья/болезни постулируется как рассогласование планов и отношений среды. Модель среды составлена тремя планами: (1) планом среды как среды обитания, (2) планом среды как культуры, т.е. среды как знаковых форм и (3) планом среды как сознания/мышления о среде (включая намерения, проекты, рефлексию, фантазии...).
© priss-laboratory, 1999
   
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ средовые разработки и исследование среды/ Виталий и Елена Сааковы "Архитектура и медицина: медицинская параметризация городской среды", 2000 // Интегрирующая стратегия отталкивается не от эмпирических фактов, подлежащих исчислению, а от моделирования абстрактного принципа, имеющего объяснительную силу в отношении связи "среда-здоровье". Здесь среду не требуется исчислять, а, напротив, задается ее структура: планы среды и отношения в ней. Факт здоровья/болезни постулируется как рассогласование планов и отношений среды. Модель среды составлена тремя планами: (1) планом среды как среды обитания, (2) планом среды как культуры, т.е. среды как знаковых форм и (3) планом среды как сознания/мышления о среде (включая намерения, проекты, рефлексию, фантазии...).
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(3) Медицинская интерпретация модели среды  
Сегодня все чаще приходится сталкиваться с удручающей статистикой - чуть ли не 100% выпускников школ подвержены заболеваниям или страдают тем или иным расстройством здоровья. Эта статистик должна осмысляться двояким образом: либо онтологическое представление здоровья перестало быть рабочим и продуктивным и поэтому выполняет отныне сугубо роль определителя болезни, либо мы имеем дело с национальной трагедией. Мы не отбрасываем ни тот, ни другой поворот мысли. Более того, мы считаем, что ситуация более проблемна, нежели ее преподносит статистика: наряду и одновременно с массовым (эпидемическим) расстройством здоровья (как следствием экологического ухудшения среды обитания) сама медицинская мысль оказалась в онтологическом затруднении.  
(3.1) Среда и норма здоровья  
Теперь, основываясь на данной модели среды, мы имеем возможность конкретизировать нормы/дисфункции здоровья человека социокультурного (см раздел 1.3).
(A) Индивид здоров, если он располагает способом средообразования, понимаемым как повседневное знание и действие, оправдываемое заботой о поддержании status qwo среды обитания, адекватного данному способу: от экипировки туалета, уборки жилища через организацию рабочего места до поддержания экологического благополучия области своих перемещений. Индивид здоров, если он способен к воспроизводству своего образа жизни.
(B) Индивид здоров, если он обладает средовой грамотностью и средовой культурой, позволяющими в случае непреднамеренного или запланированного изменения образа жизни сориентироваться в знаковых формах среды - в ее значениях и описаниях с точки зрения экологии среды и ее ресурсов. Другими словами, ориентирование в знаковых формах среды является условием способности/неспособности к смене образа жизни, его модификации, трансформации, отказу от прежнего и воспринятию иного образа жизни.
Таким образом, индивид здоров, если он вооружен средовым подходом, т.е. в состоянии спланировать комплексное средовое действие, опирающееся на все или на подходящие к случаю способы средообразования.
(С) Индивид здоров, если он включен тем или иным образом, так или иначе приобщен к средовой программе. С точки зрения представлений теории деятельности программа является наиболее полным выражением мышления и деятельности: их целей, задач и проблем, средств и знаний, ресурсов и результатов. Программа есть мыслительная, культурная и практическая скоординированность мышления/сознания и деятельности/поведения. Средовая программа - сбалансированность средовой деятельности.
Ориентирование в знаковых формах среды позволяет индивиду принимать решения об изменении образа жизни, решении, включающем дисфункциональные последствия изменения:
- поиск нового предметно-пространственного окружения, функционально и содержательно адекватного прежнему,
- приобретение средовых способов, соразмерных наличному (актуальному) психосоматическому и физиологическому состоянию.
Средовая программа, как видно из графики модели, не имеет непосредственных точек соприкосновения со средой как областью обитания. Она опирается, с одной стороны, на знаковые формы среды (культуру) и, с другой стороны, на мышление о среде (ее метафизику, философию, теорию, эзотерику…). В этом смысле среда обитания (в той или иной форме существования и выражения, характере бытия, степени осознания и осмысления) есть производное от актуальной программы средообразования. Приняв данный тезис, мы должны признать факт включенности в программу средообразования за эталон здоровья(10).
(3.2) Диагностика среды: функциональное и онтологическое понятия здоровья  
Рубрикация (А, В и С) свидетельствует о функциональной норме здоровья. Так, техническая оспособленность позволяет вести определенный образ жизни и быть функционально здоровым в его границах (территориальных, культурных, социальных, эмоциональных...). "Примерка" иного образа жизни тотчас заявит о себе функциональным расстройством деятельной структуры средообразования в наличных планах среды. Расстройство повлечет за собой медицинскую диагностику и медицинское вмешательство.
Функциональное понятие здоровья (и болезни) на основе модели среды как согласованности планов среды и деятельностной структуры средообразования позволяет производить амбивалентные заключения и в адрес медицинской помощи, и в адрес среды. Фиксация на этой модели искомого рассогласования не является "однозначным" медицинским диагнозом, включая в себя некоторый маневр - баланс усилий, распределяемый между средовыми и медицинскими мероприятиями.
Более того, как следует из модели, собственно медицинские мероприятия (медицинские в узком смысле) сосредоточены на теле индивида, тогда как средовые мероприятия обязаны быть шире и разнообразнее. Баланс распределения усилий по обоим адресатам исходит из ряда соображений:
- неотложности помощи,
- длительности мероприятий,
- радикальности вмешательства.
Поскольку в ответе за среду бесконечное множество инстанций (в отличие от медицины), то решение, как правило, склоняется в пользу медицинского мероприятия, всегда конкретизированного и локализованного. Подобное положение дел может быть изменено, если на территории (или по отношению к группе) действует средовая программа, а средовые подходы заявляют о себе бесчисленными средовыми способами, а способность к средовой деятельности становится основной целью воспитания и образования.
Функциональное представление и описание здоровья находится в дополнительном отношении (а в ряде случаев противостоит) онтологическому представлению.
В средовом контексте их различие сводится к различию научного и технического мировоззрений в исследовании среды. Нам важно здесь отметить следующее: в рамках института медицины (а также традиций и практик здоровья) исторически сменяются, с одной стороны, картины природы здоровья и болезни, с другой, технические средства "протезирования" функций организма либо не унаследованных от здоровых родителей, либо утерянных в ходе жизни. Соответственно, различные картины "природы" болезни и здоровья предполагают различные медицинские мероприятия. Различие последних существенно в том смысле, что время от времени вносятся коррективы в нозологические описания: что-то становится излечимым, но требует обязательной госпитализации, что-то переводится в разряд неизлечимого, что-то вносится в список наличных заболеваний как открытие.
(3.3) К понятию "средовое здоровье"  
Как бы то ни было, медицинская помощь никогда не локализована исключительно на теле пациента. В той или иной мере, в той или иной степени она не только косвенно (с точки зрения целевых средовых мероприятий) касается средового окружения пациента, например, за счет перемещения пациента из среды повседневного существования в специализированную лечебную среду. Но и напрямую диктует средовые рекомендации, например, в форме режима и обеспечения жизнедеятельности пациента. В то же время очевидна неразрывность связи мероприятий обоих планов. Другое дело, какое из них акцентируется и почему. Чтобы ответить на этот вопрос, требуется сначала проследить эту связь в достаточно масштабных временных и пространственных рамках. Таковыми для нас являются рамки исторические и градостроительные, в которых наряду с исследованиями должны быть рассмотрены организационные мероприятия и проектные работы, касающиеся:
- санитарных градостроительных норм (прежде всего инсоляции и аэрации внешних и внутренних городских пространств),
- озеленения (также внешних и внутренних пространств),
- этажности городских строений,
- жизнеобеспечения функционирования города и его сооружений (водоснабжение, канализация, электрификация...).
Вначале все эти средовые мероприятия осуществлялись с целью ликвидации крупных и сильных инфекционных очагов, наличие которых являлось постоянным механизмом воспроизводства специфически "городских" заболеваний. Классическим примером является туберкулез Петербурга XVIII-XIX в.в. Далее - с целью профилактики уже не столько эпидемиологических очагов и других медицинских катастроф и кризисов, сколько с реализацией идей "достойного образа жизни" (права человека, тред-юнионизм и прочие социальные движения).
(…)
Био-средовая точка зрения  
Таким образом, даже беглый взгляд на историю практик медицины обнаруживает определенную тенденцию. Исторически медицинская практика заявляет о себе как клиника природных болезней(11). Это означает, что болезни не напускаются на человека злыми духами, чужими богами и чародеями за грехи, проступки и просто из немилости, а коренятся в биологической природе человека, имеют собственные "законы" протекания и поэтому являют собой предмет научного познания (исследования). Обосновав свой научный вклад в общечеловеческую практику, медицинская практика получила возможность претендовать не только на юридическое оформление своих мероприятий и учреждений, но и возможность выделения себя как отдельного хозяйства, ведомства, отрасли. И так же, как любая хозяйственная единица, обзаводится строениями, требующими приложения архитектурных усилий (в силу своей специфики или значимости). Разумеется, на первых порах медицина вынуждена довольствоваться приспособлением "чужих" строений для своих клинических нужд. Иногда приспособление проходило в русле традиции или соответствующего института (институт призрения, богадельня, монастырская лечебница...). Но параллельно с развитием и углублением научной, методической и технологической сторон медицинской практики вырисовываются специфические требования на архитектурно-планировочную организацию своих учреждений. С некоторой долей упрощения можно утверждать, что представление о природно-биологических истоках и причинах болезни, как решающих факторах заболевания и течения болезни, вынуждало рассматривать медицинскую помощь как единственный инструмент в борьбе с болезнью и в ее преодолении.
(…)
Социо-средовая точка зрения  
Затруднения внутреннего порядка, с которыми сталкивалась медицина, уповая исключительно на медикаментозные мероприятия(12), а также становление социологического взгляда на медицинскую практику (изнутри профессии и со стороны социальных мыслителей и деятелей) заставляет поместить "природу" болезни в средовой и социальный контексты. Эта эпистемологическая процедура не устраняет собственно биологизаторского взгляда, но призывает его считаться с социальным контекстом, с ближайшим и дальним средовым окружением. Чистая "клиника природных болезней" дополняется клиникой, вынужденной считаться с социально-средовыми факторами (а в некоторых случаях уступить ей место), И хотя медицине еще далеко до роли всевластного социального законодателя, целый ряд социальных мероприятий и намерений, касающихся сред обитания, становятся полигоном создания, проверки и претворения концепций оздоровления. Распространяется точка зрения (а в ряде случаев становится доминирующей), что эффект и результат лечения должны быть вписаны (обнаружены, оценены) в план средовых мероприятий - от имеющих общегосударственный масштаб до весьма локальных (вплоть до индивидуальных). Иначе медицинская (в узком смысле слова) помощь становится дорогой во всех отношениях и смыслах: затрат времени, сил, денежных и материальных средств. Более того, гуманитаризированная медицинская практика начинает экспансию в те области человеческого мира, исправление которых предполагает, что труд медика не должен сводиться к сизифову труду и не должен быть ему подобен. В нашей интерпретации это значит к труду, не учитывающему социального контекста и средовых обстоятельств, не вступающему ни в какую-либо кооперацию, не предпринимающегму рефлексии своих затруднений.
(...)
Культурно-средовая точка зрения  
Неискоренимость в человеческом мире болезней заставляет признать, что их источник не только и не столько укоренен в биологической природе человека, сколько в социальных условиях. Здесь проходит размежевание социально-медицинской мысли на утопическую и реалистическую. Действительно, современный социологический реализм считает, что социальная гармония - вещь недостижимая. Или, по-другому, вещь относительная, культурно и исторически конкретная. Поэтому сведение социальных факторов как факторов болезни к нулю, к безопасному для здоровья уровню или к их нейтрализации, несомненно, есть утопизм. Конечно же, этим выводом социальные мероприятия оздоровления не отменяются, но дополняются новой точкой зрения: учетом культурно-средового контекста. Так, если проследить эволюцию био-средовой точки зрения, то обнаруживается:
- чтобы исключить риск заболевания, требуется адаптация к среде (сживание со средой, врастание в среду); но преследование только этой цели (или эксплуатация только подобного средства) противоречит идее социальной мобильности, или же сводит ее к своей противоположности(13).
- в дополнение (или в противовес) к идее биологической, физиологической, адаптации призывается адаптация психологическая и от нее один шаг до идеи средовой культуры и средового просвещения.
- (…)
Концентрация медицинской помощи на теле пациента и его "оболочке"
Человек как биологический вид время от времени оказывается в "среде болезни" (см. рисунок, элемент-Х ), составленной внутренними механизмами (различными патологиями и функциональными расстройствами) и внешними факторами (болезнетворными микроорганизмами и атмосферой, отклоняющимся поведением в форме обжорства, недоедания, половой распущенности…).
(...)
Медицинская помощь: учет социально-средового контекста
Медицинская помощь, погружая индивида (или болезнь) в обстоятельства среды обитания/существования (среды физической) и в условия среды социальной (среды взаимодействия с другими индивидами), начинает учитывать социально-средовой контекст в своих диагнозах и рекомендациях к курсу лечения, а также приступает к оценке его качества (состояния). Исходя из характера оценки, рекомендации могут касаться и социально-средовых мероприятий.
(…)
Пациенты медицины: культурная роль и образ жизни
(...)
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ средовые разработки и исследование среды/ Виталий и Елена Сааковы "Архитектура и медицина: медицинская параметризация городской среды", 2000 // Интегрирующая стратегия отталкивается не от эмпирических фактов, подлежащих исчислению, а от моделирования абстрактного принципа, имеющего объяснительную силу в отношении связи "среда-здоровье". Здесь среду не требуется исчислять, а, напротив, задается ее структура: планы среды и отношения в ней. Факт здоровья/болезни постулируется как рассогласование планов и отношений среды. Модель среды составлена тремя планами: (1) планом среды как среды обитания, (2) планом среды как культуры, т.е. среды как знаковых форм и (3) планом среды как сознания/мышления о среде (включая намерения, проекты, рефлексию, фантазии...).
© priss-laboratory, 1999
   
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(4) средовой контекст медицинской помощи  
         
    контексты    
  био-средовой социо-средовой культурно-средовой  
  клиника "природных болезней" "биосоциальная" клиника "средовая" клиника  
  (…) санация сред обитания (жилища, природных ландшафтов, хозяйственных территорий, экономических регионов…) внедрение в среду обитания комплексных образцов здорового образа жизни (от индивидуального до группового различного социально масштаба, спортивный образ, эзотерика…)  
    социально-ориентированная медицинская помощь и адресность медицинских мероприятий (социальный статус, социальная роль, профессия…) культурно-ориентированная медицинская услуга планирование лечебного про несен, исходя из культурного статуса и роли "пациента''  
    профессиональные заболевания, социальные болезни… болезни культуры: (…)  
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(5) Источники и литература  
  Бергер П., Лукман Т. "Социальное конструирование реальности". - М.: Медиум, 1995. - 323
Котлер Ф. "Основы маркетинга". - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
Сааков В.В. "Анализ непрерывности и процессуальности среды. Теоретическое обеспечение исследования средообразования". - Дисс. на соиск.уч.ст. канд. культ. - М.: 1998
Сааков В.В., Саакова Е.Ф. "Госпиталь и культура: время и место средового эксперимента", - 2000
Щедровицкий Г.П. "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - 760 с.
Фуко М. "Рождение клиники". - М.: Смысл, 1998. - 309 с.
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
(6) Сноски и примечания  
  (1) - Что это действительно так, удостоверяет тот факт, что т.н. деревенский образ жизни мало чего привнес в копилку медицинских заболеваний в отличие от образцов здоровья. Разумеется, если не принимать в расчет некоторые местные природные факторы-возбудители болезней (болотистая местность и малярия, недостаток йода и базедова болезнь…).  
  (2) - Так называемая традиционная медицина полностью основывает себя на средовых обстоятельствах - природного, социального и культурного толка.  
  (3) - Культурно-нормативный подход представляет человеческий мир в виде культуры с каналами трансляции норм и регулятивов (верхний фрагмент рисунка), социального воспроизводства (нижний фрагмент), переорганизации каналов, норм и регулятивов в ответ на "социальные проблемы", а также формирования новых норм в целях разрешения социокультурных рассогласований, требующего новых каналов трансляции и новых регулятивов.  
  (4) - Например, в старчестве.  
Примечание декабря 2018 г. (5) - В тексте от 2000 г.да значилось слово "услуга". "Помощь" также не вполне адекватное слово, отсылающее к "скорой помощи". Следует подразумевать т.н. медицинское мероприятие.  
Примечание декабря 2018 г. (6) - см. здесь В.Я.Дубровский "Нормы и отклонения с системодеятельностной точки зрения".  
  (7) - С привлечением понятий и терминов из областей архитектуры, градостроительства, культурологии, искусствоведения, психологии восприятия и поведения…  
  (8) - Здесь еще предстоит построение тематических рамок, а пока можно наметить следующее. В части опыта регулирования связью "среда-здоровье": архитектурно-градостроительный опыт, опыт медицинского просвещения, а также соответствующие прецеденты эйнвайренмента, санации природных и культурных сред и ландшафтов. В части современных тенденций управления связью "среда-здоровье": экологические программы, культурные программы (культура среды и культура здоровья). В части перспектив координирования: соотнесение функционального и онтологического представлений здоровья, антропотехнических и культуротехнических мероприятий; описание функционально ориентированных сред.  
  (9) - Словарь медицинской диагностики, в принципе, может быть переписан в соответствие с типологией отрицательного согласования деятельностной структуры средообразования и планов среды.  
  (10) - Наличие множества культур (знаковых форм, репрезентирующих различную образцовость среды обитания), а также конкурирующих идеологий и философий (различным образом формирующих сознание пространства, среды, вещей) предполагает если не множество, то, по крайней мере, не единичность , не единственность эталона здоровья. Куда более множественными являются образцы и нормы здоровья, последовательно собираемые под тем или иным эталоном.  
  (11) - Здесь термин клиника мы используем в расширительном смысле, осознавая, что медицинские учреждения до XVIII в., строго говоря, не могут называться клиниками. Но зато в XX и XXI веках мы имеем в прежнем и новом качестве функции и принципы медицины, предшествующей XVIII веку. Это уже клиника в строгом смысле слова. Этим терминов мы объединяем и то, и другое медицинские учреждения.  
  (12) - Изменение взгляда на "природу" болезни, таксономические трансформации симптомов, сложности с диагностикой "новых" заболеваний (так называемые болезни времени или эпохи, сословия или происхождения, профессии или образа жизни...).  
  (13) - Перманентная адаптация есть нонсенс: адаптация как таковая всегда есть эпизод, пусть и имеющий некоторую длительность.  
     
 
 
 
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий и Елена Сааковы,  PRISS-laboratory, май 2000
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 18 декабрь 2018

последнее обновление/изменение
18 декабрь 2018