главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
© "Культура и культуротехника в контексте
образования": Сборник статей. - Тольятти, 1994. - (Труды Международной
академии бизнеса и банковского дела. Серия "Культуротехника",
т.4) |
Эпистемарий вместо кафедры выдачи литературы |
Прологи и эпилоги: к схемной организации каталога |
Итак, намечена
перспектива, в которой видится библиотечное дело, и можно ступить на путь
схематизации, ведущей в направлении обозначенной перспективы. Возможность
и готовность двинуться в путь целиком теперь зависит от успеха в задействовании
механизмов, процедур и способов схематизации, так или иначе причастных
к библиотечному делу. Механизмом схематизации, побуждающим к развертыванию и преобразованию интеллектуальных комплексов, является "сдвижка" интеллектуально определяемой ситуации (ситуации обучения, например). "Сдвижка" - это форма, в которой рассматриваемая ситуация обращается в библиотечное дело. Форма включает в себя "развитие ситуации", "расширение" ее границ, "перекатегоризацию содержания", "полную смену смысла", "смену отношения", в котором ухватывается ситуация, превращение ее в "образовательную", "испытательную" и пр. |
То или иное модельное
представление ситуации заключено в процедуру объективации ее схемы, в
схематичности (схемности) которой только и может быть воспринята и означена
динамика (или близкие ей характеристики) "сдвижки". По-другому,
данная процедура есть акция отчуждения средств и способов, в которых воспринималась,
представлялась и удерживалась ситуация (например, в средствах, схематизирующих
ученика как функциональное место в системе "учитель"). Способом же схематизации является субъективация новой схемы ситуации, завершающая некоторый цикл схематизации, т.е. способ всегда предполагает даже в одном модельном изображении ситуации, как минимум, две ее схемы (вторая может представлять учителя как функциональное место в системе "ученик"). |
Это и есть библиотечный эпистемарий, или оргформа, посредством которой запускаются и далее осуществляются вводимые в библиотечное дело интеллектуальные процессы, прежде всего трансляции и коммуникации. Векторы этих процессов обращены взаимно и к эпистемарию, и к конструкторию(12) и являются их рабочими связями, по которым "транспортируются" (импортируются и экспортируются) "содержания". С эпистемологической точки зрения данные два процесса включены в конструирование "форм, несущих объективное содержание". |
Шум дискуссий в конструктории: "чтение" интеллектуальной ситуации |
Связи-каналы, разделяющие
и соединяющие эпистемарий и конструкторий, налаживаются как транспортная
инфраструктура систем общих знаний и знакотехнических инструментов (машин),
обслуживающих библиотечное дело. Не менее важный смысл каналов-связей
состоит в диктуемых ими способе и цели "вхождения" в конструктории
и "возвращения" в эпистемарий. Их раэотождествление связывается
с упомянутой сдвижкой интеллектуальной ситуации. Категориально эти каналы-связи описываются и строятся как "трансляция" и "коммуникация". Основной принадлежностью транслятивных каналов-связей является знаковая форма, а коммуникативных - операции и процедуры, несущие печать интенциональной направленности и избирательности. Оргформа, в которую облекаются состояния первой группы принадлежностей, - это логика замкнутых связей и транзитивных отношений. Второй группы - понимание, размыкающее предзаданность связей и разрывающее линейность отношений, так как преформный характер транслятивных каналов-связей выражается и закрепляется в их аситуационности и вневременности, а формуемый характер коммуникативных - в конкретности принципа "здесь и теперь". Несмотря на то, каким каналом-связью воспользуется Входящий в конструктории, последний окажется возможным и состоявшимся для Входящего в случае удержания им, как минимум, трех рамок, в совокупности определяющих эпистемологическое отношение к знаковой форме. |
Эпистемическая действительность
проявляет себя здесь в конструктивно-аналитическом обращении со средствами
знакотехники, а через них и с ее объектами, которые теперь уже берутся
в иных, нежели знакотехнических, операциях, процедурах и понятиях. Тем
не менее, объекты сохраняют ее, знакотехническую, природу и происхождение. Три рамки - это значит три ряда понятий и три состава операторик. Мы здесь вновь обращаемся к предписаниям схемы категории, чтобы не утерять места, в котором осуществляется схематизация объекта и с которым только и связывается объективация содержаний. Понятия и оперативные средства устанавливаются рамками (1) технической теории знака, (2) исторических типов знаковых форм и (3) общей теории знака. Они же задают тематику коммуникации между Семиотиком, Знакотехником и Эпистемологом - фигурами, управляющими рабочими процессами в конструктории. И эти же рамки выделяют для них объем работ (см.схему): (1) по представлению библиотечного дела, (2) по заданию места и определению функций знаковой формы в библиотечном деле и (3) по аналитике и конструированию принципов преобразования знаковой формы. Соответственно, перечисленные работы являются рамочными по отношению к пространству работ двух аналитик знаковой формы и использующими их продукты двух видов работ по конструированию, олицетворяемых одноименными позициями. |
Первая связка Аналитика
и Конструктора ответственна за форму знака, способы ее фиксации, выражения
и хранения; вторая связка позиций - за материал знака и, аналогично, за
его способы фиксации и хранения. Дискуссии, которые с неизбежностью состоятся в конструктории, будут вызваны: - расхождением в основаниях, целях и ожиданиях результатов, например, от порядка выкладывания рамок, приемов восприятия их регулятивности, предпочтения инструментов-проводников рамочных предписаний... - несовпадением содержаний интеллектуальных ситуаций, которые манифестируются в эпистемарии как "пролог", и образовывающимся содержанием ее "эпилога" (в случае парадигматизации и предметизации вне намечаемых дальнейших планов систематики), - "спором" знаковых форм, принадлежащих сталкивающимся интеллектуальным процессам трансляции и коммуникации, - и т.д. Но, так или иначе, все дискутанты с необходимостью апеллируют к двум инстанциям: схеме категории и схеме знания. К первой - при установке на творение и хранение знаковых форм, ко второй - при установке на их преобразование и реконструкцию. |
Чтение по правилам двойной развертки схемы знания |
Очередное обращение
к схеме знания продиктовано общей атмосферой, царящей в эпистемарии и
проникающей по каналам-связям и в библиотечный конструкторий. Это - атмосфера
систематики, к которой устремлено библиотечное дело как к своему "верховному"
порядку, но устанавливаемому и принимаемому d hoc конкретной, актуально
развертываемой ситуации. Систематика, о которой идет речь, основывается в функциях демонстрирующего себя интеллектуального комплекса, но не в уложениях подлежащего хранению предзаданного порядка (например, порядка выкладывания рамок для работы в конструктории, порядка, вносимого каждой из вводимых рамок и пр.). Упорядочению подлежат как состав семиотико-эпистемических единиц, так и их форма и строение (внутренний состав отдельных единиц). К таковым единицам по преимуществу относятся гипотетические содержания, не утвердившие себя еще ни в форме, ни в статусе знака культуры, как то: "необычные" устремления интеллекта; перспективы и горизонты, видимые только его особым "взором" и т.п. Достигается упорядочение оформлением устремления в проект, в исследование и в программу, как в рабочие формы интеллектуальной активности. Оформляемым же содержанием, соответственно, являются: (1) задачи, имеющие в результате привлечения разнообразных средств множественность описания, (2) исследовательские темы, в которых снимается множественность описания задач, |
(3) парадигматики,
в которых содержится (фиксируется, характеризуется, артикулируется, конфигурируется...)
и исчерпывается относительная полнота разрывов в строении семиотико-эпистемических
единиц. Особенности и характер разрывов, как главных атрибутов рассматриваемых единиц, предварительно могут быть намечены как: - "дистанция" от культуры, - квалификация дефициентности (дисквалификация) целого - системного, идеологического, задаваемого тем или иным понятием, категорией, целью... - затруднения и сбои в осуществлении интеллектуальных функций, приписываемых в качестве содержания той или иной семиотико-эпистемической единице и носящих как нормативный, формализованный, так и интуитивный, "творческий" (нетехнологический) характер. Итак, в одно пространство должен быть помещен и в нем приобрести особый порядок, диктуемый этим пространством, некоторый состав семиотико-эпистемических единиц, как знаков или хотя бы символов, выставляемых по отношению к парадигматикам, складываемым интеллектуальными комплексами, как значений, противопоставляемых характеристике "разрывности". Работами, задающими порядок, служат: - предваряющие его фиксации положения дел, задающих материал ситуации; |
- тематический анализ,
объективирующий как релятивность положения дел, так и определенность аналитик
ситуации, - основывающие его проектирование в выделении задач по преодолению зафиксированных разрывов, - исследование, в котором осуществляется тематическая сборка и строятся первые идеальные конструкции или объекты, - программирование, следом и результатом которого необходимо считать парадигму - как бы составленную программой область. Результатом, находящим место в исследовательской модели конструктория, и продуктом, возвращаемым в эпистемарий, являются систематики как трассировки, прокладываемые в образованном пространстве. Будучи проложенными, трассировки-систематики представляют собой разного рода интенциональные отношения, устанавливаемые между парадигмами программ, исследовательскими темами и проектными задачами, относящимися к различным семиотико-эпистемическим единицам. Отмечу лежащие на поверхности: 1) программы, развернутые единицей "А" - это механизмы и средства для исследования объективных содержаний единицы "В", а через них - для задач проектирования, поставляемых единицей "С". Ежели воспринят только след программы - парадигматика, - то он вовлекает в движение по вектору процедуры отнесения схемы знания к исходной единице "А", являясь механизмом ее воспроизведения. |
В первом же случае
(при воспринятии собственно программной формы) приобретаются разграничения
состава единиц, их локализация, топика интеллектуальных работ; 2) исследования - это условия и обстоятельства, возлагаемые на себя мышлением и позволяющие ему развернуть проектирование по поводу задач, поставляемых другими семиотико-эпистемическими единицами (с сохранением тематики, обозначенной по отношению к содержаниям исходной единицы и ее парадигме); 3) проектирование - это инструмент и форма перехода от задач, выдвигаемых со стороны одной единицы, непосредственно к материалу другой единицы, что фиксируется в положении дел и анализе интеллектуальной ситуации с переносом характера и способа решения задач исходной единицы (разрывов ее интеллектуальных процессов). |
Это изложение соответствует одному типу интенционального отношения (если вести речь в терминах знания) - отнесению. Наряду с обратным отношением - замещением - это есть две линии (два вектора) развертывания, опирающиеся на логику схемы знания. И если линия отнесения ведет по пути реконструкции, аналитики, различения, исследования "знакового" в представляемом содержании и, тем самым, его отделения в целях приобретения чистого содержания и чистых процедур, (что позволяет иметь под рукой объекты оперирования), то линия замещения предписывает конструктивную, моделирующую работу и, тем самым, преобразование исходных знаковых форм в целях ухода от одного рода содержаний и приобретения, генерирования иного. | Так понимаемая систематика и задаваемая ею логика сводятся (в эпистемологической редукции библиотечного дела) к возможности и способности протрассировать в едином приеме, как минимум, две интеллектуальные (мыследеятельностные) ситуации. Следование одному приему продиктовано нацеленностью на приобретение различных категоризаций интеллектуальной ситуации и соответственно оснований для проблематизации каждой из них. Но эта тема, как и тема схематизации функций понимания и логики, выходит за границы библиотечного дела. |
Схема-пространство библиотечного дела: "экспозиция-архив-библиотека" |
Последуем по намеченному пути библиотечного дела как пути от схемы к схеме. Приведенная ниже схема (рис.3) претендует на первый такт схематизации или "пролог" в интеллектуализации библиотечного дела. Данного пролога будет стремиться избежать Манипулятор единицами хранения. Этот же пролог останется вечным прологом или неопределенно долгим для Репрезентатора конструктория, что может послужить и основанием новой институции библиотечного дела или ее "эпилога". Последний же преодолевается Тематизатором эпистемария, своей позицией свидетельствующий о мире содержания и гарантирующий содержательность и состоятельность библиотечного дела. | При намерении "прочесть" данную схему, войти в ее действительности и сделать их реальностью практического действия, результат "прочтения" будет зависеть от выбора маршрута следования из экспозиционного зала (который, кстати, существует "здесь и теперь" только в виде этой схемы) либо в архив, либо в библиотеку. Это опять ситуация выбора "за" и "против" библиотеки. Но эти "за" и "против" уже не есть знаки предпочтения или неприязни, а есть знаки устройства пространства библиотечного дела. Так, направляясь в библиотеку, мы попадаем в находящийся против нее экспозиционный зал, поскольку маршрут проследует через него (не обходить же!). И он будет посещен первым также потому, что библиотека расположена за архивом. | Вполне вероятно,
что подобная ориентировка никогда не приведет в библиотеку в ее традиционном
понимании, но работа в зале экспозиций (экспозиции знаковых форм, предметов,
моделей) и в архиве (архиве осуществленных способов свершившихся ситуаций,
запечатленных текстов) приведет к действительным и строгим хранителям
содержания - категориям, онтологиям, объектам, сохранность и подлинность
которых только и могут обеспечить такие образования библиотечного дела
как архив и экспозиционный зал. Почему бы не рассмотреть и не прочесть эти два образования как пролог современной книги? |
кликните
для просмотра |
|
кликните
для просмотра |
|
|
|