главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Pro et contra magnum silentum. За и против великой тишины: эпистемологические, семиотические и знакотехнические основания библиотечного дела(1)
"Культура и культуротехника в контексте образования"/ Труды Международной академии бизнеса и банковского дела/ серия "Культуротехника", 1994
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:
   
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
вернуться в разделш семиотика и знакотехника
содержание разделаш Эпистемологические, семиотические и знакотехнические основания библиотечного дела
  Постановка проблемы
  Библиографика и библиотафика
  Конструкторий на месте скриптория
    Знакотехническая мастерская библиотечного дела
    Под руководством логики и понимания
    Спор трансляции с коммуникацией в управлении библиотечным делом
    Разрешение спора в вышестоящих инстанциях
    Приуготовление к смене действительностей: экспансия схемы
  Эпистемарий вместо кафедры выдачи литературы
   
   
© "Культура и культуротехника в контексте образования": Сборник статей. - Тольятти, 1994. - (Труды Международной академии бизнеса и банковского дела. Серия "Культуротехника", т.4)
 
   
  Конструкторий на месте скриптория  
  Знакотехническая мастерская библиотечного дела  
Обращение к схемам категории и знания именно как к схемам позволяет усмотреть в библиотечном деле необходимые типы работ как основных его организованностей.
Во-первых, это работы по заданию пространства (возможных средств представления) объективного содержания. Единственным, с знакотехнической точки зрения, конструктивно-логическим и вместе с тем семантически окрашенным средством является для этой цели схема. Тем более, если брать это понятие в древнегреческой традиции - как исследование, рассмотрение, вид
(7).
Соответственно, тогда функция библиотечного дела - это экспонирование схем для предъявления в условиях "семиотического обращения" знаков интеллектуальной ситуации.
Во-вторых, это работы по актуальному распоряжению единицами материала той или иной интеллектуальной ситуации за счет разнообразных средств их фиксации и хранения (архивации). Здесь функция библиотечного дела - это обеспечение причастности к интеллектуальной ситуации посредством особым образом документированного ее материала.
В-третьих, функцией библиотечного дела является "библиографическая работа", если только под "описанием книг" подразумевать изыскание средств выражения систем общих знаний.
Взаимодействие трех типов работ очерчивает поле задач библиотечного дела и намечает его возможные институции. Следует указать, как минимум, на три задачи:
(1) построение схемы ситуации как положения интеллектуальных дел и обстоятельств духа;
(2) конструирование знаковых форм, означающих и замещающих особым образом различные стороны ситуации;
(3) преобразование введенных знаковых форм для выхода к содержаниям, не получившим актуального значения "существований культуры".
Напомню, что это рассуждение проводится в действительности знакотехники, и постольку его положения не могут быть в непосредственной форме вынесены ни на эмпирику традиционной либо модернизированной библиотеки, ни в проект "новой" библиотеки. Пока же отведенные нам действительности библиотечного дела - семиотическую и знакотехническую - необходимо удерживать только с тем, чтобы сохранять возможность осуществлять переходы от полагания "важности смысла, а не способа выражения" к полаганию "существенности того, как выражено описание"(8)
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Под руководством логики и понимания  
К гибкости смыслообразования и достаточной пространности соглашений о закреплении "значений", возможных в семиотической редукции библиотечного дела, добавляется жесткая конструктивность процедур, поставляемых знакотехнике эпистемологией. И чтобы далее в конструкциях библиографических знаковых форм иметь дело с содержанием (а таковым являются единицы материала интеллектуальной ситуации), необходимо:
(1) являть нашу к нему интенцию, как то, осмысленность намерений, установку на объективацию, настоятельность в обладании, осторожность к конвенции...;
(2) предпочесть множеству эффективных средств выражения схематизацию, как ограничение стремления к изобразительности, как условию включенности в коммуникативную среду, как способу преодоления границ, устанавливаемых интеллектуальному усилию языком и знаком...
Как первое, так и второе, олицетворяет собой одновременную работу в понимании и в логике, необходимо предпринимаемой с целью объективации содержания и потому нуждающейся в обеспечивающих объективацию процедурах и их гипотетическом порядке.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Спор трансляции с коммуникацией в управлении библиотечным делом  
Трансляция, как форма существования культуры в системодеятельностной парадигме, означает лишь тотальное замещение несанкционированных временем и ситуацией целей обращения к содержанию. И потому трансляция есть прежде всего способ логики, и, как я уже показал, способ, исчерпывающий себя в семиотической редукции библиотечного дела, будучи дефициентным в качестве залога состоятельности содержания.
Объяснение тому необходимо искать в основаниях предпочтения ясности интеллектуальной ситуации
(9) иным устремлениям духа (апофатическим, энигматическим, эзотерическим...). А подобное - ясное - предпочтение настоятельно для коммуникации, санкционирующей всегда "здесь и теперь" уникальное составление процедур, объективирующих содержание.
Одной из заслуживающих, к примеру, внимания сторон повсеместного анализа положения дел является процедура т.н. "поэлементного" замещения и построение на его основе высказываний, которые вопреки ожиданиям оставляют нас в действительности (в области существований) исходных элементов, а не продвигают в предполагаемых решениях.
Мы фиксируем это распространенное положение как определенное положение интеллектуальных дел с тем, чтобы наметить контуры рабочей оппозиции "логика-понимание", в пространстве которой и возможно осуществление содержания.
Представим, насколько сложно устроено это пространство, и скольких усилий потребует его "прояснение". Усилия же необходимы для обуздания произвола сознания (его ассоциативности, натуралистичности, восприимчивости, неконтролируемости и пр.) дисциплинирующими интеллектуальными акциями разотождествления, идеализации, изоляции.., подкрепляемыми процедурами символической логики.
Как например, "X есть А" в отождествляемых "действительности" и "реальности"; "X не есть А" в разотождествлении означенных сущностей; "X есть функция А", либо "А есть функция X" в установлении определенных типов отношений (порождения, употребления, воспроизводства, управления...).
Надеюсь, что здесь нащупывается путь и едва сделан один шаг к остановке дурной бесконечности и регрессии. Ею чреват сбой трансляции, в которую проваливается лишенное понимания библиотечное дело в своем безудержном стремлении к универсальности, к включенности во все коммуникационные и информационные сети, к охвату всех форм и типов каталогов, к доступу во все фонды... Современному библиотечному делу пока не достает понимания парадоксального факта - не человек ищет текст, а текст ищет человека.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Разрешение спора в вышестоящих инстанциях  
Таковыми инстанциями несомненно являются интеллектуальные машины схем категории и знания, в рабочих органах которых(10) определяется решение по поводу и в пользу содержательности одной из спорящих сторон, что и закрепляется прецедентом знаковой формы. С этого момента и до следующего прецедента выразительные и процедурные возможности утвержденной знаковой формы будут задавать требования к новообразованию библиотеки.
Ему предстоит "совмещать" трансляцию и коммуникацию с целью "вобрать" определенную интеллектуальную ситуацию в целом. То есть, не в ее элементе, не в аспекте, не в предмете, а, например, в рамке - в рамке интеллектуальной программы, интеллектуального движения, интеллектуального поиска. Огрубляя и проскакивая целый ряд шагов, отмечу, что объективность ситуации (в ее отождествлении с объективным содержанием) задается двумя рамками:
(1) рамкой предстоящих - планируемых, проектируемых, программируемых - работ в библиотеке как в конструкции канала трансляции культуры и
(2) рамкой включенности в коммуникацию как мастерскую, самоидентифицирующую интеллектуальный комплекс, составляемый целями, исходными представлениями и полаганиями, темами и утверждениями, задачами и предметами, проблемами, идеализациями и схематизациями, скрепляемых в целом работой логики и понимания.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  Приуготовление к смене действительностей: экспансия схемы  
Схема как бы венчает сработанный интеллектуальный комплекс и является причиной, духом складываемого. Это исчерпывающая знакотехническую действительность задача, и в ней может вполне успокоиться библиотечное дело, обретя достойную своей миссии идеологию и мифологию. Побуждением библиотеки теперь и впредь (в горизонте мыслимого мира) становится образование знаковых форм, продуцирующих содержание, объективность которого проверяется программами и методами образования(11), в том числе антропных форм.
Если же попытаться вскрыть механизм схематизации интеллектуального новообразования, то наиболее "чистым" (ясным по своему предпочтению) его движителем служит древняя категория формы и материала. Ее различной направленности векторы и мотивы образуют необходимую полноту мыслительных отношений, устанавливаемых между формой и материалом.
Достаточно внесения в это пространство только минимального изначального порядка: различения определенности и релятивности, предписываемых как форме, так и материалу (точнее сказать, его составу).
Основные трассы, которые могут быть теперь проложены в обозначенном минимальными средствами пространстве, Начинаются от определенности формы и релятивности состава материала в притязании на интеллектуальное целое до определенности состава и релятивности формы. Промежуточными (центрирующими) реперами трассировок являются определенность и релятивность того и другого соответственно.
Для взаимоотношения трансляции и коммуникации это автоматически означает их функциональные взаимоопределения, как например, их пространственное и содержательное совпадение, дисфункцию как первой, так и второй, а также преобладание значения коммуникативности или транслятивности.
Обнаженная теперь сущность взаимодействующих интеллектуальных процессов трансляции и коммуникации предполагает непредвиденные схематизмы (функций) понимания и логики. Но это тема, выходящая за рамки библиотечного дела, в адрес которого достаточно полагания и утверждения его перспективы как пути от схемы к схеме. Его - библиотечного дела - свершенность заключена в циклах схематизации, а в обыденном языке достаточно предложения, что библиотечное дело начинается и завершается для Того, Кто обращается к этой интеллектуальной работе, схемой.
  продолжить чтение>>>  
     
  Эпистемарий вместо кафедры выдачи литературы
    Прологи и эпилоги: к схемной организации каталога
    Шум дискуссий в конструктории: "чтение" интеллектуальной ситуации
    Чтение по правилам двойной развертки схемы знания
    Схема-пространство библиотечного дела: "экспозиция-архив-библиотека"
     
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
 

(1) - Выступить "за и против великой тишины", издревле символизировавшей в культуре атмосферу и тонус работ в стенах библиотеки, побуждает ряд проблем, фиксируемых в ходе развертывания образовательной программы Сети методологических лабораторий (СМЛ). А также уже ставшие банальностью затруднения и отказы, обнаружившие себя в попытках использовать существующее библиотечное дело в качестве инструмента образовательных предприятий.
Тишина была нарушена на семинарах СМЛ, проводившихся в одной из библиотек Сургута. Действия против тишины были продолжены в библиотеке Международной академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД) в Тольятти. Об этом смотри материалы архива СМЛ и ее Проектно-исследовательского центра в МАБиБД
.
 
(7) - Здесь я ссылаюсь на: А.Д.Вейсман, Греческо-русский словарь, Ю.А.Шичалин, Греко-латинский кабинет. М., 1991.  
(8) - Здесь приведена цитата Ю.А.Шрейдера из статьи "Сложные системы и космологические принципы" в сборнике "Системные исследования", М., Наука, 1976, с. 154, где он задает рамки систематики, основанной на оппозиции интеллектуальных устремлений к номинализму и реализму.
Два разворота этой цитаты могут быть проинтерпретированы и даже извлечены из схемы знания, а именно, в ориентации на две линии ее развертывания: (1) на линию замещения и, следовательно, производства новых знаковых форм и (2) на линию отнесения и, соответственно, анализа и реконструкции знаковых форм, стоящих за схемой объекта (объективным содержаниям).
Дополнительно смотри об этом в разделе данной статьи "Чтение по правилам двойной развертки схемы знания".
 
(9) - Предпочтение строя интеллектуальной ситуации, выражаемое этой метафорой, имеет давнюю традицию, в которой Эпикур, возможно, даже не родоначальник, а ее преемник. Таковыми же преемниками являются Ф.Ницше ("Веселая наука"), К.Ясперс (кажется, это его метафора "ясность-веселость"), П.Фейерабенд ("против методологического принуждения"), А.Зиновьев...  
(10) - Задействуемых ими понятий и процедур оперирования в схеме категории и в атрибутировании содержания к ситуации в схеме знания.  
(11) - Соотношение метода и программы, вероятно, является предельной рамкой (горизонтом мыслимости) для разработок в сфере образования, рамкой, максимально свободной и чистой от предметной и морфологической нагруженности, и потому допустимым и желательным ограничением предпринимаемому развертыванию структуры и функций такой единицы, как интеллектуальная ситуация.
Эпистемологической сверткой и формой для установления соотношения метода и программы служит до некоторой степени конструкция интеллектуальной ситуации вида трансляция в коммуникации. Конструкция и оргформа данного типа ситуации постольку является эпистемологической формой фундаментальной проблемы образования, поскольку являет двойственную форму существования знания (см. также сноску №6). Таким образом, знанием является процессуальная, а не предметно-структурная организованность. Обеспечивается же процессуальность наложением обстоятельств коммуникации на обстоятельства трансляции. Но точнее - структурно-процессуальная организованность. Возобладание структурности, по-видимому, является результатом несколько иной ситуации - наложения обстоятельств трансляции на обстоятельства коммуникации.
Действительно, это теоретическое (все же теоретическое!) представление основывается на типе работ, производимых данными интеллектуальными процессами на захватываемом ими материале, пусть даже таковым является структура знания, как воплощенная идея и схема структуры, в отличие от грубых морфологизированных схем структур (наиболее характерных для предмета химии).
 
     
 
вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 вверх вверх вверх вверх вверх PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Организационное развитие/ рис.5 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4 Виталий СААКОВ: МИР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: взгляд на логику, эмпирику и дух предприятия после Макса Вебера / Часть первая. Глава вторая. ЛОГИКА / 1.2. ЖЕСТКАЯ И МЯГКАЯ СТРУКТУРА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / 1.2.1. Структура игры: фигуры и ходы предприятия / схема 4
   
© Виталий СААКОВ, PRISS-laboratory , 20 мая 1994
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 01 апрель 2005

последнее обновление
21 октябрь 2015
26 январь 2014
04 февраль 2012