главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    

Виталий СААКОВ
ГОРОЖАНИН
КАК ПРОБЛЕМА
ЗАМЕТКИ К ОНТОЛОГИИ ГОРОДА

     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в разделш Пространственное развитие: схематизирование, сценирование и планирование территорий деятельности  
содержание разделаш Горожанин как проблема (к элементам онтологии города)  
    Схема как проект понятия "горожанин" и как план онтологической работы  
    Требования к онтологизации понятия "горожанин"  
    Шаги объективации исходных онтологических полаганий  
    Проблематизация первых проектных шагов  
    Схематизация первая: «Горожанин-Житель»  
    Объективация схемы «Горожанин-Житель»  
    Различения как ловушки эмпирического материала  
    Схематизация вторая: «Горожанин-Территориал»  
    Объективация схемы «Горожанин-Территориал»  
    Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры  
    (...)  
       
  Сноски и примечания  
       
     
     
  см.также - Методологические заметки к перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность»  
  Виталий СААКОВ
ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА
ЗАМЕТКИ К ОНТОЛОГИИ ГОРОДА
 
  "Могут ли относительно устойчиво существовать
"острова" городского начала,
узлы чужеродной цивилизованности внутри панслободы?"
(Вячеслав Глазычев, 1996)

"Развитие "городов" в России уже с середины ХVI века
резко расходится с общеевропейским трендом развития"

(Петр Щедровицкий, 2021)

"Я знаю, город будет"
(Владимир Маяковский, 1929)
  Схема как проект понятия "горожанин" и как план онтологической работы  

Соображения, приводимые ниже, – это не более, чем упражнение в развертывании схемы «горожанин»(1). А если сказать более осторожно, то – попытка упражнения. Собственно, в чем? В том, чтобы, во-первых, попытаться раскрыть возможную перспективу для ответа на онтологический вопрос Вячеслава Глазычева, вынесенный в эпиграф(2). И, во-вторых, попытаться наметить альтернативу историческому выводу Петра Щедровицкого, также вынесенному в эпиграф(3). Итогом упражнения должна бы возникнуть убежденность под стать всеизвестному третьему эпиграфу. Убежденность в данном случае выражается в гипотетической фигуре «Горожанин», а ее изображение в виде соответствующей схемы.

Схема задает фигуру и позицию горожанина как ключевую для проблематики города точно также, как, например, фигура и позиция исследователя является ключевой для сферы науки или, на другом полюсе, фигура воина для сферы армейской. А равно для ключевых фигур и позиций всех сфер, складывающихся исторически. Данная аналогия проводит ту мысль, что должны быть выявлены обстоятельства, в которых возникает специфическая позиция "горожанин", когда города в европейском смысле еще или уже не существует (сравни: науки еще или уже нет, а исследователь исследует, армии еще или уже нет, а воин на своем посту). Аналогия годится и для вполне города, если в нем обнаруживаются закрывающие развитие дефициты, каковые, если в культурологическом, экономическом и социологическом планах, следует отнести на счет отсутствующих в городе представителей именно городских "сословий" - носителей т.н. городской культуры. Предполагается, если будет задано некоторое типологическое разнообразие позиций горожанина, то введенная схема может также рассматриваться исходной ”клеточкой” города. Также схема может рассматриваться изображением принципа пространственного строения города, обеспечивающего необходимые направления его развития.
Тем самым, перечислены, с одной стороны, возможности схемы быть проектом понятия горожанина вообще и, с другой стороны, задачи, которые ставятся перед схемой как проектом конкретного понятия.
Его конкретность намечена в первом абзаце – представить как возможно вос-становление города и градообразующих процессов на постсоветском пространстве с учетом его культурных и экономических обстоятельств, наследованных от социализма(4).
СХЕМА-ПРОЕКТ ПОНЯТИЯ "ГОРОЖАНИН" (1)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Схема задает фигуру и позицию горожанина как ключевую для проблематики города точно также, как, например, фигура и позиция исследователя является ключевой для сферы науки или, на другом полюсе, фигура воина для сферы армейской. А равно для ключевых фигур и позиций всех сфер, складывающихся исторически. Данная аналогия проводит ту мысль, что должны быть выявлены обстоятельства, в которых возникает специфическая позиция "горожанин", когда города в европейском смысле еще или уже не существует (сравни: науки еще или уже нет, а исследователь исследует, армии еще или уже нет, а воин на своем посту). Аналогия годится и для вполне города, если в нем обнаруживаются закрывающие развитие дефициты, каковые, если в культурологическом, экономическом и социологическом планах, следует отнести на счет отсутствующих в городе представителей именно городских "сословий" - носителей т.н. городской культуры.
© priss-laboratory, 2021 июнь
   
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Схема задает фигуру и позицию горожанина как ключевую для проблематики города точно также, как, например, фигура и позиция исследователя является ключевой для сферы науки или, на другом полюсе, фигура воина для сферы армейской. А равно для ключевых фигур и позиций всех сфер, складывающихся исторически. Данная аналогия проводит ту мысль, что должны быть выявлены обстоятельства, в которых возникает специфическая позиция "горожанин", когда города в европейском смысле еще или уже не существует (сравни: науки еще или уже нет, а исследователь исследует, армии еще или уже нет, а воин на своем посту). Аналогия годится и для вполне города, если в нем обнаруживаются закрывающие развитие дефициты, каковые, если в культурологическом, экономическом и социологическом планах, следует отнести на счет отсутствующих в городе представителей именно городских "сословий" - носителей т.н. городской культуры.
  Требования к онтологизации понятия "горожанин"  
Итак, схемой зафиксирован комплекс обстоятельств, которым порождается горожанин в среде-пространстве существующего города. Требуется мысленно вынуть его фигуру из порождающего комплекса, чтобы, схематизируя, продолжить мысль Глазычева, начатую эпиграфом: «…есть основания думать, что без постижения уникальной природы российского "нонурбанизма" разобраться в особенностях местной культуры и тем паче в механике образа бытия трудно или вообще невозможно». Мысленно вынутая фигура есть попросту индивид, но поскольку это человеческий индивид, ему для совместного бытия с другими индивидами требуется некое поселение. Сбыться или не сбыться этому поселению городом? Щедровицкий приводит исследования Вебера, который "…последовательно называет и отвергает как недостаточные для однозначной организации нашего понимания ряд признаков городских форм жизне- и мыследеятельности, которые известны из исторических исследований "поселений" различных эпох и географического расположения".
Вебером последовательно отвергаются такие признаки, как численность поселения; за нею экономика, даже с противопоставленными сельскохозяйственному труду ее торговлей и промышленностью; также отвергается тип хозяйственно-экономической специализации, приобретшей согласно Глазычеву в советское время в страновом масштабе характер панслободы. Щедровицкий подчеркивает, что "по мнению Вебера мы должны называть "городом" поселение, ориентированное … на рынок, то есть на "постоянный товарообмен", являющийся не только существенной составной частью производственного заработка, но и ежедневного экономического спроса "населения", проживающего в этом месте.
Любой "город" является "рыночным местом", имеющим в качестве экономического центра поселения "местный рынок", на котором "вследствие существующей экономической специализации производства, удовлетворяются потребности как городского, так и не городского населения. Это означает, что доходы горожан зависят от покупательной силы его постоянного населения и способности увеличить масштаб спроса со стороны его временных обитателей".
Это - в Европе, а что в России? Глазычев утверждает: "Мы имеем дело с особой действительностью, в которой все международные понятия, вроде урбанизации, обманчивы, подменяют и маскируют реальность". Обманчиво и международное понятие рынка.
  Шаги объективации исходных онтологических полаганий  
Вернемся к схеме горожанина с вопросом: что следует оставить в порождаемом комплексе, чтобы он оставался при своей силе, порождающей горожанина? Заострим вопрос, имея в виду веберовское положение: что вместо рынка, или наряду с ним, в силе формировать горожанина? Теперь смягчим вопрос: наметить подобие горожанина, его зародыш, даже его уродца, которые при дополнительно осуществимом условии могли бы в перспективе прорасти в российского горожанина, по некоторым основаниям сопоставимым с европейским? Территория на первых порах должна быть исключена из специфически городских признаков. Исключены должны быть как преждевременные и картины города со сценариями освоения заселяемой территории.
Представляется, что таковым признаком, так или иначе эквивалентном рынку, могут выступить ситуации и практики, возникающие в поселении и, что важно, связываемые замыслами (проектами, решениями) различного характера. Несомненно, что ситуации, как вопросы и задачи, встающие в поселении, на внешний взгляд поселенцев однозначнее, чем выдвигаемые из их среды ответы и решения, которые в случае их принятия могли бы составить практику общежития. Конкретные и в последующем воспроизводимые в закрепляемом формате обстоятельства выбора приемлемого решения могут в нашей схеме считаться функциональным подобием рынка.
Закрепление обстоятельств выбора и принятия решений в формате, согласованном жителями и поддержанном их жизнедеятельностными стремлениями, - это уже вполне рынок, на котором "торгуются" решения(5).
Феноменологический взгляд может усмотреть в подобном рынке и производимом им "рыночном" горожанине бесчисленные интерпретации, но Глазычев полагает "Если войти в эту феноменологическую позицию и стараться удержать в ней равновесие, то придётся начать отстраивать модель средоустройства не столько обычным образом - от целого к частности, сколько путем восстановления или восхождения к целому от мельчайшего проявления этого целого, не данного нам в понятийных моделях".
Мы примем этот методологический ход и обратимся в поиске моделей к исследованиям Щедровицкого. "Именно тип доходов населения Вебер пытается положить в основание первичной типологизации городов. Прежде всего он разделяет между собой:
1) город потребителей (живущих в основном на ренту, жалование или пенсии - княжеский город, проживающий" патримониальные или политические доходы), 2) город производителей, 3) торговый город
". На данном шаге нам пока важны не столько типы городов, сколько различающий их признак, а это, как отмечено выше, - специфический доход, который имеют жители поселения вследствие "торга" решений.
Вновь обратимся к нашей схеме и ее элементам. Территория по-прежнему не дает нам достаточного конкретного понимания, разве что ее акцентировка как территории именно деятельности и поведения (оставляя на время ее топо- и географию).
Таким деятельностно-поведенческим акцентом территории выступают сценарии освоения:
- ее оконтуривание в виде некоторого значащего локуса,
- разграничение ее наличного и предстоящего содержимого и
- проецирование на нее внешних идей и образцов поведения/деятельности.
Каждым сценарием предполагается свой характер дохода от "торга" решениями. В одном случае - оконтуривания - характер дохода может зависеть от монопольной "цены" на решения, которая принимается внутри оконтуренного локуса, и жители вне контура вынуждены с нею считаться. В другом случае - разграничения (по физическому или символическому основанию) - доход может составляться "таможенными" сборами и прочими взиманиями при пересечении товара/решения той или иной установленной границы (С.Кордонский в "Россия. Поместная федерация" прямо указывает, что в отсутствие рынка как такового нечто становится товаром только при пересечении границы). В третьем случае - проецирования - доход может приносить "заморский" статус решения, как бы не имеющего ограничений в виде местных уложений и обычаев, с которыми решение должно бы считаться. Тем не менее, в любом случае доход для одних предполагает расход для других, пусть не обременительный, но в перспективе как непременное условие постоянства дохода первых.
(…)
  Проблематизация первых проектных шагов  

Данное положение, так или иначе, апеллирует к культуре вообще, а с ней и к городской культуре. История по Глазычеву свидетельствует: «Города в европейском смысле худо укоренялись на российской территории в любой период ее никогда не завершаемого освоения, потому и с городской формой культуры у нас постоянные трудности, и само её наличие было и остается под вопросом. Под городской культурой Европой уже лет пятьсот понимается (…) культура вообще — особая среда порождения, распространения и обмена ценностей между относительно свободными гражданами, каковых греки именовали "политеи" или причастные к политике». Мысль Глазычева подчеркивает: обмен ценностями – физическими и символическими – имеет место в специфической среде-пространстве, определяемой как культура, а это следует понимать прежде всего как отбор образцов деятельности и поведения с целью им следовать и воспроизводить их.
Что на нашей схеме должно выступить эквивалентом такого понимания культуры, и чем должны быть дополнены эти элементы, если это будет необходимо? Вновь обратимся к элементам схемы, обозначенным как ситуации с включенными в них практиками, в т.ч. потенциальными. Что должно сойтись в ситуациях, чтобы наш горожанин оказался в среде-пространстве культуры, а далее выступил как один из источников и агентов становления культуры именно в ее городской форме? Безусловно, должны сойтись вопросы, насущные для общежития, даже если они явно не были сформулированы для решения, а были учтены задним числом. Такой учет также безусловен и должен быть включен в содержимое ситуаций, поскольку найденные на них ответы решали те или иные задачи общежития в целом или в его важных аспектах. Учет может быть налажен как должная практика фиксации и регистрации схожих ситуаций и составить одно из уложений жизни поселения.

Щедровицкий приводит утверждение Вебера, которое в контексте проблематики становления городской культуры, может служить наглядной исторической иллюстрацией схождения в ситуациях поселения искомых вопросов. «Вебер утверждает, что только в Европе в средние века возник особый тип городов, соединивший в себе специфическое хозяйственно-экономическое устройство и политико-административную организацию(6). С его точки зрения, этот «исторический» тип возник за счёт наложения как минимум трёх разных моментов:
1) во-первых, сосредоточения торговли и промышленности как минимум в масштабе сельской округи, обеспечивающей городское население съестными припасами и, одновременно, являющейся «естественным местом сбыта» для большей части городской промышленности, а как максимум — крупной международной торговли и систематически обеспечивающей её товарами промышленности;
2) во-вторых, специфической формы обеспечения безопасности населения и функционирования «рынка» за счёт временной воинской и милицейской повинности «горожан»;
3) в-третьих, формирования представительских органов управления местной общиной, собственного суда и городской администрации, за счёт деятельности которых стало конституироваться сословие горожан [граждан города], являвшееся носителем особых привилегий, создающих городскую корпорацию и систему самоуправления».
Вновь обратимся к схеме и вскроем в структуре ее элементов три веберовских момента, или же дополним схему элементами со значениями, соответствующими веберовским. Но прежде напомню, что схематизируемый и онтологизируемый горожанин нами уже изолирован от порождающего комплекса обстоятельств, о которых выше сказано как о среде-пространстве культуры. Изолированный горожанин теперь не ”более”, чем банальный индивид или житель (схема-2).

(1) Первый веберовский момент – "Сосредоточения торговли и промышленности". Поведение и действия схематизированного горожанина (см. схему-1) исходят из определенных сценариев освоения территории: оконтуривания, разграничивания и проецирования(7). Отмеченные сценарии могут описываться и как реконструкция череды событий в трансформации поселения, и как событийный, фактический план, принятый сообществом поселенцев. В соответствии с первым сценарием намечается контур с образованием вполне внутреннего и как бы внешнего пространств с перспективой взаимодействия их содержимых. В соответствии со вторым сценарием оба пространства разграничиваются (функционально и морфологически) на, как минимум, торговлю и промышленность, ”продавцов” и ”покупателей”. В соответствии с третьим сценарием контур и его разграничивания проецируются на ”мир” в том масштабе, который по замыслу сообщества поселения адекватен потенциалу внутреннего контура и воспроизводит вне его также адекватное разграничение/различение торговли и промышленности, ”продавцов” и ”покупателей”.
Вроде бы почти все моменты первого веберовского пункта присутствуют в схеме и, таким образом, могут развертываться по направлению к «городу». Остается неучтенным схемой момент сосредоточения торговли и промышленности (скажем в более общем смысле – товарного обращения, обеспечиваемого производствами поселения). Если сосредоточение принять за ”естественный” процесс (и постольку ”случайный”), за констелляцию причин и событий, ведущих к сосредоточению, то и нет нужды разбираться с его механизмами, ибо так случилось ”по прихоти истории”. Но Вебер вторым и третьим пунктами определенно указывает на целенаправленность процесса и, таким образом, на его механизмы.

К СХЕМЕ ПОНЯТИЯ "ГОРОЖАНИН" (2)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / схематизируемый и онтологизируемый горожанин нами уже изолирован от порождающего комплекса обстоятельств, о которых выше сказано как о среде-пространстве культуры. Изолированный горожанин теперь не ”более”, чем банальный индивид или житель
© priss-laboratory, 2021 ноябрь
   

(2) Второй веберовский момент –"Специфические формы обеспечения безопасности населения и функционирования «рынка»". Чтобы ввести таковые в схематизацию горожанина, необходимо еще одно отступление. Схема-3 изображает возможные логики становления подобных форм, впоследствии институтов(8), в виде знаков процессов, движимых одноимёнными механизмами.

Совокупность этих процессов-механизмов составляет, как следует из схемы-3, основание искомого процесса-механизма становления и трансляции городской культуры(9), означенного как «горожанин». Две возможные логики, согласно данному изображению, лежат вполне на поверхности.
Это (а) сведение фигуры «горожанина» к одной или нескольким фигурам ”знаменателя” и (б) прорисовывание диспозиции, в которой фигура «горожанина» присутствует на ”равных” со ”знаменательными” ему фигурами.
Таким образом, все наше рассуждение двигалось и движется согласно варианту (б) с поправкой на то, что фигура «горожанина» как бы противопоставлена всем другим. По-иному, имплицитно их содержит и развертывается до полноты их позиционного комплекса.
(...)
К СХЕМЕ ПОНЯТИЯ "ГОРОЖАНИН" (3)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / . Схема изображает возможные логики становления подобных форм, впоследствии институтов, в виде знаков процессов, движимых одноимёнными механизмами. Совокупность этих процессов-механизмов составляет, как следует из схемы-3, основание искомого процесса-механизма становления и трансляции городской культуры, означенного как «горожанин».
© priss-laboratory, 2021 ноябрь
   
  Схематизация первая: «Горожанин-Житель»(10)  
На исходной схеме-проекте (см. схему-1) веберовские специфические формы обеспечения безопасности населения и функционирования «рынка» следует связывать с практиками, которые для данного случая стоит обозначить как практики общежития, складываемые внутри оконтуренной территории. Ответом на какие ситуации служат подобные практики? Или так: для предотвращения каких ситуаций? Вебер, говоря о безопасности, указывает на их явно негативный характер – как никак, речь идет о средних веках.
Разумеется, такого рода ситуации не могут ждать своего естественного разрешения в виде неспешно формирующейся традиции, а требуют здесь и сейчас проектного решения. Воинская и милицейская повинности – это, по Веберу, и есть «проекты», создаваемые в рамках намечаемых картин города. Какой ”эквивалент” негативным ситуациям средневековья следует сопоставить современным российским слободам-поселениям? Соответственно, какие практики общежития, (прото- и квази-) городские, могут и должны складываться в ответ на реалии российской современности, которыми отмечено третье десятилетие XXI века?
А если в самом общем виде, то: каким ситуациям становящегося средневекового города, рождающим горожанина – словами Глазычева, свободного гражданина, причастного к политике – могут и должны быть сопоставлены ситуации российской панслободы? В самом общем виде сопоставимо отсутствие политики, и вовсе не ”высокой”, формирующей государственное устройство, а политики как местного самоуправления, МСУ (жителей от поселков городского типа, ПГТ до слобод-миллиоников). МСУ согласно Глазычеву и есть решающее, поскольку самое широкое, политическое основание политических надстроек самой различной ”высотности”.
В средневековом прото-городе политики также не было, зато с лихвой присутствовали регламентации ”сверху”. Торговля и промышленность, концентрирующиеся в средневековых прото-городах, не в последнюю очередь ”благодаря” подобной регламентации были вынуждены обзаводиться собственными уложениями, среди которых воинская и милицейская временные повинности были далеко не на последнем месте. И это понятно: наращиваемым торговым и промышленным активам вкупе с их рынками-пространствами требовались защита и сохранение. себя жителями.
Итак, в самом общем виде сопоставлению в том, средневековом европейском случае, и в этом, современном российском, подлежат активы, требующие сбережения, и в этой связи ”невиданных” досель повинностей, добровольно возлагаемых на себя жителями.
О какого рода активах и повинностях может и должна идти речь во втором – современном российском – случае?
Представляется, по крайней мере о тех, которые вновь складывают элементы и формы местного самоуправления с входящими в них активами, а также наращивают потенциал уже ставших. Согласно исходной схеме-проекту (схема-1), подобные элементы и формы проектируются, чтобы получить устойчивые и воспроизводящиеся практики, как уже найденные и опробованные решения в ответ на очерченный характер возникающих ситуаций либо на их прогнозируемый тип.
(…)
К СХЕМЕ ПОНЯТИЯ "ГОРОЖАНИН" (4)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Определить характер и статус активов требуется вне идеи и контекста собственности и рынка (как они значатся в европейской традиции), тем не менее, в соотнесении с ними, каковым соотнесением выше положен «торг выдвинутыми решениями» Определить характер и статус активов требуется вне идеи и контекста собственности и рынка (как они значатся в европейской традиции), тем не менее, в соотнесении с ними, каковым соотнесением выше положен «торг выдвинутыми решениями». Но так или иначе, контекст должен быть определен, в противном случае ни о какой практике не может идти речи в принципе. Глазычев таковым контекстом определяет панслободу, слободу всеобщую и безграничную, а нам достаточно и любой отдельной взятой. Что может выступать активом в слободе, описываемой О.Бессоновой и С.Кордонским в виде «сдаточно-раздаточной экономики», к которой принадлежит и пресловутый соцгород, во многом неизжитый?
© priss-laboratory, 2021 декабрь
   
 

Определить характер и статус активов требуется вне идеи и контекста собственности и рынка (как они значатся в европейской традиции), тем не менее, в соотнесении с ними, каковым соотнесением выше положен «торг выдвинутыми решениями»(11). Но так или иначе, контекст должен быть определен, в противном случае ни о какой практике не может идти речи в принципе. Глазычев таковым контекстом определяет панслободу, слободу всеобщую и безграничную, а нам достаточно и любой отдельной взятой. Что может выступать активом в слободе, описываемой О.Бессоновой и С.Кордонским в виде «сдаточно-раздаточной экономики»(12), к которой принадлежит и пресловутый соцгород, во многом неизжитый? Ответ предполагает схематизацию – развертывание исходной схемы-проекта. Ее первый шаг согласно логике схемы-4 должен установить связь проекта (найденного решения возникшей ситуации, «А») и актива (основы и условия дохода, «В»), а шире – связь «А-В», т.е., зависимость и даже взаимозависимость обстоятельств того и другого.
Вскроем и попробуем развернуть данную связь в текущем российском контексте. Активы прямо или косвенно связаны с доходами, а таковые требуют, как минимум, сбережения, а как оптимум, приращения.
Выше в виде дохода для российского контекста принято становление и расширение самоуправления (местного и любого локального, вплоть до индивидуального). Уточним контекст замечаниями О.Бессоновой и С.Кордонского (см. сноску №12), а если соединить оба уточнения, то следует признать, что «граница» (в выше указанных смыслах: материальных и символических, статичных и подвижных, прочерченных по территории и проецируемых на нее…) в российском контексте больше, чем граница, ибо "поэт в России больше, чем поэт".

В этой связи понимание и знание границ (сравни с выражениями-терминами С.Кордонского «в реальности» и «на самом деле») представляется неотъемлемой принадлежностью актива (по крайней мере для его символической составляющей).
Согласно схеме-4, связь «А-Б» – «проекта» и «актива» ("ментальных", скажем так, конструкций для фигур «Горожанин» и «Житель») – закрепляется общностью их ситуаций и практик(13), складываемых в результате «торга решениями». Что это за «торг» и что за это «решения» в нынешнем российском контексте? «Торг» – по поводу «решений» о «цене» сохранения обретенного актива и, следовательно, добровольного принятия "активистами" на себя определенных повинностей, которые и составляют пресловутую «цену». Фигуры «Горожанин» и «Житель» – фигуры собирательные и постольку за каждой следует видеть некое множество разнообразных индивидов. При этом, характеризующихся по отношению к каждой из фигур некими повторяющимися действиями или схематизмами поведения(14). Среди таковых нам интересны именно те, что напрямую или косвенно связаны со сбережением активов, материальных и символических, а также соответствующими действиями и поведением(15). Поведение и действия фигуры «Горожанин» в нашей схематизации специфицированы «проектом» (решением). А поскольку речь о «торге», то данная фигура в соответствие с принятой схематизацией должна иметь достаточно общее основание для взаимодействия с фигурой «Житель». Таковым основанием может и должен также выступить "актив". В данном случае активом фигуры «Горожанин» разумеется актив символический, например, в виде расположенности фигуры «Житель» к проектным решениям по сбережению его материальных (и нематериальных) активов. Таким образом в схематизации обеспечивается онтологичность связи «А-Б». Следовательно, ее организационное развертывание, как на этом шаге, так и на последующих, будет обладать известной практичностью, ориентированностью на практику.
Подобное рассуждение должно распространиться и на фигуру «Житель» в отношении фигуры «Горожанин».

«Житель» также должен иметь для «торга» некий "проект", например, предположение о приемлемости цены решения, предлагаемого «Горожанином». Только в таком случае между обеими фигурами возможен «торг». Если же предполагаемая цена не приемлема, то у обеих фигур не возникнет никаких общих оснований для взаимодействия.
Согласно логике схемы-3, если мы ограничиваемся связыванием только двух фигур – верхней и какой-либо нижней, то каждая из них должна получить префикс «квази-»: «квази-Горожанин», «квази-Житель» и т.д. Если же рассматривать только одну фигуру, вне связи с другими, то такая единичная фигура должна именоваться с приставкой «псевдо-». Что мы уже получили в плане проблематики трансляции (городской) культуры и воспроизводства (городской) деятельности, связывая фигуры «Горожанин» и «Житель»? Получили, разумеется, фигуры «квази-Горожанин» и «квази-Житель». Уточнение на этом шаге имен фигур имеет веское основание. А именно: если первая связка "оказалась вдруг" онтологичной в какой-либо своей части, и постольку могущей послужить проектированию(16), то приращение к ней последующих связок выведет схематизацию к искомой перспективе – к фигуре «Горожанин» как процессу-механизму трансляции (городской) культуры. Следовательно, предстоит проверка в российском контексте первой связки на предмет веберовского положения-требования. Напомню его – это обеспечение безопасности населения и функционирования «рынка» в форме добровольной (!) воинской и милицейской повинностей.
(...)
  Объективация схемы «Горожанин-Житель»  

Этот раздел представляет собой, с одной стороны, конкретизацию раздела «Шаги объективации» и, с другой, проверку первого онтологического полагания – связи фигур «Горожанин» и «Житель». Как и ранее, в представлении фигуры «Горожанин», необходимо сделать отступление. Отступление состоит во временном "низведении" данной фигуры до положения «квази», поскольку она пока связана только с единственной фигурой – фигурой «Житель». Соответственно и формы «воинской и милицейской повинностей», о которых говорит Вебер, также будут иметь квази-образный характер.
До сих пор я избегал любых более-менее конкретных примеров, прямых и косвенных. Во-первых, для этого нужно было сколь-нибудь развернуть исходный схематизм фигуры «Горожанин», которая до того в своей абстрактности могла лечь на любую "почву", что и показали дискуссии в FB по ранее опубликованным материалам данного "сериала", особенно с Дмитрием Турбиным. С моей стороны аргументация выдвигалась в рамке культурологии, т.к. В.Глазычев ставил проблему города и горожанина именно как проблему культуры. Со стороны Дм.Турбина выдвигались аргументы, основанные на теориях классиков экономики, которые можно объединить общей идеей «собственности», «рынка» и «права».

Здесь необходимо заметить, что обращение этих идей и теорий в современной России по убеждению Глазычева (неизбежно) приобретает фиктивный характер (отчасти квазиподобный, а в подавляющем большинстве случаев вид псевдо-понятий и псевдо-фактов). Также, как и судьбы прочих идей собственности и рынка, включая идеи Маркса(17). Потому стоит напомнить слова Глазычева: «Все международные понятия, вроде урбанизации, обманчивы, подменяют и маскируют [российскую] реальность»(18). Я тоже напомню свои: обманчиво и международное понятие рынка, которое далеко не исключение в общем положении дел.
Во-вторых, нужно было произвести ревизию того материала, который ранее был вовлечен в построение схемы-понятия, выступившей здесь как фигура «Горожанин» (схема-1). И, соответственно, поставившей новые вопросы, а именно, вопросы к комплексу обстоятельств, порождающих такого исторического персонажа, как горожанин, и такое историческое явление, как город. И пункт первый, и пункт второй служат в шагах проектирования неотъемлемыми составляющими процедуры объективации. Итак, попробую примерить на эмпирический материал схему связки фигуры «Горожанин» с фигурой «Житель».
Напоминаю, что фигура «Горожанин» "низведена" к состоянию «квази», и ее, тем не менее, необходимо соотнести с веберовскими историческим персонажами, добровольно принимающими обязанности в защите своих активов.

Следовательно моя задача состоит, с одной стороны, в подборе подходящих иллюстраций квази-обязанностей и, с другой стороны, в указании на эмпирические примеры обязанностей, характеризуемыми как «псевдо». Скорее всего, я не выполню этого "благого" намерения проиллюстрировать сказанное должными и подходящими примерами. Но извинением мне может служить единственное – дальнейшая конкретизация схем с возможностью наиболее полного их "сцепления" с эмпирическим материалом(19).
Примеры будут извлекаться из профессиональных соцсетей, в которых авторы сообщений и комментариев фактически являют собой не что иное, как квази- или псевдо-фигуры «Горожанин», а также из т.н. официальных источников(20). Чтобы фигура «Горожанин» была представлена более-менее объемно, я буду выявлять ее в соответствие нескольким рубрикам: «поведение – деятельность», «активы – интересы», «публичность – огласка», «самоуправление – администрирование», «оргуправление – манипулирование».
(…)
  Различения как ловушки эмпирического материала  

Поведение – деятельность.
Это различение самое, пожалуй, основное в отнесение наших примеров к «квази» или к «псевдо», т.к. все последующие рубрики с их противопоставлениями и различиями есть выведение из данного различения (разотождествления). Для фигуры «квази-Горожанин» деятельность – это перспектива для его поведения в случае обратного "возведения" в собственно статус фигуры «Горожанин», без префикса «квази». Фигура «псевдо-Горожанин» в поведенческом плане даже не обладает более-менее устойчивым набором схематизмов поведения. А это по Бергеру-Лукману(21) исключает какое либо типизирование взаимодействия обеих фигур и, тем самым, напрочь закрывает возможность складывания интересующего нас исторического веберовского института и его квази-форм. И если взаимодействие исключается, то и фигура «Житель» должна в своем имени получить приставку «псевдо», то же касается и ее актива.
(…)
Активы – интересы.
Активы не определимы вне сценариев деятельности по освоению территории, а также вне характера собственно самого "освоенческого" поведения. На схеме-4 для фигуры «Горожанин» обозначен сценарий «оконтуривание территории» как наиболее типичный и потому самый распространенный. А для фигуры «квази-Горожанин», рискну утверждать, так и единственно возможный. Соответственно для фигуры «квази-Житель» активы действительны только и только в определенном контуре территории, обозначенном для него фигурой «квази-Горожанин»(22).

Иначе, напомню, между обеими фигурами не состояться никакому взаимодействию. Намечу варианты подобной фигуры «квази-Горожанин» и, соответственно, ее «квази-проектов» по сбережению активов фигуры «квази-Житель», тем самым также "низведя" их до неизбежного статуса «квази», другими словами, до тех или иных интересов. Не важно каких: высоких или низких, профессиональных или профанных, альтруистических или корыстных…
В любом случае, как сказал бы конфликтолог, конфликт интересов эмпирических индивидов в собирательной фигуре «квази-Житель» неизбежен. Один из вариантов квази-проекта в нижеследующей рубрика «публичность – огласка».
Если же за собирательной фигурой «Горожанин» (и собираемых ею эмпирических горожан) не стоит никаких сценариев освоения территории, то ее следует "низвести" до положения «псевдо». То же самое с фигурой «Житель» и ее активом, от которых зависит первая фигура – стать ли в перспективе фигурой именно «Горожанин» или оказаться на данном шаге в положении «певдо».
(…)
Публичность – огласка.
Это противопоставление относится к "факту" наличия или отсутствия т.н. гражданского общества и, соответственно, наличия или отсутствия сферы публичной политики. С первым термином, публичностью, вполне понятно хотя бы на примере т.н. развитых (например, по критерию их демократичности) стран. Напротив, огласка имеет важное значение в отсутствие сферы публичной политики. И она тем настоятельнее, чем менее развито пресловутое гражданское общество.

Таким образом, если в отсутствии сферы публичной политики со стороны фигуры «Горожанин» появляются проекты, апеллирующие к данной сфере, то таковые проекты суть псевдо-проекты, а сама фигура «Горожанин» должна быть "развенчана" и квалифицирована также как «псевдо». Другое дело, если со стороны фигуры «Горожанин» проектируется именно огласка, то данная фигура по праву заслуживает квалификации «квази».
Здесь важно представлять границы огласки и понимать соответствующие этим границам возможные и невозможные ожидания. «Квази-Горожанин» – это фигура, заключенная в сценарий оконтуривания, и постольку границы огласки напрямую связаны с определенным сценарным контуром. Вряд ли фигура «квази-Горожанин» проведет контур иначе, чем по границам административных делений. Несовпадение сценарных и административных контуров можно будет ожидать от фигуры «Территориал» (на схеме-3 – это фигура, ждущая своей очереди в нашей аналитике). Более того, от него можно будет ожидать и гипотетического сценария разграничивания, но это забегание вперед. А сейчас вернемся к нашей фигуре «квази-Горожанин», сценарий территориального контура которой накладывается на административные границы и, скорее всего, будет их уже, чем шире. Огласка, тем самым, будет адресована территориальным администрациям. Если уже, то, следовательно, к органам местного управления, которые с недавних пор, увы, включаются в пресловутую "вертикаль власти", и наша фигура «квази-Горожанин» рискует быть "развенчанной" со своим проектом в «псевдо». Если контур огласки окажется шире, то нужно точно знать, какие и как вышестоящие администрации будут на нее реагировать.

Грубо говоря, входит ли оглашенное в огласке в их пресловутые kpi, нацпроекты или еще какой функционал, подлежащий безусловной и своевременной отчетности. Если входит, то у огласки и связанными с ней ожиданиями имеется шанс на ответную реакцию. Ее характер отчасти будет вскрыт в нижеследующих рубриках. Тем не менее, фигура «квази-Горожанин» может в этом случае сохранить свой статус «квази».
(…)
Самоуправление – администрирование
Под первый термином данного противопоставления имеется в виду прежде всего местное самоуправление – от районного до регионального, но не выше, выше – госуправление. При этом, как мы знаем, запущен процесс поглощения МСУ госуправлением. Следовательно, границы МСУ не только сужаются, но фактически ликвидируются и само МСУ (а юридические "бантики" – не наша тема). Таким образом, для текущего момента выражение «местное самоуправление» – это оксиморон. Напротив, вторым термином противопоставления предполагается, что администрирование может и не иметь привычных нам территориальных границ. Так, С.Кордонский в «Россия. Поместная федерация» приводит внушительный список округов с различной "юрисдикцией": федеральные, городские, военные, правоохранительные, таможенные, судебные, транспортные, избирательные, энергетические, экономические, геодезические, горные, санитарно-эпидемиологические, природоохранные и многие другие.

Здесь мы опять имеем дело с феноменом границы в специфическом российском контексте. Это значит (если по Кордонскому), что необходимо различать их «в реальности» и «на самом деле». А поскольку их различение – это "компетенция" (если опять же по Кордонскому) сугубо "сословная", то оказывается, что трактовка одной и той же границы будет различной для различных "сословий". И в подобных обстоятельствах для фигуры «Горожанин» сокрыты, образно и фигурально, подводные камни. Столкнувшись с ними, она рискует присоединить к себе либо объективирующий префикс «квази», либо «псевдо», а шансы избежать "унижающих" ее объективаций ничтожны.
Итак, вопросы самоуправления и администрирования упираются в границы такого социального бытия и порядка, которые ("умышленно") не формализованы и ("успешно") препятствуют своей формализации. Это не дает возможности говорить о самоуправлении и администрировании в каком-либо привычном (социологически, политически, экономически…) смысле слова. Зато их смысл ясен и прозрачен для коренного жителя, туземца подобных мест – инсайдера, для которого подобное бытие есть неусомневаемый обычай ("так было всегда, и так оно будет"). У Бергера-Лукмана в разделе «Истоки институционализации»(23) таковые лежат в опривыченных действиях и поведении – в их т.н. хабитуализации. Поэтому мы вслед за Бергером и Лукманом в полном праве назвать данное "несуразное" явление институтом (или его зародышем). Именно в этой связи и для этих "экзотических" обстоятельств следует квалифицировать в префиксах «квази» или «псевдо» фигуру «Горожанин» и его «проект».

Очевидно, что она "заслуживает" квалификацию «квази» только в том случае, если представительствует инсайдеров подобных территорий, в своей массе, увы, характерных для России. И если «квази», то с ней можно будет связывать некий смутный протоинститут. Если не представительствует, то должна квалифицироваться только и только как «псевдо».
(…)
Оргуправление – манипулирование
Первый термин многосоставен, и, помимо указания на организационную и управленческую деятельности, подразумевает деятельность руководства(24). Этот сложенный из разных понятий термин никакого отношения не имеет к феноменам лидерства, популизма, вождизма и прочих феноменов, исключающих как мыслительную сторону "водителей", так и субъектность "ведомых". Последнее с различными аспектами как раз составляет внешнюю сторону манипулирования. Но именно внешняя сторона мало интересна. Заслуживают интереса механизмы манипулирования, встроенные в "респектабельные" процессы и события, из которых наиболее близкие к теме – т.н. общественные слушания.
Публикации в сети RUPA () на этот счет изобилуют многочисленными и разнообразными примерами. А вообще-то, именно таким образом устроено по преимуществу все социальное пространство РФ: там, где появлялись или грозили появиться ростки городского, читай современного – modernity, за счет манипуляций, где грубых, где тонких, восстанавливалось сословное, читай феодальное.
(…)

  Схематизация вторая: «Горожанин-Территориал»  
На первом шаге проектной объективации, а именно, ее связывание с фигурой «Житель», получено разотождествление (расщепление) фигуры «Горожанин» на две вполне самостоятельные фигуры – «квази-Горожанин» и «псевдо-Горожанин». С первой связываются перспектива проектных и организационных шагов, со второй – их тупик. Любая перспектива должна раскрываться, и раскрытием данной выступит второй шаг объективации – (взаимо)связь фигуры «Горожанин» с фигурой «Территориал». В чем различие, а вернее, ее дополнение к фигуре «Житель» из "знаменателя" схемы-3? С точки зрения цели и задач схемы-проекта «Горожанин» (схема-1) фигура «Территориал» должна "усилить" функции процесса-механизма трансляции городской культуры в комплексе прежде всего гуманитарных "градообразующих" обстоятельств. Важно, что именно гуманитарных, поскольку именно такого рода обстоятельствами опосредуются "материальные", "физические" и прочие статистически обсчитываемые обстоятельства становления города. Таким образом, следующим "градообразующим" обстоятельством выступит фигура «Территориал» - схема-5. "Усиление" ею фигуры «Горожанин» опять же онтологического толка. Во-первых, ей предстоит связать проект механизма трансляции городской культуры, символизируемой фигурой «Горожанин», с деятельностью и поведением, локализующимися на территории поселения и примыкающей к нему. Во-вторых, и как следствие первого, "укоренить" происхождение активов фигуры «Житель» в деятельности и поведении, также локализующихся на данной территории. Зафиксируем это обстоятельство на схеме как смену рамок и соотнесем с третьим веберовским положением – с "формированием представительских органов управления местной общиной, собственного суда и городской администрации, за счёт деятельности которых стало конституироваться сословие горожан [граждан города], являвшееся носителем особых привилегий, создающих городскую корпорацию и систему самоуправления". Перечисленное Вебером можно подвести под общее представление об институализации в духе «Конструирования социальной реальности» Бергера и Лукмана, но институализации в рамках определенной общины и в определенных же территориальных границах. Следовательно, за счет установления новой связки фигур «Горожанин» и «Территориал» проект, предлагаемый первой фигурой, акцентирует для второй два территориальных сценария:
– сценарий оконтуривания, локализующий становящиеся формы деятельности общины, а также поведение ее членов и
– сценарий разграничивания, выделяющий из фона коллективного труда поселения именно труд общины и постольку дающий начало ее специализации, в том числе специализации ее членов.
Таким образом, «община» – это организованность деятельности в рамках двух сценариев.
К СХЕМЕ ПОНЯТИЯ "ГОРОЖАНИН" (5)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / следующим "градообразующим" обстоятельством выступит фигура «Территориал» - схема-5. "Усиление" ею фигуры «Горожанин» опять же онтологического толка. Во-первых, ей предстоит связать проект механизма трансляции городской культуры, символизируемой фигурой «Горожанин», с деятельностью и поведением, локализующимися на территории поселения и примыкающей к нему. Во-вторых, и как следствие первого, "укоренить" происхождение активов фигуры «Житель» в деятельности и поведении, также локализующихся на данной территории.
© priss-laboratory, 2021 декабрь
   
В соответствии с первым сценарием – оконтуриванием – «актив», как положительная оценка фигуры «Житель», это уже не только характеристика социального индивида, сколь множественным он бы не был, но теперь и характеристика территориального локуса (локализованных видов поведения и деятельности). В соответствии со вторым сценарием – разграничиванием – «актив» характеризуется уже не только формой его фиксации, но и способом его трансформации. По мысли Вебера этот способ преимущественно опирается на денежное хозяйство, которое расширяется и усложняется в городском поселении много интенсивнее, чем в разрозненных сельских поселениях и сельской округе в целом.

Петр Щедровицкий напоминает: «Вебер исходит из того, что «город» и денежное хозяйство предоставили «горожанину» возможность сосредоточиться на одном из занятий, добиться в нем максимальной компетенции и, при этом, за счёт подобной концентрации обеспечить жизненные потребности своей семьи в объёме, сопоставимом с сельской местностью. Другими словами, город поощрял процесс специализации действия и знания его жителей, тем самым способствуя усложнению и повышению эффективности совместно-распределённой деятельности в целом».

И далее: «Именно эта дифференциация и, в пределе, специализация деятельного знания за счёт углубленного занятия каким-то видом деятельности дает горожанину подлинную «свободу» и, при прочих равных, более высокий уровень личных доходов. Именно на институциональной поддержке этого перехода к более сложным формам организации деятельности городское население новоевропейских городов средневековья и его представители в органах городской администрации, по мнению Вебера, с какого-то момента стали концентрировать свою миграционную, налоговую и торгово-промышленную политику, а также, что не менее важно, новую систему «городского» права».
  Объективация схемы «Горожанин-Территориал»  
.Вернемся к «проекту», принадлежащему фигуре «Горожанин». Теперь, в связке с фигурой «Территориал» – это проект «общины». Напомню, таковая составляется индивидами с общим для них именованием «Житель», а неотъемлемым значением имени служит «обладание активом» (схема-4)(25). До связи (А-В) оценка «проекта» фигурой «Житель» определялась возможностью «проекта» сохранить «активы». А это, напомню веберовское условие, предполагает добровольное принятие на себя воинской и милицейской повинностей. Очевидно, такое принятие возможно только в коллективной форме – в нашем случае в форме территориальной «общины».

Следовательно, фигуре «Горожанин» предстоит сконструировать соответствующую социальную реальность – институт, функции которого состояли бы
– в защите и сохранении «активов», а значит собственно безопасности жителей как их неотъемлемых носителей,
– в сосредоточении торговли и промышленности как минимум в масштабе сельской округи, а как максимум в содействии ее стремлению к международному масштабу,
– в организации собственного, внутриобщинного судопроизводства и многих прочих мирских дел,
– в представительстве общины в административных органах городского поселения, а значит во влиянии на миграционную, налоговую, торгово-промышленную политику и, что не менее важно, на новую систему «городского» права(26).

Итак, если рассматривать «проект», принадлежащий фигуре «Горожанин», сквозь призму категории форма-содержание, то в данной оптике «проект» должен быть отнесен в этой категориальной паре именно к элементу форма. Следовательно, «община», как организованность деятельности, возникшая в ходе разделения труда, должна быть отнесена именно к элементу содержание. Так велит нам рассуждать схематизация этой категориальной пары – схема-6.1.
СХЕМА ЗНАКА (6.1)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / если рассматривать «проект», принадлежащий фигуре «Горожанин», сквозь призму категории форма-содержание, то в данной оптике «проект» должен быть отнесен в этой категориальной паре именно к элементу форма. Следовательно, «община», как организованность деятельности, возникшая в ходе разделения труда, должна быть отнесена именно к элементу содержание. Так велит нам рассуждать схематизация этой категориальной пары
© ММК, 1960-е
© priss-laboratory, 2022
СХЕМА ЗНАНИЯ (6.2)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / эта же схематизация указывает нам, что форма всегда содержательна (правая полустрелка), а содержание всегда оформлено (левая полустрелка).При этом, следуя деятельностному подходу, мы понимаем, что подобная взаимосвязь элементов – формы и содержания – при несомненной их онтологичности далека от безусловного автоматизма и обоюдного детерминизма. Придание форме содержательности, а содержанию оформленности есть целенаправленные и практикоориентированные действия-операции, что отражено схемой знания, развертывающей изображение структуры знака
© ММК, 1960-е
© priss-laboratory, 2022
 
Но эта же схематизация указывает нам, что форма всегда содержательна (правая полустрелка), а содержание всегда оформлено (левая полустрелка).При этом, следуя деятельностному подходу, мы понимаем, что подобная взаимосвязь элементов – формы и содержания – при несомненной их онтологичности далека от безусловного автоматизма и обоюдного детерминизма. Придание форме содержательности, а содержанию оформленности есть целенаправленные и практикоориентированные действия-операции, что отражено схемой знания, развертывающей изображение структуры знака – схема-6.2. По-другому, содержательность формы определяется действиями-операциями, предпринимаемыми в конкретной ситуации вовсе не из праздного любопытства. Их задачей служит исследование "поведения" объекта и фиксация этого "поведения" в знаковой форме с ее возвращением в исходную ситуацию. В свою очередь, оформленность содержания обогащается дополнительными смыслами и значениями – дополнительными к существовавшим до предпринятого исследования. И, что важно, схема знака циклична, циклична и схема знания, что указывает на возможность (и даже логическую необходимость!) повторения цикла.
(...)
 
  Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры  
Этот раздел будет учитывать материал методологических заметок к перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность». Дело в том, что "классический" теоретический взгляд на территорию хотя и имеет место быть, но должен быть дополнен взглядом "неклассическим". Выражения "теоретический" и "классический" здесь означают не что иное, как выявление как бы естественного, т.е. нормального хода территориальных событий. А таковые действительны в случаен прогнозируемости факторов "среды", в которую погружена территория, и при более-менее неизменности механизмов, порождающих эти факторы. С 24 марта с.г. неизменность механизмов и прогнозируемость "средовых" факторов остались в прошлом.
Несколько ранее, при подготовке организационно-тематической сессии "Градостроительная политика: субъекты, цели, инструментарий", Ставрополь, 18-21 марта, 2020, я пришел к, казалось бы, очевидной мысли, что города и городские территории получают толчок к развитию и трансформации как правило в столкновении с проблемой нехватки ресурсов. В то время я полагал таковыми ситуациями по преимуществу осаду городской территории – военную или эпидемиологическую и, соответственно, ее неизбежную изоляцию, что приводит в конце концов к истощению территориальных ресурсов. Они буквально тотчас же проедаются или неуклонно истощаются, направляясь на поддержание неустранимых процессов жизнедеятеятельностного толка.
Учет экстремумов мы можем провести только по отношению к двум введенным связкам – «Горожанин-Житель» (А-Б) и «Горожанин-Территориал» (А-В). Эти две связки всего лишь два первых шага в теоретико-методическом развертывании механизма становления городской культуры, которая суть город как таковой.
Таким образом, прорисовка двух связок из пяти означает на данный момент единственное – экстремумы будут фактически определяться по отношению к недо-городу и к недо-горожанину, т.е. к недо-городской недо-культуре.
Здесь следует сделать отступление рефлексивно-методического свойства. А именно, данное исследование, если без ложного пафоса, так или иначе принадлежит к роду тех работ, которые ведут подготовку почвы для становления городской культуры, а следовательно, становления всего, чем славны и притягательны культурно-исторические образцы и ситуационные примеры нормального города, которому в России противостоят ранее слобода, вчера соцгород и ныне пост-слобода и пост-соцгород. Деятельность Вячеслава Леонидовича без преувеличения первая в этом ряду: и в смысле теоретического обеспечения проблематики становления городской культуры, и в смысле практических усилий для обеспечения ее всходов. Работа, которая ведется мной и организаторами семинара «Онтология города: проекция на местность» отталкивается, напомню, от его небольшого проблемного и вместе с тем программного текста – «Слободизация страны Гардарики», написанного для сборника «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания» (1996)(27).
Итак, попытаемся в отношении нашего "недо-города" умозрительно определить наиболее вероятные экстремумы для становления городской культуры. Обратимся к двум схемам развернутого на данном шаге понятия «Горожанин»: к схеме-4 и к схеме-5 и прежде всего на "объекты", выделяемые рамками данных схематизаций. Это, во-первых, сценарии освоения территории и, во-вторых, «проекты», строящиеся фигурой «Горожанин» в адреса фигуры «Житель» (схема-5) и фигуры «Территориал» (схема-6). В отличие от 2020-го – старта эпидемиологической осады, когда мной к этой фактической осаде теоретически добавлялся еще один механизм трансформации городской территории в виде военной осады, 2022-й добавляет фактическую (и практическую) осаду в виде внешнего санкционного давления.
Как и в случае с двумя другими механизмами, санкционное давление приводит к различным формам изоляции городской территории и, как следствие, к истощению ее ресурсов, не только внутренних, но и внешних.
Что это означает для различных видов сценариев территориального освоения? Напомню таковые:
– внешнее оконтуривание местности, за счет чего она осваивается в виде территориальных анклавов и им подобных образований;
– внутреннее разграничивание местности, в результате которого она осваивается в виде морфологически и функционально различных территориальных образований, что обеспечивает их различное взаимодействие;
проецирование на местность принципов, организационных идей и схем разделения труда, регионализации, урбанизации и проч. глобальных и макрорегиональных процессов, в результате чего территориальные образования местности выступают их конкретно-специфическими локациями.
Таким образом, любая территория (в отличие от местности/ландшафта) есть следствие реализации данных сценариев: какого-либо одного, комбинаций любых двух или представленности всего комплекта. Следовательно, и проявление экстремумов в сценарных территориях будет различным. Но нас интересует теоретически дозволенная конкретизация проявления экстремумов, и таковая отмечена выше, как проекты, строящиеся фигурой «Горожанин». Для фигуры «Житель» – это «актив» с абрисом его "цикла жизни" в ситуациях и практиках того и другого. Для фигуры «Территориал» – это «община» с перспективами ее "институционализации", также в ситуациях и практиках того и другого.
Вначале отметим, что территориальный сценарий «внешнее оконтуривание местности» наиболее уязвим из всех сценариев в случае угрозы не только своим внутренним ресурсам, но и внешним. Менее уязвим сценарий «внутреннее разграничивание местности». Практически неуязвим сценарий «проецирование на местность экстерриториальных структур и процессов». В общем плане это достаточно очевидно, поэтому необходимо достичь определенной очевидности в отношении содержимого сценируемых территорий – проектов, строящихся фигурой «Горожанин», более того, для самого пессимистичного сценария. Для этого вновь обратимся к схеме-4 и схеме-5. В схеме-4.1, изображающей связку «Горожанин-Житель» (А-Б), таким содержимым выступает «проект», строящийся фигурой «Горожанин» для фигуры «Житель» – проект «актива», принадлежащего последнему. Проект «актива» в территориальном сценарии «внешнее оконтуривание» ограничен контуром, непроницаемость которого в случае экстремума может быть абсолютной. В таком случае под «активом» придется понимать не ресурсы, а исключительно (внутренние) запасы. Кратко поясню, на чем основано мое различение т.н. ресурса и т.н. запаса. Его основание в преимущественно организационном значении первого и предметно-вещном значении второго. Такое различение не исключает предметно-вещное значение для понятия ресурса и организационное значение для понятия запаса, но лишь во вторую очередь, в качестве сугубо служебной, подчиненной функции того и другого. Запасы и по определению, и по своему любому фактическому состоянию безусловно конечны. Осознание данной ситуации потребует от фигуры «Житель» пересмотра сложившихся ранее практик, из которых основной выступала практика сбережения и преумножения «активов». Следовательно, фигура «Горожанин» также должна пересмотреть цели своего «проекта», ранее, в "нормальной" ситуации, составленного целями сбережения-преумножения «актива» фигуры «Житель».
Какие цели в данной ситуации/обстоятельстве должны быть поставлены перед «проектом»? Во-первых, в нем необходимо "общую" форму представления «актива» разотождествить на две "конкретные" формы – на форму представления собственно ресурса и форму представления собственно запаса. Во-вторых, обозначить ситуации и практики, связанные теперь с переформатированным «активом», и обозначить их отдельно для фигуры «Горожанин» и для фигуры «Житель».
К СХЕМЕ ПОНЯТИЯ "ГОРОЖАНИН" (4.1)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Актив» есть организованность деятельности во внутреннем контуре территории (схема-4.1). В "нормальных" обстоятельствах сбережение и преумножение «активов» внутреннего контура территории зависит не только во многом, но и в самом существенном от кооперационных/логистических связей с «активами» внешнего контура. Кооперационная/логистическая непроницаемость внутреннего контура оставляет «активу» только и только запасы, лишая ресурсов. Запасы, как уже отмечалось, по определению конечны. Следовательно, рано или поздно они будут истощены. Таким образом, перспектива неуклонного истощения запасов становится ведущим мотивом в ситуации фигуры «Житель» и ставит перед ним весьма экзистенциальные вопросы. Следовательно, практика фигуры «Житель», как найденные ответы на ситуацию, теперь будет составляться исключительно задачами выживания в разных планах этого смысла. И чем технологичнее были внешние «активы», тем больший "голод" ожидает «активы» внутренние(30). Следовательно, произойдет их деиндустриализация. Насколько она будет глубокой, зависит как от фактора непроницаемости контура, так и от временного фактора.
© priss-laboratory, 2021 декабрь
   
 
Непроницаемость территориального контура, абсолютная или относительная, накладывает весомые ограничения на цикл жизни «актива», принадлежащего фигуре «Житель», и поэтому здесь необходима логика, соответствующая экстремальным обстоятельствам. При "нормальных" обстоятельствах этот вопрос решался бы методично и методически. Попробуем наметить подобную "экстремальную" логику, тем более что она согласно Имре Лакатосу (см. его книгу «Доказательства и опровержения»), куда больше говорит об объекте, чем логика "нормальная".
Выше отмечалось, что в российском контексте понимание и знание эмпирическим жителем границ территориальных и прочих округов выступает неотъемлемой принадлежностью его "актива", по крайней мере в символической составляющей такового. Данное понимание и знание позволяет жителю определять и назначать "цену" "актива" и выставлять его на "торги". Собственно "торг" идет с носителем "решения", предлагающего таковое как условие/средство сбережения-преумножения "актива". Такова на этом шаге модельная ситуация прото-рынка, возникающего в поселении.
Ситуация кардинально меняется в обстоятельствах непроницаемости границ. "Актив" в своей материальной составляющей уже не может трансформироваться в "товар", а должен найти свое применение в границах контура, т.е. обрести единственный статус и единственную функцию – стать по возможности и по факту только и только продуктом(28). Максимальный вес в "активе" при его статусе и функции продукта приобретает исключительно форма и значение запаса, а минимальный вес, а то и ничтожный, – форма и значение ресурса(29).
Как данное обстоятельство отражается на ситуациях и практиках обеих фигур – фигуры «Горожанин» и фигуры «Житель»? Посмотрим на них с точки зрения «актива». «Актив» есть организованность деятельности во внутреннем контуре территории (схема-4.1). В "нормальных" обстоятельствах сбережение и преумножение «активов» внутреннего контура территории зависит не только во многом, но и в самом существенном от кооперационных/логистических связей с «активами» внешнего контура.
Кооперационная/логистическая непроницаемость внутреннего контура оставляет «активу» только и только запасы, лишая ресурсов. Запасы, как уже отмечалось, по определению конечны. Следовательно, рано или поздно они будут истощены. Таким образом, перспектива неуклонного истощения запасов становится ведущим мотивом в ситуации фигуры «Житель» и ставит перед ним весьма экзистенциальные вопросы. Следовательно, практика фигуры «Житель», как найденные ответы на ситуацию, теперь будет составляться исключительно задачами выживания в разных планах этого смысла. И чем технологичнее были внешние «активы», тем больший "голод" ожидает «активы» внутренние(30). Следовательно, произойдет их деиндустриализация. Насколько она будет глубокой, зависит как от фактора непроницаемости контура, так и от временного фактора.
В основание предыдущего соображения был положен «актив» фигуры «Житель». Представляется, что необходимо не только рабочее понятие актива, на которое опирается развертывание схемы-проекта «Горожанин», но и вполне общее, но, тем не менее, работающее в тематическом контексте данного раздела – нормы и экстремума в процессах урбанизации. Общее понятие актива может быть выражено следующей схемой (см. схему-7). Ее центр составляет интенциональное отношение. Это значит, нечто-как-актив назначается только и только данным отношением, нечто-как-актив есть только и только его следствие и функция. Этим нечто может выступить буквально все, что "увиделось" под определенным углом зрения. А этот угол зрения или ракурс рассмотрения нечто-как-актива определен весьма конкретными жизненными обстоятельствами, "скелетом" которых служат схематизмы поведения и действия. Если таковые доведены до автоматизма, то жизненные обстоятельства, как бы интендирующие активы, будут более-менее регулярными, и, следовательно, в роли актива могут выступить самые различные "вещи". Разумеется, в данном случае речь должна идти о "нормальных" обстоятельства. Если схематизмы поведения и действия не "автоматизированы"(31), то жизненными обстоятельствами, интендирующими активы, принудительно выступят обстоятельства "экстремальные". Под таковыми, как отмечено выше, принято т.н. обнуление активов(32) вследствие возникшей непроницаемости контура. Таким образом, комбинаторика схематизмов поведения и действия в различных жизненных обстоятельствах интендирования актива – "нормальных" и "экстремальных" – может рассматриваться некоей игрой т.н. стратегий выживания. В "нормальных" обстоятельствах в игре преобладает культурная норма, а в "экстремальных" социальный стереотип.
Грубая типология стратегий выживания может быть сведена в краткую таблицу (схема-8). В этой игре нас больше интересуют последние. Среди них самый массовый и постольку самый бессознательный социальный стереотип может быть отнесен ко всеобщему «спасайся, кто может». Наиболее сознательный и постольку наиболее социально типизированный, – к локальным призывам «спасемся группами». Промежуточный, вполне социально типизированный, но внеинституциональный, – к «спасаемся поодиночке».
К ОБЩЕМУ ПОНЯТИЮ АКТИВА (7)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Общее понятие актива может быть выражено следующей схемой (см. схему-7). Ее центр составляет интенциональное отношение. Это значит, нечто-как-актив назначается только и только данным отношением, нечто-как-актив есть только и только его следствие и функция. Этим нечто может выступить буквально все, что "увиделось" под определенным углом зрения. А этот угол зрения или ракурс рассмотрения нечто-как-актива определен весьма конкретными жизненными обстоятельствами, "скелетом" которых служат схематизмы поведения и действия. Если таковые доведены до автоматизма, то жизненные обстоятельства, как бы интендирующие активы, будут более-менее регулярными, и, следовательно, в роли актива могут выступить самые различные "вещи". Разумеется, в данном случае речь должна идти о "нормальных" обстоятельства.
© priss-laboratory, 2022, апрель
К ТИПОЛОГИИ СТРАТЕГИЙ ВЫЖИВАНИЯ (8)
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / комбинаторика схематизмов поведения и действия в различных жизненных обстоятельствах интендирования актива – "нормальных" и "экстремальных" – может рассматриваться некоей игрой т.н. стратегий выживания. В "нормальных" обстоятельствах в игре преобладает культурная норма, а в "экстремальных" социальный стереотип. Грубая типология стратегий выживания может быть сведена в краткую таблицу (схема-8). В этой игре нас больше интересуют последние. Среди них самый массовый и постольку самый бессознательный социальный стереотип может быть отнесен ко всеобщему «спасайся, кто может». Наиболее сознательный и постольку наиболее социально типизированный, – к локальным призывам «спасемся группами». Промежуточный, вполне социально типизированный, но внеинституциональный, – к «спасаемся поодиночке».
© priss-laboratory, 2022, апрель
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ // Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) / Схема задает фигуру и позицию горожанина как ключевую для проблематики города точно также, как, например, фигура и позиция исследователя является ключевой для сферы науки или, на другом полюсе, фигура воина для сферы армейской. А равно для ключевых фигур и позиций всех сфер, складывающихся исторически. Данная аналогия проводит ту мысль, что должны быть выявлены обстоятельства, в которых возникает специфическая позиция "горожанин", когда города в европейском смысле еще или уже не существует (сравни: науки еще или уже нет, а исследователь исследует, армии еще или уже нет, а воин на своем посту). Аналогия годится и для вполне города, если в нем обнаруживаются закрывающие развитие дефициты, каковые, если в культурологическом, экономическом и социологическом планах, следует отнести на счет отсутствующих в городе представителей именно городских "сословий" - носителей т.н. городской культуры.
     
  (продолжение следует)  
  сноски и примечания  
     
     
(1) - Cхема была построена как проект понятия для его - горожанина - места и роли в истории, мире и России (см. https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-06.htm). Выход на эти объемлющие рамки подтолкнули Глазычевские чтения 2021г. двумя текстами, ссылки на которые приведены в сносках ниже. А собственно графика схемы получена как упаковка материалов городского семинара по онтологии города. Замечу, города не малого, а весьма и весьма крупного. К тому же вобравшего в себя пять веков российской истории и постольку значимого представителя урбанизации России. А также: данный город обладает изрядным по этой части интеллектуальным потенциалом с амбициями на организационно-действенный, чему неоднократно давал знать. По сему, название представленных соображений следует прочесть развернуто: как миллионному поселению, уже бывавшему в в своей истории городом, вновь в нее, историю, вернуться?  
(2) - И взятый из его "Слободизации страны Гардарики", написанной для сборника "Иное. Хрестоматия нового российского самосознания", 1996.  
(3) - "Развитие как дефицитный ресурс" - лекция, прочитанная П.Щедровицким на Чтениях памяти Глазычева (2021) как развернутый комментарий к "Слободизации"
 
(4) - При том условии, что политические обстоятельства нигде и никогда не вечны, имея прежде всего в виду состояние российского местного самоуправления.  
(5) - Так как речь идет об общежитии, то нас должны интересовать решения, прежде всего касающиеся вопросов создания и поддержания "вещей" и "положений" общественного назначения.  
(6) -Позволим себе здесь проинтерпретировать формулу «специфическое хозяйственно-экономическое устройство и политико-административную организацию» как одновременно необходимую почву и неотвратимый побег городской культуры.  
(7) - Их характеристику смотри в «Горожанин. Место и роль в истории, мире и России» - https://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/about-city-polytiks_2021-06.htm  
(8) - См. здесь Бергер П., Лукман Т. «Социальное конструирование реальности».  
(9) - В методологическом плане требования, предъявляемые к фигуре «Горожанина» как процессу-механизму трансляции культуры, иллюстрируются схемой переноса опыта – https://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/museum-schemes/museum-schemes_11.htm  
(10) - Раздел постольку означен первой схематизацией, поскольку исходная схема-проект получена, напомню, за рамками данного текста – на семинарах по онтологии города. Этот же текст, имея в виду схему-проект, отталкивается, также напомню, от двух текстов – В.Глазычева и П.Щедровицкого (см. сноску #2), ставящих проблему города в России. Отталкивается именно по направлению схематизации проблемы, поставленной двумя этими текстами, с тем, чтобы попытаться перевести ее в решаемые задачи.  
(11) - Актив и доходы с него, если они не с «рынка», то по Веберу «Житель», держатель актива, вовсе не житель города в веберовском смысле (см. исторические веберовские примеры). Если же иметь в виду современные рынки современного города, то они, как правило, международные, глобальные. Рынок в масштабе городской-сельской округи – это для современности уже далеко не типичный пример.
 
(12) - Бессонова: «В хозяйственной истории России экономика и идеология переплетены настолько прочно и настолько они слитны, что не только теоретическая, но вообще широкая (общественная) мысль выдает одно за другое» (Бессонова О. «Раздаточная экономика как российская традиция», Русский журнал, 19.09.1997, http://old.russ.ru/journal/odna_8/97-09-19/besson.htm). Уточним и суждением С. Кордонского: «В раздаточной экономике нечто произведённое является товаром только в моменте пересечения границы» (Кордонский С. «Россия. Поместная Федерация». М.: Изд. «Европа», 2010, http://kordonsky.ru/?p=749  
(13) - Учитывая данный момент, далее я буду опираться на положения Трактата о социологии знания П.Бергмана и Т.Лукмана - "Конструирование социальной реальности" - https://priss-laboratory.net.ru/library/library_Berger-Luckma_0.htm. .  
(14) - см.здесь П.Бергман, Т.Лукман «Конструирование социальной реальности» (раздел Истоки институционализации): «Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (то есть опривычиванию). Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознано как образец его исполнителем. Кроме того, хабитуализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и с тем же практическим усилием. Это касается деятельности как в социальной сфере, так и вне её».  
(15) - Весьма распространенный эмпирический персонаж – т.н. городской активист, если смотреть на него "сквозь" фигуры «Горожанин» и «Житель» – может не быть озабочен сбережением своих активов, т.к. чаще всего его поведение эмоционально и аффективно, и ему не до "рефлексий". Его можно понять, т.к. поводов тому немало (от прозаической борьбы с ЖКХ до самоотверженного спасания "природы" или "исторической среды"). Если все же озабоченность возникает, напр., в связи с возникшим авторитетом и осознанием его в форме какого-никакого актива, то подобный активист может рассматриваться в роли потенциального организатора какого-либо городского движения или кандидата в органы МСУ. И тогда данный персонаж может связываться со схематизируемыми фигурами «Горожанин» и «Житель».  
(16) - Я исхожу из того, что онтологическое изображение служит подосновой проектного.  
(17) - Его штудировали как руководство как действию именно практики (операторы) мировых рынков.  
(18) - Наш отечественный "гуру" экономики, А.Аузан, – прекрасная иллюстрация глазычевских слов. Это можно проследить в эволюции его экономических идей с точки зрения их перспектив, в т.ч. весьма отдаленных. Если грубо: от заимствования А.Аузаном базовых положений теории и понятий «рынка» и «собственности» как таковых через теории институтов, пригодных к заимствованию «рынка» и «собственности» Россией, до, в конце концов, внимания к решающему значению идеи культуры. Эта эволюция касается вообще его видения модернизации, а не только о том или ином ее направлении.  
(19) - Здесь немного лирического отступления. Львиная доля моих сил и времени уходят на то, чтобы догнать теоретическую мысль о городе, убегающую и убегающую от меня куда-то вдаль. Оно и понятно: проблема города и подходы к ней в современной России и в ее более-менее обозримом "будущем" не внушают оптимизма. А если еще учесть уход из жизни Вячеслава Леонидовича Глазычева и, как следствие, невозможность совета старшего товарища "по текущему безнадежному моменту", то проблема представляется неразрешимой… Остается наращивать собственные возможности.  
(20) - Фигура «Житель» не взята "в оборот" по причине ее нефундаментального характера для становления городской культуры.  
(21) - " Институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода. Иначе говоря, любая такая типизация есть институт. Что здесь следует подчеркнуть, так это взаимность институциональных типизации и типичность не только действий, но и деятелей в институтах. Типизации опривыченных действий, составляющих институты, всегда разделяются; они доступны для понимания всех членов определенной социальной группы, и сам институт типизирует как индивидуальных деятелей, так и индивидуальные действия. Институт исходит из того, что действия типа Х должны совершаться деятелями типа X" (см. Бергер и Лукман "Истоки институционализации" в "Конструировании социальной реальности").  
(22) - Это в жанре вполне рефлексивного суждения эмпирического жителя, взглянувшего на себя глазами эмпирического горожанина.  
(23) - см. сноску #21.  
(24) - Развернуто и подробно об оргуправлении см. Георгий Петрович Щедровицкий: Путеводитель по методологии организации, руководства и управления - https://gtmarket.ru/library/basis/3344/3345  
(25) - Здесь уже следует дать предварительную характеристику данного «актива» – она должна быть соотнесена с идеей субъектности (в самом пока широком и категориально неопределенном смысле).  
(26) - Очередность, составленная здесь, сугубо логическая, а не хронологическая (историческая). Логическая очередность выражает исключительно шаги развертывания исходной схемы-проекта «Горожанин», а не фактичность, отражающую историческую последовательность того, что было "на самом деле".  
(27) - Название сборника символично и через два с небольшим десятка лет в новом переломе российского самосознания по всей видимости потребует своего переиздания.  
(28) -Различение товара и продукта элементарно: товар предназначен к обмену, прямому и опосредованному, а продукт к потреблению непосредственно его производителем или любым другим потребителем.  
(29) -Подобная дисквалификация ресурса в данном случае обусловлена его трансграничным характером. Запасы же по определению локализованы внутри контура. Об ископаемых запасах и говорить нечего.  
(30) - Я сейчас не касаюсь голода продовольственного. Нечто даже отдаленно напоминающее голодоморы прошлого века той же ООН будет тотчас признано гуманитарной катастрофой с принятием необходимых мер.  
(31) - Например так, как у Питера Бергера и Томаса Лумана в их трактате "Конструирование социальной реальности"  
(32) - Обнуление превращает активы в пассивы, вроде как в нейтральные, но может и в бремя, притом в отрицательное, если не в токсичное. Так, например, в свое время актив в виде знания немецкого – до того одного из немногих безусловных языков философии – вследствие закрытия территориального контура стал токсичным бременем. Ныне, в обстоятельствах т.н. специальной военной операции, а др., своими словами, российской агрессии, практически то же самое можно наблюдать в отношении языка русского. Теперь вместо представителя «русской культуры», подвигавшего иноязычных к чтению в подлиннике "Войну и мiръ" Льва Толстого, наш язык стал представителем «русского мира». А это представительство если и подвигает к чтению классика, то уже его "Хаджи Мурата".  
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, август 2021
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 13 август 2021

последнее обновление/изменение

19 июнь 2022
25 апрель 2022
10 апрель 2022
06 апрель 2022
29 январь 2022
27 январь 2022
16 январь 2022
10 январь 2022
22 декабрь 2021
01 декабрь 2021
22 октябрь 2021
02 октябрь 2021
30 август 2021
22 август 2021
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы