главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий Сааков и PRISS-laboratory на Facebook  
FB-заметки с Летней методологической школы "Технологии мышления. Схематизация"
17-24 августа 2015, Юрмала
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш Летние методологические школы  
вернуться в разделш FB-заметки с Летних методологических школ, Юрмала  
содержание разделаш FB-заметки с Летней методологической школы "Технологии мышления. Схематизация"  
  2015-08-19 Из (Со!!!) Школы-2015  
  2015-08-20 О мыследеятельностной организованности или организованности в мыследеятельности
  2015-08-21 О схематизации Ретро- и Про-спективно  
      (1) Нахождение схемы и схематизации  
      (2) Обстоятельства функционального места схем и схематизации  
      (3) Каноническая форма текстов ММК  
  2015-08-22   (4) Системная и культуротехническая интерпретация "взаимоотражения"  
  2015-08-26   (5) Главное направление вопросов  
      (6) Системная и культуротехническая интерпретация эффекта "взаимоотражения мышлений"  
  2015-09-12 Примечания postquam  
       
     
 
PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook PRISS-laboratory и Виталий Сааков на Facebook
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1036796986364939&id=100001039424801&pnref=story
   
 
 
 
  ИЗ (СО!) ШКОЛЫ-2015

Методологический минимум: воля + рефлексия
Методологический максимум: схематизация методологического минимума
   
  см. комментарии в Facebook - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1035569896487648&id=100001039424801
 
  О МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ, или ОРГАНИЗОВАННОСТИ В МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ(0)
(после доклада Владимира Воловика)(1)
2015-08-20
Чтобы вести речь именно о МД-организованностях: наряду с объектно-морфологической ее компонентой, собственно системной (у Воловика это "чертеж") она с необходимостью включает в себя (содержит) средства своего создания - мыслительную компоненту, и средства употребления - деятельностную компоненту. В истории "чертежа", как организованности МД, это весьма наглядно.
Те и другие средства не есть элементы организованности, что противоречило бы ее понятию(2), а есть ее органические части. Их аналитика в различных поясах МД, как я предполагаю, позволит относить организованность в целом к различным видам мышления и деятельности. В данном случае к исследованию и/или проектированию  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  О СХЕМАТИЗАЦИИ РЕТРО- И ПРО-СПЕКТИВНО
  Нахождение схемы и схематизации
2015-08-21
Где и как мы находили схемы, а иначе - встречались с ними? В альбоме схем ММК или в текстах ММК. Это - к "ретро-": альбом был создан давно, а тексты еще раньше.
Где и как мы будем находить их завтра? Чтобы не утерять эту возможность, требуется выполнить некоторые условия. И это - к "про-". (продолжение следует)
 
  (1) Обстоятельства функционального места схем и схематизации
Во-первых, в той или иной форме требуется воспроизвести обстоятельства функционального места схем и схематизации (смотри устройство текстов ММК)(3) 2. (продолжение следует)  
 
  (2) Каноническая форма текстов ММК
Каноническая форма такова:
- фиксация "локальной" ситуации затруднения, разрыва, тупика... (в мышлении и деятельности научного, профессионального и пр. сообществ)
- обращение к положению интеллектуальных дел в мире
- их инвентаризация, разбор, анализ и критика
- проблематизация как знаменатель: в культуре нет средств решения отмеченной ситуации
- краткое предисловие и введение схемы
- большой текст после схемы(4)
3. (продолжение следует)
 
  (3) Замысел Школы и каноническая форма текстов ММК
Замысел Школы-2015: "зеркальная" комната (смотри заключительную схему установочного доклада ПГ). В этом смысле каноническая форма текста-коммуникации ММК (прежде всего, ГП) и оргформа Школы тождественны. Перед позиционерами Школы ставится "зеркало", выполненное в (интеллектуальном) материале того или сообщества. И обратное. При этом двух ("прямых") отражений заведомо недостаточно. 4. (продолжение следует)
  см. комментарии в Facebook - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid...comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R3%22%7D
 
  (4) Системная и культуротехническая интерпретация эффекта "взаимоотражения мышлений"
2015-08-22
С этого пункта остается только ставить вопросы. Например, такие:
- что следует иметь в виду под "отражением" и, главное, под "взаимоотражением"? Размышлять можно в следующих направлениях: "системы, нарисованные на системах", "эффекты оп-арта", "скульптурная или фигуративная архитектура", "..."
- должен/не должен изменяться материал в результате "отражения"?
- какое значение/функцию имеет трансформация/модификация исходного "изображения"?
- к каким операциями и процедурам следует обращаться в процессах "(взаимо)отражения": к моделированию, к интерпретации, к метафоризации, к имитации..?
- (...)
5. (продолжение следует)
  см. комментарии в Facebook - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid...=%7B%22tn%22%3A%22R1%22%7D
расслаивание МД-организованности в схеме МД
PRISS-laboratory и Виталий СААКОВ на Facebook/ Виталий СААКОВ. FB-заметки с Летней методологической школы "Технологии мышления. Схематизация" / Расслаивание МД-организованности в схеме мыследеятельности
© priss-laboratory, 2015-08-23
   
сборка МД-организованностей как схемы
PRISS-laboratory и Виталий СААКОВ на Facebook/ Виталий СААКОВ. FB-заметки с Летней методологической школы "Технологии мышления. Схематизация" / Сборка МД-организованностей как схемы
© priss-laboratory, 2015-08-23
   
PRISS-laboratory и Виталий СААКОВ на Facebook/ Виталий СААКОВ. FB-заметки с Летней методологической школы "Технологии мышления. Схематизация" / Сборка МД-организованностей как схемы
PRISS-laboratory и Виталий СААКОВ на Facebook/ Виталий СААКОВ. FB-заметки с Летней методологической школы "Технологии мышления. Схематизация" / Расслаивание МД-организованности в схеме мыследеятельности
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (5) Главное направление вопросов
2015-08-26
Пожалуй, главное направление вопросов:
Есть некоторый ряд лингво-эпистемологических приемов (мой новояз)(5) , позволяющих избежать объективации в исследовании некоторых психических, биологических, социологических явлений - это назвать необъективируемое явление "программой", "инстинктом", "схемой". В этом плане можно говорить о той или иной проблематике в тех или иных ситуациях (предметного) мышления.
В этом же плане можно говорить об их "тождественности": напр., лингво-эпистемологический прием "схема" = лингво-эпистемологическому приему "инстинкт". Оба приема останавливают процесс объективации, завершая его в каком-либо виде, напр., в виде классифицирования необъективированного (неонтологизированного) явления. Спрашивается:
- как провести границу между стоп-схемой (напр., типа "инстинкт") и собственно схемой (не ММК, не СМД)?
- самому (в СМД/не СМД-средствах) пытаться объективировать явление типа "инстинкт", "программа"?
6. (продолжение следует)
 
  (6) Системная и культуротехническая интерпретация эффекта "взаимоотражение в мышлении и деятельности"
По всей видимости, отсечь схемы-фикции, псевдо-схемы, стоп-схемы и т.п. от собственно схем или квази-схем, принадлежащих различным культурам и видам/типам мышления и деятельности, в один "присест" невозможно. Здесь требуется еще вырастить специальную интуицию и понимание.
При этом сокращение объема работ по отделению одного от другого может быть связано, во-первых, с рабочим принципом "схема есть организованность в процессах М и Д" и, во-вторых, с направленностью процесса схематизации - "прямой" и "обратной".
- В "прямой" схематизации связываются организованности из различных поясов определенной МД в едином изображении/фигуре с определенным комплексом функций, внутренних и внешних для данной МД, с последующим выносом полученного изображения/фигуры во внешнее к данной МД пространство. В этом смысле здесь нужно говорить о полученной схеме как организованности, в которой определенным образом свернута соответствующая мыследеятельность (и даже некоторая ее "полнота").
- В "обратной" схематизации определенная не МД-организованность (прежде всего, знаковая), претендующая на роль и значение схемы или могущая выступить таковой, соотносится с поясами схемы некоторой МД и расслаивается в них. Здесь нужно говорить об исходной схеме как "проекте" некоторой мыследеятельности, как прото-мыследеятельности, потенциальной мыследеятельности и т.п.
На полях: СМД-понимание схемы, артикулированной в графике и/или в тексте, предполагает включенность в понимаемое не только самой схемы, но и процесса схематизации (той или иной его направленности).
(продолжение следует)
7. (продолжение следует)
 
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  примечания postquam
  (0) - Заметки приведены в той форме и последовательности, как они публиковались мной в FB. Исключение составляют примечания, данные при публикации заметок на странице сайта PRISS-laboratory.  
  (1) - В установочном докладе Петр Щедровицкий настойчиво проводил мысль о решающем значении для темы Школы понятия (системомыследеятельностной) организованности.  
  (2) - В подобном варианте и в данном плане детализации рассмотрения речь уже шла бы не об "организованности", а о "системе"  
  (3) - См.здесь "Интуиции и тезисы культуротехники", п.1.1, 1.2: тексты Московского методологического кружка несомненно относятся к культуротехническим. В них не только и не столько исследуются культурные феномены (в истории, в науке, в проектировании...) и феномены культуры (сама история, сама наука, проектирование...), но и анализируются культурные нормы, разрабатываются и вводятся новые (в исторические и научные исследования, в проектирование...).  
  (4) - В самом установочном докладе Петра Щедровицкого, а также у ряда докладчиков (прежде всего у Вл.Воловика, В.Алейника, Ф.Александрова) "текст" выступает как бы физическим местом "схемы". И, как это теперь и далее понятно, это не только текст ММК. Но "схема" в нем по своей роли может быть сопоставлена с ролью схем в текстах ММК. Также понятно, но требует отдельного и особого осмысления, "схемы" с местом не в структуре (теоретического) текста, а в структуре (практического) действиях (доклады А.Волкова, Д.Ковалевича).  
  (5) - Если сегодня задуматься, то этот новоязовский термин нерефлексивно всплыл у меня с глубины где-то 1994г. - времени написания отмеченных "Интуиций и тезисов культуротехники". Стоит предположить, что за ним стоят также доклады и тезисы конференций по схематизации Фонда им.Г.П.Щедровицкого "Схематизация: преодоление границ, устанавливаемых языком, знаком, знанием", 2009 и "Схематизация в деятельности: методологические и методические аспекты", 2011  
   
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2015 август
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 12 сентябрь 2015

последнее обновление/изменение
15 май 2018
14 май 2018
24 ноябрь 2015
14 сентябрь 2015