|
Предыдущий фрагмент этой серии заметок подводил к мысли о ”градообразующем предприятии”, трансформировавшем средневековое поселение в город – в самоуправляемое общежитие, члены которого суть «политические существа», т.к. причастны к решениям вызовов/ситуаций совместной жизни. Таким ”градообразующим предприятием” в европейском средневековье послужил рынок и специфический с него тип дохода (М.Вебер). Любое предприятие по определению доходно, поэтому в конце предыдущего фрагмента был поставлен вопрос о «доходе» с рынка как градообразующего предприятия в контексте неизбывной российской «панслободы» (В.Глазычев). А т.к. речь идет о ставках принятых решений, индивидуальных и коллективных, то к контексту можно добавить и злободневный момент – только что прошедшие, а также предстоящие выборы в представительства различного уровня.
Чтобы подступиться к вопросу о «доходе», придется отступить на полшага и вновь обратиться к схеме-проекту и ее элементам. В элементе «территория» ставится акцент на деятельности и поведении (вынося на время за скобки топо- и географию), в самом общем виде представляющих сценарии ”освоения”: – оконтуривание территории в виде некоторого значащего локуса, – разграничение ее наличного и предстоящего содержимого и – проецирование на территорию внешних идей и образцов поведения/деятельности.
Каждым сценарием предполагается свой характер дохода от ”торга” решениями. В одном случае – оконтуривания – характер дохода может зависеть от монопольной ”цены” на решения, которая принимается внутри оконтуренного локуса, и жители вне контура вынуждены с нею считаться. В другом случае – разграничения (по физическому или символическому основанию) – доход может составляться ”таможенными” сборами и прочими взиманиями при пересечении товара/решения той или иной установленной границы (С.Кордонский в «Россия. Поместная федерация» прямо указывает, что в отсутствие рынка как такового нечто становится товаром только при пересечении границы). В третьем случае – проецирования – доход может приносить ”заморский” статус решения, как бы не имеющего ограничений в виде местных уложений и обычаев, с которыми ”местное” решение должно бы считаться. Таким образом, нашему потенциальному горожанину потребуется пройти испытание на роль сценариста и готовность в выбранном сценарии вынести ”цену”, которой должен быть оплачен «доход», а другими словами приход элементов системы (местного) самоуправления. |
|