главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий Сааков и PRISS-laboratory на Facebook | ||
FB-заметки
с Летней методологической школы "Технологии мышления. Схематизация"
17-24 августа 2015, Юрмала |
вернуться в разделш | Летние методологические школы |
вернуться в разделш | FB-заметки с Летних методологических школ, Юрмала |
PRISS-laboratory
и Виталий Сааков на Facebook https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1036796986364939&id=100001039424801&pnref=story |
ИЗ (СО!) ШКОЛЫ-2015 |
Методологический минимум: воля + рефлексия Методологический максимум: схематизация методологического минимума |
см. комментарии в Facebook - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1035569896487648&id=100001039424801 |
О МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ,
или ОРГАНИЗОВАННОСТИ В МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ(0) (после доклада Владимира Воловика)(1) |
2015-08-20 Чтобы вести речь именно о МД-организованностях: наряду с объектно-морфологической ее компонентой, собственно системной (у Воловика это "чертеж") она с необходимостью включает в себя (содержит) средства своего создания - мыслительную компоненту, и средства употребления - деятельностную компоненту. В истории "чертежа", как организованности МД, это весьма наглядно. |
Те и другие средства не есть элементы организованности, что противоречило бы ее понятию(2), а есть ее органические части. Их аналитика в различных поясах МД, как я предполагаю, позволит относить организованность в целом к различным видам мышления и деятельности. В данном случае к исследованию и/или проектированию |
О СХЕМАТИЗАЦИИ РЕТРО- И ПРО-СПЕКТИВНО |
Нахождение схемы и схематизации |
2015-08-21 Где и как мы находили схемы, а иначе - встречались с ними? В альбоме схем ММК или в текстах ММК. Это - к "ретро-": альбом был создан давно, а тексты еще раньше. |
Где и как мы будем находить их завтра? Чтобы не утерять эту возможность, требуется выполнить некоторые условия. И это - к "про-". | (продолжение следует) |
(1) Обстоятельства функционального места схем и схематизации |
Во-первых, в той или иной форме требуется воспроизвести обстоятельства функционального места схем и схематизации (смотри устройство текстов ММК)(3) | 2. (продолжение следует) |
(2) Каноническая форма текстов ММК |
Каноническая форма такова: - фиксация "локальной" ситуации затруднения, разрыва, тупика... (в мышлении и деятельности научного, профессионального и пр. сообществ) - обращение к положению интеллектуальных дел в мире |
- их инвентаризация, разбор, анализ и критика
- проблематизация как знаменатель: в культуре нет средств решения отмеченной ситуации - краткое предисловие и введение схемы - большой текст после схемы(4) |
3. (продолжение следует) |
(3) Замысел Школы и каноническая форма текстов ММК |
Замысел Школы-2015: "зеркальная" комната (смотри заключительную схему установочного доклада ПГ). В этом смысле каноническая форма текста-коммуникации ММК (прежде всего, ГП) и оргформа Школы тождественны. | Перед позиционерами Школы ставится "зеркало", выполненное в (интеллектуальном) материале того или сообщества. И обратное. При этом двух ("прямых") отражений заведомо недостаточно. | 4. (продолжение следует) |
см. комментарии в Facebook - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid...comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R3%22%7D |
(4) Системная и культуротехническая интерпретация эффекта "взаимоотражения мышлений" |
2015-08-22 С этого пункта остается только ставить вопросы. Например, такие: - что следует иметь в виду под "отражением" и, главное, под "взаимоотражением"? Размышлять можно в следующих направлениях: "системы, нарисованные на системах", "эффекты оп-арта", "скульптурная или фигуративная архитектура", "..." |
- должен/не должен изменяться материал
в результате "отражения"? - какое значение/функцию имеет трансформация/модификация исходного "изображения"? - к каким операциями и процедурам следует обращаться в процессах "(взаимо)отражения": к моделированию, к интерпретации, к метафоризации, к имитации..? - (...) |
5. (продолжение следует) |
см. комментарии в Facebook - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid...=%7B%22tn%22%3A%22R1%22%7D |
|
|
(5) Главное направление вопросов |
2015-08-26 Пожалуй, главное направление вопросов: Есть некоторый ряд лингво-эпистемологических приемов (мой новояз)(5) , позволяющих избежать объективации в исследовании некоторых психических, биологических, социологических явлений - это назвать необъективируемое явление "программой", "инстинктом", "схемой". В этом плане можно говорить о той или иной проблематике в тех или иных ситуациях (предметного) мышления. |
В этом же плане можно говорить об их "тождественности": напр., лингво-эпистемологический прием "схема" = лингво-эпистемологическому приему "инстинкт". Оба приема останавливают процесс объективации, завершая его в каком-либо виде, напр., в виде классифицирования необъективированного (неонтологизированного) явления. | Спрашивается: - как провести границу между стоп-схемой (напр., типа "инстинкт") и собственно схемой (не ММК, не СМД)? - самому (в СМД/не СМД-средствах) пытаться объективировать явление типа "инстинкт", "программа"? 6. (продолжение следует) |
(6) Системная и культуротехническая интерпретация эффекта "взаимоотражение в мышлении и деятельности" |
По всей видимости, отсечь схемы-фикции,
псевдо-схемы, стоп-схемы и т.п. от собственно схем или квази-схем, принадлежащих
различным культурам и видам/типам мышления и деятельности, в один "присест"
невозможно. Здесь требуется еще вырастить специальную интуицию и понимание. При этом сокращение объема работ по отделению одного от другого может быть связано, во-первых, с рабочим принципом "схема есть организованность в процессах М и Д" и, во-вторых, с направленностью процесса схематизации - "прямой" и "обратной". |
- В "прямой" схематизации связываются
организованности из различных поясов определенной МД в едином изображении/фигуре
с определенным комплексом функций, внутренних и внешних для данной МД,
с последующим выносом полученного изображения/фигуры во внешнее к данной
МД пространство. В этом смысле здесь нужно говорить о полученной схеме
как организованности, в которой определенным образом свернута соответствующая
мыследеятельность (и даже некоторая ее "полнота"). - В "обратной" схематизации определенная не МД-организованность (прежде всего, знаковая), претендующая на роль и значение схемы или могущая выступить таковой, соотносится с поясами схемы некоторой МД и расслаивается в них. Здесь нужно говорить об исходной схеме как "проекте" некоторой мыследеятельности, как прото-мыследеятельности, потенциальной мыследеятельности и т.п. |
На полях: СМД-понимание схемы, артикулированной
в графике и/или в тексте, предполагает включенность в понимаемое не только
самой схемы, но и процесса схематизации (той или иной его направленности). (продолжение следует) 7. (продолжение следует) |
примечания postquam |
(0) - Заметки приведены в той форме и последовательности, как они публиковались мной в FB. Исключение составляют примечания, данные при публикации заметок на странице сайта PRISS-laboratory. |
|