главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий
СААКОВ |
вернуться в разделш | Пространственное развитие: схематизирование, сценирование и планирование территорий деятельности |
содержание разделаш | Горожанин как проблема (к элементам онтологии города) |
Схема как проект понятия "горожанин" и как план онтологической работы |
Требования к онтологизации понятия "горожанин" |
Шаги объективации исходных онтологических полаганий |
Проблематизация первых проектных шагов |
Схематизация первая: «Горожанин-Житель» |
Объективация схемы «Горожанин-Житель» |
Различения как ловушки эмпирического материала |
Схематизация вторая: «Горожанин-Территориал» |
Объективация схемы «Горожанин-Территориал» |
Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры |
(...) |
Сноски и примечания |
см.также - Методологические заметки к перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность» |
Виталий СААКОВ ГОРОЖАНИН КАК ПРОБЛЕМА ЗАМЕТКИ К ОНТОЛОГИИ ГОРОДА |
"Могут ли
относительно устойчиво существовать "острова" городского начала, узлы чужеродной цивилизованности внутри панслободы?" (Вячеслав Глазычев, 1996) "Развитие "городов" в России уже с середины ХVI века резко расходится с общеевропейским трендом развития" (Петр Щедровицкий, 2021) "Я знаю, город будет" (Владимир Маяковский, 1929) |
Схема как проект понятия "горожанин" и как план онтологической работы |
Соображения, приводимые ниже, – это не более, чем упражнение в развертывании схемы «горожанин»(1). А если сказать более осторожно, то – попытка упражнения. Собственно, в чем? В том, чтобы, во-первых, попытаться раскрыть возможную перспективу для ответа на онтологический вопрос Вячеслава Глазычева, вынесенный в эпиграф(2). И, во-вторых, попытаться наметить альтернативу историческому выводу Петра Щедровицкого, также вынесенному в эпиграф(3). Итогом упражнения должна бы возникнуть убежденность под стать всеизвестному третьему эпиграфу. Убежденность в данном случае выражается в гипотетической фигуре «Горожанин», а ее изображение в виде соответствующей схемы. |
Схема задает фигуру и позицию горожанина как ключевую для проблематики города точно также, как, например, фигура и позиция исследователя является ключевой для сферы науки или, на другом полюсе, фигура воина для сферы армейской. А равно для ключевых фигур и позиций всех сфер, складывающихся исторически. Данная аналогия проводит ту мысль, что должны быть выявлены обстоятельства, в которых возникает специфическая позиция "горожанин", когда города в европейском смысле еще или уже не существует (сравни: науки еще или уже нет, а исследователь исследует, армии еще или уже нет, а воин на своем посту). Аналогия годится и для вполне города, если в нем обнаруживаются закрывающие развитие дефициты, каковые, если в культурологическом, экономическом и социологическом планах, следует отнести на счет отсутствующих в городе представителей именно городских "сословий" - носителей т.н. городской культуры. | Предполагается, если будет задано некоторое типологическое разнообразие позиций горожанина, то введенная схема может также рассматриваться исходной ”клеточкой” города. Также схема может рассматриваться изображением принципа пространственного строения города, обеспечивающего необходимые направления его развития. Тем самым, перечислены, с одной стороны, возможности схемы быть проектом понятия горожанина вообще и, с другой стороны, задачи, которые ставятся перед схемой как проектом конкретного понятия. Его конкретность намечена в первом абзаце – представить как возможно вос-становление города и градообразующих процессов на постсоветском пространстве с учетом его культурных и экономических обстоятельств, наследованных от социализма(4). |
|
Требования к онтологизации понятия "горожанин" |
Итак, схемой зафиксирован комплекс обстоятельств, которым порождается горожанин в среде-пространстве существующего города. Требуется мысленно вынуть его фигуру из порождающего комплекса, чтобы, схематизируя, продолжить мысль Глазычева, начатую эпиграфом: «…есть основания думать, что без постижения уникальной природы российского "нонурбанизма" разобраться в особенностях местной культуры и тем паче в механике образа бытия трудно или вообще невозможно». Мысленно вынутая фигура есть попросту индивид, но поскольку это человеческий индивид, ему для совместного бытия с другими индивидами требуется некое поселение. Сбыться или не сбыться этому поселению городом? | Щедровицкий
приводит исследования Вебера, который "…последовательно называет
и отвергает как недостаточные для однозначной организации нашего понимания
ряд признаков городских форм жизне- и мыследеятельности, которые известны
из исторических исследований "поселений" различных эпох и географического
расположения". Вебером последовательно отвергаются такие признаки, как численность поселения; за нею экономика, даже с противопоставленными сельскохозяйственному труду ее торговлей и промышленностью; также отвергается тип хозяйственно-экономической специализации, приобретшей согласно Глазычеву в советское время в страновом масштабе характер панслободы. Щедровицкий подчеркивает, что "по мнению Вебера мы должны называть "городом" поселение, ориентированное … на рынок, то есть на "постоянный товарообмен", являющийся не только существенной составной частью производственного заработка, но и ежедневного экономического спроса "населения", проживающего в этом месте. |
Любой
"город" является "рыночным местом", имеющим в качестве
экономического центра поселения "местный рынок", на котором
"вследствие существующей экономической специализации производства,
удовлетворяются потребности как городского, так и не городского населения.
Это означает, что доходы горожан зависят от покупательной силы его постоянного
населения и способности увеличить масштаб спроса со стороны его временных
обитателей". Это - в Европе, а что в России? Глазычев утверждает: "Мы имеем дело с особой действительностью, в которой все международные понятия, вроде урбанизации, обманчивы, подменяют и маскируют реальность". Обманчиво и международное понятие рынка. |
Шаги объективации исходных онтологических полаганий |
Вернемся к схеме горожанина с вопросом:
что следует оставить в порождаемом комплексе, чтобы он оставался при своей
силе, порождающей горожанина? Заострим вопрос, имея в виду веберовское
положение: что вместо рынка, или наряду с ним, в силе формировать горожанина?
Теперь смягчим вопрос: наметить подобие горожанина, его зародыш, даже
его уродца, которые при дополнительно осуществимом условии могли бы в
перспективе прорасти в российского горожанина, по некоторым основаниям
сопоставимым с европейским? Территория на первых порах должна быть исключена
из специфически городских признаков. Исключены должны быть как преждевременные
и картины города со сценариями освоения заселяемой территории. Представляется, что таковым признаком, так или иначе эквивалентном рынку, могут выступить ситуации и практики, возникающие в поселении и, что важно, связываемые замыслами (проектами, решениями) различного характера. Несомненно, что ситуации, как вопросы и задачи, встающие в поселении, на внешний взгляд поселенцев однозначнее, чем выдвигаемые из их среды ответы и решения, которые в случае их принятия могли бы составить практику общежития. Конкретные и в последующем воспроизводимые в закрепляемом формате обстоятельства выбора приемлемого решения могут в нашей схеме считаться функциональным подобием рынка. |
Закрепление обстоятельств выбора и принятия
решений в формате, согласованном жителями и поддержанном их жизнедеятельностными
стремлениями, - это уже вполне рынок, на котором "торгуются"
решения(5).
Феноменологический взгляд может усмотреть в подобном рынке и производимом им "рыночном" горожанине бесчисленные интерпретации, но Глазычев полагает "Если войти в эту феноменологическую позицию и стараться удержать в ней равновесие, то придётся начать отстраивать модель средоустройства не столько обычным образом - от целого к частности, сколько путем восстановления или восхождения к целому от мельчайшего проявления этого целого, не данного нам в понятийных моделях". Мы примем этот методологический ход и обратимся в поиске моделей к исследованиям Щедровицкого. "Именно тип доходов населения Вебер пытается положить в основание первичной типологизации городов. Прежде всего он разделяет между собой: 1) город потребителей (живущих в основном на ренту, жалование или пенсии - княжеский город, проживающий" патримониальные или политические доходы), 2) город производителей, 3) торговый город". На данном шаге нам пока важны не столько типы городов, сколько различающий их признак, а это, как отмечено выше, - специфический доход, который имеют жители поселения вследствие "торга" решений. Вновь обратимся к нашей схеме и ее элементам. Территория по-прежнему не дает нам достаточного конкретного понимания, разве что ее акцентировка как территории именно деятельности и поведения (оставляя на время ее топо- и географию). |
Таким деятельностно-поведенческим акцентом
территории выступают сценарии освоения: - ее оконтуривание в виде некоторого значащего локуса, - разграничение ее наличного и предстоящего содержимого и - проецирование на нее внешних идей и образцов поведения/деятельности. Каждым сценарием предполагается свой характер дохода от "торга" решениями. В одном случае - оконтуривания - характер дохода может зависеть от монопольной "цены" на решения, которая принимается внутри оконтуренного локуса, и жители вне контура вынуждены с нею считаться. В другом случае - разграничения (по физическому или символическому основанию) - доход может составляться "таможенными" сборами и прочими взиманиями при пересечении товара/решения той или иной установленной границы (С.Кордонский в "Россия. Поместная федерация" прямо указывает, что в отсутствие рынка как такового нечто становится товаром только при пересечении границы). В третьем случае - проецирования - доход может приносить "заморский" статус решения, как бы не имеющего ограничений в виде местных уложений и обычаев, с которыми решение должно бы считаться. Тем не менее, в любом случае доход для одних предполагает расход для других, пусть не обременительный, но в перспективе как непременное условие постоянства дохода первых. (…) |
Проблематизация первых проектных шагов |
Данное положение, так или иначе, апеллирует к культуре вообще, а с ней и к городской культуре. История по Глазычеву свидетельствует: «Города в европейском смысле худо укоренялись на российской территории в любой период ее никогда не завершаемого освоения, потому и с городской формой культуры у нас постоянные трудности, и само её наличие было и остается под вопросом. Под городской культурой Европой уже лет пятьсот понимается (…) культура вообще — особая среда порождения, распространения и обмена ценностей между относительно свободными гражданами, каковых греки именовали "политеи" или причастные к политике». Мысль Глазычева подчеркивает: обмен ценностями – физическими и символическими – имеет место в специфической среде-пространстве, определяемой как культура, а это следует понимать прежде всего как отбор образцов деятельности и поведения с целью им следовать и воспроизводить их. |
Щедровицкий приводит утверждение Вебера, которое в контексте проблематики становления городской культуры, может служить наглядной исторической иллюстрацией схождения в ситуациях поселения искомых вопросов. «Вебер утверждает, что только в Европе в средние века возник особый тип городов, соединивший в себе специфическое хозяйственно-экономическое устройство и политико-административную организацию(6). С его точки зрения, этот «исторический» тип возник за счёт наложения как минимум трёх разных моментов: |
(1) Первый веберовский момент – "Сосредоточения торговли и промышленности".
Поведение и действия схематизированного горожанина (см. схему-1) исходят из определенных сценариев освоения территории: оконтуривания, разграничивания и проецирования(7). Отмеченные сценарии могут описываться и как реконструкция череды событий в трансформации поселения, и как событийный, фактический план, принятый сообществом поселенцев. В соответствии с первым сценарием намечается контур с образованием вполне внутреннего и как бы внешнего пространств с перспективой взаимодействия их содержимых. В соответствии со вторым сценарием оба пространства разграничиваются (функционально и морфологически) на, как минимум, торговлю и промышленность, ”продавцов” и ”покупателей”. В соответствии с третьим сценарием контур и его разграничивания проецируются на ”мир” в том масштабе, который по замыслу сообщества поселения адекватен потенциалу внутреннего контура и воспроизводит вне его также адекватное разграничение/различение торговли и промышленности, ”продавцов” и ”покупателей”. |
|
(2) Второй веберовский момент –"Специфические формы обеспечения безопасности населения и функционирования «рынка»". Чтобы ввести таковые в схематизацию горожанина, необходимо еще одно отступление. Схема-3 изображает возможные логики становления подобных форм, впоследствии институтов(8), в виде знаков процессов, движимых одноимёнными механизмами. |
Совокупность этих процессов-механизмов составляет, как следует из схемы-3, основание искомого процесса-механизма становления и трансляции городской культуры(9), означенного как «горожанин». Две возможные логики, согласно данному изображению, лежат вполне на поверхности. Это (а) сведение фигуры «горожанина» к одной или нескольким фигурам ”знаменателя” и (б) прорисовывание диспозиции, в которой фигура «горожанина» присутствует на ”равных” со ”знаменательными” ему фигурами. |
Таким образом, все наше рассуждение двигалось и движется согласно варианту (б) с поправкой на то, что фигура «горожанина» как бы противопоставлена всем другим. По-иному, имплицитно их содержит и развертывается до полноты их позиционного комплекса. (...) |
|
Схематизация первая: «Горожанин-Житель»(10) |
На исходной схеме-проекте (см. схему-1) веберовские специфические формы обеспечения безопасности населения и функционирования «рынка» следует связывать с практиками, которые для данного случая стоит обозначить как практики общежития, складываемые внутри оконтуренной территории. Ответом на какие ситуации служат подобные практики? Или так: для предотвращения каких ситуаций? Вебер, говоря о безопасности, указывает на их явно негативный характер – как никак, речь идет о средних веках. Разумеется, такого рода ситуации не могут ждать своего естественного разрешения в виде неспешно формирующейся традиции, а требуют здесь и сейчас проектного решения. Воинская и милицейская повинности – это, по Веберу, и есть «проекты», создаваемые в рамках намечаемых картин города. Какой ”эквивалент” негативным ситуациям средневековья следует сопоставить современным российским слободам-поселениям? Соответственно, какие практики общежития, (прото- и квази-) городские, могут и должны складываться в ответ на реалии российской современности, которыми отмечено третье десятилетие XXI века? |
А если в самом общем виде, то: каким ситуациям становящегося средневекового города, рождающим горожанина – словами Глазычева, свободного гражданина, причастного к политике – могут и должны быть сопоставлены ситуации российской панслободы? В самом общем виде сопоставимо отсутствие политики, и вовсе не ”высокой”, формирующей государственное устройство, а политики как местного самоуправления, МСУ (жителей от поселков городского типа, ПГТ до слобод-миллиоников). МСУ согласно Глазычеву и есть решающее, поскольку самое широкое, политическое основание политических надстроек самой различной ”высотности”. В средневековом прото-городе политики также не было, зато с лихвой присутствовали регламентации ”сверху”. Торговля и промышленность, концентрирующиеся в средневековых прото-городах, не в последнюю очередь ”благодаря” подобной регламентации были вынуждены обзаводиться собственными уложениями, среди которых воинская и милицейская временные повинности были далеко не на последнем месте. И это понятно: наращиваемым торговым и промышленным активам вкупе с их рынками-пространствами требовались защита и сохранение. себя жителями. |
Итак, в самом общем виде сопоставлению в том, средневековом европейском случае, и в этом, современном российском, подлежат активы, требующие сбережения, и в этой связи ”невиданных” досель повинностей, добровольно возлагаемых на себя жителями. О какого рода активах и повинностях может и должна идти речь во втором – современном российском – случае? Представляется, по крайней мере о тех, которые вновь складывают элементы и формы местного самоуправления с входящими в них активами, а также наращивают потенциал уже ставших. Согласно исходной схеме-проекту (схема-1), подобные элементы и формы проектируются, чтобы получить устойчивые и воспроизводящиеся практики, как уже найденные и опробованные решения в ответ на очерченный характер возникающих ситуаций либо на их прогнозируемый тип. (…) |
|
Определить характер и статус активов требуется вне идеи и контекста собственности и рынка (как они значатся в европейской традиции), тем не менее, в соотнесении с ними, каковым соотнесением выше положен «торг выдвинутыми решениями»(11). Но так или иначе, контекст должен быть определен, в противном случае ни о какой практике не может идти речи в принципе. Глазычев таковым контекстом определяет панслободу, слободу всеобщую и безграничную, а нам достаточно и любой отдельной взятой. Что может выступать активом в слободе, описываемой О.Бессоновой и С.Кордонским в виде «сдаточно-раздаточной экономики»(12), к которой принадлежит и пресловутый соцгород, во многом неизжитый? Ответ предполагает схематизацию – развертывание исходной схемы-проекта. Ее первый шаг согласно логике схемы-4 должен установить связь проекта (найденного решения возникшей ситуации, «А») и актива (основы и условия дохода, «В»), а шире – связь «А-В», т.е., зависимость и даже взаимозависимость обстоятельств того и другого. |
В этой связи понимание и знание границ (сравни с выражениями-терминами С.Кордонского «в реальности» и «на самом деле») представляется неотъемлемой принадлежностью актива (по крайней мере для его символической составляющей). |
«Житель» также должен иметь для «торга» некий "проект", например, предположение о приемлемости цены решения, предлагаемого «Горожанином». Только в таком случае между обеими фигурами возможен «торг». Если же предполагаемая цена не приемлема, то у обеих фигур не возникнет никаких общих оснований для взаимодействия. Согласно логике схемы-3, если мы ограничиваемся связыванием только двух фигур – верхней и какой-либо нижней, то каждая из них должна получить префикс «квази-»: «квази-Горожанин», «квази-Житель» и т.д. Если же рассматривать только одну фигуру, вне связи с другими, то такая единичная фигура должна именоваться с приставкой «псевдо-». Что мы уже получили в плане проблематики трансляции (городской) культуры и воспроизводства (городской) деятельности, связывая фигуры «Горожанин» и «Житель»? Получили, разумеется, фигуры «квази-Горожанин» и «квази-Житель». Уточнение на этом шаге имен фигур имеет веское основание. А именно: если первая связка "оказалась вдруг" онтологичной в какой-либо своей части, и постольку могущей послужить проектированию(16), то приращение к ней последующих связок выведет схематизацию к искомой перспективе – к фигуре «Горожанин» как процессу-механизму трансляции (городской) культуры. Следовательно, предстоит проверка в российском контексте первой связки на предмет веберовского положения-требования. Напомню его – это обеспечение безопасности населения и функционирования «рынка» в форме добровольной (!) воинской и милицейской повинностей. (...) |
Объективация схемы «Горожанин-Житель» |
Этот раздел представляет собой, с одной стороны, конкретизацию раздела «Шаги объективации» и, с другой, проверку первого онтологического полагания – связи фигур «Горожанин» и «Житель». Как и ранее, в представлении фигуры «Горожанин», необходимо сделать отступление. Отступление состоит во временном "низведении" данной фигуры до положения «квази», поскольку она пока связана только с единственной фигурой – фигурой «Житель». Соответственно и формы «воинской и милицейской повинностей», о которых говорит Вебер, также будут иметь квази-образный характер. |
Здесь необходимо заметить, что обращение этих идей и теорий в современной России по убеждению Глазычева (неизбежно) приобретает фиктивный характер (отчасти квазиподобный, а в подавляющем большинстве случаев вид псевдо-понятий и псевдо-фактов). Также, как и судьбы прочих идей собственности и рынка, включая идеи Маркса(17). Потому стоит напомнить слова Глазычева: «Все международные понятия, вроде урбанизации, обманчивы, подменяют и маскируют [российскую] реальность»(18). Я тоже напомню свои: обманчиво и международное понятие рынка, которое далеко не исключение в общем положении дел. |
Следовательно моя задача состоит, с одной стороны, в подборе подходящих иллюстраций квази-обязанностей и, с другой стороны, в указании на эмпирические примеры обязанностей, характеризуемыми как «псевдо». Скорее всего, я не выполню этого "благого" намерения проиллюстрировать сказанное должными и подходящими примерами. Но извинением мне может служить единственное – дальнейшая конкретизация схем с возможностью наиболее полного их "сцепления" с эмпирическим материалом(19). Примеры будут извлекаться из профессиональных соцсетей, в которых авторы сообщений и комментариев фактически являют собой не что иное, как квази- или псевдо-фигуры «Горожанин», а также из т.н. официальных источников(20). Чтобы фигура «Горожанин» была представлена более-менее объемно, я буду выявлять ее в соответствие нескольким рубрикам: «поведение – деятельность», «активы – интересы», «публичность – огласка», «самоуправление – администрирование», «оргуправление – манипулирование». (…) |
Различения как ловушки эмпирического материала |
Поведение – деятельность. |
Иначе, напомню, между обеими фигурами не состояться никакому взаимодействию. Намечу варианты подобной фигуры «квази-Горожанин» и, соответственно, ее «квази-проектов» по сбережению активов фигуры «квази-Житель», тем самым также "низведя" их до неизбежного статуса «квази», другими словами, до тех или иных интересов. Не важно каких: высоких или низких, профессиональных или профанных, альтруистических или корыстных… |
Таким образом, если в отсутствии сферы публичной политики со стороны фигуры «Горожанин» появляются проекты, апеллирующие к данной сфере, то таковые проекты суть псевдо-проекты, а сама фигура «Горожанин» должна быть "развенчана" и квалифицирована также как «псевдо». Другое дело, если со стороны фигуры «Горожанин» проектируется именно огласка, то данная фигура по праву заслуживает квалификации «квази». |
Грубо говоря, входит ли оглашенное в огласке в их пресловутые kpi, нацпроекты или еще какой функционал, подлежащий безусловной и своевременной отчетности. Если входит, то у огласки и связанными с ней ожиданиями имеется шанс на ответную реакцию. Ее характер отчасти будет вскрыт в нижеследующих рубриках. Тем не менее, фигура «квази-Горожанин» может в этом случае сохранить свой статус «квази». |
Здесь мы опять имеем дело с феноменом границы в специфическом российском контексте. Это значит (если по Кордонскому), что необходимо различать их «в реальности» и «на самом деле». А поскольку их различение – это "компетенция" (если опять же по Кордонскому) сугубо "сословная", то оказывается, что трактовка одной и той же границы будет различной для различных "сословий". И в подобных обстоятельствах для фигуры «Горожанин» сокрыты, образно и фигурально, подводные камни. Столкнувшись с ними, она рискует присоединить к себе либо объективирующий префикс «квази», либо «псевдо», а шансы избежать "унижающих" ее объективаций ничтожны. |
Очевидно, что она "заслуживает" квалификацию «квази» только в том случае, если представительствует инсайдеров подобных территорий, в своей массе, увы, характерных для России. И если «квази», то с ней можно будет связывать некий смутный протоинститут. Если не представительствует, то должна квалифицироваться только и только как «псевдо». |
Схематизация вторая: «Горожанин-Территориал» |
На первом шаге проектной объективации, а именно, ее связывание с фигурой «Житель», получено разотождествление (расщепление) фигуры «Горожанин» на две вполне самостоятельные фигуры – «квази-Горожанин» и «псевдо-Горожанин». С первой связываются перспектива проектных и организационных шагов, со второй – их тупик. Любая перспектива должна раскрываться, и раскрытием данной выступит второй шаг объективации – (взаимо)связь фигуры «Горожанин» с фигурой «Территориал». В чем различие, а вернее, ее дополнение к фигуре «Житель» из "знаменателя" схемы-3? С точки зрения цели и задач схемы-проекта «Горожанин» (схема-1) фигура «Территориал» должна "усилить" функции процесса-механизма трансляции городской культуры в комплексе прежде всего гуманитарных "градообразующих" обстоятельств. Важно, что именно гуманитарных, поскольку именно такого рода обстоятельствами опосредуются "материальные", "физические" и прочие статистически обсчитываемые обстоятельства становления города. | Таким образом, следующим "градообразующим" обстоятельством выступит фигура «Территориал» - схема-5. "Усиление" ею фигуры «Горожанин» опять же онтологического толка. Во-первых, ей предстоит связать проект механизма трансляции городской культуры, символизируемой фигурой «Горожанин», с деятельностью и поведением, локализующимися на территории поселения и примыкающей к нему. Во-вторых, и как следствие первого, "укоренить" происхождение активов фигуры «Житель» в деятельности и поведении, также локализующихся на данной территории. Зафиксируем это обстоятельство на схеме как смену рамок и соотнесем с третьим веберовским положением – с "формированием представительских органов управления местной общиной, собственного суда и городской администрации, за счёт деятельности которых стало конституироваться сословие горожан [граждан города], являвшееся носителем особых привилегий, создающих городскую корпорацию и систему самоуправления". | Перечисленное Вебером можно подвести под общее представление об институализации в духе «Конструирования социальной реальности» Бергера и Лукмана, но институализации в рамках определенной общины и в определенных же территориальных границах. Следовательно, за счет установления новой связки фигур «Горожанин» и «Территориал» проект, предлагаемый первой фигурой, акцентирует для второй два территориальных сценария: – сценарий оконтуривания, локализующий становящиеся формы деятельности общины, а также поведение ее членов и – сценарий разграничивания, выделяющий из фона коллективного труда поселения именно труд общины и постольку дающий начало ее специализации, в том числе специализации ее членов. Таким образом, «община» – это организованность деятельности в рамках двух сценариев. |
|
В соответствии с первым сценарием – оконтуриванием – «актив», как положительная оценка фигуры «Житель», это уже не только характеристика социального индивида, сколь множественным он бы не был, но теперь и характеристика территориального локуса (локализованных видов поведения и деятельности). В соответствии со вторым сценарием – разграничиванием – «актив» характеризуется уже не только формой его фиксации, но и способом его трансформации. По мысли Вебера этот способ преимущественно опирается на денежное хозяйство, которое расширяется и усложняется в городском поселении много интенсивнее, чем в разрозненных сельских поселениях и сельской округе в целом. | Петр Щедровицкий напоминает: «Вебер исходит из того, что «город» и денежное хозяйство предоставили «горожанину» возможность сосредоточиться на одном из занятий, добиться в нем максимальной компетенции и, при этом, за счёт подобной концентрации обеспечить жизненные потребности своей семьи в объёме, сопоставимом с сельской местностью. Другими словами, город поощрял процесс специализации действия и знания его жителей, тем самым способствуя усложнению и повышению эффективности совместно-распределённой деятельности в целом». |
И далее: «Именно эта дифференциация и, в пределе, специализация деятельного знания за счёт углубленного занятия каким-то видом деятельности дает горожанину подлинную «свободу» и, при прочих равных, более высокий уровень личных доходов. Именно на институциональной поддержке этого перехода к более сложным формам организации деятельности городское население новоевропейских городов средневековья и его представители в органах городской администрации, по мнению Вебера, с какого-то момента стали концентрировать свою миграционную, налоговую и торгово-промышленную политику, а также, что не менее важно, новую систему «городского» права». |
Объективация схемы «Горожанин-Территориал» |
.Вернемся к «проекту», принадлежащему фигуре «Горожанин». Теперь, в связке с фигурой «Территориал» – это проект «общины». Напомню, таковая составляется индивидами с общим для них именованием «Житель», а неотъемлемым значением имени служит «обладание активом» (схема-4)(25). До связи (А-В) оценка «проекта» фигурой «Житель» определялась возможностью «проекта» сохранить «активы». А это, напомню веберовское условие, предполагает добровольное принятие на себя воинской и милицейской повинностей. Очевидно, такое принятие возможно только в коллективной форме – в нашем случае в форме территориальной «общины». | Следовательно, фигуре «Горожанин» предстоит сконструировать соответствующую социальную реальность – институт, функции которого состояли бы |
Итак, если рассматривать «проект», принадлежащий фигуре «Горожанин», сквозь призму категории форма-содержание, то в данной оптике «проект» должен быть отнесен в этой категориальной паре именно к элементу форма. Следовательно, «община», как организованность деятельности, возникшая в ходе разделения труда, должна быть отнесена именно к элементу содержание. Так велит нам рассуждать схематизация этой категориальной пары – схема-6.1. |
|
|
Но эта же схематизация указывает нам, что форма всегда содержательна (правая полустрелка), а содержание всегда оформлено (левая полустрелка).При этом, следуя деятельностному подходу, мы понимаем, что подобная взаимосвязь элементов – формы и содержания – при несомненной их онтологичности далека от безусловного автоматизма и обоюдного детерминизма. Придание форме содержательности, а содержанию оформленности есть целенаправленные и практикоориентированные действия-операции, что отражено схемой знания, развертывающей изображение структуры знака – схема-6.2. | По-другому, содержательность формы определяется действиями-операциями, предпринимаемыми в конкретной ситуации вовсе не из праздного любопытства. Их задачей служит исследование "поведения" объекта и фиксация этого "поведения" в знаковой форме с ее возвращением в исходную ситуацию. В свою очередь, оформленность содержания обогащается дополнительными смыслами и значениями – дополнительными к существовавшим до предпринятого исследования. И, что важно, схема знака циклична, циклична и схема знания, что указывает на возможность (и даже логическую необходимость!) повторения цикла. (...) |
Норма и экстремум в механизмах и процессах становления городской культуры |
Этот раздел будет учитывать материал методологических заметок к перспективам исследовательского проекта «Онтология города: проекция на местность». Дело в том, что "классический" теоретический взгляд на территорию хотя и имеет место быть, но должен быть дополнен взглядом "неклассическим". Выражения "теоретический" и "классический" здесь означают не что иное, как выявление как бы естественного, т.е. нормального хода территориальных событий. А таковые действительны в случаен прогнозируемости факторов "среды", в которую погружена территория, и при более-менее неизменности механизмов, порождающих эти факторы. С 24 марта с.г. неизменность механизмов и прогнозируемость "средовых" факторов остались в прошлом. Несколько ранее, при подготовке организационно-тематической сессии "Градостроительная политика: субъекты, цели, инструментарий", Ставрополь, 18-21 марта, 2020, я пришел к, казалось бы, очевидной мысли, что города и городские территории получают толчок к развитию и трансформации как правило в столкновении с проблемой нехватки ресурсов. В то время я полагал таковыми ситуациями по преимуществу осаду городской территории – военную или эпидемиологическую и, соответственно, ее неизбежную изоляцию, что приводит в конце концов к истощению территориальных ресурсов. Они буквально тотчас же проедаются или неуклонно истощаются, направляясь на поддержание неустранимых процессов жизнедеятеятельностного толка. Учет экстремумов мы можем провести только по отношению к двум введенным связкам – «Горожанин-Житель» (А-Б) и «Горожанин-Территориал» (А-В). Эти две связки всего лишь два первых шага в теоретико-методическом развертывании механизма становления городской культуры, которая суть город как таковой. |
Таким образом, прорисовка двух связок из пяти означает на данный момент единственное – экстремумы будут фактически определяться по отношению к недо-городу и к недо-горожанину, т.е. к недо-городской недо-культуре. Здесь следует сделать отступление рефлексивно-методического свойства. А именно, данное исследование, если без ложного пафоса, так или иначе принадлежит к роду тех работ, которые ведут подготовку почвы для становления городской культуры, а следовательно, становления всего, чем славны и притягательны культурно-исторические образцы и ситуационные примеры нормального города, которому в России противостоят ранее слобода, вчера соцгород и ныне пост-слобода и пост-соцгород. Деятельность Вячеслава Леонидовича без преувеличения первая в этом ряду: и в смысле теоретического обеспечения проблематики становления городской культуры, и в смысле практических усилий для обеспечения ее всходов. Работа, которая ведется мной и организаторами семинара «Онтология города: проекция на местность» отталкивается, напомню, от его небольшого проблемного и вместе с тем программного текста – «Слободизация страны Гардарики», написанного для сборника «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания» (1996)(27). Итак, попытаемся в отношении нашего "недо-города" умозрительно определить наиболее вероятные экстремумы для становления городской культуры. Обратимся к двум схемам развернутого на данном шаге понятия «Горожанин»: к схеме-4 и к схеме-5 и прежде всего на "объекты", выделяемые рамками данных схематизаций. Это, во-первых, сценарии освоения территории и, во-вторых, «проекты», строящиеся фигурой «Горожанин» в адреса фигуры «Житель» (схема-5) и фигуры «Территориал» (схема-6). В отличие от 2020-го – старта эпидемиологической осады, когда мной к этой фактической осаде теоретически добавлялся еще один механизм трансформации городской территории в виде военной осады, 2022-й добавляет фактическую (и практическую) осаду в виде внешнего санкционного давления. |
Как и в случае с двумя другими механизмами, санкционное давление приводит к различным формам изоляции городской территории и, как следствие, к истощению ее ресурсов, не только внутренних, но и внешних. Что это означает для различных видов сценариев территориального освоения? Напомню таковые: – внешнее оконтуривание местности, за счет чего она осваивается в виде территориальных анклавов и им подобных образований; – внутреннее разграничивание местности, в результате которого она осваивается в виде морфологически и функционально различных территориальных образований, что обеспечивает их различное взаимодействие; – проецирование на местность принципов, организационных идей и схем разделения труда, регионализации, урбанизации и проч. глобальных и макрорегиональных процессов, в результате чего территориальные образования местности выступают их конкретно-специфическими локациями. Таким образом, любая территория (в отличие от местности/ландшафта) есть следствие реализации данных сценариев: какого-либо одного, комбинаций любых двух или представленности всего комплекта. Следовательно, и проявление экстремумов в сценарных территориях будет различным. Но нас интересует теоретически дозволенная конкретизация проявления экстремумов, и таковая отмечена выше, как проекты, строящиеся фигурой «Горожанин». Для фигуры «Житель» – это «актив» с абрисом его "цикла жизни" в ситуациях и практиках того и другого. Для фигуры «Территориал» – это «община» с перспективами ее "институционализации", также в ситуациях и практиках того и другого. |
Вначале отметим, что территориальный сценарий «внешнее оконтуривание местности» наиболее уязвим из всех сценариев в случае угрозы не только своим внутренним ресурсам, но и внешним. Менее уязвим сценарий «внутреннее разграничивание местности». Практически неуязвим сценарий «проецирование на местность экстерриториальных структур и процессов». В общем плане это достаточно очевидно, поэтому необходимо достичь определенной очевидности в отношении содержимого сценируемых территорий – проектов, строящихся фигурой «Горожанин», более того, для самого пессимистичного сценария. Для этого вновь обратимся к схеме-4 и схеме-5. | В схеме-4.1, изображающей связку «Горожанин-Житель» (А-Б), таким содержимым выступает «проект», строящийся фигурой «Горожанин» для фигуры «Житель» – проект «актива», принадлежащего последнему. Проект «актива» в территориальном сценарии «внешнее оконтуривание» ограничен контуром, непроницаемость которого в случае экстремума может быть абсолютной. В таком случае под «активом» придется понимать не ресурсы, а исключительно (внутренние) запасы. Кратко поясню, на чем основано мое различение т.н. ресурса и т.н. запаса. Его основание в преимущественно организационном значении первого и предметно-вещном значении второго. Такое различение не исключает предметно-вещное значение для понятия ресурса и организационное значение для понятия запаса, но лишь во вторую очередь, в качестве сугубо служебной, подчиненной функции того и другого. Запасы и по определению, и по своему любому фактическому состоянию безусловно конечны. | Осознание данной ситуации потребует от фигуры «Житель» пересмотра сложившихся ранее практик, из которых основной выступала практика сбережения и преумножения «активов». Следовательно, фигура «Горожанин» также должна пересмотреть цели своего «проекта», ранее, в "нормальной" ситуации, составленного целями сбережения-преумножения «актива» фигуры «Житель». Какие цели в данной ситуации/обстоятельстве должны быть поставлены перед «проектом»? Во-первых, в нем необходимо "общую" форму представления «актива» разотождествить на две "конкретные" формы – на форму представления собственно ресурса и форму представления собственно запаса. Во-вторых, обозначить ситуации и практики, связанные теперь с переформатированным «активом», и обозначить их отдельно для фигуры «Горожанин» и для фигуры «Житель». |
|
Непроницаемость территориального контура, абсолютная или относительная, накладывает весомые ограничения на цикл жизни «актива», принадлежащего фигуре «Житель», и поэтому здесь необходима логика, соответствующая экстремальным обстоятельствам. При "нормальных" обстоятельствах этот вопрос решался бы методично и методически. Попробуем наметить подобную "экстремальную" логику, тем более что она согласно Имре Лакатосу (см. его книгу «Доказательства и опровержения»), куда больше говорит об объекте, чем логика "нормальная". Выше отмечалось, что в российском контексте понимание и знание эмпирическим жителем границ территориальных и прочих округов выступает неотъемлемой принадлежностью его "актива", по крайней мере в символической составляющей такового. Данное понимание и знание позволяет жителю определять и назначать "цену" "актива" и выставлять его на "торги". Собственно "торг" идет с носителем "решения", предлагающего таковое как условие/средство сбережения-преумножения "актива". Такова на этом шаге модельная ситуация прото-рынка, возникающего в поселении. |
Ситуация кардинально меняется в обстоятельствах непроницаемости границ. "Актив" в своей материальной составляющей уже не может трансформироваться в "товар", а должен найти свое применение в границах контура, т.е. обрести единственный статус и единственную функцию – стать по возможности и по факту только и только продуктом(28). Максимальный вес в "активе" при его статусе и функции продукта приобретает исключительно форма и значение запаса, а минимальный вес, а то и ничтожный, – форма и значение ресурса(29). Как данное обстоятельство отражается на ситуациях и практиках обеих фигур – фигуры «Горожанин» и фигуры «Житель»? Посмотрим на них с точки зрения «актива». «Актив» есть организованность деятельности во внутреннем контуре территории (схема-4.1). В "нормальных" обстоятельствах сбережение и преумножение «активов» внутреннего контура территории зависит не только во многом, но и в самом существенном от кооперационных/логистических связей с «активами» внешнего контура. |
Кооперационная/логистическая непроницаемость внутреннего контура оставляет «активу» только и только запасы, лишая ресурсов. Запасы, как уже отмечалось, по определению конечны. Следовательно, рано или поздно они будут истощены. Таким образом, перспектива неуклонного истощения запасов становится ведущим мотивом в ситуации фигуры «Житель» и ставит перед ним весьма экзистенциальные вопросы. Следовательно, практика фигуры «Житель», как найденные ответы на ситуацию, теперь будет составляться исключительно задачами выживания в разных планах этого смысла. И чем технологичнее были внешние «активы», тем больший "голод" ожидает «активы» внутренние(30). Следовательно, произойдет их деиндустриализация. Насколько она будет глубокой, зависит как от фактора непроницаемости контура, так и от временного фактора. |
В основание предыдущего соображения был положен «актив» фигуры «Житель». Представляется, что необходимо не только рабочее понятие актива, на которое опирается развертывание схемы-проекта «Горожанин», но и вполне общее, но, тем не менее, работающее в тематическом контексте данного раздела – нормы и экстремума в процессах урбанизации. Общее понятие актива может быть выражено следующей схемой (см. схему-7). Ее центр составляет интенциональное отношение. Это значит, нечто-как-актив назначается только и только данным отношением, нечто-как-актив есть только и только его следствие и функция. Этим нечто может выступить буквально все, что "увиделось" под определенным углом зрения. А этот угол зрения или ракурс рассмотрения нечто-как-актива определен весьма конкретными жизненными обстоятельствами, "скелетом" которых служат схематизмы поведения и действия. | Если таковые доведены до автоматизма, то жизненные обстоятельства, как бы интендирующие активы, будут более-менее регулярными, и, следовательно, в роли актива могут выступить самые различные "вещи". Разумеется, в данном случае речь должна идти о "нормальных" обстоятельства. Если схематизмы поведения и действия не "автоматизированы"(31), то жизненными обстоятельствами, интендирующими активы, принудительно выступят обстоятельства "экстремальные". Под таковыми, как отмечено выше, принято т.н. обнуление активов(32) вследствие возникшей непроницаемости контура. Таким образом, комбинаторика схематизмов поведения и действия в различных жизненных обстоятельствах интендирования актива – "нормальных" и "экстремальных" – может рассматриваться некоей игрой т.н. стратегий выживания. В "нормальных" обстоятельствах в игре преобладает культурная норма, а в "экстремальных" социальный стереотип. | Грубая типология стратегий выживания может быть сведена в краткую таблицу (схема-8). В этой игре нас больше интересуют последние. Среди них самый массовый и постольку самый бессознательный социальный стереотип может быть отнесен ко всеобщему «спасайся, кто может». Наиболее сознательный и постольку наиболее социально типизированный, – к локальным призывам «спасемся группами». Промежуточный, вполне социально типизированный, но внеинституциональный, – к «спасаемся поодиночке». |
|
|
(продолжение следует) |
сноски и примечания |
(5) - Так как речь идет об общежитии, то нас должны интересовать решения, прежде всего касающиеся вопросов создания и поддержания "вещей" и "положений" общественного назначения. |
(8) - См. здесь Бергер П., Лукман Т. «Социальное конструирование реальности». |
(16) - Я исхожу из того, что онтологическое изображение служит подосновой проектного. |
(27) - Название сборника символично и через два с небольшим десятка лет в новом переломе российского самосознания по всей видимости потребует своего переиздания. |
(28) -Различение товара и продукта элементарно: товар предназначен к обмену, прямому и опосредованному, а продукт к потреблению непосредственно его производителем или любым другим потребителем. |
|
|